Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. - М.: Просвещение, 2013г.
Рабочая программа по естествознанию разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального уровня:
- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897);
- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).
Школьного уровня:
- адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования;
- положение о рабочей программе
Программа приведена в соответствие с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Основные задачи изучения биологии:
― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем;
― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические
Курс биологии «Неживая природа» призван дать обучающимся основные знания по неживой природе; знакомство с отличительными признаками живой и неживой природы; формирование представлений о мире, который окружает человека. Учащиеся узнают из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы. В процессе знакомства с неживой природой у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся данного класса и способствует их умственному развитию.
Образовательная программа предполагает обеспечение высокого качества предметных знаний, умений, навыков в условиях модернизации образования, в том числе, за счёт углублённого предпрофессионального образования детей с нарушением интеллекта, эффективную коррекцию и развитие познавательной сферы, творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, что позволит им стать самостоятельным субъектом, успешно ориентироваться в жизни.
Отбор содержания программы проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Естествознание» изучается в 6 классе – в объеме 2 часа в неделю, всего - 70 часов в год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Естествознание» 6 класс
Планируемые результаты освоения предметных программ образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования.
В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по биологии разделу: «Неживая природа» минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью) и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
Единичные и обобщенные представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;
Осознавание основных принципов объединения в различные группы;
Понимание элементарной иерархии изучаемых объектов и явлений;
Знание правил поведения в отношении основных изученных объектов и явлений неживой и живой природы;
Знание правил здорового образа жизни в объеме программы;
Взаимодействие с объектами согласно усвоенным инструкциям при их изучении и организации взаимодействия в учебно-бытовых ситуациях;
Нахождение информации в дополнительных источниках по заданию педагога;
Владение полученными знаниями и умениями в учебных ситуациях;
Использование знаний и умений для получения новой информации по заданию педагога.
Достаточный уровень:
Обобщение представлений об объектах неживой и живой природе;
Осознавание основных взаимосвязей в природе, между природой и человеком;
Знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
Объяснение происходящих явлений и узнавание и называние изученных объектов и соотнесение их к неживой и живой природе;
Использование дополнительных источников информации, (интернет, компьютерные учебно-развивающие программы, электронные справочники);
Самостоятельно или при минимальной предварительной (ориентировочной) помощи педагога взаимодействование с изученными объектами с учетом имеющихся знаний;
Владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях;
Перенесение сформированных знаний и умений в новые ситуации,
Ориентирование на имеющиеся знания и умения с целью личной профессиональной ориентировки.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных результатов освоения предмета
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
- стремление к речевому самосовершенствованию;
Предметные результаты:
- представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
- знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
- знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
-выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
- описание особенностей состояния своего организма;
- знание названий специализации врачей;
- применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Содержание учебного предмета
«Естествознание» 6 класс
Раздел: Введение. Общее знакомство с природой.(3 часа)
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей – в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
Раздел: Вода (14 часов)
Вода в природе. Вода жидкость. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Лед твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту, растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Использование воды в быту, в промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. Что мы узнали о воде.
Демонстрация опытов:
Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
Растворение соли, сахара в воде.
Очистка мутной воды.
Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Расширение воды при замерзании.
Практические работы:
1. Определение текучести воды.
2. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и тёплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
3. Определение чистоты воды ближайшего водоёма.
Раздел: Воздух (15 часов)
Воздух в природе. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Охрана воздуха. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. Что мы узнали о воздухе.
Демонстрация опытов:
1.Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).
2.Объем воздуха в какой-либо емкости.
3.Упругость воздуха.
4.Воздух — плохой проводник тепла.
5.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
Практические работы:
Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного—в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
Раздел: Полезные ископаемые (21 часов)
Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые и их значение.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневые цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращение с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных металлов из металлических руд чугуна, стали, меди и др.).Медная и алюминевые руды. Алюминий. Медь и олово. Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. Что мы узнали о полезных ископаемых.
Демонстрация опытов:
1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
2. Определение растворимости калийной соли.
3. Определение некоторых свойств чёрных и цветных металлов
Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Раздел: Почва (15 часов)
Почва – верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок, минеральные соли – минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Весенняя и осенняя обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почвы. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. Что мы узнали о почве.
Демонстрация опытов:
Выделение воздуха и воды из почвы.
Обнаружение в почве песка и глины.
Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы