Общая биология 10 класс
Раздел: «Пояснительная записка»
Рабочая программа по биологии разработана на основе:
Авторской программы для общеобразовательных учреждений УМК В. В. Пасечника – М.: Дрофа, 2014 года «Биология 5-11 классы», разработанной в соответствии с ФКГСОО (федерального компонента государственного стандарта основного общего образования) 2004 г и ФГОС основного общего образования «Об утверждении ФГОС основного общего образования» основного общего образования (Приказ о 17.12.2010 №1897)
с учетом ФКГСОО (федерального компонента государственного стандарта основного общего образования) и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования «Об утверждении ФГОС основного общего образования» от 17.12.2010. №1897
Приказа МО России от 30.08. 2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»
Приказа МО РО от 30.04 2014 №263 «Об утверждении примерного учебного плана для ОУ Ростовской области на 2014-2015 учебный год»
Письма МО РО от 08.08. 2014 «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ учителя».
Цели и задачи
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призвана не только систематизировать и обобщить биологические знания учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, но и показать прикладное и практическое значение биологии.
Курс биологии в 10-11 классах направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы. В 10 классе большое внимание в программе уделяется рассмотрению вопросов об клеточном строении организма, процессам жизнедеятельности клетки, умения доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементарном составе клеток и использовать эти знания в практических целях, об онтогенезе, как о сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, сущности различных типов онтогенеза и периодов развития; о сущности основных законов генетики и их цитологические основы, формированию понятий об охране окружающей среды от действий мутагенов, методах исследования генетики человека, значение генетики для человеческого общества, применение на практике знания законов генетики, генетические заболевания и проблемы генетической безопасности.
Основу структурирования содержания курса биологии в в 10-11 классе составляют ведущие идеи — отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними в 10 классе выделены содержательные линии курса: «Основы цитологии», «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы генетики», «Генетика человека»
Раздел «Общая характеристика учебного предмета»
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений УМК В. В. Пасечника – М.: Дрофа, 2014 года «Биология 5-11 классы», отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа» 2014 г. и отражает основные идеи и содержит предметные темы образовательного стандарта по биологии.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, разнообразных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий дистанционного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, использования цифровых образовательных ресурсов и технологий уровневой дифференциации.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.
Планируемые результаты изучения курса:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Формы учёта достижений:
урочная деятельность: ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность: участие в олимпиадах, викторинах, выставках, конкурсах и т.д.)
Основные методы работы и формы:
-словесные (рассказ, лекции, зачёты, эвристическая беседа)
-практические (проектная деятельность, ИКТ, творческие задания, рефераты,
-доклады, решение биологических задач, лабораторная работа)
˗наглядные (опыт, эксперимент, работа с видеофильмами, интернет-ресурсами, демонстрация таблиц, схем, биологических объектов)
Раздел «Место учебного курса биологии в учебном плане»
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом 2004 года, основной образовательной программой основного общего образования рабочая программа рассчитана на 70 часов (2ч в неделю). В соответствии с приказом МО РО от 30.04 2014 №263 «Об утверждении примерного учебного плана для ОУ Ростовской области на 2014-2015 учебный год» и учебного плана 2015-2016 года и годового календарного графика ГКООУ РО санаторной школы-интерната №28, структурного подразделения Центра дистанционного обучения программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Раздел «Содержание курса биологии в 10 классе»
Содержание программы отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии. Основу структурирования содержания курса биологии в в 10-11 классе составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.
Введение (5ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.
Демонстрация: портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».
Основы цитологии ( 30ч)
Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.
Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез белка».
Размножение и индивидуальное
развитие организмов (11ч)
Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.
Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза
Oсновы генетики (16ч)
История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных
Генетика человека (7 ч)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.
Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов.
В результате изучения предмета на базовом уровне учащиеся должны:
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
Раздел: «Учебно-тематическое планирование»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Лабораторные работы | Практические работы | Проверочные работы |
1 | Введение | 5 | | | |
2 | Основы цитологии | 30 | 1 | 1 | 4 |
3 | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 11 | 1 | | 1 |
4 | Основы генетики | 16 | 3 | 1 | 1 |
5 | Генетика человека | 7 | | | 1 |
6 | Повторение и обобщение | 1 | | | |
| ИТОГО | 70 | 5 | 2 | 7 |
График проведения Лабораторных и Практических работ
№ | Номер урока | Тема урока, название лабораторной работы |
1 | 23 | Лабораторная работа №1 «Изучение строения растительной и животной клетки» |
2 | 37 | Лабораторная работа №2 «Изучение амитоза в клетках корешка лука» |
3 | 57 | Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости у особей одного вида» |
4 | 60 | Лабораторная работа №4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» |
5 | 67 | Лабораторная работа №5 « Решение генетических задач и составление родословной» |
Всего | 5 | |
№ | Номер урока | Тема урока, название практической работы |
1 | 6 | Практическая работа №1 «Наблюдение клеток растений и животных, их описание и сравнение» |
2 | 48 | Практическая работа №2 «Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач» |
Всего | 2 | |
Раздел: «Учебно-методический комплект».
1.Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник Биология. Общая биология. Учебник для 10 - 11 класса общеобразовательных учебных заведений. - М.: «Дрофа», 2014.
2.Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник Биология. Общая биология. 10 - 11 класс. Методическое пособие. - М.: «Дрофа», 2013.
Дополнительная литература:
1. Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование. УМК «Линия жизни» под редакцией В. В. Пасечника – М.: Учитель, 2014
2. Биология: справочник. Баканова Е.М., Евсеев И.С., Чупрова А.В. – Ростов н/Д: Феникс, 2010
3. Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен / авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2009
4. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006
5. Единый государственный экзамен: биология: контрольно-измерительные материалы: 2011-2012 / под общ.ред. Г. С. Калиновой; М-во образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральный институт пед. измерений. – М.: Просвещение, 2012
6. Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2011-2012
7. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007
8. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008
9. Каменский, А. А. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - 5-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013
10. Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М. Биология. Программа основного общего образования по биологии. – М.: Дрофа, 2009
11. Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А. А. Каменского. Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология. 10-11 классы» – М. : Дрофа, 2010
Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. Степанчук Н.А. – Волгоград: Учитель, 2010
Учебные электронные издания:
1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004
2. Биология 6-11 классы.- Электронный учебник. – М.: Дрофа, 2004 http://www.ebio.ru/
3. Биология 6-9 классы.- Библиотека электронных наглядных пособий. – М.: Дрофа, 2004
Электронные пособия по «Общей биологии».http://nehudlit.ru/books/subcat288.html
Internet – ресурсы:
1. Банк передового преподавательского опыта – биология. http://www-windows-1251.edu.yar.ru/russian/pedbank/sorJich/bio
2. Бесплатные обучающие программы по биологии. http://www.history.ru/freebi.htm
3. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
5. Информация по экспериментам в областях: биохимия, биофизика, физиология, генная инженерия. http://rpg.da.ru/
6. Министерство образования РФ. http://www.mmistry.ru/
7. Научные новости биологии. www.bio.nature.ru/
8. Новости науки и биотехнологии. http://molbiol.edu.ru/
9. Проект «Вся Биология». http://sbio.info/
10. Сайт еженедельника «Биология» издательского дома «Первое сентября» http://www.1september.ru/ru/bio.htm
11. Сайт Центра экологического обучения и информации. http://www.ceti.ur.ru/
12.Способ создания виртуальной модели биологического объекта. http://biology.id.ru/
13.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». http://www. km.ru/education