ПРОГРАММА Элективного курса для 10-11 классов «ИСТОРИЯ АТОМА»
ПРОГРАММА Элективного курса для 10-11 классов «ИСТОРИЯ АТОМА»
Современное российское общество проявляет настойчивый и глубокий интерес к своему прошлому. Мы стремимся не только прочитать ранее малоизвестные страницы истории, но и соотнести их с задачами нашего времени.
Одновременно, в связи со строительством и развитием ядерно-медицинского кластера в нашем регионе, возникает необходимость в воспитании грамотного специалиста в области ядерной физики и медицины. Первые, пусть и небольшие, шаги в этом направлении делает школа.
Долгое время именно страницы возникновения и развития ядерной физики, а затем и создания атомной отрасли в СССР были тайнами за семью печатями. Сегодня, когда становится возможным доступ ко многим документам, печатаются воспоминания участников этих исторических событий, открывается картина удивительных открытий и достижений отечественной науки, поражающая своими героическими страницами, прозорливыми попытками понять и приручить физические явления, истинная природа которых станет известна гораздо позже.
Без знаний этапов развития ядерной физики и медицины, достижений нашей страны в этой области, невозможно представление дальнейших перспектив развития физической науки в целом, и личных перспектив учащихся, как будущих исследователей физической природы различных явлений, в частности. Именно поэтому, ученику 10 класса, сделавшему свой первый выбор в поисках будущей профессии – выбор физико-математического профиля, эти знания будут особенно необходимы.
Безусловно, важным является и формирование гордости за отечественных ученых, в т.ч. жителей своего края, формировавших новую отрасль науки – ядерную физику и давших толчок к появлению новой отрасли промышленности – атомной. Развитие атомной отрасли – это не закрытая для ребят тема. Еще живы те, кто создавал её фундамент, рядом с нами живут и работают те, кто могут передать свой исключительный опыт молодому поколению. Хорошим полем для изучения темы могут стать улицы и здания родного города, имеющие отношение к строительству Открытого акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее ОАО «ГНЦ НИАР»), и одновременному заселению Мелекесса-Димитровграда (район так называемого «Соцгорода»).
Ядерная энергия играет исключительную роль в современном мире: ядерное оружие оказывает влияние на политику, оно нависло угрозой над всем, живущим на Земле. А пока человечество стремится утолить свои непрерывно растущие потребности в энергии путем беспредельного развития ядерной энергетики, радиоактивные отходы загрязняют нашу планету.
Формирование мнения о важности развития атомной энергетики с одной стороны, её исключительного влияния на экологию планеты, становится важным элементом воспитания личности, владеющей основами экологической культуры.
И, наконец, немаловажен, политологический аспект, изучения данной темы. Так называемая, «атомная политика» стала мощным и зачастую единственным орудием решения многих мировых конфликтов, в т.ч. в период «холодной войны». Знание истории появления атомного оружия, его влияния на развитие международных отношений в XX и сейчас в начале XXI века – есть важное условие понимание истории этого периода.
Изучение предлагаемого спецкурса направлено, таким образом, на достижение следующих задач:
Освоение первичных знаний по истории ядерной физики, атомной отрасли и «атомной политики» в СССР (России) и мире в XX – начале XXI вв.;
Овладение умениями и навыками комплексной работы с первоисточниками – историческими документами;
Формирование/развитие мировоззренческих убеждений учащихся о перспективах развития атомной отрасли в новом веке, на основе осмысления полученной информации, а также на основе социального опыта взаимодействия с работниками атомной отрасли;
Формирование готовности использования приобретенных знаний в выборе профессии и траектории дальнейшего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА Элективного курса для 10-11 классов «ИСТОРИЯ АТОМА» »
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ -
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Димитровграда Ульяновской области
ПРОГРАММА
Элективного курса для 10-11 классов
«ИСТОРИЯ АТОМА»
Автор:
Батырова Анна Евгеньевна,
учитель истории и обществознания
Димитровград, 2014 год
Современное российское общество проявляет настойчивый и глубокий интерес к своему прошлому. Мы стремимся не только прочитать ранее малоизвестные страницы истории, но и соотнести их с задачами нашего времени.
Одновременно, в связи со строительством и развитием ядерно-медицинского кластера в нашем регионе, возникает необходимость в воспитании грамотного специалиста в области ядерной физики и медицины. Первые, пусть и небольшие, шаги в этом направлении делает школа.
Долгое время именно страницы возникновения и развития ядерной физики, а затем и создания атомной отрасли в СССР были тайнами за семью печатями. Сегодня, когда становится возможным доступ ко многим документам, печатаются воспоминания участников этих исторических событий, открывается картина удивительных открытий и достижений отечественной науки, поражающая своими героическими страницами, прозорливыми попытками понять и приручить физические явления, истинная природа которых станет известна гораздо позже.
Без знаний этапов развития ядерной физики и медицины, достижений нашей страны в этой области, невозможно представление дальнейших перспектив развития физической науки в целом, и личных перспектив учащихся, как будущих исследователей физической природы различных явлений, в частности. Именно поэтому, ученику 10 класса, сделавшему свой первый выбор в поисках будущей профессии – выбор физико-математического профиля, эти знания будут особенно необходимы.
Безусловно, важным является и формирование гордости за отечественных ученых, в т.ч. жителей своего края, формировавших новую отрасль науки – ядерную физику и давших толчок к появлению новой отрасли промышленности – атомной. Развитие атомной отрасли – это не закрытая для ребят тема. Еще живы те, кто создавал её фундамент, рядом с нами живут и работают те, кто могут передать свой исключительный опыт молодому поколению. Хорошим полем для изучения темы могут стать улицы и здания родного города, имеющие отношение к строительству Открытого акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее ОАО «ГНЦ НИАР»), и одновременному заселению Мелекесса-Димитровграда (район так называемого «Соцгорода»).
Ядерная энергия играет исключительную роль в современном мире: ядерное оружие оказывает влияние на политику, оно нависло угрозой над всем, живущим на Земле. А пока человечество стремится утолить свои непрерывно растущие потребности в энергии путем беспредельного развития ядерной энергетики, радиоактивные отходы загрязняют нашу планету.
Формирование мнения о важности развития атомной энергетики с одной стороны, её исключительного влияния на экологию планеты, становится важным элементом воспитания личности, владеющей основами экологической культуры.
И, наконец, немаловажен, политологический аспект, изучения данной темы. Так называемая, «атомная политика» стала мощным и зачастую единственным орудием решения многих мировых конфликтов, в т.ч. в период «холодной войны». Знание истории появления атомного оружия, его влияния на развитие международных отношений в XX и сейчас в начале XXI века – есть важное условие понимание истории этого периода.
Изучение предлагаемого спецкурса направлено, таким образом, на достижение следующих задач:
Освоение первичных знаний по истории ядерной физики, атомной отрасли и «атомной политики» в СССР (России) и мире в XX – начале XXI вв.;
Овладение умениями и навыками комплексной работы с первоисточниками – историческими документами;
Формирование/развитие мировоззренческих убеждений учащихся о перспективах развития атомной отрасли в новом веке, на основе осмысления полученной информации, а также на основе социального опыта взаимодействия с работниками атомной отрасли;
Формирование готовности использования приобретенных знаний в выборе профессии и траектории дальнейшего обучения.
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 10 (11) классов в рамках профильной подготовки (физика-математика, химия-биология), но может быть полезна и в социально-гуманитарных-экономических классах. Поэтому автор курса рекомендует читателям-педагогам подойти к планированию курса творчески. Если возникает необходимость, можно сместить акценты в сторону либо развития и перспектив атомной отрасли, либо ядерной медицины, её экологических аспектов (для учащихся физико-математического и химико-биологического профиля), либо в сторону политологического аспекта влияния данных отраслей науки и промышленности на мировую историю XX и начала XXI вв. (для учащихся социально-гуманитарного и социально-экономического профиля).
Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в одном из полугодий учебного года, либо 2 часа в неделю методом погружения в течение 8,5 недель учебного года, выбранных произвольно) – как факультативный курс, либо как элемент внеурочной деятельности в классах, в которых осуществляется введение ФГОС второго поколения.
Структура элективного курса состоит из двух частей: теоретической и практической.
Теоретическая часть содержит круг вопросов, связанных со становлением и развитием советской ядерной физики и медицины, атомной отрасли, влиянием «атомной политики» на международное положение СССР и России в XX и в начале XXI века. Её содержание представляет собой последовательное изложение учебного материала, расположенного в хронологическом порядке в трех основных блоках «Краткая история мировой атомной физики и медицины в 18 – начале 20 века», «Краткая история атомной отрасли в СССР и в России в 1930-е годы – начале 21 века», «Атомная политика СССР в 1946-1991 годы».
Практическая часть включает в себя преимущественно проблемные, исследовательские методы, такие как постановка и решение проблемных и развивающих задач, историческое моделирование и др.
Результативность изучения курса отслеживается учителем исходя из поставленных задач, а именно:
Освоены первичные знания по истории ядерной физики, атомной отрасли и «атомной политики» в СССР (России) и мире в XVIII – начале XXI вв.
Усовершенствованы умения и навыки комплексной работы с первоисточниками – историческими документами (поиск и систематизация исторической информации, в т.ч. краеведческого характера);
Сформированы убеждения учащихся о перспективах развития атомной отрасли в новом веке, в том числе в родном городе Димитровграде;
Отмечен больший уровень готовности использования приобретенных знаний для определения будущей профессии и траектории дальнейшего обучения.
Основным показателем результативности изучения курса является итоговый продукт, который просматривается по двум основным направлениям:
- коллективный результат (коллективная проектная работа – карта атомной отрасли нашей страны и/или энциклопедия исторических лиц (ученых, работников атомной отрасли, политических деятелей), организация и проведение интерактивной краеведческой игры для учащихся лицея или города, иные коллективные и групповые проекты);
- личный результат (презентация и устные выступления на занятиях (стендовый доклад), составление/выполнение тестовых заданий, написание статей для устного журнала, составление физического/политологического словаря «атомных» терминов, контрольные задания).
Помимо этого для диагностики результата изучения курса привлекаются анкеты (на входе и на выходе), а также мини-эссе «Если бы мне пришлось работать в атомной отрасли, то я бы выбрал профессию (направление)…»призванные оценить степень сформированности убеждений о перспективах развития атомной отрасли в новом веке, уровня готовности использовать полученные знания для выбора будущей профессии или дальнейшей образовательной траектории.
Таким образом, виды работ учащихся в рамках курса могут быть следующими:
Подготовка презентации, стендового доклада, сообщения учащимися;
Тестирование, в т.ч. в формате он-лайн;
Составление схем, чтение и создание карт;
Составление статей для «Энциклопедии исторических лиц» и «Атомного словаря»;
Рецензия устного доклада, сообщения;
Организация и проведение интерактивной краеведческой игры;
Творческие задания, в т.ч. составление синквейна, кластера;
Подготовка и проведение встречи с работниками ОАО «ГНЦ НИАР»а разных лет;
Участие в экскурсии в ОАО «ГНЦ НИАР», Краеведческий музей города Димитровграда.
Задания распределяются между учащимися на первом организационном занятии, количество заданий рассчитано на стандартный класс из 25 учащихся. Формы выполнения заданий: индивидуальные, парные, групповые (5-6 человек).
Этапы деятельности и контроля учащегося будут отражены в специальном «Атомном» дневнике лицеиста. «Дневник» представляет собой рабочую тетрадь с текстами и заданиями к ним. Помимо этого в дневнике фиксируется работа учащегося дома и на уроке, выставляются оценки учителя, а также оценки, полученные в результате взаимопроверки в классе, собственные оценки учащегося.
Помимо заданий и отметок об их выполнении в «Дневнике» присутствуют памятки – алгоритмы работы над тем или иным заданиям. Эти памятки могут быть составлены учителем самостоятельно по«Справочнику учителя истории и обществознания» (автор Т.И.Сечина)1 либо найдены в иных источниках (в том числе в сети Интернет).
Количество и состав памяток также может быть определен учителем самостоятельно, в зависимости от уровня представленности памяток в работе того или иного класса. Если учащиеся на основных уроках истории, обществознания уже знакомились с данными видами работ, в систему «Дневника» данные памятки не включаются.
Ниже перечислены основные памятки к курсу:
Оценка исторического события.
Работа с дополнительными источниками информации.
Правила конспектирования.
Рецензирование устных ответов.
Работа с докладом.
Стендовый доклад.
Работа с документом.
Эссе по обществознанию.
В «Дневнике» приняты следующие обозначения форм работ учащихся:
- Парная работа.
- Индивидуальная работа.
- Групповая работа (5 человек).
Предусмотрено место для выполнения схем, рисунков, словаря, записи статей «Энциклопедии исторических лиц». Дается дополнительная информация по темам курса, но она носит не просто информативный характер, а заставляет думать, ставит проблемы, а, значит, требует поиска решения. В то же время, основной упор в «Дневнике» делается на практическую работу, поэтому дополнительная информация вставляется очень дозированно.
Для обеспечения мотивации учащегося в «Дневнике» есть тексты «личного» характера – приветствие, заключительные слова автора Дневника.
Присутствуют в «Дневнике» информация организационного характера – список группы (пары), в которую входит учащийся, а также «Календарь курсанта» - фактически программа курса, с указанием дат проведения уроков, тематики, видов и форм заданий.
Итак, основные разделы «Дневника»:
Тексты и задания к ним (тесты, синквейны, схемы, рисунки, контурные карты «Атомные державы мира», «Страны НАТО и СЭВ» и пр.);
Памятки для выполнения тех или иных видов работ;
«Атомный словарь», место для статей «Энциклопедии исторических лиц».
Дополнительные задания, связанные с проведением интерактивной краеведческой игры «Мирный атом»;
Оценки учащихся (самооценка, оценка товарища по группе или по паре, оценка учителя, благодарность родителям учащегося);
Список группы (пары), «Календарь лицеиста»;
Приветствия автора Дневника, анкеты вначале и в конце изучения курса, как «входная» и «выходная» диагностика.
Учитель самостоятельно формирует структуру «Дневника» исходя из предложений автора курса. Так, словарь и памятки могут располагаться в конце «Дневника», как справочный материал, а могут и «разноситься» по страницам «Дневника» в соответствии с темой текста, заданиями.
Оценки учащихся можно выставлять на отдельном листе – например, в «Календаре лицеиста», рядом с темами курса, а можно и непосредственно в рамках заданий.
Тесты необязательно включать в «Дневник», так как их выполнение требует быстрой обратной связи, а значит, они могут выполнятся на отдельных листах.
Формы контроля предполагают самоконтроль, взаимоконтроль учащихся и контроль со стороны учителя.
Виды заданий, требования к итоговому продукту, форма контроля.
№
Вид задания / результат
Требования к итоговому продукту
Форма контроля (выход)
Презентации:
Феномен атома.
Атомная энергетика: использование атома в мирных целях.
Развитие атомной отрасли в СССР и России.
Атомное оружие: история появления и виды.
Холодная война и её влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР.
Мирный атом: безопасность и перспективы.
9 (7+2) слайдов. Первый слайд – титульный, последний слайд – указание источников. Основа информации – текст к курсу. Возможно привлечение дополнительной информации.
Тезисы для презентации с указанием слайдов в «Атомном дневнике».
Выступление на занятии (15-20 минут).
Стендовые доклады:
Атом и медицина.
Этапы развития атомной отрасли в СССР.
События холодной войны. Начало.
Сообщение с привлечением наглядной информации на стенде (доске): книги, журналы, карты, портреты.
План доклада – в «Атомном дневнике».
Выступление на занятии (7-10 минут).
Тесты:
История ядерной физики и медицины.
История атомной отрасли.
Атомная политика в XX веке.
Он-лайн викторина в рамках интерактивной игры.
10 вопросов по типу вопросов к ГИА или ЕГЭ на основе текстов к курсу.
Запись в «Атомном дневнике».
Подготовка и проведению тестирования он-лайн (с помощью программы i-test) в компьютерном классе школы.
Сообщения:
Карибский кризис».
«События холодной войны. Конец».
Сообщение с привлечением текстовой информации на стенде (экране, доске): имена, даты, термины.
Запись в «Атомном дневнике».
Выступление на занятии (5-7 минут).
Схемы:
Учёные прошлого и их модели вещества (атома).
Получение ядерной энергии.
Ядерные реакторы и их виды.
Атом и экология: основные угрозы.
Сообщение с привлечением наглядной схемы на стенде (доске): схемы, кластеры.
Упражнение в «Атомном дневнике».
Выступление на занятии (2-4 минуты).
Энциклопедия исторических лиц (страницы):
Беккерель Антуан. Бор Нильс.
Броз Тито И. Горбачев М.С.
Дальтон Джон. Демокрит.
Казачковский О.Д. Кеннеди Д.
Королёв С.П. Курчатов И.В.
Левкипп. Резерфорд Эрнест.
Рейган Р. Славский Е.П.
Сталин И.В. Томсон Дж.Дж.
Хрущев Н.С. Черчилль У.
Небольшая статья с обязательным привлечением 1-2 фотографий (рисунков) и текстовым сопровождением 100-120 слов, обязательным списком источников.
Запись в энциклопедии в соответствующем разделе «Атомного дневника».
Наличие оценки события с приведением 1-2 аргументов.
Положительные и отрицательные моменты ответа.
Устная и/или письменная рецензия в дневнике.
Интерактивная игра.
Смотрите в разработке игры.
Организация и проведение игры.
Карты:
Атомная отрасль России в наши дни.
Атомные державы мира.
Страны НАТО и СЭВ.
На контурных картах «Политическая карта мира во второй половине XX века», «Политическая карта СССР до 1991 года» раскрасить различным цветом категории стран (атомные державы мира, страны НАТО и СЭВ), добавить условные обозначения (АЭС, НИИ). Составить по 5 вопросов к полученной карте.
Карты для практических работ по подготовленным вопросам группы.
Синквейн:
К выделенным терминам курса (см. статьи «Атомного словаря»).
1 строка. Искомый термин.
2 строка. Два (эпитета) прилагательных к нему.
3 строка. 3 глагола к термину.
4 строка. Общая итоговая фраза.
5 строка. Синоним термина.
Упражнение в «Атомном дневнике».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. 1 час.
Занятие 1. Организационное занятие – система подготовки и выступлений, работа с «Атомным дневником лицеиста». Физика ядра и атомные технологии – значение и опасности.
Раздел 1. Краткая история мировой атомной физики и медицины в 18 – начале 20 века. 2 часа.
Занятие 2. Феномен атома. 2 часа.
Начальные представления ученых прошлого о материи, введение термина атом в науку, загадки неизвестного излучения. Модель атома Резерфорда. Квантовая теория и спектроскопия.
Раздел 2. Краткая история атомной отрасли в СССР и в России в 1930-е – начале 21 века. 6 часов.
Занятие 3. Атомная энергетика. 2 часа.
Радиоактивность – её открытие и природа. Получение ядерной энергии. Ядерные реакторы – классификация. Термоядерная энергия – основа энергетики будущего. «Атомная» медицина.
Занятие 4. Развитие атомной отрасли в СССР и России в 1930-е годы – начале 21 века. 2 часа.
Физика «атомного ядра». Создание ядерного щита страны. Атомная энергетика – первая АЭС в Обнинске. Создание ОАО «ГНЦ НИАР» в Мелекессе-Димитровграде. Атомные проекты страны. Авария на Чернобыльской АЭС. Плюсы и минусы (угрозы) атомной энергетики.
Занятие 5. Встреча с сотрудниками ОАО «ГНЦ НИАР» разных лет. 2 часа.
Посещение ОАО «ГНЦ НИАР» с экскурсией. Посещение Краеведческого музея (экспозиция «История ОАО «ГНЦ НИАР»).
Раздел 3. Атомная политика СССР в 1946-1991 годы. 6 часов.
Занятие 6. Атомное оружие. 2 часа.
Атомное оружие в современном мире. Современные атомные бомбы и снаряды. Современное термоядерное оружие. Чистая водородная бомба. Атом и экология.
Занятие 7. Холодная война и её влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР в 1946-1991 годы. 4 часа.
Рост влияния СССР после войны. Политика «железного занавеса». «Холодная война» Конфликт с Югославией. Биполярный мир. Локальные военные конфликты. Карибский кризис. Гонка вооружений. Распад СССР. Ядерная стратегия.
Раздел 4. Интерактивная игра на местности. 2 часа.
Занятие 8. Мирный атом. 2 часа.
История ОАО «ГНЦ НИАР». Социальная политика предприятия в 1957-1997 годы. Улица Димитрова. Авария на Чернобыльской АЭС, участие работников ОАО «ГНЦ НИАР» в ликвидации аварии. Памятник ликвидаторам последствий на Чернобыльской АЭС. Перспективы развития атомной отрасли и ОАО «ГНЦ НИАР» в наши дни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ раздела
Тема раздела
Кол-во часов
в т.ч. практика
в т.ч. теория
Введение.
1
1
1
История ядерной физики.
2
1
1
2
История атомной отрасли.
6
3
3
3
Атомная политика.
6
3
3
4
Мирный атом.
2
2
Календарно-тематическое планирование курса
Тема
Содержание
Результаты / итоговый продут
Введение. 1 час.
Введение. – 1 час.
Физика ядра и атомные технологии – значение и опасности. Организация деятельности учащегося в рамках курса. Планирование личной и коллективной деятельности на курсе. Знакомство с «Атомным дневником», памятками.
Общий план коллективных и личных работ курсантов (формат А5).
Раздел 1. Развитие атомной отрасли в СССР и России в 1930-е годы – начале 21 века.– 2 часа.
Феномен атома. – 2 часа.
Начальные представления о материи, введение термина атом в науку, загадки неизвестного излучения. Модель атома Резерфорда. Квантовая теория и спектроскопия.
Исторические личности: Левкипп, Демокрит, Д. Дальтон, Дж. Томсон. Э. Резерфорд, Н. Бор.
Презентация по теме.
10 тестовых вопросов по типу ГИА/ЕГЭ к тексту курса.
Кластер-схема по теме «Учёные прошлого и их модели вещества (атома)».
Синквейн к терминам курса (атом, орбиты Бора).
Страницы «Энциклопедии исторических лиц».
Статьи для словаря терминов по теме.
Немасштабная модель атома водорода (гелия) из пластилина (иного пластичного материала).
Раздел 2. Краткая история атомной отрасли в СССР и в России в 1930-е – начале 21 в. – 6 часов.
Атомная энергетика. – 2 часа.
Радиоактивность – её открытие и природа. Получение ядерной энергии. Ядерные реакторы – классификация. Термоядерная энергия – основа энергетики будущего.
Понятия: ядерная энергия, радиоактивный распад и деление атомного ядра, синтез и слияние легких ядер в более тяжелые, радиоактивность, бета частицы, альфа частицы, гамма-излучение, изотопы, неуправляемая (управляемая) цепная реакция, ядерный реактор, замедлителями, реакторы на графите, на воде и на тяжелой воде, дейтерий, критическая масса вещества, уран, торий.
Исторические личности: А. Беккерель.
Презентация по теме.
Стендовый доклад «Атом и медицина».
Анализ текста.
Схемы «Получение ядерной энергии», «Ядерные реакторы и их виды».
Статьи для словаря терминов по теме «Атомная энергетика».
Развитие атомной отрасли в СССР и России. – 2 часа.
Физика «атомного ядра». Создание ядерного щита страны в СССР. Атомная энергетика – первая АЭС в Обнинске. Создание ОАО «ГНЦ НИАР» в Мелекессе-Димитровграде. Атомные проекты страны. Авария на Чернобыльской АЭС. Плюсы и минусы (угрозы) атомной энергетики.
Исторические личности: Е.П.Славский, О.Д.Казачковский, И.В.Курчатов, С.П.Королёв.
Презентация по тексту.
Стендовый доклад «Этапы развития атомной отрасли в СССР» с указанием дат.
10 тестовых вопросов по типу ГИА/ЕГЭ к тексту курса.
Работа с текстом.
Страницы «Энциклопедии исторических лиц».
Статьи для словаря терминов по теме.
Карта «Атомная отрасль России», включая АЭС, исследовательские институты.
Встреча с работниками Научно-исследовательского института атомных реакторов разных лет. – 2 часа.
Посещение ОАО «ГНЦ НИАР» г. Димитровграда с экскурсией.
Посещение Краеведческого музея (экспозиция «История ОАО «ГНЦ НИАР»).
Встреча в школе с работниками ОАО «ГНЦ НИАР» г. Димитровграда разных лет (возможно, членами семей учащихся).
Страницы «Энциклопедии исторических лиц»
Вопросы пригашенному гостю, связанные с его выбором профессии, работой в ОАО «ГНЦ НИАР», оценкой безопасности, необходимости и перспектив развития атомной отрасли в стране и мире.
Мини-эссе «Если бы мне пришлось работать в атомной отрасли, то я бы выбрал профессию (направление)…»
Раздел 3. Атомная политика СССР в 1946-1991 годы. – 6 часов.
Атомное оружие.
Атомное оружие в современном мире. Современные атомные бомбы и снаряды. Современное термоядерное оружие. Чистая водородная бомба. Атом и экология. Атом и медицина.
Понятия: атомное и водородное (термоядерное) ядерное оружие, средство устрашения, инструмент укрепления мира ядерный потенциал, Конвенция о Нераспространении Ядерного Оружия, ядерные испытания, малые, средние и крупные атомные бомбы, тактическое оружие и стратегическое ядерное оружие.
Исторические личности: И.В.Сталин, Б.Л.Ванников, И.В.Курчатов, А.П.Завенягин, Н.А.Борисов, Л.П.Берия.
Презентация по теме «Атомное оружие».
Анализ текста.
Схема «Атом и экология: основные угрозы».
Статьи для словаря терминов по теме «Атомное оружие».
Синквейн к терминам курса (ядерное оружие, конвенция о нераспространении ядерного оружия).
Карта «Атомные державы мира», включая: атомные сверхдержавы, имеющие атомное оружие на вооружении; государства, ведущие разработки атомного оружия; государства, теоретически обладающие мощностями для создания ядерного оружия в короткие сроки.
Холодная война и её влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР. – 4 часа.
Рост влияния СССР после войны. Политика «железного занавеса». «Холодная война» Конфликт с Югославией. Биполярный мир. Локальные военные конфликты. Карибский кризис. Гонка вооружений. Распад СССР. Ядерная стратегия.
Понятия: политика «железного занавеса», устрашение, гибкое реагирование, массированное возмездие, неприменение первым, первый удар,второй удар, подлетное время, сдерживание, ядерный паритет, ядерное распространение, ядерная триада, ядерный шантаж, ядерное оружие, ядерная война, гонка вооружений.
Исторические личности: У.Черчилль, И.В.Сталин, И.Броз Тито, Д. Кеннеди, Н.С. Хрущев, М.С.Горбачев, Р.Рейган.
Презентация по теме.
Линия времени и стендовый доклад «События холодной войны. Начало».
10 тестовых вопросов по типу ГИА/ЕГЭ к тексту курса.
Синквейн к терминам курса (железный занавес, гонка вооружений, ядерный шантаж).
Статьи для словаря терминов по теме «Холодная война».
Страницы «Энциклопедии исторических лиц».
Сообщение о Карибском кризисе.
Сообщение «События холодной войны. Конец». Прочитай сообщение в классе, выписав на доске опорные слова, имена и даты по данной теме.
Карта «Страны НАТО и СЭВ».
Раздел 4. Интерактивная игра на местности. – 2 часа.
Мирный атом.
История ОАО «ГНЦ НИАР». Социальная политика предприятия в 1957-1997 годы. Улица Димитрова. Авария в Чернобыле, участие работников ОАО «ГНЦ НИАР» в ликвидации аварии. Памятник ликвидаторам последствий на Чернобыльской АЭС. Перспективы развития атомной отрасли и ОАО «ГНЦ НИАР» в наши дни.
Исторические личности: Е.П.Славский,О.Д.Казачковский, И.В.Курчатов, С.П.Королёв.
Организация и проведение интерактивной игры среди учащихся 8-9 классов лицея.
ЛИТЕРАТУРА:
Аджиева, Е.М. 50 сценариев классных часов. [Текст] / Е.М. Аджиева. — Москва, 2000. С. 88 — 92.
Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособ. [Текст] / И.В. Вачков. — Москва 2000.
Гинзбург, Я.С. Социально-психологическое сопровождение деловой игры [Текст] / Я.С. Гинзбург, Н.М. Коряк. // Игровое моделирование. Методология и практика. — Новосибирск, 1987. С. 61–78.
Грецов, А.Г. Радость общения: социально-психологический тренинг для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. // Психология в школе: практический психолог — профессия нового века. — Санкт-Петербург, 2001.
Спец-проект «Димитровград». Ядерно-инновационный кластер: приоритетный проект федерального масштаба. [Текст] / Деловое обозрение. Ульяновская область. - 5 (149) мая 2010 года. – Издатель : ООО «Деловое обозрение». - С. 24.
НИИАР: российский атом на новом витке. [Текст] / Деловое обозрение. Ульяновская область. - 5 (149) мая 2010 года. – Издатель : ООО «Деловое обозрение». С. 28.
В Димитровграде начал работать Научно-исследовательский институт атомных реакторов. [Текст] / Историческое краеведение. // Учебное пособие для VII – IX классов общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Главным управлением образования администрации Ульяновской области в качестве регионального пособия (Приказ № 25 от 20.01.2000). Издательство «Корпораций технологий продвижения», Ульяновск. – 2000. - С. 231. 1956 -
Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. [Текст] / История: Россия в XX – начале XXI века. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе // А.А.Данилов ; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с. Параграф 39.
Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике. [Текст] / С.С. Кашлев. — Минск, 2004.
Козырева, О. Компетентность — это деловая игра. [Текст] / О. Козырева. // Учитель. 2001. №6. С.24.
Ли, Д. Практика группового тренинга. [Текст] / Д. Ли. — Санкт-Петербург., 2001.
Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками. [Текст] / А.Г. Лидерс. — Москва, 2001.
Сечина, Т.И. Справочник учителя истории и обществознания. [Текст] / автор-сост. Т.И.Сечина. – Волгоград : Учитель, 2013. - 219 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
История создания Научно-исследовательского института атомных реакторов. [Электронный ресурс]./ Информация официального сайта Открытого акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (ОАО «ГНЦ НИИАР»). – Режим доступа : http://www.niiar.ru/
История атомной отрасли. / Информация официального сайта государственной корпорации «РОСАТОМ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rosatom.ru/
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
http://www.rosatom.ru/ - официальный сайт государственной корпорации «РОСАТОМ», рассказывающий об атомной отрасли России.
http://www.rosatom.ru/nuclearindustry/terms/ - сокращения и термины.
http://www.rosatom.ru/nuclearindustry/nuclear_structure/ - структура атомной отрасли.
http://www.rosatom.ru/nuclearindustry/russainnuclearindustry/ - атомная отрасль России.
http://www.rosatom.ru/nuclearindustry/history/ - история атомной отрасли.