Верхне –Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 6 -го класса Подготовила: учитель географии
Верхне – Гуторовского филиала
МБОУ «Полевской лицей»
Доренская К.К.
2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 6 -го класса по учебнику:
В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. – М.: Дрофа, 2013.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 6 класса и реализуется на основе следующих документов:
Нормативные документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. постановлений Правительства РФ от, от 10.03.2009 г. № 216).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011 года, рег.№19993.
Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004г № 1312)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, на 2013-2014 уч.г., утверждённый приказом министерства образования и науки РФ
Примерные программы по учебным предметам. М.: Просвещение, 2010.
Закон об образовании Курской области
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по биологии, тематическое планирование.
Цели курса:
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности.
Обобщение знаний о жизни и уровнях организации.
Раскрытие мировоззренческих вопросов о происхождении и развитии жизни на Земле, Обобщении и углублении понятий об эволюционном развитии организмов.
Задачи:
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях.
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками.
Воспитание позитивного, ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Срок реализации программы один учебный год
-По программе 34часа.
-Количество часов по рабочему плану: всего34 часа. В неделю-1 час
Оценки результатов по данной рабочей программе:
Контроль успеваемости обучающихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и обучающимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольная и самостоятельная работы. Цель: повышение общекультурного уровня обучающихся.
Рабочая программа составлена на основании:
-Программы для общеобразовательных учреждений. «Биология» (5-11 кл.). М.: Дрофа, 2010. Под. ред. В. В. Пасечника.
-Примерной программы основного общего образования по биологии, 2004 г.
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Учебно-методический комплект для обучающегося:
В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. – М.: Дрофа, 2011.
Методическая литература:
Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 кл.– М.: Дрофа, 2002.
Требования к уровню обученности:
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
уметь
• объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
• соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
БИОЛОГИЯ
6 класс
Кол-во часов за год:
Всего 34часа
В неделю 1 час
Плановых контрольных работ – 1
лабораторных работ – 13
экскурсий - 3
тестов – 4
практических работ- 1
Планирование составлено на основе
Учебник
В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. – М.: Дрофа, 2013.
№ п.п. | Дата по плану | Дата факти-ческая | Наименование разделов, наименование тем | К-во ча-сов | Оборудова- ние | Вводимые понятия | Дом. зада-ние | Прак. часть урока | При-меча-ние |
1 | | | Раздел 1. Введение. – 1час
Вводный инструктаж по ПТБ. Биология – наука о природе. Экскурсия: многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. |
1 |
учебники, тетради, схемы |
Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. |
Записи в тетр., учеб-ник- п. Вве-дение. |
Экскур-сия | |
2 | | | Раздел 2. Клеточное строение организмов. -3 часа
Устройство увеличительных приборов. Л.р. № 1. Устройство увеличительных приборов. Текущий инструктаж по ПТБ. |
1 |
учебники, тетради, схемы |
Клетка. Лупа. Световой микроскоп. |
П.1 |
Л.Р. .№1. | |
3 | | | Строение клетки. Л.р. № 2. Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука и рассматривание их под микроскопом. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради, схемы | Клеточное строение организмов как доказательство их родства , единства живой природы. | П.2 | Л.Р. №2. | |
4 | | | Жизнедеятельность клетки. Ткани. Л.р. № 3. Изучение тканей под микроскопом. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради, схемы | Деление клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы Ткани, органы, системы органов. | П.3, П.4 | Л.Р. №3. | |
5 | | | Раздел 3. Царства Бактерии и Грибы.- 4 часа
Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | учебники, тетради, схемы | Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. |
П.5, П.6. | | |
6 | | | Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Л.р. № 4. Изучение строения шляпочных грибов. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради, схемы | Шляпочные грибы. | П.7, П.8 | Л.р. №4 | |
7 | | | Плесневые грибы и дрожжи. Грибы паразиты. | 1 | учебники, тетради | Плесневые грибы и дрожжи. Грибы паразиты. | П.9, П.10 | | |
8 | | | Повторительно-обобщающий урок по разделам: Раздел 2. Клеточное строение организмов. Раздел 3. Царства Бактерии и Грибы. Тестирование. | 1 | учебники, тетради | Повторение материала. | П.1-10 | Тести-рование | |
9 | | | Раздел 4. Царство растений. -5 часов
Разнообразие, распространение, значение растений. |
1 |
учебники, тетради |
Разнообразие, распространение, значение растений. |
П.11 | | |
10 | | | Водоросли. Л.р. № 5. Изучение внешнего строения водорослей. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Водоросли. | П.12 | Л.р. №5 | |
11 | | | Лишайники, мхи. Л.р. № 6. Изучение строения мха (на местных видах). Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Лишайники, мхи. | П.13, П.14 | Л.р. №6 | |
12 | | | Плауны, хвощи, папоротники. Тестирование. | 1 | учебники, тетради | Плауны, хвощи, папоротники. | П.15 | Тести-рование | |
13 | | | Голосеменные. Покрытосеменные. Л.Р. №7. Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Голосеменные. Покрытосеменные | П.16, П.17. | Л.р. №7 | |
14 | | | Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений. – 7 часов
Строение семян. Л.р. № 8. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. Текущий инструктаж по ПТБ. |
1 |
учебники, тетради |
Строение семян.
|
П.18 |
Л.р. №8 | |
15 | | | Виды корней и типы корневых систем. Л.р. № 9. Изучение внешнего и внутреннего строения корня. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. | П.19, 20, 21 | Л.р. №9 | |
16 | | | Побег, почки. Л.р. № 10. Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Побег, почки. | П.22 | Л.р. №10 | |
17 | | | Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Л.р. № 11. Изучение строения листа. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. | П.23, П.24 | Л.р. №11 | |
18 | | | Строение стебля Видоизменения побегов. Л.р. № 12. Изучение видоизменённых побегов (на примере растений Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Строение стебля Видоизменения побегов. | П.26, П.27 | Л.р. №12 | |
19 | | | Цветок. Соцветия. Плоды. Распространение плодов и семян. Л.р. № 13. Изучение строения цветка. Изучение строения соцветий . Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Цветок. Соцветия. Плоды. Распространение плодов и семян. | П.28, П.29, П.30, П.31 | Л.р. №13 | |
20 | | | Повторительно-обобщающий урок по разделам: Раздел 4. Царство растений. Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений. Тестирование. | 1 | учебники, тетради | Повторение материала | П.11-31 | Тести-рование | |
21 | | | Раздел 6. Жизнь растений. – 5 часов
Химический состав. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. |
1 |
учебники, тетради |
Химический состав. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. |
П.32,П.33,П. 34, .35 | | |
22 | | | Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Прорастание семян. Л.р. № 14. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Прорастание семян. | П.36, 37, 38 | Л.р. №14 | |
23 | | | Экскурсия: зимние явления в жизни растений. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Зимние явления в жизни растений. | записи | Экскур-сия | |
24 | | | Способы размножения растений. Размножение споровых, голосеменных растений.
| 1 | Атласы, карта мира, учебники, тетради | Растительный организм как единое целое. Способы размножения растений. Размножение споровых растений, голосеменных растений. | П.40, 41, 42 | | |
25 | | | Вегетативное размножение покрытосеменных. Половое размножение покрытосеменных растений. Практическая работа. Вегетативное размножение комнатных растений. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | Атласы, карта мира, учебники, тетради | | П.43, 44. | Прак-тичес-кая работа | |
26 | | | Раздел 7. Классификация растений -3 часа
Основы систематики. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. |
1 |
учебники, тетради |
Основы систематики. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. |
П.45, П. 46 | | |
27 | | | Класс двудольные. Семейства крестоцветные. Семейство розоцветные. Семейство пасленовые. | 1 | учебники, тетради | Класс двудольные. Семейства крестоцветные, розоцветные, пасленовые. | П.47, 48, 49 | | |
28 | | | Класс однодольные. Семейства лилейные, злаки. Л.р. № 15. Строение пшеницы, ячменя. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Класс однодольные. Семейства лилейные, злаки. | П.52, 53 | Л.р. №15 | |
29 | | | Раздел 8. Природные сообщества. – 2 часа
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. |
1 |
учебники, тетради |
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. |
П.54, 55 | | |
30 | | | Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществах. | 1 | учебники, тетради | Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществах. | П.56, 57 | | |
31 | | | Раздел 9. Развитие растительного мира. – 4 часа
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. |
1 |
учебники, тетради |
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. |
П.58 | | |
32 | | | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Тестирование. | 1 | учебники, тетради | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. | П59 | Тести-рова-ние. | |
33 | | | Контрольная работа за год. Обобщающий урок по курсу Биология. Бактерии. Грибы. Растения. | 1 | учебники, тетради | Повторение материала | П.1-59 | Кон. работа за год. | |
34 | | | Экскурсия: природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. | | Экскур-сия | |
№ п.п. | Дата по плану | Дата факти-ческая | Наименование разделов, наименование тем | К-во ча-сов | Оборудова- ние | Вводимые понятия | Дом. зада-ние | Прак. часть урока | При-меча-ние |
1 | | | Раздел 1. Введение. – 1час
Вводный инструктаж по ПТБ. Биология – наука о природе. Экскурсия: многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. |
1 |
учебники, тетради, схемы |
Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. |
Записи в тетр., учеб-ник- п. Вве-дение. |
Экскур-сия | |
2 | | | Раздел 2. Клеточное строение организмов. -3 часа
Устройство увеличительных приборов. Л.р. № 1. Устройство увеличительных приборов. Текущий инструктаж по ПТБ. |
1 |
учебники, тетради, схемы |
Клетка. Лупа. Световой микроскоп. |
П.1 |
Л.Р. .№1. | |
3 | | | Строение клетки. Л.р. № 2. Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука и рассматривание их под микроскопом. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради, схемы | Клеточное строение организмов как доказательство их родства , единства живой природы. | П.2 | Л.Р. №2. | |
4 | | | Жизнедеятельность клетки. Ткани. Л.р. № 3. Изучение тканей под микроскопом. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради, схемы | Деление клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы Ткани, органы, системы органов. | П.3, П.4 | Л.Р. №3. | |
5 | | | Раздел 3. Царства Бактерии и Грибы.- 4 часа
Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | учебники, тетради, схемы | Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. |
П.5, П.6. | | |
6 | | | Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Л.р. № 4. Изучение строения шляпочных грибов. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради, схемы | Шляпочные грибы. | П.7, П.8 | Л.р. №4 | |
7 | | | Плесневые грибы и дрожжи. Грибы паразиты. | 1 | учебники, тетради | Плесневые грибы и дрожжи. Грибы паразиты. | П.9, П.10 | | |
8 | | | Повторительно-обобщающий урок по разделам: Раздел 2. Клеточное строение организмов. Раздел 3. Царства Бактерии и Грибы. Тестирование. | 1 | учебники, тетради | Повторение материала. | П.1-10 | Тести-рование | |
9 | | | Раздел 4. Царство растений. -5 часов
Разнообразие, распространение, значение растений. |
1 |
учебники, тетради |
Разнообразие, распространение, значение растений. |
П.11 | | |
10 | | | Водоросли. Л.р. № 5. Изучение внешнего строения водорослей. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Водоросли. | П.12 | Л.р. №5 | |
11 | | | Лишайники, мхи. Л.р. № 6. Изучение строения мха (на местных видах). Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Лишайники, мхи. | П.13, П.14 | Л.р. №6 | |
12 | | | Плауны, хвощи, папоротники. Тестирование. | 1 | учебники, тетради | Плауны, хвощи, папоротники. | П.15 | Тести-рование | |
13 | | | Голосеменные. Покрытосеменные. Л.Р. №7. Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Голосеменные. Покрытосеменные | П.16, П.17. | Л.р. №7 | |
14 | | | Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений. – 7 часов
Строение семян. Л.р. № 8. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. Текущий инструктаж по ПТБ. |
1 |
учебники, тетради |
Строение семян.
|
П.18 |
Л.р. №8 | |
15 | | | Виды корней и типы корневых систем. Л.р. № 9. Изучение внешнего и внутреннего строения корня. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. | П.19, 20, 21 | Л.р. №9 | |
16 | | | Побег, почки. Л.р. № 10. Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Побег, почки. | П.22 | Л.р. №10 | |
17 | | | Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Л.р. № 11. Изучение строения листа. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. | П.23, П.24 | Л.р. №11 | |
18 | | | Строение стебля Видоизменения побегов. Л.р. № 12. Изучение видоизменённых побегов (на примере растений Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Строение стебля Видоизменения побегов. | П.26, П.27 | Л.р. №12 | |
19 | | | Цветок. Соцветия. Плоды. Распространение плодов и семян. Л.р. № 13. Изучение строения цветка. Изучение строения соцветий . Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Цветок. Соцветия. Плоды. Распространение плодов и семян. | П.28, П.29, П.30, П.31 | Л.р. №13 | |
20 | | | Повторительно-обобщающий урок по разделам: Раздел 4. Царство растений. Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений. Тестирование. | 1 | учебники, тетради | Повторение материала | П.11-31 | Тести-рование | |
21 | | | Раздел 6. Жизнь растений. – 5 часов
Химический состав. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. |
1 |
учебники, тетради |
Химический состав. Минеральное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. |
П.32,П.33,П. 34, .35 | | |
22 | | | Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Прорастание семян. Л.р. № 14. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Прорастание семян. | П.36, 37, 38 | Л.р. №14 | |
23 | | | Экскурсия: зимние явления в жизни растений. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Зимние явления в жизни растений. | записи | Экскур-сия | |
24 | | | Способы размножения растений. Размножение споровых, голосеменных растений.
| 1 | Атласы, карта мира, учебники, тетради | Растительный организм как единое целое. Способы размножения растений. Размножение споровых растений, голосеменных растений. | П.40, 41, 42 | | |
25 | | | Вегетативное размножение покрытосеменных. Половое размножение покрытосеменных растений. Практическая работа. Вегетативное размножение комнатных растений. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | Атласы, карта мира, учебники, тетради | | П.43, 44. | Прак-тичес-кая работа | |
26 | | | Раздел 3. Классификация растений -5 часов
Основы систематики. |
1 |
учебники, тетради |
Основы систематики. Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. |
П.26 | | |
27 | | | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные. Семейство Розоцветные. | 1 | учебники, тетради | Класс двудольные. Семейства крестоцветные, розоцветные, | П.27 | | |
28 | | | | 1 | учебники, тетради | | П.52, 53 | | |
29 | | |
Класс однодольные. Семейства лилейные, злаки. Л.р. № 15. Строение пшеницы, ячменя. Текущий инструктаж по ПТБ. |
1 |
учебники, тетради | Класс однодольные. Семейства лилейные, злаки. |
П.54, 55 | Л.р. №15 | |
30 | | | | 1 | учебники, тетради | | П.56, 57 | | |
31 | | | Раздел 4. Природные сообщества. – 4 часа Растительные сообщества. |
1 |
учебники, тетради |
Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществах |
П.31 | | |
32 | | | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Тестирование. | 1 | учебники, тетради | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. | П32 | Тести-рова-ние. | |
33 | | | Контрольная работа за год. Обобщающий урок по курсу Биология. | 1 | учебники, тетради | Повторение материала | П. 1-32 | Кон. работа за год. | |
34 | | | Экскурсия: природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Текущий инструктаж по ПТБ. | 1 | учебники, тетради | Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. | | Экскур-сия | |
Тематическое планирование
№ п.п. | Тема раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Клеточное строение организмов. |
3 |
3 | Царства Бактерии и Грибы. | 4 |
4 | Царство растений. | 5 |
5 | Строение и многообразие покрытосеменных растений. | 7 |
6 | Жизнь растений. -5 часов | 6 |
7 | Классификация растений -3 часа | 3 |
8 | Природные сообщества. – 2 часа | 2 |
9 | Развитие растительного мира. – 4 часа | |
Содержание учебного материала:
1. Введение (1 ч)
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Экскурсия: многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. 1. 2.Клеточное строение организмов (3 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).
Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.
Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества.
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Рассматривание пластид под микроскопом.
3. Царство бактерии и грибов(4 ч)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.
Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
. Изучение строения тел шляпочных грибов.
4. Царство растения (5 ч)
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
Изучение строения водорослей.
Изучение строения мха (на местных видах).
Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
5. Строение и многообразие покрытосеменных растений (7 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.
Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.
Строение стебля. Многообразие стеблей.
Видоизменение побегов.
Цветок и его строение. Соцветия.
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Лабораторные работы
Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.
Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Изучение строения листа.
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).
Изучение строения цветка.
Ознакомление с различными видами соцветий.
6. Жизнь растений (5 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.
Рост растений. Этапы развития (фенофазы).
Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Практические работы
Вегетативное размножение комнатных растений.
Экскурсия: зимние явления в жизни растений.
7. Классификация растений (3 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс двудольные растения. Морфологическая характеристика 3–4 семейств с учетом местных условий.
Класс однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).
Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторная работа
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
8. Природные сообщества (2 ч)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Экскурсия: природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
9. Развитие растительного мира (2 ч)
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Демонстрация отпечатков ископаемых растений.
Перечень обязательных лабораторных работ, практических работ и экскурсий:
Устройство увеличительных приборов. Л.р. № 1. Устройство увеличительных приборов. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Строение клетки Л.р. № 2.* Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука и рассматривание их под микроскопом. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Жизнедеятельность клетки. Ткани. Л.р. № 3.* Изучение тканей под микроскопом. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Л.р. № 4.* Изучение строения шляпочных грибов. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Водоросли. Л.р. № 5. * Изучение внешнего строения водорослей. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Лишайники, мхи. Л.р. № 6. Изучение строения мха (на местных видах). Текущий инструктаж по ПТБ. |
Голосеменные. Покрытосеменные. Л.Р. №7. Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). Текущий инструктаж по ПТБ. |
Строение семян. Л.р. № 8. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Виды корней и типы корневых систем. Л.р. № 9. Изучение внешнего и внутреннего строения корня. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Побег, почки. Л.р. № 10. Изучение строения почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние факторов среды на строение листа. Л.р. № 11. Изучение строения листа. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Строение стебля Видоизменения побегов. Л.р. № 12. Изучение видоизменённых побегов (на примере растений Текущий инструктаж по ПТБ. |
Цветок. Соцветия. Плоды. Распространение плодов и семян. Л.р. № 13. Изучение строения цветка. Изучение строения соцветий . Текущий инструктаж по ПТБ. |
Испарение воды растениями. Листопад. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Прорастание семян. Л.р. № 14. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Вегетативное размножение покрытосеменных. Половое размножение покрытосеменных растений. Практическая работа. Вегетативное размножение комнатных растений. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Класс однодольные. Семейства лилейные, злаки. Л.р. № 15. Строение пшеницы, ячменя. Текущий инструктаж по ПТБ. |
Экскурсия: многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. |
Экскурсия: зимние явления в жизни растений. |
Экскурсия: природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. |
Перечень обязательных тестовых заданий и контрольных работ:
1.Тестирование Повторительно-обобщающий урок по разделам: Раздел 2. Клеточное строение организмов. Раздел 3. Царства Бактерии и Грибы. |
2.Тестирование Плауны, хвощи, папоротники. |
3.Тестирование Повторительно-обобщающий урок по разделам: Раздел 4. Царство растений. Раздел 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений. |
4.Тестирование Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. |
Контрольная работа за год. Обобщающий урок по курсу Биология. Бактерии. Грибы. Растения. |
Список литературы:
Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.