Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 Имени Героя Российской Федерации Ю.Д.Недвиги муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области
Приказ № …… от «……» ……………. 2013 г
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год
Программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (второе поколение), в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
1. Пояснительную записку.
2. Общую характеристику курса биологии.
3. Место курса биологии в базисном учебном плане.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.
5. Содержание курса биологии.
6. Календарно-тематическое планирование.
7. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.
8. Планируемые результаты изучения курса биологии.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
•формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
•овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
•овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
•воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
•формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5-м и 6-м классах) включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете.
В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.
Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья..
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов.
1. В познавательной сфере:
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3. В сфере трудовой деятельности:
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
«Знакомство с тканями растений».
«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
«Изучение строения семени фасоли».
«Прорастание семян».
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
«Строение корня проростка».
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
«Строение почек».
«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
«Строение цветка».
«Изучение и определение плодов».
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
«Черенкование комнатных растений».
«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами».
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
«Изучение строения мхов (на местных видах)».
«Изучение строения папоротника (хвоща)».
«Изучение строения голосеменных растений».
«Изучение строения покрытосеменных растений».
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».
Дата | № урока | Кол-во часов | Тема урока | Тип урока, форма проведения | Формы организа-ции учебно-познавательной деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Система контроля | Основ-ные средст-и обучающих-тельной деятельнос-ва обуче-ния |
личностные | метапредметные | предметные |
| 1 | 1 | Введение | Урок «открытия» нового знания | Фронтальная | Умение выделять нравственный аспект поведения. | Умение слушать и вступать в диалог (К) | Знать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием. | | |
Тема 1. Наука о растениях — ботаника (8 ч) |
| 2 | 1 | Наука о растениях – ботаника. Мир растений (РК). | Урок общеметодологической направленности, беседа | Фронтальная, индивидуальная | Ориента- ция в межлично-стных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения. Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком (П) | Царства живой природы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 3 | 1 | Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. | Урок общеметодологической направленности, беседа, практическая работа | Фронтальная, индивидуальная | Ориента- ция в межлично-стных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | Характеризовать внешнее строение растений. Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных. Умение слушать и вступать в диалог(К) Осваивать приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком (П) | Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Семенные и споровые растения. | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 4 | 1 | Многообразие жизненных форм растений | Урок общеметодологической направленности, беседа | Фронтальная, индивидуальная | Ориента- ция в межлично-стных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. | Логический анализ объектов с целью выделения признаков. Поиск и выделение необходимой информации. | Представление о жизненных формах растений, примеры. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 5 | 1 | Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений. | Урок рефлексии Экскурсия | Фронтальная, индивидуальная, парная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи (Р) Распознавать и характеризовать растения различных жизненных форм. Устанавливать взаимосвязь жизненных форм растений со средой их обитания | Связь жизненных форм растений со средой их обитания. | Отчёт об экскурсии | |
| 6 | 1 | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | Урок общеметодологической направленности, беседа, работа с микроскопом | Фронтальная, индивидуальная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Различать и называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Выявлять отличительные признаки растительной клетки | Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки | вопросы | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 7 | 1 | Ткани растений | Урок общеметодологической направленности, беседа | Фронтальная, индивидуальная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы | Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение тканей в жизни растения. | | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 8 | 1 | Лабораторная работа №1. Знакомство с тканями растений | Урок общеметодологической направленности | парная | овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы) | Овладение учебными умениями: проводить наблюдения, на этой основе формулировать выводы | Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. | | Микроскопы, микропрепараты |
| 9 | 1 | Контрольная работа по теме «Наука о растениях — ботаника» | Урок развивающего контроля | индивидуальная | овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | | Тест по типу ЕГЭ | |
Тема 2. Органы растений (15 ч) |
| 1-2 (10-11) | 2 | Семя, его строение и значение Лабораторная работа № 2 «Строение семени фасоли» | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы). | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта; | Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени. Описывать строение зародыша растения. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Вопросы для устного опроса Лабораторная работа, тест | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Лупы, семена фасоли (сухие и набухшие) |
| 3 (12) | 1 | Условия прорастания семян | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Умение выделять нравственный аспект поведения. | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы | Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян. Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян. Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий. Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 4-5 (13-14) | 2 | Корень, его строение и значение Лабораторная работа № 3 «Строение корня проростка» | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах. Называть части корня. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста. Характеризовать значение видоизменённых корней для растений | Тест по теме «Семя» | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор Лупы проросшие семена тыквы, гороха |
| 6 (15) | 1 | Побег, его строение и развитие | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации; | Называть части побега. Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве. | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 7 (16) | 1 | Лабораторная работа № 4 «Строение вегетативных и генеративных почек» | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Наблюдать и исследовать строение побега на примере домашнего растения. Сравнивать побеги разных растений и находить их различия. Изучать строение почек на натуральных объектах, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, работы с лабораторным оборудованием | Вопросы лаб. работы | Лаб. оборудование, побеги с почками (тополь, сирень, смородина) |
| 8 (17) | 1 | Лист, его строение и значение | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации | Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа. Характеризовать видоизменения листьев растений | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 9 (18) | 1 | Стебель, его строение и значение | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; проводить анализ и обработку информации | Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей. Называть внутренние части стебля растений и их функции. Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 10 (19) | 1 | Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Вопросы для устного опроса и лаб. работы | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, лаб. оборудование, клубень картофеля, луковицы |
| 11-12 (20-21) | 2 | Цветок, его строение и значение Лабораторная работа № 6 «Строение цветка». | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта | Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления | Вопросы для устного опроса и лаб. работы | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, цветки комнатных растений |
| 13-14 (22-23) | 2 | Плод. Разнообразие и значение плодов Лабораторная работа № 7 «Изучение и определение плодов». | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета) | Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека. | Задания для лаб. работы | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор, муляжи плодов |
| 15 (24) | 1 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» | Урок развивающего контроля | Фронтальная, индивидуальная, парная | овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания | Разноуровневая контрольная работа | |
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (25 ч) |
| 1 (25) | 1 | Минеральное питание растений | Урок «открытия» нового знания | Фронтальная, индивидуальная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания. Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды. | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 2 (26) | 1 | Значение воды в жизни растений | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Экологические группы растений по отношению к воде Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных экологических групп | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 3 (27) | 1 | Воздушное питание растений — фотосинтез | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе. Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании. Обосновывать космическую роль зелёных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 4 (28) | 1 | Дыхание и обмен веществ у растений | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | Характеризовать сущность процесса дыхания у растений. Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Определять понятие «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни | Самостоятельная работа | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 5 (29) | 1 | Размножение у растений | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал | Характеризовать значение размножения живых организмов. Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры. Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения. Объяснять биологическую сущность полового размножения. Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия | Самостоятельная работа | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 6 (30) | 1 | Особенности оплодотворения у цветковых растений. | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии; | Называть основные особенности оплодотворения у цветковых растений. Доказывать обоснованность определения «двойное оплодотворение» применительно к цветковым растениям. | Письменный опрос | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 7 (31) | 1 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе | Осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы | Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений. | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 8 (32) | 1 | Лабораторная работа № 8 «Черенкование комнатных растений» | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лаб.работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений | Применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях. Формировать умения проведения черенкования в ходе выполнения лабораторной работы. Наблюдать за развитием корней у черенка и фиксировать результаты. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Задания лаб.работы | Оборудование для лаб.работы, комнатные растения для черенкования |
| 9 (33) | 1 | Рост и развитие растений | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Называть основные черты, характеризующие рост растения. Объяснять процессы развития растения, роль зародыша. Сравнивать процессы роста и развития. Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды. | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 10 (34) | 1 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» | Урок развивающего контроля | Фронтальная, индивидуальная, парная | овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания | Разноуровневая контрольная работа | |
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (10 ч) |
| 1 (35) | 1 | Систематика растений, её значение для ботаники | Урок «открытия» нового знания | Фронтальная, индивидуальная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Объяснять значение систематики растений для ботаники. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 2-3 (36-37) | 2 | Водоросли, их многообразие в природе | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выделять и описывать существенные признаки водорослей. Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей. Распознавать водоросли на рисунках, гербарных материалах. Сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки. Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 4 (38) | 1 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы. Называть существенные признаки мхов. Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах. Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям. Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности. Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания. | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 5 (39) | 1 | Лабораторная работа № 9 «Изучение строения мхов (на местных видах)». | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лаб.работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений | Сравнивать внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Задания лаб.работы | Оборудование для лаб.работы, комнатные растения для черенкования |
| 6 (40) | 1 | Плауны. Их общая характеристика | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Сравнивать особенности строения и размножения мхов и плаунов. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 7 (41) | 1 | Хвощи. Их общая характеристика | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Сравнивать особенности строения и размножения мхов и хвощей. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 8 (42) | 1 | Папоротники. Их общая характеристика | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Находить общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия. Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников. Характеризовать роль папоротникообразных в природе, обосновывать необходимость охраны исчезающих видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 9 (43) | 1 | Лабораторная работа № 10 «Изучение строения папоротника (хвоща)». | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лаб.работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений | Изучать особенности строения папоротников. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Задания лаб.работы | Гербарный материал |
| 10 (44) | 1 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Осваивать приёмы работы с определителем растений. Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России | Письменная работа | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 11 (45) | 1 | Лабораторная работа № 11 «Изучение строения голосеменных растений». | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лаб.работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений | Изучать особенности строения папоротников. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Задания лаб.работы | Гербарный материал |
| 12 (46) | 1 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных. Применять приёмы работы с определителем растений. Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды. Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений. Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 13 (47) | 1 | Лабораторная работа № 12 «Изучение строения покрытосеменных растений». | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная, парная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи лаб.работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений | Изучать особенности строения папоротников. Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Задания лаб.работы | Гербарный материал |
| 14 (48) | 1 | Класс Двудольные. Семейство Розоцветные | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейства Розоцветные. Распознавать представителей семейства на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 15 (49) | 1 | Класс Двудольные. Семейство Мотыльковые (Бобовые) | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейства Мотыльковые. Распознавать представителей семейства на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 16 (50) | 1 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные) | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейства Крестоцветные. Распознавать представителей семейства на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 17 (51) | 1 | Класс Двудольные. Семейство Паслёновые | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейства Паслёновые. Распознавать представителей семейства на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 18 (52) | 1 | Класс Двудольные. Семейство Сложноцветные (Астровые) | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выделять основные признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейства Сложноцветные. Распознавать представителей семейства на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах. Применять приёмы работы с определителем растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека | Письменная работа | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 19 (53) | 1 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейства Лилейные. Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 20 (54) | 1 | Класс Однодольные. Семейство Луковые | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейства Луковые. Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 21 (55) | 1 | Класс Однодольные. Семейство Злаки (Мятликовые) | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Выделять признаки класса Однодольные. Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства. Описывать характерные черты семейства Злаков. Применять приёмы работы с определителем растений. Приводить примеры охраняемых видов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные, о значении злаков для живых организмов | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 22 (56) | 1 | Историческое развитие растительного мира | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира. Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле. Выделять этапы развития растительного мира. Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений | Письменная работа | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 23 (57) | 1 | Многообразие и происхождение культурных растений | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений. Приводить примеры культурных растений своего региона. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова. | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 24 (58) | 1 | Дары Старого и Нового Света | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией | Называть родину наиболее распространённых культурных растений, называть причины их широкого использования человеком. Характеризовать значение растений в жизни человека. | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 25 (59) | 1 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | Урок развивающего контроля | Фронтальная, индивидуальная | Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы | Разноуровневая контрольная работа | |
Тема 5. Природные сообщества (5 ч) |
| 1 (60) | 1 | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | Урок «открытия» нового знания | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации | Объяснять сущность понятия «природное сообщество». Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества. Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Выявлять преобладающие типы природных сообществ родного края. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России | | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 2 (61) | 1 | Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, парная | Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни | Овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы | Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе | | |
| 3 (62) | 1 | Совместная жизнь организмов в природном сообществе | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией | Характеризовать условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества. Называть черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса, приводить примеры, наблюдаемые в природе. Объяснять целесообразность ярусности в жизни живых организмов. Называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 4 (63) | 1 | Смена природных сообществ и её причины | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией | Объяснять причины смены природных сообществ. Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами. Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам. | Вопросы для устного опроса | Компьютер, презентации, мультимедийный проектор |
| 5 (64) | 1 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества» | Урок общеметодологической направленности | Фронтальная, индивидуальная | Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания | Итоговые задания | |
| 6 (65) | 1 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса | Урок развивающего контроля | Индивидуальная | Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы) | | Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | | |
| 7 (66) | 1 | Обсуждение заданий на лето | Урок рефлексии | Фронтальная | Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией | Называть представителей и характеризовать отличительные признаки царства Растения. Объяснять строение и функции органов и систем органов растений. Устанавливать взаимосвязь жизнедеятельности растительных организмов и существования экосистем. Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание | | |
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения.
Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.
Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
.
Набор химической посу ды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ (КДОБУ)
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии (НПБЛ)
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бакте-
рии. Гри бы»
Ком пакт-диск «Уро ки био ло гии КиМ. Че ло век и его здо -
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Животные»
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.