Данная рабочая программа по биологии составлена на основе:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012); «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования».
2.Программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология» 5-1 классы под редакцией Сухова Т.С., Строганов В.И., Пономарева И. и др. – М.: Вентана-Граф, 2010.
3.Учебного плана
Цели и задачи биологического образования.
Цель любого общеобразовательного курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся минимум знаний в той или иной области науки и научить их использовать в жизни.
В настоящее время школе предъявлены новые требования, в числе которых прослеживается понимание «образования как функции культуры», когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика. В этой связи направленность общества на гуманизацию и экологизацию знаний, отношений и поведения человека явилась новым ориентиром в определении целей общего образования и приобрела в этот период особую актуальность.
В документах о школе подчеркивается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Этот социальный заказ школе, также учитывающий большие достижения биологической науки и изменения в окружающем мире, предъявляет к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность.
Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среда, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Ввиду этого биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у подрастающего поколения экологическую культуру, гуманистический взгляд на природу и общество, осознание своей роли как действенного фактора биосферы.
С учетом новых приоритетов перед школьным биологическим образованием ставятся задачи обучения:
овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах;
гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым;
развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.
Основные идеи и особенности курса биологии в 6 классе.
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растении к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по биологии в 6 классе »
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по биологии составлена на основе:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012); «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования».
2.Программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология» 5-1 классы под редакцией Сухова Т.С., Строганов В.И., Пономарева И. и др. – М.: Вентана-Граф, 2010.
3.Учебного плана МБОУ Толбазинская башкирская гимназия на 2013 – 2014 учебный год, утвержденного приказом № 96 от 30.08. 2014 г.
Цели и задачи биологического образования.
Цель любого общеобразовательного курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся минимум знаний в той или иной области науки и научить их использовать в жизни.
В настоящее время школе предъявлены новые требования, в числе которых прослеживается понимание «образования как функции культуры», когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика. В этой связи направленность общества на гуманизацию и экологизацию знаний, отношений и поведения человека явилась новым ориентиром в определении целей общего образования и приобрела в этот период особую актуальность.
В документах о школе подчеркивается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Этот социальный заказ школе, также учитывающий большие достижения биологической науки и изменения в окружающем мире, предъявляет к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность.
Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среда, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Ввиду этого биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у подрастающего поколения экологическую культуру, гуманистический взгляд на природу и общество, осознание своей роли как действенного фактора биосферы.
С учетом новых приоритетов перед школьным биологическим образованием ставятся задачи обучения:
овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах;
гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым;
развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.
Основные идеи и особенности курса биологии в 6 классе.
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растении к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.
Учебное содержание курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» представлено в программе в количестве 2 часов в неделю (68 часов в год).
Учебно-тематический план
Тема программы и количество часов
Лабораторные работы
Экскурсии
Введение – 2 ч.
№1
Клеточное строение растений – 2 ч.
№1
Органы цветковых растений – 9 ч.
п/р №1,№2, №3
№2
Основные процессы жизнедеятельности растений – 7 ч.
п/р№2
Основные отделы царства растений – 7 ч.
п/р №3,№4
№3
Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле – 2 ч.
Царство Бактерии – 2 ч.
Царство Грибы. Лишайники – 3 ч.
Природные сообщества. Заключение – 1 ч.
№4
Содержание учебной программы
Введение
Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Признаки растений. Основные органы растений. Растение — живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.
Клеточное строение растений
Увеличительные приборы; микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка — основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение - многоклеточный организм.
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты — и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и отложение их в клетке, тканях и органах растений.
Лабораторная работа.
№1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
Органы цветковых растений
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня — апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней.
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.
Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, присоски, втягивающие).
Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.
Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособительные особенности цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособительные особенности у растений к распространению плодов и семян.
Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
Практическая работа
№1 «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений»
Лабораторная работа.
№2 «Изучение клеток тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание (стебель или лист)»
№3 «Изучение органов цветкового растения (цветок, плод)»
Основные процессы жизнедеятельности растений
Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).
Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые).
Практическая работа
№3 «Наблюдение за ростом и развитием растений»
Лабораторные работы.
№4. «Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)»
Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (2 ч).
Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы.
Царство Бактерии
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).
Царство Грибы. Лишайники
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы — Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.
Лишайники, их особенности строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
Природные сообщества. Заключение
Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме.
Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).
Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.
Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.
Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.
Перечень обязательных лабораторных и практических работ
Лабораторные работы:
1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом
2. Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание (стебель или лист)
3. Изучение органов цветкового растения (цветок, плод)
4. Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)
Практические работы:
1. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений
2. Размножение комнатных растений
3. Наблюдение за ростом и развитием растений
КЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Элементы дополнительного содержания
Домашнее задание
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Введение (2 ч)
1
Наука о растениях - ботаника. Мир растений
1
ИНМ
Царство растений. Роль растений в природе. и жизни человека. Жизненные формы растений
Знать: признаки растений; определение термина «ботаника». Уметь: объяснять роль ботаники в практической деятельности людей; характеризовать значение растений в природе и жизни человека
Рабочая тетрадь 1,№ 1,2, с. 4; № 3, с. 3
-.
Культурные и дикорастущие растения
Введение, с. 4-7; §1,2
3.09
2
Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Инструктаж по ТБ. Л-р. №1
1
КУ
Органы растения. Жизнедеятельность растений. Растение - целостный организм
Знать: строение растений; сущность процессов питания, дыхания, размножения, роста, развития. Уметь: объяснять взаимосвязь растения и окружающей среды; распознавать и описывать наживых объектах и таблицах органы растения и делать выводы на основе сравнения
Высшие и низшие растения; Вегетативные и генеративные органы; условия жизни растений; экоогические факторы
§3,4,5; рабочая тетрадь 1, № 3, с. 6. Принести лук и бинт к лабораторной работе
10.09
Клеточное строение растений (3 ч)
3
Условия жизни растений
1
КУ
Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Микроскоп
Знать клеточные структуры и их функции. Уметь: распознавать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать строение клеток кожицы лука и мякоти листа
Лабораторная работа 1 «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом»
Деление клетки. Хлоропласты, хлорофилл
§ 6,; рабочая тетрадь 1,с. 14, №2
17.09
4
Особенности растительной клетки. Инструктаж по ТБ Л-р «Знакомство с клетками растений»
1
ИНМ
Строение клетки
Знать: основные органоиды клетки
Рабочая тетрадь 1,с. 17, № 1;с. 18, №1,2
Клеточная стенка, ядро, цитоплазма, пластиды
§7, ответ. на вопр.
24.09
5
Жизнедеятельность клетки. Ткани.
1
ИНМ
Виды растительных тканей, их строение, функции
Уметь: рассматривать на готовых микропрепаратах ткани растений и описывать их; сравнивать ткани растений и делать выводы на основе сравнения
Рабочая тетрадь 1,с. 17, № 1;с. 18, №1,2
Ксилема.
Флоэма
§8,9, ответ. на вопр.
1.10
Органы цветкового растения (12 ч)
5
Внешнее и внутреннее строение семени. Инструктаж по ТБ Л.р. « Изучение строения семени фасоли»
1
КУ
.
Особенности строения семян однодольных и двудольных растений
Знать строение семени. Уметь: распознавать на живых объектах и рисунках части семян одно- и двудольных растений; объяснять значение семян; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; сравнивать семена одно- и двудольных растений
Условия прорастания семян
§ 10-12; рабочая тетрадь 1, с. 20, №2
8.10
6
Условия прорастания семян
1
КУ
Условия прорастания семян
§ 10-12; рабочая тетр.
15.10
7
Внешнее и внутреннее строение корня. Инструктаж по ТБ Л.р. «Строение корня у проростка»
1
КУ
Виды корней, их функции, корневые системы. Зоны корня
Знать: строение корня; типы корневых систем.
Уметь: сравнивать корневые системы; объяснять значение корня
Хемотропизм. Геотропизм
§ 13, 14, 15; рабочая тетрадь 1,с. 27,№3
22.10
8
Строение и значение побега Инструктаж по ТБ. Л.р. № 5 «Строение почек»
1
КУ
Строение побега, почек. Виды почек
Знать: строение побега; особенности побега. Уметь: распознавать части побега; доказывать, что почка -видоизменённый побег; отличать вегетативную почку от генеративной
Ветвление. Кущение. Прищипка. Пасынкование
§ 16, 17; рабочая тетрадь 1, с. 34, №2
29.10
9
Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.
1
КУ
Строение листа. Типы листьев. Ткани листа. Функции листа.
Знать: строение листа; типы листьев внешнее и внутреннее строение стебля. Уметь: объяснять функции листа, описывать клеточное строение листа.
Жилкование. Видоизменения листьев
§18, 19рабочая тетрадь 1,с. 36, №2
5.11
10
Значение листа в жизни растений
1
ИНМ
Стебель, его внешнее строение, функции, внутреннее строение, ткани
Знать: строение стебля. Уметь: устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей
Стебель. Строение.
§20,рабочая тетрадь
12.11
11
Стебель, его строение и значение
1
КУ
Стебель, его внешнее строение, функции, внутреннее строение, ткани
Знать: строение стебля. Уметь: устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей
Многообразие стеблей по положению в пространстве. Видоизменения подземных побегов
Уметь: распознавать виды стеблей; объяснять значение подземных видоизменений побега; доказывать, что корневище, клубень и луковица - видоизменённые побеги
Лабораторная работа2 «Внешнее и внутренне строение стебля»
Эфемероиды. Клубнелуковица
§21; оформ. лаб. раб.
26.11
12
Цветок, его строение и значение. Соцветие.
1
КУ
"
Цветок – генеративный орган растения. Строение цветка. Виды соцветий. Функции цветка. Опыление
Знать: строение цветка и его функции. Уметь: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий
Цветки однополые, обоеполые. Растения одно- и двудомные
§ 22, 23; рабочая тетрадь 1,с. 46, №4
3.12
13
Плод. Разнообразие и значение плодов.
1
КУ
Плод - генеративный орган цветковых растений Многообразие плодов. Значение
Уметь: распознавать виды плодов и способы их распространения; объяснять приспособления растений к распространению плодов и семян
§24, ответ. на вопр.
10.12
14
Контрольная работа по теме «Органы цветовых растений».
1
КУ
Плод - генеративный орган цветковых растений Многообразие плодов. Значение
Уметь: распознавать виды плодов и способы их распространения; объяснять приспособления растений к распространению плодов и семян
Лабораторная работа 3 «Изучение органов цветкового растения (цветок, плод)»
Оформить лабораторную работу
17.12
Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)
15
Корневое питание растений
1
ИНМ
Минеральное питание растений
Уметь объяснять механизм почвенного питания, роль удобрений для растений
Рабочая тетрадь 1,с. 54, №1-3
Подкормка. Правила внесения удобрений
§26
24.12
16
Воздушное питание растений
1
КУ
Воздушное питание растений - фотосинтез. Космическая роль растений
Знать сущность биологического процесса фотосинтеза, его значение. Уметь ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов и космическую роль зелёных растений
Рабочая тетрадь 1,с. 56, № 3; с. 57, № 1
Автотрофы. Гетеротрофы
§ 27, 28
21.01
17
Дыхание растений и обмен веществ
1
КУ
Дыхание растений. Обмен веществ и превращение энергии
Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, дыхания. Уметь сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза
Таблица сравнения. Рабочая тетрадь 1, с. 58, №1
§29
28.01
18
Значение воды в жизни растений
1
КУ
Роль воды
Знать сущность процесса транспорта веществ. Уметь объяснять взаимосвязь растений и окружающей среды
Водный обмен. Экологические группы
§30; рабочая тетрадь 1,с. 62, №3
04.02
19
Размножение и оплодотворение у растений.
1
ИНМ
Размножение растений: половое и бесполое. Оплодотворение
Знать сущность биологического процесса размножения. Уметь отличать оплодотворение от опыления, половое размножение от бесполого
Рабочая тетрадь 2, с. 4, №3;с. 3,№ 1
Двойное оплодотворение.
§31
11.02
20
Вегетативное размножение и его использование человеком
1
ИНМ
Вегетативное размножение растений
Знать: сущность вегетативного размножения
Рабочая тетрадь
§ 32,33, ответить на вопросы
18.02
21
Рост и развитие растительного организма
1
ИНМ
Рост и развитие
Рабочая тетрадь
§ 34, отв. на вопросы
25.02
22
Обобщение и систематизация знаний по теме «Ос- новные процессы жизнедеятельности растений»
1
УОСЗ
Систематизация знаний. Контроль усвоения знаний по теме
Уметь: выделять различия между процессами роста и развития; применять полученные знания на практике
Контрольная работа 2; рабочая тетрадь 2, с. 9, № 1;с. 10, №2, 3;с. 11, №2,3
§ 35, отв. на вопросы
4.03
Основные отделы царства растений (6ч)
23
Понятие о систематике. Водоросли. Общая характеристика
1
ИНМ
Классификация растений. Строение и размножение водорослей, их многообразие и значение в природе и жизни человека
Знать признаки водорослей. Уметь: распознавать растения разных отделов и классов; сравнивать одно- и многоклеточные водоросли
Рабочая тетрадь 2, с. 17, № 1;с. 15, № 1; с. 16, №2
Таллом (слоевище).Ризоиды.«Цветение» воды
§ 37, 38; рабочая тетрадь 2, с. 18, №2
11.03
24
Отдел Моховидные. Отдел Папоротниковидные
1
ИНМ
Строение мхов, их размножение, многообразие; значение в природе и в жизни человека
Знать: признаки моховидных и папоротниковидных растений; значение мхов в жизни человека. Уметь: находить отличительные признаки отделов; сравнивать мхи и водоросли
Спорофит. Гаметофит Печёночники
§39,40;рабочая тетрадь 2, с. 22, № 2, 3
18.03
25
Отдел Голосеменные
1
ИНМ
Строение, размножение, многообразие голосеменных; значение в природе и в жизни человека
Знать признаки голосеменных растений. Уметь: находить отличительные признаки отдела на примере наиболее распространённых растений своей местности; описывать процесс размножения голосеменных
Класс Хвойные. Фитонциды
§41; рабочая тетрадь 2, с. 15, №4
1.04
26
Отдел Покрытосеменные
1
ИНМ
Многообразие, значение в природе и в жизни человека. Классы Однодольные и Двудольные
Знать признаки покрытосеменных растений. Уметь: распознавать представителей покрытосеменных, наиболее распространённых в своей местности; сравнивать покрытосеменные растения с голосеменными
Одно-, дву-и многолетн. растения
§42; рабочая тетрадь 2, с. 25,№3
8.04
27
Семейства класса Двудольные Семейства класса Однодольные
1
ИНМ
Семейства класса Двудольные
Знать: основные семейства класса Двудольные. Уметь находить отличительные признаки семейств
§ 42- 44; рабочая тетрадь 2, с. 28, № 1,2
15.04
28
Инструктаж по ТБ. Л. Р №4 «Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)»
1
ИНМ
Семейства класса Однодольные
Знать: основные семейства класса Однодольные. Уметь находить отличительные признаки семейств
Лабораторная работа 4 «Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)»
22.04
Историческое развитие и многообразие растительного мира (1ч)
30
Понятие об эволюции растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений
1
УОСЗ
Усложнение растений в процессе эволюции. Разнообразие видов растений - результат эволюции. Роль растений в жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры, центры их происхождения
Уметь: объяснять процессы жизнедеятельности растений различных отделов; называть основные этапы эволюции растительного мира. Уметь: объяснять роль растений в жизни человека; распознавать важнейшие сельскохозяйственные культуры; называть центры происхождения культурных растений
Рабочая тетрадь 2, с. 35, № 1 Рабочая тетрадь 2, с. 36, № 1;с. 17, №1
Особенности строения и жизнедеятельности Бактерии –возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями
Знать признаки бактерий. Уметь находить отличительные признаки царства бактерий; основные виды бактерий. Уметь: объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека; использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями
Рабочая тетрадь 2, с. 34, №1
Аэробы. Анаэробы
§ 49, 50
6.05
Царство Грибы. Лишайники (3 ч)
32
Царство Грибы Многообразие, значение грибов
1
ИНМ
Особенности строения грибов на примере плесневых грибов Разнообразие шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты
Уметь: объяснять роль грибов в природе и в жизни человека; распознавать съедобные и ядовитые грибы своей местности; сравнивать трубчатые и пластинчатые грибы
Микология
§52; §53. рабочая тетрадь 2, с. 44, №4
13.05
33
Лишайники
1
ИНМ
Строение, питание, многообразие лишайников; их значение в природе и в жизни человека
Знать особенности строения лишайников. Уметь: находить отличительные признаки лишайников; объяснять роль лишайников в природе и в жизни человека
Рабочая тетрадь 2, с. 46, № 1,2
Симбиоз
§54
20.05
Природные сообщества. Заключение (1 ч)
35
Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме
1
УОСЗ
Биогеоценоз как целостное природное сообщество. Структура природного сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах
Знать признаки экосистем. Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; понимать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах
Рабочая тетрадь 2, с. 51, №1
Фитоценоз.Видовой состав. Биотоп
-
-
§ 55-59
27.05
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
типы деления клеток, их роль в организме;
особенности строения тканей, органов и систем органов растительных организмов;
основные жизненные функции всех важнейших групп растительных организмов (питание, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, размножение, рост и развитие);
характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Учащиеся должны уметь:
узнавать основные формы цветкового растения;
распознавать органы и системы органов изученных организмов;
составлять простейшие цепи питания;
размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты;
описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы;
различать в описании опыта или наблюдения: цель, условия его проведения и полученные результаты.
Нормы оценок
Оценка знаний учащихся.
Учитель должен учитывать:
правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;
степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
самостоятельность ответа;
речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»:
ответ на вопрос не дан
Оценка практических умений учащихся.
1. Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать:
правильность определения цели опыта;
самостоятельность подбора оборудования и объектов;
последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта;
подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
2. Оценка умений проводить наблюдения.
Учитель должен учитывать:
правильность проведения наблюдений по заданию;
умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»:
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
● допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.
3.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик: • Выполнил работу без ошибок и недочетов. • Допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: • Не более одной негрубой ошибки и одного недочета. • Или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: • Не более двух грубых ошибок. • Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. • Или не более двух-трех негрубых ошибок. • Или одной негрубой ошибки и трех недочетов. • Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: • Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". • Или если правильно выполнил менее половины работы.
Список литературы
1.Программы: авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2010.–176 с.)
2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Методическое пособие для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений»/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013.-189с.
3.Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.»-М.: Дрофа, 2000. – 158с.
Основная литература
Васильев А.С.,Воронин Н.С. и др. «Ботаника. Анатомия и морфология растений».-М.,Просвещение, 1978.-478с.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. «Биология в таблицах» - М.:Дрофа,2011.-229с.
Лебедев С.Н. «Уроки биологии с применением информационных технологий».-М.:Глобус,2008.-108с.
Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.»-М.: Дрофа, 2000. – 158с.
9. Программы: авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2010.
–176 с.)
Дополнительная литература
1.Ахмедина С.Г. «Биологические вечера в школе».-Уфа:Китап, 2005.-112с.
2.Парфилов Л.Д. «Тематические игры по ботанике: Методическое пособие».-М.:ТЦ Сфера, 2002.-160с.
3.Щербаков Ю.В., Козлов И.С. «Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9кл.».-М.:Глобус,2010.-208с.
Список WEB-сайтов для дополнительного образования по биологии
1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
2.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
3.http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку.
4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
7.http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
8.http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека