kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа составлена со всеми требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. - М.: Просвещение, 2013г.

Рабочая программа по естествознанию разработана на основе следующих нормативных документов:

Федерального уровня:

- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897);

- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).

Школьного уровня:

- адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования;

- положение о рабочей программе

Программа приведена в соответствие с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Основные задачи изучения биологии:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых,

медицинских и экологических проблем;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические

функции.

Курс «Естествознания» включает разделы:

  • «Неживая природа» (6 класс); «Растения, грибы, бактерии» (7 класс);

  • «Животные» (8 класс); «Человек» (9 класс).


Общая характеристика учебного предмета.

«Естествознание» 6 класс

Курс биологии «Неживая природа» призван дать обучающимся основные знания по неживой природе; знакомство с отличительными признаками живой и неживой природы; формирование представлений о мире, который окружает человека. Учащиеся узнают из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы. В процессе знакомства с неживой природой у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся данного класса и способствует их умственному развитию.

Образовательная программа предполагает обеспечение высокого качества предметных знаний, умений, навыков в условиях модернизации образования, в том числе, за счёт углублённого предпрофессионального образования детей с нарушением интеллекта, эффективную коррекцию и развитие познавательной сферы, творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, что позволит им стать самостоятельным субъектом, успешно ориентироваться в жизни. 

Отбор содержания программы проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Естествознание» изучается в 6 классе – в объеме 2 часа в неделю, всего - 70 часов в год







Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Естествознание» 6 класс

Планируемые результаты освоения предметных программ образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования.

В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по биологии разделу: «Неживая природа» минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью) и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся).

Минимальный уровень:

  • Единичные и обобщенные представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;

  • Осознавание основных принципов объединения в различные группы;

  • Понимание элементарной иерархии изучаемых объектов и явлений;

  • Знание правил поведения в отношении основных изученных объектов и явлений неживой и живой природы;

  • Знание правил здорового образа жизни в объеме программы;

  • Взаимодействие с объектами согласно усвоенным инструкциям при их изучении и организации взаимодействия в учебно-бытовых ситуациях;

  • Нахождение информации в дополнительных источниках по заданию педагога;

  • Владение полученными знаниями и умениями в учебных ситуациях;

  • Использование знаний и умений для получения новой информации по заданию педагога.

Достаточный уровень:

  • Обобщение представлений об объектах неживой и живой природе;

  • Осознавание основных взаимосвязей в природе, между природой и человеком;

  • Знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;

  • Объяснение происходящих явлений и узнавание и называние изученных объектов и соотнесение их к неживой и живой природе;

  • Использование дополнительных источников информации, (интернет, компьютерные учебно-развивающие программы, электронные справочники);

  • Самостоятельно или при минимальной предварительной (ориентировочной) помощи педагога взаимодействование с изученными объектами с учетом имеющихся знаний;

  • Владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях;

  • Перенесение сформированных знаний и умений в новые ситуации,

  • Ориентирование на имеющиеся знания и умения с целью личной профессиональной ориентировки.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных результатов освоения предмета

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

- испытывать чувство гордости за свою страну;

-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

- стремление к речевому самосовершенствованию;

Предметные результаты:

- представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

- знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

- знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;

-выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;

- описание особенностей состояния своего организма;

- знание названий специализации врачей;

- применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).










Содержание учебного предмета

«Естествознание» 6 класс

Раздел: Введение. Общее знакомство с природой.(3 часа)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей – в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Раздел: Вода (14 часов)

Вода в природе. Вода жидкость. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Лед твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту, растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Использование воды в быту, в промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. Что мы узнали о воде.

Демонстрация опытов:

  1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

  2. Растворение соли, сахара в воде.

  3. Очистка мутной воды.

  4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

  5. Расширение воды при замерзании.

Практические работы:

1. Определение текучести воды.

2. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и тёплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

3. Определение чистоты воды ближайшего водоёма.

Раздел: Воздух (15 часов)

Воздух в природе. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Охрана воздуха. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. Что мы узнали о воздухе.

Демонстрация опытов:

1.Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь,
почва).

2.Объем воздуха в какой-либо емкости.

3.Упругость воздуха.

4.Воздух — плохой проводник тепла.

5.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении.

Практические работы:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодно­го—в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Раздел: Полезные ископаемые (21 часов)

Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневые цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращение с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных металлов из металлических руд чугуна, стали, меди и др.).Медная и алюминевые руды. Алюминий. Медь и олово. Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. Что мы узнали о полезных ископаемых.

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископае­мых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

2. Определение растворимости калийной соли.

3. Определение некоторых свойств чёрных и цветных металлов

Практическая работа. Распознавание черных и цветных метал­лов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Раздел: Почва (15 часов)

Почва – верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок, минеральные соли – минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Весенняя и осенняя обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почвы. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. Что мы узнали о почве.

Демонстрация опытов:

  1. Выделение воздуха и воды из почвы.

  2. Обнаружение в почве песка и глины.

  3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

  4. Определение способности песчаных и глинистых почв впи­тывать воду и пропускать ее.

Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке



















Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы



Учебно-тематический план 6 класс


Содержание тем

Количество часов

Практическая часть

1

Общее знакомство с природой


2

-

2

Вода


14

15

3

Воздух.


15

13

4

Полезные ископаемые


22

-

5

Почва


15

4

6

Резерв

2




Итого



70


32





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии

Автор: Айзятуллова Ольга Николаевна

Дата: 23.12.2019

Номер свидетельства: 533315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Рабочая программа.Биология.9 кл"
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-kl"
    ["file_id"] => string(6) "292353"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455271360"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа "Биология" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghrammabiologhiia9klass"
    ["file_id"] => string(6) "339765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471474868"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства