kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса «Окружающая среда и здоровье человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В тематику программы включен ряд вопросов дающих возможность сформировать у школьников первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья человека и условий среды и позволяющих убедить его в том, что человек — всего лишь часть природы, во многом от нее зави­сящий. Занятия по данной программе, с одной стороны, дают школьнику теоре­тические знания, с другой — прак­тические навыки.Блоки программы достаточно автоном­ны и могут использоваться в качестве отдельных небольших факультативных курсов, для кружковой работы. Общий объем занятий — 68 часов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса «Окружающая среда и здоровье человека» »

5


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного» Георгиевского района Ставропольского края



Программа факультативного курса

«Окружающая среда и здоровье человека»






Автор:  Писаренко Надежда Ивановна,

учитель биологии МБОУ СОШ №23

с. Новозаведенного

Георгиевского района

Ставропольского края


























Пояснительная записка

Состояние окружающей среды стано­вится все менее благоприятным для су­ществования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий мно­жество. В этих условиях особое значение приобретает школа, которая призвана дать подрас­тающему поколению, начиная с млад­ших классов, хотя бы элементарные представления о взаимосвязях окружа­ющей среды и здоровья человека. Зна­ния и представления об опасности, уг­рожающей здоровью людей в результа­те нерационального использования при­родных ресурсов, загрязнения среды, побудят юношество задуматься над при­чинами экологических бедствий, будут способствовать формированию эколо­гического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения минимального ущерба окру­жающей среде.

В МОУ СОШ № 23 с.Новозаведенного района разработана и апробирована програм­ма факультативного курса для старше­классников «Окружающая среда и здо­ровье». В программе выделено несколько тематических блоков.

I блок. Человек и природа.

  1. блок. Естественная среда и здо­ровье человека.

  2. блок. Антропогенная среда и здо­ровье человека.

  3. блок. Я и мое здоровье.

V блок. Экологическая безопасность.

Предлагаемая программа не охваты­вает весь круг вопросов, связанных с многоаспектной проблемой «Человек и окружающая среда». В те­матику включен лишь ряд вопро­сов, дающих, с нашей точки зрения, возможность сформировать у школьни­ка первоначальные представления о взаимосвязи состояния здоровья и ус­ловий среды и позволяющих убедить его в том, что человек — всего лишь часть природы, во многом от нее зави­сящий. Занятия по данной программе, с одной стороны, дают школьнику теоре­тические знания (формируют экологи­ческое мировоззрение), с другой — прак­тические навыки (умение оценивать си­туацию и действовать с наименьшим ущербом для своего здоровья).

Блоки программы достаточно автоном­ны и могут использоваться в качестве отдельных небольших факультативных курсов, для кружковой работы. Общий объем занятий — 68 часов. При выделе­нии меньшего количества времени на факультативный курс учитель может выбрать из блоков часть тем по своему усмотрению. Однако наибольший эф­фект в усвоении знаний учащимися, на наш взгляд, может быть достигнут при работе по полному курсу.











ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»

Блок I. Человек и природа (6 ч) Тема 1. Что такое экология (4 ч)

Биосфера и ноосфера. Окружающая среда. Определение экологии.

Законы Б. Коммонера. Экосистемы различного уровня. Понятие об эколо­гических факторах, их роль в жизни человека. Биотические и абиотические факторы. Биологический оптимум.

Варианты практических занятий:

1. Привести примеры, подтверждающие законы Б. Коммонера и обсудить их.

2. Дискуссия на тему «Возможна ли гармония во взаимоотношениях человека и природы?».

Тема 2. Взаимоотношения «чело­век — природа» в историческом ас­пекте (2 ч)

Человек — собиратель. Человек — охот­ник. Изменение взаимоотношений че­ловека и природы во времени, отраже­ние этого процесса в состоянии здо­ровья людей. Болезни века.

Варианты тем для дискуссий: 1. «Че­ловек—хозяин природы или ее часть?». 2. «Может ли человек избежать болез­ней века?».

Блок II. Естественная среда и здоровье человека (7 ч)

Тема 1. Геохимические особенно­сти ландшафтов и здоровье челове­ка (2 ч)

Недостаток или избыток химических элементов в окружающей среде как при­чина заболеваний. Природно-очаговые и эндемические заболевания. Медицин­ская география.

Практическое занятие: выделение на карте страны, мира очагов эндемиче­ских заболеваний. Обсуждение инфор­мации о наличии или отсутствии энде­мических заболеваний в своем регионе.

Тема 2. Человек и климат (3 ч)

Определение понятий «климат» и «по­года». Влияние климатических факторов на здоровье человека (зональные осо­бенности влияния). Жизнь в экстремаль­ных климатических условиях. Влияние изменения погоды на здоровье челове­ка. Магнитные бури. Метеочувствитель­ность.

Варианты практических занятий: 1. Выделение на карте страны наиболее благоприятных с точки зрения климати­ческих условий территорий для прожи­вания. 2. Оценка климатических усло­вий своей местности. 3. Ознакомление с публикациями о неблагоприятных с точки зрения дней магнитных бурь. Со­ставление графиков.

Тема 4. Животные — переносчики заболеваний (2 ч)

Инфекционные и паразитарные болез­ни. Условия, благоприятные для развития массовых инфекционных болезней. Профилактика этих заболеваний. Пути борьбы человека с переносчиками за­болеваний и последствия этой борьбы для окружающей среды (пример — борь­ба с малярией при помощи ДДТ и по­следовавшее за этим разрушение взаи­мосвязей живых организмов в приро­де). Вирусные заболевания. СПИД — болезнь века.

Блок III. Антропогенная среда и здоровье человека (33 ч)

Тема 1. Глобальные проблемы че­ловечества (4 ч)

Демографическая ситуация в мире. Ис­тощение природных ресурсов. Конкрет­ные примеры глобальных проблем: пар­никовый эффект, выпадение кислотных осадков, возникновение «озоновой ды­ры». Причины возникновения этих проб­лем, связь со здоровьем и пути реше­ния.

Варианты практических работ: 1. Выяснение информации об источни­ках кислотных осадков на территории своей местности, о кислотности дожде­вых и снеговых осадков. Составление соответствующих карт. 2. Анализ дан­ных по выпадению кислотных осадков в России. 3. Конференция на тему «Гло­бальные проблемы современности».

Тема 2. Химические вещества в ок­ружающей среде и здоровье челове­ка (5 ч)

Химическое загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения: промыш­ленность, транспорт, сельское и ком­мунальное хозяйство. Понятие о пре­дельно допустимых концентрациях. Классификация химических веществ по классам опасности. Примеры веществ различных классов опасности. Кумулятивный эффект. Примеры влияния хи­мических веществ на здоровье челове­ка. Ртуть, кадмий, асбест, фенол, диок­сины, свинец, соединения серы, азота (можно рассмотреть и другие вещест­ва — на выбор учителя). Содержание этих элементов в естественной среде и изменение их концентрации в результа­те влияния человека. Примеры воздей­ствия сочетания различных веществ в окружающей среде на здоровье. Изме­нение естественного круговорота ве­ществ человеком.

Варианты практических занятий: 1. Выявление состава химических веществ выбросов местного предприятия с анали­зом выбрасываемых веществ по клас­сам опасности. Построение диаграм­мы. 2. Анализ состава и источников выбросов в атмосферу по регионам Рос­сии и выявление связи с заболевае­мостью населения.

Тема 3. Загрязнение атмосферы и здоровье (6 ч)

Источники загрязнения атмосферы. Об­суждение и анализ материалов по за­грязнению атмосферы по докладу о со­стоянии окружающей среды в Россий­ской Федерации. Наиболее загрязнен­ные города: а) мира, б) России, в) своего региона. Примеры критических для здо­ровья населения ситуаций, вызванных загрязнением атмосферы. Образование смога. Учет розы вет­ров при строительстве предприятий, жилых массивов.

