Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. В программе указаны лабораторные, практические и контрольные работы, а также региональный компонент.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Рассмотрено на ШМО
Протокол от «__»________2014г №_____
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
Бережная С.Д./_________/
«__»__________2014г
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»
Метлицкая А.С./__________/
«___»___________2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
для 6 класса
Составитель:
Петухова Наталья Сергеевна
г. Котлас
2014-2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. Программы Биология 6-9 класс/ автор составитель В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова. – М.: Просвещение, 2009.
Общая характеристика учебного предмета Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания:
Признаки живых организмов;
Система, многообразие и эволюция живой природы;
Человек и его здоровье;
Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. В содержании раздела «Человек и его здоровье» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, проведения лабораторных и практических работ, внедрения современных педагогических технологий.
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Программа по биологии составлена в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта основного общего образования и на основе программы регионального компонента основного общего образования Архангельской области (составители: Лавринова А.П., Баталова А.Е., Лукина С.Ф., Морозова Л.В., Нехорошкова С.И., Филлипов Б.Ю.).
Содержание образования по разделам (68 часов, 2 часа в неделю)
№
Тема (с описанием)
Кол-во часов
КР
ПР
1
Введение. Биология – наука о живой природе
Что изучает биология. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
1
2
Клеточное строение растений.
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.
5
3
3
Царство Бактерии
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растений и животных. Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).
2
4
Царство Грибы
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы – Грибы. Питание, строение, споровое размножение грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы; съедобные и несъедобные грибы. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.
5
1
1
5
Царство Растения
Многообразие мира растений, распространение, значение в природе и жизни человека. Признаки растений. Основные органы растений. Ботаника – наука о растениях.
Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Лишайники. Общая характеристика лишайников, их особенности строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.
Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.
Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека.
9
1
4
6
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Значение семян для растения: размножение и распространение. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Функции корня. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Разнообразие корней у растений.
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения и корневой чехлик. Рост корня.
Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, подпорки, присоски).
Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая, проводящая питательные вещества часть побега. Узлы и междоузлия. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Видоизменения побегов.
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрываемые и нераскрываемые, односемянные и многосемянные. Приспособительные особенности у растений к распространению плодов и семян.
Взаимосвязь органов растения как живого организма. Зависимость жизнедеятельности растений от условий окружающей среды.
16
1
11
7
Жизнь растений
Химический состав растений.
Минеральное питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль воды и корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений.
Воздушное питание растений. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды.
Испарение воды листьями. Листопад.
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Запасание питательных веществ. Сосудистые пучки.
Условия прорастания семян. Всхожесть семян. Длительность сохранения всхожести семян. Глубина заделки семян в почву. Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека.
Растительный организм как единое целое. Рост и развитие растений.
Способы размножения растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями.
Половое размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение растений и развитие плода. Цветение и опыление растений. Виды опыления. Приспособительные особенности цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
15
1
5
8
Классификация растений
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Деление цветковых растений на классы: двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных растений: Капустные, Розоцветные, Пасленовые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые). Семейства однодольных растений: Лилейные и Злаковые (Мятликовые).
6
1
1
9
Природные сообщества
Основные экологические факторы и их влияние на организм. Характеристики основных экологических групп растений. Понятие о растительном сообществе. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие о смене природных сообществ. Причины, вызывающие смену природного сообщества.
5
1
10
Развитие растительного мира на Земле
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Роль человека в природе, охрана растений, охрана растительности, рациональное природопользование. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения.
2
1
.
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема урока
КР, ПР, ЛР
РК
Введение 1 часа
1
Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов.
Клеточное строение организмов 5 часов
2
Устройство увеличительных приборов. Л. Р. № 1«Устройство микроскопа и приемы работы с ним»
ЛР №1
3
Строение растительной клетки. Л. Р. № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»,
Л. Р. № 3 «Рассматривание под микроскопом пластид в листе элодеи»
ЛР №2,3
4
Жизнедеятельность клетки.
5
Ткани.
6
Обобщение материала «Клеточное строение организмов»
тест
Царство Бактерии 2 часа
7
Строение и жизнедеятельность бактерий.
8
Роль бактерий в природе и жизни человека. Использование бактерий на промышленных предприятиях АО
РК №1
Царство Грибы 5 часа
9
Общая характеристика грибов.
10
Шляпочные грибы. Представителями шляпочных грибов АО.
РК №2.
11
Плесневые грибы и дрожжи.
Л. Р. № 4 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»
ЛР №4
12
Роль грибов в природе и жизни человека.
13
КР №1 «Царство бактерии. Грибы»
КР №1
Царство Растения 9 часов
14
Разнообразие, распространение значение растений.
15
Одноклеточные водоросли.
Л. Р. № 5 «Изучение строения одноклеточных зеленых водорослей»
ЛР. №5
16
Многоклеточные водоросли.
17
Лишайники. Биомониторинг.
18
Мхи. Распространенные мхи АО.
Л. Р. № 6 «Изучение строения мха»
ЛР № 6
РК №3.
19
Папоротники. Хвощи. Плауны.
Л. Р. № 7«Изучение спороносящего папоротника (хвоща)»
ЛР № 7
20
Голосеменные. Представители голосеменных АО.
Л. Р. № 8 «Изучение строения хвои и шишек хвойных»
ЛР № 8
РК №4.
21
Покрытосеменные. Представители на примере растений АО.
РК №5
22
КР №3 «Царство растения»
КР №3
Строение и многообразие покрытосеменных растений 16 часов
23
Строение семян.
Л. Р. № 9 «Строение семян однодольного и двудольного растения»
ЛР № 9
24
Виды корней и типы корневых систем.
Л. Р. № 10 «Виды корней и типы корневых систем»
ЛР № 10
25
Зоны корня. Л. Р. № 11 «Изучение внешнего и внутреннего строения корня»
ЛР. № 11
26
Видоизменения корней.
27
Побег и почки. Л. Р. № 12 «Строение почек. Расположение почек на стебле».
Л. Р № 12
28
Внешнее строение листа. Л. Р. № 13 «Простые и сложные листья»
Л. Р №13
29
Клеточное строение листа. Л. Р. № 14 «Изучение клеточного строения листа»
Л. Р № 14
30
Видоизменения листьев.
31
Строение стебля. Л. Р. № 15 «Изучение макро- и микростроения стебля»
Л. Р № 15
32
Видоизменения побегов. Л. Р. № 16 «Изучение видоизмененных побегов»
Л. Р № 16
33
Цветок. Л. Р. № 17 Изучение строения цветка»
Л. Р.№ 17
34
Соцветия Л. Р. № 18 «Ознакомление с различными видами соцветий»
Л. Р№ 18
35
Плоды. Л. Р. № 19 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»
Л. Р № 19
36
Распространение плодов и семян.
37
КР № 4 «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
КР №4
Жизнь растений 15 часов
38
Химический состав растений. Л. Р. № 20 «Химический состав растений»
ЛР № 20
39
Минеральное питание растений.
40
Фотосинтез.
41
Дыхание растений.
42
Испарение воды растениями. Листопад.
43
Л. Р. № 21 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
ЛР №21
44
Прорастание семян. ПР №1. Определение всхожести семян, выращивание рассады, пикировка»
ПР №1
45
Растительный организм как единое целое. ПР №2 «Уход за комнатными растениями».
ПР №2
46
Способы размножения растений
47
Размножение споровых растений.
48
Размножение голосеменных растений
49
ПР №3 Вегетативное размножение покрытосеменных растений.
ПР №3
50
Половое размножение покрытосеменных растений.
51
Способы опыления на примере растений АО
РК № 6
52
КР №5 «Жизнь растений»
КР №5
Классификация растений 6 часов
53
Основы систематики растений. Деление на классы.
54
Класс двудольные. Семейство Крестоцветные, розоцветные. Многообразие растений АО.
РК №7
55
Семейство Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные, Многообразие растений АО.
РК №8
56
Класс Однодольные. Семейства Злаковых и Лилейных. Многообразие растений АО.
РК №9
57
Л.р. № 22 «Выявление признаков семейства по внешнему виду растений»
ЛР №22
58
КР № 6 «Классификация растений»
КР №6
Природные сообщества 5 часов
59
Основные экологические факторы и их влияние на растения.
60
Характеристика основных экологических групп растений.
61
Понятие о растительном сообществе. ПР №4 «Изучение и описание экосистемы своей местности».
ПР №4
РК №10
62
Приспособленность растений к совместной жизни в сообществе.
63
Понятие о смене природных сообществ, на примере сообщества
РК №11
Развитие растительного мира 2 + 3 часа
64
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
65
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений на территории АО.
РК №12
66
Обобщение материала по курсу.
67
Итоговая КР №7
КР №7
68
Урок-игра «Ее величество - Ботаника!»
Итого 16 часов регионального компонента, ПР4, КР 7, ЛР 22, РК №12
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Знать/понимать:
- клеточное строение растений, части растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоли), ткани; строение органов цветкового растения
- элементарные сведения о виде, роде, семействе, классе, отделе, типе, главные признаки классов и семейств цветковых растений
- основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
- способы размножения растений (семенами и вегетативными органами), рост и развитие растений;
-роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;
- распознавать органы цветкового растения;
В результате включения регионального компонента в содержание учебной программы ученик должен:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: организмов растений, бактерий, грибов и лишайников; экосистем своего региона
уметь:
- наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе Архангельской области
- распознавать и описывать наиболее распространенные растения, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы
Перечень учебно-методического обеспечения.
В состав УМК входят:
Класс
Реквизиты программы
УМК обучающихся
УМК учителя
6
«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.
Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В.
рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.
Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009.
Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2009.
Никишов А. И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии». 6 класс. – М.: Дрофа, 2009.
Дубинина Н. В., Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 6 кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2009.