kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: ФЗ - № 273  от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 7 класса»

Рассмотрена

на заседании ШМО

рук-ль______Н В Муравьева

протокол №______

от «____»________2014 г.


Согласована

зам. директора по УР

__________Л.А.Хайдарова


«_____»____________2014 г.


Утверждаю

директор МБОУ СОШ № 3

п.г.т. Кукмор

_______________Р.Д.Бариев

Приказ № _______________

«_____»____________2014 г.













Рабочая программа по биологии

для 7 класса

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

на 2014-2015 учебный год









Разработала учитель географии

высшей квалификационной категории

Муравьева Наталья Владимировна












Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089)

  3. Закон Республики Татарстан «Об Образовании» (в действующей редакции);

  4. Учебный план МБОУ «СОШ № 3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014-2015 учебный год;

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №3 п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан (введена в действие приказом №199/12 от 1.09.2012)

6. Примерная авторская программа - Пасечника В.В. «Рабочие программы по биологии 6-11 класс» ( Волгоградская Государственная Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования)- М.: «Глобус», 2009, изд 2-ое стереотипное.

Обучение ведется по учебнику : Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. 7 класс – М.: Дрофа, 2010. - 302 с. (Рекомендовано МО и науки РФ)

Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 70 ч в год /2 ч в неделю.

Цель изучения курса - освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов.

Задачи

  1. освоение знаний о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, формирование понятия о необходимости охраны животных

Общая характеристика предмета: Знакомство с многообразием животного мира. Общий план строения позвоночных и беспозвоночных животных, связь строения и функций организма. Особенности питания и передвижения животных, их приспособления к изменчивым условиям природной среды. Средообразующая деятельность животных. Роль животных в формировании и сохранении окружающей среды и динамического природного равновесия







Учебно-тематическое планирование


№ темы

Тема

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Многообразие царства животных

39

3

Эволюция строения животных

11

4

Индивидуальное развитие животных

4

5

Развитие и закономерности размещения животных на Земле

5

6

Биоценозы

3

7

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

3

8

Обобщение и повторение знаний за курс 7 класса.

3


итого

70



Содержание курса

Тема 1. Введение. (2 часа)

Общие сведения о животном мире. Царство животных.

Роль зоологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения животных. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Основные систематические категории: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчинённость. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Правила работы в биологической лаборатории.

Тема 2. Многообразие царства животных (39 часов)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Многообразие животных – результат эволюции

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Простейшие – возбудители заболеваний. Профилактика заболеваний. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека.

Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Многоклеточные животные.

Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Паразитические черви – возбудители заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний.

Демонстрация. Строение и многообразие червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа Изучение внешнего строения ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний. Меры профилактики заболеваний.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Насекомые – возбудители и переносчики возбудителей заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний вызываемых животными.

Демонстрация. Строение и многообразие насекомых. Наблюдения за ростом и развитием животных; процессами жизнедеятельности животных, поведением животных

  • Лабораторная работа.

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие рыб.

Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие земноводных.

Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие пресмыкающихся.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие птиц

Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни

Изучение и многообразие птиц.

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация. Строение и многообразие млекопитающих.

Распознавание животных разных типов. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Тема 3. Эволюция строения животных (11 часов)

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Регуляция жизнедеятельности организма животного. Распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

  • Лабораторная работа.

Изучение особенностей различных покровов тела.

Тема 4. Индивидуальное развитие животных (4 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

  • Лабораторная работа.

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5часов)

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции.

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

Особенности строения и жизнедеятельности по­звоночных, их поведение, размножение и развитие. Роль в экосистемах. Сохранение многообразия ви­дов путем регулирования их численности. Поддер­жание биологического разнообразия в экосистемах как основа сохранения их целостности. Сохранение генофонд

Тема 6. Биоценозы (3 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на организмы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

  • Экскурсии.

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 часов)

Последствия воздействия деятельности человека на животных. Одомашнивание. Искусственный отбор и селекция сельскохозяйственных животных. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Тема 8. Обобщение и повторение знаний за курс 7 класса (3 часа)

Многообразие царства животных. Эволюция строения животных. Индивидуальное развитие животных. Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Биоценозы.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

Формы промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация для учащихся освоивших курс биологии 7 класса проводится в форме разноуровневого теста.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; проведения наблюдений за растениями и домашними животными

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; соблюдения правил поведения в окружающей среде;


Система оценивания

Оценка знаний и умений учащихся.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по биологии являются письменная контрольная работа, тестирование и устный опрос.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись биологически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Ответ считается безупречным, если правильно выбран способ объяснения, сопровождается необходимыми биологическими терминами, последовательно и логически связываются с предыдущими темами.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное, нахождение ответа, которые свидетельствуют о высоком биологическом развитии учащегося; за освоение более сложной темы или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

Критерии ошибок:

К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися биологической терминологии, правил, основных свойств и неумение их применять; незнание ответов на вопросы, рассматриваемых в учебниках, а также ошибки, если они не являются опиской;

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя биологическую терминологию и символику;

- правильно ориентируется по рисункам, схемам, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие м

биологическое содержание ответа;

- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к биологической подготовке учащихся»);

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании биологической терминологии, рисунках, схемах, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании биологической терминологии, в рисунках, схемах которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.

Оценка “5” ставится, если ученик:

-правильно определил цель работы;

- выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

- научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

-проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

- эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:

-опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

-.или было допущено два-три недочета;

-или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

-или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка “3” ставится, если ученик:

- правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

-или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

-опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок, но повлиявших на результат выполнения;

-допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка “2” ставится, если ученик:

- не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

-или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

-или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;

-допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка “1” ставится, если ученик:

-полностью не сумел начать и оформить опыт;

-не выполняет работу;

-показывает отсутствие экспериментальных умений;

-не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка письменных контрольных работ и тестирования учащихся по биологии

Отметка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

- в решении нет

биологических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Оценка тестовых работ

При оценивании тестов используется следующая шкала

90 – 100% выполнения – «отлично»

70 – 89 % - «хорошо»

50 – 69% - «удовлетворительно»

менее 50% - «неудовлетворительно»

При выполнении тестовых работ в формате ОГЭ и ЕГЭ

Полностью выполненная части «А» - «удовлетворительно»

Части «А» и «В» - «хорошо»

Части «А», «В» и одного задания из части «С» - «отлично»


Учебно- методическое обеспечение

Литература для учителя :

1. Л.А. Гребенник, М.А. Солодилова, Н.В. Иванова, В.Н. Рыжаева. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов; под ред. В.П. Иванова.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 190 с.: ил.

2. Дидактические карточки- задания по биологии: животные/ Е. Т. Бровкина, В.И. Белых.- М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 56 с.

3. Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6 -7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи.- М.: Дрофа, 2002.- 128 с.: ил.

4. Е.Л. Жеребцова. ЕГЭ. Биология: Теоретические материалы.- СПб.: Тригон, 2009. – 336

5. А.А. Кириленко, С.И. Колесников. Биология. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации- 2009: учебно - методическое пособие - Ростов н/Д: Легион, 2009.- 176 с.

6. В.В. Латюшин, Г.А. Уфинцева. Биология. Животные. 7класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В Латюшина и В.А. Шапкина « Биология. Животные»: пособие для учителя.- М.: Дрофа 2003.- 192 с.

7. В.В. Латюшин. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя.- М.: Дрофа, 2004.- 160 с.

8. А.И. Никишов. Как обучать биологии: Животные: 7 кл.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 200 с.

9. А.И. Никишов, Р.А. Петросова и др. Биология в таблицах.- М.: «ИЛЕКСА», 1998.- 104

10. А.И. Никишов, А.В. Теремов. Дидактический материал по зоологии. – М.: РАУБ «Цитадель», 1996. - 174 с.

11. А. Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.- 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)

Литература для учащихся:

1.Биологический русско-татарский толковый словарь под редакцией Ф.Г. Ситдикова, Казань, Магариф, 1998 (4экз)

2.Русско-татарский словарь биологических терминов. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Казань., Магариф, 2001 (3 экз)

3.Русско-татарский словарь биологических терминов. Насекомые. Казань, Магариф, 1997 (8 экз)

4.Насекомые. Полная энциклопедия. М.: ЭКСМО. 2008.

5. Птицы. Полная энциклопедия. М.: ЭКСМО. 2008.

6.В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс.- М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.

Электронные ресурсы: из ФЦИОР, ЭОР, интернет урок, open class и т.д.

1.Мультимедиа учебник по биологии для учащихся 6-11 классов общеобразовательных учебных заведений.

2. Лабораторный практикум. Биология.6-11 класс. Республиканский мультимедиацентр, 2004

3. Биология СонинН.И. Плешаков А.А. Учебная линия для учащихся 5-11 классов. ООО «дрофа», 2009
















Календарно-тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Элементы стандарта

Дата проведения


Приме-чание

план

факт

Введение (2 ч.)

11

История развития зоологии

Царство животных. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности

Охрана животного мира




22

Современная зоология

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.





Многообразие царства животных (39 ч.)

33

Общая характеристика Простейших

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.




44

Многообразие Простейших

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека.





55

Многоклеточные животные. Беспозвоночные. Тип Губки


многоклеточные организмы.





66

Тип Кишечнополостные






77

Тип Плоские черви





88

Тип Круглые черви





99

Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа: «Внешнее строение дождевого червя»






110

Тип Моллюски





111

Классы Моллюсков





112

Тип Иглокожие





113

Обобщающий урок по теме: Простейшие, Кишечнополостные, Черви, Моллюски. Тест.





14

Тип Членистоногие





15

Класс Насекомые

Возбудители и переносчики возбудителей заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний вызываемых животными.




116

Отряды насекомых. Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки





117

Отряды насекомых. Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы





118

Отряды насекомых. Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

Наблюдения за ростом и развитием животных; процессами жизнедеятельности животных, поведением животных





119

Отряд насекомых. Перепончатокрылые





220

Позвоночные. Тип Хордовые





221

Классы рыб Лабораторная работа: «Внешнее строение и передвижение рыб»





222

Класс Хрящевые рыбы





223

Костные рыбы

Наблюдения за ростом и развитием животных; процессами жизнедеятельности животных, поведением животных





224

Класс Земноводные, или Амфибии Характеристика класса


Наблюдения за ростом и развитием животных; процессами жизнедеятельности животных, поведением животных





225

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Наблюдения за ростом и развитием животных; процессами жизнедеятельности животных, поведением животных





226

Отряды пресмыкающихся





227

Класс Птицы

Лабораторная работа: «Изучение внешнего строения птиц».

Наблюдения за ростом и развитием животных; процессами жизнедеятельности животных, поведением животных





228

Отряды птиц. Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные





229

Отряды птиц. Дневные хищные, Совы, Куриные





330

Отряды птиц. Воробьинообразные, Голенастые





331

Обобщающий урок по теме:» Птицы.Строение Многообразие» Тест





332

Класс Млекопитающие, или Звери

Наблюдения за ростом и развитием животных; процессами жизнедеятельности животных, поведением животных





333

ОтрядОднопроходные,Сумчатые





334

Отряды Насекомоядные, Рукокрылые





335

Отряды млекопитающих. Грызуны, Зайцеобразные





336

Отряды млекопитающих. Китообразные, Ластоногие,






337

Хоботные, Хищные





338

Отряды млекопитающих. Парнокопытные

Роль животных в природе, жизни и деятельности человека




339

Непарнокопытные





440

Отряд млекопитающих. Приматы





441

Обобщающий урок по теме «Млекопитающие»

Тест

Распознавание животных разных типов. Определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).





Эволюция строения животных(11 ч.)

442

Покровы тела

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.





443

Опорно-двигательная система





444

Способы передвижения животных. Полости тела





445

Органы дыхания и газообмен




446

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии





447

Кровеносная система. Кровь





448

Органы выделения





449

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).




550

Органы чувств.

Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения).




551

Продление рода. Органы размножения





552

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения животных» Тест

Распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.





Индивидуальное развитие животных 4ч

553


Способы размножения животных. Оплодотворение





554

Развитие животных с превращени Рост, развитие





555

Периодизация и продолжительность жизни животных





556

Обобщающий урок по теме «Индивидуальное развитие животных» Тест





Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5ч.)

557

Доказательства эволюции животных

Учение об эволюции органического мира.





558

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира Усложнение строения животных

Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции.




559

Обобщающий урок по теме Развитие животного мира





660

Ареалы обитания. Миграции.





661

Закономерности размещения животных





Биоценозы (3ч.)

662

Естественные и искусственные биоценозы Факторы среды и их влияние на биоценозы

Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе;





663

Цепи питания. Поток энергии

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания);





664

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах)




Тема 8.Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 ч.)

665

Воздействие человека и его деятельности на животных





666

Одомашнивание животных

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.





667

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира





Тема 9. Обобщение и повторение знаний за курс 7 класса (3 часа)

68

Итоговая работа за год.





669

Коррекция ЗУН. Повторение по теме: «Многообразие царства животных»





770

Повторение по теме: «Эволюция, индивидуальное развитие и размещение животных на Земле»





Итоговая работа для промежуточной аттестации

вариант 1

Часть 1.

Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

 1А. Укажите признак, характерный только для царства животных.

