Программа факультативного курса «Окружающая среда и здоровье человека»
Программа факультативного курса «Окружающая среда и здоровье человека»
В тематику программы включен ряд вопросов дающих возможность сформировать у школьников первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и условий среды и позволяющих убедить его в том, что человек — всего лишь часть природы, во многом от нее зависящий. Занятия по данной программе, с одной стороны, дают школьнику теоретические знания, с другой — практические навыки.Блоки программы достаточно автономны и могут использоваться в качестве отдельных небольших факультативных курсов, для кружковой работы. Общий объем занятий — 68 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Окружающая среда и здоровье человека» »
5
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного» Георгиевского района Ставропольского края
Программа факультативного курса
«Окружающая среда и здоровье человека»
Автор: Писаренко Надежда Ивановна,
учитель биологии МБОУ СОШ №23
с. Новозаведенного
Георгиевского района
Ставропольского края
Пояснительная записка
Состояние окружающей среды становится все менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. В этих условиях особое значение приобретает школа, которая призвана дать подрастающему поколению, начиная с младших классов, хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью людей в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды, побудят юношество задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.
В МОУ СОШ № 23 с.Новозаведенного района разработана и апробирована программа факультативного курса для старшеклассников «Окружающая среда и здоровье». В программе выделено несколько тематических блоков.
I блок. Человек и природа.
блок. Естественная среда и здоровье человека.
блок. Антропогенная среда и здоровье человека.
блок. Я и мое здоровье.
V блок. Экологическая безопасность.
Предлагаемая программа не охватывает весь круг вопросов, связанных с многоаспектной проблемой «Человек и окружающая среда». В тематику включен лишь ряд вопросов, дающих, с нашей точки зрения, возможность сформировать у школьника первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья и условий среды и позволяющих убедить его в том, что человек — всего лишь часть природы, во многом от нее зависящий. Занятия по данной программе, с одной стороны, дают школьнику теоретические знания (формируют экологическое мировоззрение), с другой — практические навыки (умение оценивать ситуацию и действовать с наименьшим ущербом для своего здоровья).
Блоки программы достаточно автономны и могут использоваться в качестве отдельных небольших факультативных курсов, для кружковой работы. Общий объем занятий — 68 часов. При выделении меньшего количества времени на факультативный курс учитель может выбрать из блоков часть тем по своему усмотрению. Однако наибольший эффект в усвоении знаний учащимися, на наш взгляд, может быть достигнут при работе по полному курсу.
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Блок I. Человек и природа (6 ч) Тема 1. Что такое экология (4 ч)
Биосфера и ноосфера. Окружающая среда. Определение экологии.
Законы Б. Коммонера. Экосистемы различного уровня. Понятие об экологических факторах, их роль в жизни человека. Биотические и абиотические факторы. Биологический оптимум.
Варианты практических занятий:
1. Привести примеры, подтверждающие законы Б. Коммонера и обсудить их.
2. Дискуссия на тему «Возможна ли гармония во взаимоотношениях человека и природы?».
Человек — собиратель. Человек — охотник. Изменение взаимоотношений человека и природы во времени, отражение этого процесса в состоянии здоровья людей. Болезни века.
Варианты тем для дискуссий: 1. «Человек—хозяин природы или ее часть?». 2. «Может ли человек избежать болезней века?».
Блок II. Естественная среда и здоровье человека (7 ч)
Тема 1. Геохимические особенности ландшафтов и здоровье человека (2 ч)
Недостаток или избыток химических элементов в окружающей среде как причина заболеваний. Природно-очаговые и эндемические заболевания. Медицинская география.
Практическое занятие: выделение на карте страны, мира очагов эндемических заболеваний. Обсуждение информации о наличии или отсутствии эндемических заболеваний в своем регионе.
Тема 2. Человек и климат (3 ч)
Определение понятий «климат» и «погода». Влияние климатических факторов на здоровье человека (зональные особенности влияния). Жизнь в экстремальных климатических условиях. Влияние изменения погоды на здоровье человека. Магнитные бури. Метеочувствительность.
Варианты практических занятий: 1. Выделение на карте страны наиболее благоприятных с точки зрения климатических условий территорий для проживания. 2. Оценка климатических условий своей местности. 3. Ознакомление с публикациями о неблагоприятных с точки зрения дней магнитных бурь. Составление графиков.
Тема 4. Животные — переносчики заболеваний (2 ч)
Инфекционные и паразитарные болезни. Условия, благоприятные для развития массовых инфекционных болезней. Профилактика этих заболеваний. Пути борьбы человека с переносчиками заболеваний и последствия этой борьбы для окружающей среды (пример — борьба с малярией при помощи ДДТ и последовавшее за этим разрушение взаимосвязей живых организмов в природе). Вирусные заболевания. СПИД — болезнь века.
Блок III. Антропогенная среда и здоровье человека (33 ч)
Тема 1. Глобальные проблемы человечества (4 ч)
Демографическая ситуация в мире. Истощение природных ресурсов. Конкретные примеры глобальных проблем: парниковый эффект, выпадение кислотных осадков, возникновение «озоновой дыры». Причины возникновения этих проблем, связь со здоровьем и пути решения.
Варианты практических работ: 1. Выяснение информации об источниках кислотных осадков на территории своей местности, о кислотности дождевых и снеговых осадков. Составление соответствующих карт. 2. Анализ данных по выпадению кислотных осадков в России. 3. Конференция на тему «Глобальные проблемы современности».
Тема 2. Химические вещества в окружающей среде и здоровье человека (5 ч)
Химическое загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения: промышленность, транспорт, сельское и коммунальное хозяйство. Понятие о предельно допустимых концентрациях. Классификация химических веществ по классам опасности. Примеры веществ различных классов опасности. Кумулятивный эффект. Примеры влияния химических веществ на здоровье человека. Ртуть, кадмий, асбест, фенол, диоксины, свинец, соединения серы, азота (можно рассмотреть и другие вещества — на выбор учителя). Содержание этих элементов в естественной среде и изменение их концентрации в результате влияния человека. Примеры воздействия сочетания различных веществ в окружающей среде на здоровье. Изменение естественного круговорота веществ человеком.
Варианты практических занятий: 1. Выявление состава химических веществ выбросов местного предприятия с анализом выбрасываемых веществ по классам опасности. Построение диаграммы. 2. Анализ состава и источников выбросов в атмосферу по регионам России и выявление связи с заболеваемостью населения.
Тема 3. Загрязнение атмосферы и здоровье (6 ч)
Источники загрязнения атмосферы. Обсуждение и анализ материалов по загрязнению атмосферы по докладу о состоянии окружающей среды в Российской Федерации. Наиболее загрязненные города: а) мира, б) России, в) своего региона. Примеры критических для здоровья населения ситуаций, вызванных загрязнением атмосферы. Образование смога. Учет розы ветров при строительстве предприятий, жилых массивов.
Варианты практических занятий: 1. Работа с материалами по состоянию атмосферного воздуха в селе, выявление основных источников загрязнения. 2. Анализ экономической карты своего региона с целью выделения наиболее промышленно развитых и загрязненных районов (загрязнение атмосферы). Прогноз о характере и степени заболеваемости населения в различных районах региона. 2. Нанесение на карту России (мира) названий городов с наиболее высокой степенью загрязнения атмосферы и сопоставление этой карты с экономической и физико-географической картами. Заболеваемость населения в этих городах (сопоставление данных). 3. Построение розы ветров для своего города и анализ ее с точки зрения размещения предприятий.
Тема 4. Загрязнение ресурсов и здоровье (5 ч)
Значение воды в жизни человека. Загрязнение вод Мирового океана, рек, озер (источники загрязнения, примеры). Загрязненные воды — одна из основных причин заболеваемости населения в мире. Загрязнение водоемов в России: анализ данных доклада о состоянии окружающей среды в Российской Федерации. Химическое и радиоактивное загрязнение водоемов. Источники питьевых ресурсов — поверхностные и подземные. Оценка состояния реки Кумы. Питьевые источники КМВ и здоровье.
Варианты практических работ: 1. Оценка состояния водных ресурсов своего региона и выявление источников загрязнения вод. Влияние загрязнения вод на здоровье населения. Выделение на карте региона районов, наиболее опасных с точки зрения здоровья населения.
Тема 5. Продолжительность жизни людей (4 ч)
Продолжительность жизни сельского и городского населения. Влияние шума. Источники загрязнения среды в городе. Заболеваемость городского и сельского населения в сравнительном плане. Болезни цивилизации.
Варианты практических занятий: 1. Анализ заболеваемости сельского населения . Построение диаграмм. 2. Выявление источников загрязнения вокруг школы, в местах отдыха, возле своего дома. 3. Изменение продолжительности жизни людей в Георгиевском районе во временном плане под влиянием антропогенных факторов.
Тема 6. Загрязнение пищевых продуктов (5 ч)
Источники загрязнений почвы, атмосферы, воды. Нормы содержания химических веществ в продуктах и контроль за соблюдением нормативов. Ядохимикаты и здоровье. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье (ДДТ, хлорофос и др.). Правила применения ядохимикатов. Альтернативные методы защиты растений. Опасность избыточного накопления нитратов в живых организмах. Источники накопления нитратов. Особенности накопления нитратов в растениях различных семейств. Распределение нитратов в растениях. Способы уменьшения содержания нитратов в растениях — во время выращивания и кулинарной обработки. Влияние нитратов на здоровье человека. Загрязнение нитратами окружающей среды.
Варианты практических занятий: 1. Выяснение возможных источников накопления нитратов на своих огородах, дачных участках. 2. Составление и анализ списка ядохимикатов, наиболее активно используемых на территории региона. 3. Дискуссия на тему: возможен ли переход к массовому выращиванию экологически чистой продукции?
Тема 7. Белые книги России (обобщающее занятие)(4 ч)
Анализ материалов «Белых книг России» по экологической обстановке, состоянию здоровья, смертности в различных регионах. Выявление районов с наименее благоприятными условиями для проживания населения (с точки зрения загрязнения всех компонентов природной среды и географического положения). Прогноз состояния экологической обстановки на ближайшее время.
Практические занятия: по материалам «Белых книг» охарактеризовать экологическую обстановку в своем регионе и сравнить с другими регионами страны.
Блок IV. Экологическая безопасность (14 ч)
Тема 1. Источники экологической опасности (6 ч)
Утилизация твердых бытовых отходов в сельской местности. Стихийные свалки. Радиация и здоровье. Естественный радиационный фон. Источники создания повышенного радиационного фона. Последствия аварии на ЧАЭС. Радиоактивные отходы.
Варианты практических занятий: 1. Выявить источники экологической опасности: а) в своем регионе, б) в микрорайоне школы.
Тема 2. Экология в быту (4, ч)
Источники экологической опасности в быту. Микроклимат в квартире. Материалы, используемые для обустройства квартиры с точки зрения влияния на здоровье. Обращение с бытовыми химическими веществами.
Варианты практических занятий: 1. Анализ внутреннего обустройства школы: материалы, применяемые для оформления школы, их влияние на здоровье, источники радиоактивного излучения. Оценка степени и характер озеленения в школе и вокруг нее. 2. Оценка экологической обстановки в квартире. Химические вещества и их применение в домашних условиях. 3. Проведение конференции совместно с родителями на тему «Экология в быту». 4. Конкурс на создание серии запрещающих знаков по теме: «Экологически грамотное поведение в быту», «Экологически грамотное поведение в природе».
Тема 3. Растения и здоровье человека (4 ч)
Оздоравливающая роль леса. Влияние различных видов растений на состав воздуха, микроклимат и здоровье человека. Рекреационные ресурсы. Охраняемые природные территории. Их влияние на состояние окружающей среды и здоровье людей. Роль зеленых насаждений в городе. Растения — фильтры и накопители вредных веществ. Растения — индикаторы состояния среды. Лекарственные растения: правила сбора, экологически безопасные места сбора, применение.
Варианты практических работ: 1. Оценка территорий, на которых живут школьники, с точки зрения обеспечения лесными ресурсами, лекарственными растениями. Площади охраняемых территорий с точки зрения благоприятности для проживания населения. 2. Выявление охраняемых лекарственных растений и причин сокращения их популяций. 3. Оценка состояния и роль зеленых насаждений вблизи школы и места проживания.
Блок V. Я и мое здоровье (6 ч)
Тема 1. Здоровый образ жизни (2 ч)
Здоровый образ жизни — основа устойчивости организма к негативным влияниям среды. Движение — основа жизни. Спорт и здоровье. "Активный отдых. Курение, токсикомания, наркомания и здоровье. Экологический аспект курения. Режим дня. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Значение питания в жизни человека. Режим и культура питания.
Тема 2. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья (4 ч)
Значение загара. Появление «озоновой дыры» и опасность заболеваний раком кожи. Гигиенические и закаливающие водные процедуры, их значение. Участки водоемов, опасные для купания из-за их загрязненности. Питьевая вода. Воздушные ванны. Физические упражнения на свежем воздухе. Районы местности, не пригодные с точки зрения экологической обстановки для занятий физкультурой, спортом и для отдыха.
Варианты практических занятий: 1. Определение качества воды ближайших водоемов и зон, наиболее благоприятных для отдыха. Составление соответствующих карт. 2. Проведение дискуссии на тему «Изменился ли в наши дни смысл выражения «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья».
Заключительное занятие по всему курсу (2 ч)
Варианты: 1. Проведение пресс конференции по темам всех блоков 2. Защита учащимися рефератов по изученным вопросам. Оба варианта предполагают приглашение учеников других классов, родителей, представителей различных природоохранных органов.