Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования» (ФГОС СОО) и составлена
на основании программы по биологии для 10 класса авторов: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Для реализации программы используется следующий методический компекс:
Учебник “Биология: 10 класс”: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018
Цель программы: Сформировать у школьников в процессе биологического образования понимание значения законов и закономерностей существования и развития живой природы, осознание величайшей ценности жизни и биологического разнообразия нашей планеты, понимание роли процесса эволюции и закономерностей передачи наследственной информации для объяснения многообразия форм жизни на Земле.
Задачи:
•ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения курса биологии 10 класса ученик научится:
• оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
• оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
• устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
• обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
• проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
• выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
• обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
• характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
• устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
• составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
• аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
• обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
• оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
• выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
• представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Ученик получит возможность научиться:
• организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; • прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
• выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
• анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
• аргументировать необходимость синтеза естественно- научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
• моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
• выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
• использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
В соответствии с учебным планом МБОУ – Лопатенской СОШ рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
Введение в курс общебиологических явлений (7 часов)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. (Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Биосферный уровень организации жизни (17 часов)
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А. И. Опарина, и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.
Биогеоценотический уровень организации жизни (16 часов)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа:
«Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»
НРК: Влияние промышленных предприятий республики на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Особо охраняемые природные территории ЧР
Природные ресурсы Чувашской Республики и проблемы рационального природопользования.
Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни (28 часов)
Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Человеческие расы. Гипотезы происхождения человека. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторная работа:
«Морфологические критерии, используемые при определении видов»
«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».
Экскурсии:
«Многообразие видов в родной природе»
НРК: Антропогенное воздействие на биоразнообразие ЧР.
Экологические проблемы Брянской области и пути их решения.
Природные парки, памятники природы.
Календарно-тематическое планирование
№ пп
№ урока в теме
Тема раздела, тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Дата проведения
Примечания
По плану
Фактич
1.
1
Глава 1. Введение в курс общей биологии
Содержание и структура курса общей биологии
7
1
Знать предмет и науки, составляющие общую биологию. Уметь характеризовать биологию как комплексную науку. Понимать роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира.
2.
2
Основные свойства жизни
1
Знать определение понятию жизнь. Уметь называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе.
3.
3
Уровни организации живой материи
Входной контроль.
1
Знать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Уметь определять принадлежность биологических объектов к уровню организации.
4.
4
Значение практической биологии
1
Уметь приводить примеры практического применения достижений современной биологии.
5.
5
Методы биологических исследований
1
Знать методы исследований живой природы. Объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании естественно – научной картины мира.
6.
6
Живой мир и культура
1
Знать что такое культура. Понимать роль живой природы в развитии культуры.
7.
7
Контрольная работа по теме: "Введение в курс общей биологии"
1
8.
1
Глава 2. Биосферный уровень жизни
Учение о биосфере
17
1
Знать определение понятию биосфера. Называть признаки, компоненты и свойства биосферы. Уметь характеризовать живое вещество, биокосное, косное, биогенное вещество биосферы. Определять границы биосферы.
9.
2
Функции живого вещества в биосфере
Уметь характеризовать: функции живого вещества и приводить примеры; распределение биомассы на земном шаре.
10.
3
Происхождение живого вещества
1
Уметь описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.
11.
4
Теория Опарина –Дж. Холдейна о происхождении жизни
1
Уметь анализировать и оценивать работы Опарина, Холдейна, Бернала, Миллера
12.
5
Физико – химическая эволюция в развитии биосферы
1
Понимать физические явления в истории Земли
13.
6
Биологическая эволюция в развитии биосферы
1
Знать определения терминам: прокариоты, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, эукариоты. Уметь описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки и многоклеточности.
14.
7
Хронология развития жизни на Земле
1
Знать определения ключевым понятиям.
Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами.
15.
8
Этапы развития жизни на Земле
1
Знать определения ключевым понятиям.
Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Понимать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами.
16.
9
Биосфера как глобальная
экосистема
1
Знать структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие.
17.
10
Круговорот веществ в природе
1
Знать определение понятию круговорот веществ, биохимические циклы. Уметь описывать биохимические циклы углерода, фосфора, воды. Понимать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии.
18.
11
Круговорот азота
1
Знать определение понятию круговорот азота, биохимические циклы. Уметь описывать круговорот азота. Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; понимать роль живых организмов в круговороте.
19.
12
Механизмы устойчивости биосферы
1
Знать механизмы устойчивости биосферы.
20.
13
Человек как житель биосферы
1
Уметь объяснять способы воздействия человека на биосферу. Понимать и оценивать глобальность проблемы. Прогнозировать последствия.
21.
14
Особенности биосферного уровня организации живой матери и его роль в обеспечении жизни на Земле
1
Знать антропогенные факторы воздействия на биосферу. Уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека. Понимать необходимость защиты среды окружающей среды.
22.
15
Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы
1
Уметь характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Понимать и систематизировать информацию о экологических проблемах. Анализировать и оценивать глобальные проблемы.
23.
16
Экологические факторы и их значение
1
Знать определения: абиотические, биотические, антропогенные факторы. Приводить их примеры. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.
24.
17
Контрольная работа по теме: "Биосферный уровень жизни"
1
25.
1
Глава 3. Биогеоценотический уровень жизни
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни
16
1
Знать определения ключевым понятиям. Уметь характеризовать структуру биогеоценоза. Приводить примеры функциональных групп организмов.
26.
2
Биогеоценоз как био- и экосистема
1
Знать определения ключевым понятиям. Выделять отличия между понятиями биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры.
27.
3
Строение и свойства биогеоценоза
1
Уметь характеризовать пространственную и морфологическую структуру биогеоценозов; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах. Знать направление потока веществ в пищевой цепи. Уметь составлять схемы пищевых цепей.
28.
4
Л. р. № 1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»
с. 204
1
Уметь сравнивать приспособленность организмов разных ярусов к условиям жизни
29.
5
Совместная жизнь видов в биогеоценозе
1
Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры.
30.
6
Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах
1
Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры.
31.
7
Причины устойчивости в биогеоценозе
1
Понимать механизм саморегуляции и свойства биогеоценоза.
32.
8
Зарождение и смена биогеоценозов
1
Знать определения понятиям. Уметь описывать механизм сукцессий. Знать причины смены экосистем.
33.
9
Суточные и сезонные изменения биогеоценозов
1
Знать суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Уметь приводить примеры приспособленности организмов к ним.
34.
10
Многообразие водных биогеоценозов
1
Знать определения понятиям. Уметь характеризовать интенсивность действия фактора. Уметь приводить примеры ограничивающего воздействия факторов.
Называть антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы. Выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах.
37.
13
Заповедные территории Брянской области
1
Уметь обосновывать необходимость бережного отношения к природе.
38.
14
Природопользование в истории человечества
1
Знать определение понятия – природопользование. Формулировать принципы рационального природопользования.
39.
15
Экологические законы природопользования
1
Обосновывать необходимость бережного отношения к природе.
40.
16
Контрольная работа по теме: "Биогеоценотический уровень жизни"
1
41.
1
Глава 4. Популяционно- видовой уровень жизни
Вид, его критерии и структура
28
1
Знать определение - вид. Приводить примеры видов растений и животных. Уметь перечислять и характеризовать критерии вида.
42
2
Л. р. № 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов». с. 206
1
Знать морфологические свойства вида
43.
3
Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система
1
Знать определение популяции. Уметь отличать понятия - вид и популяция. Уметь называть признаки популяций.
44.
4
Популяция – структурная единица вида
1
Знать основные типы популяций
45.
5
Популяция как основная единица эволюции
1
Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции.
46.
6
Видообразование – процесс увеличения видов на Земле
1
Знать способы образования видов: аллопатрическое и симпатрическое
47.
7
Система живых организмов на Земле
1
Знать основные таксономические единицы. Уметь определять систематическое положение организмов.
48.
8
Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества
1
Знать и понимать понятие "биоразнообразие"
49.
9
Этапы происхождения человека
. 1
Уметь характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей.
50.
10
Человек как уникальный вид живой природы
1
Знать признаки, доказывающие принадлежность человека к позвоночным млекопитающим. Уметь называть биологические и социальные особенности человека. Характеризовать систематическое положение.
51.
11
История развития эволюционных идей
1
Уметь описывать научные представления об эволюции Линнея и Ламарка. Знать их заслуги и заблуждения. Характеризовать значение эволюционного учения.
52.
12
Естественный отбор и его формы
1
Знать определение понятию ЕО. Уметь называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего, движущей формы ЕО. Характеризовать формы ЕО.
53.
13
Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия
1
Знать определение понятию. Уметь описывать механизм ИО. Сравнивать ИО и ЕО.
54.
14
Современное учение об эволюции.
1
Знать основные положения СТЭ. Понимать роль СТЭ в формировании научного мировоззрения.
55.
15
Результаты эволюции и её основные закономерности
1
Знать содержание понятия. Уметь называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности.
56.
16
Основные направления эволюции
1
Знать определения понятиям. Уметь называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций.
57.
17
Л. р. № 3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».
1
Уметь выделять и описывать ароморфозы на примере растений и животных.
58.
18
Обобщающий урок
«Учение об эволюции»
1
Знать эволюционные процессы
59.
19
Особенности популяционно – видового уровня жизни.
1
Знать особенности популяционно-видового уровня жизни
60
20
Значение изучения популяций и видов
1
Понимать роль популяций и видов в природе.
61.
21
Генофонд и причины гибели видов
. 1
Знать причины гибели видов.
62.
22
Итоговая контрольная работа
1
63.
23
Всемирная стратегия охраны природных видов
Проблема сохранения видов
1
Знать причины гибели видов. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных.
64.
24
Экскурсия «Многообразие видов в родной природе»
1
Знать видовое разнообразие родного края.
65.
25
Особенности популяционно – видового уровня жизни
1
Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции.
66.
26
Обобщение темы: «Популяционно- видовой уровень жизни»
1
Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции.
67.
27
Движущие силы антропогенеза.
1
Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать движущие силы антропогенеза