Пояснительная записка рабочей программы по биологии для 6-9 классов
Пояснительная записка рабочей программы по биологии для 6-9 классов
Пояснительная записка создана на основе примерной праграммы авторского коллектива под руководством Пономарёвой И.Н. для 6-9 классов. В ней имеются следующие разделы: вклад учебного предмета в достижение целей среднего общего образования, общая характеристика предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты учебного предмета по ФГОСам, структура образовательной области "биология" и модули содержания для разработки тематического планирования на 245 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка рабочей программы по биологии для 6-9 классов »
Пояснительная записка
Вклад учебного предмета в достижение целей среднего общего образования
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования основные цели состоят:
в формировании у обучающихся общей культуры и относительной целостной системы знаний, деятельностей и представлений о природе, обществе и человеке;
в формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию
в развитии индивидуальности и творческих способностей с учётом профессиональных намерений
в социализации и духовно-нравственного развития обучающихся, формирования социального становления личности, самореализации в социально и личностно значимой деятельности.
наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость. биологическое образование вносит вклад в достижение глобальных целей:
социализация обучаемых;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей;
ориентацию в системе этических норм и ценностей;
развитие познавательных качеств личности;
овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями;
сформированность экологического сознания.
Общая характеристика учебного предмета
Образовательная область «Биология» представляет одну из базовых областей общего среднего образования. Её роль в системе школьного образования обусловлена значением биологических знаний в понимании законов природы и в практической деятельности человека, в формировании оптимальных взаимоотношений человека и природы, современной научной картины мира.
Биология как наука относится к основополагающим областям естествознания. Её главный объект – живая природа, компонентами которой являются клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз и биосфера. Эти элементы в биологической науке рассматриваются как структурно-функциональные уровни организации живой природы и находятся в многообразных связях между собой. Каждый такой уровень характеризуется определённой структурой и функциями, обусловленными внутренней упорядоченностью и согласованностью его частей, изучается определёнными областями биологической науки, содержит собственную систему теоретических знаний. Структурно – функциональная организация уровней обеспечивает их взаимосвязь, включение одного уровня в другой. Так , клетка и организм выделяются в самостоятельные уровни организации, в то же время клетка входит в состав организменного уровня как его структурная и функциональная единица, а организм, в свою очередь, представляет собой составной компонент в популяционно-видовом уровне. Популяция рассматривается как структурно – функциональная единица биогеоценоза, который сам является единицей биосферы.
Живой природе свойственны закономерные изменения. На всех уровнях организации жизни осуществляется эволюционный процесс: в генах и хромосомах клетки возникают мутации, которые обусловили появление мутантных организмов, накопление мутантов в популяции, к совершенствованию и появлению новых видов, к эволюции.
Все закономерности, проявляющиеся на каждом структурно – функциональном уровне организации, опираются на эволюционную теорию как методическую основу биологии.
В свете учения о структурно – функциональной организации и эволюции живой природы устанавливается иерархия всех её уровней, осуществляется структурирование научных знаний.
Особое место в живой природе занимает человек. С одной стороны, он является объектом живой природы, существование которого зависит от состояния биосферы, а с другой стороны – социальным существом. Поэтому его жизнь протекает как по биологическим, так и по социальным законам.
Место учебного предмета в учебном плане
В базисном учебном плане образовательная область «Биология» является одной из составляющих его федерального компонента, в содержании которого выделены курсы общекультурного и общегосударственного значения.
Основы биологической грамотности учащихся закладывает начальная школа, где элементы знаний о живой природе включены в интегрированный курс о природе.
В 6-9 классах биология выделена в самостоятельный систематический курс, на его изучение отведено 8 учебных часов в неделю (1 – в 6 классах, 2 – в 7 классах, 2 – в 8 классах, 2 – в 9 классах). В 10-11 классах на его изучение отведено 2 часа в неделю (1 – в 10 классах, 1 – в 11 классах).
Положением биологии в базисном учебном плане определяется система школьного биологического образования. Она включает три компонента.
Первый компонент (подготовительный) служит решению задачи создания у школьников первоначальных представлений о признаках живых организмов, их многообразии и связи с окружающей средой, вооружения учащихся элементарными сведениями о строении и жизнедеятельности человека, его гигиене.
Второй компонент представлен в основном общеобразовательной школе, где изучается систематический курс биологии, который призван обеспечить овладение всеми учащимися необходимым минимумом биологических знаний.
Третий компонент реализуется на старшей ступени в средней ( полной) общеобразовательной школе, где изучаются систематические курсы общеобразовательного или более высокого теоретического уровня.
Результаты освоения учебного предмета
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будующей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами.
Вклад изучения курса биологии в формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы состоит:
в овладении составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
в умении работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
в способности выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
в умении адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, компетентностях, характеризующих качество овладения обучающимися содержанием учебного предмета:
в характеристике содержания биологических теорий; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;
выделении существенных признаков биологических объектов и процессов;
объяснении роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада научных теорий в формировании современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
приведении доказательств единства живой и неживой природы, её уровней организации и эволюции; родства живых организмов;
умении пользоваться биологической терминологией и символикой;
умении решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и переноса веществ и энергии;
описании особей по морфологическому критерию;
выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, антропогенных изменений в экосситемах своей месности;
сравнении биологических объектов, процессов и формулировке выводов на основе сравнения;
анализе и оценке различных гипотез о сущности жизни, о происхождении жизни и человека; глобальных экологических проблеми путей их решения;
постановке биологических экспериментов и объяснени их результатов.
Структура образовательной области «Биология»
Ступень обучения
Содержательные линии, их основные блоки
Организм – биологическая система
Надорганизменные системы
Многообразие и эволюция органического мира
1. начальное общее образование
Основные сведения об организме растений, животных и человека и его гигиене
Среда обитания организмов
Многообразие растений и животных
2. основное общее образование
1. клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Ткани.
2. строение и жизнедеятельность живого организма. Вирусы.
3. организм человека
1. взаимосвязь организма и среды
2. природные и искусственные сообщества
3. человек и среда
1. классификация организмов и эволюционное учение
2. система и эволюция растительного и животного мира
3. многообразие бактерий, грибов, лишайников
4. человек как вид, его происхождение
3. среднее (полное) общее образование
1. клетка – структурно функциональная единица живого организма
2. размножение и развитие организмов
3. наследственность и изменчивость организмов
1. популяция. Вид. Экосистемы
2. биосфера
1. движущие силы, направления и результаты эволюции
2. селекция растений и животных. биотехнология
Модули содержания для разработки тематического планирования
(245 часов)
Тема (кол-во часов)
Содержание
Виды деятельности обучающихся
Биология как наука. Методы биологии. (3 часа)
Биология - наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Основные методы изучения живых объектов. Правила ТБ.
Анализ информации, коррекция, целеполагание, построение логической цепи рассуждений
Система органического мира (25 часов)
Классификация организмов. Основныеистематические категории. царства живой природы: растений, бактерий, грибов, животных. Вирусы - неклеточные формы жизни.
Сравнение, анализ информации, исследование, классификация объектов, выдвижение гипотез, выведение понятий
Многообразие и эволюция живой природы (62 часа)
Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Сохранение биологичесского разнообразия растений. Сельскохозяйственные растения. Многообразие животных. Сохранение биологического разнообразия животных. Сельскохозяйственные животные
Сравнение, анализ информации, исследование, классификация объектов, выдвижение гипотез, выведение понятий, обоснование гипотез, моделирование, доказательство,самостоятельное решение проблемы, создание алгоритмов деятельности, постановка вопросов
Признаки живых организмов (34 часа)
Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, состав, обмен веществ и т.д. Гены и хромосомы. Осбенности химического состава живых организмов. Размножение. Разнообразие организации живых объектов: клетка, организм, вид, экосистема
Сравнение, анализ информации, исследование, классификация объектов, выдвижение гипотез, выведение понятий, обоснование гипотез, моделирование, доказательство,самостоятельное решение проблемы, создание алгоритмов деятельности, постановка вопросов
Взаимосвязи организмов и окружающей среды (28 часов)
Экологические факторы. экосистемная организация живой природы. Круговорот веществ, популяция. Агроэкосистемы. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Сравнение, анализ информации, исследование, классификация объектов, выдвижение гипотез, выведение понятий, обоснование гипотез, моделирование, доказательство,самостоятельное решение проблемы, создание алгоритмов деятельности, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Человек и его здоровье (60 часов)
Место и роль человека в системе органического мира. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Высшая нервная деятельность человека. Культура отношений к собственному здоровью и здоровью окружающих. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Сравнение, анализ информации, исследование, классификация объектов, выдвижение гипотез, выведение понятий, обоснование гипотез, моделирование, доказательство, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли