kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии в 6 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по биологии составлена на основе:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012); «Об  утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов  начального общего, основного общего и среднего (полного) образования».

2.Программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология» 5-1 классы  под редакцией Сухова Т.С., Строганов В.И., Пономарева И. и др. – М.: Вентана-Граф, 2010.

3.Учебного плана

        Цели и задачи биологического образования.

Цель любого общеобразовательного курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся минимум знаний в той или иной области науки и научить их использовать в жизни.

В настоящее время школе предъявлены новые требования, в числе которых прослеживается понимание «образования как функции культуры», когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика. В этой связи направленность общества на гуманизацию и экологизацию знаний, отношений и поведения человека явилась новым ориентиром в определении целей общего образования и приобрела в этот период особую актуальность.

В документах о школе подчеркивается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Этот социальный заказ школе, также учитывающий большие достижения биологической науки и изменения в окружающем мире, предъявляет к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность.

Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среда, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Ввиду этого биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у подрастающего поколения экологическую культуру, гуманистический взгляд на природу и общество, осознание своей роли как действенного фактора биосферы.

С учетом новых приоритетов перед школьным биологическим образованием ставятся задачи обучения:

  • овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

  • формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах;

  • гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

  • формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым;

     развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Основные идеи и особенности курса биологии в 6 классе.

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растении к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по биологии в 6 классе »

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по биологии составлена на основе:

1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012); «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования».

2.Программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология» 5-1 классы под редакцией Сухова Т.С., Строганов В.И., Пономарева И. и др. – М.: Вентана-Граф, 2010.

3.Учебного плана МБОУ Толбазинская башкирская гимназия на 2013 – 2014 учебный год, утвержденного приказом № 96 от 30.08. 2014 г.

Цели и задачи биологического образования.

Цель любого общеобразовательного курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся минимум знаний в той или иной области науки и научить их использовать в жизни.

В настоящее время школе предъявлены новые требования, в числе которых прослеживается понимание «образования как функции культуры», когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика. В этой связи направленность общества на гуманизацию и экологизацию знаний, отношений и поведения человека явилась новым ориентиром в определении целей общего образования и приобрела в этот период особую актуальность.

В документах о школе подчеркивается, что в школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Этот социальный заказ школе, также учитывающий большие достижения биологической науки и изменения в окружающем мире, предъявляет к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность.

Достижения биологической науки свидетельствуют о том, что она в настоящее время становится лидером в естествознании и занимает ключевые позиции в медицине, здравоохранении, гигиене, охране окружающей среда, обеспечении населения продуктами питания, лекарственными препаратами. Ввиду этого биологическая грамотность становится социально необходимой. Поэтому школьная биология как важное звено в общей культуре и системе образования призвана сформировать у подрастающего поколения экологическую культуру, гуманистический взгляд на природу и общество, осознание своей роли как действенного фактора биосферы.

С учетом новых приоритетов перед школьным биологическим образованием ставятся задачи обучения:

  • овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

  • формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, эволюции, экосистемах;

  • гигиеническое и экологическое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

  • формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

  • установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым;

развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Основные идеи и особенности курса биологии в 6 классе.

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растении к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.

Учебное содержание курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» представлено в программе в количестве 2 часов в неделю (68 часов в год).

Учебно-тематический план



Тема программы и количество часов

Лабораторные работы

Экскурсии

Введение – 2 ч.


№1

Клеточное строение растений – 2 ч.

№1


Органы цветковых растений – 9 ч.

п/р №1,№2, №3

№2

Основные процессы жизнедеятельности растений – 7 ч.

п/р№2


Основные отделы царства растений – 7 ч.

п/р №3,№4

№3

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле – 2 ч.



Царство Бактерии – 2 ч.



Царство Грибы. Лишайники – 3 ч.



Природные сообщества. Заключение – 1 ч.


№4


Содержание учебной программы

Введение

Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.

Признаки растений. Основные органы растений. Растение — живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.

Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.

Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.

Клеточное строение растений

Увеличительные приборы; микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка — основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение - многоклеточный организм.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Органические вещества в клетке: углеводы (сахара, крахмал), белки, жиры, нуклеиновые кислоты — и неорганические: вода, минеральные соли. Накопление солнечной энергии в химических связях органических веществ. Запасные питательные вещества и отложение их в клетке, тканях и органах растений.

Лабораторная работа.

№1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом

Органы цветковых растений

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.

Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян. Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня — апекс и корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней.

Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.

Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, присоски, втягивающие).

Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.

Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.

Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.

Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; наземные и подземные; укороченные и удлиненные. Видоизменения побегов.

Побеги растений в зимнее время. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. Почки возобновления у деревьев и трав в зимнее время.

Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.

Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособительные особенности цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.

Оплодотворение растений и развитие плода. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособительные особенности у растений к распространению плодов и семян.

Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.

Практическая работа

№1 «Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений»

Лабораторная работа.

№2 «Изучение клеток тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание (стебель или лист)»

№3 «Изучение органов цветкового растения (цветок, плод)»

Основные процессы жизнедеятельности растений

Корневое питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроудобрения).

Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Автотрофы и гетеротрофы.

Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.

Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.

Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.

Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побегов и корней. Понятие об индивидуальном развитии (онтогенезе). Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений.

Практическая работа №2 «Размножение комнатных растений»

Основные отделы царства растений

Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные, Капустные, Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые и Сложноцветные (Астровые). Семейства однодольных растений: Лилейные, Луковые, Злаки (Мятликовые).

Практическая работа

№3 «Наблюдение за ростом и развитием растений»

Лабораторные работы.

№4. «Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)»

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (2 ч).

Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений и растительного мира. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.

Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений.

Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы.

Царство Бактерии

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.

Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

Царство Грибы. Лишайники

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы — Грибы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Понятие о микоризе. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Лишайники, их особенности строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Природные сообщества. Заключение

Жизнь растений в природе. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как биосистеме.

Его характеристики: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе, ярусность, взаимосвязи между растениями. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме).

Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества.

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека.

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.

Общее заключение по курсу ботаники. Многообразие растительного царства. Значение растений и растительности. Роль знаний и практических умений по выращиванию растений, уходу за ними и охране, бережному обращению с природой в сохранении биологического разнообразия. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы.


Перечень обязательных лабораторных и практических работ

Лабораторные работы:

1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом

2. Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание (стебель или лист)

3. Изучение органов цветкового растения (цветок, плод)

4. Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)

Практические работы:

1. Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений

2. Размножение комнатных растений

3. Наблюдение за ростом и развитием растений


КЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п




Тема урока




Кол-во часов




Тип урока




Элементы содержания




Требования к уровню подготовки обучающихся




Вид контроля




Элементы дополнительного содержания




Домашнее задание




Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Введение (2 ч)

1

Наука о растениях - ботаника. Мир растений

1

ИНМ


Царство растений. Роль растений в природе. и жизни человека. Жизненные формы растений

Знать: признаки растений; определение термина «ботаника». Уметь: объяснять роль ботаники в практической деятельности людей; характеризовать значение растений в природе и жизни человека

Рабочая тетрадь 1,№ 1,2, с. 4; № 3, с. 3

-.

Культурные и дикорастущие растения

Введение, с. 4-7; §1,2

3.09


2

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Инструктаж по ТБ. Л-р. №1

1

КУ

Органы растения. Жизнедеятельность растений. Растение - целостный организм

Знать: строение растений; сущность процессов питания, дыхания, размножения, роста, развития. Уметь: объяснять взаимосвязь растения и окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах органы растения и делать выводы на основе сравнения


Высшие и низшие растения; Вегетативные и генеративные органы; условия жизни растений; экоогические факторы

§3,4,5; рабочая тетрадь 1, № 3, с. 6. Принести лук и бинт к лабораторной работе

10.09


Клеточное строение растений (3 ч)

3

Условия жизни растений

1

КУ

Строение и жизнедеятельность растительной клетки. Микроскоп

Знать клеточные структуры и их функции. Уметь: распознавать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать строение клеток кожицы лука и мякоти листа

Лабораторная работа 1 «Приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом»

Деление клетки. Хлоропласты, хлорофилл

§ 6,; рабочая тетрадь 1,с. 14, №2

17.09


4

Особенности растительной клетки. Инструктаж по ТБ Л-р «Знакомство с клетками растений»

1

ИНМ

Строение клетки

Знать: основные органоиды клетки






















Рабочая тетрадь 1,с. 17, № 1;с. 18, №1,2

Клеточная стенка, ядро, цитоплазма, пластиды


§7, ответ. на вопр.

24.09


5

Жизнедеятельность клетки. Ткани.

1

ИНМ

Виды растительных тканей, их строение, функции

Уметь: рассматривать на готовых микропрепаратах ткани растений и описывать их; сравнивать ткани растений и делать выводы на основе сравнения






















Рабочая тетрадь 1,с. 17, № 1;с. 18, №1,2

Ксилема.

Флоэма

§8,9, ответ. на вопр.

1.10


Органы цветкового растения (12 ч)

5

Внешнее и внутреннее строение семени. Инструктаж по ТБ Л.р. « Изучение строения семени фасоли»

1

КУ

.

Особенности строения семян однодольных и двудольных растений

Знать строение семени. Уметь: распознавать на живых объектах и рисунках части семян одно- и двудольных растений; объяснять значение семян; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; сравнивать семена одно- и двудольных растений











Условия прорастания семян

§ 10-12; рабочая тетрадь 1, с. 20, №2

8.10


6

Условия прорастания семян

1

КУ

Условия прорастания семян




§ 10-12; рабочая тетр.

15.10


7

Внешнее и внутреннее строение корня. Инструктаж по ТБ Л.р. «Строение корня у проростка»

1

КУ

Виды корней, их функции, корневые системы. Зоны корня

Знать: строение корня; типы корневых систем.

Уметь: сравнивать корневые системы; объяснять значение корня


Хемотропизм. Геотропизм

§ 13, 14, 15; рабочая тетрадь 1,с. 27,№3

22.10


8

Строение и значение побега Инструктаж по ТБ. Л.р. № 5 «Строение почек»

1

КУ

Строение побега, почек. Виды почек

Знать: строение побега; особенности побега. Уметь: распознавать части побега; доказывать, что почка -видоизменённый побег; отличать вегетативную почку от генеративной


Ветвление. Кущение. Прищипка. Пасынкование

§ 16, 17; рабочая тетрадь 1, с. 34, №2

29.10


9

Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.

1

КУ


Строение листа. Типы листьев. Ткани листа. Функции листа.

Знать: строение листа; типы листьев внешнее и внутреннее строение стебля. Уметь: объяснять функции листа, описывать клеточное строение листа.


Жилкование. Видоизменения листьев

§18, 19рабочая тетрадь 1,с. 36, №2

5.11


10

Значение листа в жизни растений

1

ИНМ

Стебель, его внешнее строение, функции, внутреннее строение, ткани

Знать: строение стебля. Уметь: устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей


Стебель. Строение.

§20,рабочая тетрадь

12.11


11

Стебель, его строение и значение

1

КУ

Стебель, его внешнее строение, функции, внутреннее строение, ткани

Знать: строение стебля. Уметь: устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей



§ 21, рабочая тетрадь

19.11


12

Инструктаж по ТБ. Л.р. № 6 «Внешнее строение корневища». Многообразие стеблей.

1

КУ


Многообразие стеблей по положению в пространстве. Видоизменения подземных побегов

Уметь: распознавать виды стеблей; объяснять значение подземных видоизменений побега; доказывать, что корневище, клубень и луковица - видоизменённые побеги


Лабораторная работа2 «Внешнее и внутренне строение стебля»

Эфемероиды. Клубнелуковица

§21; оформ. лаб. раб.

26.11


12

Цветок, его строение и значение. Соцветие.

1

КУ

"

Цветок – генеративный орган растения. Строение цветка. Виды соцветий. Функции цветка. Опыление

Знать: строение цветка и его функции. Уметь: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий


Цветки однополые, обоеполые. Растения одно- и двудомные


§ 22, 23; рабочая тетрадь 1,с. 46, №4

3.12


13

Плод. Разнообразие и значение плодов.

1

КУ

Плод - генеративный орган цветковых растений Многообразие плодов. Значение

Уметь: распознавать виды плодов и способы их распространения; объяснять приспособления растений к распространению плодов и семян



§24, ответ. на вопр.

10.12


14

Контрольная работа по теме «Органы цветовых растений».

1

КУ

Плод - генеративный орган цветковых растений Многообразие плодов. Значение

Уметь: распознавать виды плодов и способы их распространения; объяснять приспособления растений к распространению плодов и семян

Лабораторная работа 3 «Изучение органов цветкового растения (цветок, плод)»


Оформить лабораторную работу

17.12


Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

15

Корневое питание растений

1

ИНМ

Минеральное питание растений

Уметь объяснять механизм почвенного питания, роль удобрений для растений

Рабочая тетрадь 1,с. 54, №1-3

Подкормка. Правила внесения удобрений

§26


24.12


16

Воздушное питание растений

1

КУ

Воздушное питание растений - фотосинтез. Космическая роль растений

Знать сущность биологического процесса фотосинтеза, его значение. Уметь ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов и космическую роль зелёных растений

Рабочая тетрадь 1,с. 56, № 3; с. 57, № 1


Автотрофы. Гетеротрофы

§ 27, 28

21.01


17

Дыхание растений и обмен веществ

1

КУ

Дыхание растений. Обмен веществ и превращение энергии

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, дыхания. Уметь сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза

Таблица сравнения. Рабочая тетрадь 1, с. 58, №1


§29

28.01


18

Значение воды в жизни растений

1

КУ

Роль воды

Знать сущность процесса транспорта веществ. Уметь объяснять взаимосвязь растений и окружающей среды


Водный обмен. Экологические группы

§30; рабочая тетрадь 1,с. 62, №3

04.02


19

Размножение и оплодотворение у растений.

1

ИНМ

Размножение растений: половое и бесполое. Оплодотворение

Знать сущность биологического процесса размножения. Уметь отличать оплодотворение от опыления, половое размножение от бесполого


Рабочая тетрадь 2, с. 4, №3;с. 3,№ 1

Двойное оплодотворение.

§31

11.02


20

Вегетативное размножение и его использование человеком

1

ИНМ

Вегетативное размножение растений

Знать: сущность вегетативного размножения

Рабочая тетрадь


§ 32,33, ответить на вопросы

18.02


21

Рост и развитие растительного организма

1

ИНМ

Рост и развитие


Рабочая тетрадь


§ 34, отв. на вопросы

25.02


22

Обобщение и систематизация знаний по теме «Ос- новные процессы жизнедеятельности растений»

1

УОСЗ

Систематизация знаний. Контроль усвоения знаний по теме

Уметь: выделять различия между процессами роста и развития; применять полученные знания на практике

Контрольная работа 2; рабочая тетрадь 2, с. 9, № 1;с. 10, №2, 3;с. 11, №2,3


§ 35, отв. на вопросы

4.03


Основные отделы царства растений (6ч)

23

Понятие о систематике. Водоросли. Общая характеристика

1

ИНМ


Классификация растений. Строение и размножение водорослей, их многообразие и значение в природе и жизни человека

Знать признаки водорослей. Уметь: распознавать растения разных отделов и классов; сравнивать одно- и многоклеточные водоросли

Рабочая тетрадь 2, с. 17, № 1;с. 15, № 1; с. 16, №2

Таллом (слоевище).Ризоиды.«Цветение» воды

§ 37, 38; рабочая тетрадь 2, с. 18, №2

11.03


24

Отдел Моховидные. Отдел Папоротниковидные

1

ИНМ

Строение мхов, их размножение, многообразие; значение в природе и в жизни человека

Знать: признаки моховидных и папоротниковидных растений; значение мхов в жизни человека. Уметь: находить отличительные признаки отделов; сравнивать мхи и водоросли


Спорофит. Гаметофит Печёночники

§39,40;рабочая тетрадь 2, с. 22, № 2, 3

18.03


25

Отдел Голосеменные

1

ИНМ

Строение, размножение, многообразие голосеменных; значение в природе и в жизни человека

Знать признаки голосеменных растений. Уметь: находить отличительные признаки отдела на примере наиболее распространённых растений своей местности; описывать процесс размножения голосеменных


Класс Хвойные. Фитонциды


§41; рабочая тетрадь 2, с. 15, №4

1.04


26

Отдел Покрытосеменные

1


ИНМ

Многообразие, значение в природе и в жизни человека. Классы Однодольные и Двудольные

Знать признаки покрытосеменных растений. Уметь: распознавать представителей покрытосеменных, наиболее распространённых в своей местности; сравнивать покрытосеменные растения с голосеменными


Одно-, дву-и многолетн. растения


§42; рабочая тетрадь 2, с. 25,№3

8.04


27

Семейства класса Двудольные Семейства класса Однодольные

1

ИНМ

Семейства класса Двудольные

Знать: основные семейства класса Двудольные. Уметь находить отличительные признаки семейств




§ 42- 44; рабочая тетрадь 2, с. 28, № 1,2

15.04


28

Инструктаж по ТБ. Л. Р №4 «Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)»

1

ИНМ

Семейства класса Однодольные


Знать: основные семейства класса Однодольные. Уметь находить отличительные признаки семейств

Лабораторная работа 4 «Распознавание органов у растений (морфологический анализ однодольного и двудольного растения)»



22.04


Историческое развитие и многообразие растительного мира (1ч)

30

Понятие об эволюции растительного мира. Многообразие и происхождение культурных растений

1

УОСЗ

Усложнение растений в процессе эволюции. Разнообразие видов растений - результат эволюции. Роль растений в жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры, центры их происхождения

Уметь: объяснять процессы жизнедеятельности растений различных отделов; называть основные этапы эволюции растительного мира. Уметь: объяснять роль растений в жизни человека; распознавать важнейшие сельскохозяйственные культуры; называть центры происхождения культурных растений

Рабочая тетрадь 2, с. 35, № 1 Рабочая тетрадь 2, с. 36, № 1;с. 17, №1

Палеоботаника. Риниофиты. Реликты. Эндемики. Искусственный отбор. Селекция

§ 45, 46

§47-49

29.04


Царство Бактерии (1 ч)

31

Царство Бактерии Многообразие и значение бактерий

1

ИНМ

Особенности строения и жизнедеятельности Бактерии –возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

Знать признаки бактерий. Уметь находить отличительные признаки царства бактерий; основные виды бактерий. Уметь: объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека; использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями

Рабочая тетрадь 2, с. 34, №1

Аэробы. Анаэробы

§ 49, 50

6.05


Царство Грибы. Лишайники (3 ч)


32

Царство Грибы Многообразие, значение грибов

1

ИНМ

Особенности строения грибов на примере плесневых грибов Разнообразие шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Грибы-паразиты

Знать признаки плесневых грибов. Уметь: давать систематическую характеристику грибов.

Уметь: объяснять роль грибов в природе и в жизни человека; распознавать съедобные и ядовитые грибы своей местности; сравнивать трубчатые и пластинчатые грибы



Микология


§52; §53. рабочая тетрадь 2, с. 44, №4

13.05



33

Лишайники

1

ИНМ

Строение, питание, многообразие лишайников; их значение в природе и в жизни человека

Знать особенности строения лишайников. Уметь: находить отличительные признаки лишайников; объяснять роль лишайников в природе и в жизни человека

Рабочая тетрадь 2, с. 46, № 1,2

Симбиоз

§54

20.05


Природные сообщества. Заключение (1 ч)

35

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме


1

УОСЗ

Биогеоценоз как целостное природное сообщество. Структура природного сообщества. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах

Знать признаки экосистем. Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; понимать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах

Рабочая тетрадь 2, с. 51, №1

Фитоценоз.Видовой состав. Биотоп

-

-

§ 55-59


27.05


Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

  • типы деления клеток, их роль в организме;

  • особенности строения тканей, органов и систем органов растительных организмов;

  • основные жизненные функции всех важнейших групп растительных организмов (питание, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, размножение, рост и развитие);

  • характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать основные формы цветкового растения;

  • распознавать органы и системы органов изученных организмов;

  • составлять простейшие цепи питания;

  • размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

  • пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты;

  • описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы;

  • различать в описании опыта или наблюдения: цель, условия его проведения и полученные результаты.

Нормы оценок

Оценка знаний учащихся.

Учитель должен учитывать:

  • правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребляемых научных терминов;

  • степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;

  • самостоятельность ответа;

  • речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Отметка «5»:

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

  • четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

  • для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

  • ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Отметка «4»:

  • раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  • ответ самостоятельный;

  • определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.

Отметка «3»:

  • усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

  • определения понятий недостаточно четкие;

  • не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;

  • допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологий, определении понятий.

Отметка «2»:

  • основное содержание учебного материала не раскрыто;

  • не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

  • допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Отметка «1»:

  • ответ на вопрос не дан

Оценка практических умений учащихся.


1. Оценка умений ставить опыты.

Учитель должен учитывать:

  • правильность определения цели опыта;

  • самостоятельность подбора оборудования и объектов;

  • последовательность в выполнении работы по закладке опыта;

  • логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.

Отметка «5»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

  • научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.

Отметка «4»:

  • правильно определена цель опыта;

  • самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;

  • в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;

  • в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  • правильно определена цель опыта;

  • подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

  • допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.

Отметка «2»:

  • не определена самостоятельно цель опыта;

  • не подготовлено нужное оборудование;

  • допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.


2. Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

  • правильность проведения наблюдений по заданию;

  • умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.

Отметка «5»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

  • логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.

Отметка «4»:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;

  • допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Отметка «3»:

  • допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;

  • допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.



Отметка «2»:

  • допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

  • неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);

● допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.


3.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
• Выполнил работу без ошибок и недочетов.
• Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
• Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
• Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
• Не более двух грубых ошибок.
• Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
• Или не более двух-трех негрубых ошибок.
• Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
• Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
• Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
• Или если правильно выполнил менее половины работы.


Список литературы

1.Программы: авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2010.–176 с.)

2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Методическое пособие для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений»/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013.-189с.

3.Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.»-М.: Дрофа, 2000. – 158с.

Основная литература

  1. Васильев А.С.,Воронин Н.С. и др. «Ботаника. Анатомия и морфология растений».-М.,Просвещение, 1978.-478с.

  2. Козлова Т.А., Кучменко В.С. «Биология в таблицах» - М.:Дрофа,2011.-229с.

  3. Лебедев С.Н. «Уроки биологии с применением информационных технологий».-М.:Глобус,2008.-108с.

  4. Новиков В.С., Губанов И.А. «Школьный аталас – определитель высших растений»-М.:Просвещение, 1991. -240с.

  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений»/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008.

  6. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Методическое пособие для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений»/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013.-189с.

  7. Серебрякова Т.И., Еленевский А.Г., Гуленкова М.А., Розенштейн А.М., Шорина Н.И. «Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6-7 кл. общеобразоват.»-Учреждений.- 6-е изд.-М.:Просвещение, 2000.-224с.

  8. Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.»-М.: Дрофа, 2000. – 158с.

9. Программы: авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2010.

–176 с.)

Дополнительная литература

1.Ахмедина С.Г. «Биологические вечера в школе».-Уфа:Китап, 2005.-112с.

2.Парфилов Л.Д. «Тематические игры по ботанике: Методическое пособие».-М.:ТЦ Сфера, 2002.-160с.

3.Щербаков Ю.В., Козлов И.С. «Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9кл.».-М.:Глобус,2010.-208с.

Список WEB-сайтов для дополнительного образования по биологии

1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).

2.www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

3.http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку.

4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

7.http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.

8.http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека

14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
рабочая программа по биологии в 6 классе

Автор: Максютов Ильнур Ризатович

Дата: 24.09.2015

Номер свидетельства: 233421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства