Рабочая программа по биологии для 5—9-х классов основной школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии (примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М.:Просвещение,2011г.)
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии.»
Рабочая программа
по биологии
5 класс (5-9 класс)
УМК Н.И.Сонин, А.А. Плешаков «Биология. Введение в биологию»
34 часа в год/ уровень – базовый
(Программа разработана на основе
Примерной программы по биологии, 2011)
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5—9-х классов основной школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии (примерные программы по учебным предметам. Биология.5-9 классы: проект. - М.:Просвещение,2011г.)
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Предмет биология входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения биологии в 5-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение.
В связи с особой важностью для предмета «Биология» таких методов и приёмов учебной деятельности, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделены рубрики «Демонстрация», «Лабораторные и практические работы».
Учебное содержание курса биологии включает:
1) «Биология. Введение в биологию. 5 класс». 34 ч, 1 ч в неделю;
2) «Биология. Живой организм. 6 класс» 34 ч, 1 ч в неделю;
3) «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» 68 ч, 2 ч в неделю;
4) «Биология. Человек.8 класс» 68 ч, 2 ч в неделю;
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5—9 классов реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 кл.».
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.
Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир.
В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
В содержание курса включены сведения из биологии, химии и экологии. Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280—350 часов.
Всего рабочей программой предусмотрено 4 контрольных тестовых работ.
В 5—6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп: в 7 классе - многообразие живых организмов, 8 класс — человек, 9 класс — общие закономерности.
Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены во все разделы курса, и при переходе из класса в класс углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
Расширение представлений обучающихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, общеучебных навыков и умений.
Формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Для достижения этих целей необходимо выполнение следующих задач:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Содержание обучения
Учебно-тематический план
№п./п
Наименование раздела и темы
Количество часов
Раздел 1.Живой организм: Строение и изучение.
8
1
Что такое живой организм.
1
2
Наука о живой природе.
1
3
Методы изучения природы.
1
4
Увеличительные приборы.
1
5
Живые клетки.
1
6
Химический состав клетки.
1
7
Вещества и явления в окружающем мире.
1
8
Великие естествоиспытатели.
1
Раздел 2. Многообразие живых организмов.
13
1
Как развивалась жизнь на земле.
1
2
Разнообразие живого.
1
3
Бактерии.
1
4
Грибы.
1
5
Растения. Водоросли.
1
6
Мхи.
1
7
Папоротники.
1
8
Голосеменные растения.
1
9
Покрытосеменные (цветковые) растения.
1
10
Значение растений в природе и в жизни человека.
1
11
Животные. Простейшие.
1
12
Беспозвоночные. Позвоночные.
1
13
Значение животных в природе и в жизни человека.
1
Раздел 3.Среда обитания живых организмов.
4
1
Три среды обитания.
2
Жизнь на разных материках.
3
Природные зоны Земли.
4
Жизнь в морях и океанах.
Раздел 4. Человек на Земле
5
1
Как человек появился на Земле.
1
2
Как человек изменил Землю.
1
3
Жизнь под угрозой.
1
4
Не станет ли Земля пустыней.
1
5
Здоровье человека и безопасность жизни.
1
Резерв
4
Итого
34
Содержание учебного предмета
Тема 1. Живой организм: строение и изучение. Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Химический состав клетки.
Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты. Великие естествоиспытатели. Демонстрации: Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
Тема 2.Многообразие живых организмов.
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Грибы. Бактерии. Растения. Голосеменные и покрытосеменные (цветковые) растения. Значение растений в природе и жизни человека.
Животные. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Значение животных в природе и жизни человека.
Тема 3. Среда обитания живых организмов.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Демонстрации: Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, и т.п.). Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта) Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.
Тема 4. Человек на Земле.
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации.Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Перечень проводимых контрольных работ.
Для обеспечения полноценного текущего контроля знаний, умений и навыков применяется контрольное тематическое тестирование. Всего запланировано 4 контрольных тематических тестовых работ.
1.Контрольная тестовая работа по теме «Живой организм».
2.Контрольная тестовая работа по теме «Многообразие живых организмов».
3. Контрольная тестовая работа по теме «Живые организмы и среда обитания».
4. Контрольная тестовая работа по теме «Человек на Земле».
Результаты подготовки учащихся по предмету
ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам учащихся.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.
Требования к подготовке учащихся по предмету
В результате изучения биологии в 5 классе учащийся должен:
знать / понимать:
естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
как человек появился на Земле (на уровне представлений);
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Формы и организация контроля.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; контрольные работы; терминологическая работа; биологический диктант; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (выполнение кроссвордов, сказок, сообщений, докладов).
Планируемые результаты
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи).
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Список учебно-методической литературы:
Учебник: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков Биология. Введение в биологию 5 кл. - М.: Дрофа, 2012 Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
Биология. Введение в биологию. Рабочая тетрадь. 5кл. – М.: Дрофа, 2012.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / Авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2009.
Сонин Н.И. Биология. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2011г.