kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии в 5 классе на 2014-2015 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в полном соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования,  требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, программой по биологии.  Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»; ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана - Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.  Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана -Граф, 2012. — 304 с. Обеспечена учебником Биология: 5 класс: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, И.В.Николаев — М.: Вентана - Граф,  2013 — 144 с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии в 5 классе на 2014-2015 учебный год »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

город Вязьма смоленской области




Рабочая программа

по биологии для 5 класса

на 2014-2015 учебный год


Учитель: Гусарова Фируза Сабирулловна

Рассмотрена на заседании

методического совета

протокол № ___

от «__» ___________ 20__ г.


Утверждаю:

директор МБОУ СОШ №3

_____________ Н.А.Венедиктова

«__» ______________ 20__ г.







ВЯЗЬМА - 2014


1.Пояснительная записка

1.1.Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика курса биологии

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь основой для изучения естественных наук в старшей школе.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством И.Н.Пономаревой. Учебное содержание курса биологии включает: «Биология. 5 класс». 35ч. 1 ч в неделю. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы.

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, программой по биологии. Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»; ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана - Граф 2012 Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана -Граф, 2012. — 304 с. Обеспечена учебником Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, И.В.Николаев — М.: Вентана - Граф, 2013 — 144 с.

Ориентирована на использование методического пособия Биология: 5 класс: методическое пособие И.Н.Пономарева - М.: «Вентана-Граф, 2013 — 96 с. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды.

1.2.Цели программы:

глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя еѐ норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой

природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

3.Задачи программы:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии; - систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественнонаучных знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;


1.4.Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего МБОУ СОШ №3 города Вязьмы Смоленской области. Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).

По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Класс - 5А и 5 Б

Количество часов - 34

Всего - 34 часов, в неделю - 1час.

Лабораторных работ - 4 ч.;

Экскурсий – 1 ч












2.Содержание учебной программы.

2.1.Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения предмета «Биология 5 класс» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды.Приводить примеры заповедников России и Самарской области, объяснять их ценность.

  • Анализировать опыт разработки и реализации проектов на экологическую тему. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

  • Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

  • Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  • Планировать пути достижения целей. Планировать ресурсы для достижения цели. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности. Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  • Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности. Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД :

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

  • Создавать модели и схемы для решения задач.

  • Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

  • Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  • Давать определение понятиям.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Должен научиться:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Получить возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;

  • выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Система оценивания

1.Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


2.Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1.Правильно определил цель опыта.

2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.

5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

2. Или было допущено два-три недочета.

3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

4. Или эксперимент проведен не полностью.

5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".

4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


3.Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

2.Допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

2. Или не более двух недочетов. 7

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или

допустил:

1. Не более двух грубых ошибок.

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.


2.2.Содержание курса.

Тема 1. Биология — наука о живом мире (8 ч).

Наука о живой природе.

Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой
природе — биология.

Свойства живого.

Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.

Методы изучения природы.

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.

Увеличительные приборы

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. Ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Строение клетки. Ткани

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

Химический состав клетки.

Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.

Процессы жизнедеятельности клетки

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы.

Великие естествоиспытатели.

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Лабораторная работа 1

«Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа 2

«Знакомство с клетками растений».



Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч).

Царства живой природы.

Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.

Значение бактерий в природе и для человека

Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы болезнетворными бактериями.

Растения.

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Животные.

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Грибы.

Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).

Многообразие и значение грибов. Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники.

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Лабораторная работа 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа 4

«Наблюдение за передвижением животных».


Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч).

Среды жизни планеты Земля.

Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни.

Экологические факторы среды.

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

Приспособления организмов к жизни в природе.

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений.

Природные сообщества.

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.

Природные зоны России.

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Жизнь организмов на разных материках.

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Жизнь организмов в морях и океанах.

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.


Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч).

Как появился человек на Земле .

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

Как человек изменял природу.

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

Важность охраны живого мира планеты.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

Сохраним богатство живого мира.

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Экскурсия

«Весенние явления в природе» или

«Многообразие живого мира» (по выбору учителя).
























3.Календарно-тематическое планирование.

3.1.Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Дата

Тема 1.

Биология — наука о живом мире.

Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов»

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений»

8


Тема 2.

Многообразие живых организмов.

Лабораторная работа № 3

«Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных»

12


Тема 3.

Жизнь организмов на планете Земля.

8


Тема 4.

Человек на планете Земля.

Экскурсия «Весенние явления в природе».

6



Итого: лабораторных работ -4, экскурсий -1





34


Лабораторные работы:

  1. «Изучение строения увеличительных приборов»

  2. «Знакомство с клетками растений».

  3. «Знакомство с внешним строением растения»

  4. «Наблюдение за передвижением животных»


Экскурсии:

«Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира».









3.2. Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема

Характеристика основных видов деятельности учащихся


Вид контроля

д/з





Освоение предметных знаний

УУД




Тема 1. Биология — наука о живом мире ( 8 часов)





1. (1)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Давать определение науки биологии.

Называть задачи, стоящие перед учёными-биологами.

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Знакомство с учебником, целями и

задачами курса. Человек и природа.

Живые организмы — важная часть

природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе — биология.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложены и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально

или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать,

классифицировать и обобщать факты

и явления. Выявлять причины и

следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостояельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на

основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

- Уметь определять возможные

источники необходимых сведений,

производить поиск информации,

анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с

другом и т.д.).

знать термины.

§ 1


2. (2)

Отличительные признаки живых организмов.

Называть свойства живых организмов.

Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции.

Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности.

Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

Отличие живых тел от тел неживой

природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость.

Организм — единица живой

природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.


ответы на вопросы после параграфа.

§ 2


3. (3)

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов»

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы.

Обсуждать способы оформления результатов исследования

Лабораторная работа № 1

«Изучение устройства увеличительных приборов». Объяснять назначение увеличительных приборов. Описывать и сравнивать увеличение лупы и микро- скопа. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение. Находить части микроскопа и называть их.

Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы:

наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.


практикум

§ 3 термины. Сообщение об А. Левенгуке.


4. (4)

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблю­дение, измерение, эксперимент

Называть части клетки по рисункам учебника.

Характеризовать назначение частей клетки.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микроскопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце.

Микропрепарат. Правила работы с

микроскопом


зарисовать и подписать устройство микроскопа.

§ 4


5. (5)

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений»

Лабораторная работа № 2

«Знакомство с клетками растений».

Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение

частей клетки.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их

функции. Зарисовывать клетки в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы

Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.


практикум

§ 5 заполнить таблицы «Ткани»


6 (6)

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на стр.

Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение.

Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события.

Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки. Основные процессы, происходящие в

живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение.

Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность.-

Самостоятельная работа учеников с

текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах. Анализировать информацию


Рабочая тетрадь

§ 6 задания 1-3

§ 6


7 (7)

Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение

Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

Объяснять сущность понятия

«обмен веществ», характеризовать его биологическое значение.

Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать

вывод о том, что клетка — живая

система (биосистема).



Процессы жизнедеятельности клетки.

Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам.

Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность.


Биологический диктант

§ 7


8 (8)

Обобщающий урок по теме «Биология как наука»

Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации.

Знакомиться с именами и портретами учёных, слушая сообщения одноклассников.

Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий.

Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии.

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.

Приобретение знаний о великих учёных- естествоиспытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов).



подготовить сообщения /презентации/ о великих естествоиспытателях.

§ 1-7

Тема 2. Многообразие живых организмов (12 часов)


1. (9)

Царства живой природы.



Объяснять сущность термина

«классификация».

Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид».

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.

Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид».

Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально

или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных

и т.п.).

- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с

другом и т.д.).

самоконтроль взаимоконтроль знаний.

Составить сравнительную хар-ку


§8


2. (10)

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов: «автотрофы»,«гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот.

Различать свойства прокариот и эукариот.Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы

жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах.


Взаимоконтроль

Теренажор «Бактерии»

§9










3. (11)

Значение бактерий в природе и для человека.

Характеризовать важную роль бактерий в природе. Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий,

называть его продукты.

Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве.

Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз

клубеньковых бактерий с растениями,

способствующий усвоению растениями

недоступного для них азота воздуха.

Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в

атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания.


Сообщения учащихся Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль

Тест «Бактерии»

§10


4(12)

Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека

Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части.

Определять расположение почек на

побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны.


Строение растений. Корень и побег.

Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами. Роль цветковых растений в жизни человека. Флора — исторически сложившаяся

совокупность всех растений на Земле.

Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла.

Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения —эукариоты, бактерии — прокариоты.

Деление царства растений на группы:

водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.


Приобретение знаний, само и взаимоконтроль. Теренажор

§11


5(13)

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа

№ 3«Знакомство с внешним строением

побегов растения». Характеризовать

особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных

и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).

Формулировать общий вывод

Соблюдать правила работы в кабинете

биологии и обращения с лабораторным

оборудованием.



Работа в парах, индивидуальная

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растений

Ст 50

§11


6(14)

Животные. Строение животных Многообразие жи­вотных, их роль в природе и жизни человека

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Фауна — совокупность всех видов животных.

Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Называть факторы неживой природы,

оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных

Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к пере-

движению, наличие органов чувств.

Среда обитания: вода, почва, сушаи другие организмы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека.

Зависимость от окружающей среды.


Приобретение и первичный контроль знаний. вопросы ст.56

§12


7(15)

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

Индивидуальная, работа в парах Готовить микропрепарат культуры инфузорий.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.

Зарисовать общий облик инфузории.

Формулировать вывод о значении движения для животных.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.



Работа в парах, индивидуальная

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных» стр.56

§12


8(16)

Грибы. Многообразие грибов

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды

грибов.

Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами Устанавливать сходство гриба с растениями и животными

Общая характеристика грибов. Много-

клеточные и одноклеточные грибы.

Наличие у грибов признаков растений

и животных. Строение тела гриба.

Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты,

симбионты и хищники. Размножение

спорами. Симбиоз гриба и растения —

грибокорень (микориза).


Самоконтроль,

взаимоконтроль

Тест «Грибы»

§13


9(17)

Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

Характеризовать строение шляпочных

грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин».

Объяснять значение грибов для чело-

века и для природы. Работать в паре — описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов.

Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляпка и ножка). Плесневые

грибы. Их использование в здраво-

охранении. Антибиотик пенициллин.

Одноклеточные грибы — дрожжи. Их

использование в хлебопечении и пиво-

варении. Съедобные и ядовитые грибы.

Правила сбора и употребления грибов

в пищу. Паразитические грибы —

наносят большой урон урожаю культурных растений. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в

пищу животными и человеком


сообщения учащихся. Демонстрация /строение мукора под микроскопом/.

Составление сравнительной таблицы

Рис. 55

§14


10(18)

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека

Выделять и характеризовать главную

особенность строения лишайников -

симбиоз двух организмов — гриба и

водоросли.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

Общая характеристика лишайников:

симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.


Самоконтроль, взаимоконтроль – работа с гербарным материалом

§15


11(19)

Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека

Рассматривать на рисунках учебника

изображения животных и растений,

определять их значение для человека и

природы.

Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные

растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения

и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие

вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природеи жизни человека


Составить схему «Биологическое разнообразие.»

§16


12(20)

Промежуточный контроль.

Обобщение и систематизация зна­ний по теме 2

Выполнять итоговые задания по мате-

риалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала. Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах

Опрос учащихся с использованием

итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Контроль знаний, самоконтроль задания

Ст. 73-74

§8-16

Тема 3.Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)


1. (21)

Среды жизни на планете Земля

Характеризовать особенности условий

сред жизни на Земле.

Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия

факторов природы

Среда жизни организмов. Особенности

водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред.

Примеры организмов —обитателей

этих сред жизни.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально

или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты

и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных

и т.п.).

- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации,

анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с

другом и т.д.).

Индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль

§17


2. (22)

Влияние экологических факторов на организмы

Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических

факторов.


Самоконтроль

Оценка устных ответов,

Тестовая проверка знаний.

§18


3. (23)

Приспособления организмов к жизни в природе.


Называть примеры сезонных изменений у организмов.

Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания.

Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ.

Различать и характеризовать разные природные сообщества

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.


Фронтальный и индивидуальный опрос.

Оценка сообщений учащихся


§19


4(24)

Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии

Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его

обитателей

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные —

потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе.

Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры

природных сообществ.


Фронтальный и индивидуальный опрос.

Оценка сообщений учащихся

§20


5(25)

Природные зоны России.


Объяснять сущность понятия «природная зона».

Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи.

Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте,

приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.

Понятие природной зоны. Различные

типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.


Фронтальный и индивидуальный опрос.

Оценка сообщений учащихся

§21


6(26)

Жизнь организмов на разных материках.


Объяснять сущность понятия «местный вид».

Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.

Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.

Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте,

приведённой в учебнике.

Описывать свои впечатления от встречи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях

Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты.

Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность

живого мира материков: Африки, Австралии,

Южной Америки, Северной Америки,

Евразии, Антарктиды.


Оценка сообщений учащихся,

выборочная проверка тетрадей,оценка дневников исследования Оценка устных ответов.


§22


7(27)

Жизнь организмов в морях и океанах.


Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника.

Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.

Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов.

Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Выделять существенные

признаки приспособленности организмов к среде обитания.

Условия жизни организмов в водной

среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон.

Прикреплённые организмы: устрицы,

мидии, водоросли. Жизнь организмов

на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.


выборочная проверка тетрадей, проверка оформления проекта

Оценка сообщений учащихся,

Тестовая проверка знаний со взаимопроверкой


§23


8(28)

Обобщение и систематизация знаний по теме 3

« Жизнь организмов на планете Земля»

Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе.

По строение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира.

Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.

Проверка знаний путём беседы по

предложенным вопросам. Обсуждение

проблемных вопросов темы в парах и

малых группах. Оценка


Оценка знаний учащихся по теме « Жизнь организмов на планете Земля»

§17-23

Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч)



1. (29)

Как появился человек на Земле.

Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение

скота, постройка городов, до рог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Изменение человеком окружающей

среды, приспособление её к своим

нуждам. Вырубка лесов под поля и

пастбища, охота, уничтожение дико-

растущих растений как причины освоения человеком новых территорий.

Осознание современным человеком

роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий

деятельности человека.

Регулятивные УУД:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально

или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии

Познавательные УУД:

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных

и т.п.).

- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

- Вычитывать все уровни текстовой информации.

- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно организовывать

учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с

другом и т.д.).


§24


2. (30)

Как человек изменял природу.

Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины

сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных.

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.



§25


3. (31)

Последствия деятельности человека в экосистемах

Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами.

Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным.

Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана

Расселение редких видов на новых», раннецветущих растений и пр.).

Ценность разнообразия живого мира.

Обязанности человека перед природой.

Примеры участия школьников в деле

охраны природы.

Результаты бережного отношения к

природе. Примеры увеличения численности от дельных видов


сочинение о необходимости охраны природы.

§26


4(32)

Роль человека в биосфере Экологические проблемы

Отвечать на итоговые вопросы по теме 4.Обсуждать проблемные вопросы темы 4 в парах и малых группах.

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса.


Проверка знаний учащихся путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблем, заданных в учебнике, мнений учащихся. Работа в парах и малых группах. Оценка достижений учащихся по усвоению материалов темы 4.


Тесты

§27


5(33)

Итоговый контроль


Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе.

Выбирать задание на лето, анализировать его содержание

Проверка знаний по курсу биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности


Контрольная работа

§24-27


6(34)

Экскурсия «Весенние явления в природе».

Наблюдать и фиксировать природные

явления, делать выводы.

Экскурсия

«Весенние явления в природе» или

«Многообразие живого мира».

Методы изучения

живых организмов:

наблюдение,

измерение,

Сравнивать объекты живой и неживой природы.

Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого

Научится делать выводы о различиях тел живой и неживой природе.

Соблюдать правила поведения в природе



Оформлять отчёт о

Своих наблюдениях

в ходе экскурсии




Итого: 34 ч

4.Оснащение учебного процесса.

4.1. Формы организации учебного процесса.

Виды и формы контроля:

  • устный опрос в форме беседы;

  • тематическое тестирование (приближенное к заданиям ГА-9 и ЕГЭ);

  • устные зачёты;

  • лабораторный контроль;

  • индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);

  • индивидуальные домашние задания (письменные и устные);

  • промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий (приближенных к заданиям ГА-9 и ЕГЭ).


4.2. Учебно-методической обеспечение учебного процесса.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

  5. Учебный план МБОУ СОШ № города Вязьмы Смоленской области на 2014 – 2015 учебный год.


Методическая литература для учителя

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.

  2. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6.

  3. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.

  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.

  6. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, №6.

  7. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.

  8. Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.


Мультимедийная поддержка курса

  1. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.

  2. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.


Основная литература для учащихся

  1. Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304 с.

  2. Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 234 с.

  3. Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. - 318 с.

  4. Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.

  5. Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.

  6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.

  7. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.

  8. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.

  9. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.

  10. Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова. Правительство Ульяновской области. - Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология»

  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы


4.3. Техническое обеспечение образовательного процесса.

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Рельефные таблицы

Строение корня

Строение листа

Внутреннее строение зерновки

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Демонстрационные

Для демонстрации всасывания воды корнями растений

Для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных

Раздаточные

Лупа ручная

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Печатные пособия

Демонстрационные

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения.

Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений»

Дидактические материалы

Раздел «Растения» 6 класс

Раздел «Общие биологические закономерности» 9 класс









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии в 5 классе на 2014-2015 учебный год

Автор: Гусарова Фируза Сабирулловна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа, 7 класс, О.А. Кожина "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-7-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222447"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436293848"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа 5 класс О.А. Кожина"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-5-klass-o-a-kozhina"
    ["file_id"] => string(6) "222503"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1436378074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства