Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Планирование составлено на основе Программы по биологии для общеобразовательных учреждений.
Автор Т.С.Сухова, В.И. Строганов
Рабочую программу составил(а) __________________________________________________________________________
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(ФГОС ООО), примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана, методического пособия по биологии Т.С. Суховой (Биология. 5–6 классы. М.: Вентана-Граф, 2012).Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Т.С.Суховой, В.И. Строганова (М.: Вентана-Граф, 2012).
• освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение начальными естественно-научными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за жи-
выми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание положительного эмоциональноценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни для ухода за растениями,
домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей
деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения
в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
• понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
• овладение умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы, оценивать полученные результаты.
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Правила работы с биологическими приборами и инструментами. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: органические и неорганические вещества; их роль в организме. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых
организмов. Рост и развитие организмов. Размножение. Раздражимость. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Биология как наука. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Многообразие клеток. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений и животных на микропрепаратах и их описание. Клетки, ткани и органы. Изучение одноклеточных и многоклеточных организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
1. Знакомство с микроскопом.
2. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха. Рассматривание под микроскопом клеток зелёного листа.
3. Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
Выращивание плесени на хлебе.
Рост и развитие организмов. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Изучение органов цветкового растения. Вегетативное размножение комнатных растений. Процессы жизнедеятельности растений: питание, фотосинтез. Питание животных. Приспособления живых организмов к различным средам обитания.
Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Роль питания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их
роль в организме. Процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Пищевые связи в экосистеме. Среда – источник веществ и энергии. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.
1. Изучение строения семени фасоли (гороха).
2. Рассматривание корней растений.
3. Уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками.
4. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе.
1. Изучение испарения воды листьями.
2. Изучение направления роста корня.
В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками. Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
• осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
• оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
• осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, тео-
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
• приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размноже-ния, приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека;
• описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
• использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
• кратко пересказывать доступный по объему текст естественно-научного характера, выделять его главную мысль;
• пользоваться приборами для проведения опытов и наблюдений, простейших исследований.
• соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями; травматизма, стрессов, вредных привычек (курение, ал-
коголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественнонаучного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых
определен в каждом разделе программы.
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, дифференцированного обучения, индивидуально-личностного обучения, информационно-коммуникационные, составления алгоритма выполнения задания, обобщения и систематизации знаний, развития исследовательских навыков.
Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в виде тестов, контрольных работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, лабораторных, практических и проверочных работ, тестов, опроса.
Недельный план | Порядок урока | Тема урока | Оснащённость урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Формы и методы обучения | УУД | Домашнее задание |
Отличие живого от неживого ( 6ч.) Критерии оценки знаний и умений учащихся Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик: 1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка "4" ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно). Оценка "3" ставится, если ученик: 1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий. 3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик: 1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений. 2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу. 3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы. Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта. 2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов. 2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет не менее половины работы. 2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «2» ставится, если ученик 1. Правильно выполняет менее половины письменной работы. 2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов. Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя. 2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса. 3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы. Оценка "4" ставится, если ученик: 1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя. 2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные. 3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений. Оценка "3" ставится, если ученик: 1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя. 2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них. 3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов. Оценка «2» ставится, если ученик: 1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя. 2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса. 3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
|
1. | 1 | Природа вокруг нас. Наблюдаем, исследуем | Лабораторная посуда: Пробирка, стаканчик, колба, спиртовка; лабораторный штатив, термометр, линейка, весы | Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами | Знать: основные методы изучения природы. Уметь: работать с рисунками учебника как источниками информации, применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов, соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый. | Предметные : Научиться различать оборудование для научных исследований; проводить простейшие измерения при- родных объектов Метапредметные Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, владеть монологической и диалогической формами речи Личностные Формирование у учащихся стартовой мотивации к изучению нового предмета | §1 |
| 2 | Различие тел живой и неживой природы | Таблицы, иллюстрации, тела живой и неживой природы | Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ – обугливания при горении | Знать: общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Уметь: проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу, обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. Демонстрация. | Предметные: Научиться сравнивать тела живой и неживой природы Метапредметные: Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, выделять отличительные признаки тел живой природы. Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, осознавать качество и уровень усвоения. Коммуникативные: уметь строить алгоритм действий по совместному выполнению заданий, владеть монологической формой речи Личностные: Формирование у учащихся навыков, способствующих приме- нению биологических знаний в современном мире | §2, табл. с.8 |
| 3 | Органические и неорганические вещества живых организмов. | презентация пробирки, спиртовка, салфетка, держатель, пипетка, йод, мука, семена подсолнечника, тыквы. | Белки, жиры, углеводы – важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода – необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов | Знать: особенности химического состава живых организмов. Уметь: обосновывать роль неорганических и органических веществ в живом организме, анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта, формулировать выводы, применять полученные опытным путём результаты в повседневной жизни, работать с рисунком как источником информации | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. Демонстрация /опыты по обнаружению воды и жира в семенах, крахмала в муке ./ | Предметные: Научиться сравнивать органические и неорганические вещества; проводить опыты Метапредметные: Познавательные: уметь самостоя- тельно выделять и формулировать познавательную цель, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, в схему), сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудни- чества. Коммуникативные: уметь с доста- точной полнотой и точностью вы- ражать свои мысли Личностные: Формирование у учащихся устойчивой мо- тивации к исследова- тельской деятельности | §3, вопр. с.12, табл. с.14 |
| 4 | Свойства живых организмов, их отличие от тел неживой природы | презентация | Свойства живых организмов - обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология – наука о живом | Знать: свойства живых организмов. Уметь: Характеризовать предмет науки биологии. Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства. Давать определение науки биологии. Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по прорастанию семян в домашних условиях | Фронтальная беседа: формирование представлений о признаках живых организмов; подготовка к проведению простого опыта с живыми организмами | Предметные: Научиться проводить простые опыты и наблюдения с живыми организмами Метапредметные: Познавательные: выделять и фор- мулировать познавательную цель, проводить анализ объектов с целью выделения признаков живых организмов, выделять отличительные признаки живых организмов. Личностные: Формирование у учащихся познавательно- го интереса к предмету исследования | §4 Опыт в домашних условиях «Выявление свойств живых организмов в процессе прорастания семян» |
| 5 | Экскурсия «Живая и неживая природа» | | . Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Знать: Методы изучения живых организмовуметь: Сравнивать объекты живой и неживой природы. Наблюдать за живыми организмами, выделяя свойства живого. Делать выводы о различиях тел живой и неживой природы. Оформлять отчёт о своих наблюдениях в ходе экскурсии. Соблюдать правила поведения в природе | | | §5 вопр.9 |
| 6 | Подведём итоги. Как можно отличить живое от неживого? | Тесты | Методы изучения живых организмов. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов. Свойства живых организмов | Знать :Методы изучения живых организмов. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов. Свойства живых организмов. Уметь: Подтверждать свою точку зрения авторским рисунком. Определять методы биологических исследований. Использовать рисунок как источник информации. Объяснять общебиологические (системообразующие) понятия: «живой организм», «свойства живого», «биология». Обмениваться информацией с одноклассниками, обсуждать результаты собственных исследований. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану | Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний. | Л. Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. М. умение работать с различными источниками информации умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. выделение существенных признаков живых систем, | |
. Клеточное строение живых организмов ( 7ч.) Критерии оценки знаний и умений учащихся Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик: 1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка "4" ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно). Оценка "3" ставится, если ученик: 1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий. 3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик: 1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений. 2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу. 3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы. Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта. 2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов. 2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет не менее половины работы. 2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «2» ставится, если ученик Правильно выполняет менее половины письменной работы. 2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы. Оценка «5» ставится, если: 1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений. 2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов. 3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. 4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт. 2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении. Оценка «3» ставится, если ученик: 1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы. 2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения. 3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя. Оценка "2" ставится, если ученик: 1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы. 2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
|
| 7 | Клеточное строение - общий признак живых организмов | презентация | Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека Вирусы неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Понятие об органоидах клетки. Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды – органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов | Знать: Клеточное строение живых организмов. Уметь: Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и животной клеток. Устанавливать взаимосвязь строения растительной и животной клеток и разных способов питания растений и животных. Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание | Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль. | Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов. П. формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани | §6, вопр. с.23 |
| 8 | Прибор, Открывающий невидимое Л.Р. №1 Знакомство с микроскопом | Микроскопы | Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Знать: устройство увеличительных приборов. Уметь: Работать с микроскопом. Соблюдать правила работы с микроскопом. Проверять правильность подготовки микроскопа к работе. Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. | Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | §7, правила работы с микроскопом |
| 9 | Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом Л.Р. №2 Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха. | Микроскопы, лабораторное оборудование | Приготовление микропрепаратов. Изучение клеток растений на микропрепаратах и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Знать: Строение клетки, устройство увеличительных приборов. Уметь: готовить микропрепарат. Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления. Находить в клетках листа хлоропласты. Объяснить роль хлорофилла для жизни на Земле. Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа | Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | §8 с.29 |
| 10 | | | | | | | |
| 11 | Одноклеточ-ные и многоклеточ-ные организмы под микроскопом Л.Р. №3 рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. | Микроскопы, лабораторное оборудование , микропрепараты | Клетка одноклеточного организма как самостоятельное живое существо. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани. | Знать: Строение одноклеточных и многоклеточных организмов. Уметь: Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов. Доказывать, что клетка одноклеточного организма – самостоятельное живое существо. Называть признаки живого. Доказывать взаимосвязь строения клеток и тканей с выполняемой функцией, используя рисунки учебника и собственные исследования. Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы. Аргументировать важность биологических знаний, их использования в повседневной жизни. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа № 3 «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов | Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | §9 вопр.с.31 |
| 12 | Л.Р.№3 (продолжение) Л.Р. №3 рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов | Микроскопы, лабораторное оборудование , микропрепараты | | | Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | |
| 13 | Подведём итоги. Клеточное строение живых организмов | Тесты. | Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Многообразие клеток. Клетки, ткани и органы. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Знать: Клеточное строение организмов. Строение клетки. Многообразие клеток. доказательства того, что клеточное строение – общий признак живых организмов. Уметь: Использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований. Применять ранее полученные знания в новой ситуации. Проверять знания в ходе заполнения схем. Оценивать результаты опыта, проведенного одноклассниками в домашних условиях | Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний | Л. Знание строения клетки и микроскопа; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. М. умение работать с различными источниками информации умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. выделение существенных признаков живых систем, | |
Жизнедеятельность организмов (20ч.) Критерии оценки знаний и умений учащихся Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик: 1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка "4" ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно). Оценка "3" ставится, если ученик: 1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий. 3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик: 1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений. 2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу. 3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы. Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта. 2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов. 2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Правильно выполняет не менее половины работы. 2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов. 3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «2» ставится, если ученик Правильно выполняет менее половины письменной работы. 2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3". 3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы. Оценка «5» ставится, если: 1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений. 2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов. 3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления. 4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт. 2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении. Оценка «3» ставится, если ученик: 1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы. 2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения. 3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения. 4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя. Оценка "2" ставится, если ученик: 1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы. 2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
|
| 14 | Как идёт жизнь на Земле? | презентация | Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ванн Гельмонта. | Знать: Продолжительность жизни разных организмов Уметь: Использовать рисунок как источник информации при решении поисковой задачи. Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Знакомиться с качествами, необходимыми исследователю природы. Проводить самоанализ своей готовности к проведению опыта | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный. Приобретение и первичный контроль знаний. | Л. Анализировать взгляды разных ученых и высказывать свои предположения и выводы М. умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей в исследовательской деятельности П. сформировать общебиологическую закономерность что «живое только от живого, у каждого существа есть родители». | §11 Опыт в домашних условиях «Выращивание плесени на хлебе» |
| 15 | Размножение живых организмов | презентация | Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении | Знать: Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Уметь: Характеризовать особенности бесполого и полового размножения. Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Определять понятия: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш». Проверять знания при поиске «запланированной» ошибки на рисунке учебника | Групповая, фронтальная. Проектный метод. Приобретение знаний, само и взаимоконтроль. | Л. умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); П. формирование общебиологического понятия наследственности как свойства всего живого в процессе работы с учебником | §12, вопр. с.37 |
| 16 | Размножение животных | презентация | Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка – гермафродиты. Миф о Гермафродите. | Знать: Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Уметь: Использовать знания о животных, приобретённые в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом). Развивать общеучебные навыки, используя таблицы и рисунки учебника для проверки знаний о различиях полового и бесполого размножения. Пополнять свой словарный запас, работая с новыми терминами | Индивидуальная, фронтальная. Сообщения учащихся, беседа, работа с учебником. Приобретение знаний. Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль | Л. умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР) при изучении различных способов размножения П. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития | §13, вопр.с.42 |
| 17 | Размножение растений Лабораторная работа № 4. «Изучение строения семени фасоли (гороха)» | Презентация, натуральна объекты. | Цветок, плод, семя – органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения. | Знать: Органы цветкового растения, строение семени. Уметь: Объяснять, для чего растению нужны цветок, плод, семя. Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Научиться работать с лупой. Находить части зародыша семени. Делать выводы из полученных результатов исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный. Приобретение знаний. Лабораторная работа | Л. Формирование целостного мировоззрения в процессе изучения способов размножения растений; развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; соблюдение правил работы в кабинете биологии. М. умение осуществлять исследовательскую деятельность; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы. П.овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение) | §14, вопр.с.44 |
| 18 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? | Презентация, натуральные объекты | Бесполое размножение растений: частями, стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян. Практическая работа «Уход за комнатными растениями» | Знать: Способы бесполого размножения растений. Уметь: Объяснять особенности размножения растений частями тела. Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела. Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями *Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян | Индивидуальная, фронтальная. Беседа, сообщения учащихся. | Л. Формирование основ экологической культуры и уметь применять их на практике М. развитие аналитического мышления обучающихся используя работу с текстом и рисунками учебника, практического опыта по разведению растения, работой с дополнительной литературой; развивать приемы самоконтроля при работе с таблицами П. формирование общебиологического понятия о бесполом размножении | §15, табл.с.48 |
| 19 | Подведём итоги. Размножение живых организмов | Тесты, карточки с заданиями | Рост и развитие организмов. Размножение Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение | Знать: определение понятий: «размножение», «гамета», «зигота». Уметь: Доказывать, что размножение – общее свойство живого. Строить схему, поясняющую образование зиготы. Объяснять значение символов ♀ и ♂. Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных. Развивать умение находить на рисунке информацию, нужную для обоснованного ответа | Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний. | Л. Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. П. формирование общих понятий и выявление закономерностей наследственности; формирование умений давать аргументированный ответ | |
| 20 | Питание растений | Презентация, | Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт ван Гельмонта). К.А. Тимирязев о значении зелёных растений на Земле | Знать: Особенности воздушного питания растений. Уметь: Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества. Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений. Проводить проверку своих знаний с помощью «немых» рисунков. Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме. Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов. Развивать умение вести диалог с собеседником, уважать иное мнение | Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ. Словесный, наглядный. Приобретение знаний. | Л. Формирование ответственного отношения к лабораторному оборудованию М. умение извлекать информацию из различных источников (учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы. П. формирование общебиологического понятия о питании как общем признаке живых организмов; понятия о потреблении животными готовых органических веществ и роли растений в жизни животных и человека | §17, вопр.с.53 |
| 21 | Органы питания растений Лабораторная работа № 5. «Рассматривание корней растений» | презентация, натуральные объекты | Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники | Знать: Роль корней в жизни растений. Корень – орган минерального питания. Уметь: Объяснять значение корней в жизни растения. Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа. Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации. Приводить доказательства необходимости бережного отношения к природе. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. Приобретение и углубление знаний. | Л. развитие интереса к природе и наукам, изучающим ее М. формирование умений самостоятельно получать информацию из учебника; формирование экологических понятий о взаимосвязи растений и неживой природы и пищевых связей «хищник – жертва» П. формирование общих биологических закономерностей связанных с питанием | §18, вопр.с.54,56 |
| 22 | Питание животных | презентация | Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных. | Знать: Растительноядных животных, хищников и паразитов. Уметь: Определять по рисунку, кто, чем питается. Объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека – питание готовыми органическими веществами. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. Проектный метод. | Л. Формирование и развитие эстетического сознания и формирование социальных норм и правил поведение во время еды М. Развитие логического мышления с помощью рисунков учебника; установление взаимосвязи между способами питания животных и средой, в которой оно обитают П. формирования понятий о разнообразии способов добывания пищи | §19, вопр.с.61 |
| 23 | П.р. №1 уход за комнатными растениями и аквариумными рыбками | Натуральные объекты, лабораторное оборудование. | | | | | |
| 24 | Питание паразитов | презентация | Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов | Знать: понятия «паразит», «паразит – хозяин». Уметь: Работать с рисунком учебника как источником информации о многообразии паразитов. Выделять общие признаки паразитов. Развивать умение анализировать примеры, приведённые из дополнительных источников | Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные. | Л. Формирование интеллектуальных умений знания правил личной гигиены М. использование рисунков в качестве источника информации; развитие самоконтроля с помощью текста учебника П. формирование экологических понятий о роли пищевой связи «паразит – хозяин» в регулировании численности других живых организмов | §20, вопр.с.64 |
| 25 | Подведём итоги. Питание живых организмов | Тесты, карточки с заданиями. | Растения. Органы растений. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Животные. Питание животных. Приспособления живых организмов к различным средам обитания | Знать: способы питания живых организмов. Уметь: Объяснять роль зелёного листа и корня, в питании растений. Называть способы питания животных. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений | Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний. | Л. Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. П. продолжить формирование знаний о пищевых цепях | |
| 26 | Значение минеральных солей для животных и человека | презентация | Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм | Знать: Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека Уметь: Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений. Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды. Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека | Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, сообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний | Л. формирование понятия о влиянии деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей М. развитие интереса обучающихся к работе с дополнительной литературой; обсуждение таблиц и рисунков учебника П. развитие общебиологических понятий о минеральных веществах | §22, вопр.с.69 |
| 27 | Значение воды для жизни живых организмов | презентация | Вода – необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода – растворитель веществ, входящих в состав живого организма. Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. | Знать: доказательства наличия воды в живых организмах. Уметь: Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований. Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте. Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний | Л. формирование основ экологической грамотности, обсуждение практического задания по наблюдению за расходом воды в семье М. Умение обучающихся строить доказательства, используя рисунки; использование умения выделять главные положения текста П. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития | §23 Опыт в домашних условиях «Изучение испарения воды листьями» |
| 28 | Практическая работа №2 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе » | | Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле. «Наблюдение за расходом воды в школе» | Знать: Охрана воды – условие сохранения жизни на Земле Уметь: Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований. Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте. Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке | | | |
| 29 | Значение питания для живых организмов | презентация | Пища – источник энергии, необходимой для жизни. Растения – преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища – источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии | Знать: Пища – источник энергии, необходимой для жизни Уметь: Использовать ранее полученное знание понятий: «хищник», «паразит», «растительноядный». Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля – космос». Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни | Индивидуальная, фронтальная. Словесные. Беседа, работа с учебником. Приобретение знаний. | Л. Формирование ценности здорового полноценного питания М. развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. выделение общебиологических закономерностей об органических веществах как основном источнике энергии для животных и человека; закрепление понятий «растительноядный», «хищник», «паразит» | §24, вопр.с.75 |
| 30 | Получение энергии для жизни | презентация | Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение – свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи – источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита | Знать: Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Уметь: Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места». Использовать рисунок учебника как источник информации. Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные знания. Проводить наблюдение за движением домашних животных. Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях. Фиксировать результаты эксперимента, делать выводы | Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. | Л. Формирование целостного мировоззрения развития растительного и животного мира М. формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий;.развитие умения использовать рисунки в качестве источника информации П. использование биологического эксперимента для развития самостоятельной учебной деятельности | §25 Опыт в домашних условиях «Изучение направления роста корня».Наблюдение за движением домашних животных |
| 31 | Запасание питательных веществ | презентация | Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах – источниках энергии | Знать: Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Уметь: Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. Комментировать содержание рисунка, направленного на использование имеющихся знаний в новой ситуации | Работа в группах. Проектный метод. | Л. Формирование представления о здоровом образе жизни человека, режиме труда и отдыха с позиций расхода энергии и отложения питательных веществ про запас М. использование рисунков как источник информации П. формулирование общих закономерностей свойственных растениям, животным, человеку | §26, вопр.с.83 |
| 32 | Значение дыхания для живых организмов | презентация | Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма | Знать: Дыхание – общее свойство живого. Понятие о газообмене. Уметь: Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена. Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Приводить примеры приспособлений живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии | Фронтальная, индивидуальная. Работа в группах. Словесные, наглядные. Рассказ, беседа, к/презентация. Приобретение знаний. | Л. Формирование целостного мировоззрения развития растительного и животного мира М. Формирование интеллектуальных умений сравнивать органы дыхания разных живых организмов использование рисунков как источник информации П.формирование представлений о дыхании на клеточном уровне, о процессе газообмена | §27, вопр.с.88 |
| 33 | Подведём итоги. Строение и жизнедеятельность живых организмов | | Методы изучения живых организмов. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов. Свойства живых организмов. Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Многообразие клеток. Клетки, ткани и органы. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Рост и развитие организмов. Размножение Бесполое и половое размножение. Половые клетки. ОплодотворениеРастения. Органы растений. Процессы жизнедеятельности: питание, фотосинтез. Животные. Питание животных. Приспособления живых организмов к различным средам обитания Пищевые связи в экосистеме. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль дыхания в жизнедеятельности клетки и организма | Уметь: Называть общие свойства живых организмов. Проводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома Составлять схемы, иллюстрирующие способы размножения живых организмов. Строить модели пищевых связей живых организмов. Объяснять значение биологического разнообразия на Земле | Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний. | Л. Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. П. продолжить формирование знаний о | |
| 34, 35 | Резервные уроки | | | | | | |
Итого | |