kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРограмма внеурочной деятельности по биологии. для развития познавательного интереса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования и в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011№ 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта»;

  • Авторская программа автора И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.).



Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

ЦЕЛЬ: формирование у учащихся интереса к экологии растений, так как много интересной информации о растениях остается за страницами учебника

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.


В 6 классе лабораторные и практические работы предусматривают формирование умения наблюдать — это важнейший навык в биологии и экологии. При этом основной упор делается на умение вести наблюдение по выявлению «длинных» взаимозависимостей (например, зависимость урожая от количества солнечных дней в конкретной местности). При этом предполагается, что более «короткие» взаимозависимости учащиеся уже научились наблюдать в начальной школе (например, смену сезонных явлений). Большинство практических работ проводится в составе комбинированных уроков, в связи большого их числа в программе и наличия большого теоретического материала при ограниченном количестве часов на изучение каждой темы.

Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Биология». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Изучение курса осуществляется на основе учебника:

Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.


Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час.


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Название темы

Кол-во часов

Тема 1.

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

Тема 2.

Свет в жизни растений

Тема 3.

Тепло в жизни растений

Тема 4.

Вода в жизни растений

Тема 5.

Воздух в жизни растений

Тема 6.

Почва в жизни растений

Тема 7.

Животные и растения

Тема 8.

Влияние растений друг на друга

Тема 9.

Грибы и бактерии в жизни растений

Тема 10.

Сезонные изменения растений

2 ч

Тема 11.

Изменение растений в течение жизни.

Тема 12.

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

Тема 13.

Жизненные формы растений

3 ч

Тема 14.

Растительные сообщества

Тема 15.

Охрана растительного мира


Итого:

34ч


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (3ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практическая работа № 1. Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности.

Лабораторная работа № 1. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)

Тема 3. Тепло в жизни растений (3ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Практическая работа № 2. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.

Тема 4. Вода в жизни растений (2ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Лабораторная работа № 2. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)

Тема 5. Воздух в жизни растений (3ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторная работа № 3. Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (с помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)

Лабораторная работа № 4. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.)

Тема 6. Почва в жизни растений (3ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Лабораторная работа № 5. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.)

Лабораторная работа № 6. Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа № 7. Взаимодействие лиан с другими растениями. (С помощью гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторная работа № 8. Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (2ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Практическая работа № 3. Воздействие человека на растительность.

Тема 13. Жизненные формы растений (3ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Практическая работа № 4. Изучение жизненных форм растений в природном комплексе.

Тема 14. Растительные сообщества (2ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Практическая работа № 5. Изучение состояния сообщества.

Тема 15. Охрана растительного мира (2 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Примерные темы, раскрывающие (входящие в) данный модуль программы

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Количество часов

Дата проведения

Раздел 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

1

Вводный инструктаж по т/б. Экология как наука и учебный предмет.

Понимать значение понятий «экология», «среда обитания», «экологический фактор»

1

Сентябрь

2

Живой организм, его среда обитания и условия существования.

1

сентябрь

Раздел 2. Свет в жизни растений (3ч)

3

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений.

Знать значение света в жизни растений, уметь готовить микропрепараты, работать с микроскопом. Делать выводы по работе.

1

Сентябрь

4

Практическая работа № 1. «Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности (дома)».

1

Сентябрь

5

Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Лабораторная работа 1. «Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом»

1

Октябрь

Раздел 3. Тепло в жизни растений (3ч)

6

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для растений.

Уметь проводить опыты, анализировать материал текстов, работать в группах. Делать выводы по рабо

те

1

Октябрь

7

Практическая работа № 2. «Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности».

1

Октябрь

8

Экологические группы растений по отношению к теплу.

1

Октябрь

Раздел 4. Вода в жизни растений (2ч)

9

Вода как необходимое условие жизни растений.

Уметь проводить опыты, анализировать материал текстов, работать в группах.

1

Ноябрь

10

Влажность как экологический фактор.

Лабораторная работа 2. «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями».

1

Ноябрь


Раздел 5. Воздух в жизни растений (3ч)

11

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений.

Лабораторная работа № 3 «Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха».

Уметь проводить опыты, анализировать материал текстов, работать в группах. Уметь работать с лупой и микроскопом.

1

Ноябрь

12

Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.

1

Ноябрь

13

Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Лабораторная работа № 4 «Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром».

1

Декабрь

Раздел 6. Почва в жизни растений (3ч)

14

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.

Уметь проводить опыты, анализировать материал текстов, работать в группах.

1

Декабрь

15

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.

1

Декабрь

16

Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

1

Декабрь

Раздел 7. Животные и растения (2ч)

17

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений.

Лабораторная работа № 5 «Способы распространения плодов и семян».

Уметь работать в группах, находить признаки приспособлений.

1

Январь

18

Значение растений для животных. Растения-хищники.

Лабораторная работа № 6 «Изучение защитных приспособлений растений».

1

Январь

Раздел 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

19

Различные формы взаимодействия между растениями.

Лабораторная работа № 7 «Взаимодействие лиан с другими растениями».

Уметь работать в группах, находить признаки приспособлений.

1

Январь

Раздел 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

20

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.

Уметь работать в группах, находить признаки приспособлений.

1

Февраль

21

Бактериальные и грибные болезни растений.

Лабораторная работа № 8 «Грибные заболевания злаков».

1

Февраль

Раздел 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

22

Приспособленность растений к сезонам года.

Уметь работать в группах, находить признаки приспособлений.

1

Февраль

23

Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

1

Февраль

Раздел 11. Изменение растений в течение жизни (2ч)

24

Периоды жизни и возрастные состояния растений.


Уметь работать с текстом, таблицами.

1

Март

25

Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни.

1

Март

Раздел 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

26

Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Уметь работать с текстом, таблицами. Делать выводы по работе.

1

Март

27

Практическая работа № 3 «Воздействие человека на растительность».


1

Апрель

Раздел 13. Жизненные формы растений (3ч)

28

Разнообразие жизненных форм растений.


Уметь работать с текстом, составлять сравнительные таблицы, делать выводы.

1

Апрель

29

Разнообразие деревьев разных климатических зон.

1

Апрель

30

Практическая работа № 4 «Изучение жизненных форм растений в природном комплексе».

1

Апрель

Раздел 14. Растительные сообщества (2ч)

31

Растительные сообщества, их видовой состав, количественные соотношения видов.

Уметь работать с текстом, составлять сравнительные таблицы, делать выводы.

1

Май

32

Практическая работа № 5 «Изучение состояния сообщества».

1

Май

Раздел 15. Охрана растительного мира (2 ч)

33

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения.

Уметь работать с текстом.

1

Май

34

Охраняемые территории.

1

Май

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ .

1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

10. Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.


ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Расширяя и углубляя сведения, полученные на уроках, педагог заинтересовывает учащихся не только сообщением новых деталей, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в новом аспекте, создаются новые ассоциации, устанавливаются интересные аналогии. Часы занятий кружка — это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.


Метапредметные результаты

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы ;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач ;

  • смысловое чтение ;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение .


Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.


Формирование:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешностивнеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;


Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.




Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.




ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Формы контроля: наблюдение, мониторинг знаний.

Критерии отслеживания усвоения программы.

К концу учебного года учащиеся должны

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

- методику работы с биологическими объектами и микроскопом;

- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

- основные источники информации;

- правила оформления списка использованной литературы;

- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

- выделять объект исследования;

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- работать в группе;

- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

- вести наблюдения окружающего мира;

- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

- работать в группе.

Воспитательная работа

  • Воспитание товарищества, коллективизма.

  • Воспитание культуры речи

  • Воспитание здорового образа жизни

  • Воспитание творческой деятельности

  • Воспитание любви и заботы к природе

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-14 лет.

  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

  • Количество часов - 1 учебных час в неделю


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

1. Программы: И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М. Вентана-Граф, 2008. – 176 с.)

2. Учебник: Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. - М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.


Дополнительная литература для учителя

Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.- М.,1994.-255 с.

Лобанова З.М. Основы экологии.- Барнаул,1997.-94 с.

Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования?. - Горно - Алтайск, 2002. - 70 с.

Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб.,1998.-136 с.

для учащихся

Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993.-640 с.

Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. - Петрозаводск., 1992. -174 с.

Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.

Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.

Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с.

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с.

Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.

Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.

Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982. -192 с.

Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. - М., 1995. - с.221 - 243.


Оборудование и приборы

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Лабораторное оборудование: лупы, микроскопы, готовые микропрепараты

Таблицы по ботанике, гербарные и комнатные растения




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности

Автор: Айнуллина Венера Муфаряковна

Дата: 24.11.2024

Номер свидетельства: 660216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   по патриотическому направлению    Познай свой край "
    ["seo_title"] => string(90) "programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-patriotichieskomu-napravlieniiu-poznai-svoi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "183991"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425984030"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Рабочая программа   внеурочной деятельности  младших школьников  « Я узнаю Россию». "
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-ia-uznaiu-rossiiu"
    ["file_id"] => string(6) "223863"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438179366"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Экология""
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostiekologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "298661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456386099"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Рабочая программа   внеурочной деятельности   младших школьников  «Социальное творчество». Курс «Копилка добрых дел» . 1 класс "
    ["seo_title"] => string(131) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-sotsial-noie-tvorchiestvo-kurs-kopilka-dobrykh-diel-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "223856"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438177763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства