kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 10-11 класс 2021 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа соответствуе ФГОС и содержит календарно-тематическое планирование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 класс 2021 г.»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Департамент образования г. Шахты

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Шахты Ростовской области «Лицей № 3 имени академика В.М.Глушкова»

ул. Шевченко 94, г. Шахты,346500

Тел./факс (8636) 22-57-59, e-mail: [email protected]

ОКПО 48235416 ОГРН 1026102777084 ИНН 6155921076 КПП 615501001



«Утверждаю»


Директор МБОУ г.Шахты «Лицей №3»

__________ А.И. Файзулина

Приказ №___от «01»сентября2021г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ______биологии______________________________________________


Уровень общего образования (класс) среднее общее образование 10 А, 11А_



Количество часов _в неделю _3


Учитель ___Борисенко Ирина Геннадьевна_______


Программа разработана на основе ____ программы средне­го (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, программы И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2019.








г.Шахты 2021г.




1.Пояснительная записка

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа по биологии:

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

- Федерального закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

Программы:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81).

- В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) санитарными правилами СП 3.1/2.4.3598-20 которые применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным вступившими в действие с 2021 года санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".


Приказы:

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180)

- приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 N 249 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345"

- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);

- приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 № 450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047»;

- приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»;

Письма:

- приложение к письму минобразования Ростовской области от 13.05.2020 № 24/4.1-6874 «Реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2020-2021 учебный год.

- письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;

- письмо от 20.07.2015 № 09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»;

- письмо Минобрнауки России от 04.09.2015 № 08-1404 «Об отборе организаций, выпускающих учебные пособия»;

- письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)

- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

Программа средне­го (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова, полностью отражает содержание Примерной программы, с дополнениями, не пре­вышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на профильном уровне отводится 201 час, в том числе в 10 классе -102 часов, в 11 классе - 99 часа. Согласно действующему учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часа в неделю в 10 классе и 3 часа в неделю в 11 классе.

Рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 класс. Профильный уровень. Ч.1/ Под ред. проф. В.Б.Захарова. – М.:Дрофа, 2020.

  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 11 класс. Профильный уровень. Ч.2/ Под ред. проф. В.Б.Захарова. – М.:Дрофа, 2020.

  3. Сухова Т.С. Биология. Общая биология. 10 -11 кл.: рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2020.

  4. Мультимедийная поддержка курса « Общая биология. 10 – 11 класс» CD.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, к Примерной программе по биологии (профильный уровень):

Цель:

Формирование научной картины мира и функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания и ценностного отношения к живой природе и человеку

Задачи:

освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся со­ставной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических
наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдаю­щихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблю­дение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные резуль­таты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологиче­ской терминологией и символикой;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и про­цессов;

воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необ­ходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологи­ческих исследований;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. В основе отбора со­держания на профильном уровне также лежит знание центрический подход, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения обра­зования в вузе, обеспечивающие культуру поведения на природе, проведения и оформления биоло­гических исследований, значимых для будущего биолога. Для формирования современной естест­венно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» рабочей про­граммы выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программ) включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, герба­рии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.


Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.


Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


3. Коммуникативные универсальные учебные действия


Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на углубленном уровне научится:

– оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

– оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

– устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

– обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

– проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

– выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

– устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

– решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

– делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

– сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

– выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

– обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

– определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

– решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

– раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

– сравнивать разные способы размножения организмов;

– характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

– выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

– обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

– выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

Содержание учебного предмета «Биология»

Углубленный уровень

10 класс (105 часов)

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной

картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды.

Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена.

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

Организм

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов.

Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.

Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных

групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения.

Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое

картирование.

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и

центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия,

отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

11 класс (102 часа)

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

Развитие жизни на Земле

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных.

Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.






Календарно-тематическое планирование

урока

Раздел, тема


10 класс

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение

1

1.09-3.09


Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи


5



2-3

Уровни организации живой материи

2

06.09-10.09


4-5

Критерии живых систем

2

06.09-17.09


6

Многообразие живого мира

1

13.09-17.09



Глава 2. Возникновение жизни на Земле

8



7

История представлений о возникновении жизни. Представления древних и средневековых философов

1

13.09-17.09


8

Работы Луи Пастера. Теории вечности жизни

1

20.09-25.09


9-10

Современные представления о возникновении жизни

2

20.09-25.09


11

Теории происхождения протобионтов

1

27.09-30.09


12

Эволюция протобионтов

1

27.09-30.09


13

Начальные этапы биологической эволюции

1

27.09-30.09


14

Контрольная работа по главе «Возникновение жизни на Земле»


4.10-8.10


Глава 3. Химическая организация клетки

13



15

Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Вода

1

4.10-8.10


16

Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Минеральные соли


1

4.10-8.10


17

Биологические полимеры- белки

1

11.10-15.10


18

Свойства и функции белков

1

11.10-15.10


19

Органические молекулы- углеводы

1

11.10-15.10


20

Органические молекулы – жиры и липоиды

1

18.10-22.10


21

ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота

1

18.10-22.10


22

Генетический код

1

18.10-22.10


23

Свойства генетического кода

1

25.10-29.10


24

Понятие о геноме

1

25.10-29.10


25

РНК – рибонуклеиновая кислота

1

25.10-29.10


26

Виды РНК

1

01.11-12.11


27

Контрольная работа по главе «Химическая организация клетки»

1

15.11-19.11


Глава 4. Реализация наследственной информации. Метаболизм

8



28

Биосинтез веществ в бактериальной клетке

1

15.11-19.11


29

Биосинтез белков у эукариот. Транскрипция

1

15.11-19.11


30

Биосинтез белков у эукариот. Трансляция

1

22.11-26.11


31-32

Энергетический обмен- катаболизм

2

22.11-26.11


33

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез

1

29.11-3.12


34

Автотрофный тип обмена веществ. Хемосинтез

1

29.11-3.12


35

Контрольная работа по главе «Реализация наследственной информации. Метаболизм»

1

29.11-3.12


Глава 5. Строение и функции клеток

16



36

Клетка – структурная и функциональная единица организма. Современные методы изучения клетки

1

6.12-10.12


37

Прокариотическая клетка

1

6.12-10.12


38-39

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органеллы цитоплазмы

2

6.12-10.12

13.12 -17.12


40

Транспорт веществ в клетке

1

13.12 -17.12


41-42

Клеточное ядро

2

13.12 -24.12


43

Деление клеток. Митотический цикл

1

20.12-24.12


44

Биологический смысл и значение митоза

1

20.12-24.12


45

Регуляция жизненного цикла клеток многоклеточного организма

1

27.12-30.12


46

Особенности строения растительной клетки.

1

27.12-30.12


47

Клеточная теория строения организмов

1

27.12-30.12


48

Значение клеточной теории для развития биологии. Практическая работа №1«Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

1

10.01-14.01


49

Неклеточные формы жизни. Вирусы. Химический состав. Взаимодействие вируса с клеткой

1

10.01-14.01


50

Меры профилактики распространения вирусных заболеваний

1

10.01-14.01


51

Контрольная работа по главе «Строение и функции клеток»

1

17.01-21.01


Глава 6. Размножение организмов

7



52

Сущность и формы бесполого размножения

1

17.01-21.01


53

Развитие половых клеток (гаметогенез)

1

17.01-21.01


54-55

Мейоз

2

24.01-28.01


56

Биологическое значение и смысл мейоза

1

24.01-28.01


57

Осеменение и оплодотворение

1

31.01-04.02


58

Практическая работа№2 «Решение элементарных задач по молекулярной биологии»

1

31.01-04.02


Глава 7. Индивидуальное развитие организмов

19



59

Краткие исторические сведения изучения индивидуального развития

1

31.01-04.02


60

Эмбриональный период развития: дробление

1

07.02-11.02


61

Эмбриональный период развития: гаструляция

1

07.02-11.02


62

Эмбриональный период развития: органогенез

1

07.02-11.02


63

Регуляция эмбрионального развития

1

14.02-18.02


64

Постэмбриональный период развития: прямое развитие

1

14.02-18.02


65

Постэмбриональный период развития: непрямое развитие

1

14.02-18.02


66

Биологический смысл развития с метаморфозом

1

21.02-25.02


67

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков

1

21.02-25.02


68

Биогенетический закон

1

21.02-25.02


69

Практическая работа №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательства их родства»

1

28.02-04.03


70

Развитие организмов и окружающая среда

1

28.02-04.03


71

Критические периоды развития

1

28.02-04.03


72

Влияние вредных привычек на ход эмбрионального и постэмбрионального развития

1

09.03-11-03


73

Причины возникновения врожденных уродств

1

09.03-11-03


74

Физиологическая регенерация

1

14.03-18.03


75

Репаративная регенерация

1

14.03-18.03


76

Эволюция способности к регенерации у позвоночных животных

1

14.03-18.03


77

Контрольная работа по главе «Индивидуальное развитие организмов»

1

21.03-23.03


Глава 8. Основные понятия генетики

2



78

История развития генетики

1

21.03-23.03


79

Основные понятия генетики

1

04.04-08.04


Глава 9. Закономерности наследования признаков

12



80

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя

1

04.04-08.04


81

Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения

1

04.04-08.04


82

Неполное доминирование

1

11.04-15.04


83

Второй закон Менделя – закон расщепления

1

11.04-15.04


84

Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования

1

11.04-15.04


85

Практическая работа №4 «Составление элементарных схем скрещивания»

1

18.04-22.04


86

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов

1

18.04-22.04


87

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

18.04-22.04


88

Практическая работа №5 «Составление и анализ родословных человека»

1

25.04-29.04


89

Практическая работа№6 «Решение генетических задач»

1

25.04-29.04


90

Взаимодействие аллельных генов

1

25.04-29.04


91

Взаимодействие неаллельных генов

1

04.05-06.05


Глава 10. Закономерности изменчивости

6



92

Мутационная изменчивость. Виды мутаций

1

04.05-06.05


93

Классификация и свойства мутации

1

04.05-06.05


94

Комбинативная изменчивость

1

10.05-13.05


95

Тестирование

1

10.05-13.05


96

Эволюционное значение мутационной и комбинативной изменчивости

1

10.05-13.05


97

Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость)

1

16.05-20.05


Глава 11. Основы селекции

5



98

Создание пород животных и сортов растений


16.05-20.05


99

Методы селекции растений и животных

1

16.05-20.05


100

Селекция микроорганизмов

1

23.05-27.05


101

Годовая контрольная работа

2

23.05-27.05


102

Достижения и основные направления современной селекции

1

23.05-31.05



11 класс

урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Глава 1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение

26



1

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни

1

01.09 – 03.09


2-3

Система органической природы К.Линнея

2

01.09 – 03.09 06.09 – 10.09


4-5

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

2

06.09 – 10.09


6

Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина

1

13.09 – 17.09


7-8

Экспедиционный материал Ч.Дарвина

2

13.09 – 17.09


9

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

1

20.09 – 25.09


10

Методический отбор. Бессознательный отбор

1

20.09 – 25.09


11

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

1

20.09 – 25.09


12-13

Формы борьбы за существование

2

27.09 – 30.09



14

Образование новых видов

1

27.09 – 30.09


15

Критерии и генетическая целостность вида

1

4.10 – 08.10


16

Популяционная структура вида

1

4.10 – 08.10


17

Материал для естественного отбора. Эволюционная роль мутаций

1

4.10 – 08.10


18

Генетические процессы в популяциях

1

11.10 – 18.10


19-20

Формы естественного отбора

2

11.10 – 18.10


21-22

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Практическая работа №1 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов».

2

18.10-22.10


23

Забота о потомстве

1

18.10-22.10


24

Физиологические адаптации. Относительный характер приспособленности организмов.

1

25.10 – 29.10


25

Видообразование как результат микроэволюции. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование

1

25.10 – 29.10


26

Контрольная работа по главе «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение»

1

25.10 – 29.10


Глава 2. Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений

18



27-28

Главные направления биологической эволюции

2

01.11 – 12.11


29

Пути достижения биологического прогресса. Арогенез

1

01.11 – 12.11


30

Ароморфозы, сопровождавшие возникновение эукариот и многоклеточных

1

15.11 – 19.11


31

Ароморфозы, сопровождавшие возникновение плоских, круглых и кольчатых червей

1

15.11 – 19.11


32

Ароморфозы, сопровождавшие возникновение моллюсков и членистоногих

1

15.11 – 19.11


33

Ароморфозы, сопровождавшие возникновение хордовых животных

1

22.11 – 26.11


34-35

Аллогенез

2

22.11 – 26.11


36-37

Катагенез

2

29.11 – 03.12


38

Закономерности эволюционного процесса. Дивергенция

1

29.11 – 03.12


39

Конвергенция. Параллелизм

1

06.12 – 10.12


40-41

Принципы классификации. Основные систематические группы органического мира

2

06.12 – 10.12


42

Современные подходы к классификации организмов

1

13.12 – 17.12


43

Правила эволюции

1

13.12 – 17.12


44

Контрольная работа по главе «Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений»

1

13.12 – 17.12


Глава 3. Развитие жизни на Земле

11



45-46

Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах

2

20.12 – 24.12


47-48

Развитие жизни в палеозойской эре

2

20.12 – 24.12

27.12-30.12


49-50

Развитие жизни в мезозойской эре

2

27.12-30.12


51-52

Развитие жизни в кайнозойской эре

2

10.01 – 14.01


53

Основные этапы эволюции растений

1

10.01 – 14.01


54

Основные этапы эволюции животных

1

17.01 – 21.01


55

Контрольная работа по главе «Развитие жизни на Земле»

1

17.01 – 21.01


Глава 4. Происхождение человека

10



56

Возникновение человека

1

17.01 – 21.01


57

Положение человека в системе животного мира

1

24.01 – 28.01


58

Эволюция приматов

1

24.01 – 28.01


59

Стадии эволюции человека. Древнейшие люди

1

24.01 – 28.01


60

Древние люди (неандертальцы)

1

31.01-04.02


61

Первые современные люди (кроманьонцы)

1

31.01-04.02


62

Роль труда в происхождении человека

1

31.01-04.02


63

Современный этап эволюции человека. Расы человека

1

07.02 – 11.02


64

Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества

1

07.02 – 11.02


65

Контрольная работа по главе «Происхождение человека»

1

07.02 – 11.02


Глава 5. Биосфера, ее структура и функции

5



66

Структура биосферы. Косное вещество биосферы

1

14.02 – 18.02


67

Живые организмы (живое вещество)

1

14.02 – 18.02


68

Круговорот воды. Круговорот азота

1

14.02 – 18.02


69

Круговорот серы

1

21.02 – 25.02


70

Круговорот фосфора

1

21.02 – 25.02


Глава 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии

11



71

История формирования сообществ живых организмов

1

21.02 – 25.02


72

Биогеография. Основные биомы суши

1

28.02 – 04.03


73

Естественные сообщества живых организмов

1

28.02 – 04.03


74

Абиотические факторы среды

1

28.02 – 04.03


75

Административная контрольная работа

1

09.03 – 11.03


76

Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор

1

09.03 – 11.03


77

Биотические факторы среды. Цепи питания. Практическая работа №2 «Составление пищевых цепей»

1

14.03 – 18.03


78

Смена биоценозов

1

14.03 – 18.03


79

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения - симбиоз

1

14.03 – 18.03


80

Антибиотические взаимоотношения

1

21.03 – 23.03


81

Нейтрализм

1

21.03 – 23.03


82

Контрольная работа по главе «Жизнь в сообществах. Основы экологии»

1

04.04 – 08.04


Глава 7. Биосфера и человек. Ноосфера

9



83

Воздействие человека на природу в процессе становления общества

1

04.04 – 08.04


84

Природные ресурсы и их использование

1

04.04 – 08.04


85

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха

1

11.04 – 15.04


86

Загрязнение пресных вод

1

11.04 – 15.04


87

Загрязнение Мирового океана

1

11.04 – 15.04


88

Антропогенные изменения почвы

1

18.04 – 22.04


89

Влияние человека на растительный и животный мир

1

18.04 – 22.04


90

Радиоактивное загрязнение биосферы

1

18.04 – 22.04


91

Охрана природы и перспективы рационального природопользования

1

25.04 – 29.04


92

Контрольная работа по главе «Биосфера и человек. Ноосфера»


25.04 – 29.04


Глава 8. Бионика

4



93

Бионика – направление в науке и технике

1

25.04 – 29.04


94

Использование приспособлений у животных в архитектуре

1

04.05 – 06.05


95

Современная аэродинамика

1

04.05 – 06.05


96

Проявление электрической активности в живой природе

1

10.05 – 13.05


97

Годовая контрольная работа

1

10.05 – 13.05


98

Повторение пройденного материала по главе «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение»

1

16.05 – 24.05


99

Подведение итогов года

1

16.05 – 24.05



Лист коррекции

Дата

Причина корректировки

Роспись

По плану

По факту






















































































































































20



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 10-11 класс 2021 г.

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596586

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства