Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. В программе указаны лабораторные, практические и контрольные работы, а также региональный компонент.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии - 8 класс »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Рассмотрено на ШМО
Протокол
от «__»________2014г №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Бережная С.Д./_________/
«__»__________2014г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»
Метлицкая А.С./__________/
«___»___________2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
для 8 класса
Составитель:
Петухова Наталья Сергеевна
г. Котлас
2014-2015 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. Программы Биология 6-9 класс/ автор составитель В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2009.
Цели изучения биологии в 8 классе:
формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организма человека.
Специфика и задачи курса биологии 8 класса.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Содержание образования по разделам
(68 часов, 2 часа в неделю)
№
Тема (с описанием)
Кол-во часов
КР
ПР
1
Введение
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
1
2
Происхождение человека
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
2
3
Общий обзор организма
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.
Строение и функция клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление.Их значение. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы.
Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи.Роль рецепторов в восприятии раздражений.
5
1
1
4
Опорно-двигательная система
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
8
1
4
5
Кровообращение
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Органы кровеносной и лимфатической систем,ихроль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
7
1
3
6
Дыхательная система
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
4
1
7
Пищеварительная система
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
4
1
1
8
Обмен веществ и энергии
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи
3
1
9
Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
5
1
10
Нервная система человека
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы.Их взаимодействие.
4
1
11
Анализаторы
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты,их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
5
2
12
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
5
1
1
13
Железы внутренней секреции (эндокринная система)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
1
14
Индивидуальное развитие организма
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля—Мюллера и причины отступления от него. Влияние ПАВ веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
5
1
1
Календарно-тематический план
№
Тема урока
ЛР, ПР, КР
РК
Д/з
Введение 1 час
1
Науки о человеке. Место человека в системе органического мира.
§1,2.
1. Происхождение человека (2 часа)
2
Историческое прошлое людей.
§ 3, 4
3
Расы человека.
тест
§ 5
2.Общий обзор организма. Клеточное строение организма. Регуляция функций (5 часов)
4
Общий обзор организма человека.
§ 6
5
Строение и химический состав клетки
§ 7
6
Ткани. Л.Р.№1 Изучение микроскопического строения клеток тканей.
ЛР №1
§ 8
7
Рефлекторная регуляция.
§ 9
8
КР №1: «Общий обзор организма человека».
КР №1
3.Опорно-двигательная система (8 часов)
9
Строение и свойства костей. Рост костей.
ЛР.№2. Микроскопическое строение кости.
ЛР.№2.
§ 10
10
Строение и функции скелета человека.
§ 11
11
Типы соединения костей.
§ 12
12
Строение и функции мышц.
ЛР.№3. Мышцы человеческого тела
ЛР.№3.
§ 13
13
Работа скелетных мышц.
ЛР №4. Утомление мышц.
ЛР №4
§ 14
14
Осанка. Предупреждение плоскостопия ЛР №5. Выявление плоскостопия и нарушения осанки
ЛР №5
РК №1
§ 15
15
Первая помощь при повреждениях скелета.
§ 16
16
КР №2: «Опорно-двигательная система».
КР №2
Тема 5. Кровообращение. (7 часов)
17
Внутренняя среда организма.
§17
18
Состав и функции крови.
Л.Р.№6.Микроскопическое строение крови.
Л.р.№6.
§17
19
Иммунитет.
§18
20
Группы крови. Переливание крови. Станция переливания в г. Котласе
РК №2
§19
21
Система кровообращения.
§20
22
Круги кровообращения.
§21
23
Строение и работа сердца.
§22
24
Движение крови по сосудам.
ЛР№7. Измерение пульса и кровяного давления до и после дозированной нагрузки.
ЛР №7
§23
25
Гигиена ССС. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. ЛР №8 «ПМП при кровотечениях»
ЛР №8
§24, 25.
26
КР № 3 «Кровообращение»
КР №3
6.Дыхательная система (4 часа)
27
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.
Органы равновесия, осязания, обоняния и вкуса. ЛР №14 «Кожное чувство»
ЛР №14
12. ВНД. Поведение. Психика. (5 часов)
55
Учение о высшей нервной деятельности.
§53
56
Врожденные и приобретённые программы поведения.
ЛР №15. Выработка навыков зеркального письма.
ЛР №15
§54
57
Сон и его значение.
§55
58
Особенности ВНД. Эмоционально-волевая сфера человека.
§56, 57
59
КР №7 «Нервная система, анализаторы и ВНД»
КР №7
13.Железы внутренней секреции (1 час)
60
Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции.
§58,59
14.Индивидуальное развитие организма (5 +3 часов)
61
Жизненные циклы, размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.
§60, 61
62
Наследственные, врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем
§ 62
63
Развитие человека. Вред ранних половых контактов и абортов.
§63
64
Интересы, способности, склонности.
§64
65
Темперамент, характер.
Л.Р. 16 «Определение типа темперамента»
ЛР №16
66
Годовая КР № 8
КР №6
67
Здоровье – величайшая ценность для личности и общества.
РК №9
68
Итоговый урок-игра «Ее величество – Анатомия!».
РК №10
Итого: ЛР 16, КР 6, РК 10, ПР 0
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны знать / понимать:
• сущность биологических процессов:
- обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь:
• объяснять:
- роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы:
- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать:
- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации:
- находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Перечень учебно-методического обеспечения
Класс
Реквизиты программы
УМК обучающихся
УМК учителя
8 «А», 8 «Б», 8 «В»
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.
Программа авторского коллектива под руководством
Пасечника В.В.
рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.
Учебник: Д.В. Колесов и др. Биология. Человек. 8 кл. - Москва: «Дрофа», 2009 г.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Рабочая тетрадь. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2010 г.
Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2010 г.
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. 8 класс. Издательство «Дрофа» 2009 г.
Дополнительная литература для учителя:
«Актуальные проблемы биологии». Сборник статей №1. Составитель Морзунова И.Б. - М., Дрофа, 2010.
«Биология. Оценка качества подготовки выпускников основной школы». – М., Дрофа, 2006.
«Биология. 8 класс. Книга для учителя». Составитель Спиридонова Н.Ю. - М., Дрофа, 2010.
«Сборник нормативных документов. Биология». - М., Дрофа, 2009.
Уроки биологии по курсу «Биология. 8 класс. Человек». - М., Дрофа, 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М., Просвещение, 2010.
Батуев А.С. Загадки и тайны психики. - М., Дрофа, 2010.
Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М., Дрофа, 2006.
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М., Просвещение, 1983.
Каменский А.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Карманный справочник. - М., Дрофа, 2010.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6 – 11 классы. - М., Дрофа, 2006.
Тарасов В.В. Темы курса. Иммунитет. История открытий. - М., Дрофа, 2005.