kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа составлена со всеми требованиями ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. - М.: Просвещение, 2013г.

Рабочая программа по естествознанию разработана на основе следующих нормативных документов:

Федерального уровня:

- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897);

- примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15).

Школьного уровня:

- адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования;

- положение о рабочей программе

Программа приведена в соответствие с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Цель: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Основные задачи изучения биологии:

― формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

― показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых,

медицинских и экологических проблем;

― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические

функции.

Курс «Естествознания» включает разделы:

  • «Неживая природа» (6 класс); «Растения, грибы, бактерии» (7 класс);

  • «Животные» (8 класс); «Человек» (9 класс).


Общая характеристика учебного предмета.

«Естествознание» 6 класс

Курс биологии «Неживая природа» призван дать обучающимся основные знания по неживой природе; знакомство с отличительными признаками живой и неживой природы; формирование представлений о мире, который окружает человека. Учащиеся узнают из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы. В процессе знакомства с неживой природой у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся данного класса и способствует их умственному развитию.

Образовательная программа предполагает обеспечение высокого качества предметных знаний, умений, навыков в условиях модернизации образования, в том числе, за счёт углублённого предпрофессионального образования детей с нарушением интеллекта, эффективную коррекцию и развитие познавательной сферы, творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств при сохранении здоровья учащихся, что позволит им стать самостоятельным субъектом, успешно ориентироваться в жизни. 

Отбор содержания программы проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Естествознание» изучается в 6 классе – в объеме 2 часа в неделю, всего - 70 часов в год







Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Естествознание» 6 класс

Планируемые результаты освоения предметных программ образования являются одним из важнейших механизмов модернизации образования.

В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по биологии разделу: «Неживая природа» минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью) и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся).

Минимальный уровень:

  • Единичные и обобщенные представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;

  • Осознавание основных принципов объединения в различные группы;

  • Понимание элементарной иерархии изучаемых объектов и явлений;

  • Знание правил поведения в отношении основных изученных объектов и явлений неживой и живой природы;

  • Знание правил здорового образа жизни в объеме программы;

  • Взаимодействие с объектами согласно усвоенным инструкциям при их изучении и организации взаимодействия в учебно-бытовых ситуациях;

  • Нахождение информации в дополнительных источниках по заданию педагога;

  • Владение полученными знаниями и умениями в учебных ситуациях;

  • Использование знаний и умений для получения новой информации по заданию педагога.

Достаточный уровень:

  • Обобщение представлений об объектах неживой и живой природе;

  • Осознавание основных взаимосвязей в природе, между природой и человеком;

  • Знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;

  • Объяснение происходящих явлений и узнавание и называние изученных объектов и соотнесение их к неживой и живой природе;

  • Использование дополнительных источников информации, (интернет, компьютерные учебно-развивающие программы, электронные справочники);

  • Самостоятельно или при минимальной предварительной (ориентировочной) помощи педагога взаимодействование с изученными объектами с учетом имеющихся знаний;

  • Владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях;

  • Перенесение сформированных знаний и умений в новые ситуации,

  • Ориентирование на имеющиеся знания и умения с целью личной профессиональной ориентировки.

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных результатов освоения предмета

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями:

- испытывать чувство гордости за свою страну;

-гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

- стремление к речевому самосовершенствованию;

Предметные результаты:

- представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

- знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

- знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;

-выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;

- описание особенностей состояния своего организма;

- знание названий специализации врачей;

- применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).










Содержание учебного предмета

«Естествознание» 6 класс

Раздел: Введение. Общее знакомство с природой.(3 часа)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей – в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.

Раздел: Вода (14 часов)

Вода в природе. Вода жидкость. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учет и использование этих свойств воды человеком. Лед твердое тело. Превращение воды в пар. Кипение воды. Три состояния воды в природе. Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту, растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. Использование воды в быту, в промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. Что мы узнали о воде.

Демонстрация опытов:

  1. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.

  2. Растворение соли, сахара в воде.

  3. Очистка мутной воды.

  4. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

  5. Расширение воды при замерзании.

Практические работы:

1. Определение текучести воды.

2. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и тёплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.

3. Определение чистоты воды ближайшего водоёма.

Раздел: Воздух (15 часов)

Воздух в природе. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Охрана воздуха. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. Что мы узнали о воздухе.

Демонстрация опытов:

1.Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь,
почва).

2.Объем воздуха в какой-либо емкости.

3.Упругость воздуха.

4.Воздух — плохой проводник тепла.

5.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при
охлаждении.

Практические работы:

Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодно­го—в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

Раздел: Полезные ископаемые (21 часов)

Что такое полезные ископаемые. Полезные ископаемые и их значение.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневые цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращение с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений.

Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Железная и медная руды. Их внешний вид и свойства. Получение черных металлов из металлических руд чугуна, стали, меди и др.).Медная и алюминевые руды. Алюминий. Медь и олово. Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения. Что мы узнали о полезных ископаемых.

Демонстрация опытов:

1. Определение некоторых свойств горючих полезных ископае­мых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.

2. Определение растворимости калийной соли.

3. Определение некоторых свойств чёрных и цветных металлов

Практическая работа. Распознавание черных и цветных метал­лов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

Раздел: Почва (15 часов)

Почва – верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной – органическая часть почвы. Глина, песок, минеральные соли – минеральная часть почвы. Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Весенняя и осенняя обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почвы. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, и пути их решения. Что мы узнали о почве.

Демонстрация опытов:

  1. Выделение воздуха и воды из почвы.

  2. Обнаружение в почве песка и глины.

  3. Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки.

  4. Определение способности песчаных и глинистых почв впи­тывать воду и пропускать ее.

Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке



















Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы



Учебно-тематический план 6 класс


Содержание тем

Количество часов

Практическая часть

1

Общее знакомство с природой


2

-

2

Вода


14

15

3

Воздух.


15

13

4

Полезные ископаемые


22

-

5

Почва


15

4

6

Резерв

2




Итого



70


32





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии

Автор: Айзятуллова Ольга Николаевна

Дата: 23.12.2019

Номер свидетельства: 533315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Рабочая программа.Биология.9 кл"
    ["seo_title"] => string(36) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-kl"
    ["file_id"] => string(6) "292353"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455271360"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства