kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, на основе  Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (№1069 от 5.03.2004), Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И.Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010.- 138с.//, положения о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Ардатовская средняя общеобразовательная школа №1»



Принята на заседании

педагогического совета

Протокол № 15

от 27.08.2015 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор__________ В.И. Касаткин

Приказ № 135/1

от «28» августа 2015г.





Рабочая программа по биологии

6 класс





Составитель:

Полушкина Вера Александровна

учитель биологии







2015-2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (№1069 от 5.03.2004), Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И.Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010.- 138с.//, положения о рабочих программах учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на уровне основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобра-зовательных учреждений - М.: Дрофа, 2013.- 174с.

Изменения в рабочей программе:

количество часов по разделам выдержано без изменений;

наблюдаются изменения по количеству часов в следующих темах: «Органы и системы органов» уменьшено на 1 час, чтобы изучить тему, которая в программе на усмотрения учителя – «Химический состав клеток», так как считаю эту тему важной для изучения. Тема «Питание и пищеварение» уменьшено на 1 час, так как более доступна для восприятия, чем «Обмен веществ и энергии» в теме «Выделение», где соответственно количество часов увеличено на 1 час.

Рабочая программа по биологии рассчитана на 6а и 6б классы. В 6а классе 22 обучающихся, в 6б классе – 20. По уровню развития классы примерно одинаковые. В 6а классе 11 девочек и 11 мальчиков. В 6б классе – 10 девочек и 10 мальчиков. В данных классах по уровню развития можно выделить две группы: с высоким уровнем развития (в 6а – 3 чел-14%, в 6б – 5 чел-25 %).Их характеризует устойчивое положительное отношение к предмету, осознанное стремление к учению. Обучающиеся способны легко принимать материал, переключаться на разные виды деятельности на уроке. Задания выполняют самостоятельно. Обучающиеся данной группы умеют видеть главное и выделять существенные признаки, легко сравнивают, находят различия, обобщают и делают выводы. Любят читать, хорошо развит практический интерес. У них высокий самоконтроль, способность быстро сосредоточиться. Другая группа со средним уровнем развития (в 6а- 19- 86%, в 6б -15-75%). Это обучающиеся, у которых процесс торможения преобладает над процессом возбуждения. Они не всегда видят главное и выделяют признак. Обучающиеся данной группы умеют анализировать, сравнивать, находить различия, но с помощью учителя. Они умеют отвечать на вопросы, рассказывать, читают меньше, но речь развита неплохо. У большинства сформирована познавательная мотивация













ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 6 КЛАСС

В результате изучения биологии обучающиеся 6 классов должны:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; клеток;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;









Литература

методические пособия для учителя:

  1. Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2006 г.

  2. М.В. Высоцкая. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонин. – Волгоград: Учитель, 2005. – 256с.

  3. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010.- 138с.

дополнительная литература для учителя:

  1. Сборник Уроки биологии по курсу Биология. Живой организм. 6 класс. - М.: Дрофа, 2006. -218с.

  2. И.А.Акперова. Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина Биология. Живой организм. 6 класс. - М.: Дрофа, 2006.

  3. В.Н.Кириленкова, Н.И.Сонин. Дидактические карточки – задания к учебнику Н.И.Сонина Биология. Живой организм. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Н.И. Сонин. Биология. 6 класс. Лучшие нестандартные уроки: пособие для учителя. -М .:Айрис-пресс, 2005. – 160с.

  5. Л.А. Попова. Открытые уроки: Природоведение. Биология:5-8 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 192с.

для учащихся:

Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Биология. Живой организм. - М.: Дрофа, 2013.- 48с.

MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Живой организм»

  • Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2013

  • Биология.6-8 классы. Тесты для учащихся (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2008

  • Интернет- ресурсы.











ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Эксперимент

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов

1


Основные свойства живых организмов

Называть признаки живых организмов, их значение

Находить в тексте учебника и др источниках информацию о признаках живых организмов


2


Химический состав клетки

Различать неорганические и органичес вещества клетки

Называть неорг и орг в-ва, их роль в жизнедеятельности клетки

Находить в тексте учебника и др источниках информацию о хим составе клетки

ЛР «Определение состава семян»

3


Клетка– элементарная частица живого

Называть признак живых организмов- клеточное строение

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки

Выделять особенности строения ядра

Доказывать, что клетка – элементарная единица живого

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

Сравнивать клетки растительного и жив-го орг-а и делать выводы на основе сравнения


4


Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток

ЛР«Строение клеток»

5


Ткани растений




Давать определение понятию ткань

Называть типы тканей растений и животных, их функц

Различать типы тканей раст и жив-х

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов

Сравнивать ткани раст и жив-х и делать выводы на основе сравнения

Находить в тексте учебника и др источниках информацию о строении и функциях тканей раст

ЛР «Ткани растений»

6


Ткани животных

ЛР«Ткани животных»

7


Строение корня

Давать определение понятиям: ткань, орган, побег, вегетативные и репродуктивные органы, однодольные и двудольные растения, системы органов

Называть органы и системы раст и жив, их роль

Находить в тексте учебника и др источниках информацию о органах и системах раст и живот

Распознавать и описывать на таблицах органы раст и жив-х

Изучать биологические объекты – органы растений и животных

Описывать многообразие соцветий

Приводить примеры многообразия плодов

Характеризовать строение цветка как органа размножения


8


Строение и значение побега

ЛР «Строение почки»

9


Цветок. Соцветия. Плоды.

ЛР«Строение цветка»


10


Системы органов животного

ЛР «Распознавание органов у растений и животных»

11


Организм как единое целое

Давать определение понятиям: ткань, орган, системы органов

Называть особенности строения и функции многоклеточного организма

Характеризовать причины нарушения целостности организма

Доказывать, что организм – единое целое


Раздел 2. Жизнедеятельность организмов

12


Особенности питания растительного организма

Давать определение понятиям: питание, фотосинтез, почвенное питание

Называть органы почвенного и воздушного питания у растений, пищеварительной системы у животных и узнавать их на рисунках и живых объектах

Находить в тексте учебника и др источниках информацию о типах питания растений и живот; значение биологических терминов симбионты, паразиты.

Описывать сущность процессов: фотосинтез, почв питание и питание животных

Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов

Характеризовать роль корня в почвенном питании; листа – в фотосинтезе

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Объяснять значение почв и воздушного питания растений, фотосинтеза для жизни на Земле

Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных делать выводы на основе сравнения


13


Фотосинтез и его значение в жизни растений

ДО образ крахм на свету, поглощ СО2

ДО «Выявление роли света и воды в жизни растений»

14


Особенности питания животных


15


Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты

ДО действие слюны на крахмал

16


Дыхание растений.




Давать определение понятиям: дыхание, Называть органы дыхания у животных и узнавать их на рисунках и живых объектах

Находить в тексте учебника и др источниках информацию о дыхании растений и живот

Описывать сущность процессов: дыхания

Характеризовать особенности дыхания растений и животных, роль в жизни животного

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

ДО дыхание прорастающ семян, корней

17


Дыхание животных

ДО обнаружен СО2 в выдых воздухе

18


Передвижение веществ в растении




Называть органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках; функции органов кровеносной системы, состав крови, типы кровеносных систем

Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение

Приводить примеры животных с разными типа кровеносных систем

Характеризовать особенности транспорта веществ у животных; перемещения воды и мин солей в растен

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

ПР «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

19


Передвижение веществ в животном организме


20


Выделение у растений, грибов, животных




Давать определение понятию обмен веществ

Называть органы выделения растений и животных и узнавать их на рисунках и таблицах

Находить в тексте учебника и др источниках информацию о выделении у растений и животных

Описывать сущность процесса обмена веществ у животных, его значение

Характеризовать особенности обмена веществ у растений и животных

Сравнивать обмен веществ у растений и животных делать выводы на основе сравнения


21


Обмен веществ у растений и животных


22


Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма

Называть значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках и таблицах

Приводить примеры животных с разными типами скелетов

Распознавать и описывать на таблицах (рис) части внутреннего скелета

Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни


23


Движение

Называть роль движения в жизни растений и животных; способы передвижения животных

Приводить примеры животных с разными типами передвижения

Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных

Наблюдать за поведением животных

Сравнивать движение растений и передвижение животных и делать выводы на основе сравнения

ЛР «Движение инфузории – туфельки»

24


Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость.




Давать определение понятиям: раздражимость, рефлекс

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы нервной системы

Называть органы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; значение нервной системы, принцип работы нс; типы нс, роль эндокринных желез

Находить в тексте учебника и др источниках информацию о нервной регуляции процессов жизнедеятельности

Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений

Приводить примеры животных с разными типами нервной системы

Наблюдать за поведением животных, за ростом и развитием растений

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними


25


Эндокринная система, ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных

26



Регуляция процессов жизнедеятельности у растений


27


Размножение, его виды. Бесполое размножение


Давать определение понятиям: размножение, вегетативные органы, гамета, оплодотворение, зигота, опыление, самоопыление

Называть значение размножения, виды, формы бесполого размножения, органы полового размножения, женские и мужские клетки и узнавать их на рисунках и живых объектах

Описывать сущность бесполого и полового процесса; строение цветка как органа полового размножения

Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними

Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым

ПР«Вегетативное размножение комнатных растений»

28



Половое размножение животных


29


Половое размножение растений


30


Рост и развитие растений










Давать определение понятию индивидуальное развитие

Распознавать и описывать на таблицах части цветка, семена однодольных и двудольных растений, типы плодов.

Называть роль семян и плодов в жизни растения; условия среды, необходимые для формирования и прорастания семян; способы распространения семян; этапы развития животных, типы постэмбрионального развития

Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных

Приводить примеры животных с разными типами постэмбрионального развития

Наблюдать за ростом и развитием животных и растений

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, домашних животных , ухода за ними


ДО спос распр сем и плод,

ЛР «Прорастание семян»

31


Рост и развитие животных

ЛР «Прямое и непрямое развитие насекомых»

Раздел 3. Организм и среда

32


Среда обитания. Факторы среды










Давать определение понятиям среда обитания, экология, экологические факторы, природное сообщество, экосистема, цепи питания

Называть виды экологических факторов, типы взаимоотношений организмов; три группы организмов в экосистеме

Приводить примеры факторов неживой природы, их влияния на живые организмы, взаимосвязей живых организмов, приспособлений организмов к действию экологических факторов, природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды

Проводить самостоятельный поиск информации о состоянии природных сообществ

Анализировать и оценивать: последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

ДО эко/взаимосвязи

33


Природные сообщества

ДО модели эко/систем

34


Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов

Называть особенности строения и жизнедеятельности растительного и животного организмов

Сравнивать строение и жизнедеятельность растения и животного и делать выводы на основе сравнения


































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ 1.

Строение и свойства живых организмов

(10 часов)

Тема 1.1.

Основные свойства живых организмов (1 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Тема 1.2.

Химический состав клеток (1 ч)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

  • Лабораторные работы

Определение состава семян пшеницы.

Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Тема 1.3.

Строение растительной и животной клеток (2 ч)

Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.

  • Лабораторная работа

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Тема 1.4.

Ткани растений и животных (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.



  • Лабораторная работа

Ткани живых организмов.

Тема 1.5.

Органы и системы органов (3 ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.

Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно–двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

  • Лабораторная работа

Распознавание органов у растений и животных.

Тема 1.6.

Растения и животные как целостные системы (1 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.



РАЗДЕЛ 2.

Жизнедеятельность организма (23 часа)

Тема 2.1.

Питание и пищеварение (3 ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

  • Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

Тема 2.2.

Дыхание (2 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

  • Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Тема 2.3.

Передвижение веществ в организме (2 ч )

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

  • Практическая работа

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

  • Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строение клеток крови лягушки и человека.

Тема 2.4.

Выделение (3 ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.

Тема 2.5.

Опорные системы (2 ч)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

  • Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

  • Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

Тема 2.6.

Движение (2 ч)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

  • Лабораторные и практические работы

Движение инфузории туфельки.

Перемещение дождевого червя.

Тема 2.7.

Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

  • Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств; растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

Тема 2.8.

Размножение (3 ч)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

  • Практическая работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

  • Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

Тема 2.9.

Рост и развитие (3 ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

  • Лабораторные и практические работы

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)

  • Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастание семян.

РАЗДЕЛ 3.

Организм и среда (2 часа)

Тема 3.1.

Среда обитания. Факторы среды (1 ч)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

  • Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.



Тема 3.2.

Природные сообщества (1 ч)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

  • Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.





















График проведения лабораторных и практических работ

6 класс

Дата

Тема урока

Эксперимент

2

11.09

Химический состав клеток

ЛР Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов

3-4

18.09

25.09

Строение растительной клетки. Строение животной клетки

ЛР Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)

5

2.10

Ткани растений

ЛР Ткани живых организмов

6

9.10

Ткани животных

ЛР Ткани живых организмов

7

16.10

Понятие органа. Вегетативные органы растений

ЛР Распознавание органов у растений

9

6.11

Системы органов животного

ЛР Распознавание органов у животных

16

25.12

Передвижение веществ в растениях

ПР Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю

22

19.02

Опорные системы растений и животных

Л.Р. Разнообразие опорных систем животных

23

26.02

Движение животных в водной и воздушной средах

ЛР Движение инфузории – туфельки

24

5.03

Особенности передвижения наземных животных и движения растений

Л.Р. Перемещение дождевого червя

28

9.04

Размножение, его виды. Бесполое размножение

ПР Вегетативное размножение комнатных растений

32

7.05

Рост и развитие животных

ЛР Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии для 6 класса

Автор: Полушкина Вера Александровна

Дата: 28.08.2015

Номер свидетельства: 227587

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа "Биология" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(35) "rabochaiaproghrammabiologhiia9klass"
    ["file_id"] => string(6) "339765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1471474868"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Рабочая программа для 6 класса (по учебнику Пономаревой И.Н., концентрическая линия)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_dlia_6_klassa_po_uchebniku_ponomarevoi_i_n_kontsentricheskai"
    ["file_id"] => string(6) "565492"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607136312"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа "Биология. 7 класс" автор Н.И.Сонин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-biologhiia-7-klass-avtor-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "157441"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421593533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства