kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 10 класса по биологии. Учебник Пономарева

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»


Пояснительная записка


Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования» (ФГОС СОО) и составлена

на основании программы по биологии для 10 класса авторов: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Для реализации программы используется следующий методический компекс:


Учебник “Биология: 10 класс”: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2018

Цель программы: Сформировать у школьников в процессе биологического образования понимание значения законов и закономерностей существования и развития живой природы, осознание величайшей ценности жизни и биологического разнообразия нашей планеты, понимание роли процесса эволюции и закономерностей передачи наследственной информации для объяснения многообразия форм жизни на Земле.

Задачи:

•ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


В результате освоения курса биологии 10 класса ученик научится:

• оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

• оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

• устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

• обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

• проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

• выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

• обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

• характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

• устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

• составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

• аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

• обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

• оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

• выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

• представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.


Ученик получит возможность научиться:

• организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; • прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

• выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

• анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

• аргументировать необходимость синтеза естественно- научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

• моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

• выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

• использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.



В соответствии с учебным планом МБОУ – Лопатенской СОШ рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Содержание учебного предмета

Введение в курс общебиологических явлений (7 часов)

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. (Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы). Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Биосферный уровень организации жизни (17 часов)

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле: А. И. Опарина, и Дж. Холдейна. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов.

Биогеоценотический уровень организации жизни (16 часов)

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа:

«Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

НРК: Влияние промышленных предприятий республики на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Особо охраняемые природные территории ЧР

Природные ресурсы Чувашской Республики и проблемы рационального природопользования.

Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни (28 часов)

Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. История развития эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции - синтетическая теория эволюции (СТЭ). Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюция человека. Человеческие расы. Гипотезы происхождения человека. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторная работа:

«Морфологические критерии, используемые при определении видов»

«Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».

Экскурсии:

«Многообразие видов в родной природе»

НРК: Антропогенное воздействие на биоразнообразие ЧР.

Экологические проблемы Брянской области и пути их решения.

Природные парки, памятники природы.


Календарно-тематическое планирование


№ пп

№ урока в теме




Тема раздела, тема урока


Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения


Примечания

По плану

Фактич

1.

1

Глава 1. Введение в курс общей биологии

Содержание и структура курса общей биологии

7


1

Знать предмет и науки, составляющие общую биологию. Уметь характеризовать биологию как комплексную науку. Понимать роль биологии в формировании современной естественно – научной картины мира.




2.

2

Основные свойства жизни

1

Знать определение понятию жизнь. Уметь называть признаки живых организмов. Описывать проявления свойств живого. Различать процессы обмена веществ у живых организмов и в неживой природе.




3.

3

Уровни организации живой материи

Входной контроль.

1

Знать уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Уметь определять принадлежность биологических объектов к уровню организации.




4.

4

Значение практической биологии


1

Уметь приводить примеры практического применения достижений современной биологии.




5.

5

Методы биологических исследований

1

Знать методы исследований живой природы. Объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании естественно – научной картины мира.




6.

6

Живой мир и культура

1

Знать что такое культура. Понимать роль живой природы в развитии культуры.




7.

7

Контрольная работа по теме: "Введение в курс общей биологии"

1




8.

1

Глава 2. Биосферный уровень жизни

Учение о биосфере

17


1

Знать определение понятию биосфера. Называть признаки, компоненты и свойства биосферы. Уметь характеризовать живое вещество, биокосное, косное, биогенное вещество биосферы. Определять границы биосферы.




9.

2

Функции живого вещества в биосфере


Уметь характеризовать: функции живого вещества и приводить примеры; распределение биомассы на земном шаре.




10.

3

Происхождение живого вещества

1

Уметь описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.




11.

4

Теория Опарина –Дж. Холдейна о происхождении жизни

1

Уметь анализировать и оценивать работы Опарина, Холдейна, Бернала, Миллера




12.

5

Физико – химическая эволюция в развитии биосферы

1

Понимать физические явления в истории Земли




13.

6

Биологическая эволюция в развитии биосферы

1

Знать определения терминам: прокариоты, автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, эукариоты. Уметь описывать начальные этапы биологической эволюции. Называть и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки и многоклеточности.




14.

7

Хронология развития жизни на Земле

1

Знать определения ключевым понятиям.

Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами.




15.

8

Этапы развития жизни на Земле


1

Знать определения ключевым понятиям.

Уметь выявлять ароморфозы у растений и животных. Понимать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическим и климатическими факторами.




16.

9

Биосфера как глобальная

экосистема

1

Знать структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие.




17.

10

Круговорот веществ в природе

1

Знать определение понятию круговорот веществ, биохимические циклы. Уметь описывать биохимические циклы углерода, фосфора, воды. Понимать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии.




18.

11

Круговорот азота

1

Знать определение понятию круговорот азота, биохимические циклы. Уметь описывать круговорот азота. Характеризовать сущность и значение круговорота веществ и превращения энергии; понимать роль живых организмов в круговороте.




19.

12

Механизмы устойчивости биосферы

1

Знать механизмы устойчивости биосферы.




20.

13

Человек как житель биосферы

1

Уметь объяснять способы воздействия человека на биосферу. Понимать и оценивать глобальность проблемы. Прогнозировать последствия.




21.

14

Особенности биосферного уровня организации живой матери и его роль в обеспечении жизни на Земле

1

Знать антропогенные факторы воздействия на биосферу. Уметь анализировать и оценивать последствия деятельности человека. Понимать необходимость защиты среды окружающей среды.




22.

15

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

1

Уметь характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем. Понимать и систематизировать информацию о экологических проблемах. Анализировать и оценивать глобальные проблемы.




23.

16

Экологические факторы и их значение

1

Знать определения: абиотические, биотические, антропогенные факторы. Приводить их примеры. Уметь анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды.





24.

17

Контрольная работа по теме: "Биосферный уровень жизни"

1





25.

1

Глава 3. Биогеоценотический уровень жизни

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

16

1

Знать определения ключевым понятиям. Уметь характеризовать структуру биогеоценоза. Приводить примеры функциональных групп организмов.




26.

2

Биогеоценоз как био- и экосистема

1

Знать определения ключевым понятиям. Выделять отличия между понятиями биогеоценоз, экосистема. Приводить примеры.




27.

3

Строение и свойства биогеоценоза

1

Уметь характеризовать пространственную и морфологическую структуру биогеоценозов; роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах. Знать направление потока веществ в пищевой цепи. Уметь составлять схемы пищевых цепей.




28.

4

Л. р. № 1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

с. 204

1

Уметь сравнивать приспособленность организмов разных ярусов к условиям жизни




29.

5

Совместная жизнь видов в биогеоценозе

1

Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры.




30.

6

Приспособления видов к совместной жизни в биогеоценозах

1

Знать типы взаимоотношений между организмами и выделять их особенности. Приводить примеры.




31.

7

Причины устойчивости в биогеоценозе

1

Понимать механизм саморегуляции и свойства биогеоценоза.




32.

8

Зарождение и смена биогеоценозов

1

Знать определения понятиям. Уметь описывать механизм сукцессий. Знать причины смены экосистем.




33.

9

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов

1

Знать суточные и сезонные изменения биогеоценозов. Уметь приводить примеры приспособленности организмов к ним.




34.

10

Многообразие водных биогеоценозов

1

Знать определения понятиям. Уметь характеризовать интенсивность действия фактора. Уметь приводить примеры ограничивающего воздействия факторов.




35.

11

Многообразие биогеоценозов суши

1

Знать экологические группы организмов.




36.

12

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем).

1

Называть антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы. Выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах.




37.

13

Заповедные территории Брянской области

1

Уметь обосновывать необходимость бережного отношения к природе.




38.

14

Природопользование в истории человечества


1

Знать определение понятия – природопользование. Формулировать принципы рационального природопользования.




39.

15

Экологические законы природопользования

1

Обосновывать необходимость бережного отношения к природе.




40.

16

Контрольная работа по теме: "Биогеоценотический уровень жизни"

1





41.

1

Глава 4. Популяционно- видовой уровень жизни

Вид, его критерии и структура


28

1

Знать определение - вид. Приводить примеры видов растений и животных. Уметь перечислять и характеризовать критерии вида.




42

2

Л. р. № 2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов». с. 206

1

Знать морфологические свойства вида




43.


3

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система


1

Знать определение популяции. Уметь отличать понятия - вид и популяция. Уметь называть признаки популяций.





44.

4

Популяция – структурная единица вида

1

Знать основные типы популяций




45.

5

Популяция как основная единица эволюции

1

Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции.




46.

6

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

1

Знать способы образования видов: аллопатрическое и симпатрическое




47.

7

Система живых организмов на Земле

1

Знать основные таксономические единицы. Уметь определять систематическое положение организмов.




48.

8

Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества


1

Знать и понимать понятие "биоразнообразие"




49.

9

Этапы происхождения человека

. 1

Уметь характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей.




50.

10

Человек как уникальный вид живой природы


1

Знать признаки, доказывающие принадлежность человека к позвоночным млекопитающим. Уметь называть биологические и социальные особенности человека. Характеризовать систематическое положение.




51.

11

История развития эволюционных идей

1

Уметь описывать научные представления об эволюции Линнея и Ламарка. Знать их заслуги и заблуждения. Характеризовать значение эволюционного учения.




52.

12

Естественный отбор и его формы

1

Знать определение понятию ЕО. Уметь называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего, движущей формы ЕО. Характеризовать формы ЕО.




53.

13

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия

1

Знать определение понятию. Уметь описывать механизм ИО. Сравнивать ИО и ЕО.




54.

14

Современное учение об эволюции.

1

Знать основные положения СТЭ. Понимать роль СТЭ в формировании научного мировоззрения.




55.

15

Результаты эволюции и её основные закономерности

1

Знать содержание понятия. Уметь называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности.




56.

16

Основные направления эволюции

1

Знать определения понятиям. Уметь называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций.




57.

17

Л. р. № 3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».


1

Уметь выделять и описывать ароморфозы на примере растений и животных.




58.

18

Обобщающий урок

«Учение об эволюции»

1

Знать эволюционные процессы




59.

19

Особенности популяционно – видового уровня жизни.

1

Знать особенности популяционно-видового уровня жизни




60

20

Значение изучения популяций и видов

1

Понимать роль популяций и видов в природе.




61.

21

Генофонд и причины гибели видов

. 1

Знать причины гибели видов.




62.

22

Итоговая контрольная работа

1





63.

23

Всемирная стратегия охраны природных видов

Проблема сохранения видов



1

Знать причины гибели видов. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных.




64.

24

Экскурсия «Многообразие видов в родной природе»


1

Знать видовое разнообразие родного края.




65.

25

Особенности популяционно – видового уровня жизни

1

Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции.




66.

26

Обобщение темы: «Популяционно- видовой уровень жизни»

1

Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать эволюционные процессы, происходящие в популяции.




67.

27

Движущие силы антропогенеза.

1

Знать определения понятиям. Уметь называть и характеризовать движущие силы антропогенеза




68.

28

Расы человека

1


Знакомство с расами человека




69.

1

Обобщение по курсу

1





70.

2

Подведение итогов

1













8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 10 класс

Автор: Чернобай Ольга Васильевна

Дата: 11.10.2021

Номер свидетельства: 588350

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства