Занятие 1. Проблема сущности и происхождение жизни (2ч)
Занятие 2. Загадки эволюции (2ч)
Занятие 3. Современные исследования в генетике (2ч)
Занятие 4. Тайны генома (2ч)
Занятие 1. Проблемы сущности и происхождения жизни
Урок 1: Как возникла жизнь на Земле?
I.Общая направленность занятия
Данное занятие посвящено проблеме происхождения жизни на Земле, знакомству учащихся с разными гипотезами. Главная цель занятия состоит в том, чтобы сформировать у учащихся интерес к этой проблеме, которая до сих пор остается нерешенной, обсудить в ходе дискуссии «плюсы» и «минусы» различных гипотез, показать отличия гипотез от научной теории. На протяжении всего занятия следует подчеркивать особенности двух противоположных точек зрения, одна из которых утверждает возможность возникновения живого из неживого – теория абиогенеза, другая – теория биогенеза – отрицает самопроизвольное зарождение жизни.
II. Основное содержание
Проблема происхождения Земли.
Представления о происхождении жизни в древности.
Гипотеза самозарождения жизни. Доказательства невозможности самозарождения.
Гипотеза вечности жизни.
Гипотеза происхождения жизни на Земле естественным путем (анабиоз).
Гипотеза геологической вечности жизни.
Нерешенность и дискуссионность проблемы происхождения жизни.
III. Рекомендации учителю
Во вступительной беседе должно быть кратко, но выразительно, с опорой на наглядный всевозможный и демонстрационный материал, охарактеризовать великое разнообразие ЖИЗНИ.
Следует напомнить учащимся, что науку о жизни называют биологией, которая изучает многообразие, строение, жизнедеятельность всего живого на Земле.
Далее следует рассказ педагога о том, что проблема возникновения ЖИЗНИ на нашей планете всегда интересовала не только ученых, но и всех любознательных людей.
В зависимости от исторического времени и уровня знаний ответы на вопрос о возникновении жизни были самыми разными, а в древние времена – фантастическими. Люди давно выяснили, как появляются новые организмы в природе. Они знали, что молодые особи являются потомками живущих сейчас разных организмов. Они появились в результате размножения, рождения. Новые растения вырастали из семян, в гнездах птиц из яиц появлялись птенцы, у домашних и диких животных рождались молодые особи. Дети в племенах и родах появлялись в результате их рождения, чтобы вырастить их, необходима была забота, внимание, любовь.
Величайшей и вечной загадкой природы оставался вопрос о том, каким образом появились на Земле самые первые живые обитатели. Люди прошлых эпох не знали еще, что микроскопические клетки – это уже живые организмы со всеми свойствами, которые присуще бегающим, прыгающим, охотящимся животным и безобидно растущим растениям. Самые ранние ответы на вопросы о возникновении живого люди относили к возникновению их самих – людей определенного племени или рода.
В эпоху неолита господствовало мировоззрение, которое называется тотемизм, от слова – тотем. На языке индейцев племени «оджибве» слово тотем буквально обозначает «его род».
У первобытных народов всего мира было верования в то, что люди какого – то данного племени – это потомки определенного живого существа, например, Тигра, Кролика, Вороны, Рыбы, Черепахи и пр.
Но каждое такое существо, имеющее общее название – тотем, было не реальным животным, а его призрачным прообразом, обитающим вместе с другими тотемами вне пространства, в некоем «времени сновидений». Из этого «времени» тотемы «поднимались» на землю, воплощаясь в настоящих животных и людей, давая им начало. Каждое племя или человеческий род, согласно тотемизму, являлось потомками одного такого таинственного предка и вместе с тем приходилось родственником какому – то животному, даже растению. А раз так, то этим животным приносились жертвы, в их честь исполнялись различные ритуальные танцы и гимны. Всю жизнь и весь быт первобытных людей пронизывали такие архаичные представления о происхождении жизни. Причем эти представления бытовали на территориях Старого и Нового Света. Но они не объясняли, каким образом произошли животные – предки людей.
Что интересно, тотемизм до сих пор сохраняется там, куда еще не проникла цивилизация: в труднодоступных областях Африки, Азии, у папуасов и аборигенов Америки и Австралии.
В тотемизме отражалась связь человека с природой. На смену тотемизму в сознании людей пришли представления о сотворении человека и других существ теми или иными Богами.
Шумерские божества Энки и Нинмах создают человека из глины, вылепляя его руками. На гончарном круге древнеегипетский бог Хнум создал богов, людей и животных, так написано в древнем храме Эсне. В вавилонском мифе богиня Тиамат, олицетворяющая океан, породила богов, самый мощный из которых, по имени Мардук, уже сотворил людей и животных.
Такие объяснения все – таки не удовлетворяли пытливую мысль людей, задающих себе вопрос: «Как же все – таки возникли на Земле живые существа?».
Появляется и приобретает самое разное выражение идея самозарождения, то есть спонтанное возникновение жизни.
Греческие ученые, жившие в VI – V вв. до н. э., формулировали свои идеи различно. Фалес и его ученик Анаксимандр характеризовали возникновение жизни из моря, где на мелководных отложениях, прогреваемых солнцем, зародились организмы, подобные рыбам.
Позже, Демокрит – создатель учения об атомах, как бы повторил идеи Фалеса, высказал суждение о том, что организмы порождены влагой, но не только, они могут возникать и из воздуха, потому что в «дуновении есть теплота, свойственная душе».
Идею Демокрита более обширно развил Дионид Сицилийский (I в. До н. э.). По его мнению, разнообразные виды животных появились на свет из «плодоносящих бугров, которые возникали из полужидкой земли под действием нагревания». Далее, по мысли Дионида, те животные, которым было сообщено наибольшее количество теплоты, поднимались вверх и становились летучими, те, в которых преобладали «землистые соединения», составляли отряд пресмыкающихся и других сухопутных животных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Тайны живой природы" »
Содержание программы
Занятие 1. Проблема сущности и происхождение жизни (2ч)
Представления о происхождении жизни на разных этапах развития человеческого общества. Гипотезы происхождения жизни: самозарождение жизни, вечности жизни, «космического» зарождения жизни, происхождения жизни на Земле естественным путем. Абиогенез, его основные положения. Нерешенность и дискуссионность проблемы происхождения жизни. Признаки живых организмов. Анабиоз, его проявление у разных организмов. Виды анабиоза. Изменения организмов в состоянии анабиоза, его продолжительность у растений, животных, микроорганизмов.
Теоретические и практические аспекты проблемы анабиоза.
Демонстрация: картин, иллюстрирующих представления о происхождении жизни; натуральных объектов, гербарных экземпляров, рисунков организмов, которым свойственен анабиоз.
Занятие 2. Загадки эволюции (2ч)
Развитие проблемы эволюции живой природы в разные периоды становления и развития биологической науки. Понятие «эволюция», причины, направления и результаты эволюции. Доказательства эволюции. Учение Ч. Дарвина об эволюции живой природы. Синтетическая теория эволюции. Моделирование процесса эволюции с помощью ЭВМ. Массовое вымирание различных организмов на протяжении истории Земли. Гипотезы вымирания динозавров: эволюционные, катастрофические. Перспективы решения проблемы вымирания видов.
Демонстрация: таблиц по эволюции органического мира, диапозитивов, видео с изображениями динозавров.
Занятие 3. Современные исследования в генетике (2ч)
Достижения биологической науки в XX – XXI вв. Роль генетики на современном этапе развития цивилизации. Генная и клеточная инженерия, их использование на практике. Этические аспекты исследований в области генной инженерии. Биотехнология – двигатель будущего. Проблема создания и использование трансгенных организмов. Получение трансгенных продуктов питания: «за» и «против». Маркировка генетически модифицированных продуктов. Перспективы развития биотехнологии.
Демонстрация: таблиц.
Занятие 4. Тайны генома (2ч)
Геном человека. Наследственность и изменчивость организмов. Наборы хромосом в клетках человека. Комплексные исследования генома человека. Этические и прикладные аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека.
Перспективные открытия в области исследований генома человека.
Иммунитет, его сущность и роль в жизнедеятельности организмов. Защитная функция крови. Вклад ученых в развитие иммунологии.
ВИЧ – инфекция и СПИД: признаки заболевания. Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки и их заражения. Возможные пути профилактики и лечения СПИДа.
Занятие 1. Проблемы сущности и происхождения жизни
Урок 1: Как возникла жизнь на Земле?
I.Общая направленность занятия
Данное занятие посвящено проблеме происхождения жизни на Земле, знакомству учащихся с разными гипотезами. Главная цель занятия состоит в том, чтобы сформировать у учащихся интерес к этой проблеме, которая до сих пор остается нерешенной, обсудить в ходе дискуссии «плюсы» и «минусы» различных гипотез, показать отличия гипотез от научной теории. На протяжении всего занятия следует подчеркивать особенности двух противоположных точек зрения, одна из которых утверждает возможность возникновения живого из неживого – теория абиогенеза, другая – теория биогенеза – отрицает самопроизвольное зарождение жизни.
II. Основное содержание
Проблема происхождения Земли.
Представления о происхождении жизни в древности.
Гипотеза самозарождения жизни. Доказательства невозможности самозарождения.
Гипотеза вечности жизни.
Гипотеза происхождения жизни на Земле естественным путем (анабиоз).
Гипотеза геологической вечности жизни.
Нерешенность и дискуссионность проблемы происхождения жизни.
III. Рекомендации учителю
Во вступительной беседе должно быть кратко, но выразительно, с опорой на наглядный всевозможный и демонстрационный материал, охарактеризовать великое разнообразие ЖИЗНИ.
Следует напомнить учащимся, что науку о жизни называют биологией, которая изучает многообразие, строение, жизнедеятельность всего живого на Земле.
Далее следует рассказ педагога о том, что проблема возникновения ЖИЗНИ на нашей планете всегда интересовала не только ученых, но и всех любознательных людей.
В зависимости от исторического времени и уровня знаний ответы на вопрос о возникновении жизни были самыми разными, а в древние времена – фантастическими. Люди давно выяснили, как появляются новые организмы в природе. Они знали, что молодые особи являются потомками живущих сейчас разных организмов. Они появились в результате размножения, рождения. Новые растения вырастали из семян, в гнездах птиц из яиц появлялись птенцы, у домашних и диких животных рождались молодые особи. Дети в племенах и родах появлялись в результате их рождения, чтобы вырастить их, необходима была забота, внимание, любовь.
Величайшей и вечной загадкой природы оставался вопрос о том, каким образом появились на Земле самые первые живые обитатели. Люди прошлых эпох не знали еще, что микроскопические клетки – это уже живые организмы со всеми свойствами, которые присуще бегающим, прыгающим, охотящимся животным и безобидно растущим растениям. Самые ранние ответы на вопросы о возникновении живого люди относили к возникновению их самих – людей определенного племени или рода.
В эпоху неолита господствовало мировоззрение, которое называется тотемизм, от слова – тотем. На языке индейцев племени «оджибве» слово тотем буквально обозначает «его род».
У первобытных народов всего мира было верования в то, что люди какого – то данного племени – это потомки определенного живого существа, например, Тигра, Кролика, Вороны, Рыбы, Черепахи и пр.
Но каждое такое существо, имеющее общее название – тотем, было не реальным животным, а его призрачным прообразом, обитающим вместе с другими тотемами вне пространства, в некоем «времени сновидений». Из этого «времени» тотемы «поднимались» на землю, воплощаясь в настоящих животных и людей, давая им начало. Каждое племя или человеческий род, согласно тотемизму, являлось потомками одного такого таинственного предка и вместе с тем приходилось родственником какому – то животному, даже растению. А раз так, то этим животным приносились жертвы, в их честь исполнялись различные ритуальные танцы и гимны. Всю жизнь и весь быт первобытных людей пронизывали такие архаичные представления о происхождении жизни. Причем эти представления бытовали на территориях Старого и Нового Света. Но они не объясняли, каким образом произошли животные – предки людей.
Что интересно, тотемизм до сих пор сохраняется там, куда еще не проникла цивилизация: в труднодоступных областях Африки, Азии, у папуасов и аборигенов Америки и Австралии.
В тотемизме отражалась связь человека с природой. На смену тотемизму в сознании людей пришли представления о сотворении человека и других существ теми или иными Богами.
Шумерские божества Энки и Нинмах создают человека из глины, вылепляя его руками. На гончарном круге древнеегипетский бог Хнум создал богов, людей и животных, так написано в древнем храме Эсне. В вавилонском мифе богиня Тиамат, олицетворяющая океан, породила богов, самый мощный из которых, по имени Мардук, уже сотворил людей и животных.
Такие объяснения все – таки не удовлетворяли пытливую мысль людей, задающих себе вопрос: «Как же все – таки возникли на Земле живые существа?».
Появляется и приобретает самое разное выражение идея самозарождения, то есть спонтанное возникновение жизни.
Греческие ученые, жившие в VI – V вв. до н. э., формулировали свои идеи различно. Фалес и его ученик Анаксимандр характеризовали возникновение жизни из моря, где на мелководных отложениях, прогреваемых солнцем, зародились организмы, подобные рыбам.
Позже, Демокрит – создатель учения об атомах, как бы повторил идеи Фалеса, высказал суждение о том, что организмы порождены влагой, но не только, они могут возникать и из воздуха, потому что в «дуновении есть теплота, свойственная душе».
Идею Демокрита более обширно развил Дионид Сицилийский (I в. До н. э.). По его мнению, разнообразные виды животных появились на свет из «плодоносящих бугров, которые возникали из полужидкой земли под действием нагревания». Далее, по мысли Дионида, те животные, которым было сообщено наибольшее количество теплоты, поднимались вверх и становились летучими, те, в которых преобладали «землистые соединения», составляли отряд пресмыкающихся и других сухопутных животных.
Урок 2: Анабиоз – жизнь или смерть?
I.Общая направленность занятия
Данное занятие посвящено знакомству учащихся с состоянием анабиоза, которое в настоящее время остается недостаточно изученным и в то же время вызывает живейший интерес не только ученых, но и писателей –фантастов в связи с возможностью сохранения в течение длительного времени не только отдельных клеток, органов и тканей, но даже целых организмов, в том числе человеческого тела.
II. Основное содержание
Определение понятия «жизнь».
Признаки живых организмов.
Состояние анабиоза, его проявление у разных организмов.
Виды анабиоза.
Изменения организмов в состоянии анабиоза.
Продолжительность анабиоза у организмов.
Анабиоз – жизнь или смерть?
Анабиоз и происхождение жизни.
Прикладные аспекты анабиоза.
10.Возможности перехода к анабиозу человеческого организма.
Занятие2. Загадки эволюции
Урок 3: Эволюция – миф и реальность?
I.Общая направленность занятия
Данное занятие направлено на обсуждение проблемы эволюции живой природы. На занятии учащиеся должны получить элементарные представления об эволюции, ее причинах Формированию познавательного интереса школьников должно способствовать знакомство с проблемой моделирования процесса эволюции с помощью ЭВМ.
II. Основное содержание
1.Понятие «эволюция».
2. Палеонтологические доказательства эволюции.
3. Учение Чарльза Дарвина об эволюции живой природы.
4. Моделирование процесса эволюции с помощью ЭВМ.
Урок 4: Почему вымерли динозавры?
I. Общая направленность занятия
Данное занятие нацелено на знакомство учащихся с одной из самых дискуссионных в биологии проблем –проблемой вымирания динозавров. Основное внимание на этом целесообразно уделить различным гипотезам, объясняющим причины вымирания этих животных, их дискуссионности и проблематичности. Развитию познавательного интереса к данной проблеме должен способствовать богатый иллюстративный материал.
II.Основное содержание
Кто такие динозавры?
Эволюционные гипотезы вымирания динозавров.
Массовое вымирание различных организмов на протяжении истории Земли.
Нерешенность проблемы массового вымирания динозавров.
Занятие 3. Современные исследования в генетике
Урок 5:Какие проблемы решают генная и клеточная инженерия?
I.Общая направленность занятия
Данное занятие посвящено знакомству учащихся с современными исследованиями в биологической науке. На нем рассматриваются методы генной и клеточной инженерии. Для формирования познавательного интереса целесообразно использовать больше ярких примеров, провести обсуждение этических аспектов некоторых исследований в области генной и клеточной инженерии.
II. Основное содержание
Биотехнология, ее основные направления исследования.
Микробиологический синтез органических веществ
Генная инженерия, решаемые ею проблемы.
Методы клеточной инженерии, их использование в практической деятельности.
Этические аспекты исследований в области генной инженерии.
Урок 6: Что нам известно о трансгенных растениях и животных?
I.Общая направленность занятия
Занятие нацелено на знакомство учащихся с достижениями генной инженерии в области получения трансгенных продуктов, выделения трансгенных растений и животных.Развитию познавательного интереса у школьников будет способствовать освещение ряда дискуссионных проблем в области генной инженерии.
II. Основное содержание
1.Роль биологической науки на современном этапе развития цивилизации.
2. Проблема создания и использования трансгенных организмов.
3. Получение трансгенных продуктов питания: «за» и «против».
4. Создание и использование трансгенных животных.
Занятие 4. Тайны генома
Урок 7:Почему изучают геном человека?
I.Общая направленность занятия
Данное занятие направлено на формирование познавательного интереса школьников к биологии. Для этого целесообразно познакомить их с новейшими достижениями в изучении генома человека, имеющими прикладное и этическое значение для всего человечества, прикладные и этические аспекты.
II.Основное содержание
Наследственность и изменчивость – свойства организмов
Наборы хромосом в половых и соматических клетках человека
Геном человека
Комплексные исследования генома человека
Прикладные аспекты изучения генома человека
Этические аспекты некоторых исследований, связанных с геномом человека
Перспективные открытия в области исследований генома человека.
Урок 8: Что мы знаем о СПИДе?
I.Общая направленность занятия
Данное занятия направлено на расширение представлений учащихся о СПИДе, мерах его профилактики. Информация об этом заболевании достаточно широко и не всегда достоверно освещается в средствах массовой информации, поэтому в ходе занятия целесообразно ознакомить учащихся с механизмом и путями передачи СПИДа, обсудить с ними меры его профилактики.
II. Основное содержание
Иммунитет, его роль в жизнедеятельности организма
ВИЧ – инфекция и СПИД: признаки заболевания
Механизм проникновения вируса СПИДа в клетки
Пути, источники и меры профилактики заражения СПИДом
Возможные пути лечения СПИДа
Урок 9: Заключительный.
МОУ Таловская общеобразовательная школа.
2008-2009 уч. год
Программа элективных курсов по биологии для 9-го класса
Тема: «Тайны живой природы».
( 9 часов)
Учитель : Падерина В. В.
Программа принята на МО биологии, физики, химии.
Использованная литература:
В. М. Корсунская, Г. Н. Мироненко, З. А. Мокеева, Н. М. Верзилин. «Уроки общей биологии». Пособие для учителя- М.: Просвещение, 1986 г.
Л. П. Анастасова. «Общая биология». Дидактические материалы.: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.- М.: «Вента-граф», 1997 г.
Биологический энциклопедический словарь. Главный редактор М. С. Гиляров.
Т. А. Козлова, Н. И. Сонин. «Общая биология 10-11 классы». Методическое пособие. М.: Дрофа, 2006 г.