№пп | Тема уроков | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Вид контроля | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | Дата Проведения фактически | |
8А | 8В | 8Г | |
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) | |
1 | Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. | 1 час | Вводный урок | Участие в беседе Поиск в тексте учебника информации для составления таблицы | | Учащиеся должны знать: -Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена и их методы; - объяснять место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды | 2.09 | | | | |
2 | Становление наук о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. | 1 час | Урок изучения нового материала | Участие в беседе. Заполнение таблицы | | Учащиеся должны знать: -вклад великих ученых в развитие наук о человеке; -объяснять этапы становления наук о человеке | 4.09 | | | | |
Тема 2 . Происхождение человека (Зч) | |
3 | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | 1 час | Комбиниурок | Участие в беседе Выполнение упр. 6 на с. 7 учебника Беседа по таблице Анализ содержания рисунков учебника | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью | 9.09 | | | | |
4 | Историческое прошлое людей | 1 час | Урок изучения нового материала | Обсуждение вопроса 1 на с. 21 после § 4 Биологический диктант | ТМК | Учащиеся должны знать: раскрывать усложнения человека в процессе его эволюции (ископаемого, древнейшего и древнего человека); – раскрывать значение ископаемых, древнейших и древних форм человека, черты совершенствования человека, факторы его становления и образования рас; | 11.09 | | | | |
5 | Расы человека | 1 час | Урок изучения нового материала | Участие в эвристической беседе | ФО ИРК | Учащиеся должны знать: характерные расовые признаки. –доказывать происхождение и единство рас человека; –распознавать на таблицах, рисунках расы человека, его исторические формы. | 16.09 | | | | |
Тема 3. Строение организма (4 ч.) | |
6 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. JI.p l. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека | 1 час | Комбинир. урок | Л.p 1. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -клеточное строение организма; –строение животной клетки;
| 18.09 | | | | |
7 | Клеточное строение организма | 1 час | Урок изучения нового материала | Беседа по демонстрационной таблице | ТМК | Учащиеся должны знать: -клеточное строение организма; – строение животной клетки; – называть части и органоиды клеток организма человека, -распознавать на микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; | 23.09 | | | | |
8 | Ткани: эпителиальные, соединительная, мышечная, нервная Л.р.2 Изучение микроскопического строения тканей | 1 час | Комбинир. урок | Л.р.2 Изучение микроскопического строения тканей | ФО ИРК | Учащиеся должны знать: -называть типы тканей, -распознавать на рисунках, таблицах, муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, видимые под световым микроскопом; типы тканей -уметь работать с микроскопом. | 25.09 | | | | |
9 | Рефлекторная регуляция
| 1 час | Комб. урок | Тестирование - Общий обзор организма человека | | Учащиеся должны знать: - строение и функции рефлекторной дуги, | 30.09 | | | | |
Тема 4. Опорно-двигательная система ( 8ч.) | |
10 | Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. | 1 час | Урок изуч. нов. материала | | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -знать состав и свойства костей, значение опорно-двигательной системы, – разъяснять процесс регуляции деятельности опорно-двигательной системы; – характеризовать типы соединений костей, -находить на рисунках, таблицах, муляжах и показывать основные типы соединений костей -работать с микроскопом и микропрепаратами; | 2.10 | | | | |
11 | Скелет человека. Осевой скелет. | 1 час | Урок изучения нового материала | Обсуждение вопроса 3 на с. 49 после § 10 | ТМК | Учащиеся должны знать: – называть части опорно-двигательной системы (скелет), основные отделы скелета (кости); – приводить примеры приспособленности скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности; | 7.10 | | | | |
12 | Добавочный скелет. Л.р 3 Изучение внешнего вида отдельных костей | 1 час | Урок изучения нового материала | Л.р 3 Изучение внешнего вида отдельных костей | ЛР | Учащиеся должны знать: – показывать на себе, модели, скелете основные кости скелета; – доказывать родство млекопитающих животных и человека; | 9.10 | | | | |
13 | Строение мышц. | 1 час | Комб. урок
| Заполнение таблицы | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -знать основные типы мышц, их строение и функции. – характеризовать типы мышц; - называть и находить на рисунках, муляжах и моделях отдельные мышцы тела | 14.10 | | | | |
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция Л.р. 4 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц | 1 час | Интегрир. урок.
| Л.р. 4 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц | ЛР | Учащиеся должны знать: -влияние нагрузки и ритма на работу мышц, причины их утомления; – характеризовать работу мышц; – характеризовать торможение как нервный процесс, координирующий движение. | 16.10 | | | | |
15 | Осанка. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. Признаки хорошей осанки. | 1 час | Урок изучения нового материала | Обсуждение вопр. 1 и 2 на с. 75 после § 15 | ФО ИРК | Учащиеся должны знать: -знать влияние физического труда и спорта на формирование системы опоры и движения, роль двигательной активности в сохранении здоровья, меры, предупреждающие нарушение осанки, развитие плоскостопия; – научиться соблюдать правильную осанку; предупреждать развитие плоскостопия; -анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье. | 21.10 | | | | |
16 | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. | 1 час | комбинированный урок | Анализ содержания рисунка учебника . Поиск информации о приемах первой доврачебной помощи | ИРК | Учащиеся должны знать: - знать о правилах первой помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. – оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах. | 23.10 | | | | |
17 | Контрольная работа №1 «Опорно-двигательная система) | 1 час | Контрольный урок | Разноуровневое тестирование | КР | Учащиеся должны знать: -Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией. | 28.10 | | | | |
Тема 5. Внутренняя среда организма ( 3 ч.) | |
18 | Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Лимфа. Тканевая жидкость . Значение постоянства внутренней среды организма. Л.р 5 Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки) | 1 час | Урок изучения нового материала | Л.р 5 Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки) | ЛР | Учащиеся должны знать: – называть компоненты внутренней среды организма, форменные клеточные элементы крови; – раскрывать роль внутренней среды организма, ее компонентов, состав крови, функции ее форменных элементов; – раскрывать материал об относительном постоянстве внутренней среды, о различии и сходстве ее компонентов, о взаимосвязи строения клеток крови с выполняемыми функциями, -работать с микроскопом и микропрепаратами; | 30.10 | | | | |
19 | Иммунитет. Иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. | 1 час | Урок изучения нового материала | Обсуждение вопросов 2, 3, 4, 5 после § 19 на с. 93 | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: иммунитет, инфекционные заболевания; значение прививок и лечебных сывороток, о видах лейкоцитов, сущности процесса воспаления, фагоцитоза, защитных свойств крови; - соблюдать правила личной и общественной гигиены, предупреждающие распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний; | 11.11 | | | | |
20 | Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация. | 1 час | Урок изучения нового материала | Поиск информации для участия в беседе по вопросам задания на с. 93 | ТМК | Учащиеся должны знать: -основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови; -анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье. | 13.11 | | | | |
21 | Транспорт веществ. | 1 час | Урок изучения нового материала | Обсуждение вопросов на с. 102 перед § 20 | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -функции транспорта веществ | 18.11 | | | | |
22 | Кровеносная система. Значение кровообращения. | 1 час | Урок изучения нового материала | Описание рисунка учебника | ТМК | Учащиеся должны знать: – называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца – распознавать на таблицах, моделях, муляжах органы кровообращения; | 20.11 | | | | |
23 | Сердце и кровеносные сосуды. | 1 час | Урок изучения нового материала | Обсуждение вопр. 1 и 2 нас. 114 после §22 | ФО ИРК | Учащиеся должны знать: - называть органы кровообращения, сосуды, отделы сердца влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; | 25.11 | | | | |
24 | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Л.р.6 Измерение кровяного давления | 1 час | Комбинированный урок | Л.р.6 Измерение кровяного давления | ФО ЛР | Учащиеся должны знать: -раскрывать сущность; вредное влияние алкоголя и курения на сердце и сосуды, их работу; – уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление знать основные типы кровотечений и правила первой помощи при них – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях. | 27.11 | | | | |
25 | Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Л.р.7 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений | 1 час | Комбинированный урок | Л.р.7 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений | ЛР | Учащиеся должны знать: -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: умения оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях | 2.12 | | | | |
26 | Лимфатическая система. Значение лимфаобращения. Связь кровеносной и лимфатической систем. | 1 час | Урок изучения нового материала | Поиск информации для характеристики лимф. системы | ИРК | Учащиеся должны знать: -взаимосвязь кровеносной и лимфатической системы | 4.12 | | | | |
Тема 7. Дыхание (5ч.) | |
27 | Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Л.р 8. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке | 1 час | Урок изучения нового материала | Л.р8. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке Поиск информации о строении и функциях голосовых связок | ФО ЛР | Учащиеся должны знать: -сущность процесса дыхания, его значением в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; знания о строении органов дыхания в связи с функциями, процессом образования голоса, членораздельной речи; – характеризовать строение голосового аппарата человека, роль ротовой и носовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи. -раскрыть меры профилактики заболевания голосовых связок. | 9.12 | | | | |
28 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | 1 час | Комб урок | Описание содержания рисунков | ТМК | Учащиеся должны знать: -характеризовать изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, – раскрывать сущность понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», процесса газообмена в легких и тканях; – обосновывать гигиенические правила дыхания, вредное воздействие курения на органы дыхания | 11.12 | | | | |
29 | Механизм вдоха и выдоха. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Л.р.9 Определение частоты дыхания | 1 час | Комбинированный | Л.р.9 Определение частоты дыхания Описание содержания рисунков | ФО ИРК | Учащиеся должны знать: - знать механизм дыхательных движений, - дыхательные рефлексы; - способы регуляции дыхания; -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов | 16.12 | | | | |
30 | Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 1 час | Комбинированный | Отбор информации для составления таблицы | ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -показания к искусственному дыханию, последовательность восстановления дыхания и сердечной деятельности (искусственное дыхание); - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: предупреждения заболеваний органов дыхания; -уметь оказывать первую помощь при остановке дыхания, простудных и других заболеваниях | 18.12 | | | | |
31 | Контрольная работа №2 «Дыхание» | 1 час | Контр урок | Разноуровневое тестирование | КР | Учащиеся должны знать: -распознавать и описывать: органы дыхания человека; -сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; -анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на здоровье. | 23.12 | | | | |
Тема 8. Пищеварение (6ч.) | |
32 | Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни.
| 1 час | Урок изучения нового материала | Обсуждение вопр. 2 после § 30 | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -сущность биологических процессов: питание и пищеварение, -распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека; -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения. | 25.12 | | | | |
33 | Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины.. | 1 час | Урок изучения нового материала | Обсуждение вопр. 3 и вопр. 4 после § 30 | ТМК | Учащиеся должны знать: -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов | | | | | |
34 | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы | 1 час | Комб урок | Обсуждение вопр. 1 на с. 174 | ФО ИРК | Учащиеся должны знать: - основы пищеварения в ротовой полости, желудке и кишечнике | | | | | |
35 | Пищеварительные железы. Роль ферментов в пищеварении. | 1 час | Урок изучения нового материала | Поиск информации о расположении пищеварительных желез | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль желез и ферментов в процессах пищеварения. | | | | | |
36 | Л.р 10. Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал | 1 час | Комб урок | Л.р 10. Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал | ЛР ТМК | Учащиеся должны знать: -характеризовать процессы пищеварения, объяснять роль ферментов в процессах пищеварения. | | | | | |
37 | Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.
| 1 час | Урок изучения нового материала | Тестирование – Пищеварение | ФО ИРК | Учащиеся должны знать: -знать правила гигиены питания, меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний | | | | | |
Тема 9. Обмен веществ и энергии (4ч.) | |
38 | Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. | 1 час | Урок изучения нового материала | Обсуждение вопр. 3, 4, 5 на с. 187 после § 36 | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать:--понятия об обмене веществ и энергии -две стороны обмена веществ: пластический и энергетический обмен. -доказывать, что пластический и энергетический обмен - единство противоположностей. | | | | | |
39 | Витамины, их роль в организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах. Проявления авитаминозов и меры их предупреждения. | 1 час | Итегрир урок | Обсуждение вопр. 1 на с. 192 после § 37 | ТМК | Учащиеся должны знать:--представления о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; -объяснять роль витаминов в организме - уметь применять полученные знания | | | | | |
40 | Л.Р. 11. Измерение массы и роста своего организма | 1 час | Комб урок | Л.Р. 11. Измерение массы и роста своего организма | ФО ЛР | Учащиеся должны знать: -Определение оптимального веса по формуле Брока. -Определить принадлежности себя к одному из типов телосложения: нормостеник, гиперстеник, астеник. - Рассчитать при помощи программы идеальную массу тела для собственного роста. | | | | | |
41 | Л.р. 12 Определение норм рационального питания
| 1 час | Комб урок | Л.р. 12 Определение норм рационального питания Тестирование - Обмен веществ и энергия | ЛР ТКК | Учащиеся должны знать: -объяснять энерготраты человека и пищевой рацион. Энергетическау ёмкость пищи - Обосновывать нормы и режим питания. -составлять пищевой рацион в зависимости от энерготраты. | | | | | |
Тема 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение ( 5ч.) | |
42 | Покровы тела. | 1 час | Комб урок | Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -знать функции и строение кожи, – устанавливать взаимосвязь строения и функции производных кожи; -работать с лупой. | | | | | |
43 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
| 1 час | Комб урок | Тестирование – Кожа | ТМК | Учащиеся должны знать: -значение закаливания организма, гигиенические требования к коже, одежде и обуви; - применять меры, предупреждающие перегревание и переохлаждение организма, первой помощи при поражениях кожи и нарушениях терморегуляции | | | | | |
44 | Терморегуляция. Закаливание. | 1 час | Комб урок | Заполнение таблицы на с. 213 учебника | ФО ИРК | Учащиеся должны знать: относительное постоянство температуры тела человека –разъяснять механизмы терморегуляции и закаливания | | | | | |
45 | Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | 1 час | Ком урок | Заполнение таблицы | ИРК | Учащиеся должны знать: – раскрывать роль выделения продуктов обмена веществ из организма; особенности строения выделительной системы, показывать локализацию органов выделения; -– рассказывать о микроскопическом строении почки, двойной фильтрации крови в почечных канальцах, образовании в них мочи. | | | | | |
46 | Контрольная работа №3 Пищеварение», «Обмен веществ и энергии» «Покровы тела. Терморегуляция. Выделение» | 1 час | Контр урок | Разноуровневое тестирование | КР | Учащиеся должны знать: -Применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией | | | | | |
Тема 11. Нервная система ( 4ч.) | |
47 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. | 1 час | Урок изучения нового материала | Составление опорной схемы по ходу беседы. | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -разъяснять роль нервной системы в регуляции функций организма человека, осуществлении согласованной деятельности органов, связи организма с окружающей средой – сравнивать строение нервной системы человека и животных. | | | | | |
48 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции | 1 час | Урок изучения нового материала | Описание рисунка учебника | ТМК | Учащиеся должны знать: -строение и функции нейрона, рефлекторной дуги, спинного мозга –разъяснять рефлекторный принцип работы нервной системы, механизм нервной регуляции | | | | | |
49 | Головной мозг, строение и функции. Л.р. 12. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам) | 1 час | Комбинированный урок | Л.р. 12. Изучение строения головного мозга человека (по муляжам) Описание рисунка учебника | ФО ЛР | Учащиеся должны знать: -проводить самонаблюдения – разъяснять роль отделов головного мозга; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинение их функций. -– разъяснять роль коры больших полушарий, отделов мозга; -проводить самонаблюдения. | | | | | |
50 | Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | 1 час | Комбинированный урок | Составление схемы | ТКК | Учащиеся должны знать: -понимать и объяснять отличие вегетативной нервной системы от соматической; | | | | | |
Тема 12. Анализаторы. Органы чувств (5ч). | |
51 | Анализаторы. Зрительный анализатор | 1 час | Урок изучения нового материала | Анализ -текста учебника | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -органы чувств человека, – находить на рисунках, таблицах, моделях части анализатора -объяснять значение анализаторов. | | | | | |
52 | Л.р. 13. Изучение изменения размера зрачка | 1 час | Комбинированный урок | Л.р. 13. Изучение изменения размера зрачка | ЛР | Учащиеся должны знать: -причины изменения диаметра зрачка | | | | | |
53 | Строение и функции органа слуха. | 1 час | Комбинированный урок | Описание содержания рисунка | ФО ИРК | Учащиеся должны знать: -части слухового анализатора и органа равновесия; -нарушения в деятельности анализаторов слуха и равновесия. – гигиену органов слуха и равновесия – находить их на рисунках, таблицах, моделях части органов слуха и равновесия; - объяснять передачу звуковых колебаний, их восприятие и анализ -соблюдать гигиену слуха и равновесия. | | | | | |
54 | Нарушения зрения и слуха, их профилактика.. | 1 час | Урок изучения нового материала | Заполнение таблицы | ИРК | Учащиеся должны знать: -причины возникновения близорукости и дальнозоркости; -причины возникновения тугоухости | | | | | |
55 | Органы чувств, их роль в жизни человека | 1 час | Урок изучения нового материала | Анализ текста | ТКК | Учащиеся должны знать: – части органов кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса. - роль органов обоняния, вкуса в жизни человека; – соблюдать гигиену органов обоняния и вкуса, осязания (кожи) | | | | | |
Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (6 ч.) | |
56 | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности | 1 час | Урок изучения нового материала | Выполнение задания '. № 1 и № 2 на с. 273 после § 53 | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -раскрывать особенности высшей нервной деятельности человека, поведения, их значение в восприятии окружающей среды, ориентации в ней; - Характеризовать рефлекторную теорию поведения | | | | | |
57 | Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. | 1 час | Лекция | Поиск информации на основе анализа содержания рисунка | ТМК | Учащиеся должны знать: -роль торможения условных рефлексов; - вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; - биологическую терминологию и символику – характеризовать роль безусловных рефлексов в развитии врожденного поведения, значение безусловных и условных рефлексов и их сущность; | | | | | |
58 | Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. | 1 час | Лекция | Осуждение вопр. 4 на с. 118 после § 28 учебника «Экология человека» | ФО ИРК | Учащиеся должны знать: -знать сущность и значение снов и сновидений; - доказывать значение профилактики утомления, активного отдыха, сна; вредное влияние алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему; - выполнять правила гигиены сна, предупреждающие его нарушение | | | | | |
59 | Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | 1 час | Урок изучения нового материала | Обсуждение вопр. 1 на с. 287 после § 56 | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: -психическую деятельность человека как функцию мозга; - характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека. | | | | | |
60 | Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | 1 час | Урок изучения нового материала | Обсуждение вопр. 8, 9 на с. 293 после § 57 | ТМК | Учащиеся должны знать: -вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; понятия: характер, личность, темперамент - характеризовать и определять различные типы темперамента. - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма | | | | | |
61 | Контрольная работа №4 «Органы чувств», «Высшаянервная деятельность. » | 1 час | Контроль знаний | Разноуровневое тестирование | КР | Учащиеся должны знать: -применять на практике ранее изученный материал, владеть биологической терминологией. | | | | | |
Тема 14. Эндокринная система (2 ч.). | |
62 | Эндокринная система. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | 1 час | Урок изучения нов мат | | ФО ИРК ТКК | Учащиеся должны знать: - органы эндокринной системы | | | | | |
63 | Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез.
| 1 час | Комб урок | Тестирование - Железы внутренней секреции | ТМК | Учащиеся должны знать: -определять расположение некоторых эндокринных желёз в соответствующих областях тела; -определение желез внешней, внутренней и смешанной секреции; роль гормонов, последствия их недостатка или избытка в организме. | | | | | |