kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 8 класс 2016-17

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 8 класса, Тематическое и поурочное планирование

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс 2016-17»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 152

Красногвардейского района Санкт-Петербурга





ПРИНЯТО

На заседании методического объединения учителей естественных наук

Протокол № _______

от «____» _________2016 г.

Председатель МО___________

СОГЛАСОВАНО:





«____»__________2016 г.

Зам.директора по УВР

__________И.Ю.Дмитриева

УТВЕРЖДАЮ:



Приказ № ______

от «___»_________2016 г.

Директор школы № 152

__________ Р.Ю.Клименко




Рабочая программа по биологии для 8 класса

на 2016-2017 учебный год



Разработана на основе Примерной программы основного общего образования учебником биологии (Биология 8 класс, Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев., Москва., Дрофа 2016)



Составитель: О.А. Альтапова, учитель биологии

Санкт-Петербург

2016 г.





Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2010.

Цели и задачи:

: дидактические:

• дать знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

  • формировать умения применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью дру­гих людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

воспитательные:

  • содействовать воспитанию позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

коррекционные:

Основные виды деятельности учащихся:

  • Работают с текстом и рисунками учебника, выполняют лабораторные работы, составляют таблицы, анализируют, сравнивают, делают выводы, выступают с сообщениями, готовят презентации, решают проблему урока.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета отводится 68 часов, 2 часа в неделю.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебники:

Д.В. Колесов. Р.Д Маш.. И.Н. Беляев "Биоло­гия. Человек. 8 класс- -Мл Дрофа. 2006. - 336с: Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Методические пособия:

1. Д.В. Колесов. Р.Д. Маш. И.Н. Беляев. Био­логия. Человек. 8 класс: Тематическое и по­урочное планирование к учебнику .- Мл. Дрофа. 2005:

2. Программы хзя общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебни­ков. созданных пол руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы.

3. О.А. Пепеляева. И.В. Сунцсва. - Поуроч­ные разработки по биологии (человек) 8 класс» (к учебник) Д.В. Колесова. Р.Д. Ма­ша. И.Н. Беляева-Мл Вако. 2005.

4. A.B.Пименов, И.Н. Пименова «Биология ». Дидактические материалы к разделу « Человек »

5.В.Н. Семенцова ,В.И.Сивоглазов «Тет­радь для оценки качества знаний по био­логии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006 -144 с;

6. Г.Н. Панина « Диагностические работы 6-9 классы по авторской линии В.В. Па­сечника » .-СПБ: Паритет, 2006.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



В результате изучения предмета учащиеся должны

Знать/ понимать

  • Признаки биологических объектов: живых организмов, клетки, хромосом;

  • Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляцию жизнедеятельности, раздражимость, особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, размножения и развития, высшей нервной деятельности и поведения;

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием человека, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • Распознавать и описывать: на таблицах части и органоиды клетки, органы и системы органов человека

  • Выявлять особенности строения

  • Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • Определять

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте отличительные признаки систематических групп; в словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках информацию о живых организмах

  • Использовать приобретенные знании и умении в практической деятельности для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами, животными, вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, при простудных заболеваниях, ожогах, об­морожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдении правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости

При обучении курсу биологии используются традиционные формы контроля знаний и умений учащихся: тестовое задание, краткая самостоятельная работа, письменная контрольная работа, фронтальная лабораторная работа, устный зачет по изученной теме. А также используются нетрадиционные формы контроля: работа в парах (обмен вариантами), самостоятельное оценивание учащихся. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: лабораторных работ, контрольных работ, диагностических работ.





№ п/п

Тема

Кол-во лабораторных работ

Кол-во контрольных работ

1.

Введение

-

-

2.

РАЗДЕЛ 1

Происхождение человека



3.

РАЗДЕЛ 2

Строение и функции организма



4.

Тема 2.1.

Общий обзор организма



5.

Тема2.2.

Клеточное строение организма. Ткани

1


6.

Тема 2.3.

Рефлекторная регуляция органови систем организма

1


7.

Тема 2.4.

Опорно-двигательная система

2

1

8.

Тема 2.5.

Внутренняя среда организма



9.

Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая системы организма

4

1

10.

Тема 2.7.

Дыхательная система




11.

Тема 2.8.

Пищеварительная система

1

1

12.

Тема 2.9.

Обмен веществ и энергии

1


13.

Тема 2.10.

Покровные органы. Теплорегуляция



14.

Тема 2.11.

Выделительная система



15.

Тема 2.12.

Нервная система человека

1


16.

Тема 2.13.

Анализаторы

1


17.

Тема 2.14.

Высшая нервная деятельность. Поведение.

Психика



18.

Тема 2.15.

Железы внутренней секреции (эндокринная система)



19.

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие организма


1


Итого

12

4





Контрольные работы

урока

Тема урока

Тема (содержание) работы

1

Опорно-двигательная система

Тестовая контрольная работа по теме

2

«Кровеносная и лимфатическая системы»

Кровеносная и лимфатическая системы

3

«Дыхание» и «Пищеварение»

Тестовая контрольная работа

4

Обобщение и повторение.

Контрольно-обобщающая тестовая работа по курсу 8 класса





Лабораторные и практические работы

Тема урока

Тема (содержание) работы

1

Ткани



Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Работают с микроскопом.

2

Рефлекторная регуляция. Рефлекс, рефлекторная дуга.



Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма.

3

Строение мышц. Общий обзор мышц



Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов.

4

Работа скелетных мышц и их регуляция Осанка. Пре­дупреждение плоскостопия



Проводят биологические исследования. Работают с микроскопом

5

Форменные элементы крови



Работают с микроскопом, работают с текстом и рисунками учебника

6

Круги кровообращения



Проводят биологические исследования. Работают с микроскопом

7

Движение крови по сосу­дам. Регуляция кровооб­ращения

Устанавливают зависимость крово снабжения органов от нагрузки, выполняя исследования Работают в группах, готовят сообщения

8

Гигиена сердечно­сосудистой системы. Первая помощь при заболева­ниях сердца и сосудов



Приводят доказательства (аргументируют) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний

9

Пищеварение в ротовой полости Действие ферментов слюны

Распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы. Проводят биологические исследования

10

Энергозатраты человека и пищевой рацион

Распознают и описывают на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

11

Строение головного мозга

Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга, работают с текстом и рисунками учебника, готовят сообщения

12

Зрительный анализатор

Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора



Расшифровка аббревиатур, использованных в рабочей программе



В столбце «Типы урока»:

В столбце «Вид контроля,

  • ОНМ – ознакомление с новым материалом

  • ЗИ – закрепление изученного

  • ПЗУ – применение знаний и умений

  • ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

  • ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений

  • К – комбинированный урок


  • Т – тест

  • СП – самопроверка

  • ВП – взаимопроверка

  • СР – самостоятельная работа

  • РК – работа по карточкам

  • КР – контрольная работа

  • ДР – диагностическая работа

  • ПДЗ – проверка домашнего задания

  • УО – устный опрос

  • ФО – фронтальный опрос

  • ЛР – фронтальная лабораторная работа









СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Человек и его здоровье

8 класс


Введение (1 час)

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1

Происхождение человека (3 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

  • Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2

Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1.

Общий обзор организма (1 час)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

  • Лабораторная работа

Распознавание на таблицах органов и систем органов человека Тема Тема2.2.

Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Ткани, органы. системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточною организма.

  • Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

  • Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки,эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.



Тема 2.3.

Рефлекторная регуляция органови систем организма ( 1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.

Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

• Лабораторные работы

Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения Коленный рефлекс др.

Тема 2.4.

Опорно-двигательная система (6 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвиждные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статистическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия Их выявление, предупреждение и неправ темпе Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказания первой помощи себе и окру

опорно-двигательной системы. Предупреждение травматизма.

. Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, ткани костей. Распилов костей, приемов первой помощи притравмах.

• Лабораторные работы

Измерение массы и роста своею организма

Изучение внешнего вида отдельных костей

Микроскопическое строение кости

Утомление при статической и динамической работе

Мышцы человеческою тела

Выявление нарушений осанки

Выявление плоскостопия (выполняется дома)

Самонаблюдение работы основных мышц, роль и течению пояса в движениях руки

Тема 2.5.

Внутренняя среда организма (4 часа)

Транспорт веществ. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и пара­зитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

  • Лабораторная работа

Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая системы организма (7часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообра­щения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях

  • Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

  • Лабораторные работы

Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке Измерение кровяного давления

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7.

Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная игуморальная регуляция дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь при отравлении угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

  • Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у ма­леньких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизнен­ной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

  • Лабораторные работы Определение частоты дыхания

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

Тема 2.8.

Пищеварительная система (6 часов)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

  • Демонстрация торса человека.

  • Лабораторная работа

Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Тема 2.9.

Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи, типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

• Лабораторные работы :

Определение норм рационального питания

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Тема 2.10.

Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обмороже­ния. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

  • Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; оп­ределение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11.

Выделительная система (1 час)

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

  • Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».

Тема 2.12.

Нервная система человека (5 часов)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и

коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

  • Демонстрация модели головного мозга человека.

  • Лабораторные работы

Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасим­патической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13.

Анализаторы (5 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный ана­лизатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анали­затора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корко­вая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

  • Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение сле­пого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

  • Лабораторная работа

Изучение изменения размера зрачка.

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тема 2.14.

Высшая нервная деятельность. Поведение.

Психика (4часа)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов, И. П. Павлов, П.К.Анохин. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

  • Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей неявной деятельности человека, речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения, внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

  • Лабораторные работы

Выработка навыказеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.

Тема 2.15.

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежу­точный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

  • Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3

Индивидуальное развитие организма (4часа)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание Внелогическая и социальная зре­лость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения.Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоро­вья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника ве­ществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил повеления в окружающей среде, и опас­ных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственном здоровью и здоровью окружающих.

• Лабораторные работы

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

• Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.







Поурочное и тематическое планирование



№ п/п

Дата

Тема

Тип/форма урока

Планируемые результаты

Практика

Виды и формы контроля

Корректировка программы

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.


Введение 1ч. Науки, изучающие организм человека Становление наук о человеке

Вводный урок

Знать и описывать методы изучения организма человека.


Объяснять связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине.


Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.


Учащиеся должны выделять специфические особенности человека как биосоциального существа. Характеризовать основные


открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке


Целеполагание.Смысловое чтение. Умение адекватно передавать содержание текста. Умение слушать, искать информацию в различных источниках Пользоваться Интернетом для поиска учебной информации о лауреатах Нобелевской премии в области медицины. Умение анализировать содержание рисунков. диалектически анализировать учебный или любой другой материал.

Уметь объяснять необходимость знаний о методах изучения

организма в собственной жизни для проведения наблюдений за

состоянием собственного организма. Формирование мировоззрения и самосознания.


П 1. ,2 Работа с тетрадью и учебником


2.


Происхождение человека 3ч

Систематическое положение человека

Изучения

нового

материала

Учащиеся должны знать место человека в систематике.


Определять черты сходства и различия человека и животных.


Объяснять место и роль человека в природе.


Приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека


Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу


Млекопитающие; к отряду Приматы. Знать основные этапы эволюции


человека


Объясняют современные концепции происхождения человека


Перечислять характерные особенности предшественников современного


человека

Анализировать содержание рисунков учебника(П)


- сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой.(П)


-классифицировать по нескольким признакам;


Работать с различными источниками информации, готовить


сообщения, выступать с сообщениями.(П)


извлечение необходимой информации из текстов


Владение монологической и диалогической формами речи.(К)

Устойчивый познавательный интерес и становление


смыслообразующей функции познавательного мотива;


умение аргументировать собственную точку зрения о переходе от


присваивающего хозяйства к производящему.


П 3. Работа с тетрадью и учебником Фронтальный опрос класса


3.


Историческое прошлое людей

Комбинированный

Узнавать по рисункам представителей рас человека


Доказывать, что все представители человечества относятся к одному


виду


Доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществах


одних рас перед другими.


Метапредметные.

Устанавливать причинно-следственные связи при анализе основных этапов эволюции и происхождения человеческих рас. анализировать учебный или другой материал; -сравнивать объекты, факты, явления

Уметь объяснять необходимость знаний о признаках различных рас для понимания единства происхождения всех рас.


П.4 Работа с учебником и тетрадью


4.


Расы человека

Комбинированный

Иметь представление о характерных особенностях


предшественников современного человека.


Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.


Д.З. П 5 Фронтальный опрос. Тестирование по пройденному материалу


5.


Общий обзор организма

Комбинированный


Учащиеся должны знать общее строение организма


Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов


Называть органы человека, относящиеся к определенным системам


Находить у себя грудную и брюшную полости.


Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов


Выделять существенные признаки организма человека,


особенности его биологической природы.


Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый


и организменный уровни организации

Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков диалектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать объекты, факты, явления Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.


Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками –определение целей, функций участников, способов взаимодействия


Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного отношения к получению знаний.


Д.З. П .6

Работа с тетрадью и учебником


6.


Клеточное строение организма

Комбинированный

Устанавливают различия между растительной и дивотной клеткой. Пиводят доказательства единства органического мира.

Сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на

основе сравнения.

Анализировать содержание определений основных понятий

Прогнозировать последствия повреждения или отсутствия


органоида для жизнедеятельности клетки, планировать и проводить

наблюдения за объектом

ставить цели самообразовательной деятельности

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного отношения к получению знаний.


П 7 Фронтальный опрос


7.


Жизненные процессы клетки


Комбинированный

Обмен веществ, ферменты, клеточный гомеостаз, раздражимость, возбудимость

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного

анализа микропрепаратов, планировать и проводить наблюдения

за объектом. Умение работать в малых группах. Умение

эффективно взаимодействовать при совместном выполнении

работы. Умение воспринимать устную форму информации

Определение последовательности промежуточных целей с учетом

конечного результата, составление плана и последовательности

действий.

Находить в тексте учебника биологическую информацию,

необходимую для выполнения заданий текстовой контрольной


работы.

ставить цели самообразовательной деятельности


П 8. Работа с тетрадью и учебником


8.


Ткани



Комбинированный

Ткань, орган, тканевая жидкость, межклеточное вещество, эпителиальная, соединительная, мышечная ткани

Проводить биологические исследования и делать выводы на основе

полученных результатов.

Описывать механизм проявления безусловного рефлекса

Использовать лабораторные работы, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений

Умение работать в малых группах. Умение эффективно

взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение

воспринимать устную форму информации Определение

последовательности промежуточных целей с учетом конечного

результата, составление плана и последовательности действий.

ставить цели самообразовательной деятельности



Лабораторная работа

П 8 Фронтальный опрос. Тестирование по теме


9


Ткани


Комбинированный

Сравнивают клетки, ткани организма человека и делают выводы на основе сравнения. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Работают с микроскопом.

Структурировать содержание изучаемой темы. Анализировать

содержание рисунков. Прокомментировать выражение: «Психика


есть субъективное отражение объективного мира»(П)


Умение правильно, грамотно объяснить свою мысль.(К)


Постановка учебной задачи(Р)

ставить цели самообразовательной деятельности



Лабораторная работа

П. 8


10


Нервная ткань

Комбинированный

Учащиеся должны знать рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека

Уметь выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека.

Давать определение термину реф­лекс

Приводить примеры рефлектор­ных дуг, рефлексов

Называть функции вставочных, исполнительных нейронов

Называть функции компонентов рефлекторной дуги

Чертить схемы рефлекторной дуги безусловного рефлекса


Проводить биологические исследования и делать выводы.(П)


Самостоятельное формулирование познавательной цели.(Р)


Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.(К)

Проводить биологические исследования и делать выводы.(П)


Самостоятельное формулирование познавательной цели.(Р)


Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.(К)


П 8


11


Рефлекторная регуляция. Рефлекс, рефлекторная дуга.


Комбинированный

Выделяют существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма. Объясняют необходимость согласованности всех жизненных процесов. Раскрывают особенности рефлекторной регуляции процессо. Проводят биологические исследования.

Проводить биологические исследования и делать выводы.(П)


Самостоятельное формулирование познавательной цели.(Р)


Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.(К)

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;



Лабораторная работа

П 9


12


Опорно-двигательная система 6ч

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

Комбинированный

Называть функции опорно-двигательной системы

Описывать химический состав костей

Объяснять зависимость характера повреждения костей от химического состава

Устанавливать взаимосвязь:

 между строением и функциями костей;

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного

анализа натуральных биологических объектов

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное

Проводить биологические исследования и делать выводы.

Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по

группе.

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного

анализа натуральных биологических объектов

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное

Проводить биологические исследования и делать выводы.

Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по


группе.


П 10


13


Скелет человека

Работа в группах

 между строением и функциями скелета.


Называть особенности строения скелета человека;

Распознавать на таблицах составные части скелета человека.

Называть компоненты осевого и добавочного скелета

Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета

Сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности.


Анализировать содержание рисунков

Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы

Умение структурировать материал, работать с разными

источниками информации, преобразовывать информацию из

одной формы в другую . Умение организовывать свою

деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их

на практике.


Мотивация к познанию и творчеству. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного

организма.


П 11-12


14


Соединение костей

Комбинированный

Характеризовать типы соединения костей

Умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства

реализации цели, применять их на практике . Адекватное

восприятие устной речи и способность передавать содержание

текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью

учебного задания; умение перефразировать мысль; способность


Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного тношения к получению знаний.


П 12. Тестирование по теме


15


Строение мышц. Общий обзор мышц


Комбинированный

Распознавать на таблицах основные группы мышц человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него

нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить,

делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять

таблицы для решения учебных и познавательных задач . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для

преставления результата; способность работать

атмосфере сотрудничества.





Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного отношения к получению знаний.

Лабораторная работа

П 13


16


Работа скелетных мышц и их регуляция Осанка. Пре­дупреждение плоскостопия


Комбинированный

Называть последствия гиподинамии

Узнавать по немому рисунку структуры мотонейрона

Различать механизм статической и динамической работы

Обосновывать улучшение спортивных результатов в начале

тренировок

Анализировать содержание рисунка

Характеризовать механизм регуляции работы мышц

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для

доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать

полученные результат)Умение организовывать свою

деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их

на практике .

Извлекать учебную информацию на основе проведения

эксперимента

Умение осознанно использовать средства письменной и устной

речи для преставления результата; способность работать

совместно в атмосфере сотрудничества

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного тношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание

ответственности человека за общее благополучие

Лабораторная работа

П 14-15


17


Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах суставов

Комбинированный

ушиб, перелом, шина, гематома, вывих . синяк, растяжение связок Осваивают приёмы оказания первой помощи при травмах опорнодвигательной системы, выполняют самостоятельную работу

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять ихна практике . Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата;способность работать совместно в атмосфере сотрудничества

Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела длясобственного здоровья

Использовать приобретенные знания и умения для проведения


наблюдений за состоянием собственного организма;


соблюдения мер профилактики нарушения осанки.


П 16


18


Внутренняя среда организма 4ч.

Компонены внутренней среды. Кровь. Ее сотав

Изучение нового материала

гомеостаз, фаго­цитоз. антигены. антитела, внут­ренняя среда, кровь, тканевая жидкость, лимфа. Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Определять по рисунку вид травм, Анализировать содержание

рисунков, отбирать информацию для заполнения таблицы

Находить в тексте учебника биологическую информацию,

необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной

работы.Умение осознанно использовать средства письменной и

устной речи для преставления результата; способность работать

совместно в атмосфере сотрудничества.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного отношения к получению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание

ответственности человека за общее благополучие


П 17




2 четверть 7 недель 14 уроков








19


Форменные элементы крови

Лабораторная работа


Комбинированный

Эритроцит, лейкоцит, тромбоцит, тимус, фагоцитоз, антигены, антитела, фибриноген, фибрин, гемоглобин

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного

анализа микропрепаратов, планировать и проводить наблюдения

за объектом. Умение работать в малых группах. Умение

эффективно взаимодействовать при совместном выполнении

работы.


ставить цели самообразовательной деятельности


П 17


20


Борьба организма с ин­фекцией. Иммунитет.



Комби

нирован-

ный

иммунитет, вое паление. общее заболевание, инфекционные болезни, интерферон, вирусо- и бациллоносители

Проводить биологические исследования и делать выводы на основе

полученных результатов

взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение

воспринимать устную форму информации


устойчивый познавательный интерес и становление

смыслообразующей функции познавательного мотива;


П 18 Тестирование по пройденной теме


21


Иммунология на службе здоровья

Комбинирован­ный

аллергия., тканевая совместимость, группы крови резус- фактор, донор, реци­пиент, иммунология.

Структурировать содержание изучаемой темы.Анализировать

содержание рисунков.

Умение правильно, грамотно объяснить свою мысль.

Постановка учебной задачи

ставить цели самообразовательной деятельности


П 19


22


Кровеносная и лимфатическая системы 7 ч.

Транспортные системы организма

Комбинированный

артерии, аорта, вены, капилляры, лимфа, клапаны, лимфати ческие узлы

Проводить биологические исследования и делать выводы

Самостоятельное формулирование познавательной цели. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Проводить биологические исследования и делать выводы.

Самостоятельное формулирование познавательной цели

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.


П20

Тестирование по теме


23


Круги кровообращения


Комбинированный

предсердия, желудочки сердца, венозная, артериальная кровь, венечная артерия

Проводить биологические исследования и делать выводы

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций


головного мозга


П 21

Тестирование по теме


24


Строение и работа сердца

Комби нирован­ный

предсердия, желудочки. капилляры, вены, клапаны, автоматизм, сердечный цикл, ад­реналин

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного

анализа натуральных биологических объектов

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное

Проводить биологические исследования и делать выводы.

Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по

группе

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного


анализа биологических объектов

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное

Проводить биологические исследования и делать выводы.

Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по группе.


П 22

Фронтальная работа с классом


25


Движение крови по сосу­дам. Регуляция кровооб­ращения


Комби­нирован ный

кровяное давление, пульс. гипетония. инсульт, инфаркт. тонометр, пульс

Анализировать содержание рисунков

Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы

Умение структурировать материал, работать с разными

источниками информации, преобразовывать информацию из

одной формы в другую Умение организовывать свою

деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их

на практике


Мотивация к познанию и творчеству. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного

организма.


П23

Тестирование по теме


26


Гигиена сердечно­сосудистой системы. Пер­вая помощь при заболева­ниях сердца и сосудов


Комби нирован- ный

ударный объём серд­ца, гангрена переме­жающаяся хромота, спазм сосудов элек­трокардиограмма. стенокардия

Умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства

реализации цели, применять их на практике . Адекватное

восприятие устной речи и способность передавать содержание

текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью

учебного задания; умение перефразировать мысль; способность

работать совместно в атмосфере сотрудничества .

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного отношения к получению знаний.


П 24

Тестирование по теме


27


Первая помощь при кро­вотечениях

Работа в группах

гематома. Струп, за­крутка, жгут, виды кровотечений

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него

нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить,


делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять

таблицы для решения учебных и познавательных задач




Формирование внутренней позиции обучающегося на основе


положительного отношения к получению знаний.


П 25 Фронтальная работа с классом


28


Обобщение

По теме «Кровеносная и лимфатическая системы»

Контрольно-

обобщающий





20-25


29


Значение дыхания. Орга­ны дыхания. Заболевания дыхательных путей

Комбинированный

носовая полость, но­соглотка, гортань, трахея, бронхи, аль­веолы, голосовые связки, гайморит. Тонзиллит, артикуляция, дифтерия, мин­далины

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результат) Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата;

способность работать совместно в атмосфере сотрудничества

Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела для

собственного здоровья

Использовать приобретенные знания и умения для проведения

наблюдений за состоянием собственного организма;


соблюдения мер профилактики нарушения осанки.


П 26

Тестирование по теме


30


Легкие, легочное и тканевое дыхание

Комбинированный

легочная плевра, диффузия, «ворота лёгких»

Определять по рисунку вид травм, Анализировать содержание

рисунков, отбирать информацию для заполнения таблицы

Находить в тексте учебника биологическую информацию,

необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной

работы


Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного отношения к получению знаний. Формирование

навыков адаптации к окружающему миру. Осознание



П 27


31


Механизм вдоха и выдо­ха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Комбинированный

легочная и присте­ночная плевра, диа­фрагма, никотин, смог, респиратор, ды­хательный центр

основе сравнения

Анализировать содержание определений основных понятий



ставить цели самообразовательной деятельности

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного отношения к получению знаний.


П 28

Фронтальная работа с классом


32


Функциональные воз­можности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и трав­мы органов дыхания, их профилактика , первая помощь. Приемы реанимации.


Комби­нирован ный

биологическая и клиническая смерть, реанимация, флюорография. Жизненная емкость легких.

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного

анализа микропрепаратов, планировать и проводить наблюдения

за объектом.(П) Умение работать в малых группах. Умение

эффективно взаимодействовать при совместном выполнении

работы.



ставить цели самообразовательной деятельности




Лабораторная работа.

П29

Тестирование по теме





3 четверть 10 недель 20 уроков







33


Пищеварительная система 6ч.

Питание и пищеварение

Изучение

нового

материала



Питательные ве­щества, пищевые продукты, пище­варительные железы и тракт

Структурировать содержание изучаемой темы. Анализировать

содержание рисунков. Прокомментировать выражение

Умение правильно, грамотно объяснить свою мысль.


Постановка учебной задачи

Прогнозировать последствия для человека нарушения функций

спинного мозга


П30


34


Пищеварение в ротовой полости Действие ферментов слюны

Комбини­

рованный

рецепторы вкуса, зубы, кариес, пульпит, слюнные железы

Проводить биологические исследования и делать выводы.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Проводить биологические исследования и делать выводы.Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Лабораторная работа

П 31


35


Пищеварение в желудке и 12 перстной кишке. Дей­ствие ферментов

Комбини­

рованный



фермент, пищевод, желудок, печень, трипсин, дисбак­териоз, пепсин, желчь, сфинктер, поджелудочная железа

Проводить биологические исследования и делать выводы.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками


П 32


36


Функции кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени

Комбинированный

гликоген, слепая кишка, аппендикс, аппендицит, вса­сывание, ворсинка, печень

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного

анализа натуральных биологических объектов

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное

Проводить биологические исследования и делать выводы.

Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по

группе.

Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного

анализа натуральных биологических объектов

Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

-выделять главное, существенное

Проводить биологические исследования и делать выводы.

Умение работать в группе, сотрудничество с товарищами по

группе.


П33


37


Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных ин­фекций

Комбини­рованный работа в группах

условные и безус­ловные рефлексы, фистула, слюноот­деление, мнимое кормление ботулизм, анаэробы карантин, де­зинфицирующие средства, холера, сальмонеллез

Сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности.

Анализировать содержание рисунков

Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы

Умение структурировать материал, работать с разными

источниками информации, преобразовывать информацию из

одной формы в другую . Умение организовывать свою

деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их

на практике . Адекватное восприятие устной речи и способность

передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в

соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать

мысль; способность работать совместно в атмосфере

сотрудничества.

Мотивация к познанию и творчеству. Использовать приобретенные


знания для проведения наблюдений за состоянием собственного


организма.


П34


38


Обобщение по темам «Дыхание» и «Пищеваре­ние»

Контрольно-обоблщающий





П34-35


39


Обмен веществ 3ч.

Обмен веществ и энергии –основное свойство живых существ. Пластический и энергетический обмен

Изучение нового материала

Энергетический и пластический обмен веществ

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него


нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить,

делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять

таблицы для решения учебных и познавательных задач . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации

цели, применять их на практике . Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для

преставления результата; способность работать

атмосфере сотрудничества





Формирование внутренней позиции обучающегося на основе


положительного отношения к получению знаний.


П36


40


Витамины

Комбини­

рованный

Авитаминоз, гипо­витаминоз, вита­мины

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать

полученные результаты Умение организовывать свою

деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их

на практике .

Извлекать учебную информацию на основе проведения

эксперимента

Умение осознанно использовать средства письменной и устной

речи для преставления результата; способность работать

совместно в атмосфере сотрудничества.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного отношения к получению знаний. Формирование

навыков адаптации к окружающему миру. Осознание

ответственности человека за общее благополучие


П37


41


Энерготраты человека и пищевой рацион Лабораторная работа

Комбини­рованный

основной обмен, общий обмен, энергозатраты, энергоёмкость продуктов, нормы питания

Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать

полученные результаты Умение организовывать своюдеятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата;

способность работать совместно в атмосфере сотрудничества(К).

Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела для

собственного здоровья

Использовать приобретенные знания и умения для проведения

наблюдений за состоянием собственного организма;

соблюдения мер профилактики нарушения осанки.


П38


42


Покровные органы. Терморегуляция. 3ч.

Строение и функции кожи




Комбинированный


эпидермис, дерма, гиподерма, сальные. потовые железы, волосы, ногти, терморегуляция

Определять по рисунку вид травм, Анализировать содержание

рисунков, отбирать информацию для заполнения таблицы

Находить в тексте учебника биологическую информацию,

необходимую для выполнения заданий тестовой контрольной

работы. Умение осознанно использовать средства письменной и

устной речи для преставления результата; способность работать

совместно в атмосфере сотрудничества.

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного отношения к получению знаний. Формирование

навыков адаптации к окружающему миру. Осознание

ответственности человека за общее благополучие


П39


43


Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

Урок-

диалог

иметь анатомо-физиологические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, моющих средств. Знать о болезнях кожи, связанных с нарушением диеты, гиповитаминозами и особенностями эндокринной системы подростков.


Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать

воспитывать навыки гигиены, правильного ухода за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью, применять знания об оказании первую помощь при ожогах и обморожениях на практике.






П40


44


Терморегуляция организма. Закаливание

Работа в группах

иметь представление о роли кожи в терморегуляции, условиях сохранения постоянной температуры тела человека. Знать причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи, правила закаливания.


Самостоятельно работать с учебником и научно-популярной литературой, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи . Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) . Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию .


уметь объяснять механизм терморегуляции, оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции.




П41


45


Выделение 1 ч

Выделение


Изучение нового материала


Органы мочевыделения, нефрон, моча, мочекаменная болезнь

Строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

Формирование внутренней позиции обучающегося на основе

положительного отношения к получению знаний.


П42


46


Нервная система 5ч.

Значение нервной системы


Изучение нового материала

Учащиеся должны уметь объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности.

Описывать проявление функций нервной системы

Структурировать содержание изучаемой темы.Анализировать содержание рисунков. Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное от­ражение объективного мира»

Умение правильно, грамотно объяснить свою мысль.

Постановка учебной задачи


Адекватная мотивация к учебной деятельности.






П43


47


Строение нервной систе­мы. Спинной мозг

Комбинированный

Строение нервной системы

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга

Начертить схему рефлек­торной дуги отдергивания руки от горячего предмета

Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга


Постановка учебной задачи.

Поиск информации в различных источниках.

Умение грамотно и доходчиво объяснить свою мысль.


Прогнозировать последствия для человека нарушения функций спинного мозга


П43


48


Строение головного мозга Лабораторная работа

Комбини­рованный

Описать по рисунку строение головного мозга

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга

Называть функции отделов головно­го мозга; долей коры больших по­лушарий

Интеллектуальный уровень. Сравнивать строение головного и спинного мозга


Проводить биологические исследования и делать выводы.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.









Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга



П44


49


Функции переднего мозга

Комбинированный

Знать отделы и функции переднего мозга


Умение работать с текстом учебника

Поиск и выделение информации

Умение слушать и вступать в диалог.


Формирование мировоззрения и выработке ценностных ориентаций.



П47


50


Соматический и автономный отделы нервной сис­темы

Комбинированный


Учащиеся должны знать соматический и вегетативный отделы нервной системы.

Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов

Узнавать на рисунках расположе­ние отделов автономной нервной системы

Описывать проявление функций симпатической и парасимпатиче­ской нервных систем


Анализировать содержание ри­сунков

Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату . Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь .

Проводить биологические исследования и делать выводы.


Адекватная мотивация к учебной деятельности.



П48


51


Анализаторы. Органы чувств 5ч.

Анализаторы


Изучение

нового

материала

Иметь представление об органах чувств человека. Находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора. Объяснять значение анализаторов.


Работать с учебником, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно - следственные связи. Решать познавательные задачи, работать с рисунками и схемами .

Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам . Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.



Устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний анализаторов.




П49


52


Зрительный анализатор

Комбини­рованный

умение объяснять связующую роль зрительного анализатора между организмом и внешней средой, умение выделять части зрительного анализатора, знать строение глаз.



Использовать лабораторные работы для доказательства выдви­гаемых предположений; аргумен­тировать полученные результаты. Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам.

Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать сотрудничество и взаимопомощ.




Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.




П49





4 четверть 8 недель 16 уроков







53


Гигиена зрения. Преду­преждение глазных болез­ней

Комбинированный

иметь представление о заболеваниях органа зрения и предупреждении глазных болезней

Умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Признание ценности здоровья, своего и других людей Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества .


использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики глазных инфекций, заболеваний глаз, травм глаз.



П50


54


Слуховой анализатор

Комбинированный

умение объяснять связующую роль слухового анализатора между организмом и внешней средой, умение выделять части слухового анализатора, знать строение уха.


умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.


Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



П51


55


Органы обоняния, вкуса, равновесия, кожно­мышечного чувства.

Работа в группах

умение объяснять связующую роль анализаторов равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния, вкуса между организмом и внешней средой, умение выделять части анализаторов, знать их строение.


Умение оперировать изученными понятиями, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества .


формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленную на изучение анализаторов.







П52


56


Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 4ч.

Учение о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретенные программы поведения.







Изучениенового материала


иметь представление об особенностях ВНД человека, её значении в восприятии окружающей среды, ориентации в ней.


Умение получать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( тексты, рисунки); обрабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре

сформированность познавательных интересов, направленных на изучение высшей нервной деятельности; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию; осознание возможности применения нового знания. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.



П53


57


Сон и сновидения

Урок-

диалог

иметь представление о биоритмах на примере суточных ритмов. Знать природу сна и сновидений.


Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.


использовать приобретенные знания о значении сна для рациональной организации труда и отдыха.



П54


58


Высшая нервная деятельность человека Речь, сознание. Познавательные процессы

Урок-

диалог

иметь представление об особенностях ВНД человека, значении речи, сознания, мышления; роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания, сущности памяти, её видах. Овладение методами биологической науки: определение объема кратковременной памяти с помощью теста.


Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре .

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение особенностей ВНД.




П55


59


Воля, эмоции, внимание

Комбини­рованный

иметь представление об особенностях высшей нервной деятельности и поведения человека, их значении.


Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.


анализировать и оценивать влияние факторов риска (стресса, переутомления) для здоровья. Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Лабораторная работа

П57


60


Железы внутренней секреции 2ч

Роль эндокринной регуляции

Комбини­рованный

иметь представление о роли эндокринной регуляции

Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение осознанно использовать средства письменной и устной речи для преставления результата;

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма


П58


61


Функции желез внутренней секреции

Комбинированный

иметь представление о функциях желех внутренней секреции

Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради;

уметь работать с различными источниками биологической информации: находить информацию


П59


62


Индивидуальное развитие организма 4ч.

Жизненные циклы. Размножение

Комбинированный

иметь представление о строении и функциях мужской и женской половых систем, о процессах образования и развития зародыша, преимуществах полового размножения перед бесполым.


Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и познавательных задач . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре.


уметь работать с различными источниками биологической информации: находить информацию о половой системе, размножении человека, анализировать и оценивать её.



П60


63


Беременность, роды, развитие зародыша и плода

Комбини­

рованный

использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.


Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике .

сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.




П61


64


Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности,способности.

Урок-

диалог

использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.


Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Использование для решения поставленных задач различных исочников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.




П62


65


Наследственные и врож­денные заболевания

Комбинрованный

использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека.


Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Использование для решения поставленных задач различных исочников информации;

эмоционально-ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью близких, стремление к познанию нового, самоконтролю и анализу своих действий.





П63




Обобщение и повторение Зч.

Контрольно-обобщающий










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 8 класс 2016-17

Автор: Альтапова Ольга Александровна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства