kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проведение сезонных экскурсий на пришкольном участке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное пособие включает две основные части: ботанические сезонные экскурсии   и зимние сезонные экскурсии на пришкольном участке. В каждой части  описано проведение экскурсий по сезонам. В пособии размещены учебно- практические карточки, с которыми работают учащиеся во время сезонных экскурсий. Предложены образцы отчетных заданий.

 Методическое пособие «Проведение сезонных биологических экскурсий на пришкольном участке» рекомендовано для использования учителями биологии в работе с учащимися 6-7 классов.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проведение сезонных экскурсий на пришкольном участке »










Проведение сезонных биологических экскурсий на пришкольном участке






Иванова Ольга Борисовна

учитель биологии

МБОУ «СОШ № 58»

г. Владивосток








































Содержание



1.Организация сезонных экскурсий


2.Ботанические сезонные экскурсии на пришкольном участке

- осенняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок

- зимняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок

- весенняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок


3. Зимние сезонные экскурсии на пришкольном участке

- осенняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке

- зимняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке

- весенняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке


4. Значение экскурсий на пришкольном участке


5. Литература





























Экскурсии в природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач.

Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).

В пособии помещены задания для проведения ботанических и зоологических сезонных экскурсий на пришкольном участке.

Ботанические экскурсии проводятся при изучении природоведения и биологии (раздел Растения). В сочетании с практическими занятиями в классе экскурсии позволяют значительно полнее и глубже изучить многообразие явлений и объектов природы. разобраться в этом многообразии, установить связь организмов друг с другом и с условиями среды, дают основу для фенологических наблюдений.

Зоологические экскурсии так же имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно познакомиться с животным миром и наблюдать животных в естественной обстановке.Основной метод проведения самостоятельной работы школьников на экскурсии- непосредственное наблюдение за жизнью животных в природе (например, можно организовать наблюдение за такими явлениями, как защитная и предупреждающая окраски, способы передвижения, дыхания, питания, некоторые примеры паразитизма).Основным объектом наблюдения могут быть насекомые.

Класс делится на группы, каждая из которых получает задание. Последовательность работы: знакомство с целью и задачами задания, выполнение наблюдения, обработка данных и оформление отчета.

Подготовительная работа.


Любой экскурсии предшествует подготовительная работа: знакомство с темой и целью работы, список необходимых пособий и оборудования, требования к одежде и обуви.

Правила работы и поведения во время экскурсии:

1.Работать , не отклоняясь от плана.

2.Соблюдать аккуратность в работе, оформлении сборов и в записях.

3.Охранять природу от уничтожения.

4.Результаты наблюдений записывать на месте, не полагаясь на память.

5.Соблюдать во время экскурсии правила поведения в природе и во время экскурсии.

На вводном занятии оговариваются правила поведения в природе, сообщается, какое снаряжение должна иметь группа. Проводится инструктаж по технике безопасности.

После экскурсии проводится индивидуальная работа учителя с группами с целью помочь проанализировать полученные результаты.

Ботанические сезонные экскурсии на пришкольный участок.

Первая экскурсия на пришкольный участок – ознакомительная. Она занимает20-30 минут от урока. Учащиеся знакомятся с историей создания пришкольного участка, с древесными и травянистыми растениями, произрастающими в школьном дендрарии.

Последующие сезонные экскурсии проводятся во время одного урока. Учащиеся работают самостоятельно группами по учебно-практическим карточкам.



Осенняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок.



1 группа

1.Запишите в блокнот названия знакомых деревьев, укажите осенние признаки, характерные для них.

2.Зарисуйте силуэты деревьев и кустарников пришкольного участка.

3.Какие однолетние травянистые растения растут на пришкольном участке? Запишите их названия.


2 группа

1. Запишите в блокнот названия знакомых вам кустарников, укажите признаки сезонных изменений у них .

2.Зарисуйте силуэты деревьев пришкольного участка

3. Запишите названия многолетних травянистых растений , произрастающих на пришкольном участке?


3 группа

1. Запишите в блокнот названия знакомых вам травянистых растений. Определите в чем их приспособленность к перенесению неблагоприятных условий.

2. Зарисуйте силуэты деревьев и кустарников пришкольного участка.

3.Запишите их названия.


4 группа

1.Запишите названия знакомых вам травянистых растений. Какие из них являются однолетними, многолетними? Как они приспособлены к перезимованию?

2.Зарисуйте силуэты и подпишите названия кустарников, которые растут на пришкольном участке.



Зимняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок.

1 группа.

1.Определите и опишите форму кроны, цвет коры и расположение чечевичек ясеня маньчжурского.

2.Рассмотрите почки и определите, как они располагаются на побегах вишни Максимовича. В чем их приспособление к перезимовке? Данные запишите в блокнот.


2 группа


1. Определите и опишите форму кроны, цвет коры и расположение чечевичек березы маньчжурской.

2.Какие кустарники растут на пришкольном участке? Какова окраска их коры? Как располагаются почки на побеге? Данные запишите в блокнот.


3 группа

1. Определите и опишите форму кроны, цвет коры и расположение чечевичек ильма приземистого.

2.Рассмотрите почки груши уссурийской. Как они располагаются на побегах. В чем их приспособление к перезимовке? Данные запишите в блокнот.


4 группа

1. Определите и опишите форму кроны, цвет коры и расположение чечевичек клена американского.

2.Рассмотрите почки леспедеци двухцветной. Как они располагаются на побегах. В чем их приспособление к перезимовке? Данные запишите в блокнот.


Весенняя ботаническая экскурсия на пришкольный участок.


1 группа

1.Рассмотрите внешний вид клена американского: форму листьев, месторасположение соцветия, цветки. Выясните, какие цветки у этого растения: однополые или обоеполые.

2.Опишите внешнее строение кустарников на пришкольном участке. Какие весенние изменения происходят с ними?


2 группа

1.Рассмотрите внешний вид березы маньчжурской. Какова окраска коры, форму кроны, листьев, строение соцветий.

2.Опишите приспособления к совместному способу жизни у древесных пород.


3 группа

1. Рассмотрите внешний вид тополя уссурийского. Опишите окраску коры, форму кроны, листьев.

2.Какие травянистые растения произрастают на пришкольном участке? Опишите и зарисуйте внешний вид одного из них.


4 группа

1. Рассмотрите внешний вид акации белой (робинии- ложноакации).Какие весенние изменения произошли с ней?

2. Перечислите знакомые вам травянистые растения, растущие на пришкольном участке. Опишите и зарисуйте внешний вид одного из них



Осенняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке.


1 группа Изучение почвенной фауны


Оборудование: лопата прямоугольная, совок, полиэтиленовая пленка 1м х 1 м, колышки, бечевка , рулетка, ножницы, лупа, дневник наблюдений, карандаш.

Задания:

1.Отиетте в дневнике дату, время суток, погодные условия.

2.Участок для проведения наблюдений (1м х 1 м) выберите так, что бы при раскопках не повредить корни соседних деревьев. Границы участка обозначьте колышками и бечевкой.

3.От границ площадки отгребите опад и на участке ножницами аккуратно срежьте траву. Снимите растительный опад, другие растительные остатки и тщательно переберите их над разложенной полиэтиленовой пленкой. Всех обнаруженных животных рассматривайте, определяя систематическую принадлежность и измеряя размеры тела. Данные заносите в дневник.

4.После удаления всех разобранных растительных остатков аккуратно стряхните животных с пленки на нетронутую подстилку.

5.Для учета вертикального распределения животных почву выбирайте послойно по 10 см. Слои снимайте так, что бы одна сторона углубления представляла собой почвенный срез, а другая – ступеньки. Аккуратно разберите почву из разбираемых слоев, учитывая и измеряя упавших на пленку животных.

6. после окончания работы сложите почву в разрез в порядке, обратному тому, в еотором ее извлекают.

7.По результатам наблюдений сделайте вывод о многообразии почвенной фауны пришкольного участка, зависимости вертикального расположения животных от влажности, пористости и сложения почвы; соотношении между заселенностью почвенных слоев и скоростью разложения остатков растений; значении почвенных животных в жизни участка.


Образец отчета


Место ____________________Дата____________________Время ___________________

Биотоп (характер местности)___________________________

Растительный покров ___________________________

Величина ямы ____________________________


Найденные

животные

1-й слой

0-10 см

2-й слой

10-20 см

3-й слой

20-30 сь

4-й слой

(30-40 см)

Примечание

(здоровые или больные)

Чепви






Гусеницы






Куколки







Вывод:



2 группа Осмотр растительности пришкольного участка

Оборудование: ножницы, лупа, дневник для наблюдений, карандаш

Задания:

1.Рассмотрите нижнюю поверхность листьев березы маньчжурской. Что вы на них обнаружили?

2.Рассмотрите тлей на разных листьях. Сравните их между собой и ответьте на вопросы: Все ли они одинаковы? Какая разница между отдельными особями?

3.Найдите яйца тлей. Ответьте на вопрос: Почему яйца отложены на ветвях, когда сами тли живут на листьях?

4.Срежьте листья, покрытые тлей. Зарисуйте в дневнике молодых и взрослых тлей и крылатых особей, а так же сброшенные при линьке шкурки.

Образец отчета.



Место ____________________Дата____________________Время ___________________

Биотоп (характер местности)________________ Указать породу дерева ___________


Найденное животное

Количество

Примечания











Вывод:




3 группа Отряхивание деревьев и кустарников пришкольного участка

Оборудование: энтомологический зонт, экскурсионные пробирки с вентиляцией, палка, обмотанная тряпкой, лупа, дневник, карандаш.

Задания:

1.Подведите зонт под ветви дерева, сделайте 3 резких удара палкой, обмотанной тряпкой, что бы не повредить кору. Осыпающихся в зонт насекомых соберите.

2.Подсчитайте количество насекомых, систематизируйте их. При затруднении описания поместите по 1 экземпляру в экскурсионные пробирки, остальные экземпляры отпустите.

Используйте для работы следующие виды деревьев и кустарников пришкольного участка: абрикос маньчжурский, черемуха Мака, груша уссурийская, яблоня маньчжурская, клен ложнозибальдов.

Образец отчета.



Место ____________________Дата____________________Время ___________________

Биотоп (характер местности)___________________________


Название растения

Количество насекомых

Виды насекомых

Примечания














Вывод:







4 группа Отыскивание животных под корой пней.

Оборудование: долото(нож) для отрывания коры, экскурсионная пробирка с вентиляцией, лупа, дневник, карандаш.


Задания:

1.Рассмотрите пень тополя уссурийского снаружи. Встречаются ли на нем насекомые? Какие?

2.Отведите долотом (ножом) кору с пня. Соблюдайте меры безопасности, не наклоняйтесь близко над пнем.

4.Каких насекомых вы видите под корой? Систематизируйте их (при затруднении поместите по 1 экземпляру в экскурсионные пробирки, остальных не трогайте). Данные запишите в дневник.

5. Чем можно объяснить богатую фауну пня? Почему насекомые нашли себе приют в нем?




Образец отчета.



Место ____________________Дата____________________Время ___________________

Биотоп (характер местности)________________ Указать породу дерева ___________


Найденное животное

Количество

Примечания











Вывод:





Зимняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке

Главной задачей зимней экскурсии является демонстрация того основного факта, что в зимнее время жизнь продолжает существовать, но только скрывается от наших взоров под снеговым покровом. Зимняя экскурсия ведется с тем расчетом, что бы можно было показать:

1.в каком состоянии и где можно обнаружить различных животных, которые в другое время года свободно находятся среди растительного покрова.

2.остаются ли на зиму на своих местах различные животные, которые в более теплое время находились в различных укромных местах или внутри растений.

Учебно- практические карточки

1 группа Отыскивание животных под корой в зимнее время года.

Оборудование: долото(нож) для отрывания коры , дневник, карандаш.


Задания:

1.Отделите долотом кору с пня тополя уссурийского. Соблюдайте меры безопасности, не наклоняйтесь близко над пнем. Каких животных вы видите под корой? Систематизируйте их. Данные запишите в дневник.

2.В каком состоянии и где можно обнаружить зимой различных насекомых, которые в теплое время жили свободно среди растительного покрова?

3.Остаются ли на зиму на своих местах различные насекомые, которые в теплое время находились в различных укромных местах?


Образец отчета.



Место ____________________Дата____________________Время ___________________

Биотоп (характер местности)____________________________


Наименование животных

Количество

Примечания











Вывод:


2 группа Осмотр растительности пришкольного участка зимой.


Задания:

1.Внимательно рассмотрите кору на яблоне маньчжурской или груше уссурийской. Найдите на растениях зимующие личинки насекомых. Зарисуйте их в своем дневнике.

2.В каком состоянии, где можно обнаружить зимующих насекомых?









Образец отчета.



Место ____________________Дата____________________Время ___________________



Название растения

Рисунок, название насекомого,

стадия развития

Примечания











Вывод:



Весенняя зоологическая экскурсия на пришкольном участке


Весенние экскурсии могут быть условно разделены на две: ранневесенние поздневесенние. Главные моменты, на которые следует обратить во время весенней экскурсии:

1.Нахождение весенних форм насекомых(имагинальная стадия), которые в иное время года встречаются в скрытых местах и не могут случить объектами изучения на экскурсиях.

2.Специальные особенности весенних форм, как, например, отношение их к весенним растениям (пища, сходство в окраске и т.д.).

3.Указания на то, в каком состоянии проводили находимые животные в зимнее время, находились ли они в такой же стадии развития, как и зимой или с наступлением весны произошли изменения (выход гусениц из яиц, вылупление из куколок различных насекомых и т.п.).

4.Связь между временем появления животных и температурой (ранняя и поздняя весна).

Учебно-практичекие карточки.

1 группа Осмотр распустившихся травянистых растений пришкольного участка.

Оборудование: рулетка, бечевка, 4 колышка, дневник, карандаш.

Задания:

1.Отметте в дневнике дату, время суток, погодные условия.

2.Выберите участок для проведения наблюдений 1мх 1м, границы участка обозначьте колышками и бечевкой.

3.Пронаблюдайте, какие насекомые посещают распустившиеся цветковые растения.

4.Сделайте запись в дневнике наблюдений.

2 группа Отряхивание деревьев и кустарников пришкольного участка весной.

Оборудование: энтомологический зонт, экскурсионные пробирки с вентиляцией, палка, обмотанная тряпкой, лупа, дневник, карандаш.

Задания:

1.Рассмотрите внимательно кору. Встречаются ли на коре перезимовавшие яйца насекомых.

2.Подведите зонт под ветви дерева, сделайте 3 резких удара палкой, обмотанной тряпкой, что бы не повредить кору. Осыпающихся в зонт насекомых соберите.

3.Подсчитайте количество насекомых, систематизируйте их. При затруднении описания поместите по 1 экземпляру в экскурсионные пробирки, остальные экземпляры отпустите.

4.Какие изменения происходят с насекомыми весной.

Используйте для работы следующие виды деревьев и кустарников пришкольного участка: абрикос маньчжурский, черемуха Мака, груша уссурийская, яблоня маньчжурская, клен ложнозибальдов.

Образец отчета.



Место ____________________Дата____________________Время ___________________

Биотоп (характер местности)___________________________


Название растения

Количество насекомых

Виды насекомых

Примечания














Вывод:

3 группа Отыскивание животных под корой весной.

Оборудование: долото(нож) для отрывания коры , экскурсионные пробирки,дневник, карандаш.


Задания:

1.Рассмотрите пень тополя уссурийского снаружи. Встречаются ли здесь насекомые?

2.Отделите долотом кору с пня тополя уссурийского. Соблюдайте меры безопасности, не наклоняйтесь близко над ним. Каких животных вы видите под корой? Систематизируйте их. Данные запишите в дневник.( При затруднении описания поместите по 1 экземпляру в экскурсионные пробирки, остальные экземпляры не трогать).

3.В каком состоянии находятся насекомые? Объясните почему.


Образец отчета.



Место ____________________Дата____________________Время ___________________

Биотоп (характер местности)____________________Указать породу дерева___________


Найденное животное

Количество

Примечания











Вывод:


Значение сезонных экскурсий на пришкольном участке.

В экскурсионном плане пришкольный участок представляет значительные удобства, т.к. расположен недалеко от отправного пункта и позволяет провести экскурсию за один урок. Подобные экскурсии можно совершать, начиная с ранней весны до наступления сильных холодов. Состав флоры и фауны пришкольного участка является более постоянным и поэтому более удобным в экскурсионном плане.






Литература

  1. Полянский И.И. Ботанические экскурсии-М.: «Просвещение»,168 г.

  2. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии-М.: «Топикал», 1994

  3. Верзилин Н.М., Корсунская В. М.Общая методика преподавания биологии. - М.: «просвещение», 1978

  4. Воробьев Д.П. Определитель сосудистых растений окрестностей Владивостока. - Л.: «Наука», 1982

  5. Сысоев Н. Д. встречи с природой. - М: «Агропромиздат», 1986

  6. Теплов Д. Л., Титов Е. В.О самостоятельной работе учащихся на экскурсиях. Биология в школе № 1, 1997, стр. 81



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проведение сезонных экскурсий на пришкольном участке

Автор: Иванова Ольга Борисовна

Дата: 06.12.2014

Номер свидетельства: 139914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Экскурсия в весенний лес "
    ["seo_title"] => string(28) "ekskursiia-v-viesiennii-lies"
    ["file_id"] => string(6) "116915"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412653908"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Направление – экологическое воспитание "
    ["seo_title"] => string(103) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov-napravlieniie-ekologhichieskoie-vospitaniie-1"
    ["file_id"] => string(6) "158730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421776938"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "План воспитательной работы в 1-4 классах "
    ["seo_title"] => string(42) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-1-4-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "109566"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1404743285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства