kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Секреты нашего организма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработана авторская программа внеурочной деятельности для учащихся 8 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Секреты нашего организма"»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБОУ «Основная общеобразовательная Знаменская школа»










общеинтеллектуальное направление

«Секреты нашего организма»

8 класс

Автор программы

Глебова Т. В.



























с. Знаменка

2018



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение ………………………………………………………………………….3

Пояснительная записка ………………………………………………………….3

Результаты освоения программы…………………………………………………4

Учебно-тематический план ………………………………………………………6

Содержание программы …………………………………………………………8

Средства контроля ………………………………………………………………....9

Учебно-методическое обеспечение……………………………………………….10





































Введение

В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Не так давно ученые говорили о том, что образ жизни человека на 50% определяется его здоровьем. На Всероссийском форуме «Здоровье нации – основа процветания России», который прошел в 2006 году, эксперты говорили о том, что уже на 70-80% жизнь человека зависит от состояния его здоровья. Эти цифры заставляют уже серьезно задуматься о формах и методах укрепления здоровья нации, о стратегии в этой области и роли третьего участника процесса – общества. Именно общество в лице образовательных учреждений формирует систему приоритетов и ценностей, определенный стиль жизни, так называемые социально одобряемые нормы поведения. Сегодня, к огромному сожалению, социально одобряемое поведение не ведет к здоровью, а следовательно и к счастливой жизни. Поэтому если гражданин (в нашем понимании – учащийся) не очень понимает необходимость сохранения своего здоровья, то задача образовательного учреждения состоит в разъяснении того, что в современных рыночных условиях нельзя рассчитывать только на государство, если ты сам не в состоянии ответить за свое будущее. А задача общества, если оно заинтересовано в дальнейшем своем существовании, - в максимально короткие сроки изменить ситуацию, найти новые формы пропаганды и внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую систему социально-культурных ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных приоритетов.

Пояснительная записка

«Секреты нашего организма» (34 часа в год, 1час в неделю)

Программа внеурочной деятельности «Секреты нашего организма» (далее программа) является авторской и реализует общеинтеллектуальное направление.

Программа внеурочной деятельности «Секреты нашего организма» для 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения. Курс анатомии и физиологии человека занимает особое место при изучении биологии в школе. Это обусловлено высокой степенью значимости предлагаемой информации для повседневной жизни каждого человека, повышенным интересом учащихся к данному разделу. Тем не менее, в рамках школьной программы учитель постоянно сталкивается с дефицитом времени, необходимого для формирования элементарных практических умений, касающихся изучения особенностей человеческого организма.

Определенные затруднения вызывает также освоение навыков оценки функционального состояния организма, изучение основных принципов, позволяющих сохранить и укрепить здоровье. Способствовать решению некоторых из перечисленных проблем позволяет внеурочная деятельность «Секреты нашего организма»

Программа расширяет знания учащихся по анатомии, физиологии, психологии и гигиене человека. В рамках программы продолжается формирование навыков исследовательской деятельности, происходит развитие информационно-коммуникативной культуры учащихся, возникает устойчивый познавательный интерес к изучению себя как уникального организма и уникальной личности. Программа внеурочной деятельности «Секреты нашего организма» предусматривает выработку ряда практических умений, направленных на оценку функционального состояния своего организма. Рассмотрение проблем сохранения здоровья, изучение принципов здорового образа жизни позволяют повысить валеологическую грамотность учащихся, сформировать отношение к здоровью как к величайшей ценности.

Цель программы внеурочной деятельности – развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование основных принципов здорового образа жизни и взаимосвязи строения и функций органов и систем

Основные задачи:

• расширить предметные знания школьников о строении и функциях человеческого организма;

• углубить знания учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека;

• сформировать навыки осознанного выбора обучающимися поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье

• продолжить освоение умений, связанных с контролем за деятельностью своего организма;

• Научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье

• способствовать развитию информационно-коммуникативной культуры учащихся (использование различных источников информации, сотрудничество при работе в группах, ведение дискуссии, представление докладов и результатов исследований);

• продолжить формирование валеологической грамотности, ценностного отношения к здоровью.

•сформировать представление о рациональном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продукта, о рациональной организации режима дня, учебы, отдыха, двигательной активности, научить школьника составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

•дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье, о противостоянии негативному влиянию сверстников и взрослых (научиться говорить «нет»)

Одним из важнейших факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательного процесса, являются условия реализации образовательного процесса.

Результаты освоения программы

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

• основные понятия, связанные со строением и функционированием

организма человека;

• методы проведения научных исследований, применяющиеся при изучении анатомии и физиологии человека;

• качественные и количественные показатели, характеризующие функциональное состояние организма человека;

• правила здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

• проводить самонаблюдение и оценивать некоторые функциональные

параметры своего организма;

• проводить эксперименты, связанные с изучением строения, функций

и возможностей организма человека, анализировать, обобщать собранные

данные, представлять результаты;

• объяснять взаимосвязь между состоянием здоровья и образом жизни;

• получать знания о строении организма человека самостоятельно путем работы с различными источниками информации;

• соблюдать правила работы в парах, группах;

• участвовать в беседах, дискуссиях, корректно отстаивать свою точку

зрения, выслушивать мнение товарищей;

• готовить письменные и устные отчеты о результатах исследовательской деятельности.

Предметные результаты:

1.Смогут раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.

2.Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;

3.Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни ,рациональной организации труда и отдыха;

4.Влияние факторов риска на здоровье человека;

5.Описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;

6.Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;

7.Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;

8.Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.

9.Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем ;

10.Смогут взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);

11.Смогут находить необходимую информацию на различных видах носителей ;

12.Смогут презентовать результаты собственной деятельности;


Метапредметные результаты:

1. Способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми

2. Умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье

3. Способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность

4. Умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.

5. Формирование умения позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Личностные результаты:

1. Формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека

2. Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.

3. Формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.

 

Основные принципы реализации программы – научная обоснованность , доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности


п\п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени


1.Введение

1

1

Что такое здоровье, от чего оно зависит? Факторы, влияющие на здоровье. Нервная система

1


2.Здоровый образ жизни

5

2

Дыхательная система. Что такое здоровый образ жизни? (мониторинг “Можно ли назвать твой образ жизни здоровым?”)

1

3

Вредные привычки, причины их формирования.

1

4

Курение и его вредное влияние на организм.

1

5

Алкоголь не только разрушает твоё здоровье ,но и твою жизнь.

1

6

Акция “Скажи наркотикам - НЕТ”

1


3.Закаливание и его значение в укреплении здоровья

3

7

Понятие закаливания и его роль. Закаливание воздухом.

1

8

Закаливание водой и солнцем.

1

9

Значение систематичности и последовательности в закаливающих процедурах.

1


4.Рациональное питание

6

10

Пищеварительная система. Мочевыделительная система. Понятие рационального питания и его значение.

1

11

Режим питания.

1

12

Составляем свое меню с учётом всех принципов рационального питания

1

13

Правильное приготовление пищи.

1

14

Гельминтоз - как результат не соблюдения гигиенических правил.

1

15

Кулинарные посиделки. Проект «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат организма»

1


5.Движение – это жизнь

7

16

Опорно-двигательный аппарат. Роль физических упражнений.

1

17

Скелетная система. Мышечная система. Утренняя зарядка. Разработка системы упражнений

1

18

Систематичность и последовательность – главные принципы в спорте.

1

19

Физический труд не роскошь, а необходимое условие развития организма

1

20

Составление правильного режима дня с учетом принципа “Сочетай труд и отдых”. Проект «Полезные и вредные привычки»

1

21

Туризм развивает твоё тело и душу.

1

22

Правила поведения в природе.

1


6.Виды травм и первая медицинская помощь

5

23

Кровеносная система. Что такое первая доврачебная помощь, её роль

1

24

Ушибы, ожоги: твои действия.

1

25

Первая помощь при тепловом и солнечном ударах, обморожении.

1

26

Виды кровотечений и первая помощь при них.

1

27

Переломы, вывихи , растяжения - сумей не навредить

1


7. Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья.

2

28

Понятие профилактики. Грипп и его профилактика

1

29

Желудочно-кишечные заболевания, их предупреждение

1


8. Чистота - залог здоровья.

3

30

Соблюдай чистоту жилища

1

31

Гигиена одежды и обуви

1

32

В чистом теле - здоровый дух

1


9. Живые организмы и их влияние на здоровье.

2

33

Ядовитые грибы, растения, животные

1

34

Лекарственные растения и их применение

1

Содержание внеурочной деятельности

1.Введение (1ч)

Раскрыть понятие “здоровье, культура здорового образа жизни, влияние наследственности, экология, качество медицинского обслуживания и вредных привычек на организм. Нервная система.

2.Здоровый образ жизни (5ч)

Раскрыть понятие “здорового образа жизни, его составляющих ,раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения твоего здоровья и здоровья окружающих людей, опасность вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей. Дыхательная система.

3.Закаливание и его значение в укреплении здоровья (3ч)

Формировать представление о процессе закаливания, значении принципов постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека.

4. Рациональное питание.(6ч)

Раскрыть значение питания в жизнедеятельности организма, сформировать представление о гигиене питания, о необходимости правильной обработки пищи, как необходимое условие не только сохранения витаминов и других полезных веществ, но защита организма от паразитических червей, научиться составлять меню с учетом требований рационального питания и правильного распределения кол-ва пищи в течение дня. Пищеварительная система. Мочевыделительная система.

5. Движение – это жизнь.(7ч)

Опорно-двигательный аппарат. Показать значимость двигательной активности в формировании систем органов и развития выносливости, повышение работоспособности, научить составлять комплекс упражнений, наиболее приемлемых для данного возраста. Рассмотреть влияние различных видов спорта на здоровье человека. Скелетная система. Мышечная система.

6.Виды травм и первая медицинская помощь.(5ч)

Раскрыть понятие первой доврачебной помощи, познакомить с наиболее часто встречающимися видами травм и способами оказания помощи, раскрыть значимость своевременных мероприятий в процессе выздоровления. Кровеносная система.

7.Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья. (2ч)

Сформировать представление о профилактике и её значение в сохранении здоровья и защите организма от инфекций, познакомить с основными путями распространения гриппа и желудочно-кишечных заболеваний и мерами предупреждения этих распространенных заболеваний.

8.Чистота – залог здоровья.(3ч)

Познакомить со значимостью чистоты тела и жилища, как необходимыми условиями сохранения здоровья, раскрыть сущность понятия “экология жилища”.

9.Живые организмы и их влияние на здоровье.(2ч)

Познакомить с наиболее часто встречающимися организмами, которые могут быть опасными для человека из-за своей ядовитости, а также растениями, которые могут быть полезными для человека, поскольку обладают лечебным действием.

Средства контроля

Форма и методы работы:

• групповая работа;

• экскурсии;

• беседы, викторины;

• коллективные творческие дела;

• поездки, походы;

• трудовые дела.

• анкетирование


Формы контроля:

1.Наблюдение

2.Тестирование

3.Беседа

4.Проектная деятельность, участие в НОУ

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

• вести устный диалог на заданную тему;

• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

• участвовать в работе конференций, чтений.

Программа направлена на оказание помощи учащимся в выборе профиля обучения в старших классах средней школы. Занятия в рамках внеурочной деятельности «Секреты нашего организма» имеют практическую направленность, лекционную форму занятий. Специфическим для данной программы по выбору является метод самонаблюдения. Он заключается в проведении наблюдений и простейших опытов над собственным организмом. Самонаблюдение может проводиться в классе и дома. Например, исследование индивидуальных особенностей оценки степени утомления. Метод самонаблюдения способствует повышению интереса к исследованию своего организма, его состояния и возможностей.

Частично-поисковый метод используется при проведении дискуссий, обсуждении результатов работ. Усвоение знаний и умений происходит путем аналитической деятельности, интеллектуального поиска. Вопросы для обсуждения подбираются так, чтобы ученики имели возможность дать оценку, сделать самостоятельное заключение, вывод.

Успешность изучения курса зависит от форм организации познавательной деятельности учащихся. Индивидуальная деятельность, позволяющая учесть особенности ребенка, используется при выполнении самонаблюдений, некоторых исследовательских и практических работ.

Фронтальная форма организации познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися.

Групповая форма работы, а также работа в парах постоянного состава уместна при проведении большинства практических работ. В процессе совместной работы реализуется потребность школьников в общении, в предъявлении своих знаний, совершенствуется умение формулировать и отстаивать свою точку зрения. Все это способствует развитию информационно-коммуникативной культуры учащихся.

Учебно-методическое обеспечение

1. В.И. Малов «Детская энциклопедия «Я познаю мир. Спорт»» ООО Фирма «Издательство АСТ» 1999год

2. Иллюстрированная Мировая История «Греки» Москва «Росмен» 1994год

3. Школьная энциклопедия «Древний мир» Смоленск «Русич» 2003год

4. «Здоровье народа - богатство страны» Москва «Советская Россия» 1989год

5 Г.П. Малахов «Основы здоровья» Ростов «Феникс» 2003год

6. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина «Физкультура для всей семьи» Москва «Физкультура и спорт» 1988год

7.А.Д. Степанов, Д.А. Изуткин «Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования « Советское здравоохранение. 1981год

8. С.В. Понедельник «Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования» Ростов-на -Дону, 1994год

9. Интернет-ресурсы




































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Секреты нашего организма"

Автор: Глебова Татьяна Васильевна

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596552

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Классный час " Секреты здоровья" "
    ["seo_title"] => string(33) "klassnyi-chas-siekriety-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "175979"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424347211"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности   спортивно-оздоровительного направления  «Азбука здоровья» "
    ["seo_title"] => string(108) "rabochaia-programma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-sportivno-ozdorovitiel-nogho-napravlieniia-azbuka-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "104912"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402769149"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конкурсная программа "А ну-ка, девочки!" "
    ["seo_title"] => string(40) "konkursnaia-proghramma-a-nu-ka-dievochki"
    ["file_id"] => string(6) "121388"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413963489"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Авторская (адаптированная) программа специального курса "Психология успеха""
    ["seo_title"] => string(82) "avtorskaia-adaptirovannaia-proghramma-spietsial-nogho-kursa-psikhologhiia-uspiekha"
    ["file_id"] => string(6) "306470"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458136507"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект внеклассного мероприятия "День здоровья""
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_vneklassnogo_meropriiatiia_den_zdorovia"
    ["file_id"] => string(6) "475304"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1532541685"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства