.
Биология. 5– 11 классы/ автор:В.В.Пасечник,В.В.Латюшин,В.М.Пакулова. – М.: Дрофа, 2014г.
Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса обще-образовательных учреждений /
Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2015 – 144 с.: ил.
1.Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие
программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2014.
2.«Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
3.В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» - М.: Дрофа, 2014.
4. Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2014.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Азовская гимназия».
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Тема. Введение (6 часов) |
1. | Биология - наука о живой природе. §1 | Биология как наука. Значение биологии. | Определяют понятия «биология»,«биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. | Учащиеся получают представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усваивают понятия «биология», «биосфера», «экология». | Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей Регулятивные: Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи, раз-витие навыков само-оценки и самоанализа Коммуникативные: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем | У учащихся формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. |
2. | Методы исследования в биологии. §2 | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, её получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование. | Определяют понятия: «методы исследования» «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. | Учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. | П: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Р: самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности К: Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | Формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. Повышение интереса к изучению природы. |
3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. §3 | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа. | Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы. | П: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлекают необходимую информацию из прослушанных и прочитанных текстов . Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе перечислять отличительные свойства живого | Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого. |
4. | Среды обитания живых организмов. §4 | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. | Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу. | Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности. Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания. | П: Устанавливают причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставят учебную задачу. К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. §5 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника. | Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы. | П: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Формируются элементы экологической культуры. |
6. | Обобщающий урок. | Экскурсия 1. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Лабораторные и практические работы 1.Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. | Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений. | Учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе. | П: Анализируют какие изменения происходят в природе осенью Р: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней К: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры. |
Тема № 1. Клеточное строение организмов (10 часов) |
1 (7). | Устройство увеличительных приборов. §6 | Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Лабораторные и практические работы 2.Устройство лупы и светового микроскопа, правила работы с ними 3.Рассматривание клеток растения с помощью лупы | Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | Познакомятся с устройством светового микроскопа, научатся работать с микроскопом и лупой. Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Знакомятся с увеличительными приборами и правилами обращения с ними Р: Называют части приборов описывают этапы работы. Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении находят дополнительную информацию в электронном приложении | Формируется познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований |
2 (8). | Строение клетки. §7 (до пластид) | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части). | П: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними Р: Самостоятельно определять цель учебной деятельности К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
3 (9). | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Лабораторные и практические работы 4.Приготовление препарата клеток кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Приобретут навык готовить препарат кожицы лука и умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение клетки. Р: Составляют план и последовательность действий К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
4 (10). | Пластиды.§7 | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Лабораторные и практические работы 5.Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Имеют понятия о пластидах и хлоропластах, развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучение их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют увиденное Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно К: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. |
5 (11). | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.§8 | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | Научатся называть основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки, объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. | П: Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Р: Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности К: Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы. |
6 (12). | Жизнедеятельность клетки:поступление веществ в клетку (дыхание, питание). §9 | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Лабораторные и практические работы 6.Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют движение цитоплазмы. Р: Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом К: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов |
7 (13). | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие. §9 | Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | Знакомятся с основными функциями клетки, обобщают знания о жизнедеятельности клетки, структурируют знания. | П: Анализируют информацию о процессах протекающих в клетке Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о росте и развитии живых организмов |
8 (14). | Деление клетки. §9 | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | Учащиеся знают, умеют описать процесс деления клеток. | П: Анализируют информацию о процессах протекающих в клетке Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, четко выполняют требования познавательной задачи К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития живых организмов |
9 (15). | Понятие «ткань» . §10 | Ткань. Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторные и практические работы 7.Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | Учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительных организмах. | П: Устанавливают взаимосвязь строения ткани с их функциями Р: Прогнозируют последствия повреждения тканей у растений К: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов. |
10 (16). | Обобщающий урок . §6-10 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Структурируют знания о клетках и тканях, раскрывают их роль. Делают выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей, их значении для живых организмов. | П: Структурируют знания о клетке Р: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. К: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого. |
Тема № 2. Царство Бактерии (2 часа) |
1 (17). | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. §11 | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | Выделяют существенные признаки бактерий | Выделение существенных особенностей строения, жизнедеятельности, разнообразия форм и многообразия бактерий. | П: Анализируют знания о строении клеток ядерных и безъядерных организмов Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий К: Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий. |
2 (18). | Роль бактерий в природе и жизни человека. §12 | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека | Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. | П: Устанавливают причинно-следственные связи некоторых заболеваний с бактериями. Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. |
Тема № 3. Царство Грибы (5 часов) |
1 (19). | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. §13 | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Учащиеся знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека. | П: Анализируют строение клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью внесения необходимых дополнений К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов. |
2 (20). | Шляпочные грибы. §14 | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Лабораторные и практические работы 8.Строение плодовых тел шляпочных грибов. | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни человека. Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий К: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической деятельности | Формируется понимание ценности здорового безопасного образа жизни, усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами. |
3 (21). | Плесневые грибы и дрожжи. §15 | Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторные и практические работы 9.Строение плесневого гриба мукора. 10.Строение дрожжей | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | Учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение грибной клетки. Р: Составляют план и последовательность действий К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. |
4 (22). | Грибы-паразиты. §16 | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Учащиеся знают о грибах-паразитах, их роли в природе и жизни человека. | П: Устанавливают причинно-следственные связи строения грибов и их среды обитания Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. |
5 (23). | Обобщающий урок. §13-16 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Учащиеся закрепляют знания о царстве грибов, их строении и роли грибов в природе и жизни человека. | П: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Р: Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят проекты К: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. |
Тема № 4. Царство Растения (10 часов) |
1 (24). | Ботаника— наука о растениях. §17 | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. | Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. | Учащиеся имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. | П: Выделяют существенные признаки растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием Р: Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется экологическая культура на основе понимания важности охраны растений. |
2 (25). | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. §18 | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зелёных, бурых и красных водорослей. Лабораторные и практические работы 11.Строение зелёных водорослей | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | Учащиеся имеют представления о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют строение зелёных водорослей. Р: Составляют план и последовательность действий К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы. |
3 (26). | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. §18 | Роль зелёных, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | Учащиеся имеют представления о роли водорослей в природе и необходимости их охраны. | П: Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их применения Р: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками. |
4 (27). | Лишайники. §19 | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | Учащиеся имеют представления о лишайниках как симбиотических организмах. | П: Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. К: Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений | Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. |
5 (28). | Мхи. §20 | Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные и практические работы 12.Строение мха (на местных видах). | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений, находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | Учащиеся имеют представления о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Р: Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении. |
6 (29). | Папоротники, хвощи, плауны. §21 | Высшие споровые растения.Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные и практические работы 13.Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя) | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Учащиеся имеют представления о папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами. | П: Устанавливают цели лабораторной работы. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Р: Применяют практические навыки в процессе лабораторной работы К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения высших и низших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. |
7 (30). | Голосеменные растения. §22 | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Лабораторные и практические работы 14.Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов) | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии голосеменных растений, освоили понятие «семенные растения». | П: Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Р: Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека К: Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших споровых растений и установления усложнений в их строении. |
8 (31). | Покрытосеменные растения. §23 | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | Учащиеся имеют представления о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений, могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». | П: Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений Р: Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека К: Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. |
9 (32). | Происхождение растений.Основные этапы развития растительного мира. §24 | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | Определяют понятия: «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | Учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира. | П: Характеризуют основные этапы развития растительного мира Р: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий К: Работа в группах: умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала | Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции. |
10 (33). | Обобщающий урок. §17-24 | Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | Учащиеся закрепляют знания о царстве растений, их строении и роли растений в природе и жизни человека. | П: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Р: Осознают качество и уровень усвоения изученного материала К: Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств природы. |
Резервное время — 2 ч (на обобщающие уроки по курсу). |