Рабочая программа по дисциплине ОУД. 11 Биология для специальости СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовой подготовки)
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Биология, для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дисциплины Биология.»
ГАПОУ СО «Самарский государственный колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
___________Н.А. Краснопевцева «_____» __________ 20_____ г.
1*
2*
3*
4*
5*
6Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД. 11 Биология
8*
9 программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих/
10программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
12*
13*
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
(базовой подготовки)
17*
18*
19*
20*
21 *
22*
Самара, 2015 г.
*
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Биология, для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
*
*
*
*
Разработчики:
Преподаватель ГАПОУ «СГК» М.В. Мунтян
*
*
*
*
Одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии
дисциплин естественно-научного профиля
Протокол № ___ от ________________ 2015 г.
Председатель П(Ц)К _____________ Н.М. Шигонцева
*
СОДЕРЖАНИЕ
*
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
1.1. Область применения программы 4
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: 4
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 4
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 8
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 9
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 16
3.2. Информационное обеспечение обучения 16
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 17
Приложение 1 18
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 Биология
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (базовой подготовки).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина Биология является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
При реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина Биология изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины Биология - в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО технического профиля профессионального образования.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы Биология направлено на достижение следующих целей:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
- овладение мыслить умениями логически, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины Биология обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно- научной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования; владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,
- восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере; способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования; - способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
- использование осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Общие компетенции (ОК):
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Конкретизация результатов освоения ОК (Приложение 1)
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка студента 54 часов, в том числе:
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.
«Система природы» К. Линнея и ее значение для развития биологии.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения.
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме — биосфере. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. Рациональное использование и охрана не возобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах). Опасность глобальных нарушений в биосфере.
Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ.
Технические средства обучения:
- интерактивная система (доска и проектор), моноблок.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А. Биология: учебник для 10-11 кл.: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Академия, 2009.
Константинов В.М. Общая биология: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. – М.: Академия, 2014.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Биология. – М.: Школа-Пресс, 2008.
Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Биология. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Дополнительные источники:
Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. – М.: Мир, 1999.
Беляев Д.К. Общая биология. – М., 1998.
Биологический энциклопедический словарь. – М.: 1999.
Большая энциклопедия знаний «Жизнь на Земле». – М.: РОСМЕН, 2008.
Дарвин Ч. Происхождение путем естественного отбора.
Сухова Т.С. Тесты по биологии.6-11 кл.: Учебно-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1998.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования. – М.: Академия, 2004.
Яненко И.Н. Внеклассная работа по общей биологии с профнаправленностью. – М.: Высшая школа, 1999.
методические указания по выполнению практических работ, методические указания по выполнению самостоятельной работы.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Методическое обеспечение для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины отражено в Комплекте контрольно-оценочных средств по дисциплине.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 Биология
Таблица 1
Наименование образовательного результата
Виды учебной деятельности
Кол-во часов
Самостоятельная внеаудиторная работа
Кол-во часов
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
15. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной системе и в агроценозе.
16. Подготовка доклада «Опасность глобальных нарушений в биосфере».
17. Подготовка доклада «Влияние загрязнения окружающей среды на развитие организмов».
18. Подготовка к промежуточной аттестации.
18
Введение: уровневая организация живой природы и эволюция; методы познания живой природы; общие закономерности биологии.
Химическая организация клетки.
Клеточный цикл. Деление клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Строение и функции хромосом. ДНК — носитель наследственной информации.
Размножение организмов.
Индивидуальное развитие организмов.
Индивидуальное развитие человека.
Основы учения о наследственности и изменчивости.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Закон Т. Моргана.
Закономерности изменчивости.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.
История развития эволюционных идей.
Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор.
Концепция вида и его критерии.
Микроэволюция. Макроэволюция.
Антропогенез. Этапы эволюции человека.
Родство и единство происхождения человеческих рас.
Урок-викторина «Происхождение человека».
Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биомасса.
Биосфера и человек. Ноосфера.
Деловая игра «Экологический аукцион».
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.
28
Таблица 2
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
№
п/п
Тема учебного занятия
Кол-во часов
Активные и интерактивные формы и методы обучения
Формируемые результаты
Урок-семинар «Биотехнология, ее достижения и перспективы развития».
1
Семинар
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
Деловая игра «Экологический аукцион»
1
Игра
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;