СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ. Раздел 1. Лаборатория Левенгука (10 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно- исследовательская деятельность: Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Чукотского АО. Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария Проектно-исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» Проект «Редкие растения Чукотского АО»
Раздел 3. Практическая зоология (16 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: Работа по определению животных Составление пищевых цепочек Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Проектно-исследовательская деятельность: Мини - исследование «Птицы на кормушке»
Проект «Красная книга животных Брянской области». Раздел 4. Биопрактикум (24 часов)
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы: Работа с информацией (посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации по определенной теме Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Физиология растений» Движение растений Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений Прорастание семян Влияние прищипки на рост корня Модуль «Микробиология» Выращивание культуры бактерий и простейших Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий Модуль «Микология» Влияние дрожжей на укоренение черенков Модуль «Экологический практикум» Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации Определение запыленности воздуха в помещениях
№ п/ п | № в теме | Тема | Форма проведения | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Электронные образовательные ресурсы | Дата проведения |
план | факт |
1. | 1 | Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. | Беседа | План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ. | Определяют понятия. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. | https://infourok.ru/komplekt-instruktazhey-po-tehnike- bezopasnosti-v-kabinete-biologii-1091167.html | 1.09 | |
Лаборатория Левенгука 10 |
2. | 1 | Приборы для научных исследований | Практическая работа | Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно- исследовательская деятельность: Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией). | Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа .Отрабатывают правила работы с микроскопом. Выделяют существенные признаки строения клетки. | https://infourok.ru/sbornik-zadanij-dlya-organizacii- eksperimentalnoj-deyatelnosti-s-cifrovym-mikroskopom- napravlennyh-na-formirovanie-issledovatels-5237378.html | 1.09 | |
3 | 2 | 8.09 | |
4 | 3 | Лабораторное оборудование. Изучение приборов для научных исследований» | Практическая работа | https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy- mir/2017/04/13/mikroskop-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo- vozrasta | 8.09 | |
5 | 4 | 15.09 | |
6 | 5 | Знакомство с устройством микроскопа. Практическая работа «Изучение устройств увеличительны х приборов» | Практическая работа | https://posleurokov.ru/blog/microscope/ https://posleurokov.ru/blog/microscope/ | 15.09 | |
7 | 6 | Техника биологического рисунка. | Приготовления микропрепарат ов. | http://labx.narod.ru/documents/micropreparaty.html https://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/bolprak/R_1_2.html | 22.09 | |
8 | 7 | 22.09 | |
9 | 8 | «Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов». | Лабораторный практикум. | Выделяют существенные признаки строения клетки Учатся готовить микропрепараты. | https://biouroki.ru/material/lab/1.html https://урок.рф | 29.09 | |
10 | 9 | 29.09 | |
11 | 10 | Микромир | Мини- исследование. | Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. | https://www.youtube.com/channel/UCvRHYFx9PBH- UZUxbYQUEbQ https://fishki.net/2006286-jetot-udivitelnyj-mikromir.html https://infourok.ru/issledovatelskaya-proekt-mir-pod-mikroskopom-5126919.html | 6.10 | |
Практическая ботаника 16 |
12 | 1 | Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» | Экскурсия | | Характеризуют влияние деятельности человека на природу. Анализируют и сравнивают экологические факторы | https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-5-klass- fenologicheskie-nablyudeniya-za-izmeneniyami- proishodyashimi-v-zhizni-rastenij-osenyu-6215726.html https://multiurok.ru/index.php/files/zaniatie-osen-v-zhizni- rastenii.html | 6.10 | |
13 | 2 | 13.10 | |
14 | 3 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария. | Практическая работа | Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Брянской области. Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария Проектно- исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» | Сбор гербария. | https://kolenovo- ros.edu.yar.ru/ekoshkola_dlya_yunih_issled/delaem_gerbariy.htm l https://nsportal.ru/npo- spo/zdravookhranenie/library/2015/05/21/metodika-sbora- gerbariev-zachem-sobirayut-gerbariy | 13.10 | |
15 | 4 | 20.10 | |
16 | 5 | Определяем и классифицируем. Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам». | Практическая работа. | Определяют растения и знакомятся с описанием гербария | https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-rasteniya-nizshie-i- vysshie-rasteniya-klassifikatsiya-rasteniy https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-osnovy-sistematiki- rastenij-6-klass-4126283.html | 20.10 | |
17 | 6 | 27.10 | |
18 | 7 | Морфологическое описание растений. | Практическая работа. | Описывают морфологические признаки по плану | https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/02/16/plan- morfologicheskogo-opisaniya-tsvetkovogo-rasteniya https://ppt-online.org/174141 | 27.10 | |
19 | 8 | 10.11 | |
20 | 9 | Определение растений в безлиственном состоянии. | Практическая работа. | Работают с признаками растений | https://multiurok.ru/index.php/files/opredelenie-derevev-i- kustarnikov-v-bezlistvennom.html https://housecomputer.ru/books/nature/dendrologiya/part2_2.html | 10.11 | |
21 | 10 | 17.11 | |
22 | 11 | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» | Проектная деятельность. | Самостоятельная деятельность. | https://shkolagorskaya- r40.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/67/2338/vneurochka_tochka _rosta_5_9.pdf https://р26.навигатор.дети/program/24577-prakticheskaya- biologiya | 17.11 | |
23 | 12 | Проект «Редкие растения Брянской области» | 24.11 | |
24 | 13 | 24.11 | |
25 | 14 | Редкие растения Брянской области | Проектная деятельность. | Самостоятельная деятельность. | https://ozonit.ru/krasnaya_kniga/krasnaya_kniga_chukotskogo_av tonomnogo_okruga.php https://чукотка.рф/files/docs/Vol2-Plants- FungiChukotka_2022.pdf https://okrmyr.ru/proekt-raznoobrazie-prirody-chukotskij-ao-3- klass.html | 1.12 | |
26 | 15 | Проект «Редкие растения Брянской области» | Самостоятельная деятельность. | 1.12 | |
27 | 16 | 8.12 | |
Практическая зоология 16 | |
28 | 1 | Система животного мира. | Творческая мастерская. | Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: Работа по определению животных Составление пищевых цепочек Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Проектно- исследовательская деятельность: Мини - исследование «Птицы на кормушке» | Определяют понятия. Характеризуют этапы развития зоологии. | https://infourok.ru/urok-prezentaciya-sovremennaya-sistema- zhivotnogo-mira-5626421.html https://foxford.ru/wiki/biologiya/tsarstvo-zhivotnye | 8.12 | |
29 | 2 | 15.12 | |
30 | 3 | Определяем и классифицируем. Практическая работа по определению животных. | Практическая работа | Классифицируют животных. | https://multiurok.ru/files/lr-4-oznakomlenie-s-printsipami- sistematiki-organi.html http://www.myshared.ru/slide/389335/ | 15.12 | |
31 | 4 | 23.12 | |
32 | 5 | Определяем животных по следам и контуру. | Практическая работа. | Классифицируют животных. | https://givotniymir.ru/sledy-zhivotnyh-v-lesu-i-ih-osobennosti/ https://www.ogorod.ru/ru/main/inspiration/12852/Sledy- zhivotnyh-i-ptic-na-snegu-shemy-s-nazvanijami.htm https://multiurok.ru/blog/kartochki-dlia-zaniatii-s-detmi-sledy- zhivotnykh-na-snegu.html | 23.12 | |
33 | 6 | 29.12 | |
34 | 7 | Определение экологической группы животных по внешнему виду. | Практическая работа. | Используя дополнительные источники информации, раскрывают значения зоологических знаний. роль и значение животных в природе и жизни человека. | https://lektsii.com/2-26749.html https://videouroki.net/video/03-sistematicheskaya-i- ehkologicheskaya-klassifikacii-organizmov-sistematicheskie- kategorii-i-taksony.html | 29.12 | |
35 | 8 | 12.01 | |
36 | 9 | Практическая орнитология. | Мини- исследование. | Сравнивают животных изучаемых классов и типов между собой. | https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-ptitsy-na- kormushkie.html | 12.01 | |
37 | 10 | 19.01 | |
38 | 11 | Составление пищевых цепочек | Групповая работа | Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов,консументов, редуцентов. | https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/3-klass/priroda- vokrug-nas-324086/pitanie-zhivotnykh-342191/re-3a2414aa- 1a6f-4b2e-b8ee-b9a723ee1da1 https://урок.рф/library/urok_pishevie_tcepi_180623.html https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/03/21/pishchevy e-tsepi-pitaniya | 19.01 | |
39 | 12 | 26.01 | |
40 | 13 | Красная книга Брянской области. | Проект. | Выполнение проекта | Самостоятельная деятельность | | 26.01 | |
41 | 14 | 2.02 | |
42 | 15 | 2.02 | |
43 | 16 | 9.02 | |
Биопрактикум 24 | |
44 | 1 | Как выбрать тему для исследования. | Практическая работа. | Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет- ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы: | Диспут | http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm-биологическое разнообразие России. http://www.wwf.ru— Всемирный фонд дикой природы (WWF) https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-biologii- 4247645.html . | 9.02 | |
45 | 2 | 16.02 | |
46 | 3 | Постановка целей и задач. | Теоретическое занятие | Индивидуальная работа | https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-proektnykh-tekhnologii-na- urokakh-bio.html https://kubinka-sosh- 1.odinedu.ru/documents/Ермошкина%20Н.В..pdf | 16.02 | |
47 | 4 | 1.03 | |
48 | 5 | Источники информации. | Теоретическое занятие. | Работа с Интернет- ресурсами | https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-proektnykh-tekhnologii-na- urokakh-bio.html https://kubinka-sosh- 1.odinedu.ru/documents/Ермошкина%20Н.В..pdf | 1.03 | |
49 | 6 | 15.03 | |
50 | 7 | 15.03 | |
51 | 8 | 22.03 | |
52 | 9 | Как оформить результаты исследования. | Теоретическое занятие. | Групповая работа | https://www.n-asveta.by/dadatki/eshb/2016/gluschenko.pdf | 22.03 | |
53 | 10 | 5.04 | |
54 | 11 | 5.04 | |
55 | 12 | 12.04 | |
56 | 13 | Физиология растений. | Исследовательс кая деятельность «Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений». | Самостоятельная работа | https://pptcloud.ru/raznoe/fiziologiya-rasteniy-22-ch-lektsii-10- ch-laboratornye-kontrolnaya-rabota-ekzamen https://myslide.ru/presentation/skachat-fiziologiya-rastenij | 12.04 | |
57 | 14 | 19.04 | |
58 | 15 | Прорастание семян. Влияние прищипки на рост корня. | Самостоятельная работа | https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-rost-kornya- klass-665520.html http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2688565-dlja-chego- prischipyvajut-koreshok-u-rassady.html | 19.04 | |
59 | 16 | | 26.04 | |
60 | 17 | Микробиология. | Исследовательс кая деятельность «Выращивание культуры бактерий и простейших». | Диспут с использованием опережающих заданий | http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» .http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России | 26.04 | |
61 | 18 | | 3.05 | |
62 | 19 | Микология. | Исследовательс кая деятельность «Влияние дрожжей на укоренение черенков». | Выращивание культуры бактерий и простейших Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий | Диспут с использованием опережающих заданий | http://www.myshared.ru/theme/prezentatsiya-po-mikrobiologii https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-poniatiie-o- mikroorghanizmakh.html | 3.05 | |
63 | 20 | 17.05 | |
64 | 21 | Экологический практикум | Исследовательс кая деятельность: «Определение запыленности воздуха в помещениях». | Модуль «Экологический практикум» Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации. Определение запыленности воздуха в помещениях | Коллективный проект | https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/202525- jekologicheskij-praktikum https://www.christmas-plus.ru/images/stories/pdf/kniga- eco_prakt.pdf | 17.05 | |
65 | 22 | 24.05 | |
66 | 23 | Подготовка к отчетной конференции | Создание презентаций, докладов. | Составление электронных презентаций. | Индивидуальная работа | http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4647/1/03Krilosova2.pdf https://nsportal.ru/shkola/informatika-i- ikt/library/2013/09/08/tekhnologiya-razrabotki-multimediynykh- prezentatsiy https://multiurok.ru/files/multimediinye-prezentatsionnye- tekhnologii.html | 24.05 | |
67 | 24 | 29.05 | |
68 | | Итоговое занятие. | Обсуждение результатов. | Защита мини-проектов | Подведение и обсуждение итогов | https://infourok.ru/user/981990/blog/metodika-provedeniya- zaschiti-detskih-uchebnoissledovatelskih-rabot-i-proektov- 116356.html | 29.05 | |