Рабочая программа внеурочной деятельности "Полезные навыки" 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Полезные навыки" 5 класс
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Полезные навыки» для обучающихся 5 класса разработана на основе сборника образовательных профилактических программ, разработанной Государственным бюджетным образовательным учреждением «Центр профилактики, реабилитации и коррекции», составители – М.Н. Галстян, Т.П. Аксютич и др. Иркутск 2013 г., в соответствии с Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Полезные навыки" 5 класс »
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО
Заседание МО учителей
естественных наук_
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» ______ 2015 г.
Руководитель МО
______ Лишик Л.И.
СОГЛАСОВАНО
Заседание МС
МКОУ «Боровская СОШ»
Протокол № _____
от «____» _____ 2015 г.
Зам. директора по УВР
_______ Казакова Л.В.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ № ___________
от «___»___________ 2015 г.
Директор
МКОУ «Боровская СОШ»
МО «Братский район»
______ Непомнящая Т.Е.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Полезные навыки»
для обучающихся 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Направление внеурочной деятельности: «социальное»
Разработала:
Казакова Лариса Владимировна
учитель биологии,
первой квалификационной категории.
п.Боровской
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Полезные навыки» для обучающихся 5 класса МКОУ «Боровская СОШ» разработана на основе сборника образовательных профилактических программ, разработанной Государственным бюджетным образовательным учреждением «Центр профилактики, реабилитации и коррекции», составители – М.Н. Галстян, Т.П. Аксютич и др. Иркутск 2013 г., в соответствии с Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Боровская СОШ», положения «О рабочих программах МКОУ «Боровская СОШ».
Отличием рабочей программы является увеличение количества часов на изучение курса на 5 часов, которые в программе отведены на раздел «Практикум общения».
Направление – социальное, внеурочная деятельность «Полезные навыки», функции - формирование, сохранение и укрепление здоровья подростков.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Оптимизация и стимулирование положительных поведенческих проявлений у подростков.
Создание у подростков мотивов на изменение отклонений и нарушений личностного развития, разрешение трудностей саморазвития.
Формирование негативного отношения к ПАВ у подростков.
Общая характеристика внеурочной деятельности
Превентивное обучение предполагает: предоставление школьникам научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ, формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ и формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях.
Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления.
Умение детей ценить и сохранять свое здоровье и здоровье окружающих, способствовать отношениям взаимной помощи и поддержки в детском коллективе перед лицом опасности, которую в современном обществе несет с собой употребление ПАВ.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья, программа может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основными условиями организации программы являются:
интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у подростков знаний, умений и навыков, имеющих у них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;
целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних — семьи, школы, ближайшего окружения;
системность: профилактика ПАВ рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения обучающихся;
комплексность: задачи формирования у подростков негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной среде профилактического пространства;
безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на подростков для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;
возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПАВ.
Реализация программы осуществляется за счет формирования у обучающихся негативного отношения ко всем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности физического, психологического и социального здоровья.
Ценностные ориентиры содержания курса:
- мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни;
- формирование потребности сохранения физического и психического здоровья, как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Программа полностью соответствует возрастным особенностям обучающихся 5 класса.
Описание места и роли учебного предмета в учебном плане
Внеурочная деятельность «Полезные навыки» реализуется согласно Плана внеурочной деятельности ООО МКОУ «Боровская СОШ», рабочая программа рассчитана на 17 часов в 5 классе, из расчета - 1 занятие в неделю (17 учебных недель) в первом полугодии 2015 – 2016 учебного года.
Психоактивное вещество - это вещество, влияющее на работу мозга. Наркотики -запрещенные законом психоактивные вещества. Ингалянты - аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают.
Соблюдай безопасность!
Инструкции - правила безопасного использования чего-либо.
Кто и почему употребляет психоактивные вещества?
Эффект - последствие действия или поступка. Альтернатива - выбор из нескольких возможных действий или поступков. Передозировка - отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
Давление, влияние, ситуации...
Доверие - уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду. Убеждать - уговаривать, заставлять поверить. Дилер - человек, который продает наркотики.
Ингалянты
Риск-вероятность того, что поступок может иметь опасные последствия.
Мое здоровье.
Физическое здоровье - это сильное, крепкое тело человека. Умственное здоровье - это ум и сила духа человека. Социальное здоровье - это благополучие человека и умение ладить с окружающими. Наркоман - человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией
Практикум общения
Как начать разговор? Как поддержать и завершать разговор? Общение. Правила общения. Методика изучения потребности в общении. Как поддержать и завершать разговор?
Манипулирование. Манипулирование – это получение чего-либо хитростью. Манипулирование и давление.
Учитесь властвовать собой. Методы снятия стресса. Как вести себя в конфликтной ситуации.
Умей сказать: «Нет!» Отказ. Возможность отказа от ПАВ, умение находить помощь и поддержку в сложных ситуациях.
Стресс. Что такое стресс, основные закономерности протекания стрессовых реакций, воздействие стрессов и их последствия, возможность преодолевать стрессы.
Личностные качества, помогающие преодолевать сложные ситуации, возможность контролировать свое состояние.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:
Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 5 классе: предполагает приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение правил здорового образа жизни, культуры здоровьяу обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Полезные навыки» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Самостоятельно выполнять задания в рабочей тетради.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Слушать и понимать речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется следующими образом:
Стартовый контроль – пре-тест.
Текущий контроль – беседа, наблюдение, вопросники, ролевая игра.
Итоговый контроль – пост-тест.
Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в образовательной среде
Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики. Определение эффективности осуществляется в ходе оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:
диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;
отбора – выявление эффективныхмероприятияй, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ;
коррекции – внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;
прогноза – определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.
Подобная организация учета оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, связанных с риском употребления ПАВ, изменения в динамике численности обучающихся, употребляющих ПАВ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Система оценивания – безотметочная.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно – методический комплекс:
Сборник образовательных профилактических программ. Министерство образования Иркутской области – государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр профилактики, реабилитации и коррекции», составители – М.Н. Галстян, Т.П. Аксютич и др. Иркутск 2013 г.
Рабочая тетрадь. О.Л. Романова, Иркутск ООО «Репроцентр А1», 2012 г
Материалы для учителя: "Полезные навыки: 27+1 урок" О.Л.Романова, Иркутск ООО «Репроцентр А1», 2012 г
Материалы для родителей “127 полезных советов, или Как уберечь детей от наркотиков” О.Л.Романова, Иркутск ООО «Репроцентр А1», 2012 г
Оценка эффективности программы «Полезные навыки», 5-9 классы, О.Л.Романова Иркутск ООО «Репроцентр А1», 2012 г
Психоактивное вещество - это вещество, влияющее на работу мозга. Наркотики -запрещенные законом психоактивные вещества.
Пре-тест
3
4
Соблюдай безопасность!
Правила безопасного поведения в отношении ПАВ. Инструкции - правила безопасного использования чего-либо.
Ролевая игра
5
6
Кто и почему употребляет психоактивные вещества?
Эффект - последствие действия или поступка. Альтернатива - выбор из нескольких возможных действий или поступков. Передозировка - отравление психоактивными веществами, иногда приводящее к смерти.
7
8
Давление, влияние, ситуации...
Доверие - уверенность, или вера в то, что тебе говорят правду. Убеждать - уговаривать, заставлять поверить. Дилер - человек, который продает наркотики.
Тест «Мои волевые качества»
9
10
Ингалянты.
Ингалянты – аэрозоли, чистящие вещества и бензин, пары которых вдыхают. Риск-вероятность того, что поступок может иметь опасные последствия.
11
12
Мое здоровье.
Физическое здоровье - это сильное, крепкое тело человека.Умственное здоровье - это ум и сила духа человека. Социальное здоровье - это благополучие человека и умение ладить с окружающими. Наркоман - человек, употребляющий наркотики или больной наркоманией.
Ролевая игра
Практикум общения 5 ч
13
Общение. Правила общения.
Как начать разговор? Как поддержать и завершать разговор? Методика изучения потребности в общении. Как поддержать и завершать разговор?
Тест «Стратегии поведения в конфликте»
14
Манипулирование.
Манипулирование – это получение чего-либо хитростью. Манипулирование и давление.
Ролевая игра «Манипуляция»
15
Учитесь властвовать собой.
Стресс. Что такое стресс, основные закономерности протекания стрессовых реакций, воздействие стрессов и их последствия, возможность преодолевать стрессы.
Методы снятия стресса. Как вести себя в конфликтной ситуации.
Упражнение «Цвет», «Воздушный шар»
16
Конфликты
Тест «Конфликтный ли ты человек?».
17
Умей сказать: «Нет!»
Личностные качества, помогающие преодолевать сложные ситуации, возможность контролировать свое состояние.
Отказ. Возможность отказа от ПАВ, умение находить помощь и поддержку в сложных ситуациях.