kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии - 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы Пасечник В.В. и др. В программе указаны лабораторные, практические и контрольные работы, а также региональный компонент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии - 10 класс »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»



Рассмотрено на ШМО


Протокол от «__»________20__г №_____



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

Бережная С.Д./_________/


«__»__________20___г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»

Метлицкая А.С./__________/


«___»___________20___г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО БИОЛОГИИ


для 10 класса






Составитель:

Петухова Наталья Сергеевна











г. Котлас

2014-2015 год


Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ № 1089 от 05.03.2004 г.), примерной программы основного общего образования по биологии и программы: Рабочая программа по биологии 10-11 класс. Базовый уровень. – М.: Глобус, 2008.

Цели

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Изучение курса «Общая биология» в 10 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в основной школе. Это позволяет раскрыть систему общебиологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне и в то же время доступно для учащихся.






Тема (с описанием)

Кол-во часов

КР

ПР

1

Биология как наука. Методы познания.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.


4



2

Клетка

Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки. Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Органоиды клетки. Сравнение прокариотических и эукариотических клеток. Сравнение клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

17

2

4

3

Организм.

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

9

1


4

Размножение и индивидуальное развитие организмов

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез – индивидуальное развития организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.


12

1

2

5

Основы генетики и генетика человека

История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Генетика человека

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.



23

2

7

Содержание образования по разделам









Календарно-тематический план



Тема урока.

КР, ПР, ЛР

РК

Д/З

Биология как наука. Методы познания (4 час)

1.

Введение. Вводный инструктаж по ТБ. Краткая история развития биологии.



§1

2.

Методы исследования в биологии.



§2

3.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.



§§3,4

4.

Обобщающий урок. Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы.

тест


Повт. §§ 1-4

Тема 1. Клетка (17ч)

5.

Методы цитологии. Клеточная теория.

Л.Р. №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом . Текущий инструктаж по ТБ.

ЛР №1


§5

6.

Особенности химического состава клетки.



§6

7.

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.



§ 7

8

Минеральные вещества и их роль в клетке.



§8

9

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.



§9

10

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.



§10

11.

Строение и функции белков.



§11

12

Строение и функции белков



13

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.



§12

14

АТФ и другие органические соединения клетки.



§13 и §§ 5-12

15

КР №1. Химическая организация клетки.

КР №1



16.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.



§14

17.

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

ЛР №2 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».Текущий инструктаж по ТБ.

ЛР №2


§15

18

ЛР №3 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука». Текущий инструктаж по ТБ.

ЛР №3



19.

Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.



§16

20

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.



§17

21

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.



§§18-19

22

ЛР. №4. «Строение эукариотических и прокариотических клеток». Текущий инструктаж по ТБ.

ЛР №4



23

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.




24.

Неклеточная форма жизни. Вирусы и бактериофаги.


РК №1

§20, повт §§ 14-19

25

КР №2 Клетка – структурная единица живого.

КР №2



Тема 2. Организм (9 ч)

26.

Обмен веществ и энергии в клетке.



§21

27

Энергетический обмен в клетке.



§22

28.

Питание клетки.



§23

29.

Пластический обмен. Автотрофное питание. Фотосинтез.



§24

30

Пластический обмен. Автотрофное питание. Хемосинтез.



§25

31.

Генетический код. Транскрипция.




32

Синтез белка в клетке.




33.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.



§§27,§§ 21-26

34.

КР №3 Обмен веществ и энергии в клетке.

КР №3



Размножение и индивидуальное развитие организмов (12 часов)

35.

Жизненный цикл клетки.



§28

36.

Митоз. Амитоз.



§29

37.

Мейоз.



§30

38.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.



§31

39.

Формы размножения организмов. Половое размножение.



§32

40

Развитие половых клеток.



§33

41.

Оплодотворение.



§34

42.

Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.



§35

43

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Биогенетический закон.

Л..р. №5. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Текущий инструктаж по ТБ.

ЛР №5


§36

44

ЛР №6 «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений».

Лр №6

РК 2


45.

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный.



§37, §28-36

46.

КР №4 Размножение и индивидуальное развитие организмов.

КР №4



Генетика и генетика человека (23 часа)

47.

История развития генетики. Гибридологический метод.



§38

48

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.



§39

49.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.



§40

50

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.



§41

51.

Хромосомная теория наследования.



§42

52

Взаимодействие независимых генов.



§43

53

Цитоплазматическая (нехромосомная) наследственность.



§44

54

Генетическое определение пола.

ПР №1. Решение элементарных генетических задач.

Текущий инструктаж по ТБ.

ПР №1


§45

55

Решение задач ПР №2

ПР №2

РК 3


56

Решение упражнений ПР №3

ПР №3

РК 4


57

Изменчивость. ЛР №7 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой».

Лр №7

РК 5

§46

58

Виды мутаций.



§47

59

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.



§48, §§38-47

60

КР №5 Основы генетики.

КР №5



61

Методы исследования генетики человека.



§49

62

Генетика и здоровье.


РК 6

§50

63

Проблемы генетической безопасности.

Л.р. №8. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. Текущий инструктаж по ТБ.

ЛР №,8

РК 7

§51

64

ЛР №9. Составление родословной. Текущий инструктаж по ТБ.

Лр №9

РК 8


65

Обобщение материала. Генетика человека.



§§49-51

66.

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Л.р. №10. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Текущий инструктаж по ТБ.

ЛР №10

РК 9

§68, повт. 64-67

67

Годовая КР №6

КР №6



68.

Итоговое занятие.





Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

• описывать особей видов по морфологическому критерию;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;

• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



















ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебники и учебные пособия

1.Биология.Общая биология. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. -8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 303 (1) с.: ил.

2. Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы, БИОЛОГИЯ. 10-11 классы, М., «ВАКО», 2007 г.

3. Сборник нормативных документов. Естествознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 47, /1/ с.

4. Т.С. Сухова. Тесты. Биология 6-11 классы./ Учебно-методическое пособие.-5-е, стереотип. – М.Дрофа – 2001г.- 80 с.

5. Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 классы./Методическое пособие/ М. Дрофа – 2001 г. – 127 с.

6. Биология в таблицах. 6-11 классы: справочное пособие / авт. – сост. Т.А.Козлова, В.С. Кучменко. – 9-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 234, /6/с.

7. Т.В. Модестова. Понятия и определения. Биология. Справочник школьника. / Издательский Дом «Литера»- Санкт- Петербург -2006г. – 95с.

8.Анишкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. / Художники Янаев В.Х., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 128 с., ил. (Серия: «Учиться надо весело»).

9. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/ авт.-сост. М.М.Богданарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.

10. Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 352 с.

11. Биология: Пособие для подгот. отд. мед. институтов/Под общей ред. Н.Е.Ковалева. – М.: Высшая школа, 1986 г.

12. Биология. Сборник задач по генетике. базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно – методическое пособие/ А.А. Кириленко. – Ростов – на – Дону: Легион, 2009.

13. Справочник учителя биологии: законы, правила принципы. биографии ученых/ авт. – сост. н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Рабочая программа по биологии - 10 класс

Автор: Петухова Наталья Сергеевна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "рабочая программа 6 класс "
    ["seo_title"] => string(28) "rabochaia-proghramma-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "135688"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416945744"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Рабочая программа и КТП по биологии 6 класс ФГОС (с краеведческим компонентом)"
    ["seo_title"] => string(85) "rabochaia-proghramma-i-ktp-po-biologhii-6-klass-fgos-s-kraieviedchieskim-komponientom"
    ["file_id"] => string(6) "277073"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452840668"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства