kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

составлена с учетом интеграции и актуальной тематики.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»




составлена с учетом интегративных связей с географией, физикой, химией и информатикой, включает изучение актуальных тем для Тюменской области)

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).

  2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089

  3. Федерального базисного учебного плана (Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г.

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  5. Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень)

  6. Авторской программы В.В.Пасечника, опубликованной издательством «Дрофа» в 2010г

  7. Учебного плана на 2018-2019 учебный год.



Учебник: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2014 .

Методический комплекс:

1. Рабочая тетрадь. Общая биология 10-11 классы. – М.: «Дрофа», 2013 г.

2. Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Экзамен, 2014

3. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. Общая биология. 10-11 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2010



Цели и задачи

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на

базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории

развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в

биологической науке; роли биологической науки в формировании современной

естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической

деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за

экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую

культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей,

теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе

работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости

бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению

оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки

последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей

и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил

поведения в природе.


Место предмета в базисном учебном плане

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и

навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего

(полного) общего образованиябазовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка,

поиск информции в различных источниках

Методы достижения целей

Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:

Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий.

Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.



Рабочей программой предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с

целью систематизации знаний по темам, для достижения результатов уровня обученности,

для осуществления тематического контроля.

Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии

учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков,

методические приёмы.

Типы уроков:

проблемно-практические дискуссии (коллективная работа).

практические занятия (коллективная работа);

проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);

исследовательские уроки (индивидуальная работа);

урок-лекция;

урок решения задач;

урок-конференция;

комбинированный урок





















2.Учебно-тематический план


Распределение учебного материала по разделам и часам:

10 класс

№ раздела

Название раздела

Количество часов

Биология как наука. Методы научного познания

4

Клетка

10

Организм.

19


Обобщение и контроль знаний

1










10 класс 11класс







СОДЕРЖАНИЕ (34 часов)

биология как наука.
методы научного познания (4 ч)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы*. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации:

Биологические системы.

Уровни организации живой природы.

Методы познания живой природы.


Актуальная тематика для региона:

Экскурсия на предприятия Вагайского района по изучению химического состава молока, изучение биотехнологических процессов гликолиза, брожения : С.Вагай, ветстанция (качество молока, содержание белков, углеводов, жиров)

ООО "Ермак" производство хлеба и хлебобулочных изделий


Экскурсия или виртуальная экскурсия на предприятия Тюменской области по сортировке, переработке мусора и утилизации твердых бытовых отходов (ООО Лизинговая компания «Диамант групп-Тюмень», ООО «Экологический альянс», ООО «Долина Карабаш», ООО «Экодром»)

Экскурсия на местные природные объекты (река, лес, озеро и пр.) с целью изучения биосистем разного уровня:



Клетка (10)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации:

Строение молекулы белка.

Строение молекулы ДНК.

Строение молекулы РНК.

Строение клетки.

Строение клеток прокариот и эукариот.

Строение вируса.

Хромосомы.

Характеристика гена.

Удвоение молекулы ДНК.

Лабораторные и практические работы:

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.

Сравнение строения клеток растений и животных.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.


Организм (19 ч)

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации:

Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

Фотосинтез.

Деление клетки (митоз, мейоз).

Способы бесполого размножения.

Половые клетки.

Оплодотворение у растений и животных.

Индивидуальное развитие организма.

Моногибридное скрещивание.

Дигибридное скрещивание.

Перекрест хромосом.

Неполное доминирование.

Сцепленное наследование.

Наследование, сцепленное с полом.

Наследственные болезни человека.

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Мутации.

Модификационная изменчивость.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

Искусственный отбор.

Гибридизация.

Исследования в области биотехнологии.

Актуальная тематика для региона:

Экскурсия или виртуальная экскурсия на фермерские хозяйства по производству животноводческой продукции Тюменской области:

Общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленная фирма "Бегишево"

Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив "Транссервисмолоко"

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Желнинский" (молочное направление)


Экскурсия на предприятия по разведению пород животных и сортов растений:

Сельскохозяйственный производственный кооператив "Желнинский" (молочное направление)

РИФ-инвест, с.Куларово (мясное направление, производство картофеля и др.)



Лабораторные и практические работы:

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Составление простейших схем скрещивания.

Решение элементарных генетических задач.

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм.

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базо­вом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность за­конов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; ге­нов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размно­жение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособ­ленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биоло­гической науки;

  • биологическую терминологию и символику,

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании на­учного мировоззрения; вклад биологических те­орий в формирование современной естественнона­учной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицатель­ное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменя­емости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчи­вости и смены экосистем; необходимость сохране­ния многообразия видов;

•решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные' схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в эко­системах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химиче­ский состав тел живой и неживой природы, заро­дыши человека и других млекопитающих, природ­ные экосистемы и агроэкосистемы своей местнос­ти), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипоте­зы сущности жизни, происхождения жизни и чело­века, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельнос­ти в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологи­ческих моделях;

  • находить информацию о биологических объек­тах в различных источниках (учебных текстах, спра­вочниках, научно-популярных изданиях, компью­терных базах данных, интернет-ресурсах) и крити­чески ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми про­дуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследо­ваний в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


Календарно-тематическое планирован ие

10 класс (34 часа в год) 1полугодие-15ч. 2 полугодие-19 ч.


Тема урока


тип урока

Содержание урока


Виды учебной деятельности

Актуальная тематика для региона.

Интеграция.

Контроль,

дом. задание

Дата

план

Дата факт.


Раздел 1: Биология как наука. Методы научного познания (4часа)





1(1)


Краткая история развития биологии..




И.н.м


Предмет и задачи об­щей биологии, связь биологии с другими науками. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Учащиеся должны знать, что изучает общая биология, биологические науки, этапы научных исследований, определять проблемы, выдвигать гипотезы, планировать эксперименты, делать выводы из полученных результатов.







&1




2(2)

Методы исследования в биологии

Комб.

Методы исследования

Знать основные методы изучения природы

Интеграция с химией и физикой

& 2


Входной контроль




3(3)

Сущность жизни и свойства живого.



комб.


Биология. Жизнь. Основ­ные свойства живых организмов. Многообра­зие живого мира.





Учащиеся должны уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляцию, самовоспроизведение, наследст­венность и изменчивость, рост и развитие, раз­дражимость и уметь привести примеры пред­ставителей 5 царств Ж.О.

царст


царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.



&3




4(4)

Уровни организации живой материи.

комб.

Молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный


На основе знания уровней организации жизни, учащиеся должны охарактеризовать каждый уровень организации жизни с точки зрения системного подхода.

Общество с ограниченной ответственностью "Вагайское деревообрабатывающее предприятие"

Нефтеперерабатывающая станция "Вагай" Ишимского Управления магистральных нефтепроводов акционерного общества "Транснефть-Сибирь"

ООО "Бобровское нефтегазодобывающее предприятие"(Первовагайское поселение)

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областная больница № 9" (с. Вагай)

&4, повт.1-3




Раздел 2: Клетка (10 часов)





1(5)


Методы цитологии. Клеточная теория.

(1 час)

зач-об. и.н.м.


Основные положения клеточной теории, осо­бенности строения кле­ток прокариотов и эу-кариотов.



Учащиеся должны знать основные положения клеточной теории и основные отличия в строении клеток организмов разных царств, уметь доказать материаль­ное единство органического мира.




&5




2(6)




Химический состав клетки (4часа)

Неорганические ве­щества, их роль в клетке.


комб.

Урок-дискус

сия



Элементарный состав живого вещества. Строение и биологиче­ское значение воды и минеральных солей.


Учащиеся должны знать элементарный состав живого вещества и уметь привести примеры макроэлементов, биоэлементов и микроэлемен­тов; содержание и роль воды и минеральных солей в клетке


Интеграция с химией.

устный

фрон­тальный опрос

&6-8





3(7)


Органические веще­ства клетки. Углево-

ды, липиды, их роль в клетке.


комб.


Строение и биологиче­ское значение углеводов, липидов.


. Учащиеся должны знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других ли­пидов. Объяснять переход количественных изменений в качественные на примере углеводов



.Вагай, ветстанция

(качество молока, содержание белков, углеводов, жиро

прове­рочная беседа

&9-10





4(8)


Строение и функции белков.


комб.


Биополимеры, полипеп-тиды, пептидная связь; структуры, свойства и функции белковых мо­лекул; биологические катализаторы - фермен­ты

Учащиеся должны знать строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке; уметь объяснять функции белков осо­бенностями строения их молекул

Вагай, ветстанция

(качество молока, содержание белков, углеводов, жиро

устный фрон-тальный опрос

&11




5(9)


Нуклеиновые кисло­ты. АТФ.

и.н.м.


ДНК, РНК, АТФ, генети­ческий код.


Учащиеся должны знать особенности строения молекул ДНК, РНК и АТФ, их биологическое значение. Учащиеся должны уметь схематиче­ски изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК.





&12-13, повт.5-11




6(10)


Строение клетки (4часа)

Клеточная мембрана. Ядро. Особенности строе­ния клеток бактерий, грибов, растений и животных.


и.н.м.

Л.Р

Строение и функции оболочки, цитоплазмати-ческой мембраны, ядра.









микроскопом

Учащиеся должны знать строение и функции ядра, клеточных мембран.

Л.Р.№1 Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом





поиско­вая бесе­да

&14-15




7(11)

Цитоплазма. Органоиды клетки.

комб.

Строение и функции цито­плазмы и её органои­дов.


Учащиеся должны знать строение и функции цитоплазмы, органоидов клетки, клеточных включений.



&16-17, таблица




8(12)

Сходство и различия в строении прокариот и эукариот

Л.Р.



Л.Р.№2 Приготовление и описание














9(13)

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

пр.р л.р.


Учащиеся должны уметь сравнивать биологические объекты


Л.р.№3 «Сравнение строения клеток растений и животных»



&19




10

(14)


. Вирусы.


и.н.м.


Строение бактериальной клетки, спорообразова-ние, размножение и значение бактерий. Ви­русы и бактериофаги.

Учащиеся должны знать особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека.



&18, 20, повт.14-17, 19




Раздел 3: Организм (19часов)





18.12



1(15)

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов.

зач-об. и.н.м.


Одно-, многоклеточные, колониальные организмы.

Учащиеся должны знать особенности строения клеток.


к.р. за 1 полугодие




2(16)

Обмен веществ и энергии в клетке (3 часа)

Энергетический об­мен.


и.н.м.


Метаболизм, анаболизм и катаболизм, три этапа энергетического обмена, гликолиз, КПД дыхания.


Учащиеся должны усвоить сущность и значе­ние обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение ми­тохондрий в процессах клеточного дыхания.


Сельскохозяйственный производственный кооператив "Желнинский" (молочное направление)


РИФ-инвест, с.Куларово (мясное направление, производство к

поиско­вая бесе­да

&21-22




3(17)

Питание клетки. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез.

комб.


Автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, световая и темновая фазы фото­синтеза, хемосинтез.

Учащиеся должны знать типы питания орга­низмов и особенности автотрофного питания и уметь привести примеры организмов с различ­ными типами питания.


оп­рос

&23-25




4(18)

Генетический код. Биосинтез белка.


комб.


Транскрипция и транс­ляция генетической ин­формации клетки.


Учащиеся должны знать основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, уметь по­строить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации.



устный фрон­тальный опрос

&26-27




5

(19)


Размноже­ние (4часа) Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.


и.н.м.

зач-об.

Жизненный цикл клеток. Фазы митоза.


Учащиеся должны знать значение деления клетки и особен­ности интерфазы и фаз митоза. Учащиеся должны уметь объяснить механизм, обеспечи­вающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре.



&28-29; 31




6

(20)


Мейоз.


и.н.м.


Фазы мейоза.


Учащиеся должны знать особенности и биоло­гическое значение полового размножения, ос­новные фазы мейоза.



устный фрон­тальный опрос.

&30




7(21)

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

и.н.м.


Формы бесполого раз­множения. Биологическое значение полового про­цесса.

Учащиеся должны знать особенности и биоло­гическое значение бесполого и полового размножения


&31-32




8(22)

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

комб.


Гаметогенез. Наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у рас­тений

Учащиеся должны знать сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов.


&33-34




9(23)


Онтогенез (2часа)

Эмбриональный период. Л.р.№4«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

комб.

л.р.№4

Эмбриоге­нез.


Учащиеся должны уметь сравнивать биологические объекты.

Л.р.№4«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их


устный фрон­тальный опрос.

&35,36, презентации, сообщения




10

(24)

Постэмбриональный период. Влияние факторов среды на развитие зародыша человека.

семи-нар №1

Вред курения, употребления алкоголя, наркотиков, пищевых добавок, лекарств, излучений, стрессовых ситуаций и др.

Учащиеся должны знать факторы, оказывающие вредное воздействие на развитие зародыша и меры профилактики. Учащиеся должны уметь находить информацию, анализировать и оценивать влияние различных вредных факторов на наследственность человека


&37, повт.28-36




11

(25)


Наследственность и изменчивость (7час.) Введение в генетику.

Моногибридное скрещивание.

Пр.р.№1 Составление

Схем скрещивания.



и.н.м.


Основные термины и нятия генетики.

Гибридологический ме­тод, моногибридное скрещивание, первый закон Менделя

Учащиеся должны знать основные понятия, за­дачи и методы генетики.

Учащиеся должны знать генетическую терми­нологию и символику, уметь записывать схемы скрещивания. Пр.р.№1


Составление

Схем скрещивания.







&38,39,термины




12 (26)


Анализирующее скрещивание.


комб.

Решение задач на моногибридное наследование.


Учащиеся должны уметь решать основные ти­пы генетических задач.



терминологический диктант

& 39-40




13 (27)

Пр.р.№2 «Решение элементарных генетических задач».

пр.р.

Решение задач на моногибридное наследование

Учащиеся должны уметь решать основные ти­пы генетических задач. Пр.р.№2 «Решение


элементарных






повт.&38-40, термины




14

(28)

Дигибридное скре­щивание.



и.н.м.


Дигибридное скрещива­ние, третий закон Мен­деля.


Учащиеся должны знать законы Менделя и уметь записывать схемы скрещивания и со­ставлять решетку Пеннета.



устный фронтальный опрос. &41





15

(29)


Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов.


и.н.м.


Явление сцепленного наследования, закон Моргана, генетика пола.


Учащиеся должны знать закон Моргана и по­нимать основные положения хромосомной тео­рии, знать хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании.



Устный фрон­тальный опрос.

&42-43




16 (30)

Сцепленное с полом наследование.

пр.р.

Решение задач на сцепленное с полом наследование.


Учащиеся должны уметь решать основные ти­пы генетических задач.



Письменный и устный опрос.

&44-45




17

(31)


Изменчивость.

и.н.м.

Наследственная измен­чивость, модификационная из­менчивость.

Учащиеся должны знать виды изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, формули­ровку закона гомологических рядов.


Виртуальная экскурсия

ООО Лизинговая компания «Диамант групп-Тюмень». Завод по сортировке и переработке мусора

ООО «Экологический альянс» на территории Тюменской области, утилизация твёрдых бытовых отходов на территории Тюменской области.

Нижнетавдинский район, ООО «Экодром», завод по переработке строительных отходов

химия - Химическое загрязнение окружающей среды фреонами, пестицидами, нефтью и продуктами её переработки




18

(32)


«Генетика человека.

Пр.р №3 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

Комб.


Влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Учащиеся должны уметь находить информацию, анализировать и оценивать влияние различных вредных факторов на наследственность человека.

Пр.р.№2 «Решение элементарных

Экскурсия на местные природные объекты (река, лес, озеро и пр.)








19

(33)


Генетика- теоретическая основа селекции.селекция .биотехнология (3 часа)

Селекция . Методы селекции






комб

Селекция

Центры происхождения

Гибридизация

отбор


Знать понятия

Центры происхождения культурных растений.


К.р.за второе полугодие









(34)

Пр.Р. №4 Анализ и оценка некоторых исследований в биотехнологии

Пр.р

биотехнология

Знать понятия

Уметь объяснять, анализировать

Пр.Р. №4 Анализ и оценка некоторых исследований в биотехнологии


















Календарно-тематическое планирование 11 класс

(1 час в неделю)


Тема урока


тип урока

Содержание урока


Виды учебной деятельности

Практическая часть

Контроль,

дом. задание

Дата

план

Дата факт.

Раздел 4 Вид (20 часов) Тема 4.1 История эволюционных идей -4 часа

1


Развитие представлений об эволюции живой природы.


комбинированный

Понятие об эволюции, система органической природы К.Линнея, эволюционная теория Ж.Б.Ламарка, вклад в теорию эволюции Ж.Кювье и К.Бэра.


Давать определения терминам Анализировать и оценивать


Входной контроль

& 52 (1-3)


02.09.15


2


Ч.Дарвин и основные положения его теории.


изучение нового материала

История создания и основные положения теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Называть: основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;движущие силы эволюции;


устный фронтальный опрос

& 52 (4)


09.09


3


Борьба за существование и её формы.

комбинированный

Причины борьбы за существование. Межвидовая, внутривидовая и борьба с неблагоприятными условиями.

Характеризовать: сущность борьбы за существование; сущность естественного отбора.


с/р (тематический контроль)

& 57


16.09


4

Роль эволюционной теории

семинар




КИМ по ЕГЭ

23.09.


Тема 4.2 Современное эволюционное учение – 9 часов

1(5)


Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции.


комбинированный

Определение понятия «вид», его критерии.


Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида.

Анализировать содержание определения понятия вид. Характеризовать критерии вида. Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида

л/р №1,2 «Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида»


Тема 4.2: Современное эволюционное учение (9 часов)

30.09


2

(6)

Синтетическая теория эволюции. Генетический состав популяций.


изучение нового материала

Понятие популяции. Роль популяции в эволюционном процессе, взаимоотношения организмов в популяциях. Популяционная генетика. Генофонд. Мутационный процесс.

Приводить собственные примеры.объяснять эволюционную роль мутаций, раскрывать суть и значение генетической стабильности популяций.


в тетради




& 53



07.10


3

(7)

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

изучение нового материала

Причины изменения генофонда популяций.

Анализировать и оценивать значение резких колебаний численности особей в популяции. Давать определение понятиям: наследственная изменчивость


устный фронтальный опрос

& 55, записи в тетради


14.10


4

(8)

Естественный отбор и его формы.

изучение нового материала

Естественный отбор, стабилизирующий, движущий и дизруптивный, полиморфизм, творческая роль естественного отбора.

Уметь объяснять,

Работать с текстом


устный фронтальный опрос

& 56, записи в тетради


21.10


5

(9)

Приспособленность и её относительность.


комбинированный

Приспособленность, защитная окраска и защитное поведение, другие формы приспособленности.

Пересказ, приводить примеры

л.р. №3 «Выявление приспособленности у организмов»



устный фронтальный опрос

& 58


11.11


6

(10)

Изоляция. Видообразование.

изучение нового материала

Репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы, микроэволюция, стадии видообразования, аллопатрическое и симпатрическое видообразование.


Составлять схемы, классифицировать,

Решать тесты


л.р. №3 «Выявление приспособленности у организмов»

записи в тетради


18.11


7

(11)

Макроэволюция и её доказательства.

изучение нового материала

Макроэволюция, переходные формы, филогенетические ряды.

Приводить доказательства и примеры


устный фронтальный опрос

& 59-60


25.11


8

(12)

Система растений и животных – отображение эволюции.

комбинированный

Систематические группы, принципы современной классификации.

Знать, приводить примеры


фронтальный опрос

& 61, записи в тетради



02.12


9

(13)

Главные направления эволюции органического мира.

комбинированный

Параллелизм, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс.

Анализировать и приводить примеры


& 62, записи в тетради


09.12


Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле- 3 часа

1

(14)

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

семинар

Практическая работа

Гипотезы происхождения жизни: креационизм, биогенез, абиогенез, панспермия. Отличительные признаки живого. Начальные этапы эволюции жизни.

Анализировать и приводить примеры

Практическая работа


с/р (текущий контроль)

& 63

16.12


2

(15)

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.

комбинированный

Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры. Основные ароморфозы.

Объяснять, приводить примеры

Контрольная работа за 1 полугодие


Контрольная работа за 1 полугодие

таблица в тетради


23.12


3

(16)

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры.

изучение нового материала

Развитие органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры. Основные ароморфозы.

Объяснять, приводить примеры


тест.

13.01


Тема 4.4.Происхождение человека-4 часа

1

(17)


Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

семинар Практич.

работа


Гипотезы происхождения человека. Систематика человека. Доказательства животного происхождения человека.

Анализировать и приводить примеры


поисковая беседа

& 69,72


20.01


2

(18)

Основные стадии антропогенеза.

комбинированный

Парапитеки, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы.


Составлять таблицы,


устный фронтальный опрос & 70


27.01


3

(19)

Движущие силы антропогенеза. Расы человека.

изучение нового материала

биологические и социальные движущие силы антропогенеза. Расовые отличия, происхождение человеческих рас. Критика расовой теории и социального дарвинизма.

Находить причинно-следственные связи


устный фронтальный опрос & 71,73



03.02


4

(20)

Происхождения жизни на Земле. Антропогенез.

контрольн- обобщающ


Обобщать, систематизировать


тест

10.02


Раздел 5 Экосистемы (11 часов) Тема 5.1. Экологические факторы- 3 часа

1

(21)

Что изучает экология.

Среда организма и её факторы.

изучение нового материала

Предмет и методы экологии, её задачи, отрасли и значение. Среда обитания, биотические факторы, абиотические и антропогенные факторы, оптимальный и лимитирующий фактор, закон минимума, толерентность.

Работа с текстом, преобразование текстового материала


поисковая беседа

& 74-75



17.02


2-3

(22-23)

Местообитания и экологические ниши, основные типы экологических взаимоотношений.

комбинированный

Местообитания, экологическая ниша, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм,

Работа с текстом, преобразование текстового материала


устный фронтальный опрос

& 76-78


24.02


Тема 5.2. Структура экосистем- 4 часа

1

(24)

Экологические сообщества.

комбинированный

Популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема.


Обобщение, классификация


терминологический диктант

& 79-81 (1-3)



02.03


2

(25)

Структура сообщества. Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи.

комбинированный

Автотрофы, гетеротрофы, продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети, экологические пирамиды.


Знать понятия,уметь составлять пищевые цепи и объяснять

Л.р. №4 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»


& 82-85



09.03


3

(26)



4(27)

Экологическая сукцессия.



Агроценозы.

комбинированный

Сукцессия, типы сукцессий и их причины.


Искусственные сообщества, их отличия от естественных.

Уметь рассматривать экосистемы во времени


Самостоят. работа





Л.р. №5 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности».



& 81(4-6), 86


16.03







23.03


Тема 5.3.Биосфера-глобальная экосистема-2 часа

1

(28)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

комбинированный

Биосфера, её границы, понятие живого вещества и биомассы. Геохимические функции живого вещества в биосфере.

Работа с текстом
Уметь объяснять


тест (по теме «Экосистемы»)

& 92, 87


06.04


2

(29)

Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Эволюция биосферы.


комбинированный

Биологический круговорот, как необходимое условие существования и функционирования биосферы.

Анализировать и приводить примеры


устный фронтальный опрос

записи в тетради, презентации

13.04


Тема5.4. Биосфера и человек.-2 часа

1

(30)

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

семинар

Пр.раб


Последствия деятельности человека в окружающей среде. Локальные и региональные экологические проблемы. Охрана природы в Мурманской области.

