· Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.)
· Примерная основная образовательная программа.
· Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект.-М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)
· Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 5 класса »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Чердаклинская средняя школа № 1
имени доктора Леонида Михайловича Рошаля
(МБОУ Чердаклинская СШ № 1)
Рабочая программа
по биологии для 5 класса
уровень: базовый
срок реализации 2015/2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект.-М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)
Разработчик программы: Созонова Галина Николаевна
учитель биологии первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе курса «Введение в биологию» 5 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.
(концентрический курс)
Рабочая программа составлена на основе:
Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.)
Примерная основная образовательная программа.
Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект.-М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)
Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2012-2013 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 304 с.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 4-х лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.
Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Целибиологического образования
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 5 класса являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 5 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере.
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности.
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере.
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 35 часов, из них 2 часа – резервное время. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. В связи с модульной системой уроки объединены по темам. Поэтому на изучение разделов «Многообразие живых организмов» и «Жизнь живых организмов на планете Земля» добавлено по 1 часу за счет сокращения времени на изучение темы «Человек на планете Земля», на которую в рабочей программе выделено 4 часа. Резервное время (3 часа) может быть использовано на закрепление и повторение знаний через проведение экскурсии «Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира».
Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план
№ п/п
Название раздела
Количество часов /программа Пономарёвой/
Количество часов /рабочая программа/
1.
Биология – наука о живой природе
8
8
2.
Многообразие живых организмов
11
12
3.
Жизнь организмов на планете Земля.
7
8
4.
Человек на планете Земля
6
4
5.
Резерв
2
3
Итого:
33 ч
35 ч
Лабораторные работы:
«Изучение строения увеличительных приборов»
«Знакомство с клетками растений».
«Знакомство с внешним строением растения»
«Наблюдение за передвижением животных»
Экскурсии:
«Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира».
Контроль уровня знаний.
Оценка предметных результатов:
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебно–познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестацияхарактеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
стартовой диагностики;
тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка«4»);
высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Основное содержание по темам рабочей программы
Биология. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. 5 класс
(35 ч, из них 2 ч – резервное время)
Тема 1. Биология – наука о живом мире (8 ч)
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Строение клетки. Ткани
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы
Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».
Демонстрация
Обнаружение воды в живых организмах;
Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
ставить учебную задачу под руководством учителя;
систематизировать и обобщать разумные виды информации;
составлять план выполнения учебной задачи.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные признаки живой природы;
устройство светового микроскопа;
основные органоиды клетки;
основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
характеризовать методы биологических исследований;
работать с лупой и световым микроскопом;
узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)
Царства живой природы
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.
Значение бактерий в природеи для человека
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Животные
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».
Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».
Демонстрация
Гербарии различных групп растений.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
основныепризнаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
различать изученные объекты в природе, на таблицах;
устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.
Природные сообщества
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
находить и использовать причинно-следственные связи;
строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
основные среды обитания живых организмов;
природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные среды обитания;
характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
приводить примеры обитателей морей и океанов;
наблюдать за живыми организмами
Тема 4. Человек на планете Земля (4 ч)
Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
работать в соответствии с поставленной задачей;
составлять простой и сложный план текста;
участвовать в совместной деятельности;
работать с текстом параграфа и его компонентами;
узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Предметные:
Учащиеся должны знать:
предков человека, их характерные черты, образ жизни;
основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
объяснять роль растений и животных в жизни человека;
обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
соблюдать правила поведения в природе;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Резерв (3 часа)
Экскурсия. «Весенние явления в природе» или«Многообразие живого мира» (по выбору учителя). Обсуждение заданий на лето.
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема программы
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Лабораторных работ
Экскурсий
Биология – наука о живой природе
8
1.
2.
Наука о живой природе.
Свойства живого.
3.
4.
Методы изучения природы.
Увеличительные приборы.
1
5.
6.
Строение клетки. Ткани.
1
7.
8.
Химический состав клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки.
Многообразие живых организмов
12
9.
10.
Царства живой природы.
11.
12.
Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Значение бактерий в природе и жизни человека.
13.
14.
Растения.
1
15.
16.
Животные.
1
17.
18.
Грибы.
Многообразие и значение грибов.
19.
20.
Лишайники.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Жизнь организмов на планете Земля
8
21.
22.
Среды жизни на планете Земля.
Экологические факторы среды.
23.
24.
Приспособления организмов к жизни в природе.
25.
26.
Природные сообщества
Природные зоны России.
27.
28.
Жизнь организмов на разных материках.
Жизнь организмов в морях и океанах.
Человек на планете Земля
4
29.
30.
Как появился человек на Земле.
Как человек изменял природу.
31.
32.
Важность охраны живого мира планеты.
Сохраним богатство живого мира.
Резерв
3
33.
3435.
Закрепление и повторение.
1
итого
35
4
1
Календарно – тематическое планирование
на 2014 – 2015 учебный год
Предмет: Биология
Класс: 5
УМК: учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.
П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, умение воспринимать информацию на слух
Формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека.
Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.
Умение работать с различными источниками информации, структурировать материал об основных признаках живого.
Формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения.
Выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.
Знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
Умение давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)
Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
Вопросы 1-5 на с. 17 учебника.
Рабочая тетрадь, задания 8.
Таблицы, иллюстрации, живые объекты, ЭОР / Игра на определение специальностей ученых, изучающих живую природу
значение биологии презентация http://www.youtube.com/watch?v=BDnjXR7K95k
§ 1,2
2.
3,4
Методы изучения природы.
Увеличительные приборы.
П:умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.
Л: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
К: умение работать в паре.
Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.
Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.
Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.
Умение сравнивать, анализировать, выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования.
Овладение основами знаний о методах исследования биологических наук.
Овладение правилами работы с биологическими приборами.
Формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.
Индивидуальная, работа в парах, группах.
Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.
Фронтальный, индивидуаль-ный, работа в парах. Приоб-ретение зна-ний. Лабора-торная работа № 1 «Изучение строения уве-личительных приборов»
Микроскопы, ручные и штативные лупы, таблицы мякоть арбуза, плоды томатов.
Портреты Левенгука, Гука, ЭОР Изучение строения микроскопа практическая работа http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37b10a47-ba51-4260-b1ba-e2321a67666c/?interface=catalog&class=48&subject=29
§ 3,4
3.
5,6
Строение клетки. Ткани.
П: Умение называть части клетки, ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их назначение, строение, объяснять их функции, сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.
Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа; готовить простейшие микропрепараты.
Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р: Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторными приборами и инструментами
К: умение работать в паре а в творческой группе.
Формирование умения сравнивать, анализировать информацию и делать выводы.
Формирование интеллектуальных умений сравнения живых объектов (клеток растений, тканей), анализа их особенностей и черт сходства.
Овладение основами исследовательской деятельности при выполнении лабораторной работы по изучению клеток различных растений.
Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых
Формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани;
развитие навыков проведения лабораторных исследований; соблюдение правил работы с увеличительными приборами и поведения в кабинете биологии; умение готовить микропрепарат растительных тканей; умение различать на рисунках клетки, входящие в состав тканей растений.
Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.
Демонстрация /ткани под микроскопом и/или ЭОР/.
Исследовательский. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».
Строение растительной клетки слайд http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2ddb6313-ccc7-45a1-86b5-1c8334141b5c/?interface=catalog&class=48&subject=29
§ 5, заполнить таблицы «Ткан軧 5
4.
7,8
Химический состав клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки.
П: Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов. Оценивать значение питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятий. Понимать сущность процесса деления клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема).
Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р: Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя.
К:умение работать в паре, умение слушать учителя и отвечать на вопросы, умение воспринимать информацию на слух.
Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ.
Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки.
Умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе.
Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать её, делать выводы.
Выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов, исходя из особенностей химического состава клетки.
Выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата.
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.
Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в растениях./
Знать основные таксоны классификации – «царство» и «вид».
Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.
Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.
Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
Л: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К:Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.
Умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или презентаций, грамотно излагать дополнительный материал
Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции. Умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе.
Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. Характеризовать важную роль бактерий в природе.
Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».
Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты.
Различать бактерий по их роли в природе.
Приводить примеры полезной деятельности бактерий.
Л: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике, а также на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций.
Умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными).
Развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний.
Выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе. Приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления
Индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, беседа. Словесный, наглядный. Приобретение знаний.
Проектная работа.
Таблицы, ЭОР, учебники, дополнительная литература.
П: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Л: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным, а также о многообразии и значении различных видов побегов.
Развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах. Умение осуществлять простейшие исследования. Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы. Умение грамотно излагать свою точку зрения.
Выделение существенных признаков растений; определение различных растений к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп. Формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами.
Групповая, фронтальная. Проектный метод. Приобретение знаний, само и взаимоконтроль.
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения»
П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Л: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
К: умение работать в составе творческих групп
Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными.
Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении яза животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе.
Умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного; классифицировать живые объекты.
Анализировать информацию.
Выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных.
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный. Приобретение и первичный контроль знаний. Индивидуальная, работа в парах. Закрепление ЗУН.
Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных
П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Л: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
К: умение работать в составе творческих групп
Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы.
Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека.
Знание приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний
Умение осуществлять исследования, анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их.
Выделение существенных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результат.
Индивидуальная, фронтальная. Беседа, сообщения учащихся. Демонстрация /строение мукора под микроскопом/.
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Л: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы.
Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы.
Структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе.
Выделение существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников.
Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Ульяновской области; знание основных правил поведения в природ.
Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ.
Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле.
Называть и характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника.
Приводить примеры обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина.
Составлять и защищать мини-проект.
Л. Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их дом»).
. М. развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств.
П.выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. Проектный метод.
Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов.
Называть примеры сезонных изменений у организмов.
Характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания
Л. Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам.
М. умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля.
П. выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения.
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся
Различать и характеризовать разные природные сообщества.
Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе.
Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей
Л. Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах.
М. умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение).
П. выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе.
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.
Таблицы, ЭОР
Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия с помощью анимированной модели
Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике.
Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи.
Различать и объяснять особенности животных разных природных зон.
Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы
Л. Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках.
Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде..
М. умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.
.
. умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.
П. . приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний.
Таблицы, иллюстрации, Красная книга, ЭОР.
Зависимость природы материков от географического положения
Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.
Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.
Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.
Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.
Характеризовать существенные признаки современного человека.
Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.
Приводить примеры деятельности человека в природе.
Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.
Л. Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения.
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.
М. умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР.
развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.
П. аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе.
аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний
Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.
Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.
Называть примеры животных, нуждающихся в охране.
Объяснять значение Красной книги, заповедников.
Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных
Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.
М. умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой.
П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
Работа в группах. Проектный метод.
Мультимедиа, ЭОР
Животные Красной книги презентация http://www.youtube.com/watch?v=otIreXzFH2g
Видеофрагмент изучения ООТ http://www.youtube.com/watch?v=KsdnEOBg0dc
Красная книга ульяновской области http://www.redbook73.ru/docs/02.php
§ 26, 27
Резерв (3 часа)
1.
33,34,35
Закрепление и повторение. Диагностика ЗУН.
Отвечать на итоговые вопросы по темам 1- 4. Обсуждать проблемные вопросы темы и курса биологии в парах и малых группах.
Выбирать задание на лето.
Отвечать на вопросы итогового теста, знать термины, уметь работать с рисунками и схемами.
Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.
М. умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
. умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
П. выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем; аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах. Контроль знаний.
Карточки с заданиями, в Тесты.опросы.
Задания на лето.
Информационно-методическое обеспечение
Методическая литература для учителя
Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005.
Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе, 2007. №6.
Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: 1998.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс // Биология в школе, 2006, №6.
Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.
Использование ИКТ при работе с методическими материалами в подготовке уроков биологии. Пермь, 2006.
Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная литература для учащихся
Акимушкин И.И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.- 304 с.
Акимушкин И.И.Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 234 с.
Акимушкин И.И. Мир животных (млекопитающие или звери).- М.: Мысль, 2004 г. - 318 с.
Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). - М.: Мысль, 2004 г. – 213 с.
Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. - М.: Мысль, 2005 г.-142 с.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.
Красная книга Ульяновской области / Под науч. ред. Е.А. Артемьевой, О.В. Бородина, М.А. Королькова, Н.С. Ракова. Правительство Ульяновской области. - Ульяновск: Издательство «Артишок», 2008. 508 с.