kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой, разработанной в    соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2005 г.  Программа рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю) предусмотрены: лабораторных работ-6, экскурсий – 2. Основной учебник: И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М,. «Вентана - Граф», 2005 года.

Изучение основ общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих  целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

проводить наблюдения за биологическими объектами и ставить биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни.

Задачи раздела «Основы общей биологии»:

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей; обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний продолжить формирование у школьников общеучебных умений; конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме,   через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы  через лабораторные работы.

Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,                     эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-                          успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и                          развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по биологии 9 класс»

Республика Саха (Якутия), МР «Сунтарский улус (район)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сунтарский политехнический лицей-интернат»







УТВЕРЖДЕНА:

Приказ №____от _______________ 2014г.

Директор МБОУ «СПТЛ-И»

_______________Сосин О.К.

РЕКОМЕНДОВАНА:

к утверждению решением педсовета

протокол № ____ от ____________ 2014 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ

(9 класс)







Количество часов: 68 ч.


Уровень: базовый


Учитель: Потапова Надежда Викторовна


Программа: Биология в основной школе: Программы./ Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова – Вентана-Граф, 2005. – 72с.









«СОГЛАСОВАНА»

Заместитель директора по УВР

______________ Антонова С.С.

«____»___________________2014г.

«СОГЛАСОВАНА»

на заседании кафедры биологии и химии

протокол № ___ от «____»_________2014г.

____________














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ



РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ»










Класс: 9 тех, соц -экон


Учебник: И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М,. «Вентана - Граф», 2005 года.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой, разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2005 г. Программа рассчитана на 68 часов (2 урока в неделю) предусмотрены: лабораторных работ-6, экскурсий – 2. Основной учебник: И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М,. «Вентана - Граф», 2005 года.

Изучение основ общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;

овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;

проводить наблюдения за биологическими объектами и ставить биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе;

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни.

Задачи раздела «Основы общей биологии»:

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей; обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний продолжить формирование у школьников общеучебных умений; конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме, через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально- успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Распределение часов по разделам


Название раздела

Количество уроков на прохождение темы

Кол-во лабораторных работ

Количество контрольных уроков

Общее количество часов на прохождение раздела

1

Введение в основы общей биологии

3

-

1

4

2

Основы учения о клетке

9

1

1

11

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

1

1

5

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

10

2

1

13

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

-

1

6

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

4

-

1

5

7

Учение об эволюции

8

1

1

10

8

Происхождение человека (антропогенез)

4

-

1

5

9

Основы экологии

7

2

1

10


Итого:

52

7

9

68



Содержание учебной программы

1. Введение в основы общей биологии (3 ч)

Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенность региональной флоры и фауны.

Экскурсия 1: Биологическое разнообразие вокруг нас.

Основы учения о клетке (9 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторная работа: 1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.

Лабораторные работы: 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.

4. Основы учения о наследственности и изменчивости (10ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.

Лабораторные работы: 3. Решение генетических задач 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов



5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.

6. Происхождение жизни и развитие органического мира (4ч)

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

Экскурсия 2. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

7. Учение об эволюции (8ч)

Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.

Лабораторные работы: 5. Изучение изменчивости у организмов Экскурсии 3. Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. 4. Борьба за существование в природе.

8. Происхождение человека (антропогенез) (4ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

9. Основы экологии (7ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Лабораторные работы: 6. Приспособленность организмов к среде обитания.

7. Оценка качества окружающей среды

Экскурсии: 5. Весна в жизни природы и оценка состояния окружающей среды

Заключение (1ч)

Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.

Итоговый контроль и тестирование.



Основные требования к выпускникам 9-х классов

Учащиеся должны знать:

– роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;

– основные уровни организации живого;

– основные свойства жизни;

– основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;

– об основных структурных элементах клетки и их функциях;

– о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;

– о материальных основах наследственности;

– принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;

– об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;

– о способах деления клеток;

– об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;

– основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;

– биологический смысл и основные формы размножения организмов;

– об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;

– о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;

– основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;

– понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;

– понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;

– о причинах низкой устойчивости агроценозов;

– о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;

– о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;

– законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;

– основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;

– об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;

– об эволюции органического мира, ее свидетельствах;

– основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;

– основные положения учения о виде и видообразовании;

– основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;

– основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;

– основные события, выделившие человека из животного мира;

– о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.

Учащиеся должны уметь:

– применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества;

– находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;

– находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;

– пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;

– обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;

– классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;

– приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;

– пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);

– приводить примеры приспособлений у растений и животных;

– находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;

– находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.





ЛИТЕРАТУРА



  1. Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 72с.

  2. Тесты, вопросы и задачи по биологии /сост. О.Г. Машанова, В.В. Евстафьев – изд-во Московский лицей, 1997г.

  3. Короткова Л.С., Красновидова С.С. Дидактический материал по общей биологии: 10 кл. – М.: Просвещение, 1984. – 64с.

  4. Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1985 – 287с.

  5. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии: метод.пособие / В.С. Анохина, Л.Д. Бурко, Г.И. Захаревская и др. – Мн.:БэлЭн, 1998. – 208с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ (9 класс)

Автор: Потапова Надежда Викторовна

Дата: 14.04.2015

Номер свидетельства: 201310

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства