kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии - 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. В программе указаны лабораторные, практические и контрольные работы, а также региональный компонент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии - 9 класс »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»



Рассмотрено на ШМО


Протокол от «__»________20__г №_____



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

Бережная С.Д./_________/


«__»__________20___г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»

Метлицкая А.С./__________/


«___»___________20___г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ


для 9 класса










Составитель:

Петухова Наталья Сергеевна

















г. Котлас

2014-2015 год





Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. Программы Биология 6-9 класс/ автор составитель В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2009.

На изучение курса биологии выделено 68 часов (2 часа в неделю). Программа построена с учётом содержания учебника для 9 класса Биология. Введение в общую биологию и экологию. учебник для общеобразовательных учреждений/ Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. – М.: Дрофа.

Цели и задачи предмета

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономер­ностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятель­ности людей; методах познания живой природы;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информа­цию о современных достижениях в области биологии и эко­логии, работать с биологичес­кими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами.

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельнос­ти по отношению к природной среде, для соблюдения правил по­ведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.



















Содержание образования по разделам (68 часов, 2 часа в неделю)


Тема (с описанием)

Кол-во часов

КР

ПР

1

Введение

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Признаки живых организмов.

3



2

Тема 1.1. Молекулярный уровень

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы. Полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Катализаторы. Вирусы.

10

1

1

3

Тема 1.2. Клеточный уровень

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Химический состав клетки и его постоянство. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Гены и хромосомы. Клетка. Строение клетки. Функции органоидов. Прокариоты, эукариоты.

Автотрофы, гетеротрофы. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организмов. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

15

1

2

4

Тема 1.3. Организменный уровень

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

Приемы выращивания и размножения растений ухода за ними. Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

13

1

1

5

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида.

2


1

6

Тема 1.5. Экосистемный уровень

Среда — источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

8

1

1

7

Тема 1.6. Биосферный уровень

Биосфера — глобальная экосистема. В.И.Вернадский — основоположник учения о биосфере. Круговорот веществ и энергии в биосфере. . Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Экологические кризисы.

1



8

Раздел 2. Основы учения об эволюции

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Основные положения теории эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.

7

1

1

9

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Доказательства эволюции. Краткая история развития органического мира. Усложнение растений в процессе эволюции. Усложнение животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

6

1










































Календарно-тематический план

п/п

Разделы, темы, уроки.

КР, ПР, ЛР

РК

Д/З

Введение.

1

Биология - наука о жизни.



§ 1.

2

Методы исследования в биологии.



§ 2,

3

Сущность жизни и свойства живого.



§ 3,

1. Молекулярный уровень.

4

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: характеристика.



§ 1.1.

5

Углеводы.



§ 1.2

6

Липиды.



§ 1.3

7

Состав и строение белков.



§ 1.4

8

Функции белков.



§ 1.5

9

Нуклеиновые кислоты.



§ 1.6

10

АТФ и другие органические соединения клетки.



§ 1.7, повт.§1.5.

11

Биологические катализаторы

ЛР № 1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».

ЛР1


§ 1.8, пов. § 1.4, 1.6.

12

Вирусы.


РК №1

§ 1.9, подг. к КР

13

КР №1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».

КР 1



2. Клеточный уровень.

14

Основные положения клеточной теории. Особенности хим.состава клеток ж.о. на европейском Севере.


РК №2

§ 2.1

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.



§ 2.2

16

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.



§ 2.3

17

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.



§ 2.4

18

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.



§ 2.5

19

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.



§ 2.6,

20

Различия в строении клеток эукариот прокариот. ЛР 2 «Рассматривание клеток растений и животных»

ЛР2


§ 2.7

21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

ЛР 3 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов»

ЛР3


§ 2.8,

22

Энергетический обмен в клетке.



§ 2.9

23

Типы питания клетки.



§ 2.10, 2.12.

24

Фотосинтез и хемосинтез.



§ 2.11

25

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.



§ 2.13

26

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.



§ 2.13

27

Деление клетки. Митоз.



§ 2.14

28

КР № 2 по теме «Клеточный уровень организации живой природы».

КР 2



3. Организменный уровень.

29

Размножение организмов. Оплодотворение.



§ 3.1, 3.2 до развития гамет.

30

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.



§3.2, 3.3

31

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.



§ 3.4

32

Закономерности наследования признаков. Моногибридное скрещивание.



§ 3.5 задачи

33

Закон чистоты гамет. Закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.



§ 3.5 задачи

34

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.



§ 3.6 задачи

35

Дигибридное скрещивание.



§3.7

36

Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана.



§ 3.8 задачи

38

Модификационная изменчивость.


РК №3

§ 3.11

39

Мутационная изменчивость.

ЛР 4 «Выявление изменчивости организма»

ЛР 4

РК №4

§ 3.12

40

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.



§ 3.13

41

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Районированные сорта растений и породы животных Арх.обл.


РК №5

§ 3.14

42

КР №3 по теме «Организменный уровень организации живого».

КР 3



4. Популяционно-видовой уровень.

43

Вид. Критерии вида.

Лр№ 5 «Изучение морфологического критерия вида».

ЛР5


§ 4.1

44

Популяции.



§4.2, § 4.3

5. Экосистемный уровень

45

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. Разнообразие биоценозов Европейского Севера.


РК№6

§ 5.1

46

Состав и структура сообщества.


РК №7

§ 5.2

47

Потоки вещества и энергии в экосистеме. ЛР №6. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) на примере АО»

ЛР 6

РК№8

§ 5.3

48

Саморазвитие экосистемы.



§ 5.5,

49

Искусственные биогеоценозы.


РК№9


50

Межвидовые взаимоотношения организмов.




51

Экологические факторы. Условия среды. Экологические ресурсы Арх.обл.


РК№10


52

КР №4 по теме «Экосистемный уровень».

КР4



7. Основы учения об эволюции.

53

Развитие эволюционного учения.



§ 7.1

54

Изменчивость организмов.



§ 7.2,

55

Борьба за существование. Естественный отбор.



§ 7.4,7.5

56

Видообразование.



§ 7.7

57

Макроэволюция.



§ 7.8

58

Основные закономерности эволюции. Лр №7 «Причины многообразия видов в природе».

ЛР 7


§ 7.9,

59

КР №5 по теме «Основы учения об эволюции».

КР 5



8. Возникновение и развитие жизни на Земле

60

Гипотезы возникновения жизни.



§8.1

61

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.



§ 8.2, 8.3 и 8.4.

62

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.



§ 8.5, 8.6.

63

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.



§ 8.7, 8.8,

64

Обобщающий урок «Возникновение и развитие жизни на Земле».

тест



65

Биосфера. Среды жизни.



§ 6.1

66

Годовая КР №6

КР 6



67

Обобщение материала




68

Итоговый урок.























































Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

Знать /понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосфе­ры; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превраще­ния энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчи­вость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естествен­нонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной де­ятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; био­логического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоро­вья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологи­ческие эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;

-распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, наиболее распространенные растения и животных своей местности,

-выявлять изменчивость организмов, приспособления организ­мов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных си­стематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружаю­щей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных по­ступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации:

находить в тексте учебника отличительные признаки основ­ных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различ­ных источниках необходимую информацию о живых орга­низмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зре­ния, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.















Перечень учебно-методического обеспечения

Класс

Учебная программа

Учебник

Учебные пособия для учащихся

Методические пособия для учителя

9

Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы

Авт.

В.В.Пасечник

В.В.Латюшин, В.М.Пакулова

Сборник нормативных документов

Биология/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев

М.: Дрофа, 2007

Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/

А.А.Каменский, Е.А.Криксунов
В.В.Пасечник

М.:Дрофа, 2011.


1. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: рабочая тетрадь. 9 кл./ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов

М.:Дрофа, 2011.

2. Н.И.Деркачева ЕГЭ 2008 Биология. Вывполнение заданий части 3 (С)7 учебно-методическое пособие

Н.И.Деркачева, А.Г.Соловьев

М.:Экзамен, 2000

3. Единый государственный экзамен 2008. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Г.С.Калинова,

А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр 2007


1.О.А. Пепеляева,

И.В. Сунцова. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс М.: ВАКО, 2006

2Г.С. Калинова,

А.Н. Мягкова,

В.З. Резникова. Единый государственный экзамен 2008. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся М.: Интеллект-центр 2007.

3. В.В. Пасечник Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику

А.А. Каменского,

Е.А. Криксунова,

В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию». Пособие для учителя - М. Дрофа 2006

4. Л.Д.Панфилова Биология. Введение в общую биологию и экологию в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии - 9 класс

Автор: Петухова Наталья Сергеевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118272

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства