На уроках биологии в 10 - 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В ходе факультативных занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Цель: Подготовка к успешной сдачи ЕГЭ учащихся 10-11 класса.
Задачи:
повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ (Метод. письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования);
формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.
1) Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69;
2) Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009№ 1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма обучения является урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материалом можно использовать такие формы организации учебной работы: лекция, беседа, практическая работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, практическая работа, конференция, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, тестирование и т.д.. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
В ходе освоения содержания образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования физических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения;
извлечение необходимой информации из источников, отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
обоснование суждения, доказательства (в том числе от противного);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Виды и формы контроля
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий и прошедший год.
Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на два года, всего 69 часов (35 часов в 10 кл и 34 часа в 11 кл).
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Темы занятий
1
Тема 1 «Многообразие организмов» (16 ч.) Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.(1 ч.) Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии. Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни. Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты.
2
Многообразие форм жизни.(2 ч.) Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов. Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов. Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и эукариоты.
3
Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли (2 ч.) Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Протисты. Грибы, лишайники, водоросли - организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.
4
Растения (4 ч.) Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
5
Беспозвоночные животные (3 ч.) Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.
6
Позвоночные животные (4 ч.) Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
7
Тема 2 «Клетка как биологическая система» (18 ч) Клеточная теория. Химический состав клеток. (2 ч) Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганическиевещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.
8
Клеточный уровень организации жизни (2 ч) Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки.Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.
9
Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации (2 ч) Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.
№ п/п
Темы занятий
10
Способы передачи генетической информации (4 ч) Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса
11
Реализация генетической информации (4 ч) Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы.
12
Клеточный метаболизм (4 ч) Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.
13
Тема 3 «Человек и его здоровье» (15 ч) Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы (2ч) Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека.
14
Внутренняя среда организма человека (4 ч) Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
15
Метаболические системы организма человека (3 ч) Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурно-функциональные единицы органов.
16
Репродуктивный аппарат человека (2 ч) Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.
17
Системы регуляции функций организма (3 ч) Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы.
18
ВНД человека. Организм человека как единое целое (1 ч) Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.
19
Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (15 ч) Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) (4 ч). Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование. Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
№ п/п
Темы занятий
20
Закономерности изменчивости (3 ч) Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда. Причины модификационной, мутационной, комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Генетика человека. Методы изучения генетики человека.
21
Основы селекции и биотехнологии (3 ч) Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы
22
Развитие эволюционных представлений в биологии.(3 ч) Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.
23
Синтетическая теория эволюции.(2 ч) Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция. Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.
24
Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности» (2 ч) Экология организмов. Сообщества живых организмов (1 ч) Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства.
25
Экосистемы. Основа охраны природы (1 ч) Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных экосистемах. Биосфера. Биогеохимические циклы. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.
26
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ» (2 ч)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п
Содержание
Коли-чество часов
Решение тестовых заданий по темам Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения
1
Решение тестовых заданий по темам Беспозвоночные, Позвоночные животные
1
Решение тестовых заданий по темам Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки
1
Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации
1
Решение тестовых заданий по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»
1
Решение тестовых заданий по темам Ткани, органы, системы органов и внутренняя среда человека
1
Решение тестовых заданий по темам Метаболические системы и репродуктивный аппарат человека
1
Решение тестовых заданий по темам Способы регуляции функций организма и ВНД человека
1
Решение генетических задач и тестовых заданий по теме Закономерности наследственности
1
Решение тестовых заданий по темам Закономерности изменчивости, селекция и Развитие эволюционных представлений в биологии
1
Решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года
1
Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года.
1
Итого: 12 практических работ (5 в первый год изучения, 7 во второй год обучения).
ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Практи-ческие занятия
Тема 1 «Многообразие организмов»
16
Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
1
Многообразие форм жизни.
2
Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли
2
Растения
4
1
Беспозвоночные животные
3
Позвоночные животные
4
1
Тема 2 «Клетка как биологическая система»
18
Клеточная теория. Химический состав клеток.
2
Клеточный уровень организации жизни
2
1
Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации
2
Способы передачи генетической информации
4
Реализация генетической информации
4
1
Клеточный метаболизм
4
1
Тема 3 «Человек и его здоровье»
15
Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы
2
Внутренняя среда организма человека
4
1
Метаболические системы организма человека
3
Репродуктивный аппарат человека
2
1
Системы регуляции функций организма
3
ВНД человека. Организм человека как единое целое
1
1
Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»
15
Закономерности наследственности
(популяционно-видовой уровень жизни)
4
1
Закономерности изменчивости
3
Основы селекции и биотехнологии
3
Развитие эволюционных представлений в биологии.
3
1
Синтетическая теория эволюции.
2
Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности»
2
Экология организмов. Сообщества живых организмов
1
Экосистемы. Основа охраны природы
1
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ»
2
2
Итого
68
12
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п
№ заня-тия по теме
Содержание
Коли-чество часов
по плану
по факту
I. «Многообразие организмов»
16
1.1Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере
1
Предмет биологии. Признаки живых систем, уровни организации. Компоненты биосферы.
1.2 Многообразие форм жизни
2
Классификация организмов. Стратегии выживания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.
Клеточная и неклеточная формы жизни.
1.3 Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли
2
Низшие жизненные формы. Протисты, грибы.
Лишайники, водоросли.
1.4 Растения
4
Систематический обзор царства Растения. Мхи, папоротникообразные. Голосеменные и покрытосеменные (цветковые).
Ткани и органы высших растений
Основные семейства цветковых растений.
Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения»
1.5 Животные. Беспозвоночные
3
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика типов двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных.
Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые.
Характеристика классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся
Характеристика классов Птицы, Млекопитающие.
Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Беспозвоночные, Позвоночные животные»
II. «Клетка как биологическая система»
17
2.1 Клеточная теория. Химический состав клеток.
2
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества клетки.
Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.
2.2 Клеточный уровень организации жизни
2
Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Органоиды клетки представителей разных таксонов.
Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки»
2.3 Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации
2
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.
2.4 Способы передачи генетической информации
4
Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность.
Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК.
Жизненный цикл клетки. Интерфаза.
Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса
2.5 Реализация генетической информации
4
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки.
Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка.
Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке.
Практическая работа № 4 «Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации»
2.6 Клеточный метаболизм
3
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез.
Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза.
Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.
III. Итоговое занятие по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»
2
Практическая работа № 5 «Решение тестовых заданий по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»
Тестирование
ПРИМЕРНАЯ РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЗАНЯТИЯМ
11 класс
№ п/п
№ заня-тия по теме
Содержание
Коли-чество часов
I. Человек и его здоровье
15
1.1 Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы
2
Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов.
Опорно-двигательный аппарат человека
1.2 Внутренняя среда организма человека
4
Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение.
Взаимосвязь систем внутренней среды организма. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета
Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Ткани, органы, системы органов и внутренняя среда человека»
1.3 Метаболические системы организма человека
3
Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы.
Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение.
Структурно-функциональные единицы органов.
1.4 Репродуктивный аппарат человека
2
Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Метаболические системы и репродуктивный аппарат человека»
1.5 Системы регуляции функций организма .
3
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат.
Нервная система человека. Состав и строение отделов нервной системы.
Органы чувств. Анализаторы
1.6 ВНД человека. Организм человека как единое целое
1
Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность. Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Способы регуляции функций организма и ВНД человека»
II. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира
15
2.1 Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни)
4
Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование.
Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.
Практическая работа № 4 «Решение генетических задач и тестовых заданий по теме Закономерности наследственности»
2.2 Закономерности изменчивости
3
Изменчивость, виды изменчивости. Мутации, их виды, причины и последствия.
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда.
Генетика человека. Методы изучения генетики человека.
2.3 Основы селекции и биотехнологии
3
Селекция, основы и методы.
Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости.
Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование.
2.4 Развитие эволюционных представлений в биологии.
3
Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка.
Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.
Практическая работа №5 «Решение тестовых заданий по темам Закономерности изменчивости, селекция и Развитие эволюционных представлений в биологии»
2.5 Синтетическая теория эволюции.
2
Понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции.
Микро- и макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.
III. Экосистемы и присущие им закономерности
2
3.1 Экология организмов. Сообщества живых организмов
1
Экологические факторы. Адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз.
3.2 Экосистемы. Основа охраны природы
1
Биогеоценоз. Биосфера. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.
IV. Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ
2
Практическая работа №6 «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года».
Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года. Практическая работа №7 «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года».
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.
Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003
Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:
Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.:»Паритет», 2002.-192 с.
Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с
Фросин В.Н. Готовимся е КГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.
Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ
Пособия, разработанные в 2005-06 гг.
Единый государственный экзамен: биология: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 /под общ. редакцией Г.С.Калиновой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение, 2005
Пособия, разработанные в 2007-2008 гг.
Единый государственный экзамен 2007. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2007.
Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова – М.: Вентана-Граф, 2007.
ЕГЭ-2007: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2007.
Сдаем единый государственный экзамен: Биология / ФИПИ авторы составители: Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева – М.: Дрофа, 2007.
ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2007.
Единый государственный экзамен 2008. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2008.
ЕГЭ-2008: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2008.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2008. Биология/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2008.
Пособия, разработанные в 2008- 2009 гг.
ЕГЭ-2009. Биология: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009.
Единый государственный экзамен 2009. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова– М.: Интеллект-Центр, 2009.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.
ЕГЭ-2009: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2008.
Пособия, разработанные в 2009- 2010 гг.
Единый государственный экзамен 2010. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2009.
ЕГЭ-2010: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2009.
ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.
Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Пособия, разработанные в 2010 г.
Единый государственный экзамен 2011. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2010.
ЕГЭ-2011: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2010.
ЕГЭ-2011. Биология. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. – М.: Национальное образование, 2010.
ЕГЭ-2011. Биология. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. – М.: Национальное образование, 2010
Дополнительная литература
Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.
Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.-192 с.
Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с
Фросин В.Н. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.