kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для учащихся 10-11 классов (базовый уровень, классы лингвистического профиля)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для учащихся 10-11 классов (базовый уровень, классы лингвистического профиля)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для учащихся 10-11 классов (базовый уровень, классы лингвистического профиля)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1532»



Рассмотрено

на заседании МО

__________________

__________________

Протокол №____ от

«___ »________2017г


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР___________

Бобылева О.И.


«___ »__________2017г


Утверждено

Приказом директора

ГБОУ «Школа № 1532»

Приказ № _____________

от ____________________

_________Бутырская М.А.









Рабочая программа

по биологии

для учащихся 10-11 классов

(базовый уровень, классы лингвистического профиля)



Учебный год: 2017-2018










Составитель: учитель биологии

Зайцева О.Ю.








г. Москва

2017 г

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10-11 классе по учебнику

Учебник «Биология. Базовый уровень» (допущен Министерством образования Российской Федерации) Авторы: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Москва, Изд. «Вентана-Граф», 2012 года.

Программа курса рассчитана на 67 часов (1 час в неделю в каждом классе)

10 класс – 34 часа

11 класс – 33 часа


Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты:

  1. сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;

  2. сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;

  3. реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

  4. сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;

  5. признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;

  6. сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;

  7. знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.

Метапредметными результатами изучения курса «Биологии» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и

заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  1. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  3. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

  4. самостоятельно составлять план действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  5. самостоятельно выработать критерии оценки.

Школьные:

  1. самостоятельно обнаруживает и формулирует учебную проблему;

  2. самостоятельно ставит проблемы деятельности на основе поставленной цели и предлагает несколько способов ее достижения;

  3. самостоятельно анализирует условия достижения цели, определяет действия в новом учебном материале;

  4. самостоятельно планирует ресурсы для достижения цели;

  5. самостоятельно определяет возникшие затруднения, предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  2. самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;

  3. при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  4. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  5. адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:

  1. самостоятельно анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причинно-следственные связи фактов, явлений;

  2. самостоятельно осуществлять сравнение, классификацию, выбирать основания и критерии для указанных логических операций;

  3. строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;

  4. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик, составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

  5. преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр);

  6. самостоятельно определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Школьные:

  1. самостоятельно осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  2. самостоятельно считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование;

  3. самостоятельно создает модели и схемы для решения задач;

  4. переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот;

  5. самостоятельно устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  6. участвует в проектно-исследовательской деятельности;

  7. проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  8. осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  9. дает определение понятиям;

  10. устанавливает причинно-следственные связи;

  11. обобщает понятия – осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  12. осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  13. строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

  14. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  15. объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  16. объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  17. знает основы ознакомительного чтения;

  18. знает основы усваивающего чтения;

  19. умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий);

  20. ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  21. самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

Коммуникативные УУД:

  1. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  2. компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

  3. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  4. способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Школьные:

  1. соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии;

  2. пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии;

  3. формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их;

  4. координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего;

  5. устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  6. спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  7. осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  8. организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  9. умеет работать в группе – устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  10. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Предметные результаты

Достижение предметных результатов – знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета, предусматривает:

  1. характеристику содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

  2. умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни; объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

  3. умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, её уровневой организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и экосистем;

  4. умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

  5. умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  6. умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблем и путей их решения; последствий собственной деятельности в окружающей среде; чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; биологической информации, получаемой из разных источников;

  7. оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома);

  8. постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.


Все личностные, метапредметные и предметные результаты при освоении содержания программы курса биологии для 10-11 классов будут проявляться в знаниях, отношениях и деятельности: учебно-познавательной, интеллектуальной, ценностно-ориентационной, трудовой, экокультурной, природоохранной, физической и эстетической.

Выпускник научится:

  1. выявлять и объяснять основные свойства живого;

  2. характеризовать многообразие структурных уровней организации жизни;

  3. рассматривать и объяснять общие признаки биосистемы;

  4. анализировать и оценивать практическое значение биологии;

  5. называть и объяснять роль методов исследования в биологии

  6. характеризовать биосферу как биосистему и экосистему;

  7. объяснять роль живого вещества в существовании биосферы;

  8. объяснять сущность круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

  9. характеризовать и сравнивать гипотезы о происхождении жизни на Земле;

  10. раскрывать сущность эволюции и называть её этапы;

  11. называть и характеризовать среды жизни на Земле;

  12. определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов;

  13. характеризовать биогеоценоз как биосистему и экосистему;

  14. раскрывать особенности и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи;

  15. характеризовать структуру и строение биогеоценоза;

  16. объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценозов;

  17. сравнивать устойчивость естественных культурных экосистем;

  18. объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов;

  19. раскрывать процесс смены биогеоценозов и называть её причины;

  20. характеризовать периодические изменения биогеоценозов;

  21. классифицировать разнообразие биогеоценозов на Земле;

  22. характеризовать популяцию и вид как биосистему;

  23. раскрывать особенности и значение популяционно-видового структурного уровня организации живой материи;

  24. определять популяцию как генетическую систему и как единицу эволюции;

  25. объяснять процесс появления новых видов (видообразование);

  26. раскрывать движущие силы эволюции;

  27. объяснять сущность современной теории эволюции;

  28. доказывать место человека в системе живого мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению особенностей структурных уровней организации жизни;

  2. развивать представления о современной естественнонаучной картине мира;

  3. применять коммуникативные компетентности при работе в паре или в группе при обсуждении проблемных вопросов курса;

  4. характеризовать этапы становления и развития биосферы Земли;

  5. раскрывать условия устойчивости и неустойчивости биосферы;

  6. аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии о возможных последствиях деятельности человека в биосфере;

  7. соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  8. составлять элементарные схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  9. применять знания об экологической нише и жизненной форме организмов в суждениях о коадаптации и коэволюции организмов;

  10. аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению сопряжённого развития приспособительных признаков у организмов;

  11. находить биологическую информацию в учебной, научно-популярной, справочной литературе и Интернете о популяции, эволюции, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  12. аргументировать свою точку зрения при обсуждении движущих сил эволюции;

  13. проявлять ключевые компетентности при объяснении особенностей биологического прогресса и регресса;

  14. аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению проблемы сохранения природных видов;

  15. соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.


Содержание учебного предмета «Биология» 10-11 классы.

Содержание изучаемого курса биологии полностью соответствует обязательному минимуму содержания основных образовательных программ по биологии, который содержит следующие требования:

Биология как наука. Методы научного познания. Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Клетка. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.

Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Проведение биологических исследований:

наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Организм. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

Вид. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция -структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Экосистемы. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


Содержание курса 10 класс:

1.Введение в курс общебиологических явлений 5 часов: содержание и структура курса общей биологии; основные свойства жизни; уровни организации живой материи; значение практической биологии; методы биологических исследований.

2.Биосферный уровень организации жизни 10 часов: учение В.И.Вернадского о Биосфере; функции живого вещества в биосфере; происхождение живого вещества; этапы происхождения жизни на Земле; физико-химическая эволюция в развитии биосферы; биологическая эволюция в развитии биосферы; биосфера как глобальная экосистема; Человек как житель биосферы; особенности биосферного уровня организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле; взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы; обобщение по теме «Биосферный уровень жизни».

3.Биогеоценотический уровень организации жизни 7 час: Биогеоценоз как особый уровень организации жизни; биогеоценоз как био- и экосистема; строение и свойства биогеоценоза; совместная жизнь видов в биогеоценозе; зарождение и смена биогеоценозов; сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем), типы биогеоценозов (экосистем); антропогенное влияние; экологические законы Природопользования.

4.Популяционно-видовой уровень организации жизни 12 часов: вид, его критерии и структура; популяция как форма существования вида и как особая генетическая система; популяция как основная единица эволюции; видообразование – процесс увеличения видов на Земле; Человек как уникальный вид живой природы, этапы происхождения человека; история развития эволюционных идей; современное учение об эволюции органического мира; результат эволюции и ее основные закономерности; Особенности популяционно-видового уровня жизни; всемирная стратегия охраны природных видов

Тематическое планирование курса «Общая биология». 10 класс, 34 часа.

(Авторы: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е.)

N

урока

Тема

урока


Основные понятия.


Требования к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Кол-во

часов

Глава 1. Введение в курс общей биологии – 5 часов

1

Содержание и структура курса общей биологии

Система биологических наук

Называть естественные науки, составляющие биологию, методы исследований живой природы. Объяснять роль биологии в формировании научного

мировоззрения.

1

2

Основные свойства жизни

Жизнь,приспособленность, дискретность, энергозависимость

Давать определение понятию жизнь.

Перечислять основные свойства живого

1

3

Уровни организации живой

материи

Уровни организации, эволюция

Перечислять уровни организации живой материи. Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации. Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни.

1

4

Значение практической биологии

Биотехнология, бионика

Знать определение понятий бионика, биотехнологии.

1

5

Методы биологических

исследований

Традиционные методы, метод моделирования,

мониторинг

Познакомится с методами моделирования и мониторинга

1

Глава 2. Биосферный уровень жизни – 10 часов

6

Учение В.И.Вернадского о

биосфере. Функции живого вещества в биосфере

Биосфера, биологический круговорот

Знать понятия биосфера, биологический круговорот.

1

7

Происхождение живого вещества

Этапы происхождения жизни на Земле

Анализировать и оценивать содержание научной и религиозной точек зрения по вопросу происхождения жизни.

1

8

Физико-химическая эволюция в развитии биосферы

Физико-химическая эволюция

Знать понятия физико-химической эволюции, основные процессы

1

9

Биологическая эволюция в развитии биосферы

Автотрофы ,

гетеротрофы, хемо- и

фотосинтез, прокариоты, эукариоты

Уметь: Составлять схемы процессов, протекающих в клетке; Работать с микроскопом; Изготавливать микропрепараты.

2

10

11

Биосфера как глобальная

экосистема

Биосфера, биосистема, биологический круговорот

Называть структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие.

1

12

Человек как житель биосферы

Ноосфера

Приводить примеры прямого и косвенного

воздействия человека на живую природу.

Предлагать пути решения экологического кризиса.

1

13

Особенности биосферного уровня

организации живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.

Биосфера, биогеоценоз

Знать: Роль физических и химических процессов. Уметь: Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле.


1

14

Взаимоотношение человека и природы как фактор развития биосферы

Биосфера

Знать: Роль физических и химических процессов. Уметь: Объяснять с материалистических позиций

процесс возникновения жизни на Земле.

1

15

Обобщение по теме

«Биосферный уровень жизни»



1

Глава 3. Биогеоценотический уровень жизни – 7 часов

16

Биогеоценоз как особый уровень

организации жизни

Биогеоценоз, биотоп


Зать: Формы размножения; сущность онтогенеза; периоды развития.

Уметь: Объяснять процесс мейоза; этапы

образования половых клеток; характеризовать сущность бесполого и полового размножения; различать различные периоды онтогенеза

1

17

Биогеоценоз как био- и экосистема


Свойства биогеоценоза, учение о биогеоценозе,

учение об экосистеме.

Описывать структуру экосистемы.

Называть и характеризовать компоненты экосистемы

1

18

Строение и свойства

биогеоценоза

Трофическая структура биогеоценоза, экологическая ниша.

Описывать структуру экосистемы.

Называть и характеризовать компоненты экосистемы

1

19

Совместная жизнь видов в

биогеоценозе


Типы связей и зависимость в биогеоценозе.

Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни.

Характеризовать роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии

1

20

Зарождение и смена

биогеоценозов


Смена биогеоценоза

Объяснять причину устойчивости биоценозов, причины смены и необходимость сохранения многообразия

видов. Описывать этапы смены экосистем.

Выявить изменения в экосистемах.

1

21

Сохранение разнообразия

биогеоценозов (экосистем)

Типы биогеоценозов (экосистем).

Антропогенное влияние.

Приводить примеры экологических нарушений. Называть способы оптимальной эксплуатации агроценозов и способы сохранения естественных экосистем.

1

22

Экологические законы

природопользования

Экологические законы природопользования.

Знать формулировки основных законов

природопользования.

1

Глава 4. Популяционно-видовой уровень жизни – 12 часов

23

Вид, его критерии и структура


Вид, критерии вида.

Уметь: На основе знаний движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов

и их приспособленность к условиям окружающей среды

1

24

Популяция как форма

существования вида и как особая генетическая система

Популяция

Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как единицу эволюции

1

25

Популяция как основная единица

эволюции


Типы популяций, популяционные основы

эволюции, генетическая разнородность,движущие силы и факторы эволюции.

Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как единицу эволюции

1

26

Видообразование

– процесс

увеличения видов на Земле

Понятие видообразования

Знать определение видообразования.

Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей видообразования

1

27

Человек как уникальный вид

живой природы.

Этапы происхождения человека


Происхождение

человека. Становление человека

как вида. Популяционные основы антропогенеза.

Уникальная особенность вида Человек разумный.

Расы. Гипотезы происхождения современного вида.

Называть место человека в системе животного мира, стадии эволюции человека, представителей каждой эволюционной стадии. Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования расовых признаков.

1

28

История развития эволюционных идей

Теория Ч. Дарвина. Естественный отбор

Выделять предпосылки эволюционной теории. Характеризовать естественно -научные предпосылки формирования эволюционных взглядов. Давать определения понятиям естественный и искусственный отбор, борьба за существование. Называть формы борьбы за существование. Выделять наиболее напряженную форму борьбы за

существование.

1

29

Современное учение об эволюции

органического мира

Видообразование.

называть эволюционно значимые результаты

видообразования. Описывать генетические механизмы, лежащие в основе видообразования. Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование.

1

30

Результат эволюции и ее основные закономерности

Синтетическая теория эволюции, изоляция.

Знать определения понятий Синтетическая теория эволюции, изоляция.

1

31

Основные направления эволюции


Биологический прогресс. Ароморфозы.

Идиоадаптация. Дегенерация.

Знать определения понятий Биологический прогресс. Ароморфозы. Идиоадаптация. Дегенерация.Приводить примеры различных ароморфозов, и их значение

1

32

Особенности популяционно -видового

уровня жизни

Специфика популяционно-видового уровня жизни

Знать особенности, специфику и структуру

популяционно-видового уровня жизни.

1

33

Всемирная стратегия охраны природных видов

Редкие и исчезающие виды.

Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных.

1

34

Обобщение, повторение



1

Итого: 34 часа

Планируемые результаты освоения биологии в 10 классе:

Предметные результаты :

Выпускник научится:

  1. Называть естественные науки, составляющие биологию, методы исследований живой природы. Объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения.

  2. Давать определение понятию жизнь. Перечислять основные свойства живого.

  3. Перечислять уровни организации живой материи. Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации. Определять принадлежность биологического объекта к уровню организации жизни.

  4. Знать определение понятий бионика, биотехнологии.

  5. Знать понятия биосфера, биологический круговорот.

  6. Анализировать и оценивать содержание научной и религиозной точек зрения по вопросу происхождения жизни.

  7. Называть структурные компоненты и свойства биосферы, границы биосферы и факторы, их обуславливающие.

  8. Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на живую природу. Предлагать пути решения экологического кризиса.

  9. Роль физических и химических процессов.

  10. Формы размножения; Сущность онтогенеза; Периоды развития.

  11. Описывать структуру экосистемы. Называть и характеризовать компоненты экосистемы

  12. Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни. Характеризовать роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии

  13. Объяснять причину устойчивости биоценозов, причины смены и необходимость сохранения многообразия видов. Описывать этапы смены экосистем.Выявить изменения в экосистемах.

  14. Приводить примеры экологических нарушений. Называть способы оптимальной эксплуатации агроценозов и способы сохранения естественных экосистем.

  15. Знать формулировки основных законов природопользования.

  16. Характеризовать популяцию как структурную единицу вида и как единицу эволюции

  17. Знать определение видообразования. Называть способы видообразования и приводить примеры. Описывать механизм основных путей Видообразования.

  18. Называть место человека в системе животного мира, стадии эволюции человека, представителей каждой эволюционной стадии. Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования расовых признаков.

  19. Выделять предпосылки эволюционной теории. Характеризовать естественно – научные предпосылки формирования эволюционных взглядов. Давать определения понятиям естественный и искусственный отбор, борьба за существование. Называть формы борьбы за существование. Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование.

  20. Называть эволюционно значимые результаты видообразования. Описывать генетические механизмы, лежащие в основе видообразования. Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование.

  21. Знать определения понятий Синтетическая теория эволюции, изоляция.

  22. Знать определения понятий Биологический прогресс. Ароморфозы. Идиоадаптация. Дегенерация. Приводить примеры различных ароморфозов, и их значение.

  23. Знать особенности, специфику и структуру популяционно-видового уровня жизни.

  24. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. Составлять схемы процессов, протекающих в клетке; работать с микроскопом; изготавливать микропрепараты.

  2. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле.

  3. Объяснять процесс мейоза; Этапы образования половых клеток; Характеризовать сущность бесполого и полового размножения; Различать различные периоды онтогенеза

  4. На основе знаний движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды.

Содержание курса 11 класс:

1. Организменный уровень жизни 17 часов: организменный уровень жизни и его роль в природе; организм как биосистема; обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов; регуляция процессов жизнедеятельности организмов; различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы); размножение организмов – половое и бесполое; оплодотворение и его значение; двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений; искусственное оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма; последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека; наследственность и изменчивость – свойства организмов; генетика  - наука о закономерностях наследственности и изменчивости; изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная); мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом; мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом; генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ; моногибридное и дигибридное скрещивание; закон Т.Моргана; хромосомная теория наследственности; взаимодействие генов; современные представления о гене, генотипе и геноме; генетика пола и наследование, сцепленное с полом; наследственные болезни, их профилактика; этические аспекты медицинской генетики; факторы, определяющие здоровье человека; творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека; способность к творчеству; роль творчества в жизни каждого человека; генетические основы селекции; вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции; учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений; основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор; биотехнология, ее достижения; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека); вирусы – неклеточная форма существования организмов; вирусные заболевания; способы борьбы со СПИДом.

2. Клеточный уровень жизни 5 часов: клеточный уровень организации жизни и его роль в природе; развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов); методы изучения клетки; клетка как этап эволюции живого в истории Земли; многообразие клеток и тканей; клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов; основные положения клеточной теории; значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира; основные части в строении клетки; поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана; цитоплазма с органоидами и включениями; ядро с хромосомами; постоянные и временные компоненты клетки; мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке; доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки; гипотезы происхождения эукариотических клеток; клеточный цикл жизни клетки; деление клетки - митоз и мейоз; соматические и половые клетки; особенности образования половых клеток; структура хромосом; специфические белки хромосом, их функции; хроматин – комплекс ДНК и специфических белков; компактизация хромосом; функции хромосом как системы генов; диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках; гомологичные и негомологичные хромосомы; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках.

3. Молекулярный уровень жизни 7 часов: молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе; основные химические соединения живой материи; макро- и микроэлементы в живом веществе; органические и неорганические вещества, их роль в клетке; вода – важный компонент живого; основные биополимерные молекулы живой материи; понятие о мономерных и полимерных соединениях; роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот; строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке; понятие о нуклеотиде; структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки; репликация ДНК; матричная основа репликации ДНК; правило комплементарности; ген; понятие о кодоне; генетический код; строение, функции и многообразие форм РНК в клетке; особенности ДНК клеток эукариот и прокариот; процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках; фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ; световые и темновые реакции фотосинтеза; роль фотосинтеза в природе; процессы биосинтеза молекул белка; этапы синтеза; матричное воспроизводство белков в клетке; молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках; понятие о клеточном дыхании; бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки; понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке; роль регуляторов биомолекулярных процессов; опасность химического загрязнения окружающей среды; последствия деятельности человека в окружающей среде; правила поведения в природной среде; время экологической культуры человека и общества; экология  и новое воззрение на культуру; осознание человечеством непреходящей ценности жизни; экологическая культура – важная задача человечества.

4. Заключение 4 часа: структурные уровни организации живой природы.


Тематическое планирование курса «Общая биология». 10 класс, 34 часа.

(Авторы: Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Лощилина Т. Е.)

N

урока

Тема

урока


Основные понятия.


Требования к уровню подготовки обучающихся

(результат)

Кол-во

часов

Глава 1. Организменный уровень жизни – 17 часов

1

Организменный уровень жизни и его роль в природе.

Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии.

Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.

Знать свойства живого

Уметь выделять особенности развития живых организмов


1

2

Организм как биосистема.

Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в


1

3

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

Ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.

Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.

Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в.

Характеризовать сущность процесса о\в





4

Размножение организмов.

Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.

Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление  тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения

Давать определение понятию  размножение.

Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

1

5

Оплодотворение и его значение.

Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.

Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.

Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.

Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.

Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

1

6

Развитие организмов от зарождения до смерти.

Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Дробление, гаструляция, органогенез.

Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)

Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.

Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития

Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

1

7

Из истории развития генетики.

Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.

Наследственность и изменчивость -  свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

1

8

Изменчивость признаков организмов и её типы.

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.

Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.

Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.

Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях

Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

1

9

Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.

Гомо- ,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.

Давать определения понятиям Гомо- и гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

1

10

Дигибридное скрещивание.

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.

Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.

Закон независимого наследования.

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

1

11

Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.

Селекция.

Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.

Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах.

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции.

Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов

1

12

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы.

Наследственные заболевания , сцепленные с полом.

Расщепление фенотипа по признаку определения пола.

Закон сцепленного наследования.

Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Решать простейшие генетические задачи.

1

13

Наследственные болезни человека.

Группы наследственных болезней.

Генные болезни и аномалии.

Хромосомные болезни.

Диагностика заболеваний.

Безопасность жизнедеятельности.

Раскрывать понятие генных болезней и аномалии: наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия). Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных.

1

14

Этические аспекты медицинской генетики.

Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,

Микробиологический синтез.

Давать определение термину биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

1

15

Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.

Биотехнология, штамм.

Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,

Микробиологический синтез.

Давать определение термину биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

1

16

Решение генетических задач.


Решать генетические задачи

1

17

Вирусные заболевания.

Вирусы как возбудители заболеваний. СПИД - вирусное заболевание. Защита от вирусов.

Знать значение вирусов в природе и жизни человека; меры профилактики вирусных заболеваний. Уметь использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

1

Глава 2. Клеточный уровень жизни – 5 часов

18

Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли.

Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы.

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

1

19

Строение клетки. Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

Строение клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Особенности строения животной и растительной клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Особенности строение клеток прокариот и эукариот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении; названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида.

Работать с микроскопом. Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных.

1

20

Клеточный цикл. Деление клетки - митоз и мейоз.

Жизненный цикл. Размножение-свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Гаметогенез. Овогенез. Сперматогенез. Строение половых клеток. Значение гаметогенеза. Образование половых клеток. Стадии размножения, роста, созревания. Мейоз. Фазы первого и второго мейотического деления.

Сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза, строение половых клеток, фазы первого второго мейотических делений, отличие мейоза от митоза.Давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза, называть стадии гаметогенеза.

1

21

Структура и функции хромосом.

Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке

Строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК.

1

22

История развития науки о клетке.

Наука о клетке - цитология. Первые положения клеточной теории. Развитие учения о клетке. Современная клеточная теория.

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть положения клеточной теории.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

1

Глава 3. Молекулярный уровень жизни – 7 часов

23

Молекулярный уровень жизни: значение и роль в природе. Основные химические соединения живой материи.

Микро- и макроэлементы, углеводы, липиды, гормоны.

Особенности химического состава клетки. Микро- и макроэлементы, их вклад в образовании органических и неорганических  молекул живого вещества.

Роль неорганических веществ: вода, минер.соли.

Уметь: 

Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам

Называть неорганич. и органич. вещества клетки.

Характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот.

1

24

Структура и функции нуклеиновых кислот.

Белки, аминокислоты, их роль в организме.

Структура и функции белков. Ферменты. Нуклеиновые кислоты и их структура.

Уметь: 

Давать полные названия нуклеиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть продукты, богатые белками. Нахождение молекулы ДНК в клетке. Мономер нуклеиновых кислот.

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции.

Перечислять виды молекул РНК.

Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот.

1

25

Процессы синтеза в живых клетках.

Питание, фотосинтез, фотолиз.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Хлоропласты. Световая и темновая фазы фотосинтеза.

Уметь: 

Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез.

Называть органы растения где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла.

Характеризовать фазы фотосинтеза.

1

26

Процессы биосинтеза белка.

Ген, генетический код, триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Свойства генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Механизмы трансляции и транскрипции. Принцип комплементарности. Реализация наследственной информации в клетке.

Уметь: 

Давать определения понятиям ген, ассимиляция.

Называть свойства генетического кода, роль и-РНК и т-Рнк в биосинтезе белка

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, антикодон, полисома, трансляция, транскрипция.

Характеризовать сущность процесса трансляции и транскрипции.

1

27

Молекулярные процессы расщепления.

Понятие о биологическом окислении. Бескислородный этап клеточного дыхания (гликолиз). Кислородный этап клеточного дыхания.

Уметь: 

Анализировать содержание определений: Гликолиз, брожение, дыхание.

Называть вещества источники энергии, продукты реакции этапов обмена веществ, локализацию в клетке этапов обмена веществ.

Описывать роль АТФ в обмене веществ.

1

28

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

Опасность полимерного мусора. Пестициды. Диоксины. Проблема устойчивого развития.

Определять проблемы устойчивого развития.

1

29

Время экологической культуры.

Развитие химического синтеза. Манипулирование наследственным веществом. Глобальные экологические проблемы. Экологическая культура - норма для каждого человека.

Знать глобальные экологические проблемы. Экологическая культура - норма для каждого человека.

1






30

Структурные уровни организации живой природы.

Биосистемы: от элементарных биохимических систем до биосферы. Видовое биоразнообразие. Уровни организации природы.


1

31




1

32




1

33




1


Планируемые результаты освоения биологии в 11 классе:

Предметные результаты :

Выпускник научится:

  1. Знать свойства живого, выделять особенности развития живых организмов

  2. Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в.

  3. Давать определение понятию  размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

  4. Узнавать и описывать по рисунку половые клетки. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологического значение оплодотворения.

  5. Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез. Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития. Характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития.

  6. Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

  7. Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип. Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.

  8. Давать определения понятиям Гомо- и гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.

  9. Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.

  10. Называть практическое значение генетики.Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Анализировать содержание основных понятий. Характеризовать  роль учения Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов

  11. Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Решать простейшие генетические задачи.

  12. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.

  13. Раскрывать понятие генных болезней и аномалии: наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия).

  14. Давать определение термину биотехнология, штамм. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.

  15. Решать генетические задачи.

  16. Знать значение вирусов в природе и жизни человека.

  17. Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойств клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных.

  18. Особенности строение клеток прокариот и эукариот, строение клеток растений и животных, выделять различия в их строении; названия органоидов клетки, взаимосвязь между строением и функцией органоида.

  19. Сущность и биологическое значение митоза, фазы митоза, строение половых клеток, фазы первого второго мейотических делений, отличие мейоза от митоза. Давать определения ключевым понятиям, описывать последовательно фазы митоза, называть стадии гаметогенеза.

  20. Строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов. Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК.

  21. Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных.

  22. Давать определения понятиям питание, автотрофы, фотосинтез. Называть органы растения, где происходит фотосинтез, роль пигмента хлорофилла. Характеризовать фазы фотосинтеза.

  23. Определять глобальные экологические проблемы.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

  2. Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.

  3. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

  4. Мерам профилактики вирусных заболеваний, использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.

  5. Работать с микроскопом. Наблюдать, описывать и сравнивать строение клеток растений и животных.

  6. Определять проблемы устойчивого развития.

  7. Экологическая культура - норма для каждого человека.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Зайцева Ольга Юрьевна

Дата: 20.02.2018

Номер свидетельства: 458589


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства