Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова – М.: Дрофа 2010.
Рабочая программа полностью отражающей содержание примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, всего 70 часов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин "Биология. Животные. 7 класс", М.:Дрофа, 2012г.
• освоение знаний о строении, жизнедеятельности животных; об их индивидуальном и историческом развитии; об их изменениях под влиянием деятельности человека;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.
В 7 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности животных, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии животных и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание курса биологии 7 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Используются индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые фронтальные формы работы. Формы контроля знаний, умений и навыков: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тестирование.
Название раздела программы | № урока | Тема урока | Лабораторные работы | Элементы содержания | Требование к уровню подготовки обучающихся | Форма контроля | Информационно-методическое обеспечение | Д/з |
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа) | 1.(1) | История развития зоологии. | | Зоология – наука о животных. Описание животных как биологических объектов. Методы изучения животных. | Знать: называть: предмет изучения зоологии; систематические категории Уметь: описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии. | Устный опрос | Таблицы: «Наскальные рисунки животных», «Переходные формы животных» | §1 |
2.(2) | Современная зоология. | | Роль зоологии в практической деятельности людей | Знать: черты сходства и различия животных и растений; значение животных. Уметь: давать определения терминам; называть области применения зоологических знаний; отличать животных от растений. | Устный опрос | Демонстрация фотографий и рисунков растений и животных | §2 |
Многообразие животных (36 часов) | 1.(3) | Простейшие их общая характеристика. Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики | | Простейшие – одноклеточные организмы. Строение и особенности их жизнедеятельности | Знать: строение и роль в природе и в практической деятельности Уметь: узнавать по рисункам представителей простейших; описывать органоиды передвижения простейших; объяснять общность происхождения животных и растений; объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности | Фрон-тальный опрос | Таблица «Простейшие». | §3 |
2.(4) | Простейшие. Жгутиконосцы, Инфузории | | Систематические группы простейших. Роль простейших в природе и жизни человека. Простейшие возбудители заболеваний человека. | Тест по теме "Простейшие" | Таблица «Про-стейшие», микроскопы, микро-препараты «Эвглена зеле-ная», «Вольвокс»" | §4 |
3.(5) | Тип Губки | | Классы губок: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Роль губок в природе и в жизни человека | Знать: строение губок и их роль в природе и практической деятельности Уметь: определять по рисункам классы губок; называть способы защиты губок от врагов; объяснять усложнение строения губок по сравнению с простейшими; доказывать, что губки многоклеточные организмы; характеризовать значение губок. | Фронтальный опрос | Таблица «Губки» | §5 |
4.(6) | Тип Кишечнополостные. | | Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Лучевая симметрия. Кишечная полость. Стрекательные клетки. Эктодерма. Энтодерма. Регенерация. | Знать: определения терминов, называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека Уметь: распознавать и описывать строение кишечнополостных; распознавать и описывать представителей кишечнополостных; доказывать принадлежность представителей к одному типу. | Устный опрос | Таблицы «Кишечнополостные | §6 |
5.(7) | Тип Плоские черви. | | Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных. Промежуточный хозяин. Окончательный хозяин. Кожно-мышечный мешок. Гермафродит. | Знать: определения терминов, особенности образа жизни Уметь: распознавать и описывать представителей типа Круглые черви; выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом; объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. | Фрон-тальный опрос | Таблицы «Плоские черви», демонстрационный материал «Цикл развития плоских червей» | §7 |
6.(8) | Тип Круглые черви. | | Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. | Знать: особенности строения и образа жизни Уметь: распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви; объяснять меры профилактики заражения; сравнивать плоских и круглых червей. | Устный опрос | Таблица «Круглые черви», влажный препарат «Аскарида» | §8 |
7.(9) | Тип Кольчатые черви. Полихеты. | | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Значение полихет в природе и жизни человека | Знать: перечислять внутренние органы различных систем. Уметь: объяснять значение полихет в природе; узнавать по рисункам представителей кольчецов; сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | Устный опрос | Таблицы «Кольчатые черви»; влажный препарат «Продольный разрез тела кольчатого червя» | §9 |
8.(10) | Классы кольчецов: Олигохеты, Пиявки | Л/р №1 "Знакомство с многообразием кольчатых червей" | Образ жизни и особенности строения. Диапауза. Анабиоз. Значение в природе и жизни человека. | Знать: определения терминов Уметь: узнавать по рисункам представителей кольчецов; приводить примеры представителей различных классов кольчецов; объяснять характер приспособления кольчецов для перенесения неблагоприятных условий; доказывать принадлежность представителей разных классов к одному типу. Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. | Биологический диктант | Таблицы «Кольчатые черви» | §10 |
9.(11) | Тип Моллюски | | Среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. | Знать: строение моллюсков, давать определения терминам Уметь: распознавать и описывать животных типа моллюсков; выделять особенности внешнего строения моллюсков; описывать механизмы кровообращения, движения; сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Устный опрос | Таблицы «Моллюски», влажный препарат «Внутреннее строение моллюска» | §11 |
10.(12) | Многообразие моллюсков | | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | Знать: признаки классов Уметь: узнавать по рисункам представителей моллюсков; приводить примеры представителей различных классов моллюсков; определять принадлежность моллюсков к классам; описывать значение моллюсков в природе и жизни человека. | Фрон-тальный опрос | Таблицы «Моллюски». Раковины моллюсков | §12 |
11.(13) | Тип Иглокожие. | | Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры Роль иглокожих в природе и в жизни человека. | Знать: признаки классов Уметь: узнавать по рисункам представителей иглокожих; описывать значение иглокожих в природе; объяснять приспособления иглокожих к среде обитания; находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. | Тест по теме: "Кишечнополостные, черви, моллюски" | Таблица «Иглокожие» | §13 |
12.(14) | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные | Л/р №2 " Знакомство с разнообразием ракообразных" | Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Хитин. Мозаичное зрение Образ жизни и внешнее строение ракообразных и паукообразных. . | Знать: признаки типа и классов, определения терминов Уметь: распознавать животных типа Членистоногие; распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих; выявлять приспособления ракообразных и паукообразных к среде обитания, образу жизни; объяснять роль ракообразных и паукообразных в природе и в жизни человека | Устный опрос | Таблицы «Ракообразные», «Паукообразные». Влажные препараты «Внутреннее строение рака» | §14 |
13.(15) | Класс Насекомые | Л/р №3 "Изучение представителей отрядов насекомых" | Образ жизни и внешнее строение насекомых | Знать: признаки класса насекомых, определения терминов Умет: объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи; приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. | Устный опрос | Таблицы «Насекомые». Коллекции насекомых | §15 |
14.(16) | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | | Признаки отряда Представители. Роль в природе и жизни человека Редкие и охраняемые виды насекомых. Меры по охране.. Тутовый шелкопряд и медоносная пчела – домашние животные. Насекомые вредители растений и переносчики заболеваний человека. | Знать: названия отрядов, значение насекомых в природе и в практической деятельности человека; вредителей с/х растений, опылителей, переносчиков заболеваний человека Уметь: выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни; узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых; приводить примеры представителей отрядов насекомых | Фрон-тальный опрос | Таблицы «Насе-комые». Коллекции насекомых | §16 |
15.(17) | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | | Фрон-тальный опрос | §17 |
16.(18) | Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | | Фрон-тальный опрос | §18 |
17.(19) | Отряд насекомых Перепончатокрылые | | Фрон-тальный опрос | §19 |
18.(20) | Контрольно-обобщающий урок "Многоклеточные беспозвоночные животные" |
19.(21) | Тип Хордовые. | | Признаки хордовых. Деление хордовых на низших и высших. Подтип Бесчерепные, класс Ланцетники Подтип Черепные, класс Круглоротые. Значение в природе и в практической деятельности человека. | Знать: особенности строения хордовых; определения терминов Уметь: распознавать животных типа Хордовые; приводить примеры представителей подтипа бесчерепные и черепные; выделять особенности строения ланцетника для жизни воде; объяснять роль в природе и жизни человека, доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями; доказывать принадлежность круглоротых к позвоночным; | Биологический диктант | Таблицы « Тип хордовые», влажные препараты ланцетника | §20 |
20.(22) | Классы рыб:. | Л/р№4 "Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб" | Общая характеристика хрящевых костных и рыб. Хозяйственное значение рыб. | Знать: называния и признаки классов; особенности внешнего строения; Уметь: приводить примеры представителей классов; объяснять особенности приспособлений для жизни в воде | Уст-ный опрос | Таблицы «Хрящевые рыбы», «Костные рыбы», влажные препараты «Внутреннее строение рыб» | §21 |
21.(23) | Класс Хрящевые рыбы. | | Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные. Признаки отрядов. Образ жизни и среда обитания | Знать: названия и признаки отрядов Уметь: приводить примеры представителей хрящевых рыб; доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками; выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания; объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека.. | Фрон-таль-ный опрос | Таблицы «Хрящевые рыбы», | §22 |
22.(24) | Костные рыбы. | | Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Признаки отрядов. Образ жизни и среда обитания | Знать: названия и признаки отрядов Уметь: приводить примеры представителей отрядов костных рыб; характеризовать по плану отряды костных рыб; объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных, объяснять значение костных рыб в природе и жизни чело-века.. | Фрон-таль-ный опрос | Таблицы «Отряды костных рыб» | §23 |
23.(25) | Класс Земноводные. | | Признаки класса. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. особенности строения. Значение в природе и жизни человека | Знать: признаки класса и отрядов Уметь: определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса; объяснять адаптации земноводных к жизни на суше, в воде и в почве, их происхождение от рыб; объяснять роль в природе и жизни человека. | Уст-ный опрос | Таблицы «Земноводные», влажные препараты «Внутреннее строение лягушки» | §24 |
24.(26) | Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые | | Признаки класса и отряда, особенности строения. Значение в при-роде и жизни че-ловека | Знать: признаки класса и отряда Уметь: определять принадлежность к типу, классу и рас-познавать наиболее распро-страненных представителей класса; выделять особенности строения; доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных. | Уст-ный опрос | Таблицы «Пресмыкающиеся» | §25 |
25.(27) | Отряды Пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы | | Признаки отрядов, особенности строения. Значение в природе и жизни человека | Знать: признаки отрядов Уметь: приводить примеры представителей отрядов пресмыкающихся, узнавать по рисункам; определять принадлежность рептилий к определенным отрядам; объяснять роль в природе и жизни человека. | Фрон-таль-ный опрос | Рисунки представителей отрядов | §26 |
26.(28) | Класс Птицы. Отряд Пингвины | Л/р№5 «Изучение внешнего строения птиц» | Признаки класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Значение в при-роде и жизни че-ловека | Знать: признаки класса, особенности строения птиц в связи с полетом Уметь: описывать внешнее строение птиц; выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету; доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями; объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся. | Уст-ный опрос | Таблицы «Внешнее строение птицы»,» Археоптерикс»; перья птиц | §27 |
27.(29) | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | | Признаки отрядов, особенности биологии и экологии. Значение в природе и в практической деятельности человека. Меры по охране | Знать: названия отрядов, среду обитания и образ жизни Уметь: приводить примеры представителей отрядов, узнавать по рисункам; показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни; объяснять роль птиц в природе и жизни человека, необходимость защиты. | Фрон-таль-ный опрос | Таблицы и рисунки с изображениями птиц | §28 |
28.(30) | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные | | §29 |
29.(31) | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | | §30 |
30.(32) | Экскурсия «Изучение многообразия птиц» | | Отряд Воробьинообразные, Представители, обитающие на территории п. Судиславль. Внешние признаки, среда обитания и образ жизни. | Знать и уметь: Распознавать и описывать представителей отрядов птиц обитающих в Костромской области; наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. | Отчет об экскурсии | | |
31.(33) | Класс Млекопитающие. | | Признаки класса. Подклассы: Первозвери и Настоящие звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. | Знать: признаки класса и подклассов, признаки отрядов Уметь: приводить примеры и узнавать по рисункам представителей отрядов млекопитающих; характеризовать подклассы и отряды млекопитающих; доказывать, что однопроходные – древние и примитивные млекопитающие; объяснять роль в природе и жизни человека. | биологический диктант | Таблицы и рисунки с изображением млекопитающих | §31 |
32.(34) | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные | | Признаки отряда. Распространение. Основные представители Значение в природе и в жизни человека. Редкие виды и их охрана. | Знать: признаки отрядов, основных представителей Уметь: определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам; приводить примеры и узнавать по рисункам представителей отрядов млекопитающих; показывать взаимосвязь между строением и средой обитания, образом жизни; объяснять роль в природе и жизни человека, меры по охране. | Фрон-таль-ный опрос | Таблицы и рисунки с изображением млекопитающих | §32 |
33.(35) | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | | §33 |
34.(36) | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные | | §34 |
35.(37) | Отряд млекопитающих: Приматы | | §35 |
36.(38) | Контрольно-обобщающий урок " Многоклеточные хордовые животные" |
Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных. (14часов) | 1.(39) | Покровы тела | Л/р№6 «Изучение особенностей различных покровов тела» | Функции покровов тела. Виды покровов тела | Знать: функции покровов тела Уметь: узнавать по рисункам основные виды покровов тела; распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих; выявлять приспособления покровов тела к среде обитания. | Уст-ный опрос | Рисунки покроов (учебник) | §36 |
2.(40) | Опорно-двигательная система | | Функции. Приспособления к условиям жизни. Типы скелетов: внешний внутренний. Строение скелетов позвоночных животных | Знать: функции опорно-двигательной системы; типы скелетов. Уметь: распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы опорно-двигательной системы; находить черты сходства в строении опорно-двигательной системы; выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих. | биологический диктант | Таблицы «Скелет рыбы», «Скелет лягушки», «Скелет змеи», «Скелет птицы», «Скелет собаки» | §37 |
3.(41) | Способы передвижения животных. | | Виды движения. Приспособления к различным способам движения у животных | Знать: виды и способы передвижения. Уметь: распознавать и описывать способы передвижения; объяснять характер приспособления к способам движения в различных средах | Фрон-таль-ный опрос | Рисунки к па-раграфу в учебнике | §38 стр.199-201 |
4.(42) | Полости тела | | Первичная, вторичная и смешанные полости тела | Знать: типы полостей тела у животных Уметь: приводить примеры животных, имеющих разные типы полостей тела; давать определения терминам | Устный опрос | Рисунки к параграфу в учебнике | §38 стр202-203 |
5.(43) | Органы дыхания и газообмен | | Органы дыхания Диффузия. Пути поступления кислорода. Газообмен у животных различных систематических групп | Знать: органы дыхания у животных различных систематических групп, определения терминам Уметь: перечислять основные функции органов дыхания, механизмы поступления кислорода; распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания; обосновывать взаимосвязь строения и функций органов дыхания | Уст-ный опрос | Рисунки к параграфу в учебнике, таблицы внутреннее строение, рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, собаки | §39 |
6.(44) | Органы пищеварения | | Пищеварение. Значение питания Органы пищеварения у животных. Функции пищеварительной системы. Дифференциация системы на отделы в процессе эволюции | Знать: функции и органы пищеварительной системы Уметь: приводить примеры животных, относящихся к разным группам по характеру потребляемой пищи; обосновывать взаимосвязь строения и функций пищеварительной системы; распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения. | Фрон-таль-ный опрос | Рисунки к параграфу в учебнике | §40, стр 209-212 |
7.(45) | Обмен веществ и превращение энергии | | Процессы бмена веществ и превращения энергии. | Знать: значение обмена веществ и превращения энергии Уметь: объяснять взаимосвязь между обменом веществ и превращением энергии | Фрон-таль-ный опрос | | §40, стр.212-214 |
8.(46) | Кровеносная система. Кровь | | Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. Строение сердца различных животных. Функции крови. Изменение органов кровообращения в процессе эволюции | Знать: органы и функции кровеносной системы; состав крови; определения терминам Уметь: распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы; описывать механизмы кровообращения; обосновывать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения | таблица | Рисунки к параграфу в учебнике, схемы строения кровеносной системы позвоночных | §41 |
9.(47) | Органы выделения | | Пути удаления веществ из организма. Значение органов выделения Изменение органов выделения в процессе эволюции | Знать: органы и функции выделительной системы Уметь: распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения; обосновывать взаимосвязь строения и функций органов выделения | Фрон-таль-ный опрос | таблицы внутреннее строение дождевого червя, рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, собаки | §42 |
10.(48) | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | | Строение и функции нервной системы у различных животных. Строение головного мозга у позвоночных животных | Знать: органы и функции нервной системы; определения терминам Уметь: перечислять основные функции нервной системы; Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы; Описывать реакции животных на воздействие окружающей среды; приводить примеры врожденных и приобретенных рефлексов, инстинктов | Уст-ный опрос | Рисунки к параграфу в учебнике, таблица «Строение головного мозга позвоночных» | §43 |
11.(49) | Органы чувств | | Значение органов чувств. Влияние среды обитания и образа жизни на строение органов чувств | Знать: функции органов чувств, определения терминам Уметь: показывать влияние окружающей среды на строение органов чувств; находить различия между монокулярным и бинокулярным зрением | Фрон-таль-ный опрос | Рисунки к параграфу в учебнике | §44 стр.230-233 |
12.(50) | Регуляция деятельности организма | | Жидкостная регуляция. Нервная регуляция | Знать: значение регуляции деятельности организма Уметь: приводить примеры простых опытов доказывающих наличие жидкостной и нервной регуляции | Фрон-таль-ный опрос | | §44 стр.234-235 |
13.(51) | Продление рода. Органы размножения | | Размножение. Строение половой системы животных. Раздельнополые животные. Гермафродиты | Знать: органы размножения самца и самки, функции органов размножения; определения терминам Уметь: распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы размножения; приводить примеры животных-гермафродитов и раздельнополых. | Уст-ный опрос | Таблицы внутреннее строение дождевого червя, рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, собаки | §45 |
14.(52) | Контрольно-обобщающий урок "Эволюция строения и функций органов и их систем" |
Индивидуальное развитие животных (3 часа) | 1.(53) | Способы размножения животных. Оплодотворение | | Бесполое и половое размножение у животных. Механизмы бесполого и полового размножения. Оплодотворение | Знать: способы и механизмы бесполого размножения; особенности размножения хордовых; определения терминам Уметь: приводить примеры животных с различными видами бесполого размножения, животных с внешним и внутренним оплодотворением | Таблица | Рисунки к параграфу в учебнике | §46 |
2.(54) | Развитие животных с превращением и без превращения | Л/р№7 "Изучение стадий развития животных и определение их возраста" | Развитие без превращения. Метаморфоз. Биологическое значение развития с метаморфозом | Знать: типы развития; стадии развития с превращением; стадии развития без превращения Уметь: приводить примеры животных с различным типом развития; сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза. | Устный опрос | Рисунки к параграфу в учебнике | §47 |
3.(55) | Периодизация и продолжительность жизни животных | | Онтогенез. Периодизация: эмбриональный период, формирование и рост организма, половая зрелость и старость. | Знать: определения темы; периоды онтогенеза животных. Уметь: называть периоды в жизни животных; характеризовать возрастные периоды домашних животных; приводить примеры животных с различной продолжительностью жизни | Фрон-таль-ный опрос | | §48 |
Развитие животного мира на Земле (3 часа) | 1.(56) | Доказательства эволюции животных | | Палеонтологические, эмбриологические доказательства эволюции. Значение для объяснения эволюции животных | Знать: определения темы. Уметь: приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно-анатомических доказательств эволюции | Фрон-таль-ный опрос | Коллекции палеонтологических останков, рисунки к параграфу в учебнике | §49 |
2.(57) | Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира | | Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции. | Знать: факторы эволюции; определения темы. Уметь: приводить примеры действия факторов эволюции | Устный опрос | Таблица «Борьба за существование» | §50 |
3.(58) | Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции | | Роль дивергенции в эволюции. Видообразование | Знать: определения темы. Уметь: объяснять роль дивергенции в процессе видообразования на примере галапагосских вьюрков | Фрон-таль-ный опрос | Рис. «Форма и величина клюва у галапагосских вьюрков» | §51 |
Биоценозы (6 часов) | 1.(59) | Естественные и искусственные биоценозы | | Биоценоз. Агробиоценоз Естественные и искусственные биоценозы. Структура биоценоза | Знать: определения темы. Уметь: приводить примеры биоценозов; описывать структуру биоценоза водоема и леса; находить различия между естественными и искусственными биоценозами | Тест "Индивид-е и историч-ое развитие животго мира" | Таблицы « «Биоценоз дубравы», «Биоценоз водоема» | §53 |
2.(60) | Факторы среды и их влияние на биоценозы | | Среда обитания. Экологические факторы. Прямое и косвенное воздействие факторов окружающей среды | Знать: основные среды жизни и экологические факторы; определения темы. Уметь: приводить примеры различных сред обитания животных; положительного и отрицательного воздействия человека на природу; объяснять влияние среды обитания на животных | Устный опрос | | §54 |
3.(61) | Цепи питания. Поток энергии | | Цепи питания. Пищевая пирамида. Энергетическая пирамида | Знать: определения темы Уметь: приводить примеры цепей питания; объяснять изменение численности и видового разнообразия в пищевой цепи | Фронтальный опрос | Рисунки к параграфу в учебнике | §55 |
4.(62) | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу | | Трофические связи. Связи по отысканию строительного материала. Связи, способствующие расселению видов | Знать: определения темы Уметь: приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных | Фрон-таль-ный опрос | Рисунки к параграфу в учебнике | §56 |
5. (63) | Экскурсия "Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза" | | Трофические свя-зи. Связи по отысканию строи-тельного матери-ала. Связи, способствующие рас-селению видов | Уметь: наблюдать и выявлять трофические связи, взаимодействия животных в биоценозах п. Судиславль | Отчет об экскурсии | | |
6. (64) | Экскурсия "Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных" | | Фенология | Уметь: вести наблюдение за весенними явлениями в жизни животных п. Судиславль | Отчет об экс-курсии | | |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов) | 1. (65) | Воздействие человека и его деятельности на животных | | Промысел. Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир | Знать: основные промыслы и промысловых животных Уметь: приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на животный мир; рационального использования животных на территории Костромской области | Тест "Биоценозы" | | §57 |
2. (66) | Одомашнивание животных | | Одомашнивание. Селекция Причины и факторы одомашнивания | Знать: определения темы Уметь: распознавать и описывать домашних животных. | Фрон-таль-ный опрос | Таблица «Домашние животные» | §58 |
3. (67) | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | | Мониторинг. Законы России об охране животного мира. | Знать: определения темы Уметь: раскрывать сущность закона России об охране животного мира | Устный опрос | | §59 |
4. (68) | Охрана и рациональное использование животного мира | | Заповедники. Заказники. Памятники природы. Природные национальные парки. Красная книга | Знать: определения темы Уметь: приводить примеры охраняемых территорий Костромской области, редких и охраняемых животных. Объяснять меры по охране животных. | презентация | презентация «Редкие и охраняемые животные Ко-стромской области» | §60 |
5. (69) | Обобщающий урок по курсу биологии7 класса. |