kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Экспериментариум БИО» разработана учителем в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности  в школе по курсу внеурочной деятельности.

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности является частью ООП ООО определяющей:

- содержание курса внеурочной деятельности;

- планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные);

- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология»»





СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Раздел 1. Лаборатория Левенгука (10 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно- исследовательская деятельность: Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Чукотского АО. Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария Проектно-исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» Проект «Редкие растения Чукотского АО»

Раздел 3. Практическая зоология (16 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: Работа по определению животных Составление пищевых цепочек Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование «Птицы на кормушке»

Проект «Красная книга животных Брянской области». Раздел 4. Биопрактикум (24 часов)

Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы: Работа с информацией (посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации по определенной теме Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Физиология растений» Движение растений Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений Прорастание семян Влияние прищипки на рост корня Модуль «Микробиология» Выращивание культуры бактерий и простейших Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий Модуль «Микология» Влияние дрожжей на укоренение черенков Модуль «Экологический практикум» Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации Определение запыленности воздуха в помещениях


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;

  • развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

  1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

  1. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела

Количество часов

Введение

1

1 Лаборатория Левенгука

10

2. Практическая ботаника

16

3.Практическая зоология

16

4.Биопрактикум

24

5.Итоговое занятие

1

Всего

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/ п


в теме

Тема

Форма проведения

Основное содержание

Основные виды

деятельности обучающихся

Электронные образовательные ресурсы

Дата проведения

план

факт

1.

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении

лабораторных работ.

Беседа

План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Определяют понятия. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни.

https://infourok.ru/komplekt-instruktazhey-po-tehnike- bezopasnosti-v-kabinete-biologii-1091167.html

1.09


Лаборатория Левенгука 10

2.

1

Приборы для научных

исследований

Практическая работа

Методы научного исследования.

Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно- исследовательская деятельность: Мини - исследование

«Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа

.Отрабатывают правила работы с микроскопом. Выделяют существенные признаки строения клетки.

https://infourok.ru/sbornik-zadanij-dlya-organizacii- eksperimentalnoj-deyatelnosti-s-cifrovym-mikroskopom-

napravlennyh-na-formirovanie-issledovatels-5237378.html

1.09


3

2

8.09


4

3

Лабораторное оборудование. Изучение приборов для

научных исследований»

Практическая работа

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy- mir/2017/04/13/mikroskop-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo- vozrasta

8.09


5

4

15.09


6

5

Знакомство с устройством микроскопа.

Практическая работа

«Изучение устройств увеличительны х приборов»

Практическая работа

https://posleurokov.ru/blog/microscope/ https://posleurokov.ru/blog/microscope/

15.09


7

6

Техника биологического рисунка.

Приготовления микропрепарат ов.

http://labx.narod.ru/documents/micropreparaty.html https://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/bolprak/R_1_2.html

22.09


8

7

22.09


9

8

«Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка

биологических объектов».

Лабораторный практикум.

Выделяют существенные признаки строения клетки Учатся готовить микропрепараты.

https://biouroki.ru/material/lab/1.html https://урок.рф

29.09


10

9

29.09


11

10

Микромир

Мини- исследование.

Наблюдают части и органоиды клетки под

микроскопом, описывают и схематически изображают их.

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки.

Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические

эксперименты по изучению химического состава клетки.

https://www.youtube.com/channel/UCvRHYFx9PBH-

UZUxbYQUEbQ

https://fishki.net/2006286-jetot-udivitelnyj-mikromir.html https://infourok.ru/issledovatelskaya-proekt-mir-pod-mikroskopom-5126919.html

6.10



Практическая ботаника 16

12

1

Фенологические наблюдения

«Осень в жизни растений»

Экскурсия


Характеризуют влияние деятельности человека на природу.

Анализируют и сравнивают экологические факторы

https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-5-klass- fenologicheskie-nablyudeniya-za-izmeneniyami- proishodyashimi-v-zhizni-rastenij-osenyu-6215726.html

https://multiurok.ru/index.php/files/zaniatie-osen-v-zhizni- rastenii.html

6.10


13

2

13.10


14

3

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария.

Практическая работа

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза).

Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Брянской области. Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария Проектно- исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»

Сбор гербария.

https://kolenovo- ros.edu.yar.ru/ekoshkola_dlya_yunih_issled/delaem_gerbariy.htm l

https://nsportal.ru/npo- spo/zdravookhranenie/library/2015/05/21/metodika-sbora- gerbariev-zachem-sobirayut-gerbariy

13.10


15

4

20.10


16

5

Определяем и классифицируем.

Практическая работа

«Определение растений по гербарным образцам».

Практическая работа.

Определяют растения и знакомятся с описанием гербария

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-rasteniya-nizshie-i- vysshie-rasteniya-klassifikatsiya-rasteniy https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-osnovy-sistematiki- rastenij-6-klass-4126283.html

20.10


17

6

27.10


18

7

Морфологическое

описание растений.

Практическая работа.

Описывают

морфологические признаки по плану

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/02/16/plan-

morfologicheskogo-opisaniya-tsvetkovogo-rasteniya https://ppt-online.org/174141

27.10


19

8

10.11


20

9

Определение растений в

безлиственном состоянии.

Практическая работа.

Работают с признаками растений

https://multiurok.ru/index.php/files/opredelenie-derevev-i- kustarnikov-v-bezlistvennom.html https://housecomputer.ru/books/nature/dendrologiya/part2_2.html

10.11


21

10

17.11


22

11

Создание каталога

«Видовое разнообразие растений

пришкольной территории»

Проектная деятельность.

Самостоятельная деятельность.

https://shkolagorskaya- r40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/67/2338/vneurochka_tochka

_rosta_5_9.pdf

https://р26.навигатор.дети/program/24577-prakticheskaya- biologiya

17.11


23

12

Проект

«Редкие растения Брянской области»

24.11


24

13

24.11


25

14

Редкие растения Брянской области

Проектная деятельность.

Самостоятельная деятельность.

https://ozonit.ru/krasnaya_kniga/krasnaya_kniga_chukotskogo_av tonomnogo_okruga.php

https://чукотка.рф/files/docs/Vol2-Plants-

FungiChukotka_2022.pdf

https://okrmyr.ru/proekt-raznoobrazie-prirody-chukotskij-ao-3- klass.html

1.12


26

15

Проект

«Редкие растения Брянской области»

Самостоятельная деятельность.

1.12


27

16

8.12



Практическая зоология 16


28

1

Система животного мира.

Творческая мастерская.

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов.

Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности.

Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология).

Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой.

Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: Работа по определению животных Составление пищевых цепочек Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в

жизни растений и животных» Проектно- исследовательская деятельность: Мини -

исследование «Птицы на кормушке»

Определяют понятия. Характеризуют этапы

развития зоологии.

https://infourok.ru/urok-prezentaciya-sovremennaya-sistema- zhivotnogo-mira-5626421.html

https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye

8.12


29

2

15.12


30

3

Определяем и классифицируем.

Практическая работа по

определению животных.

Практическая работа

Классифицируют животных.

https://multiurok.ru/files/lr-4-oznakomlenie-s-printsipami- sistematiki-organi.html http://www.myshared.ru/slide/389335/

15.12


31

4

23.12


32

5

Определяем животных по следам и контуру.

Практическая работа.

Классифицируют животных.

https://givotniymir.ru/sledy-zhivotnyh-v-lesu-i-ih-osobennosti/ https://www.ogorod.ru/ru/main/inspiration/12852/Sledy- zhivotnyh-i-ptic-na-snegu-shemy-s-nazvanijami.htm https://multiurok.ru/blog/kartochki-dlia-zaniatii-s-detmi-sledy-

zhivotnykh-na-snegu.html

23.12


33

6

29.12


34

7

Определение экологической группы животных по внешнему виду.

Практическая работа.

Используя дополнительные источники информации, раскрывают значения зоологических знаний. роль

и значение животных в природе и жизни человека.

https://lektsii.com/2-26749.html https://videouroki.net/video/03-sistematicheskaya-i- ehkologicheskaya-klassifikacii-organizmov-sistematicheskie- kategorii-i-taksony.html

29.12


35

8

12.01


36

9

Практическая орнитология.

Мини- исследование.

Сравнивают животных изучаемых классов и типов

между собой.

https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-ptitsy-na- kormushkie.html

12.01


37

10

19.01


38

11

Составление пищевых цепочек

Групповая работа

Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов,консументов, редуцентов.

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda- vokrug-nas-324086/pitanie-zhivotnykh-342191/re-3a2414aa- 1a6f-4b2e-b8ee-b9a723ee1da1 https://урок.рф/library/urok_pishevie_tcepi_180623.html https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/03/21/pishchevy e-tsepi-pitaniya

19.01


39

12

26.01


40

13

Красная книга Брянской области.

Проект.

Выполнение проекта

Самостоятельная деятельность


26.01


41

14

2.02


42

15

2.02


43

16

9.02


Биопрактикум 24


44

1

Как выбрать тему для исследования.

Практическая работа.


Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю.

Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы:

Диспут

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm-биологическое разнообразие России.

http://www.wwf.ru— Всемирный фонд дикой природы (WWF) https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-biologii- 4247645.html .

9.02


45

2

16.02


46

3

Постановка целей и задач.

Теоретическое занятие

Индивидуальная работа

https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-proektnykh-tekhnologii-na- urokakh-bio.html

https://kubinka-sosh- 1.odinedu.ru/documents/Ермошкина%20Н.В..pdf

16.02


47

4

1.03


48

5

Источники информации.

Теоретическое занятие.

Работа с Интернет- ресурсами

https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-proektnykh-tekhnologii-na- urokakh-bio.html

https://kubinka-sosh- 1.odinedu.ru/documents/Ермошкина%20Н.В..pdf

1.03


49

6

15.03


50

7

15.03


51

8

22.03


52

9

Как оформить

результаты исследования.

Теоретическое занятие.

Групповая работа

https://www.n-asveta.by/dadatki/eshb/2016/gluschenko.pdf

22.03


53

10

5.04


54

11

5.04


55

12

12.04


56

13

Физиология растений.

Исследовательс кая деятельность

«Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и

развитие растений».

Самостоятельная работа

https://pptcloud.ru/raznoe/fiziologiya-rasteniy-22-ch-lektsii-10- ch-laboratornye-kontrolnaya-rabota-ekzamen https://myslide.ru/presentation/skachat-fiziologiya-rastenij

12.04


57

14

19.04


58

15

Прорастание семян. Влияние

прищипки на рост корня.

Самостоятельная работа

https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-rost-kornya- klass-665520.html

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2688565-dlja-chego- prischipyvajut-koreshok-u-rassady.html

19.04


59

16


26.04


60

17

Микробиология.

Исследовательс кая деятельность

«Выращивание культуры

бактерий и простейших».

Диспут с использованием опережающих заданий

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт

«Общественные ресурсы образования»

.http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России

26.04


61

18


3.05


62

19

Микология.

Исследовательс кая деятельность

«Влияние дрожжей на

укоренение черенков».

Выращивание культуры бактерий и простейших Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий

Диспут с использованием опережающих заданий

http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-po-mikrobiologii https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-poniatiie-o- mikroorghanizmakh.html

3.05


63

20

17.05


64

21

Экологический практикум

Исследовательс кая деятельность:

«Определение запыленности воздуха в помещениях».

Модуль «Экологический практикум» Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.

Определение

запыленности воздуха в помещениях

Коллективный проект

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/202525- jekologicheskij-praktikum

https://www.christmas-plus.ru/images/stories/pdf/kniga- eco_prakt.pdf

17.05


65

22

24.05


66

23

Подготовка к отчетной конференции

Создание презентаций, докладов.

Составление электронных презентаций.

Индивидуальная работа

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4647/1/03Krilosova2.pdf https://nsportal.ru/shkola/informatika-i- ikt/library/2013/09/08/tekhnologiya-razrabotki-multimediynykh- prezentatsiy

https://multiurok.ru/files/multimediinye-prezentatsionnye- tekhnologii.html

24.05


67

24

29.05


68


Итоговое занятие.

Обсуждение результатов.

Защита мини-проектов

Подведение и обсуждение итогов

https://infourok.ru/user/981990/blog/metodika-provedeniya-

zaschiti-detskih-uchebnoissledovatelskih-rabot-i-proektov- 116356.html

29.05




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология»

Автор: Перешивко Олег Яковлевич

Дата: 01.10.2024

Номер свидетельства: 657082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа факультатива "Мир глазами ученика" "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-fakul-tativa-mir-ghlazami-uchienika"
    ["file_id"] => string(6) "127583"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415344809"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по биологии для коррекц. классов "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-korriekts-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "108473"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403705604"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по предмету "Искусство""
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaiaproghrammapopriedmietuiskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "261393"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449130440"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства