kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 6 класс базовый уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 6 класса составлена к учебнику Н.И.Сонина   для базового уровня.Содержит пояснительную записку,содержание курса,календарно-тематическое планирование,требование к уровню подготовки учащихся.Рабочая программа ориентирована на использование рабочей тетради к учебнику"Биология.Живой организм" 6 класс;учебник для общеобразовательных учреждений Н.И.Сонин,-М.: Дрофа,2010-174с.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс базовый уровень »


Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора по УВР МОБУ Директор МОБУ «Ново- Серёжкинская

«Ново-Серёжкинская СОШ» СОШ» ______________Т.К.Ванюкова

__________М.Г.Кузьмина Приказ № ____от ___________2014 г.

___________2014 г.





Рабочая программа

по биологии 6 класса

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Ново-Серёжкинская средняя общеобразовательня школа»




Ванюковой Нины Владимировны

учителя биологии первой квалификационной категории








2014-2015 уч.год
























Учебно-тематическое планирование

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии 6 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Примерной программы основного общего образования по биологии


Изучение биологии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о фактах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекций.


Всего 35 часов; в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков- 2 ,лабораторных-10


Учебник «Биология. Живой организм» 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений Н.И. Сонин . – М.: Дрофа, 2010 – 174 с.


Содержание курса.

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов ( 14 часов)

1.1 Многообразие живых организмов. Их основные свойства.

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав. обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение. рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

1.2. Химический состав клетки.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты их роль в клетке.

Лабораторная работа:

    1. «Определение свойства семян».

1.3 Строение растительной и животной клетки.

Клетка – элементарная единица живого. безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. различия в строении растительной и животной клеток.

Лабораторная работа:

  1. Строение живой клетки.

    1. Строение растительной и животной клетки.

Клетка – элементарная единица живого. безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. различия в строении растительной и животной клеток.

1.5 Деление клетки (митоз).

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность митоза, его биологическое значение.

1.6. Деление клетки (мейоз).

Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Мейоз. Основные этапы мейоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

1.7. Ткани растений.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения..

1.8 Ткани животных.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей животных, их многообразие, значение, особенности строения и функции.

Лабораторная работа:

1. Ткани животных организмов.

1.9. Органы цветкового растения. Корень. Побег.

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю.

1.10 Лист. Строение, их функции.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение(околоцветник, тычинки, пестики).Соцветия

1.11 Плоды. Строение семян, их функции.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семени. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растения.

1.12 Органы. Система органов животных.

Системы органов. основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.

1.13 Организм как единое целое.

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

Раздел 2. Жизнедеятельность организма (19 часов).

2.1 Питание. Особенности питания растений.

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

2.2 Питание. Особенности питания животных.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

2.3 Пищеварение и его значение.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

2.4 Дыхание растений и животных.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

2.5 Транспорт веществ в организме растений.

Перенос веществ в организме. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Лабораторная работа:

1.Передвижение воды и минеравльных веществ по стеблю

2.6 Транспорт веществ в организме животных.

Особенность переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови, плазма).

2.7 Выделение. Обмен веществ и энергии.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

2.8 Опорные системы растений и животных.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. опорно-двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа:

1.Разнообразие опорных систем животных. Строение и свойства кости.

2.9 Движение.

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

Лабораторная работа:

1. Передвижение дождевого червя.Движение инфузории-туфельки

2.10 Движение.

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

2.11 Координация и регуляция.

Жизнедеятельность организмов и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

2.12 Координация и регуляция.

Жизнедеятельность организмов и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

2.13 Размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Вегетативное размножение растений.

Лабораторная работа:

1. Черенкование комнатных растений

2.14 Половое размножение животных.

Половое размножение животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

2.15 Половое размножение растений.

Половое размножение растений. Размножение семенами. Цветок – орган полового размножения; соцветия. Опыление. двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

2.16 Рост и развитие.

Рост и развитие растений. индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его роль в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

Лабораторная работа:

1.Прорастание семян

2.17 Рост и развитие.

Особенности развития животных. развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа:

1.Прямое и непрямое развитие насекомых

Раздел 3. Организм и среда. (1 час).

3.1 Среда обитания. Факторы среды. Экологические факторы среды. Природные сообщества. Подведение итогов «Что мы узнали за год».

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи животных организмов. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.



Содержание курса




Тема

Количество часов

В том числе

теория

лабораторные работы

контрольные работы

1.

Строение и свойства живых организмов

14

9

4

1

2.

Жизнедеятельность организма

19

12

6

1

3.

Организм и среда

2

2

-

-

Итого

35

23

10

2




Календарно - тематическое планирование по биологии 6 класса на 2014-2015 учебный год


Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения

Примечание

План.

Факт.


Строение и свойства живых организмов (14 часов)


1.

Многообразие живых организмов. Их основные свойства.

1

комбинированный


2.09.






2.

Химический состав клетки Л.р. №1«Определение свойства семян.Определение физических свойств белков,жиров,углеводов».

1

изучение нового материала.

9.09.








3.



Строение растительной и животной клетки.


1

комбинированный



15.09.









4.

Строение растительной и животной клетки. Л.р№2 . «Строение клеток живых организмов».


1

комбинированный


22.09.








5.


Деление клетки (митоз).

1

комбинированный



29.09.







6.


Деление клетки (мейоз).

1

комбинированный


6.10.






7.

Ткани растений.

1

комбинированный



13.10.






8..

Ткани животных. Л.р.№3

«Ткани живых организмов

1

комбинированный


20.10.





9.

Органы цветкового растения. Корень. Побег.

1

комбинированный


27.10.









10.



Лист. Строение их функции. Цветок. Соцветия.


1

комбинированный


10.11.








11.

Плоды. Строение семян, их функции.


1

комбинированный


17.11.






12.

Органы. Система органов животных. Л.р.№4

«Распознавание органов у растений и животных».


1

комбинированный


24.11.






13.



Организм как единое целое.

1

обобщение и систематизация


1.12.






14.

Контрольная работа №1 по теме: «Строение и свойства живых организмов»

1

обобщение и систематизация


8.12








Жизнедеятельность организма (19 часов)


15.

Питание. Особенности питания растений.

1

комбинированный



15.12.






16.

Питание. Особенности питания животных.

1

комбинированный


22.12.





17.


Пищеварение и его значение.

1

актуализация раннее усвоенных знаний.


12.01.






18.

Дыхание растений и животных.

1

актуализация ранее усвоенных знаний


19.01.




19.

Транспорт веществ в организме растений. Л.р.№5 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»»



1

комбинированный



26.01




20.

Транспорт веществ в организме животных

1

комбинированный


2.02.




21.

Выделение.


1

изучение нового материала


9.02.





22.

Обмен веществ и энергии

1

Комб.

16.02



23.

Опорные системы растений и животных. Л.р. №6 «Разнообразие опорных систем животных.Строение и свойства кости».

1

комбинированный


23.02.







24.



Движение. Л.р. №7«Передвижение дождевого червя. Движение инфузории-туфельки».


1

комбинированный





2.03.












25.

Движение.

1

комбинированный


9.03.





26.

Координация и регуляция.

1

изучение нового материала


16.03.




27.

Координация и регуляция.

1

изучение нового материала


6.04.





28.

Размножение, его виды. Бесполое размножение. Вегетативное размножение растений. Л.р.№8

«Черенкование комнатных растений».

1

комбинированный


13.04.





29.

Половое размножение животных.

1

комбинированный


20.04.





30.

Половое размножение растений.

1

комбинированный


27.04.






31.


Рост и развитие растений Л.р.№9 «Прорастание семян»

1

комбинированный



4.05





32.

Рост и развитие животных Л.р.№10 «Прямое и непрямое развитие насекомых»


1

комбинированный


11.05.





33.

Контрольная работа №2 по теме:«Живой организм».Промежуточная аттестационная работа

1

обобщение и систематизация


18.05.






Организм и среда (2 час)


34.

Среда обитания. Факторы среды. Экологические факторы среды.

1

комбинированный


25.05.





35

Природные сообщества

Что мы узнали о взаимоотношениях организмов и среды

1

Обобщ.

25.05
























Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 6 класс


В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

  • основные биологические и экологические понятия,

  • иметь представление о биологии как науке,

  • о клетке как единице живого,

  • о способах питания и дыхания животных и растений,

  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.


Должны называть (приводить примеры):

  • Общие признаки живого организма;

  • Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;

  • причины и результаты эволюции;

  • примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.


Характеризовать (описывать):

  • Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;

  • Деление клетки;

  • Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;

  • Обмен веществ и превращение энергии;

  • Особенности питания растительных организмов;

  • Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;

  • Среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  • Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;

  • Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  • Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.


Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;

  • Клетки, органы и системы органов растений;

  • Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;

  • Съедобные и ядовитые грибы.


Соблюдать правила:

  • Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  • Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  • Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • Поведения в природе;

  • Здорового образа жизни человека;

  • Выращивания культурных растений.

Владеть умениями:

  • Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  • Использовать рисунки;

  • Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.












Используемый учебно-методический комплекс:

Учебник «Живой организм» для 6 класса автора Н.И. Сонин / Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа, 2010. –174 с.


Тематическое и поурчное планирование по биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология.Живой организм»6 класс,Л.Д.Парфилова,И.А.ШмаринаМ.,Экзамен,2006,192 с.


Биология,Живой организм.6 класс,поурочные планы М.В.Высоцкая,Волгоград:Учитель,2007.-256 с.





















10



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии 6 класс базовый уровень

Автор: Ванюкова Нина Владимировна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130705

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Рабочая программа по истории 10 класс ( базовый уровень) "
    ["seo_title"] => string(56) "rabochaia-proghramma-po-istorii-10-klass-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "219002"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433994798"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Рабочая программа по биологии для учащихся 10-11 классов (базовый уровень, классы лингвистического профиля)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_biologhii_dlia_uchashchikhsia_10_11_klassov_bazovyi_urov"
    ["file_id"] => string(6) "458589"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1519113868"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по биологии за курс 10-11 класса "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-za-kurs-10-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "119026"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413307059"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Рабочая программа по биологии 10-11 класс 2016-17 учебный год"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_biologhii_10_11_klass_2016_17_uchiebnyi_ghod"
    ["file_id"] => string(6) "372747"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1482496407"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику Пасечник В.В. " Биология.Бактерии. Грибы. Растения" базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(129) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-6-klassa-k-uchiebniku-pasiechnik-v-v-biologhiia-baktierii-griby-rastieniia-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "108814"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403865389"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства