Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе нормативных документов: Закон РФ «Об образовании», Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. — М.: Просвещение, 2011. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова. – Москва: Дрофа, 2011. Используется УМК Н. И Сонина, утверждённый в федеральном перечне учебников, рекомендованном к использованию в образовательном процессе ООО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Количество часов в неделю по учебному плану: 2 часа
Количество в год: 70 часов
Программа курса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, инклюзивного обучения.
Разработана на основе авторской программы Н.И. Сонина. Биология.8 класс. Издательство «Дрофа». 2013г.
Календарно-тематическое планирование прилагается.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании»,
Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. — М.: Просвещение, 2011.
Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова. – Москва: Дрофа, 2011.
Используется УМК Н. И Сонина, утверждённый в федеральном перечне учебников, рекомендованном к использованию в образовательном процессе ООО
Учебный план ОУ
Курс биологии 8 класса знакомит учащихся с основами анатомии, физиологии и гигиены человека.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основами анатомии, физиологии и гигиены человека;
- систематизировать знания учащихся о строении органов и систем органов организма;
- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;
- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов. Материал курса разделён на пятнадцать глав.
Рабочая программа разработана на основе линии УМК Н.И. Сонина, издательство «Дрофа» 8 класс разработана в соответствии с БУП для ступени основного общего образования.
Логическая связь учебного предмета «Биология» с другими дисциплинами.
За последние годы в биологии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких биологических дисциплин, как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология, убедительно подтверждает необходимость более всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни. В связи с приближением содержания учебного курса биологии к современному уровню биологической науки в дидактике биологии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии.
Метапредметные связи выполняют в обучении биологии ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку метапредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция метапредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Метапредметные связи выступают как средство развития биологических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция метапредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Метапредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция метапредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении биологии, Учитель биологии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция метапредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель биологии совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Содержание программы
Тема 1. Место человека в живой природе (4 ч)
Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют отнести человека к царству Животные; какое место занимает вид Человек разумный в современной системе живой природы; какие науки занимаются изучением организма человека; когда появились и кто были предки современного человека; какие человеческие расы известны; какими особенностями отличаются друг от друга представители разных рас.
Основные понятия: анатомия; физиология; гигиена; антропология; Место человека в системе живой природы: тип Хордовые, класс Млекопитающие, отряд Приматы, семейство Люди, род Человек, вид Человек разумный; рудименты; атавизмы; австралопитеки, Человек умелый, древнейшие люди (архантропы), Человек прямоходящий, древние люди (палеоантропы), неандертальцы, современные люди (неоантропы), кроманьонцы; расы: европеоидная, монголоидная, негроидная; расизм, национализм.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны узнать:
— место человека в систематике;
— основные этапы эволюции человека;
— человеческие расы.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять место и роль человека в природе;
— определять черты сходства и различия человека и животных;
— доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас.
Тема 2. Общий обзор организма человека (5 ч)
Каковы особенности строения клетки животного организма; каков химический состав клеток тела человека; какие функции выполняют неорганические и органические вещества в клетке; какое строение имеют ткани организма человека; какие разновидности различных типов тканей выделяют; чем отличаются понятия «система органов» и «аппарат органов»; какие органы входят в состав систем и аппаратов органов человека; что обеспечивает функционирование организма человека как единого целого.
Основные понятия: неорганические вещества: вода, минеральные соли; органические вещества: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты; клетка: наружная мембрана, цитоплазма; органоиды: эндоплазматическая сеть (ЭПС), рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, клеточный центр, ядро; жизнедеятельность клетки: обмен веществ и энергии, раздражимость, возбуждение, рост, развитие; деление клетки: митоз, мейоз; ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная; орган; физиологическая система органов; аппарат органов; полости тела; внутренние органы; уровни организации организма: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, системный, организменный; гомеостаз; саморегуляция.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— общее строение организма человека;
— строение тканей организма человека;
— рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
— наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
— выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Тема 3. Регуляторные системы организма (12 ч)
Какие системы организма регулируют его работу; чем отличаются нервная и гуморальная регуляции; как классифицируют нервную систему по местоположению и по выполняемым функциям; на какие группы делятся железы и какие функции они выполняют; как устроен головной и спинной мозг человека, какие функции они выполняют; какие заболевания возникают в следствие нарушений в работе нервной системы и желез внутренней и смешанной секреции.
Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
— особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные особенности поведения и психики человека;
— объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
— характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— классифицировать типы и виды памяти.
Тема 4. Опора и движение (6 ч)
Каково строение опорно-двигательного аппарата человека; какие функции выполняют скелет и мускулатура; каково строение костей и мышц, какими тканями образованы эти органы; какие вещества входят в состав костей; в чем отличие скелета человека от скелета других млекопитающих и с чем это связано; на какие группы делят мышцы, каковы особенности их строения; каково значение тренировки для сохранения здоровья; как правильно оказывать первую помощь при травмах.
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости. Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома). Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение скелета и мышц, их функции.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять особенности строения скелета человека;
— распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
— оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— устанавливать причинно-следственные связи на примере зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника.
Тема 5. Внутренняя среда организма (4 ч)
Какие жидкости формируют внутреннюю среду организма; каков состав крови; какие функции выполняют различные клетки крови; к чему приводят нарушения в работе иммунной системы организма..
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— компоненты внутренней среды организма человека;
— защитные барьеры организма;
— правила переливание крови.
Учащиеся должны уметь:
— выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями;
— проводить наблюдение и описание клеток крови на готовых микропрепаратах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— проводить сравнение клеток организма человека и делать выводы на основе сравнения;
— выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.
Тема 6. Кровеносная и лимфатическая системы (4 ч)
Какое строение имеют органы кровеносной и лимфатической систем человека, в чем их значение; какие функции они выполняют; как устроено сердце человека, в чем причина его неутомимости; что такое автоматия сердечной мышцы; какие заболевания развиваются при нарушениях в работе сердечнососудистой и лимфатической систем; как правильно оказывать первую помощь при различных видах кровотечений.
Модели сердца и торса человека. Приемы измерения артериального давления по методу Короткова. Приемы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выявляющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
— о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.
Учащиеся должны уметь:
— объяснять строение и роль кровеносной и лимфатической систем;
— выделять особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам;
— измерять пульс и кровяное давление.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Тема 7. Дыхание (3 ч)
Какое строение имеют органы дыхательной системы человека; каково значение дыхательной системы для организма; какие заболевания возникают в следствие нарушения работы органов дыхания, меры по их профилактике; как правильно оказать первую доврачебную помощь при остановке дыхания.
Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции органов дыхания;
— механизмы вдоха и выдоха;
— нервную и гуморальную регуляцию дыхания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена;
— оказывать первую помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять её в виде рефератов, докладов.
Тема 8. Питание (5 ч)
Какое строение имеют органы пищеварительной системы человека; каково значение пищеварения для организма; какое строение имеют зубы человека; какое значение имеют пищеварительные железы; какие заболевания возникают в следствие нарушения работы органов пищеварительной системы, меры по их профилактике; как правильно оказать первую доврачебную помощь при отравлении.
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез, движение гортани при глотании.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и функции пищеварительной системы;
— пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ;
— правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;
— приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Тема 9. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч)
Каковы особенности пластического и энергетического обмена в организме человека; какие вещество относятся к витаминам, какое влияние на организм они оказывают; какие группы витаминов известны, какое их количество необходимо для сохранения здоровья, в каких продуктах они содержатся; какие нарушения обмена веществ бывают у человека; что такое нормы питания.
Основные понятия: обмен веществ и энергии; энергетический обмен; пластический обмен; обмен белков; обмен углеводов; обмен жиров; обмен воды и минеральных солей; витамины; гиповитаминоз; авитаминоз; гипервитаминоз; водорастворимые витамины: С, В, РР; жирорастворимые витамины: А, D, Е, К; нормы питания; гигиена питания; нарушения обмена веществ: ожирение, дистрофия.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ;
— роль ферментов в обмене веществ;
— классификацию витаминов;
— нормы и режим питания.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека;
— объяснять роль витаминов в организме человека;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— классифицировать витамины.
Тема 10. Выделение продуктов обмена (2 ч)
Какое строение имеют органы мочевыделительной системы человека; каково значение выделения для организма; как устроен нефрон; как идет процесс образования мочи; какие заболевания возникают в следствие нарушения работы органов мочевыделительной системы, меры по их профилактике.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
— заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Тема 11. Покровы тела (2 ч)
Как устроена кожа человека, какие функции она выполняет; какие железы расположены в коже; какое строение имеют волосы и ногти человека; что такое терморегуляция; какое значение имеет закаливание организма; как правильно ухаживать за кожей.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— наружные покровы тела человека;
— строение и функция кожи;
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции;
— оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова.
Тема 12. Размножение и развитие (6 ч)
Что такое размножение, каково его значение для живых организмов; какие структуры клетки отвечают за наследование признаков от родителей к потомству; какие виды изменчивости существуют, в чем их причины; как возникают мутации, к чему они приводят и что может спровоцировать их появление; как устроены половые системы женского и мужского организма в связи с выполняемыми функциями, как происходит оплодотворение; от чего зависит пол будущего ребенка; как происходит развитие ребенка в организме матери; на какие периоды делится жизнь человека после рождения; какие заболевания половой системы известны, их профилактика.
— наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем, а также меры их профилактики.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки органов размножения человека;
— объяснять вредное влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода;
— приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
Тема 13. Органы чувств. Анализаторы (4 ч)
Какие органы чувств есть в организме человека; из каких частей состоит анализатор; какие функции выполняют анализаторы в организме; какое строение имеют зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой анализаторы; какие функции в оганизме выполняет вестибулярный аппарат.
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторные и практические работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением; а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— анализаторы и органы чувств, их значение.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должна уметь:
— устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией;
— проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Тема 14. Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность (6 ч)
Каковы общие представления о поведении и психике человека; какие рефлексы называются врожденными, а какие приобретенными; каковы особенности и значение сна; какие виды внимания и памяти существуют; какова роль обучения для развития личности человека; каково значение второй сигнальной системы человека.
— вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности;
— особенности высшей нервной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь:
— выделять существенные особенности поведения и психики человека;
— объяснять роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
— характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— классифицировать типы и виды памяти.
Тема 15. Человек и окружающая среда (3 ч)
Какое влияние оказывают на организм факторы окружающей среды: природной и социальной; как организм человека адаптируется к условиям жизни; какие факторы нарушают здоровье человека, а какие его сберегают и укрепляют.
Основные понятия: биосфера; загрязнение атмосферы; загрязнение и перерасход природных вод; охрана окружающей среды; природная среда; социальная среда; бытовая среда; производственная среда; невроз; адаптации организма; стресс; аутотренинг; здоровье; факторы, сохраняющие здоровье; факторы, нарушающие здоровье.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- Принципы современной классификации живых организмов, основные признаки и свойства каждой систематической единицы;
- Методы и приборы для изучения объектов живой природы;
- Химический состав клеток, значение веществ, входящих в их состав;
- Существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки;
- Типы тканей человека, особенности их строения и значение в организме;
- Строение, значение и функционирование органов организма человека;
- Черты сходства и различия организмов человека и млекопитающих;
- Какие существуют меры профилактики нарушений работы органов и их систем;
- Как правильно оказывать первую помощь при переломах, кровотечениях, остановке дыхания, тепловом и солнечном ударах, отравлениях, ожогах, обморожениях и т.п.;
- О влиянии факторов среды на здоровье человека;
- Правила здорового образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
- Работать с различными типами справочных изданий, готовить сообщения и презентации, создавать коллекции;
- Проводить наблюдения за состоянием здоровья, делать выводы по результатам наблюдения;
- Составлять план исследований, участвовать в проектной деятельности;
- Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки, типы тканей;
- Различать на таблицах и моделях органы и системы органов человека, называть их функции;
- Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с млекопитающими;
- Выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в организме человека: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение;
- Сравнивать клетки, ткани организма, делать выводы на основе сравнения;
- Оказывать первую помощь пострадавшим;
- Приводить доказательства необходимости здорового образа жизни;
Объяснять место и роль человека в природе.
Тематическое планирование. Биология. Человек. 8класс
Тема
Содержание
Характеристики видов деятельности учащихся
Место человека в системе органического мира (4 ч)
Место человека в системе органического мира
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный
Объясняют место человека в системе органического мира. Выделяют существенные признаки, доказывающие родство человека и животных. Сравнивают особенности строения человекообразных обезьян и человека. Делают выводы
Происхождение человека
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство
Объясняют биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Характеризуют основные этапы эволюции человека. Определяют характерные черты рас человека
Краткая история развития знаний о строении функциях организма человека
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий
Объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья. Описывают вклад ведущих отечественных и зарубежных учёных в развитие знаний об организме человека
Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)
Общий обзор строения и функций организма человека
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза
Выявляют основные признаки человека. Характеризуют основные структурные компоненты клеток, тканей и распознают их на таблицах, микропрепаратах. Объясняют взаимосвязь строения и функций тканей; органов и систем органов в организме человека. Распознают на таблицах органы и системы органов человека, объясняют их роль в организме
Координация и регуляция (12 ч)
Координация и регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств
Объясняют роль регуляторных систем в жизнедеятельности организма. Характеризуют основные функции желез внутренней секреции. Объясняют механизм действия гормонов. Выделяют структурные компоненты нервной системы. Определяют расположение частей нервной системы, распознают их на таблицах. Раскрывают функции головного мозга, спинного мозга, нервов. Сравнивают нервную и гуморальную регуляции. Раскрывают причины нарушения функционирования нервной системы. Выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств. Распознают органы чувств на наглядных пособиях. Обобщают меры профилактики заболеваний органов чувств
Опора и движение (6ч)
Опора и движение
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц. Роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.
Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы
Характеризуют роль опорно-двигательной системы в жизни человека. Распознают на наглядных пособиях части скелета. Классифицируют и характеризуют типы соединения костей. Описывают особенности химического состава и строения костей. Характеризуют особенности строения скелетных мышц. Распознают на таблицах основные мышцы человека. Обосновывают условия нормального развития опорно-двигательной системы. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при переломе
Внутренняя среда организма (4ч)
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма. Определяют понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета
Выделяют существенные признаки внутренней среды организма. Сравнивают между собой клетки крови. Выявляют взаимосвязь между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями. Объясняют механизм свёртывания и переливания крови. Определяют существенные признаки иммунитета. Объясняют сущность прививок и их значение
Транспорт веществ (4 ч)
Транспорт веществ
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения и их предупреждение
Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем о описывают их строение. Описывают движение крови по кругам кровообращения. Называют и характеризуют этапы сердечного цикла. Сравнивают особенности движения крови по артериям и венам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления; оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях
Дыхание (3ч)
Дыхание
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат
Выявляют существенные признаки дыхательной системы, процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхания, описывают их строение и функции. Сравнивают газообмен в лёгких и тканях. Обосновывают необходимость соблюдения гигиенических мер и мер профилактики лёгочных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой доврачебной помощи при спасении утопающего и отравлении угарным газом
Питание (5 ч)
Пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения
Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения. Распознают органы пищеварительной системы на таблицах и муляжах. Характеризуют особенности процессов пищеварения в разных отделах пищеварительной системы. Называют компоненты пищеварительных соков. Объясняют механизм всасывания веществ. Доказательно объясняют необходимость соблюдения гигиенических мер и профилактических мер нарушения работы пищеварительной системы
Обмен веществ и энергии (3ч)
Обмен веществ
Общая характеристика обмена веществ энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз
Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Характеризуют особенности обмена органических веществ, воды и минеральных солей в организме человека. Раскрывают значение витаминов в организме, причины гиповитаминоза и гипервитаминоза
Выделение (2 ч)
Выделение
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ
Выделяют существенные признаки мочевыделительной системы. Распознают органы мочевыделительной системы на таблицах, муляжах. Описывают процесс мочеобразования. Перечисляют и обосновывают меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы
Покровы тела (3 ч)
Покровы тела
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение
Характеризуют строение кожи. Объясняют суть процесса терморегуляции, роль процессов закаливания. Осваивают приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах. Обобщают и обосновывают гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой
Размножение и развитие (6 ч)
Размножение и развитие
Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи
Выявляют существенные признаки процессов воспроизведения и развития организма человека. Описывают строение органов половой системы человека, распознают их на таблицах. Описывают основные этапы внутриутробного развития человека. Характеризуют возрастные этапы развития человека
Высшая нервная деятельность (6 ч)
Высшая нервная деятельность
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека
Выделяют особенности высшей нервной деятельности человека. Объясняют рефлекторный характер высшей нервной деятельности человека. Выделяют существенные признаки психики человека. Характеризуют типы нервной системы. Объясняют значение сна, описывают его фазы
Человек и окружающая среда (3 ч)
Человек и его здоровье
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека
Осваивают приёмы рациональной организации труда и отдыха. Обобщают и обосновывают правила и нормы личной гигиены, профилактики заболеваний. Осваивают приёмы первой доврачебной помощи. Аргументировано доказывают отрицательное влияние на здоровье человека вредных привычек
Планируемые результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Учебно - тематическое планирование
№
Наименование темы
Планируемое количество часов
Планируемое число ЛР\ПР
1
Место человека в живой природе
4часа
2
Общий обзор организма человека
5 часов
3
Регулятивные системы организма
12 часов
2\1
4
Опора и движение
6 часов
3/0
5
Внутренняя среда организма
4 часа
1/0
6
Кровеносная и лимфатическая система
4 часа
2/0
7
Дыхание
4 часа
0/1
8
Питание
3 часа
2/3
9
Обмен веществ и энергии
2 часа
10
Выделение продуктов обмена
2 часа
11
Покровы тела
3 часа
12
Размножение и развитие
6 часов
13
Органы чувств. Анализаторы
4 часа
14
Поведение и психика человека
6 часов
2/2
15
Человек и окружающая среда
3часа
Итого
70 часов
Учебно-методический комплекс:
Жемчугова М. Б., Романова Н. И. Биология: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. –М.: ООО «Русское слово -учебник», 2014.
Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова. – Москва: Дрофа, 2011.
Материально-техническоеобеспечение
Печатные пособия
Информационно-коммуникационные средства
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом и компьютерном виде)
Технические средства обучения
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Модели
Натуральные объекты
Инклюзивная составляющая:
применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;
применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;
применять способы поэтапного усвоения нового материала;
уделять больше времени чтению художественной литературы;
давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;
предоставлять учащимся большую свободу выбора;
внедрять принципы демократических отношений в школе;
уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;
использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;
исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся;
оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются с другими детьми;
привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие заинтересованные организации и общественность;
опираться на оценку педагогом успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.
План работы с детьми группы риска:
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
акцентирование внимания на хороших оценках;
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
оценка переделанных работ;
использование системы оценок достижений учащихся.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Светлинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ «ССОШ№1»
Количество часов в неделю по учебному плану: 2 часа
Количество в год: 70 часов
Программа курса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, инклюзивного обучения.
Разработана на основе авторской программы: Н.И. Сонина. Биология.8 класс. Издательство «Дрофа». 2013г.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема урока
(п/р, л/р)
Элементы содержания,
задачи урока
Тип урока
Форма организации деятельности
Методы обучения
Требования к уровню подготовки
учащихся
Средства
обучения
План/ факт
8А
План/ факт
8Б
План/ факт
8Б
Раздел 1.Место человека в живой природе (4 ч.)
1
1.Науки о человеке
Вводный
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником
Проблемные
знать методы биологической науки: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии
Рисунки учебника
2
2.Положение человека в системе животного мира
Определить место человека в системе органического мира, формировать умение работать с учебником, совершать мыслительные операции
Комбинированный
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником
Проблемные
знать основные понятия, особенности строения и поведения человека, его место в системе;
уметь обсуждать проблему, использовать знания
Рисунки учебника
3
3.Происхождение и эволюция человека
Углубить знания учащихся о происхождении человека, формировать умение объяснять причины совершенствования поведения человека
Комбинированный
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником
Проблемные, частично-поисковые
знать основные понятия, этапы происхождения
человека;
уметь работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать
Бюсты австралопитека, кроманьонца, неандертальца.
4
4. Расы человека
Раскрыть понятие «раса», механизмы образования рас продолжить формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать
Комбинированный
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником Проблемные
знать основные понятия, виды рас, их происхождение,
уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию
Бюсты представителей азиатско-американской, представителя евразийской (европеоидной), представителя экваториальной рас
Раздел 2 Общий обзор организма человека (4 ч.)
5
1.Химический состав клетки
Познакомить учащихся с краткой историей развития знаний о человеке, его строении и функциях
Комбинированный
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником Проблемные
знать историю развития знаний о происхождении человека, его строении и функциях,
уметь работать с различными источниками информации, сравнивать, анализировать
Определить термин симпатическая и парасимпатическая нервные системы, формировать умение работать с учебником
Интегрированный
фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль
знать основные понятия и термины, строение симпатическая и парасимпатическая нервные системы и
уметь работать с текстом учебника, логически мыслить
«Зоны мозга»
19
11.Нарушение в работе нервной системы
Наследственные заболевания. Синдром Дауна
Комбинированный
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником
знать гигиену
чередования видов деятельности
20
12.Обобщение и систематизация знаний по теме «Регуляторные системы организма»
Закрепить знания учащихся
обобщающий
Индивидуальная, групповая, работа с учебником Репродуктивные
Тест
Тестовые задания
Раздел 4. Опора и движение (6 ч.)
21
1.Значение опорно-двигательного аппарата. Состав, строение и рост костей. Соединение костей.
Раскрыть значение двигательной активности для развития скелета и мышц человека, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.
Обобщающий
Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником. Частично-поисковые
знать черты сходства и различия в опорно-двигательном аппарате человека и животных
Карточки с заданиями,
тестовые задания
22
2.Скелет человека. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения костей»
Изучить строение и химический состав костей, типы соединения костей в скелете; разобраться в классификации костей, используя наглядный материал; дать представление о возрастном изменении костной ткани
Комбинированный
фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль
Проблемные
знать виды костей, строение и химический состав кости, типы соединения костей
уметь определять тип соединения костей
Скелет человека, таблица «опорно-двигательная система», рисунки учебника, презентация, инструктивные карты
23
3.Строение и функции скелетных мышц.
24
4.Работа скелетных мышц. Утамление.
Расширить знания о строении и функциональных особенностях мышечной ткани; сформировать представления об основных группах мышц тела человека.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные
знать строение и свойства мышечной ткани, основные группы мышц,
уметь определять группы мышц, работать с текстом учебника, логически мыслить
Таблица «мышечная система»
25
5.Травматизм и его профилактика. Первая помощь при повреждении опорно-двигательного аппарата.
На основе повторения материала о строении костей и скелета человека охарактеризовать виды травм, научить оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные
знать виды травм, из признаки
уметь оказывать ПМП
Таблица «Первая помощь при повреждении опорно-двигательного аппарата», презентация,
26
6.Значение физических упражнений и культура труда для формирования скелета и мускулатуры.
Практическая работа №3 «Измерение массы и роста своего организма»
Раскрыть значение двигательной активности для развития скелета и мышц человека, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.
Комбинированный
фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль
Проблемные
знать условия развития костей и мышц, причины возникновения плоскостопия
Видеофрагмент «опора и движение», оборудование для пр/р, инструктивные карты
Раздел 5.Внутренняя среда организма (4ч.)
27
1.Внутренняя среда организма. Кровь. Плазма и эритроциты.
Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови»
Сформировать представление о внутренней среде организма, познакомить с ее составом; обратить внимание на важность поддержания постоянства внутренней среды для организма; дать понятие гомеостаза. Закрепить знания о составе и функциях внутренней среды организма; изучить механизм свертывания крови, его значение и возможные нарушения
Вводный
фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль
Проблемно-поисковые
знать состав внутренней среды организма, особенности и значение крови, тканевой жидкости, лимфы,
уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию знать состав, строение, место образования и значение плазмы, элементов крови
Оборудование для л/р, готовые микропрепараты, инструктивные карты, рисунки учебника
28
2.Тромбоциты и свертывание крови. Лейкоциты и фагоцитоз.
Закрепить знания о составе и функциях внутренней среды организма; изучить механизм свертывания крови, его значение и возможные нарушения; сформировать представления о группах крови, их совместимости, роли доноров.
Обобщающий
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемно-поисковые
знать группы крови, значение переливания крови,
уметь работать с источниками информации
Таблица «Гомеостаз», видеофрагмент «кровь», магнитная модель
«Генетика группа крови», «Наследование резус-фактора»
29
3.Борьба организма с инфекцией. Иммунитет и нарушения в работе иммунной системы.
Сформировать понятие о защитных свойствах организма, рассмотреть виды иммунитета, объяснить сущность борьбы организма с инфекционными заболеваниями, значение профилактических прививок.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Частично- поисковый
Знать основные понятия, виды иммунитета, виды прививок.
Уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию.
Таблица «Иммунная система человека»
30
4.Обобщение и систематизация знаний по теме«Внутренняя среда организма»
Закрепить знания учащихся
Обобщающий
Индивидуальная, групповая, работа с учебником .
Тест
Тестовые задания
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы (4 ч.)
31
1.Строение и работа сердца.
Закрепление знаний о значении кровообращения в организме; осознание взаимосвязи строения и функций сердца; изучение механизмов регуляции работы сердца.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником
знать работу сердца, стадии сердечного цикла, особенности регуляции работы сердца
Муляж «сердце», рисунки учебника
32
2.Сосудистые системы. Лабораторная работа №5 «Измерение кровяного давления»
Изучить закономерности движения крови по сосудам; познакомить с понятиями «кровяное давление», «пульсовое давление» и физиологическим смыслом измерения этих параметров; продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни человека.
Комбинированный
фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль
знать основные термины, особенности движения крови по венам, особенности работы лимфатической системы
уметь считать пульс, измерять кровяное давление
Видеофрагмент «кровеносная система», Таблица «кровеносная система», оборудование для л/р, инструктивная карта
33
3.Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа №4 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений»
Обобщить сведения о видах кровотечений и мерах оказания первой помощи; показать вредное влияние алкоголя, никотина и других негативных факторов на сердечно-сосудистую систему; дать представление о способах профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы
Комбинированный
фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль
Частично-поисковый
знать о влиянии вредных привычек на ССС
уметь распознавать виды кровотечений, оказывать ПМП при повреждении сосудов
Видеофрагмент «кровеносная система», оборудование для пр/р, инструктивная карта
34
4.Обобщение и систематизация знаний по теме«Кровеносная и лимфатическая системы»
Закрепить знания учащихся
Обобщающий
Индивидуальная, групповая, работа с учебником
Тест
Тестовые задания
Раздел 7. Дыхание (3 ч.)
35
1.Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
Познакомить со строением органов дыхания, осознать взаимосвязь строения и функциональных особенностей дыхательной системы
Вводный
Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Частично-поисковый, проблемный
знать сущность процесса дыхания, роль кислорода в организме человека,
уметь выполнять практические задания
Таблица «дыхательная система»
36
2. Газообмен. Механизм дыхания и его регуляция
Практическая работа №5 «Определение частоты дыхания»
Разобраться в механизме газообмена, осознав взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем; изучить способы регуляции деятельности дыхательной системы.
Комбинированный
фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль
Частично-поисковый
знать особенности строения легких, механизм газообмена,
уметь характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
Таблица «дыхание», презентация, видеофрагмент «дыхание», оборудование для пр/р, инструктивная карта
37
3.Заболевания органов дыхания, их профилактика. Первая помощь при нарушении дыхания.
Познакомить учащихся с возможными нарушениями в работе дыхательной системы, с правилами оказания первой помощи при остановке дыхания, показать вредное воздействие курения на организм человека, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.
Обобщающий
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные
знать заболевания и нарушения органов дыхания, правила дыхания
уметь оказывать ПМП при нарушениях дыхания и ССС
Презентация, сообщения учащихся,
Тестовое задание
Раздел 8. Питание (5 ч.)
38
1.Питание и пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.
Раскрыть значение пищеварения в организме человека, выяснить сущность превращения питательных веществ в организме, уточнить разницу между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества».
Вводный
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные
знать основные понятия, функции пищеварительной системы, роль питательных веществ
уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию
Презентация, дополнительная литература
39
2.Пищеварение в ротовой полости
Раскрыть механизм пищеварения в ротовой полости, изучить детали строения зубов, сформулировать правила ухода за зубами и ротовой полостью.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные
знать процесс пищеварения в ротовой полости
уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию
Таблица «пищеварительная система», видеофрагмент
40
3.Пищеварение в желудке и кишечнике
Лабораторная работа «6 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал»
Дать представление об особенностях строения желудка, кишечника, механизмах их работы; раскрыть свойства ферментов пищеварительных желез;
Комбинированный
фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль
Частично-поисковые
знать строение желудка и кишечника, процессы, происходящие в них, свойства ферментов желудочного сока
Таблица «пищеварительная система», видеофрагмент «пищеварение», оборудование для пр/р, инструктивная карта
продолжить формирование у учащихся умения понимать взаимосвязь строения и функций органов, представлений о здоровом образе жизни.
Комбинированный
фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль
Частично-поисковые
42
5.Нарушение работы пищеварительной системы и их профилактика.
Дать представление о причинах возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта, их профилактике, мерах первой помощи при их возникновении; расширить знания о пищеварении; сформулировать правила личной гигиены и режима питания.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Частично-поисковые
знать значение кулинарной обработки пищи, режим питания, меры предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта
Презентация, видеофрагмент
Тестовые задания
Раздел 9. Обмен веществ и превращение энергии (3 ч.)
43
1.Пластический и энергетический обмен.
Развить представления о взаимосвязях различных систем органов; изучить механизм и биологический смысл пластического и энергетического обмена как двух сторон метаболизма; продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни человека, рациональном питании.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные
знать энергетический и пластический обмен, роль органов кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ
уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию
Презентация, дополнительная литература
44
2.Витамины.
Продолжить изучение биологически активных веществ организма человека; дать представление о многообразии витаминов, их значении;
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные
знать значение витаминов, роль витаминов в обмене веществ
Презентация, сообщения учащихся
45
3.Рациональное питание. Нормы и режим питания.
рассмотреть причины и симптомы авитаминозов; формировать понятие здорового питания и здорового образа жизни.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником Проблемные
уметь правильно хранить продукты питания
сообщения учащихся
Раздел 10. Выделение (2 ч.)
46
1.Мочевыделительная система: строение и функции.
Раскрыть структурные и функциональные особенности почек как основных органов мочевыделительной системы, рассмотреть механизм образования мочи.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником
знать значение и строение мочевыделительной системы, особенности внешнего строения и локализацию почек
Таблица «органы выделения», модель почки, барельеф «строение почки»
47
2.Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение
Обобщить и закрепить материал предыдущего урока, дополнить его, рассмотреть вопросы гигиены почек и мочевыводящих путей, познакомить с причинами патологий этих органов и мерами по их профилактике, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником
знать влияние заболеваний на работу почек, роль гигиены питания
уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию
Познакомить учащихся со строением и функциями кожи, рассмотреть структурные и функциональные особенности ее производных: волос, ногтей, сальных, потовых и молочных желез.
Вводный
Фронтальная, работа с учебником Проблемные
знать строение и функции кожи, основные термины,
уметь устанавливать связь строения и функций кожи
Барельеф «строение кожи», рисунки учебника
49
2. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, повреждения кожи. Гигиена кожи.
Рассмотреть меры оказания первой помощи при перегревании и переохлаждении, значение закаливания для сохранения здоровья, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни, формирование знаний о гигиене человеческого тела.
Обобщающий
Фронтальная, групповая, работа с учебником Частично-поисковые
знать роль закаливания организма, гигиенические требования к одежде и обуви
уметь соблюдать правили гигиены
Презентация, видеофрагмент «ЗОЖ»
Раздел 12. Размножение и развитие (6 ч.)
50
1.Половое размножение человека. Наследственные заболевания и их профилактика.
Обобщить сведения о различных типах размножения в природе, выявить черты преимущества полового размножения,
Вводный
Фронтальная, групповая, работа с учебником Частично-поисковые
Обобщить сведения о репродуктивной системе человека, рассмотреть основные возрастные периоды развития человека, их особенности. Планирование семьи
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником Проблемные
знать особенности роста и развития ребенка, периоды формирования организма
уметь самостоятельно работать с источниками, извлекать нужную информацию
Презентация, видеофрагмент «размножение и развитие»
Тестовое задание
53
4.Развитие человека после рождения.
54
5.Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика.
Комбинированный
Фронтальная, групповая, работа с учебником Частично-поисковые
презентация
55
6.Обобщение и систематизация знаний по теме«Размножение и развитие»
Закрепить знания учащихся
Обобщающий
Индивидуальная, групповая, работа с учебником Репродуктивные
Тест
Тестовые задания
Раздел 13. Органы чувств. Анализаторы. (4 ч.)
56
1.Анализаторы
Понятие об анализаторах
Комбинированный
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником
Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств
Сообщения, опорный конспект
57
2.Зрительный анализатор
Строение зрительного анализатора
Комбинированный
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником
Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора
58
3.Слуховой анализатор
Дать учащимся представление о том, как устроены органы слуха и равновесия, каковы их физиологические особенности; рассмотреть механизм действия анализаторов слуха и равновесия; обсудить вопросы гигиены органов зрения, слуха и равновесия.
Комбинированный
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником
знать строение и функции анализаторов, гигиену органов слуха
уметь показывать связующую роль анализаторов между организмом и средой
Сообщения, опорный конспект
59
4.Мышечное и кожное чувство. Обонятельный и вкусовой анализаторы
Познакомить учащихся со строением и функционированием кожно-мышечного анализатора, вкусового и обонятельного анализаторов. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.
Комбинированный
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником
знать различные виды анализаторов, их локализацию в организме, строение и функции
1.Общие представления о поведении и психике человека.
Вклад И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и других отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
Вводный
Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником
Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
Доклады
61
2.Врожденные и приобретённые программы поведения.
Познакомить с Рефлекторной теорией поведения; механизмом возникновения и торможения рефлексов; рассмотреть особенности условных и безусловных рефлексов.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником
знать особенности высшей нервной деятельности, определение рефлекса
уметь раскрывать суть рефлекторной теории поведения
Дополнительная литература, таблица, видеофрагмент «поведение», портрет Павлова, Сеченова
62
3.Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна.
Познакомить с биологической природой сна как разновидности деятельности мозга; сформулировать условия полноценного сна, продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником
знать основные термины, фазы сна, их характеристики
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти.
Лабораторная работа
Оценка объёма кратковременной памяти с помощью теста
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником
Характеризуют особенности высшей нервной деятельности человека, раскрывают роль речи в развитии человека. Выделяют типы и виды памяти. Объясняют причины расстройства памяти. Проводят биологическое исследование, делают выводы на основе полученных результатов
оборудование для пр/р, инструктивная карта
64
5.Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, мышление, сознание.
Закрепить материал предыдущих уроков; выяснить особенности ВНД человека; раскрыть значение речи, мышления, памяти, внимания в процессе сознательной психической деятельности человека, общении, передаче опыта, адаптации к среде.
Комбинированный
Фронтальная, индивидуальная, работа с учебником
знать особенности ВНД человека, значение речи, мышления, сущность памяти, её виды
6.Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности человека.
Познакомить с типами нервной деятельности и видами темперамента, проявлением различных типов темперамента и характера; продолжить формирование представлений о человеке как сложно устроенной целостной системе.
Диалог
Фронтальная, индивидуальная работа с учебником
знать типы ВНД, темпераменты, сущность терминов,
уметь характеризовать темперамент человека
Опорный конспект, видеофрагмент, презентация
Тестовое задание
Раздел 15. Человек и окружающая среда (3 ч.)
66
1.Биосфера. Природная и социальная среда. Практическая работа №6 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»
Познакомить с типами влияния окружающей среды на человека, меры борьбы с ними. Правила поведения человека в окружающей среде.
Диалог
фронтальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.
знать основные понятия
Дополнительная литература, видеофрагмент, оборудование для пр/р, инструктивные карточки
67
2. Здоровье человека.
Углубить знания учащихся о ЗОЖ, раскрыть понятие факторы риска и меры борьбы с ними