Анализировать и приводить примеры

Практическая работа Презентации учащихся

поисковая беседа

презентации-отчеты по проекту «Экосистемы моей местности»

20.04


2

(31)

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

семинар

Практ.раб.


Техносфера, ноосфера. Охрана природы, типы загрязнения окружающей среды. Приёмы рационального природопользования. Правила поведения в природной среде.

Анализировать и приводить примеры

Практическая работа


презентации учащихся.


Проект « Я и коружающая среда»


27.04


32

Решение экологических задач

Практич. работа


Решение экологических задач

Практическая работа



Решение КИМ по ЕГЭ

04.05


33-34


Повторение учебного материала за курс 11 класса (из резервного времени).

обобщение


Анализировать и приводить примеры

Контрольная работа за 2 полугодие


Решение КИМ по ЕГЭ

Контрольная работа за 2 полугодие

Решение КИМ по ЕГЭ

11.05


18.05





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базо­вом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность за­конов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; ге­нов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размно­жение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособ­ленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биоло­гической науки;

  • биологическую терминологию и символику,

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании на­учного мировоззрения; вклад биологических те­орий в формирование современной естественнона­учной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицатель­ное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменя­емости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчи­вости и смены экосистем; необходимость сохране­ния многообразия видов;

•решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные' схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в эко­системах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химиче­ский состав тел живой и неживой природы, заро­дыши человека и других млекопитающих, природ­ные экосистемы и агроэкосистемы своей местнос­ти), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипоте­зы сущности жизни, происхождения жизни и чело­века, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельнос­ти в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологи­ческих моделях;

  • находить информацию о биологических объек­тах в различных источниках (учебных текстах, спра­вочниках, научно-популярных изданиях, компью­терных базах данных, интернет-ресурсах) и крити­чески ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми про­дуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследо­ваний в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Материально – техническое обеспечение

Литература для учителя

1. А.А Каменский, Е.А. Криксунов. В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа :2013

  1. Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс. М. Экзамен :2010

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.

  3. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

  4. И.В.Лысенко . Поурочные планы для преподавателей. Волгоград,2009.

  5. Калинова Г.С. ЕГЭ.

  6. Усольцева И.В. Контрольно измерительные материалы. Биология 10-11 класс, Курган, 2009

  7. Сухова Т.С. Биология 6-11 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2010.

  8. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.

  9. Янутение С.А. Модульное обучение биологии. Первое сентября. Биология.№ 15,16,17,18,19,

20,23,24\2005, 2,3\2010.

Дополнительная:

Айла Ф., Каигер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987.

Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция орга­нического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10—11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука,

Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994.

Литература для учеников

  1. А А Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа .2006

2.Сборники по подготовке к ЕГЭ 2009-2015гг

Дополнительная:

1.Айла Ф., Каигер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987.

Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

2.Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция орга­нического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10—11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука,

3.Мамонтов С.Г. Биология: Пособие дляпоступающих в вузы. – М., 1994

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы ( учебное электронное издани

2.Мультимедийное пособие «1 С: Школа.Биология 11 класс»

3. Мультимедийное пособие «ЕГЭ .Биология .2011» ,Дрофа

4. Мультимедийное пособие « Общая биология 11 класс» приложение к учебнику, ООО «Дрофа», 2010

http://window.edu.ru

http://mmc.berdsk-edu.ru

http://edu.of.ru

www.alleng.ru/d/bio/bio

mml.3dn.ru/load/33-1-0-320

bio.fizteh.ru

www.chgaki.ru

ege09.ru/biology.php

basiceducation.ru/www.baseeducation.ru


Контрольно измерительные материалы.



  1. Усольцева И.В. Контрольно измерительные материалы. Биология 10-11 класс, Курган, 2012

  2. Сухова Т.С. Биология 6-11 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2010.

  3. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы по общей биологии. М.: Просвещение


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 10 класс

Автор: Айнуллина Венера Муфаряковна

Дата: 20.06.2019

Номер свидетельства: 515579

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства