kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 9 класса под редакцией Н.И. Пономаревой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н.  Биология:  9 класс: Учебник для учащихся    общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова;  под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2009. Учебник соответствует программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе Основами общей биологии. Учебник включает сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение. 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по биологии 9 класса под редакцией Н.И. Пономаревой »

МОУ «ООШ с. Чкалово Ершовского района Саратовской области»





«Согласовано»

Руководитель МО

___________/_______________/

Протокол № ____ от

«______»___________2013г.






«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ «ООШ с. Чкалово»

____________/Каширина Е.К./

«_____»____________2013г.

«Согласовано»

Директор МОУ «ООШ с. Чкалово»

_____________/Карбовская М.А./

Приказ № _____ от

«_____»______________2013г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Мартысевич Сюзанна Саркисовна



по биологии 9 класс



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«____»__________2013г.





2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089.

  2. Федерального компонента государственного стандартаосновного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «17» декабря 2010 года. № 1897.

  3. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. – М.: просвещение, 2010) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень.

  4. Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы». –М.: «Вентана- Граф», 2005).

  5. Учебного плана школы.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и самосохранения здоровья; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.

И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова ( Природоведение. Биология. Экология : 5 – 11 кл.: программы. - М.: Вентана- Граф, 2010. – 176 с. ). Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2009. Учебник соответствует программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. По этой программе изучение курса завершается в 9 классе Основами общей биологии. Учебник включает сведения, предусмотренные стандартом биологического образования. Методический аппарат учебника способствует усвоению теоретического материала и обеспечивает дифференцированное обучение.
























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ



В результате изучения биологии ученик должен


знать/понимать:

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма; раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;


уметь:

  • Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика, родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме

  • Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп ) и делать выводы на основе сравнения;

  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп, в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий);

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний

  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животными; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы

Название темы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Экскурсии

1.

Введение в основы общей биологии


+

2.

Основы учения о клетке

10 ч

+ +


3.

Размножение и индивидуальное

развитие организмов (онтогенез)

5 ч



4.

Основы учения о наследственности и изменчивости

11 ч

+


5.

Основы селекции растений,

животных и микроорганизмов

5 ч



6.


Происхождение жизни и развитие

органического мира


+

7.

Учение об эволюции

11 ч

++


8.

Происхождение человека (антропогенез)

5 ч



9.

Основы экологии

12 ч

+++++



Итого:

68

10

2





Содержание учебной программы курса биологии для 9 класса основной школы

    1. Введение в основы общей биологии (4 ч)

Биология – наука о живом мире.

Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.

    1. Основы учения о клетке (10 ч)

Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.

Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы – неклеточная форма жизни.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.

Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.

Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов.

Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке.

Лабораторные работы «Сравнение строения клеток растений, животных, бактерий», «Изучение клеток бактерий»



Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)

Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл

Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека.

    1. Основы учения о наследственности и изменчивости (11 ч)

Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность. Ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости.

Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая ( комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве.

Лабораторная работа. «Выявление изменчивости у организмов». Решение генетических задач.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)

Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

    1. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч)

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Ранее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот – к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы.

Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни.

Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

    1. Учение об эволюции (11 ч)

Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.

Процессы образования новых видов в природе – видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.

Влияние человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы.

Лабораторная работа. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

    1. Происхождение человека (антропогенез) (5 ч)

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.

    1. Основы экологии (12 ч)

Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда - источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно – воздушная, почвенная, организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы.

Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.

Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура, функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.

Понятие о биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.

Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.

Лабораторная работа. «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания(на конкретных примерах)», «Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)», «Изучение и описание разных видов в конкретной экосистеме», «Выявление типов взаимодействия экосистемы своей местности», «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


для учителя:

1. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт. –сос. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.-4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. -240 с.

2. Заяц Р.Г. и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи/ Р.Г. Заяц и др.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.-736 с.

3. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2008.- 352 с.

4. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы/ авт.-сос. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова.- 2-е изд., стереотип. –М.: Глобус, 2010. -208 с.

5. Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/ авт.- сос. Г.И. Лернер- М.: «5 за знания», 2006.- 208 с.

6. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2012/ ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2012. – 144с.


для учащихся:

  1. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сос.

М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.- 174 с.


Медиаресурсы:

  1. http://school185.ucoz.ru/index/resursnyj_centr_po_biologii_2/0-42

  2. http://tana.ucoz.ru/dir/11

  3. http://www.nvobrazovanie.ru/biolog

  4. http://shishlena.ru/moi-prezentatsii-v-powerpoint/mutatsionnaya-izmenchivost-9-11-klass

  5. http://festival.1september.ru/articles/410158/

  6. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/cfafb0ab-542f-43b1-9b26-9f0213b752e6/85313/?interface=pupil&class=51






Учебно-методический комплект


  1. Пономарева И.Н. Биология: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2009.

  2. Пономарева И.Н., ЧерноваН.М. «Основы общей биологии. 9 класс»: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2008;

  3. Программа по биологии авторов И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова (Природоведение. Биология. Экология 5 – 11 класс: программы. - М.: Вентана- Граф, 2010. – 176 с. )






















Календарно – тематическое планирование по биологии 9 класс 68 часов



п/п

Наименование разделов и тем урока.


Элементы содержания

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока и методы контроля

Средства обучения. Использование ИКТ

Дата


по плану

факт



  1. Введение в основы общей биологии (4 ч)


1.

Биология- наука о живом мире.


§1, вопросы 1 - 3

Биология- наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов: биологический эксперимент, наблюдение, описание и измерение биологических объектов

1

Урок актуализации знаний и умений

Беседа

Таблица»Комплекс биологических наук»




2.

Общие свойства живых организмов.

§ 2, заполнить таблицу

Отличительные особенности живых организмов от неживых тел: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость. Гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Эволюция.

1

Комбинир. урок

Беседа

Мультимедийная презентация учителя «Свойства живых организмов»




3.

Многообразие форм живых организмов.

§ 3, вопросы 1-3

Уровни организации живой природы. Многообразие живых организмов. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы.

1

Комбинир. урок

Беседа, опрос

Таблица

« Многообразие форм живых организмов»




4.

Биологическое разнообразие вокруг нас.

Отчет по экскурсии, с.11 -12

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охрана.


Комбинир. урок

Экскурсия «Биологическое разнообразие вокруг нас»

Блокнот, карандаш .




  1. Основы учения о клетке (10ч)



5.

Цитология- наука о клетке. Многообразие клеток.

§4

Из истории цитологии. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка- основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Свойства клетки.

1

Комбинир. урок

Беседа с элементами рассказа

Таблицы»Строение клетки», «Разнообразие клеток»




6.

Химический состав клетки.

§5, вопросы 1- 3

Общность хим. состава клетки. Неорганические (вода и минеральные соли) и органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты). Полимеры, мономеры.

1

ИНМ и перв. закр.

Беседа с элементами рассказа

Таблица-схема хим. состава клетки




7.

Белки и нуклеиновые кислоты.

§6



Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, их структура и функции. Репликация.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ, опрос, тест

Модель ДНК, таблица «Строение белка»




8.

Строение клетки.

§7

Строение клетки. Мембрана клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Типы клеток: прокариоты, эукариоты. Вирусы- неклеточные формы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

1

Комбинир. урок

Беседа, опрос

Таблицы»Строение клетки», Таблица «Вирусы»




9.

Органоиды клетки и их функции. Лаб. раб. № 1 «Сравнение строения клеток растений, животных, бактерий»

Лаб. раб. №2

«Изучение клеток бактерий»

§8

Мембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосома, клеточный центр) органоиды. Особенности строения растительной, животной, бактериальной клеток. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1

Урок компл. применения ЗУН.

Практикум, письменная работа


Таблицы»Строение растительной клетки», Строение животной клетки», «Разнообразие клеток»




10.

Обмен веществ и превращение энергии.

§9

Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Анаболизм (ассимиляция) и катаболизм (диссимиляция). Энергия клетки. АТФ.

1

ИНМ и перв. закр.

Беседа с элементами рассказа, опрос

Таблица «Метаболизм»




11.

Биосинтез белков в живой клетке.

§10

Понятие о биосинтезе. Ген- участок ДНК. Генетическии код, его свойства.Этапы синтеза белка в клетке: транскрипция, трансляция.

1

ИНМ и перв. закр.

Урок - лекция

Таблица «Биосинтез белка»




12.

Биосинтез углеводов- фотосинтез.

§11

Питание. Различия организмов по способу питания. Понятие о фотосинтезе. Роль пигмента хлорофилла. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Значение фотосинтеза.

Комбинир. урок

Беседа с элементами рассказа, тест

Таблица «Фотосинтез», «Типы питания», портрет К.А. Тимирязева




13.

Обеспечение клетки энергией.

§12, подготовиться к зачету

Понятие о клеточном дыхании. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Этапы биологического окисления: подготовительный, неполное безкислородное расщепление, полное кислородное расщепление. Гликолиз.

1

Комбинир. урок

Опрос, беседа

Мультимедийная презентация учителя «Биологическое окисление»




14.

Зачет по теме «Основы учения о клетке»

Содержание всей темы.

1

Урок контроля и оценки знаний

Тестовые задания, биологические задачи





  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч)



15.

Типы размножения организмов.

§13

Размножение. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение- древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Смена поколений. Вегетативное размножение.

1

Урок актуализации знаний и умений

Урок взаимообучения





16.

Деление клетки. Митоз.

§14

Понятие о делении клетки. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза. Фазы митоза. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл.

1

Комбинир. урок

Беседа, опрос

Таблица «Митоз», микроскопы, микропрепараты делящихся клеток растения




17.

Образование половых клеток. Мейоз.






§15

Набор хромосом в клетке. Соматические клетки. Половые клетки, строение и их функции. Диплоидная и гаплоидная клетка. Мейоз, его сущность. Редукция. Гомологичные хромосомы. Первое и второе деление мейоза. Кроссинговер. Оплодотворение, его биологическое значение. Образование половых клеток ( гаметогенез).

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, тест

Таблица «Мейоз»




18.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.



§16, с. 58 -59

Рост и развитие организмов. Онтогенез, его этапы. Эмбриональный период онтогенеза и постэмбриональный период. Влияние факторов среды и вредных привычек на онтогенез человека.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, тест

Таблица «Индивидуальное развитие Хордовых (на примере ланцетника)




19.

Зачет по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Содержание всей темы.

1

Урок контроля и оценки знаний

Карточки с биологическими терминами, биологические задачи, тест





  1. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч)



20.

Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики.


§17, 18

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.. Предистория генетики. Основные понятия: наследственность и изменчивость –свойства организмов, ген, генотип, фенотип, аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы . Закономерности изменчивости организмов.

1

ИНМ и перв. закр.

Урок – лекция

Мультимедийная презентация ученика «История развития генетики»




21.

Генетические опыты

Г. Менделя.



§19, вопросы 1 - 4

Методы в исследованиях Г. Менделя

(гибридологический метод). Скрещивание. Гибрид.Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Закон единообразия, закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Рецессивные и доминантные признаки.

1

Комбинир. урок

Рассказ, тест, карточки

Таблица «Моногибридное скрещивание», портрет Г. Менделя




22.

Дигибридное скрещивание.


§20, задачи в тетради

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Механизм наследования признаков при дигибридном скрещивании. Анализирующее скрещивание.

1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, решение задач

Таблица «Дигибридное скрещивание»




23.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер.


§21

Расположение генов: в одной хромосоме, в разных хромосомах. Линейное расположение генов. Закон сцепленного наследования

Т. Моргана. Группа сцепления. Кроссинговер.

1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, с/р

Портрет Т Моргана,




24.

Взаимодействие генов и их множественное действие.

§22

Понятие о гене. Гены и хромосомы. Типы влияния генов. Полимерия. Плейотропия. Условия проявления признаков. Генотипическая среда.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ, тест, карточки

Учебник




25.

Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

§23

Х-хромосомы, Y- хромосомы, аутосомы. Кариотип. Механизм определения пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ, опрос

Мультимедийная презентация учителя «Генетика пола»




26.

Наследственная изменчивость.

§24

Изменчивость- свойство организмов. Наследственная изменчивость.

Типы наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная. Мутации. Мутагены. Закон гомологических рядов Н.И. Вавилова.

1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, карточки

Таблица «Наследственная изменчивость. Полиплоидия»




27.

Типы изменчивости. Лаб. раб. №3«Выявление изменчивости у организмов»

§25, сообщения

Модификационная изменчивость (ненаследственная), ее характеристики. Норма реакции: широкая, узкая. Модификации.

Онтогенетическая изменчивость (возрастная).

1

Комбинир. урок

Практикум, с/р

Комнатные растения, листья растений одного вида (березы), гербарии, инструктивные карточки




28.

Наследственные болезни, сцепленные с полом.

§26

Группы наследственных болезней: болезни, связанные с мутациями генов; болезни, связанные с мутациями хромосом. Генные болезни: дальтонизм, гемофилия. Хромосомные болезни: болезнь Дауна. Диагностика заболеваний. Значение генетики в медицине и здравоохранении.

1

Комбинир. урок

Урок –лекция

Мультимедийная презентация учеников «Наследственные болезни»




29.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»


Содержание всей темы.


Урок обобщение и систематизации знаний

Беседа, с/р, тест

Подготовиться к зачету




30.

Зачет по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

Содержание всей темы.

1

Урок контроля и оценки знаний

Урок защиты знаний, карточки-задания






5.Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч)



31.

Генетические основы селекции организмов.

§27

Из истории селекции. Селекция как наука. Задачи и методы селекции. Искусственный отбор, гибридизация, мутагенез. Полиплоидия.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Таблица – схема «методы селекции»




32.

Особенности селекции у растений.

§28

Особенности культурных растений. Методы селекции растений: гибридизация и отбор. Полиплоидия. Достижения селекционеров страны, области. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов растений.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, опрос

Таблица «Сорта и гибриды культурных растений», коллекции семян




33.

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

§29

Исследования Н.И. Вавилова. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

Комбинир. урок

Урок-экспедиция

Портрет Н.И. Вавилова, таблица «Центры происхождения культурных растений»




34.

Особенности селекции животных.

§30

Цели селекции животных. История одомашнивания. Методы селекции животных: гибридизация (инбридинг и аутбридинг) и отбор (массовый и индивидуальный). Современные методы селекции животных (искусственное осеменение, клонирование). Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород животных.

1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, опрос

Мультимедийная презентация «Селекция животных»




35.

Основные направления селекции микроорганизмов.

§31

Значение селекции микроорганизмов для развития с/х, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Методы селекции микроорганизмов: генная инженерия, клеточная инженерия. Биотехнология. Использование грибов, бактерий в биотехнологии.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, тест

Мультимедийная презентация учеников «Микробиология и ее значение в народном хозяйстве»




6.Происхождение жизни и развитие органического мира (5ч)



36.

Представление о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.

§32, сообщения

Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза и биогенеза. Значение работ Л. Пастера

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ, карточки

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», портрет Л. Пастера




37.

Современные представления о возникновении жизни на Земле .

§33


Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Коацерваты. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

1

ИНМ и перв. закр.

Беседа, карточки

Портрет А.И. Опарина




38.

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.


§34

Появление первичных живых организмов –протобионтов. Предполагаемая гетеротрофность протобионтов. Ранее возникновение фотосинтеза и биолог. круговорот веществ. Афтотрофы и гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Возникновение биосферы.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, опрос

Таблица «Эволюция растительного и животного мира», «Строение прокариотической и эукариотической клетки»




39.

Этапы развития жизни на Земле.

§35, создать презентацию «Этапы развития жизни на Земле»

Изменение животного и растительного мира в катархее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Основные черты приспособленности. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.

1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Эволюция растительного и животного мира»,




40.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни.

С. 131 - 132

Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие животных – результат эволюции. Основные приспособительные черты животных к наземному образу жизни.

1

Комбинир. урок

Урок-экскурсия «История живой природы местного региона»

Блокнот, карандаш (отчет по экскурсии)




  1. Учение об эволюции (11 ч)



41.

Идея развития органического мира в биологии.

§36

Появление идей об эволюции. Учение об эволюции органического мира. Предпосылки учения Ч. Дарвина.

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, опрос

Портреты ученых




42.

Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

§ 37

Дарвин – основоположник учения об эволюции, его исследования. Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор – движущие силы эволюции. Искусственный отбор. Значение работ Ч. Дарвина.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы

Портрет Ч Дарвина, таблица «Движущие силы эволюции»




43.

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде. Лаб. раб. №4«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Записи в тетради

Приспособительные особенности растений и животных. Адаптация. Многообразие адаптаций. Приспособительность организмов как результат естественного отбора. Движущие силы и результат эволюции.

1

Комбинир. урок

Практикум, опрос





44.

Современные представления об эволюции органического мира.

§38

Популяция как элементарная единица эволюции. Современные представления об эволюции органического мира. Факторы эволюции.

1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, опрос

Таблица-схема «Факторы эволюции»




45.

Вид, его критерии и структура.

§39, заполнить таблицу

Понятие о виде. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический. Экологический. Географический, исторический. Совокупность критериев - условие обеспечения целостности и единства вида. Популяционная структура вида.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, тест

Гербарные экземпляры растений разных видов, таблица «Вид. Критерии вида»




46.

Процессы образования новых видов в природе – видообразование.

§40

Видообразование: географическое и экологическое. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. Виды изоляций: биологическая и географическая. Микроэволюция.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, опрос, карточки

Таблица «Видообразование»




47.

Понятие о микроэволюции и макроэволюции.

§41

Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, опрос

Мультимедийная презентация учителя «Главные направления эволюции»




48.

Основные направления эволюции.

§42

Биологический прогресс, биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Соотношение направлений эволюции.

1

Комбинир. урок

Урок- лекция

Таблица «Основные направления эволюции»




49.

Основные закономерности эволюции.


§43, сообщения

Основные особенности эволюции. Эволюция – необратимый процесс исторического развития органического мира. Адаптации (общие, частные).



1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, с/р

Таблица «Формы филогенеза», кинофрагменты «Основные ароморфозы в растительном мире», «Идиоадаптации в растительном мире»




50.

Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов. Лаб. раб. № 5 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

С. 160 – 161, подготовиться к зачету

Последствия хозяйственной деятельности человека на растительный и животный мир, влияние собственных поступков на живые организмы. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

1

Комбинир. урок

Практикум, опрос

Таблицы «Охрана растений», «Охрана животных», «Разнообразие живых организмов»




51.

Зачет по теме «Учение об эволюции»

Содержание всей темы.

1

Урок контроля и оценки знаний

Зачет, Карточки-задания





  1. Происхождение человека (антропогенез) (5ч)



51.

Место человека в системе органического мира.

§44

Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них.

1

Урок компл. применения ЗУН.

Дискуссия

Таблица «Человекообразные обезьяны»




53.

Доказательства эволюционного происхождения человека.

§45

Антропогенез. Накопление фактов о происхождении человека. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения.

1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, опрос

Набор «Происхождение человека»




54.

Этапы эволюции человека.


§46, 47,заполнить таблицу

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние. Современные люди. . Биосоциальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

1

Комбинир. урок

Урок-лекция, карточки-задания

Мультимедийная презентация ученика «Этапы эволюции человека»




55.

Человеческие расы, их родство и происхождение.

§48 , 49, с.183 -184

Человеческие расы: негроидная, монголоидная, европеоидная. Их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

1

Комбинир. урок

Беседа, опрос

Таблица «Человеческие расы», фотографии




56.

Зачет по теме «Происхождение человека (антропогенез)»

Содержание всей темы.

1

Урок контроля и оценки знаний

Зачет, Карточки - задания





  1. Основы экологии (12 ч)



57.

Условия жизни. Среды жизни и экологические факторы.

§50

Экология – как наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле. Экологические факторы. Влияние экологических факторов на организмы.

1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы

Таблица «Среды жизни»




58.

Основные закономерности действия факторов среды на организмы.§51

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организм. Основные экологические законы. Фотопериодизм.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, тест

Таблица-схема «Экологические факторы»




59.

Приспособленность организмов к действию факторов среды. Лаб. раб. №6 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)»

§52, сообшения

Приспособленность организмов к различным экологическим факторам среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов.

1

Комбинир. урок

Практикум, письм.раб.

Таблица «Приспособленность организмов»














60.

Биотические связи в природе. Популяции как форма существования видов в природе.

§53 , §54

Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Пищевые связи в экосистемах. Взаимосвязь организмов в популяции. Популяция. Популяция – форма существования вида в природе. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура.

1

Комбинир. урок

Рассказ с элементами беседы, опрос

Видеофрагмент «Трофические связи живых организмов»



61.

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе.

§55

Популяция. Функционирование популяции в природе. Динамика численности популяций в природе. Биотические связи в регуляции численности.

1

ИНМ и перв. закр

Рассказ, тест

Таблица



62.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. Лаб. раб. №7 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

§56, 57

Естественные и искусственные биоценозы. Структура сообщества живых организмов. Биотоп. Эдификаторы. Экологические ниши. Роль видов в природе. Особенности агроэкосистем. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.

1

Комбинир. урок

Рассказ, Практикум, карточки

Таблицы «Экологические ниши», схема «Многообразие форм связей и видов взаимоотношений в биоценозе» Видеофрагмент из фильма «Основы экологии»



63.

Развитие и смена биогеоценозов.

§58


Саморазвитие биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии. Продолжительность и значение сукцессии.

1

ИНМ и перв. закр.

Рассказ с элементами беседы, опрос

Таблица «Биогеоценоз дубравы», « Биогеоценоз пресного водоема», «Зарастание водоема»




64.

Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Лаб. раб. №8 «Изучение и описание Лаб. разных видов в конкретной экосистеме»раб.

Повторить §57

Состояние экосистемы своей местности. Видовое разнообразие. Плотность популяции. Биомасса. Взаимоотношения организмов. Свойства экосистемы.

1


Практикум, карточки-задания




65.

Основные законы устойчивости живой природы.

Лаб.раб №9

« Выявление типов взаимодействия экосистемы своей местности» §59

Цикличность в экосистемах. Биологическое разнообразие в экологических системах.

1

Комбинир. урок

Беседа, опрос




66.

Биосфера как глобальная экосистема. Экологические проблемы. Лаб. раб. №10«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

§60

Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биоразнообразия в устойчивом развитии биосферы. Роль человека в биосфере.

1

Урок компл. применения ЗУН.


Практикум, тест-ие

Видеофильм «Биосфера»



67.

Подготовка к итоговой контрольной работе по курсу «Общая биология»

Весь пройденный материал

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Беседа, карточки-задания, тест




68.

Итоговая контрольная работа


1

Урок контроля и оценки знаний

Тестирование





ИТОГО


68




68



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
рабочая программа по биологии 9 класса под редакцией Н.И. Пономаревой

Автор: Мартысевич Сюзанна Саркисовна

Дата: 30.09.2014

Номер свидетельства: 115771

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "рабочая программа по биологии в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "233421"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443099191"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС к учебнику под редакцией И. Н. Пономаревой"
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaiaproghrammapobiologhii6klasspofgoskuchiebnikupodriedaktsiieiinponomarievoi"
    ["file_id"] => string(6) "270104"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450989436"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaiaproghrammapobiologhii6klasspofgos"
    ["file_id"] => string(6) "270103"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450989358"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа по биологии для 6 класса (учебник под редакцией И.Н.Пономаревой)"
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-6-klassa-uchiebnik-pod-riedaktsiiei-i-n-ponomarievoi"
    ["file_id"] => string(6) "183881"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425972539"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Учебно-тематическое планирование по биологии 7 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "uchiebno_tiematichieskoie_planirovaniie_po_biologhii_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "432881"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1508242056"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства