Рабочая программа элективного курса «Человек и профессия»
Рабочая программа элективного курса «Человек и профессия»
Данный курс предназначен для учащихся 9 класса, перед которыми стоит трудный выбор - продолжить обучение в 10 класса или. Он поможет учащимся изучить свои свои возможности и потребности и сделать обоснованный выбор профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Человек и профессия» »
Рабочая программа элективного курса «Человек и профессия» Выполнила: учитель географии и биологии Яхницкая Валентина Павловна.
Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Этот курс может изучаться самостоятельно, но может быть дополнен следующими программами: «Когда общение становится профессией», «Техника без тайн», «С любой информацией на «ты», «Создание красоты», «Гармония природы», которые предусматривают проведение профессиональных проб.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
· помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
· подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
· расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
· обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
· сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
· обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
· психологические особенности личности;
· самоопределение;
· профессиональные интересы и склонности, способности;
· классификация, типы и подтипы профессий;
· профессиограмма;
· профессиональная пригодность;
· проектирование профессионального жизненного пути;
· карьера, виды карьеры;
· личный профессиональный план;
· общение;
· самооценка;
· профпригодность;
· компенсация способностей;
· рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
· раскрывать психологические особенности своей личности;
· выявлять свои способности и профессиональные интересы;
· определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
· работать с профессиограммами;
· ориентироваться в типах и подтипах профессий;
· составлять личный профессиональный план;
· проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
· интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
· обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы.
Курс может служить практическим дополнением темы «ВНД человека. 8 класс», заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы). Завершается курс итоговым занятием «круглый стол», включающим процедуры рефлексивного осмысления проведённой работы.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Программа курса рассчитана на 17 часов занятий с учащимися 9 класса.
Содержание курса «Человек и профессия»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
· определение понятия «личный профессиональный план»;
· роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
· обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
· называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
· называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
· перечислять основные разделы программы курса;
· составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
· о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
· определения понятий «память», «внимание»;
· виды памяти и внимания;
· качества внимания;
· определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
· определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
· виды мышления;
· формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
· основные операции мышления;
· основные качества мышления;
· определение понятия «способности»;
· основные виды способностей;
· особенности интеллектуальной сферы;
· типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
· называть основные процессы памяти;
· перечислять основные виды памяти;
· указывать отличительные особенности различных видов памяти;
· определять особенности своей памяти;
· перечислять основные приемы и методы запоминания;
· перечислять основные качества и виды внимания;
· объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
· определять особенности своего внимания;
· объяснять, как происходит познание окружающего мира;
· перечислять формы чувственного познания;
· перечислять типы мышления;
· определять свой преобладающий тип мышления;
· называть формы логического мышления и определять их сущность;
· перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
· определять тип своего интеллекта;
· объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
· определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
· типы нервной системы;
· типы темперамента;
· определение понятия «потребности»;
· виды потребностей;
· особенности делового общения;
· определение понятия «конфликт»;
· пути предотвращения и разрешения конфликтов;
· особенности своей личности;
· определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
· называть типы нервной системы и их различия;
· определять свой тип нервной системы;
· выявлять свой ведущий тип темперамента;
· определять наиболее типичные черты своего характера;
· исследовать формы проявления характера;
· выявлять уровень самооценки;
· называть отличительные признаки видов мотивации;
· использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
· проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
· называть различные виды потребностей;
· указывать основные признаки делового общения;
· перечислять способы разрешения конфликтов;
· определять свой уровень конфликтности;
· объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
· подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
· называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
· приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
· называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
· формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
· выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
· делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
· называть мотивационные факторы выбора профессии;
· называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
· перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
· о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
· указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
· высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
· определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
· о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
· определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
· провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
Тематическое планированиекурса
«Человек и профессия»
n/n
Наименование тем
Количество часов
I
1
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.
1
II
Познавательные процессы и способности личности
6
12
2.
Память. Внимание
2
4
2.2
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение
1
2
2.3
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта
2
4
2.4
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей
1
2
III
Психология личности
6
12
3.1
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка
2
4
3.2
Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды
2
4
3.3
Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
2
4
IV
Мир профессий
10
20
4.1
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда
2
4
4.2
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы
2
4
4.3
Типы профессий. Матрица выбора профессий
1
2
4.4
Характеристика профессий типа «человек – человек»
1
2
4.5
Характеристика профессий типа «человек – техника»
1
2
4.6
Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»
1
2
4.7
Характеристика профессий типа «человек – природа»
1
2
4.8
Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»
1
2
V
Профессиональное самоопределение
7
14
5.1
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
2
4
5.2
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей
2
4
5.3
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)
1
2
5.4
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»
1
2
5.5
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии
1
2
VI
Подготовка к будущей карьере
2
4
6.1
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования
2
4
VII
Обобщение
2
4
7.1
Построение личного профессионального плана. Зачёт
2
4
ИТОГО:
34
68
Программа элективного курса
«Человек: психология и профессия»
(программа для предпрофильной подготовки авторов Т.Ф.Кабановой, А.В.Матвеевой)
Цель курса: ориентация учащихся в выборе будущей профессии.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
· помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
· подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
· расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
· обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
· сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
· обучить планированию профессиональной карьеры.
Задачи курса: познакомить учащихся с методами самопознания, самообразования и саморазвития;
сформировать умения анализировать психологические особенности личности;
развивать у учащихся творческие способности, умение работать в группе, вести дискуссию.
Основные требования к знаниям и умениям.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
оценивать способности;
выявлять интересы и склонности;
анализировать особенности внимания, памяти, воображения, мышления, характера, темперамента;
составлять программу самовоспитания для подготовки к будущей профессии.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
признаки классификации профессий;
требование профессии к человеку;
физиологические основы внимания, характера, темперамента.
Пояснительная записка.
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направление своей будущей профессиональной деятельности. Необходима психолого – педагогическая поддержка, психолого – педагогическая диагностика.
Данный межпредметный курс знакомит учащихся с многообразием профессий и с теми требованиями, которые предъявляются отдельными группами к личности работающего. Большое место занимают вопросы, задания, упражнения, тесты, призванные помочь учащимся в анализе своих психологических особенностей и профессиональном самоопределении.
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Программа курса рассчитана на 17 часов занятий с учащимися 9 класса.
Содержание курса.
Общее количество 17 часов.
Введение 1ч.
Введение: понятие о профессии и специальности. Способности и профессиональная пригодность. Формула профессии. Типы, классы отделы и группы профессий.
Интересы и склонности 2ч.
Понятия «интересы» и «склонности». Управление интересами и склонностями. Классификация интересов. Практическая работа «Выявление интересов и склонностей».
Внимание 2ч.
Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Свойства внимания, устойчивость, объём, переключение, распределение и концентрация. Виды внимания: произвольное и непроизвольное. Развитие внимания. Практическая работа «Определение свойств внимания».
Память 2ч.
Понятие о памяти. Значение памяти в жизни человека. Физиологические основы памяти. Физиологические основы и виды памяти. Процессы памяти и её развитие. Практическая работа «Выявление вида памяти».
Мышление 2ч.
Понятие о мышлении. Практическая работа «Определение вида мышления». Операции мышления: сравнеие, анализ, синтез, абстракция, обобщение. Практическая работа «Выявление умений сравнивать, анализировать, обобщать».
Воображение 2ч.
Виды воображения: непроизвольное и произвольное; воссоздающее и творческое.. Практическая работа «определения уровня воссоздающего и творческого воображения». Понятие о воображении. Связь воображения и мышления. Практическая работа «Определение уровня творческого мышления».
Координация движений 2ч.
Понятие о координации движений. Особенности координации. Значение и развитие координации движений. Практическая работа «Определение развития координации движения руки».
Характер 2ч.
Понятие о характере. Физиологические основы характера. Формирование характера. Типическое и индивидуальное в характере. Практическая работа «Выявление основных черт характера».
Характеристика профессий –
профессиограмма 1ч.
Составление профессиограм. Советы по профессиональному самовоспитанию.
Обобщение1ч.
«Круглый стол»; составлениеи программ самовоспитания.
Тематическое планирование.
№ занятия
Тема занятия
Ккол-во часов
сроки
1
Введение: понятие о профессии и специальности. Способности и профессиональная пригодность. Формула профессии. Типы, классы отделы и группы профессий.
1
2
Понятия «интересы» и «склонности». Управление интересами и склонностями. Классификация интересов.
1
3
Практическая работа «Выявление интересов и склонностей»
1
4
Развитие внимания. Практическая работа «Определение свойств внимания»
1
5
Свойства внимания, виды, развитие.
6
Понятие о памяти. Значение памяти в жизни человека. Физиологические основы памяти. Физиологические основы и виды памяти.
1
7
Процессы памяти и её развитие. Практическая работа «Выявление вида памяти»
1
8
Понятие о мышлении. Практическая работа «Определение вида мышления»
1
9
Операции мышления. Практическая работа «Выявление умений сравнивать, анализировать, обобщать»
1
10
Понятие о воображении. Практическая работа «Определение уровня творческого мышления»
1
11
Виды воображения. Практическая работа «определения уровня воссоздающего и творческого воображения»
1
12
Понятие о координации движений. Особенности координации.
1
13
Значение и развитие координации движений. Практическая работа «Определение развития координации движения руки»
1
14
Понятие о характере. Физиологические основы характера.
1
15
Формирование характера. Практическая работа «Выявление основных черт характера»
1
16
Составление профессиограм. Советы по профессиональному самовоспитанию.
1
17
Обобщение: составление программы самовоспитания.
1
Список литературы.
1. Селевко Г.К. Научи себя учиться. Изд.2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
2. Г.В Селевко «Познай себя» - М. «Народное образование», 2006г
Г.В. Селевко, О.Ю.Соловьева «Найди свой путь» - М. «Арсенал образования»,2008г
Н.С Пряжников «Профориентация в школе и колледже» - М. «ВАКО», 2008г
Р.С. Немов «Практическая психология» - М. «Владос», 1998г
Р.В Овчарова «Справочная книга школьного психолога» - М. «Просвещение», 1996г
Т.В Орлова «Тесты для всех» - Киев,1994г
Н.И.Дереклеева, М.Ю. Савченко «Справочник классного руководителя 10-11 класс» - М. «ВАКО», 2005г
Т.В.Черничкова «Профессиональная поддержка старшеклассников» - М. «Глобус», 2006г
Чистякова С.Н. «Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи» - М. «Просвещение», 1997г
О.Г.Черных «Внеклассные мероприятия 8 класс» - М. «ВАКО», 2009г
О.Г. Черных «Внеклассные мероприятия 9 класс» - М. «ВАКО», 2009г
Н.Г Колодезнова «Классные часы 9 класс» - Волгоград «Учитель», 2007г
«Педагогический энциклопедический словарь» - М. «Большая Российская энциклопедия», 2003г
Павлова Т.В. «Профориентация старшеклассников» - М. «Сфера», 2005г
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, виды карьеры;
личный профессиональный план;
общение;
самооценка;
профпригодность;
компенсация способностей;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план;
проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется «Дневник профессионального самоопределения».
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Тематическое планирование курса «Человек и профессия».
n/n
Наименование тем
Количество часов
I
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана
1
2
II
Познавательные процессы и способности личности
6
12
2.1
Память. Внимание
2
4
2.2
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение
1
2
2.3
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта
2
4
2.4
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей
1
2
III
Психология личности
6
12
3.1
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка
2
4
3.2
Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды
2
4
3.3
Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
2
4
IV
Мир профессий
10
20
4.1
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда
2
4
4.2
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы
2
4
4.3
Типы профессий. Матрица выбора профессий
1
2
4.4
Характеристика профессий типа «человек – человек»
1
2
4.5
Характеристика профессий типа «человек – техника»
1
2
4.6
Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»
1
2
4.7
Характеристика профессий типа «человек – природа»
1
2
4.8
Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»
1
2
V
Профессиональное самоопределение
7
14
5.1
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
2
4
5.2
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей
2
4
5.3
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)
1
2
5.4
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»
1
2
5.5
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии
1
2
VI
Подготовка к будущей карьере
2
4
6.1
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования
2
4
VII
Обобщение
2
4
7.1
Построение личного профессионального плана. Зачёт
2
4
ИТОГО:
34
68
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план»;
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
перечислять основные разделы программы курса;
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «память», «внимание»;
виды памяти и внимания;
качества внимания;
определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
виды мышления;
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
основные операции мышления;
основные качества мышления;
определение понятия «способности»;
основные виды способностей;
особенности интеллектуальной сферы;
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
называть основные процессы памяти;
перечислять основные виды памяти;
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
определять особенности своей памяти;
перечислять основные приемы и методы запоминания;
перечислять основные качества и виды внимания;
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
определять особенности своего внимания;
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
перечислять формы чувственного познания;
перечислять типы мышления;
определять свой преобладающий тип мышления;
называть формы логического мышления и определять их сущность;
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
определять тип своего интеллекта;
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
типы нервной системы;
типы темперамента;
определение понятия «потребности»;
виды потребностей;
особенности делового общения;
определение понятия «конфликт»;
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности;
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
называть типы нервной системы и их различия;
определять свой тип нервной системы;
выявлять свой ведущий тип темперамента;
определять наиболее типичные черты своего характера;
исследовать формы проявления характера;
выявлять уровень самооценки;
называть отличительные признаки видов мотивации;
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
называть различные виды потребностей;
указывать основные признаки делового общения;
перечислять способы разрешения конфликтов;
определять свой уровень конфликтности;
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо».Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
называть мотивационные факторы выбора профессии;
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Любой человек уникален, неповторим. У каждого своя история жизни, ситуация, свои индивидуально-психологические и физические особенности, следовательно, потребности и желания, которые можно удовлетворить с помощью работы.
Вы уже в девятом классе. Подходит время вам выбирать место работы. Нужно задуматься, искать, определять те направления, которые могли бы полностью удовлетворить вас.
К этой мысли мы подходим при обсуждении каждой темы курса «Человек и профессия».
Предлагаю рассмотреть пример из жизни: девушка выбрала геологическую специальность «гидрология», но не учла условия труда: работа на открытом воздухе, в различных климатических зонах. Из-за постоянных экспедиций организм ослабел настолько, что многие заболевания перешли в хронические, пошатнулась нервная система.
- Как бы вы охарактеризовали выбор, сделанный в данной ситуации?
-Все ли необходимые требования были учтены при выборе данной профессии? (ответы детей)
Объяснение нового материала.
Итак, тема урока «Ошибки в выборе профессии».
Мы рассмотрим варианты типичных заблуждений и ошибок при выборе профессии, разберем ряд ситуаций на закрепление материала.
- Что же такое ошибка?
Если отрезаешь от целого куска часть и отклоняешься на несколько сантиметров от задуманной линии, будет ли это ошибкой?
Если нарезаешь для обеда хлеб, то никто это ошибкой не сочтет.
Но если вырезается стелька для обуви, то это уже создает неудобства и может считаться ошибкой.
Все отклонения в допустимых пределах не должны считаться ошибкой.
Выход за эти пределы – ошибка.
Важно разумно подойти к выбору профессии. Для этого необходимо больше получить информации об интересующей вас профессии, узнать о требованиях, предъявляемых ею, изучить себя.
Давайте обратимся к вашему опыту.
Наверное. Многие из вас задумывались о том, куда пойти учиться. В перспективе за любой учебой стоит профессия.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Мне нужна такая профессия, чтобы… (рассуждения детей).
- Куда вы собираетесь пойти учиться?
- Что для этого надо?
- Как к этому относятся ваши родители?
Надо сказать, что многое зависит от вашего первого решения.
Сегодня мы говорим о типичных ошибках, совершаемых при выборе профессии.
! «гипноз агитации» - попадание под влияние мнения знакомых и друзей, кумира, общественного мнения или моды.
! «дорога вместо цели» - концентрация усилий исключительно на выборе вуза, а не на специальности, т.е. институт стал самоцелью, а не средством.
! «инерция движения» - поступление в вуз для того, чтобы отложить принятие решения по выбору специальности или избежать призыва в армию.
! «гипноз личности» - перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию.
! «звездная болезнь» - автоматический перенос престижа специальности непосредственно на себя и подсознательный расчет на широкую известность.
! «близорукость» - уверенность в неизменности престижа выбранной специальности.
! «парадный вход» - оценка престижной работы только с внешней стороны, недооценка трудностей и тонкостей выбранной специальности.
! «ВУЗ –локомотив» - данная позиция заключается в том, что главное – поступить, а там все пойдет само собой (но вуз не столько учит, сколько предоставляет возможности для самообучения).
! «школьный успех» - отождествление учебного предмета с профессией.
! «незнание своего здоровья» - незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
! «неправильный образ «Я»» - неумение разобраться в своих способностях и мотивах выбора.
Конечно, понять свои слабые и сильные стороны непросто, особенно в вашем возрасте. Но сделать это нужно, иначе выбранная профессия может оказаться слишком трудной, практически недоступной, или такой простой, что вскоре будет вызывать только скуку и разочарование.
Закрепление материала.
Для закрепления материала предлагаю вам работу по группам (по четыре). Каждая группа получает карточку с заданиями.
Рассмотрим первое:
- Определить, какая ошибка в выборе была допущена в данном случае ?
Примерные ситуации:
- Олег всегда увлеченно занимался географией, но когда поступил на факультет топографии, то понял, что то ему не по душе.
- Анна не уверена в себе. Мама посодействовала ее поступлению в экономико-правовой колледж (специальность «Правоведение»). Но учиться ей не нравится. Большую часть времени занимается рисованием. Считает, что никто ее не понимает.
- Мечта стать корреспондентом осуществилась, но стать им настоящим он не смог, так как долго и тактично не умеет разговаривать с людьми.
- Люба в школе увлекалась математикой, активно занималась общественной работой. По совету родителей выбрала профессию бухгалтера. Получив профессиональное образование. Несколько лет проработала в данной должности. Работа быстро разонравилась, и она пришла за помощью в службу занятости.
- Светлана с сестрой закончили факультет иностранных языков: Светлана закончила с отличием, а сестра еле-еле. Светлана работает переводчиком, часто бывает за границей, а сестра решила поступить на курсы секретаря-референта.
- По ошибке придумать возможную ситуацию.
(работа в группах)
Чтобы не допускать ошибок, мы уже говорили, надо иметь преставления о профессиях.
Предлагаю вам такое задание:
Я называю несколько ассоциаций, связанных с профессией, а вы называете саму профессию.
Порой бывает сложно осознать, что ты имеешь право делать то, что тебе нравится и доставляет удовольствие, а не то, чего ждут от тебя другие. А осознать это необходимо, поскольку лишь в этом случае ты сможешь управлять своей судьбой. Не забывайте про народную мудрость, гласящую, что учиться лучше на ошибках других.
Домашнее задание. Подумать над вопросами:
- Чем могут обернуться ошибки в выборе профессии?
- Были ли в истории вашей семьи такие ошибки?
Заключительное слово. Конечно, никто из нас не отказался быть сразу красивым, здоровым, прекрасно одетым, великим силачом, богачом, остряком, покорителем женских сердец и в то же время философом, филантропом, государственным деятелем. Исследователем Африки, модным поэтом и святым человеком. Но это решительно не возможно.
У. Джеймс
Пояснительная записка.
Школьный возраст, с точки зрения социализации, чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.
Цель курса - теоретическая ориентировка, методологическое осмысление ребенком, подростком, юношей, девушкой своей школьной и внешкольной жизнедеятельности, создание теоретического фундамента их саморазвития.
Задачи курса:
сформировать системообразующую теоретическую базу для создания управления учащимися своим развитием;
направить процесс самовоспитания, саморазвития;
помочь школьникам осознать и принять цели и содержание школьного обучения, воспитания;
организовать рефлексивную деятельность ребенка, приводящую к появлению микро- и макро- программ работы над собой;
ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного и физического развития, совершенствования.
1. Огромное влияние на подростков оказывают такие киты воспитания, как семья, средства массовой информации,
ближайшее окружение сверстников, поэтому необходимо научить подростков ориентироваться в современном мире,
осознанно подходить к выбору ценностей и целей в жизни.
Научить подростка бережно относиться к своему здоровью и природе, общаться с близкими людьми и друзьями, задуматься о смысле жизни, своей ответственности за себя и близких людей.
Как известно, жизненно важными потребностями для подростка являются самопознание, взаимопонимание со сверстниками, уважение и признание в значимом кругу друзей, признание чувства взрослости. Данные занятия помогут подростку удовлетворить эти значимые для него потребности, осознать себя личностью, способной к совершенствованию, разбираться в себе, в своих потребностях, черты своего характера.
Методы и приёмы, средства обучения.
игра-тренинг
методики
инструкции
тесты
опросники
Программа рассчитана на 14 часов для подростков 13-14 лет. Средний школьный возраст самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различия, определять причину и следствие. Они охотно откликаются на возможность узнать что-то новое о себе, своём характере, поговорить о своих проблемах. Ребятам интересны занятия, в ходе которых, можно высказывать своё мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких качеств личности как:
Уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка.
Толерантность, эмоциональная устойчивость, эмпатия, доброжелательное отношение к многообразию жизни.
Умение решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения.
Программа элективного курса :
«Найди свой путь»
для учащихся 9 класса
Пояснительная записка:
Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал успешного человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %—по совету родителей, 9% —под влиянием средств массовойинформации. Еще9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью учебного заведения к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии . Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии .
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
что он есть (интеллект, личностные, психологические и физические свойства),
что он может (возможности и способности),
что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс « Найди свой путь», который предлагается учащимся 9 классов.
Актуальность программы:
Выбор профессии современными школьниками происходит в условиях нестабильности общества в целом и кризиса привычных норм жизни и ценностей. Учащиеся часто осуществляют свой профессиональный выбор, не имея устойчивых мотивов. Зачастую они совершают его интуитивно, без какой-либо предварительной работы над собой, под влиянием случайных факторов.
Актуальность этого курса возрастает в связи с тем, что целенаправленно в школе никто не готовит учащихся к выбору профессии , никто не занимается процессом самопознания личности ученика.
Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в мире профессий и специальностей, поможет им в выборе будущей деятельности и уменьшит вероятность ошибок при выборе профессии .
НОВИЗНА КУРСА :
Курс углубляет начальные знания по психологии , полученные в ходе изучения анатомии, обществознания и других дисциплин, образовательной области «Обществознание», также курсов Ленинградская земля история и люди , является интегрирующим курсом для ряда учебных дисциплин.
Анкеты и вопросники подобраны таким образом, что учащиеся сами могут просчитать свои результаты. При этом в анкетах имеются вопросы, проверяющие искренность респондента, что характерно для анкет, используемые профессиональными психологами и социологами.
Цели курса:
1.Приобретение учащимися знаний и умений, необходимых для адекватного выбора
будущей профессии , планирования карьеры
2.Формирование умения соотносить свои индивидуально- психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии.
3.Формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора
4. Содействие личностному развитию учащихся.
Задачи курса:
Осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
Ознакомление с основными принципами выбора профессии
Знакомство с содержанием массовых профессий, знакомство с особенностями современного рынка труда, пропагандирование профессий, необходимых региону
Формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом
Установление контакта с родителями в помощи ученику в дальнейшем выборе места учебы, работы, выбора жизненного пути.
Форма проведения:
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, семинары, ролевые игры, творческие этюды, деловые игры.
Продолжительность курса: 18 часов
Периодичность занятий: 1 час в неделю.
Перечень формируемых знаний и умений:
Учащиеся должны знать:
Значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии
Понятие « профессия» и « профессиональная деятельность»
Психологические и психофизиологические ресурсы личности и влияние их на выбор профессии
Понятия: темперамент, характер, мышление, память, внимание, понятие об эмоционально- волевой сфере
Стили общения и поведение человека
Значение творческого потенциала личности, планирование своей карьеры
Учащиеся должны уметь:
Соотносить свои индивидуально-психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии
Составлять свой личный профессиональный план быстро его менять
Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования
Знание своих психологических и психофизических особенностей
Знакомство с различными видами профессий, в том числе необходимых региону
Развитие коммуникативных навыков, навыков самопрезентации
Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Компьютер
Магнитофон
Наглядные пособия: карты, схемы, иллюстрации
Календарно-тематическое планирование:
№
урока
Тема занятия
Количество
часов
1
« На распутье»: анкетирование учащихся, изучение спроса на профессии. Мир профессий. Понятия: профессия, специальность, должность
1
2
Типы профессий. Классификация по типам профессий (профессии типа: «Человек-техника», «Человек-человек»,
«Человек - знаковая система», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек - художественный образ»). Формула профессии.
1
3
Знакомство с собой. Кто я и что думаю о себе? Внутренний мир человека и возможности самопознания. Самооценка личности.
1
4
Свойства нервной системы и темперамент. Типы темперамента и их влияние на профессиональную деятельность. Тестирование (тест Г. Айзенка)
1
5
«Характер – русский». Понятие о характере. Экстраверт и интроверт. Тестирование.
1
6
«Богиня Мнемозина»: Память. Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранение и забывание информации.
1
7
Внимание. Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное внимание. Структура и характеристики внимания.
1
8
Мышление. Функции и виды мышления. Мыслительные операции. Правополушарные и левополушарные мыслители. Диагностика структуры интеллекта.
1
9
Эмоциональное состояние личности. Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, и их влияние на профессиональную деятельность.
1
10
Мотивы выбора профессии: «Я хочу». Методика «Карта интересов»
Тест Е.А.Климова «Что вы предпочтете?»
1
11
«Я могу». Заполнение карты развития трудовых психофизиологических качеств. «Я надо». Компромисс трех «Я». Рекомендации по выбору профессии.
1
12
Требования рынка труда. Типичные ошибки при выборе профессии. Посещение центра занятости
1
13
Экскурсии на предприятия Всеволожского района
2
14
Участие в районной «Ярмарке профессий»
1
15
Подготовка к деловой игре: «Защита профессий». Составление профессиограмм.
1
16
Деловая игра: «Защита профессий»
2
Список используемой литературы:
Г.В Селевко «Познай себя» - М. «Народное образование», 2006г
Г.В. Селевко, О.Ю.Соловьева «Найди свой путь» - М. «Арсенал образования»,2008г
Н.С Пряжников «Профориентация в школе и колледже» - М. «ВАКО», 2008г
Р.С. Немов «Практическая психология» - М. «Владос», 1998г
Р.В Овчарова «Справочная книга школьного психолога» - М. «Просвещение», 1996г
Т.В Орлова «Тесты для всех» - Киев,1994г
Н.И.Дереклеева, М.Ю. Савченко «Справочник классного руководителя 10-11 класс» - М. «ВАКО», 2005г
Т.В.Черничкова «Профессиональная поддержка старшеклассников» - М. «Глобус», 2006г
Чистякова С.Н. «Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи» - М. «Просвещение», 1997г
О.Г.Черных «Внеклассные мероприятия 8 класс» - М. «ВАКО», 2009г
О.Г. Черных «Внеклассные мероприятия 9 класс» - М. «ВАКО», 2009г
Н.Г Колодезнова «Классные часы 9 класс» - Волгоград «Учитель», 2007г
«Педагогический энциклопедический словарь» - М. «Большая Российская энциклопедия», 2003г
Павлова Т.В. «Профориентация старшеклассников» - М. «Сфера», 2005г
Класс 9
Курс психолого-педагогической поддержки
За основу программы взят курс Твой путь к профессии , автор -
Талалихина ТВ., зав. психологической службой УИМЦ г. Вольска
из сборника Элективные курсы психолого-педагогического сопровождения
(предпрофильная подготовка учащихся 9 классов общеобразовательной
школы) /Под ред. Губановой Е.В. /Министерство образования Саратовской
области - ГОУ ДПО СарИПКиПРО. - Саратов.
Количество часов: всего12, в неделю 1 ч.
Пояснительная записка.
Переход к новым социально-экономическим отношениям вызвал изменение роли человека в обществе, пересмотр требований к нему как к профессионалу.
На первый план выходят такие качества профессионала как
предприимчивость, интеллектуальность, общественная активность, социально- профессиональная мобильность. Для выпускника школы
становятся актуальными проблемы конкурентоспособности и успешности на рынке труда.
Мировой опыт свидетельствует, что из-за быстрой смены технологий за время трудовой деятельности человек вынужден несколько раз менять профессию. Отсюда следует, что перед началом трудовой деятельности каждый человек должен получить широкий кругозор о профессиях, познакомиться с различными возможностями преобразующей деятельности человека, оценить свои способности и выбрать направление своей профессиональной деятельности.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы
психолого-педагогического
сопровождения.
Особенностью развития системы сопровождения является необходимость
решения
задач
сопровождения
учащихся
в
условиях
модернизации
образования, изменениях в его структуре и содержании.
Психолого-педагогическое сопровождение перехода на предпрофильную
подготовку и профильное обучение включает в себя организацию
всестороннего изучения индивидуальных и личностных особенностей
учащихся 9-х классов, их интересов и склонностей.
Проблема выбора профессии стояла перед учащимися 9-х классов всегда.
Сейчас она становится особо актуальной в связи с введением предпрофильной
подготовки и профильного обучения.
Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной
ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора -
предварительного самоопределения в отношении профессионального
образования.
В настоящее время профессиональное самоопределение
учащихся происходит в условиях нестабильной ситуации в стране и
изменений, происходящих в системе образования.
Школьнику непросто представить себе потребности рынка труда, реальные
возможности трудоустройства, правильно оценить свои возможности. По ряду
исследований, большинство выпускников не имеют ясной жизненной
перспективы, более 30% находятся в состоянии ярко выраженного стресса. В
этой ситуации нередко у учащихся падает интерес к выбору профессии,
появляется чувство тревоги, неуверенности и неопределенности. Все это
может привести к тому, что школьник может сделать сомнительный,
необоснованный, неосознанный выбор дальнейшего профессионального
образования, который будет влиять на все стороны его будущей жизни.
Поэтому на современном этапе актуально и остро встает проблема
педагогической и психологической помощи в выборе профиля обучения и
дальнейшего профессионального образования. Общепринятое положение о
том, что обращенность в будущее является главной чертой учащихся, что
жизненные планы, перспективы составляют аффективный центр жизни
молодежи, не означает, что это возрастное новообразование вызревает само
собой, повинуясь неким возрастным законам развития. Напротив, молодые
люди испытывают огромные субъективные трудности при определении своих
жизненных целей и перспектив.
Также отмечается, что не всем дается легко формирование временной
перспективы, нередко обостренное чувство необратимости времени сочетается
у молодежи в сознании не замечать его течения, с представлением о том, будто
время остановилось.
Есть молодые люди, которые вовсе не хотят задумываться о будущем,
откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на потом или
родителей. Огромные проблемы возникают у молодежи и при попытке
совместить ближнюю и дальнюю перспективы.
Ко всем этим трудностям, которые испытывают учащиеся в нашей стране,
добавляются трудности, обусловленные непростой сегодня социальной
ситуацией развития наших детей. В высокой степени определенности жизни,
неясность
перспектив
социального
развития
общества,
материальные
трудности ведут к тому, что многие люди, и молодые в частности, с большой
тревогой и опасениями смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут
самостоятельно решить, чего же они хотят от жизни.
Здесь существенно еще одно обстоятельство этого возраста, что есть
учащиеся, которые ничего не хотят или не знают, чего хотят, в данном
случае
они
нуждаются
в
помощи
взрослого.
Проанализировав
вышеизложенное, была составлена программа информационного курса Твой
путь к профессии.
Цель курса:
Актуализация процесса профессионального и личностного самоопределения
учащихся 9 классов на основе получения знаний о себе, о мире
профессионального труда, соотнесения и сопоставления этих двух типов
знаний.
Задачи курса:
· повысить психологическую компетентность учащихся за счет развития
уровня самосознания, выработки собственного мировоззрения, определения
позиции в жизни;
· сформировать у молодежи основу для личностного и профессионального
самоопределения;
·
научить
использовать
имеющиеся
ресурсы
и
информацию
для
прогнозирования профессионального выбора; свободно выбирать тот или иной