Варианты практических занятий: 1. Работа с материалами по состоянию атмосферного воздуха в селе, выявление основных источников загрязнения. 2. Анализ экономической карты своего региона с целью выделе­ния наиболее промышленно развитых и загрязненных районов (загрязнение ат­мосферы). Прогноз о характере и сте­пени заболеваемости населения в раз­личных районах региона. 2. Нанесение на карту России (мира) названий горо­дов с наиболее высокой степенью за­грязнения атмосферы и сопоставление этой карты с экономической и физико-географической картами. Заболевае­мость населения в этих городах (сопо­ставление данных). 3. Построение розы ветров для своего города и анализ ее с точки зрения размещения предприятий.

Тема 4. Загрязнение ресурсов и здоровье (5 ч)

Значение воды в жизни человека. За­грязнение вод Мирового океана, рек, озер (источники загрязнения, приме­ры). Загрязненные воды — одна из ос­новных причин заболеваемости населе­ния в мире. Загрязнение водоемов в России: анализ данных доклада о со­стоянии окружающей среды в Россий­ской Федерации. Химическое и радио­активное загрязнение водоемов. Источ­ники питьевых ресурсов — поверхностные и подземные. Оценка состояния реки Кумы. Питьевые ис­точники КМВ и здоровье.

Варианты практических работ: 1. Оценка состояния водных ресурсов своего региона и выявление источников загрязнения вод. Влияние загрязнения вод на здоровье населения. Выделение на карте региона районов, наиболее опасных с точки зрения здоровья насе­ления.

Тема 5. Продолжительность жизни людей (4 ч)

Продолжительность жизни сельского и городского населения. Влияние шума. Источники загрязнения среды в городе. Заболеваемость городского и сельско­го населения в сравнительном плане. Болезни цивилизации.

Варианты практических занятий: 1. Анализ заболеваемости сельского населения . По­строение диаграмм. 2. Выявление ис­точников загрязнения вокруг школы, в местах отдыха, возле своего дома. 3. Изменение продолжительности жизни людей в Георгиевском районе во временном плане под влиянием антропогенных факторов.

Тема 6. Загрязнение пищевых про­дуктов (5 ч)

Источники загрязнений почвы, атмо­сферы, воды. Нормы содержания хими­ческих веществ в продуктах и контроль за соблюдением нормативов. Ядохими­каты и здоровье. Наиболее опасные пестициды и их влияние на здоровье (ДДТ, хлорофос и др.). Правила приме­нения ядохимикатов. Альтернативные ме­тоды защиты растений. Опасность из­быточного накопления нитратов в жи­вых организмах. Источники накопления нитратов. Особенности накопления ни­тратов в растениях различных семейств. Распределение нитратов в растениях. Способы уменьшения содержания ни­тратов в растениях — во время выращи­вания и кулинарной обработки. Влияние нитратов на здоровье человека. Загряз­нение нитратами окружающей среды.

Варианты практических занятий: 1. Выяснение возможных источников накопления нитратов на своих огородах, дачных участках. 2. Со­ставление и анализ списка ядохимика­тов, наиболее активно используемых на территории региона. 3. Дискуссия на тему: возможен ли переход к массовому выращиванию экологически чистой про­дукции?

Тема 7. Белые книги России (обоб­щающее занятие)(4 ч)

Анализ материалов «Белых книг Рос­сии» по экологической обстановке, со­стоянию здоровья, смертности в раз­личных регионах. Выявление районов с наименее благоприятными условиями для проживания населения (с точки зре­ния загрязнения всех компонентов при­родной среды и географического поло­жения). Прогноз состояния экологиче­ской обстановки на ближайшее время.

Практические занятия: по материа­лам «Белых книг» охарактеризовать эко­логическую обстановку в своем регионе и сравнить с другими регионами стра­ны.

Блок IV. Экологическая безопасность (14 ч)

Тема 1. Источники экологической опасности (6 ч)

Утилизация твердых бытовых отходов в сельской местности. Стихийные свалки. Радиа­ция и здоровье. Естественный радиаци­онный фон. Источники создания повы­шенного радиационного фона. Послед­ствия аварии на ЧАЭС. Радиоактивные отходы.

Варианты практических занятий: 1. Выявить источники экологической опасности: а) в своем регионе, б) в микрорайоне школы.

Тема 2. Экология в быту (4, ч)

Источники экологической опасности в быту. Микроклимат в квартире. Матери­алы, используемые для обустройства квартиры с точки зрения влияния на здоровье. Обращение с бытовыми хи­мическими веществами.

Варианты практических занятий: 1. Анализ внутреннего обустройства школы: материалы, применяемые для оформления школы, их влияние на здо­ровье, источники радиоактивного излу­чения. Оценка степени и характер озе­ленения в школе и вокруг нее. 2. Оценка экологической обстановки в квартире. Химические вещества и их применение в домашних условиях. 3. Проведение конференции совместно с родителями на тему «Экология в быту». 4. Конкурс на создание серии запрещающих зна­ков по теме: «Экологически грамотное поведение в быту», «Экологически гра­мотное поведение в природе».

Тема 3. Растения и здоровье чело­века (4 ч)

Оздоравливающая роль леса. Влия­ние различных видов растений на со­став воздуха, микроклимат и здоровье человека. Рекреационные ресурсы. Охраняемые природные территории. Их влияние на состояние окружающей сре­ды и здоровье людей. Роль зеленых насаждений в городе. Растения — фильт­ры и накопители вредных веществ. Рас­тения — индикаторы состояния среды. Лекарственные растения: правила сбо­ра, экологически безопасные места сбо­ра, применение.

Варианты практических работ: 1. Оценка территорий, на которых живут школьники, с точки зрения обеспечения лесными ресурсами, лекарственными растениями. Площади охраняемых тер­риторий с точки зрения благоприятно­сти для проживания населения. 2. Выяв­ление охраняемых лекарственных рас­тений и причин сокращения их популя­ций. 3. Оценка состояния и роль зеленых насаждений вблизи школы и места про­живания.

Блок V. Я и мое здоровье (6 ч)

Тема 1. Здоровый образ жизни (2 ч)

Здоровый образ жизни — основа ус­тойчивости организма к негативным вли­яниям среды. Движение — основа жиз­ни. Спорт и здоровье. "Активный отдых. Курение, токсикомания, наркомания и здоровье. Экологический аспект куре­ния. Режим дня. Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Значение пита­ния в жизни человека. Режим и культура питания.

Тема 2. Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья (4 ч)

Значение загара. Появление «озоно­вой дыры» и опасность заболеваний раком кожи. Гигиенические и закалива­ющие водные процедуры, их значение. Участки водоемов, опасные для купания из-за их загрязненности. Питьевая вода. Воздушные ванны. Физические упраж­нения на свежем воздухе. Районы мест­ности, не пригодные с точки зрения экологической обстановки для занятий физкультурой, спортом и для отдыха.

Варианты практических занятий: 1. Определение качества воды ближай­ших водоемов и зон, наиболее благо­приятных для отдыха. Составление со­ответствующих карт. 2. Проведение дис­куссии на тему «Изменился ли в наши дни смысл выражения «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья».

Заключительное занятие по всему курсу (2 ч)

Варианты: 1. Проведение пресс конференции по темам всех блоков 2. Защита учащимися рефератов по изученным вопросам. Оба варианта предполагают приглашение учеников других классов, родителей, представителей различных природоохранных органов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Программа факультативного курса «Окружающая среда и здоровье человека»

Автор: Писаренко Надежда Ивановна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Программа элективного курса "Я и моё здоровье" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-eliektivnogho-kursa-ia-i-moio-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "136613"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417153512"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Программа интегрированного курса  по биологии и химии «Калейдоскоп» "
    ["seo_title"] => string(71) "proghramma-intieghrirovannogho-kursa-po-biologhii-i-khimii-kalieidoskop"
    ["file_id"] => string(6) "122502"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414258844"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "программа факультативного занятия "Краеведение" "
    ["seo_title"] => string(53) "proghramma-fakul-tativnogho-zaniatiia-kraieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "138900"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417620518"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Рабочая программа факультативного курса  « Истоки» класс:1-4"
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-istoki-klass-1-4"
    ["file_id"] => string(6) "296779"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1456077305"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства