kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологиии 10 класс (1 . в неделю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000004064 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000004048

Рабочая программа по биологии разработана на основе:

  • Авторской программы для общеобразовательных учреждений УМК В. В. Пасечника – М.: Дрофа, 2014 года «Биология 5-11 классы», разработанной в соответствии с ФКГСОО (федерального компонента государственного стандарта основного общего образования) 2004 г и ФГОС основного общего образования «Об утверждении ФГОС основного общего образования» основного общего образования (Приказ о 17.12.2010 №1897)

  • с учетом ФКГСОО (федерального компонента государственного стандарта основного общего образования) и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования «Об утверждении ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010. №1897

  • Приказа МО России от 30.08. 2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»

  • Приказа МО РО от 30.04 2014 №263 «Об утверждении примерного учебного плана для ОУ Ростовской области на 2014-2015 учебный год»

  • Письма МО РО от 08.08. 2014 «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ учителя».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«╨У╤А╨░╤Д╨╕╨║ ╨┐╤А╨╛╨▓╨╡╨┤╨╡╨╜╨╕╤П ╤Г╤А╨╛╨║╨╛╨▓ 10 ╨║ 1 ╤З╨░╤Б»

График проведения уроков

Общая биология 10 класс

(35 уроков 1 час в неделю)


урока в РП

урока по факту

Тема

Дата

дни недели

1.

1.

Краткая история развития биологии.Методы исследования в биологии


2.

2.

Сущность жизни и свойства живого.Уровни организации живой материи


3.

3.

Методы цитологии. Клеточная теория. Практическая работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных, их описание и сравнение»


4.

4.

Особенности химического состава клетки


5.

5.

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.Минеральные вещества и их роль в клетке


6.

6.

Углеводы и их роль в жизни клетки


7.

7.

Липиды и их роль в жизни клетки


8.

8.

Строение и функции белков


9.

9.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки


10.

10.

АТФ и другие органические соединения клетки


11.

11.

Обобщающий урок по теме «Химическая организация клетки» Проверочная работа №1


12.

12.

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, клеточный центр, рибосомы


13.

13.

Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи. Лизосомы, клеточные включения,митохондрии, пластиды, органоиды движения


14.

14.

Прокариоты и эукариоты. Сходства и различия прокариотических и эукариотических клеток


15.

15.

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Лабораторная работа№1 «Изучение строения растительной и животной клетки»


16.

16.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги


17.

17.

Обмен веществ и энергии в клетке. Проверочная работа №2


18.

18.

Питание в клетке. Фотосинтез


19.

19.

Генетический код. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке


20.

20.

Синтез белков


21

21

Жизненный цикл клетки


22

22

Митоз. Амитоз. Мейоз


23

23

Формы размножения. Бесполое размножение


24

24

Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение


25

25

Индивидуальное развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.


26

26

Обобщение по теме «Организм»

Проверочная работа №3


27

27

История развития генетики. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание Практическая работа №2 «Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач»


28

28

Дигибридное и анализирующее скрещивание. Закон независимого наследования признаков


29

29

Хромосомная теория наследственности. Генетическое определение пола


30

30

Промежуточная аттестационная работа за II полугодие

18.04-29.04

31

31

Цитоплазматическая наследственность.Изменчивость. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»


32

32

Виды и причины мутаций. Лабораторная работа №4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»


33

33

Обобщение по теме «Основы генетики» Проверочная работа №4


34

34

Генетика и здоровье. Методы исследования генетики человека


35

35

Проблемы генетической безопасности.Генетический прогноз и медико-генетическая консультации и их практическое значение



Просмотр содержимого документа
«╨Ъ╨в╨Я 10 ╨║╨╗╨░╤Б╤Б ╨╜╨░ 1 ╤З╨░╤Б»



Календарно - тематическое планирование курса

Общая биология 10 класс

(1 час в неделю)


Дата

п/п

Тема урока

Содержание. Термины. Понятия

Характеристика основных видов деятельности

Д/З




Введение 2ч.


1

1

Краткая история развития биологии.Методы исследования в биологии

Биология наука о живой природе. Роль биологии в жизни современного человека . История развития биологии. Основные направления развития современной биологии. Понятия: биология, жизнь.Методы познания живой природы: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование. Понятия: научный факт научный метод

Объясняют роль биологии в формировании научного мирровоззрения. Оценивают вклад различных ученых - биологов в развитие науки биологии, вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира. Устанавливают связи биологии с другими науками. Определяют и используют методы познания живой природы

§ 1 - 2


2

2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Объект изучения биологии — живая природа. Отличительные признаки живой природы. Оcновные уровни организации живой природы. Биологические системы. Общие признаки биологических систем

Выделяют существенные признаки живой природы
и биологических систем (клетки, организма, вида, экосистем).


Объясняют различия и единство живой и неживой природы

§ 3 - 4




Основы цитологии 18 ч.


3

1

Методы цитологии. Клеточная теория Практическая работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных, их описание и сравнение»

Цитология — наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К.М. Шлейден иТ. Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в формировании современной естественно научной картины мира

Определяют предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. Характеризуют содержание клеточной теории. Объясняют вклад клеточной теории в формирование современной естественно-научной картины мира; вклад ученых — исследователей клетки в развитие биологической науки.

Приводят доказательства (аргументацию) родства живых организмов с использованием положений клеточной теории. Проводят наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, изучают и описывают их

§ 5


4

2

Особенности химического состава клетки

Hеорганические (вода, минеральные соли) и органические (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислотыAТФ) вещества, их роль в клетке и организме. Функции белков


Приводят доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы и делают выводы на основе сравнения. Cтавят эксперименты по определению каталитической активности ферментов и объясняют их результаты



§ 6


5

3

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.Минеральные вещества и их роль в клетке.

Неорганические в-ва(вода, минеральные соли);Понятия:

диполь, водородные связи,гидрофильные и гидрофобные вещества. Понятия: буферная система


Приводят доказательства единства живой и неживой природы, на примере сходства их химического состава.Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы и делают выводы на основе сравнения

§ 7 -8


6

4

Углеводы и их роль в жизни клетки

Понятия: моносахариды, дисахариды, полисахариды

Устанавливают связь между строением и функциями веществ

§ 9


7

5

Липиды и их роль в жизни клетки

Понятия: липиды, воска,фосфолипиды

Устанавливают связь между строением и функциями веществ

§ 10


8

6

Строение и функции белков.

Понятия:

биополимеры, протеины, протеиды, пептидная связь,структуры белка. Функции белков

Cтавят эксперименты по определению каталитической активности ферментов и объясняют их результаты.Определяют биологическую роль белков в мире живой природы, выявляют связи между строением и функциями белков

§ 11


9

7

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

Понятия:нуклеотид, ДНК, РНК,азотистые основания,комплементарность. Понятия:т-РНК,р-РНК м-РНК

Опредеяют роль нуклеиновых кислот в живой природе, раскрывают сущность механизма удвоения ДНК. Определяют роль РНК в передаче наследственной информации

§ 12


10

8

АТФ и другие органические соединения клеток

Понятия:АТФ, АДФ, макроэргическая связь

Характеризуют строение и функции АТФ, как универсального хранителя и переносчика энергии в клетке. Определяют роль витаминов в живой клетке

§ 13


11

9

Обобщающий урок по теме «Химическая организация клетки



Химическая организация клетки: элементы и вещества, содержащиеся в ней , строение и функции химических веществ клетки


§ 5- 13


12

10

Строение клетки: клеточная мембрана, ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы

Строение клетки. Доядерные и ядерные клетки. Основные части и органоиды эукариотической клетки, их функции. Ядро. Хромосомы. Гомологичные и негомологичные хромосомы.Понятия: органоиды, гиалоплазма, цитоскелет, клеточный центр, центриоли,рибосомы

Характеризуют клетку как структурную единицу живого. Выделяют существенные признаки строения клетки, хромосом, доядерных и ядерных клеток, половых и соматических клеток .Объясняют особенности строения цитоплазмы. Выявляют взаимосвязь строения и функций органоидов клетки

§ 14 -15


13

11

Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи. Лизосомы, клеточные включения. Митохондрии, пластиды, органоиды движения

Понятия:ЭПС-гладкая, шероховатая. Понятия:, тилакоиды, граны, стромы хлоропластов

Устанавливают взаимосвязь органоидов в клетке. Характеризуют строение двумембранных органоидов клетки и раскрывают их функции

§16


14

12

Прокариоты и эукариоты. Сходства и различия прокариотических и эукариотических клеток

Многообразие клеток в зависимости от их функции. Бактерии. Использование бактерий человеком. Клетка- целостная система. Особенности строения прокариотической и эукариотической клетки. Характеристика клеток растений, грибов и животных

Сравнивают строение прокариотической и эукариотической клеток. Определяют их роль в природе

§17


15

13

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Лабораторная работа№1 «Изучение строения растительной и животной клетки»

Понятия: мезосома, аэробы, анаэробы, споры, гифы, симбионты, сапрофиты, паразиты

Умеют пользоваться цитологической терминологией. Характеризуют особенности строения клеток растений, животных и грибов. Выявляют их особенности в строении

§ 18 - 19


16

14

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Вирусы- неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения бактериальных и вирусных заболевваний. Профилактика СПИДф

Обосновывают меры профилактики бактериальных и вирусных заболеваний. Находят информацию в различных источниках, анализируют и оценивают ее, интерпретируют и представляют в разных формах(тезисы, рефераты....)

§ 20


17

15

Обмен веществ и энергии в клетке.

Проверочная работа №2 «Строение клетки»

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический и пластический обмен, их сущность изначение.

Понятия: гомеостаз, метаболизм, фермент, фосфорилирование гликолизы

Выделяют существенные признаки гена, обмена веществ и превращений энергии в клетке.
Проводят изучение хромосом на готовых микропрепаратах, объясняют увиденное .Выделяют роль гомеостаза в биологических системах. Объясняют взаимосвязь пластического и энергетического обмена, как единого процесса обмена веществ.


§21 - 22


18

16

Питание в клетке. Фотосинтез

Понятия: автотрофы, гетеротрофы. Понятия: фотосистема 1 и фотосистема 2

Понятия:серобактериижелезобактерии, нитрифицирующие бактерии

Характеризуют особенности питания автотрофов, гетеротрофов, миксотрофов. Умеют отличать клетки и организмы по способу их питания.

Обосновывают космическую роль фотосинтеза

Определяют хемосинтез, как автотрофный тип питания

§ 23 - 25


19

17

Генетический код. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке

Понятия: оперон, структкрные гены, оператор, репрессор

Объясняют механизмы регуляции процессов жизнедеятельности в клетке.особенности транскрипции и трансляции


§ 27


20

18

Синтез белков

Генетический код. Биосинтез белка. Понятия:кодон, антикодон, терминатор,трансляция,полисома, оперон, оператор

Объясняют роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни.Раскрывают сущность синтеза белков. Объясняют понятия генетический код,, свойства кода, матричные реакции

§ 26




Размножение и индивидуальное развитие организмов 6 ч.


21

1

Жизненный цикл клетки

Жизненный цикл клетки. Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках


Bыделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Объясняют механизмы регуляции процессов жизнедеятельности в клетке.


§ 28


22

2

Митоз. Амитоз. Мейоз

Деление клетки — основа роста и размножения организмов.3начение постоянства числа и формы хромосом в клетках


Выделяют существенные признаки процесса деления клетки.

Объясняют сущность и биологическую роль мейоза

§ 29 - 30


23

3

Формы размножения. Бесполое размножение.

Воспроизведение оргаганизмов его значение.

Бесполое и половое размножение.


Выделяют существенные признаки процессов размноже- ния и оплодотворения. Сравнивают половое и бесполое размножение и делают выводы на основе сравнения


§ 31


24

4

Половое размножение. Развитие половых клеток.Оплодотворение

Образование половых клеток.Оплодотворение, его значение. Внешнее и внутреннее оплодотворение

Сравнивают половое и бесполое размножение и делают выводы на основе сравнения.Объясняют особенности строения и функции половых клеток, выявляют факторы, оказывающие негативное воздействие на половые клетки, определяют последствия этого воздействия.Выявляют сущность процесса оплодотворения, характеризуют типы оплодотворения. Делают выводы о материальном единстве живой природы

§ 32 - 33


25

5

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.

Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности эмбрионального развития млекопитающих.Дифференцировка клеток. Стволовые клетки. Причины нарушений развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.Понятия: ювенильный, пубертатный, старение- периоды развития. Прямое и непрямое развитие

Объясняют роль воспроизведения и передачи наследственной информации в существовании и развитии жизни на Сравнивают зародыши человека и других млекопитающих и делают выводы на основе сравнения. Оценивают влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Объясняют отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причины нарушений развития организмов. Определяют уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Сравнивают зародыши человека и других млекопитающих и делают выводы на основе сравнения . 
Оценивают этические аспекты применения стволовых клеток в медицине.

§ 35 - 36


26

6

Обобщение по теме «Организм». Проверочная работа №3

Биологическая роль размножения, формы размножения, цитологические основы полового и бесполого размножения.

Анализируют и оценивают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью, последствия влияния факторов риска на здоровье.

Обосновывают меры профилактики вредных привычек

§ 37




Основы генетики 7 ч.


27

1

История развития генетики.Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание Практическая работа№2 «Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач»

Генетика — наука о закономерностях наслед- ственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики.Tерминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем.



Определяют главные задачи современной генетики.Устанавливают закономерности в формировании современной естественно-научной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений.

§ 38 -39


28

2

Дигибридное и анализирующее скрещивание. Закон независимого наследования признаков

Множественный аллелизм, кодоминирование, фенотип, генотип, генофонд вида;Понятия: решетка Пенетта, закон независимого наследования

Составляют элементарные схемы скрещивания, решают генетические задачи;характеризуют закономерности наследования признаков.Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие генетики

§ 40 -41


29

3

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Генетическое определение пола

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме, цитоплазматическая наследственность,аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный пол, гетерогаметный пол

Составляют элементарные схемы скрещивания.

Характеризуют содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем, хромосомной теории наследственности; современных представлений о гене

и геноме, закономерностей изменчивости.

Пользуются генетической символикой, объясняют механизм взаимодействия неаллельных генов

§42 - 43


30

4

Промежуточная аттестационная работа за II полугодие





31

5

Цитоплазматическая наследственность. Изменчивость. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Понятия: Цитоплазматическая наследственность, норма реакции, модификационная, наследственная, комбинативная, мутационная изменчивость

Раскрывают сущность хромосомного механизма определения пола. Объясняют причины возникновения болезней, сцепленных с полом.Bыявляют источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).
Составляют элементарные схемы скрещивания

§ 44 - 46


32

6

Виды и причины мутаций.Лабораторная работа №3 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Понятия: генные, хромосомные , геномные, утрата, делеция, инверсия, дупликация, транслокация, полиплоидия, мутагенные факторы. понятия: летальные , полулетальные, нейтральные и полезные мутации

Bыявляют источники мутагенов в окружающей среде (косвенно).
Проводят элементарные биологические исследования и делают выводы на основе полученных. Bыявляют источники мутагенов в окружающей среде результатов.Характеризуют основные типы изменчивости, их формы и причины возникновения.

§ 47 - 48


33

7

Обобщение по теме «Основы генетики». Проверочная работа №4

Закономерности свойств живых организмов- наследственность, изменчивость. Цитологические основы этих закономерностей и законов.






Генетика человека 2 ч


34

1

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье

Методы исследования генетики человека.Понятия: генные заболевания, хромосомные болезни, наследование сцепленное с полом, аутосомно-доминантное наследование, аутосомно-рецессивное наследование

Объясняют влияние мутагенов на организм человека, возникновение наследственных заболеваний, мутаций.

Устанавливают взаимосвязь генотипа человека и его здоровья. Систематизируют информацию и представляют ее в виде сообщений и презентаций

§ 49 - 50


35

2

Проблемы генетической безопасности. Генетический прогноз и медико-генетическая консультации и их практическое значение

Влияние мутагенов на организм человека. Генетика и здоровье. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенам. Понятия: генетическая консультация

Называют заболевания в основе которых лежат генетические нарушения. Объясняют причины возникновения, прогнозируют возможные способы лечения или недопущение этих заболеваний.

§ 50 - 51




Просмотр содержимого документа
«╨┐╨╛╤П╤Б╨╜╨╕╤В╨╡╨╗╤М╨╜╨░╤П ╨╖╨░╨┐╨╕╤Б╨║╨░ ╨┐╨╛ ╨Ю╨▒╤Й╨╡╨╕╠Ж ╨▒╨╕╨╛╨╗╨╛╨│╨╕╨╕ 10 ╨║╨╗╨░╤Б╤Б(╨╕╤Б╨┐╤А╨░╨▓╨╗)»


Общая биология 10 класс


Раздел: «Пояснительная записка»


Рабочая программа по биологии разработана на основе:


  • Авторской программы для общеобразовательных учреждений УМК В. В. Пасечника – М.: Дрофа, 2014 года «Биология 5-11 классы», разработанной в соответствии с ФКГСОО (федерального компонента государственного стандарта основного общего образования) 2004 г и ФГОС основного общего образования «Об утверждении ФГОС основного общего образования» основного общего образования (Приказ о 17.12.2010 №1897)

  • с учетом ФКГСОО (федерального компонента государственного стандарта основного общего образования) и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования «Об утверждении ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010. №1897

  • Приказа МО России от 30.08. 2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»

  • Приказа МО РО от 30.04 2014 №263 «Об утверждении примерного учебного плана для ОУ Ростовской области на 2014-2015 учебный год»

  • Письма МО РО от 08.08. 2014 «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ учителя».


Цели и задачи

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призвана не только систематизировать и обобщить биологические знания учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, но и показать прикладное и практическое значение биологии.

Курс биологии в 10-11 классах направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы. В 10 классе большое внимание в программе уделяется рассмотрению вопросов об клеточном строении организма, процессам жизнедеятельности клетки, умения доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном составе клеток и использовать эти знания в практических целях, об онтогенезе, как о сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, сущности различных типов онтогенеза и периодов развития; о сущности основных законов генетики и их цитологические основы, формированию понятий об охране окружающей среды от действий мутагенов, методах исследования генетики человека, значение генетики для человеческого общества, применение на практике знания законов генетики, генетические заболевания и проблемы генетической безопасности.

Основу структурирования содержания курса биологии в в 10-11 классе составляют ведущие идеи — отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними в 10 классе выделены содержательные линии курса: «Основы цитологии», «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы генетики», «Генетика человека»


Раздел «Общая характеристика учебного предмета»


Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений УМК В. В. Пасечника – М.: Дрофа, 2014 года «Биология 5-11 классы», отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа» 2014 г. и отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по биологии.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, разнообразных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий дистанционного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, использования цифровых образовательных ресурсов и технологий уровневой дифференциации.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

Планируемые результаты изучения курса:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


Формы учёта достижений:

урочная деятельность: ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность: участие в олимпиадах, викторинах, выставках, конкурсах и т.д.)

Основные методы работы и формы:

-словесные (рассказ, лекции, зачёты, эвристическая беседа)

-практические (проектная деятельность, ИКТ, творческие задания, рефераты,

-доклады, решение биологических задач, лабораторная работа)

˗наглядные (опыт, эксперимент, работа с видеофильмами, интернет-ресурсами, демонстрация таблиц, схем, биологических объектов)


Раздел «Место учебного курса биологии в учебном плане»


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом 2004 года, основной образовательной программой основного общего образования рабочая программа рассчитана на 70 часов (2ч в неделю). В соответствии с приказом МО РО от 30.04 2014 №263 «Об утверждении примерного учебного плана для ОУ Ростовской области на 2014-2015 учебный год» и учебного плана 2015-2016 года и годового календарного графика ГКООУ РО санаторной школы-интерната №28, структурного подразделения Центра дистанционного обучения программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).



Раздел «Содержание курса биологии в 10 классе»


Содержание программы отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии. Основу структурирования содержания курса биологии в в 10-11 классе составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.


Введение (5ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Демонстрация: портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

Основы цитологии ( 30ч)

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.


Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез белка».


Размножение и индивидуальное

развитие организмов (11ч)

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза


Oсновы генетики (16ч)

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных


Генетика человека (7 ч)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов.


В результате изучения предмета на базовом уровне учащиеся должны:


знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;


Раздел: «Учебно-тематическое планирование»


п/п

Тема

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

Проверочные работы

1

Введение

5




2

Основы цитологии

30

1

1

4

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

11

1


1

4

Основы генетики

16

3

1

1

5

Генетика человека

7



1

6

Повторение и обобщение

1





ИТОГО

70

5

2

7



График проведения Лабораторных и Практических работ


Номер урока

Тема урока, название лабораторной работы


1

23

Лабораторная работа №1 «Изучение строения растительной и животной клетки»

2

37

Лабораторная работа №2 «Изучение амитоза в клетках корешка лука»

3

57

Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

4

60

Лабораторная работа №4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

5

67

Лабораторная работа №5 « Решение генетических задач и составление родословной»

Всего

5



Номер урока


Тема урока, название практической работы


1

6

Практическая работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных, их описание и сравнение»

2

48

Практическая работа №2 «Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач»

Всего

2





Раздел: «Учебно-методический комплект».


1.Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник Биология. Общая биология. Учебник для 10 - 11 класса общеобразовательных учебных заведений. - М.: «Дрофа», 2014.

2.Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник Биология. Общая биология. 10 - 11 класс. Методическое пособие. - М.: «Дрофа», 2013.



Дополнительная литература:

1. Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника – М.: Учитель, 2014

2. Биология: справочник. Баканова Е.М., Евсеев И.С., Чупрова А.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2010

3. Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен / авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2009

4. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006

5. Единый государственный экзамен: биология: контрольно-измерительные материалы: 2011-2012 / под общ.ред. Г. С. Калиновой; М-во образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральный институт пед. измерений. – М.: Просвещение, 2012

6. Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2011-2012

7. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007

8. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008

9. Каменский, А. А. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - 5-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013

10. Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М. Биология. Программа основного общего образования по биологии. – М.: Дрофа, 2009

11. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А. А. Камен­ского. Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология. 10-11 классы» – М. : Дрофа, 2010

  1. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. Степанчук Н.А. – Волгоград: Учитель, 2010


Учебные электронные издания:


1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004

2. Биология 6-11 классы.- Электронный учебник. – М.: Дрофа, 2004 http://www.ebio.ru/

3. Биология 6-9 классы.- Библиотека электронных наглядных пособий. – М.: Дрофа, 2004

  1. Электронные пособия по «Общей биологии».http://nehudlit.ru/books/subcat288.html


Internetресурсы:

1. Банк передового преподавательского опыта – биология. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio

2. Бесплатные обучающие программы по биологии. http://www.history.ru/freebi.htm

3. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/

5. Информация по экспериментам в областях: биохимия, биофизика, физиология, генная инженерия. http://rpg.da.ru/

6. Министерство образования РФ. http://www.mmistry.ru/

7. Научные новости биологии. www.bio.nature.ru/

8. Новости науки и биотехнологии. http://molbiol.edu.ru/

9. Проект «Вся Биология». http://sbio.info/

10. Сайт еженедельника «Биология» издательского дома «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/bio.htm

11. Сайт Центра экологического обучения и информации. http://www.ceti.ur.ru/

12.Способ создания виртуальной модели биологического объекта. http://biology.id.ru/

13.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». http://www. km.ru/education


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по биологиии 10 класс (1 . в неделю)

Автор: Кузьмина Ольга Викторовна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства