Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. В программе указаны лабораторные, практические и контрольные работы, а также региональный компонент.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии - 9 класс »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Рассмотрено на ШМО
Протокол от «__»________20__г №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
Бережная С.Д./_________/
«__»__________20___г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»
Метлицкая А.С./__________/
«___»___________20___г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
для 9 класса
Составитель:
Петухова Наталья Сергеевна
г. Котлас
2014-2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. Программы Биология 6-9 класс/ автор составитель В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2009.
На изучение курса биологии выделено 68 часов (2 часа в неделю). Программа построена с учётом содержания учебника для 9 класса Биология. Введение в общую биологию и экологию. учебник для общеобразовательных учреждений/ Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. – М.: Дрофа.
Цели и задачи предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Содержание образования по разделам (68 часов, 2 часа в неделю)
№
Тема (с описанием)
Кол-во часов
КР
ПР
1
Введение
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Признаки живых организмов.
3
2
Тема 1.1. Молекулярный уровень
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы. Полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты. Катализаторы. Вирусы.
10
1
1
3
Тема 1.2. Клеточный уровень
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Химический состав клетки и его постоянство. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Гены и хромосомы. Клетка. Строение клетки. Функции органоидов. Прокариоты, эукариоты.
Автотрофы, гетеротрофы. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Деление клетки — основа размножения, роста и развития организмов. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
15
1
2
4
Тема 1.3. Организменный уровень
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации.
Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.
Приемы выращивания и размножения растений ухода за ними. Приемы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
13
1
1
5
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида.
2
1
6
Тема 1.5. Экосистемный уровень
Среда — источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Экологическая сукцессия. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
8
1
1
7
Тема 1.6. Биосферный уровень
Биосфера — глобальная экосистема. В.И.Вернадский — основоположник учения о биосфере. Круговорот веществ и энергии в биосфере. . Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Экологические кризисы.
1
8
Раздел 2. Основы учения об эволюции
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Основные положения теории эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
7
1
1
9
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Доказательства эволюции. Краткая история развития органического мира. Усложнение растений в процессе эволюции. Усложнение животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.
6
1
Календарно-тематический план
№
п/п
Разделы, темы, уроки.
КР, ПР, ЛР
РК
Д/З
Введение.
1
Биология - наука о жизни.
§ 1.
2
Методы исследования в биологии.
§ 2,
3
Сущность жизни и свойства живого.
§ 3,
1. Молекулярный уровень.
4
Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: характеристика.
§ 1.1.
5
Углеводы.
§ 1.2
6
Липиды.
§ 1.3
7
Состав и строение белков.
§ 1.4
8
Функции белков.
§ 1.5
9
Нуклеиновые кислоты.
§ 1.6
10
АТФ и другие органические соединения клетки.
§ 1.7, повт.§1.5.
11
Биологические катализаторы
ЛР № 1 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях».
ЛР1
§ 1.8, пов. § 1.4, 1.6.
12
Вирусы.
РК №1
§ 1.9, подг. к КР
13
КР №1 по теме «Молекулярный уровень организации живой природы».
КР 1
2. Клеточный уровень.
14
Основные положения клеточной теории. Особенности хим.состава клеток ж.о. на европейском Севере.
РК №2
§ 2.1
15
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.
§ 2.2
16
Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.
§ 2.3
17
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
§ 2.4
18
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
§ 2.5
19
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
§ 2.6,
20
Различия в строении клеток эукариот прокариот. ЛР 2 «Рассматривание клеток растений и животных»
ЛР2
§ 2.7
21
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
ЛР 3 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов»
ЛР3
§ 2.8,
22
Энергетический обмен в клетке.
§ 2.9
23
Типы питания клетки.
§ 2.10, 2.12.
24
Фотосинтез и хемосинтез.
§ 2.11
25
Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.
§ 2.13
26
Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.
§ 2.13
27
Деление клетки. Митоз.
§ 2.14
28
КР № 2 по теме «Клеточный уровень организации живой природы».
КР 2
3. Организменный уровень.
29
Размножение организмов. Оплодотворение.
§ 3.1, 3.2 до развития гамет.
30
Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.
§3.2, 3.3
31
Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
Потоки вещества и энергии в экосистеме. ЛР №6. Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) на примере АО»
ЛР 6
РК№8
§ 5.3
48
Саморазвитие экосистемы.
§ 5.5,
49
Искусственные биогеоценозы.
РК№9
50
Межвидовые взаимоотношения организмов.
51
Экологические факторы. Условия среды. Экологические ресурсы Арх.обл.
РК№10
52
КР №4 по теме «Экосистемный уровень».
КР4
7. Основы учения об эволюции.
53
Развитие эволюционного учения.
§ 7.1
54
Изменчивость организмов.
§ 7.2,
55
Борьба за существование. Естественный отбор.
§ 7.4,7.5
56
Видообразование.
§ 7.7
57
Макроэволюция.
§ 7.8
58
Основные закономерности эволюции. Лр №7 «Причины многообразия видов в природе».
ЛР 7
§ 7.9,
59
КР №5 по теме «Основы учения об эволюции».
КР 5
8. Возникновение и развитие жизни на Земле
60
Гипотезы возникновения жизни.
§8.1
61
Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.
§ 8.2, 8.3 и 8.4.
62
Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.
§ 8.5, 8.6.
63
Развитие жизни в мезозое и кайнозое.
§ 8.7, 8.8,
64
Обобщающий урок «Возникновение и развитие жизни на Земле».
тест
65
Биосфера. Среды жизни.
§ 6.1
66
Годовая КР №6
КР 6
67
Обобщение материала
68
Итоговый урок.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать /понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
-распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, наиболее распространенные растения и животных своей местности,
-выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
Перечень учебно-методического обеспечения
Класс
Учебная программа
Учебник
Учебные пособия для учащихся
Методические пособия для учителя
9
Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы
Авт.
В.В.Пасечник
В.В.Латюшин, В.М.Пакулова
Сборник нормативных документов
Биология/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев
М.: Дрофа, 2007
Каменский А.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/
А.А.Каменский, Е.А.Криксунов В.В.Пасечник
М.:Дрофа, 2011.
1. Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: рабочая тетрадь. 9 кл./ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов