Зайцева О.Ю.
г. Москва
Учебник «Биология. Базовый уровень» (допущен Министерством образования Российской Федерации) Авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Москва, Изд. «Вентана-Граф», 2012 года.
Достижение предметных результатов – знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета, предусматривает:
Все личностные, метапредметные и предметные результаты при освоении содержания программы курса биологии для 10-11 классов будут проявляться в знаниях, отношениях и деятельности: учебно-познавательной, интеллектуальной, ценностно-ориентационной, трудовой, экокультурной, природоохранной, физической и эстетической.
Содержание изучаемого курса биологии полностью соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по биологии, который содержит следующие требования:
Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Проведение биологических исследований:
наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
1.Введение в курс общебиологических явлений 5 часов: содержание и структура курса общей биологии; основные свойства жизни; уровни организации живой материи; значение практической биологии; методы биологических исследований.
2.Биосферный уровень организации жизни 10 часов: учение В.И.Вернадского о Биосфере; функции живого вещества в биосфере; происхождение живого вещества; этапы происхождения жизни на Земле; физико-химическая эволюция в развитии биосферы; биологическая эволюция в развитии биосферы; биосфера как глобальная экосистема; Человек как житель биосферы; особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле; взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы; обобщение по теме «Биосферный уровень жизни».
3.Биогеоценотический уровень организации жизни 7 час: Биогеоценоз как особый уровень организации жизни; биогеоценоз как био- и экосистема; строение и свойства биогеоценоза; совместная жизнь видов в биогеоценозе; зарождение и смена биогеоценозов; сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем), типы биогеоценозов (экосистем); антропогенное влияние; экологические законы Природопользования.
4.Популяционно-видовой уровень организации жизни 12 часов: вид, его критерии и структура; популяция как форма существования вида и как особая генетическая система; популяция как основная единица эволюции; видообразование – процесс увеличения видов на Земле; Человек как уникальный вид живой природы, этапы происхождения человека; история развития эволюционных идей; современное учение об эволюции органического мира; результат эволюции и ее основные закономерности; Особенности популяционно-видового уровня жизни; всемирная стратегия охраны природных видов
(Авторы: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е.)
N урока | Тема урока | Основные понятия. | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Кол-во часов |
Глава 1. Введение в курс общей биологии – 5 часов |
1 | Содержание и структура курса общей биологии | Система биологических наук | Называть естественные науки, составляющие биологию, методы исследований живой природы. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения. | 1 |
2 | Основные свойства жизни | Жизнь,приспособленность, дискретность, энергозависимость | Давать определение понятию жизнь. Перечислять основные свойства живого | 1 |
3 | Уровни организации живой материи | Уровни организации, эволюция | Перечислять уровни организации живой материи. Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации. Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни. | 1 |
4 | Значение практической биологии | Биотехнология, бионика | Знать определение понятий бионика, биотехнологии. | 1 |
5 | Методы биологических исследований | Традиционные методы, метод моделирования, мониторинг | Познакомится с методами моделирования и мониторинга | 1 |
Глава 2. Биосферный уровень жизни – 10 часов |
6 | Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере | Биосфера, биологический круговорот | Знать понятия биосфера, биологический круговорот. | 1 |
7 | Происхождение живого вещества | Этапы происхождения жизни на Земле | Анализировать и оценивать содержание научной и религиозной точек зрения по вопросу происхождения жизни. | 1 |
8 | Физико-химическая эволюция в развитии биосферы | Физико-химическая эволюция | Знать понятия физико-химической эволюции, основные процессы | 1 |
9 | Биологическая эволюция в развитии биосферы | Автотрофы , гетеротрофы, хемо- и фотосинтез, прокариоты, эукариоты | Уметь: Составлять схемы процессов, протекающих в клетке; Работать с микроскопом; Изготавливать микропрепараты. | 2 |
10 |
11 | Биосфера как глобальная экосистема | Биосфера, биосистема, биологический круговорот | Называть структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие. | 1 |
12 | Человек как житель биосферы | Ноосфера | Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Предлагать пути решения экологического кризиса. | 1 |
13 | Особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. | Биосфера, биогеоценоз | Знать: Роль физических и химических процессов. Уметь: Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле. | 1 |
14 | Взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы | Биосфера | Знать: Роль физических и химических процессов. Уметь: Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле. | 1 |
15 | Обобщение по теме «Биосферный уровень жизни» | | | 1 |
Глава 3. Биогеоценотический уровень жизни – 7 часов |
16 | Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | Биогеоценоз, биотоп | Зать: Формы размножения; сущность онтогенеза; периоды развития. Уметь: Объяснять процесс мейоза; этапы образования половых клеток; характеризовать сущность бесполого и полового размножения; различать различные периоды онтогенеза | 1 |
17 | Биогеоценоз как био- и экосистема | Свойства биогеоценоза, учение о биогеоценозе, учение об экосистеме. | Описывать структуру экосистемы. Называть и характеризовать компоненты экосистемы | 1 |
18 | Строение и свойства биогеоценоза | Трофическая структура биогеоценоза, экологическая ниша. | Описывать структуру экосистемы. Называть и характеризовать компоненты экосистемы | 1 |
19 | Совместная жизнь видов в биогеоценозе | Типы связей и зависимость в биогеоценозе. | Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни. Характеризовать роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии | 1 |
20 | Зарождение и смена биогеоценозов | Смена биогеоценоза | Объяснять причину устойчивости биоценозов, причины смены и необходимость сохранения многообразия видов. Описывать этапы смены экосистем. Выявить изменения в экосистемах. | 1 |
21 | Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем) | Типы биогеоценозов (экосистем). Антропогенное влияние. | Приводить примеры экологических нарушений. Называть способы оптимальной эксплуатации агроценозов и способы сохранения естественных экосистем. | 1 |
22 | Экологические законы природопользования | Экологические законы природопользования. | Знать формулировки основных законов природопользования. | 1 |
Глава 4. Популяционно-видовой уровень жизни – 12 часов |
23 | Вид, его критерии и структура | Вид, критерии вида. | Уметь: На основе знаний движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды | 1 |
24 | Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система | Популяция | Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как единицу эволюции | 1 |
25 | Популяция как основная единица эволюции | Типы популяций, популяционные основы эволюции, генетическая разнородность,движущие силы и факторы эволюции. | Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как единицу эволюции | 1 |
26 | Видообразование – процесс увеличения видов на Земле | Понятие видообразования | Знать определение видообразования. Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей видообразования | 1 |
27 | Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения человека | Происхождение человека. Становление человека как вида. Популяционные основы антропогенеза. Уникальная особенность вида Человек разумный. Расы. Гипотезы происхождения современного вида. | Называть место человека в системе животного мира, стадии эволюции человека, представителей каждой эволюционной стадии. Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования расовых признаков. | 1 |
28 | История развития эволюционных идей | Теория Ч. Дарвина. Естественный отбор | Выделять предпосылки эволюционной теории. Характеризовать естественно -научные предпосылки формирования эволюционных взглядов. Давать определения понятиям естественный и искусственный отбор, борьба за существование. Называть формы борьбы за существование. Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование. | 1 |
29 | Современное учение об эволюции органического мира | Видообразование. | называть эволюционно значимые результаты видообразования. Описывать генетические механизмы, лежащие в основе видообразования. Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование. | 1 |
30 | Результат эволюции и ее основные закономерности | Синтетическая теория эволюции, изоляция. | Знать определения понятий Синтетическая теория эволюции, изоляция. | 1 |
31 | Основные направления эволюции | Биологический прогресс. Ароморфозы. Идиоадаптация. Дегенерация. | Знать определения понятий Биологический прогресс. Ароморфозы. Идиоадаптация. Дегенерация.Приводить примеры различных ароморфозов, и их значение | 1 |
32 | Особенности популяционно -видового уровня жизни | Специфика популяционно-видового уровня жизни | Знать особенности, специфику и структуру популяционно-видового уровня жизни. | 1 |
33 | Всемирная стратегия охраны природных видов | Редкие и исчезающие виды. | Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных. | 1 |
34 | Обобщение, повторение | | | 1 |
Итого: 34 часа |
1. Организменный уровень жизни 17 часов: организменный уровень жизни и его роль в природе; организм как биосистема; обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов; регуляция процессов жизнедеятельности организмов; различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы); размножение организмов – половое и бесполое; оплодотворение и его значение; двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений; искусственное оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма; последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека; наследственность и изменчивость – свойства организмов; генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости; изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная); мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом; мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом; генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ; моногибридное и дигибридное скрещивание; закон Т.Моргана; хромосомная теория наследственности; взаимодействие генов; современные представления о гене, генотипе и геноме; генетика пола и наследование, сцепленное с полом; наследственные болезни, их профилактика; этические аспекты медицинской генетики; факторы, определяющие здоровье человека; творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека; способность к творчеству; роль творчества в жизни каждого человека; генетические основы селекции; вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции; учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений; основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор; биотехнология, ее достижения; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека); вирусы – неклеточная форма существования организмов; вирусные заболевания; способы борьбы со СПИДом.
2. Клеточный уровень жизни 5 часов: клеточный уровень организации жизни и его роль в природе; развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов); методы изучения клетки; клетка как этап эволюции живого в истории Земли; многообразие клеток и тканей; клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов; основные положения клеточной теории; значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира; основные части в строении клетки; поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана; цитоплазма с органоидами и включениями; ядро с хромосомами; постоянные и временные компоненты клетки; мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке; доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки; гипотезы происхождения эукариотических клеток; клеточный цикл жизни клетки; деление клетки - митоз и мейоз; соматические и половые клетки; особенности образования половых клеток; структура хромосом; специфические белки хромосом, их функции; хроматин – комплекс ДНК и специфических белков; компактизация хромосом; функции хромосом как системы генов; диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках; гомологичные и негомологичные хромосомы; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.
3. Молекулярный уровень жизни 7 часов: молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе; основные химические соединения живой материи; макро- и микроэлементы в живом веществе; органические и неорганические вещества, их роль в клетке; вода – важный компонент живого; основные биополимерные молекулы живой материи; понятие о мономерных и полимерных соединениях; роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот; строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке; понятие о нуклеотиде; структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки; репликация ДНК; матричная основа репликации ДНК; правило комплементарности; ген; понятие о кодоне; генетический код; строение, функции и многообразие форм РНК в клетке; особенности ДНК клеток эукариот и прокариот; процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках; фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ; световые и темновые реакции фотосинтеза; роль фотосинтеза в природе; процессы биосинтеза молекул белка; этапы синтеза; матричное воспроизводство белков в клетке; молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках; понятие о клеточном дыхании; бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки; понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке; роль регуляторов биомолекулярных процессов; опасность химического загрязнения окружающей среды; последствия деятельности человека в окружающей среде; правила поведения в природной среде; время экологической культуры человека и общества; экология и новое воззрение на культуру; осознание человечеством непреходящей ценности жизни; экологическая культура – важная задача человечества.
4. Заключение 4 часа: структурные уровни организации живой природы.
(Авторы: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е.)
N урока | Тема урока | Основные понятия. | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Кол-во часов |
Глава 1. Организменный уровень жизни – 17 часов |
1 | Организменный уровень жизни и его роль в природе. | Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии. Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. | Знать свойства живого Уметь выделять особенности развития живых организмов | 1 |
2 | Организм как биосистема. | Ассимиляция, диссимиляция, фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. | Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в | 1 |
3 | Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. | Ассимиляция, диссимиляция, фермент. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. | Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в | |
| |
4 | Размножение организмов. | Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты. Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения | Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | 1 |
5 | Оплодотворение и его значение. | Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение. | Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток. | 1 |
6 | Развитие организмов от зарождения до смерти. | Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Дробление, гаструляция, органогенез. Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра) | Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек. | 1 |
7 | Из истории развития генетики. | Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. | 1 |
8 | Изменчивость признаков организмов и её типы. | Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные. Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции. Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях | Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. | 1 |
9 | Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. | Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. | Давать определения понятиям Гомо- и гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования. | 1 |
10 | Дигибридное скрещивание. | Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип. Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1. Закон независимого наследования. | Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания. | 1 |
11 | Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. | Селекция. Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах. | Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов | 1 |
12 | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. | Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы. Наследственные заболевания , сцепленные с полом. Расщепление фенотипа по признаку определения пола. Закон сцепленного наследования. | Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи. | 1 |
13 | Наследственные болезни человека. | Группы наследственных болезней. Генные болезни и аномалии. Хромосомные болезни. Диагностика заболеваний. Безопасность жизнедеятельности. | Раскрывать понятие генных болезней и аномалии: наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия). Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных. | 1 |
14 | Этические аспекты медицинской генетики. | Биотехнология, штамм. Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины, Микробиологический синтез. | Давать определение термину биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | 1 |
15 | Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований. | Биотехнология, штамм. Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины, Микробиологический синтез. | Давать определение термину биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. | 1 |
16 | Решение генетических задач. | | Решать генетические задачи | 1 |
17 | Вирусные заболевания. | Вирусы как возбудители заболеваний. СПИД - вирусное заболевание. Защита от вирусов. | Знать значение вирусов в природе и жизни человека; меры профилактики вирусных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний. | 1 |
Глава 2. Клеточный уровень жизни – 5 часов |
18 | Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. | Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. | 1 |
19 | Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы. | Строение клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Особенности строения животной и растительной клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. | Особенности строение клеток прокариот и эукариот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении; названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида. Работать с микроскопом. Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных. | 1 |
20 | Клеточный цикл. Деление клетки - митоз и мейоз. | Жизненный цикл. Размножение-свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез. Строение половых клеток. Значение гаметогенеза. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания. Мейоз. Фазы первого и второго мейотического деления. | Сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза, строение половых клеток, фазы первого второго мейотических делений, отличие мейоза от митоза.Давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза, называть стадии гаметогенеза. | 1 |
21 | Структура и функции хромосом. | Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке | Строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК. | 1 |
22 | История развития науки о клетке. | Наука о клетке - цитология. Первые положения клеточной теории. Развитие учения о клетке. Современная клеточная теория. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. | 1 |
Глава 3. Молекулярный уровень жизни – 7 часов |
23 | Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. | Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны. Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических молекул живого вещества. Роль неорганических веществ: вода, минер.соли. | Уметь: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич. и органич. вещества клетки. Характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот. | 1 |
24 | Структура и функции нуклеиновых кислот. | Белки, аминокислоты, их роль в организме. Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура. | Уметь: Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот. Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Перечислять виды молекул РНК. Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. | 1 |
25 | Процессы синтеза в живых клетках. | Питание, фотосинтез, фотолиз. Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза. | Уметь: Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза. | 1 |
26 | Процессы биосинтеза белка. | Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке. | Уметь: Давать определения понятиям ген, ассимиляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция. Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции. | 1 |
27 | Молекулярные процессы расщепления. | Понятие о биологическом окислении. Бескислородный этап клеточного дыхания (гликолиз). Кислородный этап клеточного дыхания. | Уметь: Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание. Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ. Описывать роль АТФ в обмене веществ. | 1 |
28 | Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. | Опасность полимерного мусора. Пестициды. Диоксины. Проблема устойчивого развития. | Определять проблемы устойчивого развития. | 1 |
29 | Время экологической культуры. | Развитие химического синтеза. Манипулирование наследственным веществом. Глобальные экологические проблемы. Экологическая культура - норма для каждого человека. | Знать глобальные экологические проблемы. Экологическая культура - норма для каждого человека. | 1 |
| | | | |
30 | Структурные уровни организации живой природы. | Биосистемы: от элементарных биохимических систем до биосферы. Видовое биоразнообразие. Уровни организации природы. | | 1 |
31 | | | | 1 |
32 | | | | 1 |
33 | | | | 1 |
Знать свойства живого, выделять особенности развития живых организмов
Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в.
Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения.
Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологического значение оплодотворения.
Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития.
Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.
Давать определения понятиям Гомо- и гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.
Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.
Называть практическое значение генетики.Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов
Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи.
Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
Раскрывать понятие генных болезней и аномалии: наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия).
Давать определение термину биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.
Решать генетические задачи.
Знать значение вирусов в природе и жизни человека.
Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных.
Особенности строение клеток прокариот и эукариот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении; названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида.
Сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза, строение половых клеток, фазы первого второго мейотических делений, отличие мейоза от митоза. Давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза, называть стадии гаметогенеза.
Строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК.
Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных.
Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения, где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза.
Определять глобальные экологические проблемы.