«Средняя общеобразовательная школа с. Новая Ивановка Калининского района Саратовской области»
от «29» августа 2014 г.
Рабочая программа курса биологии в 8 классе составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классы (авторы В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, В.М. Пакулова), примерной программы Основного общего образования по биологии, федерального компонента Государственного стандарта общего образования по биологии от 2004 года.
Рабочая программа предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. Затем дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки- зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Д.В.Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа,2012 - 336с.
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Использование ИКТ | Подготовка к государственной (итоговой) аттестации | Примечание |
планиру- емая | фактиче- ская |
Введение (1 час) |
1 | 1. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. | | | | | |
Раздел 1. Происхождение человека (2 часа) |
2 | 1. Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе | | | | | |
3 | 2. Доказательства животного происхождения. | | | | | |
Раздел 2. Строение и функции организма (58 часов) Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час) |
4 | 1. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. | | | | | |
Тема 2.2. Клеточное строение организма (3 часа) |
5 | 1. Клеточное строение организма. Строение и функции клетки. | | | | | |
6 | 2. Ткани животных и человека. | | | | | |
7 | 3. Зачёт «Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани ». | | | | | |
Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час) |
8 | 1. Нервная регуляция. | | | | | |
Тема 2.4. Опорно – двигательная система (8 часов) |
9 | 1. Скелет. Строение, состав и соединение костей. | | | | | |
10 | 2. Скелет головы и скелет туловища. | | | | | |
11 | 3.Скелет конечностей. | | | | | |
12 | 4. Мышцы человека. Работа мышц | | | | | |
13 | 5. Нарушение осанки и плоскостопие. | | | | | |
14 | 6. Первая помощь при растяжении связок. Вывихах суставов и переломах костей. | | | | | |
15 | 7. Развитие опорно – двигательной системы. | | | | | |
16 | 8. Зачёт «Опорно – двигательная система» | | | | | |
Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа) |
17 | 1. Внутренняя среда. Значение крови и её состав. | | | | | |
18 | 2. Иммунитет. | | | | | |
19 | 3. Тканевая совместимость и переливание крови. | | | | | |
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов) |
20 | 1. Органы кровеносной и лимфатической систем. | | | | | |
21 | 2. Круги кровообращения. | | | | | |
22 | 3. Строение и работа сердца. | | | | | |
23 | 4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. | | | | | |
24 | 5. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях. | | | | | |
25 | 6. Зачёт по теме «Кровь. Кровообращение» | | | | | |
Тема 2.7. Дыхательная система (5 часов) |
26 | 1. Значение дыхания. Органы дыхания. Строение лёгких. | | | | | |
27 | 2. Газообмен в лёгких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | | | | | |
28 | 3. Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. | | | | | |
29 | 4. Первая помощь при поражении органов дыхания. | | | | | |
30 | 5. Зачёт по теме «Дыхание». | | | | | |
Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов) |
31 | 1. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. | | | | | |
32 | 2. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы. | | | | | |
33 | 3. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция деятельности пищеварительной системы. | | | | | |
34 | 4. Пищеварение в желудке. Регуляция деятельности пищеварительной системы. | | | | | |
35 | 5. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | | | | | |
36 | 6. Профилактика заболеваний органов пищеварения. Гигиена питания. | | | | | |
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (4 часа) |
37 | 1. Обмен веществ и энергии – основное свойство живых существ. | | | | | |
38 | 2. Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания. | | | | | |
39 | 3. Витамины. | | | | | |
40 | 4. Зачёт по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ». | | | | | |
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа) |
41 | 1. Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. | | | | | |
42 | 2. Роль кожи в обменных процессах, теплорегуляции. Уход за кожей. Волосами, ногтями. | | | | | |
43 | 3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | | | | | |
Тема 2.11. Выделение (2 часа) |
44 | 1. Строение и работа почек. | | | | | |
45 | 2. Зачёт по темам «Обмен веществ. Выделение. Кожа». | | | | | |
Тема 2.12. Нервная система человека (4 часа) |
46 | 1. Значение и строение нервной системы. | | | | | |
47 | 2. Строение и функции спинного мозга. | | | | | |
48 | 3. Отделы головного мозга, их значение. | | | | | |
49 | 4. Вегетативная нервная система, строение и функции. | | | | | |
Тема 2.13. Анализаторы. (5 часов) |
50 | 1. Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | | | | | |
51 | 2. Органы зрения и зрительный анализатор. | | | | | |
52 | 3. Заболевания и повреждения глаз. | | | | | |
53 | 4. Органы слуха и равновесия. | | | | | |
54 | 5. Зачёт «Нервная система. Органы чувств. Анализаторы». | | | | | |
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов) |
55 | 1. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | | | | | |
56 | 2. Врождённые и приобретённые программы Поведения. | | | | | |
57 | 3. Биологические ритмы. Сон и его значение. | | | | | |
58 | 4. Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы. | | | | | |
59 | 5. Воля и эмоции. Внимание. | | | | | |
Тема 2.15. Эндокринная система. (2 часа) |
60 | 1. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | | | | | |
61 | 2. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | | | | | |
Тема 2.16. Эндокринная система. (7 часов + 2 часа на обобщение) |
62 | 1. Половая система человека. | | | | | |
63 | 2.Наследственные и врождённые заболевания. Болезни, передающиеся половым путём. | | | | | |
64 | 3. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | | | | | |
65 | 4. Личность и её особенности. | | | | | |
66 | 5. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. | | | | | |
67 | 6. Зачёт по темам «Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма». | | | | | |
68 | 7. Строение и процессы жизнедеятельности организма. | | | | | |
69 | 8. Итоговое повторение | | | | | |
70 | 9. Итоговое повторение | | | | | |
1. Д.В.Колесов «Биология. Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа,2012 - 336с.
2. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек» 8 класс, М: Дрофа 2002 год,
3. Рабочая тетрадь к учебнику Д.В Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек» 8 класс, М: Дрофа 2012 год.
4. Тесты по биологии к учебнику учебнику Д.В Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева «Биология. Человек» 8 класс, М:Экзамен 2008 год
5.Поурочные планы Биология Человек 8 класс в 2 частях, Волгоград. Учитель-АСТ, 2003 год
6. Поурочные разработки по биологии Человек 8 класс, О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова, М: ВАКО 2005 год