Уровень образования, (класс) основное общее образование , 6 класс
Количество часов 68
Учитель Гродецкая Алла Олеговна
Программа разработанана основе авторской программы по биологии для 5-9-х классов. Авторы программы И.Н. Понамарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилова, Т.С.Сухова «Биология. Программа 5-9 классы. », Москва «Вентана – Граф», 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы МБОУ СОШ № 56, примерной программы по биологии основного общего образования, авторской программы по биологии для 5 – 9 классов. Авторы программы И.Н. Понамарева, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С.Сухова.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Уровень образования, (класс) основное общее образование , 6 класс
Количество часов 68
Учитель Гродецкая Алла Олеговна
Программа разработанана основе авторской программы по биологии для 5-9-х классов. Авторы программы И.Н. Понамарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилова, Т.С.Сухова «Биология. Программа 5-9 классы. », Москва «Вентана – Граф», 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы МБОУ СОШ № 56, примерной программы по биологии основного общего образования, авторской программы по биологии для 5 – 9 классов. Авторы программы И.Н. Понамарева, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С.Сухова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса »
Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от __ августа 2014 года протокол № 1
Председатель __________ И. В. Власова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Уровень образования, (класс) основное общее образование , 6 класс
Количество часов 68
Учитель Гродецкая Алла Олеговна
Программа разработанана основе авторской программы по биологии для 5-9-х классов. Авторы программы И.Н. Понамарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилова, Т.С.Сухова «Биология. Программа 5-9 классы. », Москва «Вентана – Граф», 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы МБОУ СОШ № 56, примерной программы по биологии основного общего образования, авторской программы по биологии для 5 – 9 классов. Авторы программы И.Н. Понамарева, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С.Сухова.
Нормативные документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Москва, «Просвещение», 2011
Письмо Минобрнауки Краснодарского края от 22.07.2013 г. № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году».
Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013г. № 47-10886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования».
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2.Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) об-щего образования», с изменениями и дополнениями.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Формировать комплексное представление о царствах живой природы.
Способствовать овладению учащимися умениями применять биологические знания работать с биологическими приборами, справочниками, наблюдать за биологическими объектами и проводить биологические эксперименты.
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.
Воспитывать позитивное целостное отношение к живой природе, собственному здоровью, культуре поведения в природе.
Сформировать умения и навыки использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
Общая характеристика предмета «Биология»
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Биология как учебная дисциплина обеспечивает:
Формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира.
Овладение научным подходом к решению различных задач.
Овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты. Оценивать полученные результаты.
Воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 56 на изучение предмета биологии в 6 классе отводится 68 часов (по два часа в неделю).
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения предмета «Биология»
Личностными результатами изучения предмета « Биология» являются следующие умения:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной , общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного , бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- Формирование представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о наследсвенности и изменчивости;
-Формирование основ экологической грамотности.
- Умение работать с разными источниками биологической информации : находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию;
- Владение основами самоконтроля, самооценки.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
-усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
-формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
-формирование основ экологической грамотности : способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
Содержание предмета «Биология»
Раздел 1. Живые организмы.
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов : наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии.
Бактерии, многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы. Многообразие грибов , их роль в природе и жизни человека. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы – неклеточные формы.
Растения. Клетки, ткани и органы растений. Многообразие растений и принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения.
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.
Раздел 2. Человек и его здоровье.
Человек и окружающая среда.
7. Тематическое планирование
Разделы, темы, основное содержание.
Основные виды деятельности обучающихся
Тема 1. Наука о растениях - ботаника
Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений
Царства живой природы. Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника
Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения.
Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях.
Характеризовать внешнее строение растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений.
Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком
Многообразие жизненных форм растений
Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав
Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм.
Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки
Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.
Различать и называть органоиды клеток растений.
Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.
Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.
Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника»
Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.
Объяснять значение тканей в жизни растения.
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания
Тема 2. Органы растений (8ч)
Семя, его строение и значение Семя как орган размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 1
«Строение семени фасоли»
Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.
Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека.
Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
Условия прорастания семян Значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян
Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян.
Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян.
Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий.
Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур
Корень, его строение и значение Типы корневых систем растений. Строение корня — зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе.
Лабораторная работа № 2
«Строение корня проростка»
Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.
Называть части корня.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.
Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.
Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
Побег, его строение и развитие Побег как сложная система. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки.
Лабораторная работа № 3
«Строение вегетативных и генеративных почек»
Называть части побега.
Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега.
Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.
Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.
Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения.
Сравнивать побеги разных растений и находить их различия.
Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы.
Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием
Лист, его строение и значение Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев
Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.
Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.
Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.
Характеризовать видоизменения листьев растений
Стебель, его строение и значение Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов.
Лабораторная работа № 4
«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»
Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.
Называть внутренние части стебля растений и их функции.
Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.
Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
Цветок, его строение и значение Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление
Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.
Называть функции частей цветка.
Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.
Характеризовать значение соцветий.
Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления
Плод. Разнообразие и значение плодов
Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»
Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.
Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6ч)
Минеральное питание растений и значение воды
Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворённых в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде
Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.
Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.
Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.
Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных экологических групп
Воздушное питание растений —
фотосинтез
Условия образования органических веществ в растении. Зелёные растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе
Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.
Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.
Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.
Обосновывать космическую роль зелёных растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете
Дыхание и обмен веществ у растений
Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.
Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Определять понятие «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни
Размножение и оплодотворение у растений
Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение — вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного учёного С.Г. Навашина
Характеризовать значение размножения живых организмов.
Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.
Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений.
Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям.
Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия
Вегетативное размножение растений и его использование человеком
Особенности вегетативного размножения, его роль в природе. Использование вегетативного размножения человеком: прививки, культура тканей.
Лабораторная работа № 5
«Черенкование комнатных растений»
Называть характерные черты вегетативного размножения растений.
Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.
Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы.
Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
Рост и развитие растений Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»
Называть основные черты, характеризующие рост растения.
Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.
Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения.
Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10ч.)
Систематика растений, её значение для ботаники
Происхождение названий отдельных растений. Классификация растений. Вид как единица классификации. Название вида. Группы царства Растения. Роль систематики в изучении растений
Приводить примеры названий различных растений.
Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений.
Объяснять значение систематики растений для ботаники.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии
Водоросли, их многообразие в природе
Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зелёные, Красные, Бурые водоросли. Значение водорослей в природе. Использование водорослей человеком
Выделять и описывать существенные признаки водорослей.
Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей.
Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах.
Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека
Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение
Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печёночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 6
«Изучение внешнего строения моховидных растений»
Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы.
Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.
Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания.
Сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия.
Фиксировать результаты исследований.
Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием
Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и жизни человека
Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия.
Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников. Характеризовать роль папоротникообразных в природе, обосновывать необходимость охраны исчезающих видов.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе
Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение
Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека
Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.
Осваивать приёмы работы с определителем растений.
Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных.
Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные растения, их роль в природе и жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов
Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.
Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.
Применять приёмы работы с определителем растений.
Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды.
Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.
Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений
Семейства класса Двудольные Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные культуры
Выделять основные признаки класса Двудольные.
Описывать отличительные признаки семейств класса.
Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.
Применять приёмы работы с определителем растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека
Семейства класса Однодольные Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе, жизни человека. Исключительная роль злаковых растений
Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные.
Применять приёмы работы с определителем растений.
Приводить примеры охраняемых видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов
Историческое развитие растительного мира
Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов
Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.
Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.
Выделять этапы развития растительного мира.
Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений
Многообразие и происхождение культурных растений
История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения. Расселение растений. Сорные растения, их значение.
Дары Старого и Нового Света
Дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква). История и центры их появления. Значение растений в жизни человека.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»
Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений.
Приводить примеры культурных растений своего региона.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова. Называть родину наиболее распространённых культурных растений, называть причины их широкого использования человеком. Характеризовать значение растений в жизни человека.
Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы
Тема 5. Природные сообщества (5ч)
Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах
Объяснять сущность понятия «природное сообщество».
Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.
Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.
Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края.
Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России
Экскурсия
«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»
Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.
Соблюдать правила поведения в природе
Совместная жизнь организмов в природном сообществе
Ярусное строение природного сообщества — надземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ
Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса, приводить примеры, наблюдаемые в природе. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов.
Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции
Смена природных сообществ и её причины
Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере.
Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества»
Объяснять причины смены природных сообществ.
Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами.
Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.
Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса
Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности.
Обсуждение заданий на лето
Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 6 класса.
Применять основные виды учебной деятельности для формулировки ответов к итоговым заданиям.
Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения. Объяснять строение и функции органов и систем органов растений.
Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем.
Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира.
Выбирать задание на лето, анализировать его содержание
8. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
1. Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
3. И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев ,О.А.Корнилова Биология 6 кл. Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Технические средства обучения
Рабочее место учителя - акустические колонки, мультимедийный проектор, принтер (черно-белой печати, формата А4).
Комплект оборудования для подключения к сети Интернет.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Микроскопы, лупы
2. Комплекты микропрепаратов по ботанике
Демонстрационные пособия
Комплект таблиц по ботанике «Грибы, лишайники, мхи, папоротникообразные, голосеменные.»
Комплект таблиц по зоологии « Беспозвоночные»
Комплект таблиц по зоологии « Позвоночные»
9. Планируемые результаты
Выпускник научится:
1. Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов, их практическую значимость.
2. Применять методы биологической науки для изучения клеток : проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты, описывать биологические объекты и процессы.
Выпускник получит возможность научиться :
1.Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
2. Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
3. Находить информацию о растениях и животных в биологических словарях и справочниках.