Проведение сезонных экскурсий на пришкольном участке
Проведение сезонных экскурсий на пришкольном участке
Данное пособие включает две основные части: ботанические сезонные экскурсии и зимние сезонные экскурсии на пришкольном участке. В каждой части описано проведение экскурсий по сезонам. В пособии размещены учебно- практические карточки, с которыми работают учащиеся во время сезонных экскурсий. Предложены образцы отчетных заданий.
Методическое пособие «Проведение сезонных биологических экскурсий на пришкольном участке» рекомендовано для использования учителями биологии в работе с учащимися 6-7 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проведение сезонных экскурсий на пришкольном участке »
Проведение сезонных биологических экскурсий на пришкольном участке
Иванова Ольга Борисовна
учитель биологии
МБОУ «СОШ № 58»
г. Владивосток
Содержание
1.Организация сезонных экскурсий
2.Ботанические сезонные экскурсии на пришкольном участке
- осенняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок
- зимняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок
- весенняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок
3. Зимние сезонные экскурсии на пришкольном участке
- осенняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке
- зимняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке
- весенняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке
4. Значение экскурсий на пришкольном участке
5. Литература
Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.
Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
В пособии помещены задания для проведения ботанических и зоологических сезонных экскурсий на пришкольном участке.
Ботанические экскурсии проводятся при изучении природоведения и биологии (раздел Растения). В сочетании с практическими занятиями в классе экскурсии позволяют значительно полнее и глубже изучить многообразие явлений и объектов природы. разобраться в этом многообразии, установить связь организмов друг с другом и с условиями среды, дают основу для фенологических наблюдений.
Зоологические экскурсии так же имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно познакомиться с животным миром и наблюдать животных в естественной обстановке.Основной метод проведения самостоятельной работы школьников на экскурсии- непосредственное наблюдение за жизнью животных в природе (например, можно организовать наблюдение за такими явлениями, как защитная и предупреждающая окраски, способы передвижения, дыхания, питания, некоторые примеры паразитизма).Основным объектом наблюдения могут быть насекомые.
Класс делится на группы, каждая из которых получает задание. Последовательность работы: знакомство с целью и задачами задания, выполнение наблюдения, обработка данных и оформление отчета.
Подготовительная работа.
Любой экскурсии предшествует подготовительная работа: знакомство с темой и целью работы, список необходимых пособий и оборудования, требования к одежде и обуви.
Правила работы и поведения во время экскурсии:
1.Работать , не отклоняясь от плана.
2.Соблюдать аккуратность в работе, оформлении сборов и в записях.
3.Охранять природу от уничтожения.
4.Результаты наблюдений записывать на месте, не полагаясь на память.
5.Соблюдать во время экскурсии правила поведения в природе и во время экскурсии.
На вводном занятии оговариваются правила поведения в природе, сообщается, какое снаряжение должна иметь группа. Проводится инструктаж по технике безопасности.
После экскурсии проводится индивидуальная работа учителя с группами с целью помочь проанализировать полученные результаты.
Ботанические сезонные экскурсии на пришкольный участок.
Первая экскурсия на пришкольный участок – ознакомительная. Она занимает20-30 минут от урока. Учащиеся знакомятся с историей создания пришкольного участка, с древесными и травянистыми растениями, произрастающими в школьном дендрарии.
Последующие сезонные экскурсии проводятся во время одного урока. Учащиеся работают самостоятельно группами по учебно-практическим карточкам.
Осенняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок.
1 группа
1.Запишите в блокнот названия знакомых деревьев, укажите осенние признаки, характерные для них.
2.Зарисуйте силуэты деревьев и кустарников пришкольного участка.
3.Какие однолетние травянистые растения растут на пришкольном участке? Запишите их названия.
2 группа
1. Запишите в блокнот названия знакомых вам кустарников, укажите признаки сезонных изменений у них .
2.Зарисуйте силуэты деревьев пришкольного участка
3. Запишите названия многолетних травянистых растений , произрастающих на пришкольном участке?
3 группа
1. Запишите в блокнот названия знакомых вам травянистых растений. Определите в чем их приспособленность к перенесению неблагоприятных условий.
2. Зарисуйте силуэты деревьев и кустарников пришкольного участка.
3.Запишите их названия.
4 группа
1.Запишите названия знакомых вам травянистых растений. Какие из них являются однолетними, многолетними? Как они приспособлены к перезимованию?
2.Зарисуйте силуэты и подпишите названия кустарников, которые растут на пришкольном участке.
Зимняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок.
1 группа.
1.Определите и опишите форму кроны, цвет коры и расположение чечевичек ясеня маньчжурского.
2.Рассмотрите почки и определите, как они располагаются на побегах вишни Максимовича. В чем их приспособление к перезимовке? Данные запишите в блокнот.
2 группа
1. Определите и опишите форму кроны, цвет коры и расположение чечевичек березы маньчжурской.
2.Какие кустарники растут на пришкольном участке? Какова окраска их коры? Как располагаются почки на побеге? Данные запишите в блокнот.
3 группа
1. Определите и опишите форму кроны, цвет коры и расположение чечевичек ильма приземистого.
2.Рассмотрите почки груши уссурийской. Как они располагаются на побегах. В чем их приспособление к перезимовке? Данные запишите в блокнот.
4 группа
1. Определите и опишите форму кроны, цвет коры и расположение чечевичек клена американского.
2.Рассмотрите почки леспедеци двухцветной. Как они располагаются на побегах. В чем их приспособление к перезимовке? Данные запишите в блокнот.
Весенняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок.
1 группа
1.Рассмотрите внешний вид клена американского: форму листьев, месторасположение соцветия, цветки. Выясните, какие цветки у этого растения: однополые или обоеполые.
2.Опишите внешнее строение кустарников на пришкольном участке. Какие весенние изменения происходят с ними?
2 группа
1.Рассмотрите внешний вид березы маньчжурской. Какова окраска коры, форму кроны, листьев, строение соцветий.
2.Опишите приспособления к совместному способу жизни у древесных пород.
3 группа
1. Рассмотрите внешний вид тополя уссурийского. Опишите окраску коры, форму кроны, листьев.
2.Какие травянистые растения произрастают на пришкольном участке? Опишите и зарисуйте внешний вид одного из них.
4 группа
1. Рассмотрите внешний вид акации белой (робинии- ложноакации).Какие весенние изменения произошли с ней?
2. Перечислите знакомые вам травянистые растения, растущие на пришкольном участке. Опишите и зарисуйте внешний вид одного из них
Осенняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке.
1 группаИзучение почвенной фауны
Оборудование: лопата прямоугольная, совок, полиэтиленовая пленка 1м х 1 м, колышки, бечевка , рулетка, ножницы, лупа, дневник наблюдений, карандаш.
Задания:
1.Отиетте в дневнике дату, время суток, погодные условия.
2.Участок для проведения наблюдений (1м х 1 м) выберите так, что бы при раскопках не повредить корни соседних деревьев. Границы участка обозначьте колышками и бечевкой.
3.От границ площадки отгребите опад и на участке ножницами аккуратно срежьте траву. Снимите растительный опад, другие растительные остатки и тщательно переберите их над разложенной полиэтиленовой пленкой. Всех обнаруженных животных рассматривайте, определяя систематическую принадлежность и измеряя размеры тела. Данные заносите в дневник.
4.После удаления всех разобранных растительных остатков аккуратно стряхните животных с пленки на нетронутую подстилку.
5.Для учета вертикального распределения животных почву выбирайте послойно по 10 см. Слои снимайте так, что бы одна сторона углубления представляла собой почвенный срез, а другая – ступеньки. Аккуратно разберите почву из разбираемых слоев, учитывая и измеряя упавших на пленку животных.
6. после окончания работы сложите почву в разрез в порядке, обратному тому, в еотором ее извлекают.
7.По результатам наблюдений сделайте вывод о многообразии почвенной фауны пришкольного участка, зависимости вертикального расположения животных от влажности, пористости и сложения почвы; соотношении между заселенностью почвенных слоев и скоростью разложения остатков растений; значении почвенных животных в жизни участка.
Образец отчета
Место ____________________Дата____________________Время ___________________
1.Подведите зонт под ветви дерева, сделайте 3 резких удара палкой, обмотанной тряпкой, что бы не повредить кору. Осыпающихся в зонт насекомых соберите.
2.Подсчитайте количество насекомых, систематизируйте их. При затруднении описания поместите по 1 экземпляру в экскурсионные пробирки, остальные экземпляры отпустите.
Используйте для работы следующие виды деревьев и кустарников пришкольного участка: абрикос маньчжурский, черемуха Мака, груша уссурийская, яблоня маньчжурская, клен ложнозибальдов.
Образец отчета.
Место ____________________Дата____________________Время ___________________
Оборудование: долото(нож) для отрывания коры, экскурсионная пробирка с вентиляцией, лупа, дневник, карандаш.
Задания:
1.Рассмотрите пень тополя уссурийского снаружи. Встречаются ли на нем насекомые? Какие?
2.Отведите долотом (ножом) кору с пня. Соблюдайте меры безопасности, не наклоняйтесь близко над пнем.
4.Каких насекомых вы видите под корой? Систематизируйте их (при затруднении поместите по 1 экземпляру в экскурсионные пробирки, остальных не трогайте). Данные запишите в дневник.
5. Чем можно объяснить богатую фауну пня? Почему насекомые нашли себе приют в нем?
Образец отчета.
Место ____________________Дата____________________Время ___________________
Биотоп (характер местности)________________ Указать породу дерева ___________
Найденное животное
Количество
Примечания
Вывод:
Зимняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке
Главной задачей зимней экскурсии является демонстрация того основного факта, что в зимнее время жизнь продолжает существовать, но только скрывается от наших взоров под снеговым покровом. Зимняя экскурсия ведется с тем расчетом, что бы можно было показать:
1.в каком состоянии и где можно обнаружить различных животных, которые в другое время года свободно находятся среди растительного покрова.
2.остаются ли на зиму на своих местах различные животные, которые в более теплое время находились в различных укромных местах или внутри растений.
Учебно- практические карточки
1 группаОтыскивание животных под корой в зимнее время года.
Оборудование: долото(нож) для отрывания коры , дневник, карандаш.
Задания:
1.Отделите долотом кору с пня тополя уссурийского. Соблюдайте меры безопасности, не наклоняйтесь близко над пнем. Каких животных вы видите под корой? Систематизируйте их. Данные запишите в дневник.
2.В каком состоянии и где можно обнаружить зимой различных насекомых, которые в теплое время жили свободно среди растительного покрова?
3.Остаются ли на зиму на своих местах различные насекомые, которые в теплое время находились в различных укромных местах?
Образец отчета.
Место ____________________Дата____________________Время ___________________
2 группаОсмотр растительности пришкольного участка зимой.
Задания:
1.Внимательно рассмотрите кору на яблоне маньчжурской или груше уссурийской. Найдите на растениях зимующие личинки насекомых. Зарисуйте их в своем дневнике.
2.В каком состоянии, где можно обнаружить зимующих насекомых?
Образец отчета.
Место ____________________Дата____________________Время ___________________
Название растения
Рисунок, название насекомого,
стадия развития
Примечания
Вывод:
Весенняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке
Весенние экскурсии могут быть условно разделены на две: ранневесенние поздневесенние. Главные моменты, на которые следует обратить во время весенней экскурсии:
1.Нахождение весенних форм насекомых(имагинальная стадия), которые в иное время года встречаются в скрытых местах и не могут случить объектами изучения на экскурсиях.
2.Специальные особенности весенних форм, как, например, отношение их к весенним растениям (пища, сходство в окраске и т.д.).
3.Указания на то, в каком состоянии проводили находимые животные в зимнее время, находились ли они в такой же стадии развития, как и зимой или с наступлением весны произошли изменения (выход гусениц из яиц, вылупление из куколок различных насекомых и т.п.).
4.Связь между временем появления животных и температурой (ранняя и поздняя весна).
Учебно-практичекие карточки.
1 группа Осмотр распустившихся травянистых растений пришкольного участка.
1.Рассмотрите внимательно кору. Встречаются ли на коре перезимовавшие яйца насекомых.
2.Подведите зонт под ветви дерева, сделайте 3 резких удара палкой, обмотанной тряпкой, что бы не повредить кору. Осыпающихся в зонт насекомых соберите.
3.Подсчитайте количество насекомых, систематизируйте их. При затруднении описания поместите по 1 экземпляру в экскурсионные пробирки, остальные экземпляры отпустите.
4.Какие изменения происходят с насекомыми весной.
Используйте для работы следующие виды деревьев и кустарников пришкольного участка: абрикос маньчжурский, черемуха Мака, груша уссурийская, яблоня маньчжурская, клен ложнозибальдов.
Образец отчета.
Место ____________________Дата____________________Время ___________________
Оборудование: долото(нож) для отрывания коры , экскурсионные пробирки,дневник, карандаш.
Задания:
1.Рассмотрите пень тополя уссурийского снаружи. Встречаются ли здесь насекомые?
2.Отделите долотом кору с пня тополя уссурийского. Соблюдайте меры безопасности, не наклоняйтесь близко над ним. Каких животных вы видите под корой? Систематизируйте их. Данные запишите в дневник.( При затруднении описания поместите по 1 экземпляру в экскурсионные пробирки, остальные экземпляры не трогать).
3.В каком состоянии находятся насекомые? Объясните почему.
Образец отчета.
Место ____________________Дата____________________Время ___________________
Значение сезонных экскурсий на пришкольном участке.
В экскурсионном плане пришкольный участок представляет значительные удобства, т.к. расположен недалеко от отправного пункта и позволяет провести экскурсию за один урок. Подобные экскурсии можно совершать, начиная с ранней весны до наступления сильных холодов. Состав флоры и фауны пришкольного участка является более постоянным и поэтому более удобным в экскурсионном плане.
Литература
Полянский И.И. Ботанические экскурсии-М.: «Просвещение»,168 г.