kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Планирование уроков биологии в 5 классе в контексте с требованиями ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование уроков расчитано на 34 учебных недели по учебнику Понаморевой И.Н. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Структура планирования включает следующие разделы: номер урока по порядку, тема урока, формы организации учебно-познавательной деятельности, планируемые результаты, УУД: регулятивные,  познавательные,коммуникативные, контроль знаний, основные средства, понятия, домашнее задание, дата по плану, дата по факту, примечание. В планировании предусмотренны лабораторные работы и проверка знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«планирование уроков биологии в 5 классе в контексте с требованиями ФГОС. »

Календарно-тематическое планирование 5 класс /линия Пономаревой И.Н./ ФГОС


тема

Тип урока

Формы организации учебно-познавательной деятельности

Планируемые результаты:

Л - личностные

М - метапредметные

П - предметные

УУД: Регулятивные, Познаватель-ные, Коммуникатив-ные


Контроль знаний

Основные средства

понятия

Домашнее зад

Дата по плану

Дата по факту

примечание

1.

Наука о живой природе.

Урок постановки учебной задачи.

Знакомство с учебником, целями и задачами курса. Живые организмы – важная часть природы. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.

Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Давать определение наукам биологии, ботанике, зоологии, микробиологии, микологии.

Характеризовать задачи, стоящие перед учёными-биологами


Л. формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека.

М. формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения, умение работать с понятиями.

П. знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

Регулятивные:

Следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные:

1)строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации,

2) формулировать собственное
мнение и позицию;

3) задавать вопросы;


самоконтроль.

Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой.

Словесный, наглядный, частично-поисковый.

Таблицы «Домашние животные», «Культурные растения», иллюстрации, живые объекты, ЭОР / Игра на определение специальностей ученых, изучающих живую природу

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74071-0a01-022a-0071-d29ad0e95d83/%5BEST5_02-07%5D_%5BID_02%5D.swf

значение биологии презентация http://www.youtube.com/watch?v=BDnjXR7K95k

Биология, ботаника, микология, зоология, микробиология.

§ 1, знать термины.




2.

Свойства живого.

Урок открытия нового знания.

Способствовать актуализации знаний об отличии живых тел от тел неживой природы, признаках живого. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции, согласованность работы органов.

Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого.

Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника.

Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции

Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности.

Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма

Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого.

М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм)

П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах.

Регулятивные:

1) осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

2) адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей;

Познавательные

ориентироваться на разнообразие способов
решения учебных задач;

Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии;


самоконтроль.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль.

Наглядный, словесный.

Демонстрация.

Таблица «Органы растений и животных», рисунки, фотографии, ЭОР.

Обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, организм, органы.

§ 2, ответы на вопросы после параграфа.




3.

Методы изучения природы.

Урок систематизации ранее полученных знаний

Знакомство школьников с общими методами изучения природы. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы.

Различать и характеризовать методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Обсуждать способы оформления результатов исследования

Л. Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения.

М. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать , выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования.

П. овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования.

Регулятивные

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.

Познавательные

1)осуществлять синтез как составление целого
из частей;

2)устанавливать причинно-следственные
связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии

самоконтроль.

Индивидуальная, работа в парах, группах.

Самостоятельная работа, изучение нового материала, контроль знаний.

Бинокль, полевой дневник, фрагмент в/ф, ЭОР

Измерительные приборы

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d3-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm

Наблюдение за прорастанием фасоли

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/04_02_02_02.swf


Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование.

§ 3, термины. Сообщение об А. Левенгуке.




4.

Увеличительные приборы.

Урок решения частных задач – знакомства с работой увеличительных приборов.

Актуализация знаний о необходимости использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Формирование навыков работы с микроскопом.


Объяснять назначение увеличительных приборов.

Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение.

Характеризовать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа.

Находить части микроскопа и называть их.

Изучить и запомнить правила работы с микроскопом.

Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы

Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов.

М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов.

П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами.

Регулятивные

1)осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

2) адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей;

Познавательные

использовать знаково-символические
средства, в т.ч. овладеет действием
моделирования

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения

Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Микроскопы, ручные и штативные лупы, таблица «Увеличительные приборы» мякоть арбуза, плоды томатов.

Портреты Левенгука, Гука, ЭОР Изучение строения микроскопа практическая работа http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37b10a47-ba51-4260-b1ba-e2321a67666c/?interface=catalog&class=48&subject=29



Штатив, тубус, окуляр, объектив предметный столик, микропрепарат, препаровальная игла, предметное стекло.

§ 4. зарисовать и подписать устройство микроскопа.




5.

Строение клетки. Ткани.

Урок открытия нового знания.

Создать условия для приобретения учащимися знаний о клеточном строении организма, особенностях клетки растений; приобретение знаний о тканях.

Называть части клетки по рисункам учебника.

Характеризовать назначение частей клетки.

Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.

Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции.

Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия.

М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов.

П. формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов.

Регулятивные:

1) следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

2) осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

Познавательные

проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные

учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве


Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль.

Демонстрация /ткани под микроскопом и/или ЭОР/.

Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», микроскопы, микропрепараты, ЭОР, мультимедиа.


Ткани животных организмов

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000208-1000-4ddd-74dc-550046b3269f/064.swf


Ткани растений. Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000207-1000-4ddd-7ca8-4d0046b3269f/062.swf


Ткань, эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная, образовательная, основная (фотосинтезирующая), покровная, проводящая, механическая.

§ 5, заполнить таблицы «Ткани»




6.

Знакомство с клетками растений

Урок развития практических навыков.

Создание условий для формирования метапредметных умений осуществления исследовательской деятельности. Дальнейшее развитие навыков проведения лабораторных исследований.

Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа; , готовить простейшие микропрепараты.

Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани.

Обобщать результаты наблюдений, делать выводы.

Зарисовывать клетки в тетради.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторными приборами и инструментами

Л. Формирование интеллектуальных умений сравнения живых объектов (клеток растений), анализа их особенностей и черт сходства.

М. овладение основами исследовательской деятельности при выполнении лабораторной работы по изучению клеток различных растений.

П. развитие навыков проведения лабораторных исследований; соблюдение правил работы с увеличительными приборами и поведения в кабинете биологии; умение готовить микропрепарат растительных тканей; умение различать на рисунках клетки, входящие в состав тканей растений.

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия


Исследовательский. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Таблица «Растительная клетка», микроскопы, лабораторное оборудование, репчатый лук, йод, элодея.


Строение растительной клетки слайд http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2ddb6313-ccc7-45a1-86b5-1c8334141b5c/?interface=catalog&class=48&subject=29


Микропрепарат, предметное стекло, покровное, ядро, вакуоли, цитоплазма, пластиды.

§ 5 повторить, зарисовать в тетради строение клетки растений и животных.




7.

Химический состав клетки.

Урок открытия нового знания.

Способствовать приобретению знаний о химических веществах клетки. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки.

Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма.

Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя.

Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов

Л. Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ.

М. умение извлекать информацию из различных источников(учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы.

П. выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний.

Демонстрация /опыты по обнаружению воды и органических веществ в растениях./

ЭОР, пробирки, спиртовка, держатель, пипетка, йод, тесто, семена подсолнечника, пшеницы.


Вода и минеральные соли в жизни клетки

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fe-1000-4ddd-6a1d-260046b3269f/041.swf


Неорганические в-ва, органические, белки, жиры, углеводы, микроэлементы, минеральные соли.

§ 6, подготовить сообщения /презентации/ о великих естествоиспытателях.




8.

Процессы жизнедеятельности клетки.

Урок открытия нового знания.

Актуализация и углубление знаний об основных процессах, происходящих в живой клетке: дыхании, питании, обмене веществ, росте, развитии, размножении. Взаимосвязанная работа частей клетки.

Оценивать значение питания, дыхания, размножения.

Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение.

Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события.

Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки.

Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема)


Л. Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки.

М. умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе.

П. выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата.

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в
открытом информационном пространстве, в
т.ч.контролируемом пространстве Интернета;

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения

Фронтальный, индивидуальный, словесный, наглядный.

Приобретение и контроль знаний, самоконтроль.

Демонстрация /микропрепарат «митоз в корешках лука» или ЭОР/.

Таблицы, микроскопы, микропрепараты.

ПК, телевизор.


Деление клетки

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0116978d-fed2-454b-99c1-f69114c6e142/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_02%5D.swf

Жизнедеятельность растительной клетки

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d7995287-0942-b22b-4993-11b2e5aa0c05/00120075919031763.htm

Размножение, деление, хромосомы, наследственность.

§ 7, повторить §§ 1-6




9.

Обобщающий урок по теме.

Великие естествоиспытатели.

Урок развивающего контроля.

Диагностика и коррекция ЗУН по теме.

Приобретение знаний о великих учёных- естествоиспытателях (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов).


Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации.

Знакомиться с именами и портретами учёных, слушая сообщения одноклассников.

Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий.

Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии.

Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества.


Л. Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений и презентаций об учёных-естествоиспытателях; умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

П. выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.


Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Индивидуальная. Работа в группах. Сообщения учащихся, работа с учебником. Контроль знаний.

Тесты.

Портреты учёных: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, ЭОР, мультимедиа.




С.30-32 читать.




10

Царства живой природы.

Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Индивидуальная:

Объяснять сущность термина «классификация».

Давать определение науке систематике.

Знать основные таксоны классификации – «царство» и «вид».

Продуктивная:

Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации.

Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами.

Творческая: Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.

М. умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал.

П. приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию  

партнёров по общению,  создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.


самоконтроль взаимоконтроль знаний.

Составить сравнительную хар-ку


Мультимедиа, таблицы, портреты Линнея, Ивановского, фрагмент в/ф о ВИЧ.


Царства живой природы

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f1-1000-4ddd-c014-350046b3269e/003.swf

Царства живой природы

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000449-1000-4ddd-9c0f-0b0046bc4311/007.swf



§ 8.




11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии -примитивные одноклеточные организмы. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

Понятие об автотрофах и гетеротрофах.

Приобретение знаний:

Выделять и называть главные особенности строения бактерий, используя рисунок учебника.

Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника.

Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Различать свойства прокариот и эукариот.

Творческая: Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе

Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике;


. М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными

П. выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

создать условия для 

развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Взаимоконтроль

Теренажор «Бактерии»

Таблицы, ЭОР, учебники, дополнительная литература.


Разнообразие бактерий

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004cb-1000-4ddd-4b74-200046bc432d/0019.jpg

Слайд "Культура бактерий"

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79491425-37e9-4496-8679-3b5e5bb52e4a/%5BNB6_1-1%5D_%5BPK_SL-L-17%5D.jpg

Биологические карты "Бактерии"

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000343-1000-4ddd-d6eb-2a0046bb2fd1/0046_1.swf


§ 9, сообщения об инфекционных заболеваниях и их профилактике.




12

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Способствовать актуализации знаний о значении бактерий в природе и жизни человека, об инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Приобретение знаний. Индивидуальная, фронтальная: Характеризовать важную роль бактерий в природе.

Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз».

Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты.

Различать бактерий по их роли в природе.

Приводить примеры полезной деятельности бактерий.

Характеризовать использование процесса брожения в народном хозяйстве.

Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий

Л. Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций.

М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний.

П. приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения

Сообщения учащихся Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль

Тест «Бактерии

Таблицы, иллюстрации, мультимедиа.


Изготовление продуктов питания с помощью бактерий/ Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9de57-0a01-022a-0149-e631efa1db71/%5BBIO6_07-52%5D_%5BMV_03%5D.WMV

Значение бактерий/ Схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/91a476d0-c245-492a-948e-36b61215d6dd/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BSH_04%5D.html

Болезнетворные бактерии человека/Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9ddfa-0a01-022a-01b1-ab1d6e4bc343/%5BBIO6_07-52%5D_%5BMV_02%5D.WMV


§ 10. заполнить таблицу «Значение бактерий»




13

Растения.

Способствовать приобретению знаний об отличительных свойствах растений. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы.

Строение растений. Размножение растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Групповая, фронтальная. Проектный метод. Характеризовать главные признаки растений.

Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях.

Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие.

Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, знать термин «спора».

Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп.

Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы.

Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека

Л. Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным.

М. умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения.

П. выделение существенных признаков растений; определение различных растений к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия


Приобретение знаний, само и взаимоконтроль. Теренажор

Ватман, клей, ножницы, картинки, таблицы, гербарии.


Многообразие растений

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc98133d-268f-4272-9520-f845f1e6a5d1/%5BBIO6_01-01%5D_%5BMV_01%5D.wmv



Особенности организации низших и высших растений

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000358-1000-4ddd-2a2b-1b0046bb2fd2/0090.jpg



§ 11, подготовка к лабораторной работе.




14

Лабораторная работа

«Знакомство с внешним строением побегов растения»


Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты.

Приобретение и закрепление знаний Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части.

Определять расположение почек на побеге цветкового растения.

Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге.

Устанавливать местоположение шишки.

Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны).

Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений

Л. Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов.

. М. развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; умение осуществлять простейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы.

П. определение существенных признаков семенных растений; различение на таблицах, рисунках, гербариях, живых экземплярах органов цветкового и голосемянного растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами

Регулятивные:

1) следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения;

2) осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по
результату;

Познавательные

проводить сравнение, сериацию и
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные

учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве


Работа в парах, индивидуальная

Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растений

Ст 50

Микроскопы и лабораторное оборудование, гербарии, живые экземпляры растений.




§ 11




15

Животные.

Способствовать приобретению знаний об особенностях животных – гетеротрофности, способности к передвижению, наличии органов чувств. Среда обитания, одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных.

Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела.

Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы.

Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.

Различать беспозвоночных и позвоночных животных.

Приводить примеры позвоночных животных.

Объяснять роль животных в жизни человека и в природе.

Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных

Л. Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными.

М. умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты.

П. выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных.

Регулятивные:

Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные

Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Коммуникативные

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Приобретение и первичный контроль знаний. вопросы ст.56

Таблицы, чучела, микропрепараты, ЭОР.


Многообразие многоклеточных животных

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e0a4-0a01-022a-00fc-cada01fab98c/%5BBIO7_01-01%5D_%5BMV_01%5D.WMV

Многообразие одноклеточных животных

Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e177-0a01-022a-01f2-428db06a715c/%5BBIO7_01-01%5D_%5BMV_02%5D.WMV


Характерные признаки животных. Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000003a8-1000-4ddd-a343-620046bb2fdf/31_2.jpg



§ 12. Знать термины.




16

Лабораторная работа

«Наблюдение за передвижением животных»

Дальнейшее развитие навыков наблюдения и описания биологических объектов; умение

фиксировать результаты наблюдений в тетради и формулировать вывод о значении движения для животных.

Индивидуальная, работа в парах Готовить микропрепарат культуры инфузорий.

Соблюдать правила работы с микроскопом.

Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении

Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей.

Зарисовать общий облик инфузории.

Формулировать вывод о значении движения для животных.

Фиксировать результаты наблюдений в тетради.

Л. Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении яза животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе.

М. умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного.

П. развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

1)задавать вопросы;

2)контролировать действия партнера

Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных

Ст. 56

Микроскопы, культуры водных микроорганизмов, в/ф о простейших (инфузория туфелька


§ 12, повторить §§ 1-11




17

Грибы.

Приобретение знаний об особенностях царства Грибы. Общая характеристика грибов. Строение тела гриба. Питание и размножение грибов, микориза.


Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный Устанавливать сходство гриба с растениями и животными.

Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место царства Грибы среди эукариот.

Называть знакомые виды грибов.

Рассказывать о своих встречах с грибами в лесу.

Характеризовать питание грибов.

Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.


Л. Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы.

М. умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию.

П. выделение существенных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

формулировать собственное
мнение и позицию;


Самоконтроль,взаимоконтроль

Тест «Грибы»

Грибница, плодовое тело, гифы, гименофор, микориза (грибокорень)


Таблицы, муляжи, влажные препараты, ЭОР.

Питание грибов. Анимация



§ 13, заложить опыт по выращиванию плесени




18

Многообразие и значение грибов.

Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Оказание приёмов первой помощи при

отравлении грибами.

Парная работа

Характеризовать строение шляпочных грибов.

Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые.

Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника.

Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин».

Различать съедобные и ядовитые грибы.

Обсуждать правила сбора и использования грибов.

Характеризовать значение грибов для человека и для природы


Л. Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека.

М. умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их.

П. выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний

Регулятивные:

планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в
открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернета

Коммуникативные

строить монологическое
высказывание, владеть
диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч.
при возможности средства и
инструменты ИКТ и
дистанционного общения

сообщения учащихся. Демонстрация /строение мукора под микроскопом/.

Составление сравнительной таблицы

Рис. 55

Таблицы, иллюстрации, микроскоп, плесневые грибы, ЭОР.

Грибы-паразиты, вызывающие заболевания культурных растений Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000034f-1000-4ddd-e569-590046bb2fd1/0076.swf

Грибы - разрушители древесины/ Видеофрагмент

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9df9e-0a01-022a-0137-156605fa729e/%5BBIO6_08-54%5D_%5BMV_02%5D.WMV

Дрожжи и плесени

Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4da8bf87-978e-40a9-b739-6db9a7fb864a/%5BBI6ZD_15-01%5D_%5BIL_04%5D.html

Съедобные и ядовитые грибы. Текст с иллюстрациями

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/878f822e-79d4-4f76-984e-079faf842f80/%5BBI6ZD_15-01%5D_%5BIL_06%5D.html



§ 14. сделать карточки с грибами – двойниками




19

Лишайники

Способствовать знакомству учащихся с общей характеристикой лишайников, их многообразием, значением, местообитанием.

Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ.

Словесный, наглядный. Приобретение знаний. Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов - гриба и водоросли.

Различать типы лишайников на рисунке учебника.

Анализировать изображение внутреннего строения лишайника.

Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.

Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека

Л. Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы.

М. выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её.

П. выделение существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Самоконтроль, взаимоконтроль – работа с гербарным материалом

Гербарий, таблицы, ЭОР.

Строение лишайника видеофрагмент http://school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9e06f-0a01-022a-00ed-d9de614d5da7/?interface=catalog&class=48&subject=29

Лишайник иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/?interface=catalog&class=48&subject=29 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/?interface=catalog&class=48&subject=29


§ 15, подготовка сообщений о полезных и вредных организмах.




20

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Формирование знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека

Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. Приобретение и углубление знаний Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.

Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом


Л. Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы.


М. структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе

П. приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Ульяновской области; знание

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.


Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы


Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Составить схему «Биологическое разнообразие.»

Таблицы, презентации, ЭОР, мультимедиа.



.



§ 16




21

Обобщающий урок.

Диагностика ЗУН учащихся по темам «Биология – наука о живой природе», «Многообразие живых организмов»


Индивидуальная, фронтальная Отвечать на итоговые вопросы по темам 1, 2.

Выполнять итоговые задания по материалам темы.

Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала



Л. формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий.

. М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал.

П. продемонстрировать ЗУН по темам.

Регулятивные:

принимать и сохранять
учебную задачу

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Контроль знаний, самоконтроль

задания

Ст. 73-74


Термины по темам 1-2




22

Среды жизни на планете Земля

Урок изучения и первичного закрепления знаний

комбинированный

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний,

Л .формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их дом»).

М. развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств

П. выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения

Регулятивные:

следовать установленным
правилам в планировании и
контроле способа решения

Познавательные

Коммуникативные

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль

ЭОР, плакаты, ватман, фломастеры, иллюстрации.


Среды жизни/Интерактивная таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8904cdd3-3c12-41e8-ba83-e72e0dd4bfd1/[BIO9_08-49]_[TI_02_3].html


Особенности организменной среды обитания

Интерактивная схема

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c959b9c-2306-473a-8517-b87bf7fd9b30/%5BBIO9_09-50%5D_%5BIM_01%5D.swf


§ 17, заполнить таблицу




23

Экологические факторы среды.