1) дышат, питаются, размножаются

2) состоят из разнообразных тканей

3) Имеют механическую ткань

4) имеют нервную ткань

2А. Животные какого типа имеют наиболее высокий уро­вень организации?

1) Кишечнополостные                3) Кольчатые черви

2) Плоские черви                        4) Круглые черви

3А.Какое животное обладает способностью восстанавли­вать утраченные части тела?

1) пресноводная гидра 2) большой прудовик

3) рыжий таракан 4) человеческая аскарида

4А.Внутренний скелет - главный признак

1) позвоночных                           3) ракообразных

2) насекомых                              4) паукообразных

5А. Чем отличаются земноводные от других наземных по­звоночных?

1) расчлененными конечностями и разделенным на отделы позво­ночником

2) наличием сердца с неполной перегородкой в желудочке

3) голой слизистой кожей и наружным оплодотворением

4) двухкамерным сердцем с венозной кровью

6А. К какому классу относят позвоночных животных имеющих трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке?

1) пресмыкающихся                    3) земноводных

2) млекопитающих                      4) хрящевых рыб

7А. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение клеток тела кровью

1) смешанной

2) венозной

3) насыщенной кислородом

4) насыщенной углекислым газом

8А. Заражение человека аскаридой может произойти при употреблении

1) немытых овощей

2) воды из стоячего водоема

3) плохо прожаренной говядины

4)консервированных продуктов

 

Часть 2.

Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

 В1. У насекомых с полным превращением

1) три стадии развития

2) четыре стадии развития

3) личинка похожа на взрослое насекомое

4) личинка отличается от взрослого насекомого

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) во взрослое насекомое превращается личинка

  Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца.

ВИД ЖИВОТНОГО                                                ОСОБЕННОСТЬ    СТРОЕНИЯ СЕРДЦА

 

A) прыткая ящерица                                             1)  трехкамерное без перегород­ки в желудочке

Б) жаба

B) озёрная лягушка

Г) синий кит                                                          2) трехкамерное   с   неполной перегородкой

Д) серая крыса

 Е) сокол сапсан                                                     3) четырехкамерное

 

 

 

 

 

 

 

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

В3. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:

А)Млекопитающие

Б)Пресмыкающиеся

В)Рыбы

Г) Птицы

Д) Бесчерепные хордовые

 

 

 

 

 

 


Часть 3.

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1.Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Пресмыкающихся и Млекопитающих.

 

вариант 2

Часть 1.

Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А.Какую функцию у зеленой эвглены выполняют органоиды, содержащие хлорофилл?

1) образуют органические вещества из неорганических на свету

2) накапливают запас питательных веществ

3) переваривают захваченные частицы пищи

4)  удаляют избыток воды и растворенных в ней ненужных веществ

2А. Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении

1) немытых овощей

2) воды из стоячего водоема

3) плохо прожаренной говядины 4)консервированных продуктов

3А.  У насекомых, в отличие от других беспозвоночных,

1) на головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое

2) конечности прикрепляются к головогруди и брюшку

3) на голове две пары ветвистых усиков

4) тело состоит из трех отделов, на груди крылья и три пары ног

4А.В какой класс объединяют животных, имеющих жабры с жаберными крышками?

1) костных рыб                           3) хрящевых рыб

2) земноводных                          4) ланцетников

5А.Пресмыкающихся называют настоящими наземными животными, так как они

1) дышат атмосферным кислородом

2) размножаются на суше

3) откладывают яйца

4) имеют легкие

6А. Признак приспособленности птиц к полету -

1) появление четырехкамерного сердца

2) роговые щитки на ногах

3) наличие полых костей

4) наличие копчиковой железы

7А. Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кож­ным дыханием, -

1) Земноводные

2) Хрящевые рыбы

3) Млекопитающие

4) Пресмыкающиеся

8А. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамер­ного сердца, одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве

1)

хрящевых и костных рыб

2)

ланцетника и рыб

3)

земноводных и рыб

4)

пресмыкающихся и рыб

Часть 2.

Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

 

В1. Какие признаки характерны для животных?

1) синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза

2) питаются готовыми органическими веществами

3) активно передвигаются

4) растут в течение всей жизни

5) способны к вегетативному размножению

6) дышат кислородом воздуха

 Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между признаком живот­ных и классом, для которого этот признак характерен.

ПРИЗНАККЛАСС

А) оплодотворение внутреннее                                              1) Земноводные

Б) оплодотворение у большинства видов наружное

В) непрямое развитие ( с превращением  )                      

Г) размножение и развитие проис­ходит на суше                 2) Пресмыкающиеся

Д) тонкая кожа, покрытая слизью

Е) яйца с большим запасом пита­тельных веществ

 

 

 

 

 

 

 

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

В3. Установите последовательность появления групп животных в процессе эволюции:

А)Плоские черви

Б)Круглые черви

 В)Простейшие

Г)Кишечнополостные

Д)Плоские черви

 

 

 

 

 

 

Часть 3.

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

 С1. Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Рыб и Земноводных.

 

вариант 3

Часть 1.

Выберите (обведите) правильный ответ на вопрос:

1А.Переваривание пищи начинается вне  пищеварительного канала у

1) пауков                                    3) ракообразных

2) насекомых                              4) моллюсков

2А.В процессе эволюции кровеносная система впервые появ­ляется у

1) членистоногих                         3) круглых червей

2) кольчатых червей                    4) моллюсков

3А. Какое животное переносит возбудителя энцефалита?

1)вошь                                       3) чесоточный клещ

2) блоха                                      4) таежный клещ

4А.Какое животное имеет один круг кровообращения и двухкамерное сердце?

1) нильский крокодил                 3) дельфин-белобочка

2) голубая акула                         4) болотная черепаха

5А. Одно из доказательств родства птиц и пресмыкающихся

1) наличие двух пар конечностей

2) передвижение по суше с помощью задних конечностей

3) сухая кожа, лишенная желез, чешуйки на лапах.

4) отсутствие зубов, роговой чехол на челюстях

6А. Какие животные дышат с помощью легких и кожи?

1) ящерицы

 2)крокодилы

3) змеи

4) лягушки

7А. Артериальная кровь в сердце не смешивается с венозной у

1) большинства пресмыкающихся

2) птиц и млекопитающих

3) хвостатых земноводных

4) бесхвостых земноводных

8А. Животные какого типа имеют наиболее высокий уро­вень организации?

1) Простейшие              

2) Плоские черви    

3) Кишечнополостные

4) Кольчатые черви

 

Часть 2.

Выберите (обведите) три правильных ответа из шести:

В1. Какие признаки характеризуют пресмыкающихся как назем­ных животных?

1) кровеносная система имеет два круга кровообращения

2) неполная перегородка в желудочке сердца

3) оплодотворение внутреннее

4) имеется орган слуха

5) конечности расчленены, состоят из трех отделов

6) имеется хвост

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

В2. Установите соответствие между особенностью строения членистоногих и классом, для которого она харак­терна.

ОСОБЕННОСТЬКЛАСС

СТРОЕНИЯЧЛЕНИСТОНОГИХ

A) отделы тела: голова, грудь,1) Паукообразные

брюшко

Б) 3 пары ходильных ног2) Насекомые

B) наличие паутинных желез

 Г) 4 пары ходильных ног

Д) отделы тела: головогрудь,

брюшко

Е) наличие усиков

 

 

 

 

 

 

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п.. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

В3. Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции:

А)Кистепёрые рыбы

Б)Пресмыкающиеся

В)Рыбы

Г)Бесчерепные хордовые

Д)Птицы

 

 

 

 

 

 


Часть 3.

Дайте полный свободный ответ на вопрос:

С1. Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Земноводных и Пресмыкающихся.

Критерии оценивания итоговой работы


Работа состоит из 3 частей, включающих 12заданий.

Часть 1 включает 8заданий (А1 – А8). К каждому заданию приводится 4 варианта ответов, один из которых верный. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть 2 содержит 3задания: В1– с выбором трёх верных ответов из шести, В2– на выявление соответствий, В3– на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов. Правильный ответ оценивается в 2 балла. При наличии не более одной ошибки – в 1 балл.

Часть 3 содержит 1заданиесо свободным ответом (С1) и оценивается от 1 до 3 баллов.

Максимальное количество баллов – 17.

Оценка «5» -   16 – 17 баллов

Оценка «4» -     11 -16 баллов

Оценка «3» -     8 – 11 баллов

Оценка «2» -     менее 7 баллов.
















21




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии для 7 класса

Автор: Муравьева Наталья Владимировна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа "Биология" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghrammabiologhiia9klass"
    ["file_id"] => string(6) "339765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471474868"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Рабочая программа для 6 класса (по учебнику Пономаревой И.Н., концентрическая линия)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_dlia_6_klassa_po_uchebniku_ponomarevoi_i_n_kontsentricheskai"
    ["file_id"] => string(6) "565492"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607136312"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа "Биология. 7 класс" автор Н.И.Сонин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-biologhiia-7-klass-avtor-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "157441"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421593533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства