Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 10-11 класс.»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе по биологии 10 – 11 классы
Данная программа составлена на основании:
1. Нормативные документы и методические материалы, обеспечивающие организацию образовательной деятельности по предмету
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает требования к образовательным программам, стандартам, регламентирует права и ответственность участников образовательных отношений. Как непосредственным участникам образовательных отношений педагогам необходимо хорошо знать основные понятия, положения федеральных законодательных актов и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Это требование профессиональной компетентности отражено в квалификационных характеристиках должностей работников образования (Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н) и Профессиональном стандарте педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н). В связи с этим, при разработке программы по предмету учителю необходимо руководствоваться нормативными документами федерального и регионального уровней. Кроме того, в практической деятельности целесообразно использовать методические рекомендации.
Преподавание предмета биология в общеобразовательных учреждениях определяется нормативными документами и методическими рекомендациями:
Нормативные документы
(общие, для реализации Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования)
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г.' № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550).
5. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. N 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067)».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
8. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 13.01.2011г. №2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047».
11. Приказ Минобрнауки РФ от 16.01.2012 г. № 16 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.02.2012 г. № 23251).
12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Региональный уровень
1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-30 (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.
3. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. №01/4591 «Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год»
4. Об утверждении Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.12.2014 г. № 01/3810.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. №01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
2. Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
Методические материалы, обеспечивающие реализациюФедерального компонента государственного образовательного стандарта
1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -М. : Просвещение, 2010.
3. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством В.В.Пасечника (автор,- сост. Г.М.Пальдяева, - М.: «Дрофа», 2010.-92, (4) с.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Биология» необходимо использовать учебники, включенные в федеральный перечень учебников на 2014/2015 по 2017/2018 учебные годы, который представлен на информационно-правовом портале «ГАРАНТ» http://base.garant.ru/
Концентрическая структура курса биологии предполагает, что в основном общем образовании (10-11 классы) представлены все разделы систематического курса биологии. В том числе и «Общая биология».
Подход/структура
Системно-структурный
Функциональный руководитель авторского коллектива, название линии (издательство)
Концентрическая
Пасечник В.В.
(ООО«Дрофа»)
Пасечник В.В. Линия жизни (ОАО "Издательство" Просвещение")
Программа соответствует требованиям к структуре программ и включает
Титульный лист
Пояснительную записку
3) Результаты освоения курса биологии.
Тематическое планирование
Рекомендации по учебно- методическому, материально- техническому обеспечению учебного процесса.
Оценочные материалы;
1. Программа основана на государственной программе для образовательных школ, гимназий, лицеев Биология 5-11 кл. 2 изд. М. «Дрофа» 2006 г. Авторы В.В.Пасечник, В.В.Латюшина, В.М.Пакулова.
2. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством В.В.Пасечника (автор,- сост. Г.М.Пальдяева, - М.: «Дрофа», 2010.-92, (4) с.
Программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные программой основного общего образования по биологии:
Главной задачей при изучении биологии является обеспечение современного качества образования на основе сохранения и его фундаментальности и соответствия актуальным перспективным потребностям человека, общества и государства, а так же обеспечение государственных гарантий – доступных и равных возможностей получения полноценного вариативного образования для всех граждан.
Приобретать знанияо живой природе и присущих ей закономерностях, овладеть умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности;
Целями биологического образования являются:
• социализацияобучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя еѐ норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентациюв системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
• развитиепознавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
• формированиеу обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
- определение совокупности знаний и умений, которыми обучающийся должен овладеть в результате изучения учебного предмета «Биология»;
- раскрытие структуры и содержания учебного материала;
- распределение объема часов учебного предмета «Биология» по темам и видам. Основные критерии качества содержания рабочей программы. Программа должна:
- соответствовать требованиям ФГОС по учебному предмету «Биология»;
- определять цели изучения и место предмета «Биология» в системе дисциплин, изучаемых согласно учебному плану школы;
- раскрывать содержание курса, последовательность изучения разделов учебного предмета «Биология»;
Планировать исследование в соответствии с поставленными задачами, описывать и выявлять отличительные признаки живого, обнаруживать причинно-следственные связи,
принимать решения об использовании тех или иных процедур для проведения исследования в конкретной предметной области; работать с биологическим научным оборудованием; разрабатывать и защищать исследовательские проекты, моделировать биологические процессы; решать биологические задачи.
- Приобретение знанийо живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической*и гигиенической грамотности;
- Овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относятся:
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
• умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
• определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
• умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
• исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике;
- использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
• творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
• использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности;
• соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
• оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
• самостоятельная организация учебной деятельности;
• соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; -
• оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Учебное содержание курса биологии включает:
1. Общая биология -70 ч. в год - 2 ч. в неделю (10 класс)
2. Общая_биология — 70ч. в год - 2 ч. в неделю (11 класс)
В 10,11 классах обучение биологии в 2016-2017 уч. году проводится по концентрической программе под редакцией В.В.Пасечника - 2 часа в неделю (70 часов в год) по учебнику «Общая биология» авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Из вариативной части программы добавлено в 11 классе -1ч. в неделю, в 10 классе -1ч. в неделю. Введение дополнительных часов в биологии в 10-11 классах связано с необходимостью раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком уровне и умение использовать свои знания в практической деятельности. Учащиеся изучают цитологию, генетику, селекцию, основные фундаментальные науки, формирующие научное мировоззрение учащихся, где требуется называть, характеризовать, раскрывать, обосновывать программные требования, но и отрабатывать эти знания на практике во время лабораторных и практических работ. Исходя из практики предыдущих лет, можно судить о том, что учебный материал учебника «Общая биология» под редакцией В.В.Пасечника и др. рассчитан на изучение по 2 ч. в неделю в 10 и 11 классах. Образовательный стандарт по биологии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для выполнения этого требования стандарта необходимо организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение биологических явлений и процессов, проведение демонстраций, лабораторных и практических работ по выявлению биологических закономерностей, практическое применение биологических знаний. Это значит, что учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований биологических явлений и процессов. Полноценное изучение биологии предполагает овладение модельным подходом к анализу явлений, процессов и систем; освоение экспериментальных методов исследования природы; приобретение навыков решения не только идеализированных, но и реальных биологических задач. Процесс обучения биологии ориентирован на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формирование умений самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с жизненными потребностями и интересами. Этому способствует выполнение практической составляющей курса биологии (демонстрации, лабораторные работы и экскурсии). Почти на каждом уроке изучение материала должно сопровождаться демонстрацией нового биологического объекта, процесса или явления.
Годовое тематическое планирование уроков биологии в 10 класс.
№
Тема
Кол-во
часов
Знания, умения, навыки
Контроль
1
Введение
2
- изучение общих закономерностей биологии
- уровни организации живой природы
Беседа
2
Клетка единица живого (основы цитологий)
A) химический состав клетки;
Б) структура и
Функции клетки;
B) энергетический и
пластический обмены
23
Знания: химический состав клетки
- положения клеточной теории обоснование единства органи ческого мира
- функции и строение органоидов клетки
- энергетическое обеспечение клетки (фотосинтез наследственная информация ее в клетке РНК, ДНК биосинтез белка пластический обмен)
- генетическая и клеточная инженерия.
§ 6 - 27
1 .Устные ответы 2. Беседа
3. Тестирование
4. Обобщение Клетка, сравнение
5. лаб/раб № 1
каталитическая активность ферментов
6.Лаб/раб. №2 плазмолиз и деплазмолиз 7. Лаб/раб № 3,4
3
Размножение и развитие организмов
11
Знания:
-деление клетки митоз, мейоз, оплодотворение
- зародышевое развитие организма Умения и навыки:
- умение пользоваться моделями аппликациями, иллюстрированное деление клетки
- размножение растений различными способами
§ 28-37
1. Устные ответы
2. индивидуальные карточки
3. Тесты
4
Основы генетики А) закономерности наследственности Б) закономерности изменчивости
Умения и Навыки: - обладать минимумом экологических знаний и применять их на практике;
- определять организмы окружающей среды, их приспособленность;
- выявление факторов загрязнения окружающей среды на примере ЗАО «Коелга - Мрамор»
§ 74 - 88
1. Устные ответы
2. Тесты
3. Беседы
4. Индив. карточки
5. Лаб. раб. №14-19 Составление цепей питания. Составление схемы пищевых связей в экосистеме
6. Экскурсия № 3 Природнаяэкосистема (водоем реки Увелька)
7. №14 агросистема (поле)
5
Эволюция биосферы и человек
6 ч
Знания: - биосфера
- круговорот хим.элементов (N,С,О)-биохим. процессы в биосфере;
- климатические изменения;
- нарушение озонового слоя;
-«парниковый эффект»;
-загрязнение атмосферы;
-нарушение состояния водных систем.
Умения и навыки:
-составлять логические причинно-следственные схемы загрязнения окружающей среды (рассмотреть деятельность ЗАО «Коелгамрамор»
§ 89-93
1. Устные ответы
2. Тесты
3. Беседы
4. Индив. карточки
6
Повторение всего курса биологии
13 ч
Все биологические понятия
1. Устные ответы
2. Тесты
3. Беседы
4 Подготовка к ЕГЭ
Практическая часть (обязательный минимум) программы содержания основного общего образования по биологии
11 класс
Лабораторные работы
Практические работы
Экскурсии
11(10-20) 6 оц
1
3
10 класс
Лабораторные работы
Практические работы
7 (7 оц)
2
№ лаб.раб
Лабораторные работы 10 класс
1 +
Каталитическая активность ферментов. Ферменты.
2 +
Плазмолиз и деплазмолиз
3 +
Строение клеток растений, животных, грибов
4
Сравнение клеток растений, животных, грибов
5(пр.1) +
Составление схем скрещивания
6(пр.2) +
Решение генетических задач
7 +
Выявление изменчивости у особей одного вида
8
Выявление источников мутагенов в окружающей среде
9 +
Составление родословной
№ лаб. раб
Лабораторные работы 11 класс
10
Этические аспекты исследований в биотехнологии
11 +
Описание особей вида по морфологическому критерию
12 +
Главные направления эволюции ароморфозы (у растений), идиоадаптации (у животных)
13
Доказательство происхождения человека от животных (выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих и др.)
14
Анализ различных гипотез происхождения человека
15 +
Выявление приспособленности у организмов к среде обитания
Прак. раб.3
Сравнение экосистем и агроэкосистем
16
Описание экосистем структуры своей местности
17 +
Описание схем передачи веществ и энергии
18 +
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (экологические пирамиды)
19
Выявление антропогенных изменений в экосистемах , анализ последствий (рефераты антропогенной деятельности человека)
20
Анализ различных гипотез происхождение жизни.
«+» - Оцениваемые работы
Результаты освоения курса биологии
Обучающиеся обладают определенными знаниями, умениями, навыками: пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Обучающийся овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Обучающийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Обучающийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Живые организмы
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Человек и его здоровье
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности
выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Оценка знаний учащихся по биологии
Отметка «5»:
• полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
• чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
• ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.
Отметка «4»:
• раскрыто основное содержание материала;
• в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
• ответ самостоятельный;
• определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
• усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
• определения понятий недостаточно чёткие;
• не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
• допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
• основное содержание учебного материала не раскрыто;
• не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
• допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся по биологии
Отметка «5»:
• правильно определена цель опыта;
• самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
• научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
• правильно определена цель опыта;
• самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки;
• в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
• в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
• правильно определена цель опыта;
• подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
• допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
• не определена самостоятельно цель опыта;
• не подготовлено нужное оборудование;
• допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ НАЦИОНАЛЬНЫХ,
РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
При изучении предмета «Биология» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области и общеобразовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства»
Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология», отражающие национальные, региональные и этнокультурные особенности включают:
1) формирование системы научных знаний о живой природе конкретного региона, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах Челябинской области и конкретной территории области;
3) проведения экологического мониторинга в окружающей среде (конкретной территории области);
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе (на территории Челябинской области); осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных (конкретной территории области);
5) формирование представлений о необходимости рационального природопользования в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды (конкретной территории области).
Среди множества дополнительных изданий, составляющих учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, отражающее национальные, региональные и этнокультурные особенности по предмету, можно выделить:
1) Строкова Н.П. Ламехова, Е.А. Учителю о лекарственных растениях Челябинской области, Челябинск, 2010.
2) Строкова Н.П., Коровин СЕ. Мир удивительных растений. Челябинская область: учеб. пос. / Н. П. Строкова, С. Е. Коровин. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск: АБРИС, 2009.-152 с.
3) Лешихин М.И. Растения на страже здоровья. Лекарственные растения Челябинской области: уч. пос. / М.И. Лешихин. - Челябинск: АБРИС, 2011. - 128 с.
4) Уфимцева Г.А., Латюшин В.В. Биология грибов и растений Челябинской области, Челябинск, 2004.
5) Матвеев А.С. Промысловые животные. Приложение к зоогеографической карте Челябинской области / А. С. Матвеев. - Челябинск: АБРИС, 2009. - 128 с.
6) Ламехов Ю.Г. Птицы Челябинской области: уч. пос. / Ю. Г. Ламехов. - Челябинск: АБРИС, 2013.-128 с.
7) Тюмасева З.И., Гуськова Е.В. О беспозвоночных животных Южного Урала: уч. пос. / 3. И. Тюмасева, Е. В. Гуськова. - Челябинск: АБРИС, 2013. - 128 с.
8) Челябинская область: энциклопедия в 7 томах/ гл. ред. К.Н. Бочкарев. Челябинск: Каменный поя1. с, 2008 (НРК)
9) Красная Книга, флора, фауна и ООПТ Челябинской области и Южного Урала //rvvw.redbpok.ru/
10). особо охраняемые природные территории челябинской области, памятники природы, государственные заказники
http://www.greenbook.ru/
Содержание программы по реализации регионального компонента
№ п/п
Раздел (тема)
Тематика регионального компонента:
1
Молекулярный уровень
Статистика вирусных заболеваний
2
Организменный уровень
Закономерности наследования.
Описание фенотипов местных видов
3
Выявление изменчивости организмов на примере местных видов
4
Статистика наследственныхзаболеваний человека
5
Районированные сорта и породы
6
Генетически модифицированные организмы на Южном Урале
7
Популяционно-видовой
уровень
Морфологические критерии вида (на примересвоей местности)
8
Экосистемный уровень
Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности»
9
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
10
Агроэкосистема своей местности (парк, сад, сквер, поле, пруд). (экскурсия),
11
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) на приоре объектов своей местности
12
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы
13
Биосферный уровень
Круговорот веществ и влияние экологической ситуации на круговорот
14
Экологические проблемы Челябинской области
15
Эволюция
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на примерах своей местности)
16
Причины многообразия видов в природе •
17
Центры селекционной работы Челябинской области: историческая справка
18
Возникновение и развитие жизни
Палеонтологические находки на Южном Урале
Тематическое выполнение национально-региональных этнокультурных особенностей (НРК) по биологии в 10-11 классах
п/ п
Дата
Тема
НРК содержания
Кол-во
часов,
минут
Рекомендуемая форма изучения вопроса
1
«Основы селекции. Задачи современной селекции.
Выведение новых сортов растений и пород животных на СПК «Коелгинский»
2 ч.
Экскурсия № 1 на СПК»Коелгинский» (КРС), беседа с агрономом
2
Полиплоидия и отделенная гибридизация. Работы И.В. Мичурина.
Уральские сорта плодовых культур
20 мин.
Сообщение уч-ся презентация
3
Успехи селекции »
С/х районированные сорта растений и животных. Агрономия в области
20 минут
Сообщение уч-ся презентация
4
Развитие эволюционных представлений. Критерии, виды. Вид, популяция
Виды растений и животных, обитающих на территории с. Коелга, Еткульского района и Челяб. Обл., в том числе занесенные в красную книгу области
20 мин.
Сообщение уч-ся презентация
5
Механизмы эволюционного процесса. Приспособленность. Результат действия естественного отбора
Приспособленность организмов к среде обитания (окрестности школы)
40
минут
Экскурсия № 3 в окрестностях школ
6
Развитие жизни не земле. Обобщающий урок «Развитие жизни не Земле
- история казачества в с. Коелга
40 минут
Экскурсия № 2 в Школьный краеведческий музе
7
Основы экологии. Экологические факторы. Абиотические (свет, темпер-ра, вода и т.д.)
Среднегодовые температурные исследования на Урале. Распространение вредных веществ. Деформация плодородного слоя почвы. Уменьшение запасов пресной воды в Челяб. Обл.
Влияние хоз. Деятельности человека на состояние окружающей среды предприятий Челяб. Обл., выявление факторов загрязнения окружающей среды на примере ЗАО «Коелгамрамор»
20
минут 10 минут
Сообщение уч-ся, рассказ учителя презентация
9
Сообщества биоценоз биогеоценоз
Природная экосистема водоема р. Увелька
40
минут
Экскурсия № 4 на р Увелька
10
Агроценозы
Агроэкосистема на пришкольном участке МОУ Коелгинская СОШ
30 минут
Экскурсия № 5 на пришкольный участок
11
11
Биосфера. Круговорот химических элементов
Круговорот веществ в природе и промышленном производстве на ЗАО «Коелгамрамор»
30 мин
Объяснение учителя, презентация
12
Хозяйственная деятельность человека
«Озоновая дыра» и ее последствия. Миграция воздушных потоков над Челябинском
30 мин
Сообщение учащихся, беседа
13
Рациональное использование природных ресурсов
Полезные ископаемые Челябинской обл.
30 мин
Сообщение учащихся, беседа
14
Защита животного мира
Красная книга Челябинской области
30 мин
Презентация учащихся
Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи.
Урок - исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки техники тестирования.
Урок-зачет. Устный опрос учащихся по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.
Урок- самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ: двухуровневая – уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5»; большой список заданий разного уровня, из которого учащийся решает по своему выбору.
Урок- контрольная работа. Проводится на двух уровнях:
уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
Формы организации образовательного процесса:
творческая деятельность;
самостоятельная деятельность;
лекции;
практическая деятельность (решение задач, выполнение контрольных работ).
Технологии обучения:
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
разноуровневые тесты,
задания;
контрольные работы,
задания для выполнения контрольных работ;
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:
тетради для контрольных работ;
раздаточный материал для контрольных работ,
тематические тесты;
Виды контроля: Формы контроля:
вводный фронтальный опрос;
текущий индивидуальный опрос;
тематические самостоятельные работы;
итоговые контрольные работы;
письменный опрос
Учебно-методическое обеспечениеобразовательного процесса
10
11
Биология
Программы для
общеобразовательных
учреждений к комплекту учебников созданных под руководством В.В.Пасечника (автор., - сост. Г.М.Пальдяева. –М.: «Дрофа», 2010. – 92, (4) с.
.1.Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника. «Общая биология» 10-11 кл. Изд. «Экзамен» М.2012 г.
2.Биология 10 кл. Поурочные планы. Изд. «Учитель» по учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника.2012 г.
3.Биология 11 кл. Поурочные планы. Изд. «Учитель» по учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника.2012 г.
4. Поурочные планы к учеб. «Общая биология» под ред. Д.К. Беляева изд. «Учитель-АСТ» 2011
5. Учителю о медико-генетическом консультировании М. «Дрофа» 2011
6. Тесты, зачеты, блиц-опросы по общей биологии 10-11 кл. М. ВАКО, 2013
7. Подготовка к олимпиадам по биологии 8-11 кл. Т.А. Ловкова М. «Айрис - пресс» 2013
8.Задачи Генетика О.В.Гончаров. Изд. «Лицей» 2012 г.
Метод. рекомендации. Цитология. Генетика. Селекция. «Спектр-М» М.2012 г.
9.Метод. рекомендации. «Введение в экологию» «Экзамен» М.2012 г.
10. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) авт. П.С.Калинова М:.Изд. «Нац.образование» 2015-2016
10 класс Общая биология 10-11 кл.
А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник М. «Дрофа» 2012
11 класс Общая биология 10-11 кл. А.А.Каменский, Е.А..Криксунова, В.В.Пасечник М.-«Дрофа» 2012г
1. Дидактич. материал. Самостоятельные работы уч-ся по общей биологии Автор А.Н. Анастасова М. «Просвещение» 2011
2. Контрольные тесты к учебнику
.Д.К.Беляева Юж-Урал. Информ. 2011
3.Задачи Генетика О.В.Гончаров. Изд. «Лицей» 2012 г.
1.Контрольные тесты к учебнику Д.К.Беляева Юж-Урал. Информ. 2012
2.Тествый контроль знаний уч-ся по биологии автор
В.З.Резникова. М. «Просвещение» 2012
3.Итоговая проверка знаний учащихся по общей биологии. Тесты и задания. Авт. Т.В.Иванова, А.Н.Мягков и др. М. «Школа-пресс» 2012
4. Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) авт. П.С.Калинова М:.Изд. «Нац.образование» 2015-2016
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Электронные учебные пособия по биологии.
1. Биология. 1С: серия Репетитор (фирма 1С. 2010г)
2. ЦОР. Открытая биология.
3. ЦОР. Подготовка к ЕГЭ по биологии.
4 ЦОР. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2007 год. «Общая биология» 10 класс.
5. ЦОР. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2007 год.
«Общая биология» 11 класс.
6. Биология. 1С: Школа. Растения, грибы, лишайники 6 кл. 2006 г.
7. Биология. 1С: Школа. Животные 7 кл. 2006 г.
8. Биология. 1С: Школа. Человек 8 кл. 2006 г.
9. Биология. 1С: Школа. Основы общей биологии. 2006 г.
Экранные звуковые пособия. Видеофильмы.
1. Общая биология. Основы селекции. М., СГУ,2003 год.
2. Общая биология. Антропогенез. М., СГУ, 2002 год.
3. Общая биология. Цитология. М., СГУ, 2003 год.
4. Общая биология. Экологические факторы. Свет. М, СГУ., 2003 год
5. Общая биология. Экологические факторы. Влажность М., СГУ.2003.Г.
6. Первая медицинская помощь. М., Видеостудия. «Кварт» 2003 г.
7. Земля развитие жизни. Видеостудия «Кварт» 2013 г.
8. Земля происхождение человека. Видеостудия «Кварт» 2013 г.
9. Земля история планеты. Видеостудия «Кварт» 2013 г.