kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии - 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. В программе указаны лабораторные, практические и контрольные работы, а также региональный компонент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии - 11 класс »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»



Рассмотрено на ШМО


Протокол от «__»________20__г №_____



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

Бережная С.Д./_________/


«__»__________20___г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»

Метлицкая А.С./__________/


«___»___________20___г













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ


для 11 класса











Составитель:

Петухова Наталья Сергеевна











г. Котлас

2014-2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы: Рабочая программа по биологии 10-11 класс. Базовый уровень. – М.: Глобус, 2008.

Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.































      1. Содержание образования по разделам

Тема (с описанием)

Кол-во часов

КР

ПР

1

Основы учения об эволюции

Основные этапы развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решение проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.

13

1

3

2

Раздел 3 Основы селекции и биотехнологии

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объект биотехнологии. Селекция микроорганизмов, ее значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, ферментов, лекарств и т.д. проблемы и перспективы биотехнологии. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

3

1


3

Раздел 2. Антропогенез

Место человека в системе органического мира. Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы, факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.


7

1


4

Раздел 4 . Основы экологии

Экология как наука. Среды обитания. экологические факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Местообитание. Экологическая ниша. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Комменсализм. Протокооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимодействия. Демографические показатели популяции: обилие. Плотность, рождаемость, смертность. Возрастная структура. Динамика популяции. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искусственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Детриты. Круговорот веществ в экосистеме. Биогенные элементы. Экологические пирамиды. Пирамида биомассы. Пирамида численности. Сукцессия. Общее дыхание сообщества. Природные ресурсы. Экологическое сознание.

19

1

4

5

Раздел 5 . Эволюция биосферы и человек

Биосфера, ее возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные проекты оздоровления природной среды.


9

2

3


















Календарно-тематический план



Тема урока.

КР, ПР, ЛР

РК

Д/З

I. Основы учения об эволюции. (18ч.)

1

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.



§ 52

2

Чарльз Дарвин и основные положения его теории.



§ 52

3

Вид, его критерии.

ЛР№1 ««Изучение морфологического критерия вида».

ЛР №1


§ 53

4

Популяции. Примеры видов и популяции АО


РК 1

§ 54

5

Генетический состав популяций.



§ 55

6

Изменения генофонда популяций.



§ 56

7

Борьба за существование и её формы.



§ 57

8

Естественный отбор и его формы. Примеры естественного отбора в популяциях разных видов местной флоры и фауны


РК 2

§ 58

9

ЛР №2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

ЛР №2


§ 58

10

Изолирующие механизмы.



§ 59

11

Видообразование.



§ 60

12

Макроэволюция, её доказательства.



§ 61


13

Макроэволюция, её доказательства.



§ 61


14

Система растений и животных – отображение эволюции.




15

Главные направления эволюции органического мира.



§ 63

16

ЛР №3 Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных».

ЛР №3


§ 63


17

Современное состояние эволюционной теории. Методологическое значение эволюционной теории.



Подготовка к КР

18

КР №1 «Основы учения об эволюции».

КР №1



II. Основы селекции и биотехнологии. (7 ч.)

19

Основные методы селекции и биотехнологии.



§ 64

20

Методы селекции растений.



§ 65

21

Методы селекции растений.



§ 65

22

Методы селекции животных.



§ 66

23

Селекция микроорганизмов.



§ 67

24

Современное состояние и перспективы биотехнологии. Предприятие по производству грибов Котласского района.


РК №3

§ 68

25

Кр №2 «Основы селекции и биотехнологии».

КР №2



III. Антропогенез. (7 часов)

26

Положение человека в системе органического мира.



§ 69

27

Основные стадии антропогенеза.



§ 70

28

Основные стадии антропогенеза.



§ 70 сообщ

29

Движущие стадии антропогенеза.



§ 71

30

Прародина человека.



§ 72 сообщ

31

Расы и их происхождение.



§ 73

32

КР №3 «Антропогенез».

КР№3



IV. Основы экологии.(19 ч.)

33

Что изучает экология.



§ 74

34

Среда обитания организмов и её факторы.



§ 75, подобрать материал об экологических проблемах нашей местности.

35

ЛР №4 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»

ЛР №4

РК №4

§ 75

36

Местообитание и экологические ниши. Экологические ниши лесов АО.


РК №5

§ 76


37

Основные типы экологических взаимодействий.



§ 77

38

Основные типы экологических взаимодействий.



§ 77

39

Конкурентные взаимодействия.



§ 78

40

Основные экологические характеристики популяции.



§ 79

41

Динамика популяции.



§ 80

42

Экологические сообщества. Экосистема леса АО.


РК №6

§ 81

43

Экологические сообщества.



§ 81

44

Структура сообщества. ЛР №5 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»

ЛР №5


§ 72

45

Взаимосвязь организмов в сообществах.



§ 83

46

Пищевые цепи.



§ 84

47

Экологические пирамиды.



§ 85

48

Экологические сукцессии. Экологические сукцессии АО.


РК №7

§ 86 , сообщения

49

Влияние загрязнений на живые организмы.


РК №8.

§ 87

50

Основы рационального природопользования.



§ 88

51

ЛР №6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

ЛР №6

РК №9


52

ПР № 1«Решение экологических задач»

ПР №1

РК №10


53

КР №4 «Основы экологии».

КР№4



V. Эволюция биосферы и человек(9 ч.)

54

Гипотезы о происхождении жизни.



§ 89

55

Современные представления о происхождении жизни.



§ 90

56

Основные этапы развития жизни на Земле.



351-353.

57

Основные этапы развития жизни на Земле.



§ 91

58

Л/р № 7 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

ЛР №7



59

ПР № 2«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

ПР №2



60

Эволюция биосферы.



§ 92

61

Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле.




62

Антропогенное воздействие на биосферу.


РК №11

§ 93

63

КР №5 «Эволюция биосферы и человек».

КР№5



64

ПР №3 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

ПР №3

РК№ 12


65

Повторение материала. Подготовка к итоговой КР




66

Итоговая КР №6

КР№6



67

Обобщение материала




68

Урок-игра «Общая биология»


РК №13





Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.


Учащиеся должны знать: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;

Уметь:

  • Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.

  • Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроценозов, круговорота веществ.

  • Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.

  • Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.

  • Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.




























Перечень учебно-методического обеспечения.


  • В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова Общая биология,10-11. Базовый уровень. М., Дрофа, 2008.

  • Общая биология,10-11 / Под ред. Д.К. Беляева и А.О. Рувинского.-4-е изд.-М.: Просвещение, 1995.

Дополнительная литература.

  • Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.-Т. 1-3.-М.: Мир, 1987.

  • Биология (для учащихся медицинских училищ)/Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина.-М.: Медицина, 1987.

  • Биологический энциклопедический словарь.-М.: Советская Энциклопедия,1989.

  • Вилли К., Детье В. Биология.-М.: Мир,1974.

  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-Т. 1-3.-М.: Мир.1990.

  • Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М.: Высшая школа, 1989.

  • Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М.: Мир,1988.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Курс для самообразования.-М.: Просвещение,1992.

  • Мамонтов С.Г. Биология: (для поступающих в вузы).-М.: Высшая школа, 1991.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология (для средних специальных учебных заведений).-2-е изд.-М.: Высшая школа, 1993.

  • Одум Ю. Экология.-Т. 1-2.-М.: Мир, 1986.

  • Основы общей биологии / Под ред. Э. Либберта.-М.: Мир,1982.

  • Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины..-М.: Просвещение, 1993.

  • Флинт Р. Биология в цифрах.-М.: Мир, 1992.

  • Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека).-М.: Мир, 1990.

  • Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека.-М.: Прогресс, 1988.

  • Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм).-3-е изд.-М.: Высшая школа,1989.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии - 11 класс

Автор: Петухова Наталья Сергеевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства