Разработана на основе Примерной программы основного общего образования учебником биологии (Биология 8 класс, Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев., Москва., Дрофа 2016)
Составитель: О.А. Альтапова, учитель биологии
2016 г.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.
• дать знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
На изучение предмета отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Д.В. Колесов. Р.Д Маш.. И.Н. Беляев "Биология. Человек. 8 класс- -Мл Дрофа. 2006. - 336с: Гриф: Рекомендовано МО РФ)
1. Д.В. Колесов. Р.Д. Маш. И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику .- Мл. Дрофа. 2005:
2. Программы хзя общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников. созданных пол руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы.
3. О.А. Пепеляева. И.В. Сунцсва. - Поурочные разработки по биологии (человек) 8 класс» (к учебник) Д.В. Колесова. Р.Д. Маша. И.Н. Беляева-Мл Вако. 2005.
4. A.B.Пименов, И.Н. Пименова «Биология ». Дидактические материалы к разделу « Человек »
5.В.Н. Семенцова ,В.И.Сивоглазов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144 с;
6. Г.Н. Панина « Диагностические работы 6-9 классы по авторской линии В.В. Пасечника » .-СПБ: Паритет, 2006.
При обучении курсу биологии используются традиционные формы контроля знаний и умений учащихся: тестовое задание, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, фронтальная лабораторная работа, устный зачет по изученной теме. А также используются нетрадиционные формы контроля: работа в парах (обмен вариантами), самостоятельное оценивание учащихся. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: лабораторных работ, контрольных работ, диагностических работ.
Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Работают с микроскопом.
Рефлекторная регуляция. Рефлекс, рефлекторная дуга.
Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма.
Строение мышц. Общий обзор мышц
Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.
Работа скелетных мышц и их регуляция Осанка. Предупреждение плоскостопия
Проводят биологические исследования. Работают с микроскопом
Проводят биологические исследования. Работают с микроскопом
Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения
Устанавливают зависимость крово снабжения органов от нагрузки, выполняя исследования Работают в группах, готовят сообщения
Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов
Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний
Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования
Распознают и описывают на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.
Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга, работают с текстом и рисунками учебника, готовят сообщения
Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Тема 2.1.
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Распознавание на таблицах органов и систем органов человека Тема Тема2.2.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Ткани, органы. системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточною организма.
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки,эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3.
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.
Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения Коленный рефлекс др.
Тема 2.4.
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвиждные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статистическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия Их выявление, предупреждение и неправ темпе Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказания первой помощи себе и окру
опорно-двигательной системы. Предупреждение травматизма.
. Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, ткани костей. Распилов костей, приемов первой помощи притравмах.
Тема 2.5.
Транспорт веществ. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6.
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях
Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке Измерение кровяного давления
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7.
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная игуморальная регуляция дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь при отравлении угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Тема 2.8.
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.
Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Тема 2.9.
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи, типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Тема 2.10.
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема 2.11.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Тема 2.12.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и
коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 2.13.
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Изучение изменения размера зрачка.
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14.
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П.К.Анохин. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Выработка навыказеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15.
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание Внелогическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения.Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил повеления в окружающей среде, и опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственном здоровью и здоровью окружающих.
• Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
№ п/п | Дата | Тема | Тип/форма урока | Планируемые результаты | Практика | Виды и формы контроля | Корректировка программы |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. | | Введение 1ч. Науки, изучающие организм человека Становление наук о человеке | Вводный урок | Знать и описывать методы изучения организма человека. Объяснять связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Учащиеся должны выделять специфические особенности человека как биосоциального существа. Характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке | Целеполагание.Смысловое чтение. Умение адекватно передавать содержание текста. Умение слушать, искать информацию в различных источниках Пользоваться Интернетом для поиска учебной информации о лауреатах Нобелевской премии в области медицины. Умение анализировать содержание рисунков. диалектически анализировать учебный или любой другой материал. | Уметь объяснять необходимость знаний о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Формирование мировоззрения и самосознания. | | П 1. ,2 Работа с тетрадью и учебником | |
2. | | Происхождение человека 3ч Систематическое положение человека | Изучения нового материала | Учащиеся должны знать место человека в систематике. Определять черты сходства и различия человека и животных. Объяснять место и роль человека в природе. Приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы. Знать основные этапы эволюции человека Объясняют современные концепции происхождения человека Перечислять характерные особенности предшественников современного человека | Анализировать содержание рисунков учебника(П) - сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой.(П) -классифицировать по нескольким признакам; Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями.(П) извлечение необходимой информации из текстов Владение монологической и диалогической формами речи.(К) | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; умение аргументировать собственную точку зрения о переходе от присваивающего хозяйства к производящему. | | П 3. Работа с тетрадью и учебником Фронтальный опрос класса | |
3. | | Историческое прошлое людей | Комбинированный | Узнавать по рисункам представителей рас человека Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду Доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими. Метапредметные. | Устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас. анализировать учебный или другой материал; -сравнивать объекты, факты, явления | Уметь объяснять необходимость знаний о признаках различных рас для понимания единства происхождения всех рас. | | П.4 Работа с учебником и тетрадью | |
4. | | Расы человека | Комбинированный | Иметь представление о характерных особенностях предшественников современного человека. | | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | | Д.З. П 5 Фронтальный опрос. Тестирование по пройденному материалу | |
5. | | Общий обзор организма | Комбинированный | Учащиеся должны знать общее строение организма Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов Называть органы человека, относящиеся к определенным системам Находить у себя грудную и брюшную полости. Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации | Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков диалектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать объекты, факты, явления Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками –определение целей, функций участников, способов взаимодействия | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | | Д.З. П .6 Работа с тетрадью и учебником | |
6. | | Клеточное строение организма | Комбинированный | Устанавливают различия между растительной и дивотной клеткой. Пиводят доказательства единства органического мира. | Сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения. Анализировать содержание определений основных понятий Прогнозировать последствия повреждения или отсутствия органоида для жизнедеятельности клетки, планировать и проводить наблюдения за объектом | ставить цели самообразовательной деятельности Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | | П 7 Фронтальный опрос | |
7. | | Жизненные процессы клетки | Комбинированный | Обмен веществ, ферменты, клеточный гомеостаз, раздражимость, возбудимость | Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов, планировать и проводить наблюдения за объектом. Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной работы. | ставить цели самообразовательной деятельности | | П 8. Работа с тетрадью и учебником | |
8. | | Ткани | Комбинированный | Ткань, орган, тканевая жидкость, межклеточное вещество, эпителиальная, соединительная, мышечная ткани | Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов. Описывать механизм проявления безусловного рефлекса Использовать лабораторные работы, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. | ставить цели самообразовательной деятельности | Лабораторная работа | П 8 Фронтальный опрос. Тестирование по теме | |
9 | | Ткани | Комбинированный | Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Работают с микроскопом. | Структурировать содержание изучаемой темы. Анализировать содержание рисунков. Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира»(П) Умение правильно, грамотно объяснить свою мысль.(К) Постановка учебной задачи(Р) | ставить цели самообразовательной деятельности | Лабораторная работа | П. 8 | |
10 | | Нервная ткань | Комбинированный | Учащиеся должны знать рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека Уметь выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Давать определение термину рефлекс Приводить примеры рефлекторных дуг, рефлексов Называть функции вставочных, исполнительных нейронов Называть функции компонентов рефлекторной дуги Чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса | Проводить биологические исследования и делать выводы.(П) Самостоятельное формулирование познавательной цели.(Р) Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.(К) | Проводить биологические исследования и делать выводы.(П) Самостоятельное формулирование познавательной цели.(Р) Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.(К) | | П 8 | |
11 | | Рефлекторная регуляция. Рефлекс, рефлекторная дуга. | Комбинированный | Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма. Объясняют необходимость согласованности всех жизненных процесов. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессо. Проводят биологические исследования. | Проводить биологические исследования и делать выводы.(П) Самостоятельное формулирование познавательной цели.(Р) Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.(К) | устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; | Лабораторная работа | П 9 | |
12 | | Опорно-двигательная система 6ч Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. | Комбинированный | Называть функции опорно-двигательной системы Описывать химический состав костей Объяснять зависимость характера повреждения костей от химического состава Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями костей; | Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. -выделять главное, существенное Проводить биологические исследования и делать выводы. Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по группе. | Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. -выделять главное, существенное Проводить биологические исследования и делать выводы. Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по группе. | | П 10 | |
13 | | Скелет человека | Работа в группах | между строением и функциями скелета. Называть особенности строения скелета человека; Распознавать на таблицах составные части скелета человека. Называть компоненты осевого и добавочного скелета Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета | Сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности. Анализировать содержание рисунков Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы Умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. | Мотивация к познанию и творчеству. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | | П 11-12 | |
14 | | Соединение костей | Комбинированный | Характеризовать типы соединения костей | Умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного тношения к получению знаний. | | П 12. Тестирование по теме | |
15 | | Строение мышц. Общий обзор мышц | Комбинированный | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать атмосфере сотрудничества. | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | Лабораторная работа | П 13 | |
16 | | Работа скелетных мышц и их регуляция Осанка. Предупреждение плоскостопия | Комбинированный | Называть последствия гиподинамии Узнавать по немому рисунку структуры мотонейрона Различать механизм статической и динамической работы Обосновывать улучшение спортивных результатов в начале тренировок Анализировать содержание рисунка Характеризовать механизм регуляции работы мышц | Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результат)Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного тношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие | Лабораторная работа | П 14-15 | |
17 | | Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах суставов | Комбинированный | ушиб, перелом, шина, гематома, вывих . синяк, растяжение связок Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорнодвигательной системы, выполняют самостоятельную работу | Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять ихна практике . Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата;способность работать совместно в атмосфере сотрудничества | Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела длясобственного здоровья Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки. | | П 16 | |
18 | | Внутренняя среда организма 4ч. Компонены внутренней среды. Кровь. Ее сотав | Изучение нового материала | гомеостаз, фагоцитоз. антигены. антитела, внутренняя среда, кровь, тканевая жидкость, лимфа. Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. | Определять по рисунку вид травм, Анализировать содержание рисунков, отбирать информацию для заполнения таблицы Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы.Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие | | П 17 | |
| | 2 четверть 7 недель 14 уроков | | | | | | | |
19 | | Форменные элементы крови Лабораторная работа | Комбинированный | Эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, тимус, фагоцитоз, антигены, антитела, фибриноген, фибрин, гемоглобин | Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов, планировать и проводить наблюдения за объектом. Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. | ставить цели самообразовательной деятельности | | П 17 | |
20 | | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | Комби нирован- ный | иммунитет, вое паление. общее заболевание, инфекционные болезни, интерферон, вирусо- и бациллоносители | Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать устную форму информации | устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; | | П 18 Тестирование по пройденной теме | |
21 | | Иммунология на службе здоровья | Комбинированный | аллергия., тканевая совместимость, группы крови резус- фактор, донор, реципиент, иммунология. | Структурировать содержание изучаемой темы.Анализировать содержание рисунков. Умение правильно, грамотно объяснить свою мысль. Постановка учебной задачи | ставить цели самообразовательной деятельности | | П 19 | |
22 | | Кровеносная и лимфатическая системы 7 ч. Транспортные системы организма | Комбинированный | артерии, аорта, вены, капилляры, лимфа, клапаны, лимфати ческие узлы | Проводить биологические исследования и делать выводы Самостоятельное формулирование познавательной цели. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | Проводить биологические исследования и делать выводы. Самостоятельное формулирование познавательной цели Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | | П20 Тестирование по теме | |
23 | | Круги кровообращения | Комбинированный | предсердия, желудочки сердца, венозная, артериальная кровь, венечная артерия | Проводить биологические исследования и делать выводы Самостоятельное формулирование познавательной цели. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга | | П 21 Тестирование по теме | |
24 | | Строение и работа сердца | Комби нированный | предсердия, желудочки. капилляры, вены, клапаны, автоматизм, сердечный цикл, адреналин | Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. -выделять главное, существенное Проводить биологические исследования и делать выводы. Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по группе | Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа биологических объектов Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. -выделять главное, существенное Проводить биологические исследования и делать выводы. Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по группе. | | П 22 Фронтальная работа с классом | |
25 | | Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения | Комбинирован ный | кровяное давление, пульс. гипетония. инсульт, инфаркт. тонометр, пульс | Анализировать содержание рисунков Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы Умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | Мотивация к познанию и творчеству. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | | П23 Тестирование по теме | |
26 | | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | Комби нирован- ный | ударный объём сердца, гангрена перемежающаяся хромота, спазм сосудов электрокардиограмма. стенокардия | Умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества . | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | | П 24 Тестирование по теме | |
27 | | Первая помощь при кровотечениях | Работа в группах | гематома. Струп, закрутка, жгут, виды кровотечений | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | | П 25 Фронтальная работа с классом | |
28 | | Обобщение По теме «Кровеносная и лимфатическая системы» | Контрольно- обобщающий | | | | | 20-25 | |
29 | | Значение дыхания. Органы дыхания. Заболевания дыхательных путей | Комбинированный | носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, альвеолы, голосовые связки, гайморит. Тонзиллит, артикуляция, дифтерия, миндалины | Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результат) Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества | Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела для собственного здоровья Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки. | | П 26 Тестирование по теме | |
30 | | Легкие, легочное и тканевое дыхание | Комбинированный | легочная плевра, диффузия, «ворота лёгких» | Определять по рисунку вид травм, Анализировать содержание рисунков, отбирать информацию для заполнения таблицы Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание | | П 27 | |
31 | | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | Комбинированный | легочная и пристеночная плевра, диафрагма, никотин, смог, респиратор, дыхательный центр | основе сравнения Анализировать содержание определений основных понятий | ставить цели самообразовательной деятельности Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | | П 28 Фронтальная работа с классом | |
32 | | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, их профилактика , первая помощь. Приемы реанимации. | Комбинирован ный | биологическая и клиническая смерть, реанимация, флюорография. Жизненная емкость легких. | Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов, планировать и проводить наблюдения за объектом.(П) Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. | ставить цели самообразовательной деятельности |
Лабораторная работа. | П29 Тестирование по теме | |
| | | 3 четверть 10 недель 20 уроков | | | | | | |
33 | | Пищеварительная система 6ч. Питание и пищеварение | Изучение нового материала | Питательные вещества, пищевые продукты, пищеварительные железы и тракт | Структурировать содержание изучаемой темы. Анализировать содержание рисунков. Прокомментировать выражение Умение правильно, грамотно объяснить свою мысль. Постановка учебной задачи | Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга | | П30 | |
34 | | Пищеварение в ротовой полости Действие ферментов слюны | Комбини рованный | рецепторы вкуса, зубы, кариес, пульпит, слюнные железы | Проводить биологические исследования и делать выводы. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | Проводить биологические исследования и делать выводы.Самостоятельное формулирование познавательной цели. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | Лабораторная работа | П 31 | |
35 | | Пищеварение в желудке и 12 перстной кишке. Действие ферментов | Комбини рованный | фермент, пищевод, желудок, печень, трипсин, дисбактериоз, пепсин, желчь, сфинктер, поджелудочная железа | Проводить биологические исследования и делать выводы. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | | П 32 | |
36 | | Функции кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени | Комбинированный | гликоген, слепая кишка, аппендикс, аппендицит, всасывание, ворсинка, печень | Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. -выделять главное, существенное Проводить биологические исследования и делать выводы. Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по группе. | Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. -выделять главное, существенное Проводить биологические исследования и делать выводы. Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по группе. | | П33 | |
37 | | Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | Комбинированный работа в группах | условные и безусловные рефлексы, фистула, слюноотделение, мнимое кормление ботулизм, анаэробы карантин, дезинфицирующие средства, холера, сальмонеллез | Сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности. Анализировать содержание рисунков Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы Умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Мотивация к познанию и творчеству. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | | П34 | |
38 | | Обобщение по темам «Дыхание» и «Пищеварение» | Контрольно-обоблщающий | | | | | П34-35 | |
39 | | Обмен веществ 3ч. Обмен веществ и энергии –основное свойство живых существ. Пластический и энергетический обмен | Изучение нового материала | Энергетический и пластический обмен веществ | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать атмосфере сотрудничества | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | | П36 | |
40 | | Витамины | Комбини рованный | Авитаминоз, гиповитаминоз, витамины | Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие | | П37 | |
41 | | Энерготраты человека и пищевой рацион Лабораторная работа | Комбинированный | основной обмен, общий обмен, энергозатраты, энергоёмкость продуктов, нормы питания | Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты Умение организовывать своюдеятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества(К). | Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела для собственного здоровья Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки. | | П38 | |
42 | | Покровные органы. Терморегуляция. 3ч. Строение и функции кожи | Комбинированный | эпидермис, дерма, гиподерма, сальные. потовые железы, волосы, ногти, терморегуляция | Определять по рисунку вид травм, Анализировать содержание рисунков, отбирать информацию для заполнения таблицы Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной работы. Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие | | П39 | |
43 | | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | Урок- диалог | иметь анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, моющих средств. Знать о болезнях кожи, связанных с нарушением диеты, гиповитаминозами и особенностями эндокринной системы подростков. | Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать | воспитывать навыки гигиены, правильного ухода за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью, применять знания об оказании первую помощь при ожогах и обморожениях на практике. | | П40 | |
44 | | Терморегуляция организма. Закаливание | Работа в группах | иметь представление о роли кожи в терморегуляции, условиях сохранения постоянной температуры тела человека. Знать причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи, правила закаливания. | Самостоятельно работать с учебником и научно-популярной литературой, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи . Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) . Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию . | уметь объяснять механизм терморегуляции, оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции. | | П41 | |
45 | | Выделение 1 ч Выделение | Изучение нового материала | Органы мочевыделения, нефрон, моча, мочекаменная болезнь | Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей Удерживать цель деятельности до получения ее результата; | Формирование внутренней позиции обучающегося на основе положительного отношения к получению знаний. | | П42 | |
46 | | Нервная система 5ч. Значение нервной системы | Изучение нового материала | Учащиеся должны уметь объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Описывать проявление функций нервной системы | Структурировать содержание изучаемой темы.Анализировать содержание рисунков. Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира» Умение правильно, грамотно объяснить свою мысль. Постановка учебной задачи | Адекватная мотивация к учебной деятельности. | | П43 | |
47 | | Строение нервной системы. Спинной мозг | Комбинированный | Строение нервной системы Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга Начертить схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга | Постановка учебной задачи. Поиск информации в различных источниках. Умение грамотно и доходчиво объяснить свою мысль. | Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга | | П43 | |
48 | | Строение головного мозга Лабораторная работа | Комбинированный | Описать по рисунку строение головного мозга Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий Интеллектуальный уровень. Сравнивать строение головного и спинного мозга | Проводить биологические исследования и делать выводы. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
| Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга | | П44 | |
49 | | Функции переднего мозга | Комбинированный | Знать отделы и функции переднего мозга | Умение работать с текстом учебника Поиск и выделение информации Умение слушать и вступать в диалог. | Формирование мировоззрения и выработке ценностных ориентаций. | | П47 | |
50 | | Соматический и автономный отделы нервной системы | Комбинированный | Учащиеся должны знать соматический и вегетативный отделы нервной системы. Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем | Анализировать содержание рисунков Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату . Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь . Проводить биологические исследования и делать выводы. | Адекватная мотивация к учебной деятельности. | | П48 | |
51 | | Анализаторы. Органы чувств 5ч. Анализаторы | Изучение нового материала | Иметь представление об органах чувств человека. Находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора. Объяснять значение анализаторов. | Работать с учебником, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно - следственные связи. Решать познавательные задачи, работать с рисунками и схемами . Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам . Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. | Устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний анализаторов. | | П49 | |
52 | | Зрительный анализатор | Комбинированный | умение объяснять связующую роль зрительного анализатора между организмом и внешней средой, умение выделять части зрительного анализатора, знать строение глаз. | Использовать лабораторные работы для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам. Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощ. | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | | П49 | |
| | | 4 четверть 8 недель 16 уроков | | | | | | |
53 | | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | Комбинированный | иметь представление о заболеваниях органа зрения и предупреждении глазных болезней | Умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Признание ценности здоровья, своего и других людей Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики глазных инфекций, заболеваний глаз, травм глаз. | | П50 | |
54 | | Слуховой анализатор | Комбинированный | умение объяснять связующую роль слухового анализатора между организмом и внешней средой, умение выделять части слухового анализатора, знать строение уха. | умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | | П51 | |
55 | | Органы обоняния, вкуса, равновесия, кожномышечного чувства. | Работа в группах | умение объяснять связующую роль анализаторов равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния, вкуса между организмом и внешней средой, умение выделять части анализаторов, знать их строение. | Умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества . | формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленную на изучение анализаторов. | | П52 | |
56 | | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 4ч. Учение о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретенные программы поведения. | Изучениенового материала | иметь представление об особенностях ВНД человека, её значении в восприятии окружающей среды, ориентации в ней. | Умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( тексты, рисунки); обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре | сформированность познавательных интересов, направленных на изучение высшей нервной деятельности; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину. | | П53 | |
57 | | Сон и сновидения | Урок- диалог | иметь представление о биоритмах на примере суточных ритмов. Знать природу сна и сновидений. | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | использовать приобретенные знания о значении сна для рациональной организации труда и отдыха. | | П54 | |
58 | | Высшая нервная деятельность человека Речь, сознание. Познавательные процессы | Урок- диалог | иметь представление об особенностях ВНД человека, значении речи, сознания, мышления; роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания, сущности памяти, её видах. Овладение методами биологической науки: определение объема кратковременной памяти с помощью теста. | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре . | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение особенностей ВНД. | | П55 | |
59 | | Воля, эмоции, внимание | Комбинированный | иметь представление об особенностях высшей нервной деятельности и поведения человека, их значении. | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества. | анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. | Лабораторная работа | П57 | |
60 | | Железы внутренней секреции 2ч Роль эндокринной регуляции | Комбинированный | иметь представление о роли эндокринной регуляции | Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; | Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма | | П58 | |
61 | | Функции желез внутренней секреции | Комбинированный | иметь представление о функциях желех внутренней секреции | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; | уметь работать с различными источниками биологической информации: находить информацию | | П59 | |
62 | | Индивидуальное развитие организма 4ч. Жизненные циклы. Размножение | Комбинированный | иметь представление о строении и функциях мужской и женской половых систем, о процессах образования и развития зародыша, преимуществах полового размножения перед бесполым. | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре. | уметь работать с различными источниками биологической информации: находить информацию о половой системе, размножении человека, анализировать и оценивать её. | | П60 | |
63 | | Беременность, роды, развитие зародыша и плода | Комбини рованный | использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека. | Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . | сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство. | | П61 | |
64 | | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности,способности. | Урок- диалог | использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека. | Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Использование для решения поставленных задач различных исочников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества. | сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство. | | П62 | |
65 | | Наследственные и врожденные заболевания | Комбинрованный | использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека. | Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Использование для решения поставленных задач различных исочников информации; | эмоционально-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью близких, стремление к познанию нового, самоконтролю и анализу своих действий. | | П63 | |
| | Обобщение и повторение Зч. | Контрольно-обобщающий | | | | | | |