Урок первичного предъявления новых знаний.

Комбинированный урок


Тест по теме «Среды жизни на планете Земля»Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные

Л. Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы.

М. Мразвитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе

П. П объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов; знание основных правил поведения в природе.

Регулятивные:

различать способ и результат действия

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков;

Коммуникативные

Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Самоконтроль

Оценка устных ответов,

Тестовая проверка знаний

Таблицы, ЭОР.


Экологические факторы

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000755-1000-4ddd-1961-3600475d430b/482.swf


Группы экологических факторов/ Анимация


§ 18, составить кроссворд с терминами




24

Приспособления организмов к жизни в природе.




Урок первичного предъявления новых знаний.

Комбинированный урок



Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся

Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам

М умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля.


П выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения.



Регулятивные:

вносить необходимые
коррективы в действия на основе
его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы


Коммуникативные

слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Оценка сообщений учащихся



Мультимедиа, ЭОР, таблицы, иллюстрации, муляжи, чучела, живые экземпляры.

Приспособления животных к водной среде обитания



§ 19

Подготовить сообщения или презентацию « Природные сообщества нашего села»





25

Природные сообщества

Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Сообщения учащихся « Природные сообщества нашего села» Приобретение и первичный контроль знаний


Урок формирования первоначальных предметных умений.

комбинированный) Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Сообщения учащихся « Природные сообщества нашего села» Приобретение и первичный контроль знаний







Л.Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах.

М. умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение

П. выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе




Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.


Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные

договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности, в т.ч.
в ситуации столкновения
интересов

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Оценка сообщений учащихся

Таблицы(Природные сообщества), ЭОР


Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия с помощью анимированной модели



§ 20, знать термины.

Подготовить сообщения:

«Природные зоны нашего региона»

«Животные и растения Красной книги Ульяновской области»





26

Природные зоны России



Урок изучения нового.

Урок исследование





Групповая. Словесные. Беседа, работа с учебником Составление таблицы «Природные зоны». Сообщения учащихся: «Природные зоны нашего региона»

«Животные и растения Красной книги Ульяновской области» Приобретение знаний, исследование

Работа с рисунками, таблицами «Животные природных зон»


Л.Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов.

М. формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации.

П. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон.






Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

анализировать изучаемые объекты с
выделением существенных и несущественных
признаков;

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оценка сообщений учащихся,

выборочная проверка тетрадей,оценка дневников исследования Оценка устных ответов

Таблицы, гербарий, иллюстрации. Красная книга Ульяновской области»

Интерактивная карта природных зон России



§ 21. Сообщения о животных различных материков.

Сообщения о видах, занесённых в красную книгу Уль-кой области.





27

Жизнь организмов на разных материках.



Урок изучения нового.

Урок проект




Тест « Природные зоны России»

Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний в ходе проектной деятельности

Л.Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках., умения работать в группе

М. умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.

П. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.




Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.


Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные

договариваться и приходить
к общему решению в
совместной деятельности, в т.ч.
в ситуации столкновения
интересов

выборочная проверка тетрадей, проверка оформления проекта

Оценка сообщений учащихся,

Тестовая проверка знаний со взаимопроверкой


Таблицы, иллюстрации, Красная книга, ЭОР.


Зависимость природы материков от географического положения

Интерактивная карта



§ 22. сообщения о жителях морей и океанов.





28

Жизнь организмов в морях и океанах.


Урок изучения нового материала,

мультимедиа-урок

Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, с видеофильмомсообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний

Л. Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде..

М. умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её.

П. . приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.


Регулятивные:

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.


Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы


Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Оценка сообщений учащихся,

Оценка устных ответов

Таблицы, иллюстрации, влажные препараты, ЭОР.


в/фильм «Мир океанов»


§ 23, повторить §§ 17-22.







29

Как появился человек на Земле

Урок открытия нового знания.

Способствовать приобретению знаний о месте человека в системе органического мира; о природной и социальной среде обитания человека, особенностях поведения человека. знаний об

Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком.

Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев.

Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника.

Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей.

Характеризовать существенные признаки современного человека.

Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека.

Приводить примеры деятельности человека в природе.

Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития.

Л. Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения.

М. умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР.

П. аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные

выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений


Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

первичный контроль знаний

Таблицы, ЭОР.


Как человек появился на Земле


Австралопитек, человек умелый, кроманьонец, человек разумный.

§ 24, заполнить таблицу «Эволюция человека




30

Как человек изменял природу

Актуализация и углубление знаний о роли человека в биосфере. Современные экологические проблемы

Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли.

Приводить примеры негативного воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр.

Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок.

Аргументировать необходимость охраны природы.

Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

М. развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы

Регулятивные:

вносить необходимые
коррективы в действия на основе
его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательные

помочь учащимся осознать практическую  значимость изучаемого материала

Коммуникативные

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Фронтальная, индивидуальная. Работа в группах. Словесные, наглядные. Рассказ, беседа, к/презентация. Приобретение знаний

Мультимедиа, ЭОР, иллюстрации.


Распространение человека по Ойкумене.

Карта


Антропогенное влияние, обезлесение, загрязнение, опустынивание.

§ 25, сообщения о ООТ




31

Важность охраны живого мира планеты.

Способствовать развитию умения прогнозировать последствия деятельности человека в экосистемах

Называть животных, истреблённых человеком.

Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.

Называть примеры животных, нуждающихся в охране.

Объяснять значение Красной книги, заповедников.

Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных

Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем.

М. умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой.

П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы

Регулятивные:

адекватно воспринимать
предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других
людей

Познавательные

создать условия для 

развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения;


Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии

Экскурсия /виртуальная

Мультимедиа, ЭОР

Животные Красной книги презентация http://www.youtube.com/watch?v=otIreXzFH2g


Животные, истребленные человеком

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_06.jpg


Видеоклип Красная книга О. Газманова

Заповедник, заказник, памятник природы, национальный парк

§ 26, сочинение о необходимости охраны природы.




32

Сохраним богатство живого мира

Дальнейшее развитие умений прогнозирования последствий деятельности человека в природе. Формирование убеждений и знаний о необходимости охраны природы

Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе.

Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным.

Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул.

Объяснять значение Красной книги ульяновской области, ООТ Ульяновской области.


Л. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.

М. умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

П. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем.

Регулятивные:

Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные

создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Работа в группах. Проектный метод

Проекты, мультимедиа.

ООТ Ульяновской области

http://www.ultpp.ru/kultura_priroda.html

Видеофрагмент изучения ООТ

Красная книга, МСОП, Гринпис, ЮНЕСКО

Повторить §§ 1-26




33

Итоговый контроль

Диагностика ЗУН.

Отвечать на вопросы итогового теста, знать термины, уметь работать с рисунками и схемами.

Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий.

М. умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

П. проверка ЗУН за курс 5 класса.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во
внутреннем плане.


Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Отвечать на вопросы итогового теста, знать термины, уметь работать с рисунками и схемами.

Тесты






34

Обобщающее повторение.

Обобщение и коррекция ЗУН учащихся

Отвечать на итоговые вопросы по темам 1- 4. Обсуждать проблемные вопросы темы и курса биологии в парах и малых группах.

Выбирать задание на лето.


Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе.

М. умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

П. выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем; аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

создать условия для 

развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения;


Коммуникативные

допускать возможность
существования различных
точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его
собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в
общении и взаимодействии

Индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах. Контроль знаний

Карточки с заданиями, вопросы.

Термины по курсу биологии 5 класса.

Задания на лето






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
планирование уроков биологии в 5 классе в контексте с требованиями ФГОС.

Автор: Кузовкина Людмила Васильевна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 245130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологические карты уроков по биологии 7 класса в соответствии с ФГОС"
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskiie-karty-urokov-po-biologhii-7-klassa-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "248731"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446772853"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства