Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»
Рабочая программа для курса биологии 8 класса разработана на основе нормативных документов: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Княгининская средняя общеобразовательная школа
« Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор школы Зам. по УВР на педсовете
______ /Толстых Я. Е./ _____ / Яровая И.С./ Протокол № 1 от 15.08.2018г.
Рабочая программа по биологии
для 8 класса
Разработала программу
Курносенкова Светлана Алексеевна
учитель биологии первой категории
МБОУ – Княгининской СОШ
на 2018 / 2019 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577; http://standart.edu.ru/
2. Примерной программы основного общего образования по биологии (сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа»,2016 г.)
3.Программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2011
4. Образовательная программа основного общего образования МБОУ - Княгининской СОШ. .
Предметная область «Естественно – научные предметы» учебного плана образовательного учреждения включает учебный предмет «Биология». В VIII классе в обязательной части учебного плана предусмотрено 2 часа в неделю на изучение биологии.
Данная программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю), из них 2 часа резервное время.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;
осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир;
развитие эстетического восприятия живой природы;
формирование ответственного отношения к учению, труду;
формирование целостного мировоззрения;
умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
формирование уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;
понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.
Метапредметные результаты :
определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;
наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
сравнивать животных изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;
классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
выявлять черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
приводить доказательства взаимосвязи животных и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;
обобщать и делать выводы по изученному материалу;
работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
работать со всеми компонентами текста;
составлять простые и сложные планы текста;
проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Предметные результаты:
•характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов:
- строение, функции клеток животных;
- строение и жизнедеятельность (особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножения, роста и развития) животного организма;
- среды обитания организмов, экологические факторы;
•применять методы биологической науки для изучения организмов: наблюдать
- сезонные изменения в жизни животных;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмови общих биологических закономерностей, свойственных живой природе, а именно:
называть:
- общие признаки живого организма;
- основные систематические категории, признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции животных.
распознавать:
- организмы животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов животных;
- наиболее распространённые виды животных Калининградской области; животных разных классов и типов.
приводить примеры:
- усложнения животных в процессе эволюции;
- природных сообществ;
- приспособленности животных к среде обитания;
- наиболее распространённых видов и пород животных.
обосновывать:
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности.
сравнивать:
- строение и функции клеток растений и животных;
- типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
делать выводы:
- об усложнении животного мира в процессе эволюции.
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила:
- работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- проведения простейших опытов изучения поведения животных;
- бережного отношения к организмам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.
• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
-• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
•выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Требования к уроню подготовки обучающихся:
усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
формирование основ экологической грамотности; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природнвх местообитаний, видов растений и животных;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
освоение приёмов выращивания и разведения домашних животных, уход за ними.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о мире животных (6 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы.Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
Строение тела животных (2ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы.
Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей:
сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс
Многощетинковые. Класс Малощетинковые.
Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»
Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс
Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»
Тип Моллюски (4 ч)
Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Л.Р.№ 4 «Внешнее строение насекомого»
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
Класс Птицы (9 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Л.р.№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л.р. № 7 "Строение скелета птицы"
Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Л.р. № 8 " Строение скелета млекопитающих".
Развитие животного мира на Земле (5 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.