№п/п | Наименование разделов и тем урока. | Элементы содержания | Кол-во часов | Тип урока | Форма урока и методы контроля | Средства обучения. Использование ИКТ | Дата | |
по плану | факт | |
Введение в основы общей биологии (4 ч) | |
1. | Биология- наука о живом мире. §1, вопросы 1 - 3 | Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Беседа | Таблица»Комплекс биологических наук» | | | |
2. | Общие свойства живых организмов. § 2, заполнить таблицу | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция. | 1 | Комбинир. урок | Беседа | Мультимедийная презентация учителя «Свойства живых организмов» | | | |
3. | Многообразие форм живых организмов. § 3, вопросы 1-3 | Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. | 1 | Комбинир. урок | Беседа, опрос | Таблица « Многообразие форм живых организмов» | | | |
4. | Биологическое разнообразие вокруг нас. Отчет по экскурсии, с.11 -12 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана. | | Комбинир. урок | Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас» | Блокнот, карандаш . | | | |
Основы учения о клетке (10ч) | |
5. | Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток. §4 | Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки. | 1 | Комбинир. урок | Беседа с элементами рассказа | Таблицы»Строение клетки», «Разнообразие клеток» | | | |
6. | Химический состав клетки. §5, вопросы 1- 3 | Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Беседа с элементами рассказа | Таблица-схема хим. состава клетки | | | |
7. | Белки и нуклеиновые кислоты. §6 | Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, их структура и функции. Репликация. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ, опрос, тест | Модель ДНК, таблица «Строение белка» | | | |
8. | Строение клетки. §7 | Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. | 1 | Комбинир. урок | Беседа, опрос | Таблицы»Строение клетки», Таблица «Вирусы» | | | |
9. | Органоиды клетки и их функции. Лаб. раб. № 1 «Сравнение строения клеток растений, животных, бактерий» Лаб. раб. №2 «Изучение клеток бактерий» §8 | Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | 1 | Урок компл. применения ЗУН. | Практикум, письменная работа | Таблицы»Строение растительной клетки», Строение животной клетки», «Разнообразие клеток» | | | |
10. | Обмен веществ и превращение энергии. §9 | Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Беседа с элементами рассказа, опрос | Таблица «Метаболизм» | | | |
11. | Биосинтез белков в живой клетке. §10 | Понятие о биосинтезе. Ген- участок ДНК. Генетическии код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Урок - лекция | Таблица «Биосинтез белка» | | | |
12. | Биосинтез углеводов- фотосинтез. §11 | Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза. | | Комбинир. урок | Беседа с элементами рассказа, тест | Таблица «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева | | | |
13. | Обеспечение клетки энергией. §12, подготовиться к зачету | Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз. | 1 | Комбинир. урок | Опрос, беседа | Мультимедийная презентация учителя «Биологическое окисление» | | | |
14. | Зачет по теме «Основы учения о клетке» | Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Тестовые задания, биологические задачи | | | | |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч) | |
15. | Типы размножения организмов. §13 | Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Урок взаимообучения | | | | |
16. | Деление клетки. Митоз. §14 | Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл. | 1 | Комбинир. урок | Беседа, опрос | Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения | | | |
17. | Образование половых клеток. Мейоз. §15 | Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток ( гаметогенез). | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Таблица «Мейоз» | | | |
18. | Индивидуальное развитие организма – онтогенез. §16, с. 58 -59 | Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника) | | | |
19. | Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест | | | | |
Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч) | |
20. | Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. §17, 18 | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Урок – лекция | Мультимедийная презентация ученика «История развития генетики» | | | |
21. | Генетические опыты Г. Менделя. §19, вопросы 1 - 4 | Методы в исследованиях Г. Менделя (гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ, тест, карточки | Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя | | | |
22. | Дигибридное скрещивание. §20, задачи в тетради | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, решение задач | Таблица «Дигибридное скрещивание» | | | |
23. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. §21 | Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон сцепленного наследования Т. Моргана. Группа сцепления. Кроссинговер. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, с/р | Портрет Т Моргана, | | | |
24. | Взаимодействие генов и их множественное действие. §22 | Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ, тест, карточки | Учебник | | | |
25. | Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. §23 | Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ, опрос | Мультимедийная презентация учителя «Генетика пола» | | | |
26. | Наследственная изменчивость. §24 | Изменчивость- свойство организмов. Наследственная изменчивость. Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, карточки | Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия» | | | |
27. | Типы изменчивости. Лаб. раб. №3«Выявление изменчивости у организмов» §25, сообщения | Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации. Онтогенетическая изменчивость (возрастная). | 1 | Комбинир. урок | Практикум, с/р | Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки | | | |
28. | Наследственные болезни, сцепленные с полом. §26 | Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении. | 1 | Комбинир. урок | Урок –лекция | Мультимедийная презентация учеников «Наследственные болезни» | | | |
29. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | Содержание всей темы. | | Урок обобщение и систематизации знаний | Беседа, с/р, тест | Подготовиться к зачету | | | |
30. | Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Урок защиты знаний, карточки-задания | | | | |
5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч) | |
31. | Генетические основы селекции организмов. §27 | Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Таблица – схема «методы селекции» | | | |
32. | Особенности селекции у растений. §28 | Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян | | | |
33. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. §29 | Исследования Н.И. Вавилова. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | Комбинир. урок | Урок-экспедиция | Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений» | | | |
34. | Особенности селекции животных. §30 | Цели селекции животных. История одомашнивания. Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, опрос | Мультимедийная презентация «Селекция животных» | | | |
35. | Основные направления селекции микроорганизмов. §31 | Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Мультимедийная презентация учеников «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве» | | | |
6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч) | |
36. | Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. §32, сообщения | Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ, карточки | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет Л. Пастера | | | |
37. | Современные представления о возникновении жизни на Земле . §33 | Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Беседа, карточки | Портрет А.И. Опарина | | | |
38. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. §34 | Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Возникновение биосферы. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки» | | | |
39. | Этапы развития жизни на Земле. §35, создать презентацию «Этапы развития жизни на Земле» | Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Эволюция растительного и животного мира», | | | |
40. | Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. С. 131 - 132 | Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни. | 1 | Комбинир. урок | Урок-экскурсия «История живой природы местного региона» | Блокнот, карандаш (отчет по экскурсии) | | | |
Учение об эволюции (11 ч) | |
41. | Идея развития органического мира в биологии. §36 | Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Портреты ученых | | | |
42. | Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. § 37 | Дарвин – основоположник учения об эволюции, его исследования. Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы | Портрет Ч Дарвина, таблица «Движущие силы эволюции» | | | |
43. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Лаб. раб. №4«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» Записи в тетради | Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособительность организмов как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Практикум, опрос | | | | |
44. | Современные представления об эволюции органического мира. §38 | Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, опрос | Таблица-схема «Факторы эволюции» | | | |
45. | Вид, его критерии и структура. §39, заполнить таблицу | Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Гербарные экземпляры растений разных видов, таблица «Вид. Критерии вида» | | | |
46. | Процессы образования новых видов в природе – видообразование. §40 | Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос, карточки | Таблица «Видообразование» | | | |
47. | Понятие о микроэволюции и макроэволюции. §41 | Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, опрос | Мультимедийная презентация учителя «Главные направления эволюции» | | | |
48. | Основные направления эволюции. §42 | Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Урок- лекция | Таблица «Основные направления эволюции» | | | |
49. | Основные закономерности эволюции. §43, сообщения | Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные). | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, с/р | Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире» | | | |
50. | Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов. Лаб. раб. № 5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы» С. 160 – 161, подготовиться к зачету | Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. | 1 | Комбинир. урок | Практикум, опрос | Таблицы «Охрана растений», «Охрана животных», «Разнообразие живых организмов» | | | |
51. | Зачет по теме «Учение об эволюции» | Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Зачет, Карточки-задания | | | | |
Происхождение человека (антропогенез) (5ч) | |
51. | Место человека в системе органического мира. §44 | Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. | 1 | Урок компл. применения ЗУН. | Дискуссия | Таблица «Человекообразные обезьяны» | | | |
53. | Доказательства эволюционного происхождения человека. §45 | Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы, опрос | Набор «Происхождение человека» | | | |
54. | Этапы эволюции человека. §46, 47,заполнить таблицу | Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. | 1 | Комбинир. урок | Урок-лекция, карточки-задания | Мультимедийная презентация ученика «Этапы эволюции человека» | | | |
55. | Человеческие расы, их родство и происхождение. §48 , 49, с.183 -184 | Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. | 1 | Комбинир. урок | Беседа, опрос | Таблица «Человеческие расы», фотографии | | | |
56. | Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)» | Содержание всей темы. | 1 | Урок контроля и оценки знаний | Зачет, Карточки - задания | | | | |
Основы экологии (12 ч) | |
57. | Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы. §50 | Экология – как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы. | 1 | Комбинир. урок | Рассказ с элементами беседы | Таблица «Среды жизни» | | | |
58. | Основные закономерности действия факторов среды на организмы.§51 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм. | 1 | ИНМ и перв. закр. | Рассказ с элементами беседы, тест | Таблица-схема «Экологические факторы» | | | |
59. | Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лаб. раб. №6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)» §52, сообшения | Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. | 1 | Комбинир. урок | Практикум, письм.раб. | Таблица «Приспособленность организмов» | |
| |