Просмотр содержимого документа
«Элективный курс 9 класс биология»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для учащихся 9 кл
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы, человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органиоды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ГИА следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных., взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.
В ходе факультативных занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Факультатив рассчитан на учащихся 9 классов. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 0,5 часа. Курс рассчитан на 1 год занятий, 17 часов.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ГИА за текущий и прошедший год.
Итого, полный курс включает 17 часов, из них 11часа теории и 6 часов практики.
Цель: Подготовка к успешной сдачи ГИА учащихся 9 класса.
Задачи:
повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ГИА (Метод. письмо «Об использовании результатов ГИА в преподавании биологии в образовательных учреждениях);
формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕCКИЙ ПЛАН
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Практические занятия
1
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 0,5 ч.)
0,5
2
Тема 2 Признаки живых организмов (2ч)
2
Клеточное строение организмов
1
Признаки живых организмов.
1
0,5
3
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (3,5 ч)
3,5
3.1 Царство Бактерии.
0,5
3.2 Царство Грибы.
0,5
3.3 Царство Растения
1
0,5
3.4. Царство Животные.
1
3.5 Учение об эволюции органического мира.
0,5
0,5
4
Тема 4 Человек и его здоровье (15 ч)
8
4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
0,5
4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
0,5
0,5
4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
0,5
4.4. Дыхание. Система дыхания.
0,5
0,5
4.5. Внутренняя среда организма.
0,5
4.6. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
0,5
4.7. Обмен веществ и превращение энергии.
0,5
0,5
4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
0,5
4.9. Покровы тела и их функции.
0,5
4.10. Размножение и развитие организма человека.
1
0,5
4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
0,5
4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека.
0,5
0,5
4.13. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность
0,5
4.13. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
0,5
4.14. Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях.
0,5
0,5
5.
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
2
Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов
1
Экосистемная организация живой природы.
0,5
Учение о биосфере.
0,5
0,5
6
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА»
1
1
Итого: 17 6
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
Темы занятий
1
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 0,5 ч.) Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
2
Тема 2 Признаки живых организмов (2ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.Гены и хромосомы.
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса. Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
3
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (3,5 ч)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы и результата эволюции.
4
Тема 4 Человек и его здоровье (8 ч)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга.Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов.
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов.Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,
темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.
5
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (2 ч)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
6
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (1 ч)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Время выполнения работы. Выполнение демонстрационных вариантов ГИА. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п
Содержание
Коли-чество часов
Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»
0,5
Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»
0,5
Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»
0,5
Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»
0,5
Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание»
0,5
Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»
0,5
Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»
0,5
Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»
0,5
Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи»
0,5
Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
0,5
Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года
0,5
Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года.
0,5
Итого: 6
Календарно-тематическое планирование элективного курса по биологии 9 класс
Дата проведения
№ заня-тия по теме
Содержание
Количество часов
план факт
Тема 1 Биология как наука. Методы биологии ( 0,5 ч.)
0.5
1
Биология как наука. Методы биологии
Тема 2 Признаки живых организмов (0.5 ч)
0.5
2
2.1. Клеточное строение организмов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы.
0.5
Нарушения в строении и функционировании клеток. Вирусы.
Признаки живых организмовПризнаки живых организмов. Наследственность и изменчивость. Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Ткани, органы, системы органов растений и животных. Практическая работа № 1: «Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов»
Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (1ч)
1
3
3.1. Царство Бактерии Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний.
0,5
Царство Грибы.
Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека.
Царство Растения.
Царство Растения.Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений.
Основные семейства цветковых растений. Практическая работа № 2: «Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения»
4
4.1. Царство Животные
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных.
0,5
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Учение об эволюции органического мира Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Практическая работа № 3:«Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира»
Тема 4 Человек и его здоровье (4,5 ч)
4,5
5
5.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
0,5
6
6.1. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Практическая работа № 4: «Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма»
0,5
7
7.1. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
0,5
. Дыхание. Система дыхания.
Дыхание. Система дыхания.
Практическая работа № 54: «Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание»
Внутренняя среда организма
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.
8
8.1. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
0,5
Обмен веществ и превращение энергии Обмен веществ и превращение энергии. Практическая работа № 6: «Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ»
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
9
9.1. Покровы тела и их функции.
Покровы тела и их функции.
0,5
Размножение и развитие организма человека. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
10
Практическая работ № 7:«Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека»
0,5
11
11.1. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
0,5
12
12.1. Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы чувств, их роль в жизни человека. Практическая работа № 8:«Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств»
0,5
13
13.1. Психология и поведение человека. ВНД.
Психология и поведение человека. ВНД.
0,5
Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
Тема 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды (1ч)
1
14
14.1. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция.
0,5
Взаимодействия видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
15
15.1.Экосистемная организация живой природы.
Экосистемная организация живой природы.
0,5
Учение о биосфере
Учение о биосфере.Практическая работа № 10: «Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ГИА» (1 ч)
1
16
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Практическая работ № 11: «Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года»
0,5
Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года. Практическая работа № 12: «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года».
00
17
Резерв
0,50
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.
Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003
Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:
Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.:»Паритет», 2002.-192 с.
Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с
Фросин В.Н. Готовимся е КГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2008.
ГИА-2009. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2009/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пособия, разработанные в 2009- 2010 гг.
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов– М.: Эксмо, 2009.
ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2009.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2010/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Пособия, разработанные в 2010 г.
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов – М.: Эксмо, 2010.
ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: - М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов - Астрель, 2010.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2011/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Дополнительная литература
Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.
Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.-192 с.
Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с
Фросин В.Н. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.
ТЕСТ 1. Наука о растениях – ботаника. Мир растений.
ЧАСТЬ 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Какая наука изучает особенности живой природы и ее разнообразие?
1)Экология
2)Биология
3)Ботаника
4)Зоология
А2. Как называется большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе?
1)государство
2) царство
3)сообщество
4)вид
А3. Какая наука изучает царство растений?
1)биология
2)зоология
3)ботаника
4)экология
А4. Какое растение является двулетним?
1)груша
2)смородина
3)дуб
4)репа
А5. Растения считаются на Земле основным источником?
1)углекислого газа
2)азота
3)водорода
4)кислорода
А6. Как называют часть организма, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции?
1)организм
2)орган
3)тело
4)элемент
А7. Какое растение относится к низшим?
1)валериана
2)смородина
3)береза
4)ламинария
А8. Какие группы растений относятся к семенным?
1) цветковые и споровые
2)споровые и хвойные
3)цветковые и хвойные
4)только цветковые
А9. Как называют растения, тело которых состоит из большого количества органов?
1)низшие
2)высшие
3)большие
4)средние
А10. К каким растениям относится береза?
1)цветковые
2)споровые
3)хвойные
4)нецветковые
ЧАСТЬ 2. Задания с выбором нескольких правильных ответов
В1. Выберите правильные утверждения:
А) Предками культурных растений были дикие растения
Б) культурные растения полностью похожи на своих предков
В) Овощеводы и полеводы размножают растения только семенами
Г) Прежде чем появилось земледелие ,было собирательство
В2. По длительности жизни растения могут быть:
А) однолетними
Б) многодневными
В) двулетними
Г)многолетними
В3. Культурные растения :
А) образуют меньше органических веществ, чем дикие
Б) гибнут без заботы человека
В) шире распространены на Земле
Г) могут расти вместе с дикими растениями
В4. К вегетативным органам высших растений относят:
А) корень
Б) цветок
В) лист
Г) стебель
ЧАСТЬ 3.
С1. Что дают человеку растения?
С2. Какую роль играет способность всех зеленых растений выделять на свету кислород?
ТЕСТ 2. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани растений и их виды.
ЧАСТЬ 1. Выберите один правильный ответ из четырех.
А1. Как называются бесцветные пластиды?
1)хлоропласты 3)лейкопласты
2)хлорофиллы 4)рибосомы
А 2. Что такое вакуоль?
1)водянистая жидкость с растворенными в ней веществами
2)часть клетки, в которой накапливаются запасные питательные вещества и ненужные клетке продукты жизнедеятельности
3)часть клетки, которая придает ей форму и защищает содержимое
4)внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки
А3. Как называются пластиды, в которых откладываются питательные вещества растений?
1)лейкопласты 3)хлорофиллы
2)лейкоциты 4)хлоропласты
А4. Как называется часть клетки, придающая ей форму и защищающая ее содержимое?
1)цитоплазма 2)вакуоль
3)ядерная оболочка 4)клеточная оболочка
А5. Какая часть клетки несет в себе наследственную информацию?
1)клеточная оболочка 2)вакуоль
3)ядро 4)цитоплазма
А6. Где происходит обмен веществ?
1)в вакуоли 2)в клеточной мембране
3)в клеточной оболочке 4)в цитоплазме
А 7. Как называется группы клеток, сходных построению и выполняемым функциям?
1)материалы 3)хлоропласты
2)ткани 4)лейкопласты
А8. Как называется ткань, по которой передвигаются питательные вещества?
1)покровная 3)основная
2)проводящая 4)образовательная
А 9. Каковы функции покровной ткани?
1)образование в теле растения сосудов, соединяющих все органы
2)обеспечение твердости некоторых органов растения и помощь в противостоянии большим механическим нагрузкам
3)защита организма от потери воды и проникновения болезнетворных организмов. Создание условий для газообмена
4) создание и накопление питательных веществ
А 10. Как называется процесс , при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ?
1)питание 3)дыхание
2)выделение 4)деление
Часть 2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1. Выберите признаки хлоропластов:
А) имеют внутренние мембраны
Б) бесцветны
В) содержат хлорофилл
Г) способны к фотосинтезу
Д ) не имеют мембран
Е) не содержат хлорофилла
В2. Выберите характерные особенности клеток растений:
А) клетка не содержит хлоропластов
Б) клеточная стенка построена из целлюлозы
В) питание автотрофное
Г) клетка содержит хлоропласты
Д) эукариотическая клетка
Е) гетеротрофное питание
В 3. Выберите признаки образовательной ткани растения:
А) образована мертвыми клетками
Б) проводит воду и минеральные соли
В) образована делящимися клетками
Г) обеспечивает рост растения в длину
Д) образует запас питательных веществ
Е)обеспечивает рост растения в толщину
В 4. Выберите функции основной ткани растения:
А) заполнение пространства между покровной и проводящей тканями
Б) транспорт воды и солей
В) транспорт органических веществ
Г) рост стебля в толщину
Д) запасание органических веществ
Е) образование скелета растения
Часть 3.
С1. Перечислите части растительной клетки.
С2. Какие процессы происходят во всех живых клетках?
ТЕСТ №3.
Семя. Внешнее и внутреннее строение семени.
Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А 1. Как называется плотный покров семени?
1)кожица 3)кожух
2)кожа 4)кожура
А 2. Как называется запасающая ткань семени?
1)вакуоль 3)микропиле
2)межклетник 4)эндосперм
А 3. В семени какого растения есть эндосперм?
1)фасоли 3)томата
2)гороха 4)тыквы
А 4. Какое растение относится к однодольным?
1)Тыква 3)Лук
2)Мак 4)Фасоль
А5. Какое растение относится к двудольным?
1)ирис 3)лук
2)мак 4)ландыш
Часть 2.
Задания с выбором нескольких правильных ответов
В 1. Какие утверждения верны?
А)Семя – основной орган размножения цветковых растений
Б)Семя у всех растений развивается в плодах
В)У всех цветковых растений семя состоит из зародыша нового поколения
Г) Через семявход в семя проникает вода
Д)Эндосперм – часть семени, в которой находятся питательные вещества
Е)Семена снаружи покрыты кожурой
Ж)Семядоли – это запасные питательные вещества семени
З)Прорастающее семя называют проростком
И)Семя – орган размножения и расселения растения
Часть 3.
Из каких частей состоит зародыш?
ТЕСТ № 4.
Корень. Внешнее строение корня.
Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Как называется согласованно работающая сеть корней одного растения?
1)корневая сеть 3)корневые волоски
2)корневая система 4)корнеплод
А2. Какой вид корней образуется на всех корнях?
1)придаточные 3)главный
2)боковые 4)зародышевый
А 3. Какими бывают корневые системы?
1)стержневой и придаточной
2)мочковатой и придаточной
3)придаточной и боковой
4)стержневой и мочковатой
А 4. Как называется явление ,при котором корни растения всегда направлены вниз?
1)геотропизм 3)коньюгация
2)хемотропизм 4)симбиоз
А 5. Какое растение имеет стержневую корневую систему?
1)осока 2)гладиолус
3)береза 4)пшеница
Часть 2.
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В 1. Какие утверждения верны?
А)Корень – специализированный орган почвенного питания
Б)Виды корневых систем: стержневая, мочковатая и придаточная
В)Боковые корни отходят от главного корня
Г)Придаточные корни образуются на боковых корнях
Д)Удаление верхушки корня усиливает рост корня
Е)Кончик корня покрыт корневым чехликом
Часть 3.
Какова главная функция корней у растения?
ТЕСТ №5.Побег и лист.
Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Подземный побег отличается от корня наличием у него
почек 3) сосудов
зоны роста 4) коры
А2. У болотного растения росянки листовые пластинки покрыты волосками, выделяющими клейкую жидкость. Какую функцию они выполняют?
отпугивают насекомых
привлекают насекомых-опылителей
защищают растение от поедания животными
привлекают насекомых, которыми питается растение.
А3. Функцию испарения воды в листьях выполняет:
столбчатая ткань 3)жилка
губчатая ткань 4) устьица
А4. Признаком класса Двудольные является:
Мочковатый корень
Сетчатое жилкование листьев
Отсутствие запаса питательных веществ в семядоле
Видоизмененный побег-луковица.
А5. Фотосинтез у растений осуществляется в:
Лейкопластах 2)Вакуолях
Хлоропластах 4)Цитоплазме.
А6. Какую из перечисленных функций выполняет изображенный на рисунке
органоид клетки?
1) синтез белка
2) выделение
3) фотосинтез
4) дыхание
Часть 2.Выбор нескольких правильных ответов.
В1. Какие процессы вызывает энергия солнечного света в листе?
А) образование молекулярного кислорода в результате разложения воды
Б) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
В) синтез молекул АТФ
Г) расщепление биополимеров до мономеров
Д) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
Е) образование атомарного водорода за счет отнятия электрона от молекул воды хлорофиллом.
В2. В темновую фазу фотосинтеза, в отличие от световой, происходит
А)фотолиз воды
Б) восстановление углекислого газа до глюкозы
В) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света
Г) соединение водорода с переносчиком НАДФ+
Д) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов
Е) образование молекул крахмала из глюкозы
Часть 3.
С1. В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт провел опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал ее. Спустя 5 лет ученый взвесил растение и обнаружил, что его вес увеличился на 63,7 кг, а вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счет чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост.
ТЕСТ №6.Стебель. Видоизменения подземных побегов.
Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Какое растение образует клубни (видоизменения побега)?
1) георгина 3) картофель
2) лилия 4) морковь
А2. Что представляет собой корневище ландыша?
1)Корень 3) Видоизмененный корень
2)Корнеплод 4) Видоизмененный побег.
А3. Какое растение имеет супротивное расположение листьев и почек?
береза 3) сирень
ель 4) горох
А4. Какую роль играет камбий в жизни древесного растения?
1) переносит питательные вещества
2) способствует росту стебля в толщину
3) защищает стебель от повреждений
4) придает стеблю прочность и упругость
А5. В каком слое стебля происходит накопление питательных веществ?
в древесине 3) в камбии
в сердцевине 4)в лубяных волокнах
Часть 2. Выберите три правильных ответа
В1. Что из перечисленных органов относится к видоизменениям побега?
А) клубень
Б) луковица
В) корнеклубень
Г) корневище
Д) корнеплод
Е) кочан
В2. Что отличает видоизмененный побег - корневище – от корня?
А) наличие корневых волосков
Б) наличие почек
В) наличие видоизмененных листьев – чешуек
Г) отсутствие боковых корней
Д) отсутствие почек
Е) наличие утолщений
Часть 3.
С1. Какие преимущества дает вегетативное размножение растений с помощью прививки?
ТЕСТ №7.Цветок и плод.
Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Назовите женский орган цветка:
тычинка 3) пестик
пыльник 4) рыльце
А2. В каком случае описан сложный околоцветник?
один ряд лепестков
два ряда лепестков
ряд лепестков и ряд чашелистиков
два ряда чашелистиков
А3. Растение, у которого женские и мужские цветки находятся на одном растении, называется:
двудомным 3)однополым
однодомным 4)раздельнополым
А4. Плод развивается из:
тычинки 3) завязи
рыльца 4) околоцветника
А5. Выберите сухой плод из перечня:
ягода 3) коробочка
ложная ягода 4) костянка
Часть 2.
В1. Установите соответствие между признаками цветка и способом его опыления:
Признак цветка: Способ опыления:
цветки крупные и яркие А) ветром
цветки закрытые Б) насекомыми
наличие нектарника
крупные развесистые пыльники
сильный аромат
рыльце широкое и слизистое
В2. Установите последовательность расположения частей цветка, начиная от центра:
венчик
тычинки
пестик
чашечка
Часть 3.
С1. Какое значение имеет двойное оплодотворение цветковых растений?
ТЕСТ №8.Минеральное (почвенное ) питание растений. Воздушное питание растений.
Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.
А1. Что относится к удобрениям?
Медь
Бор
Зола
Марганец
А2. Какой процесс у растений связан с поглощением углекислого газа, воды и минеральных солей?
Дыхание
Питание
Размножение
Рост
А3. Нехватка какого элемента замедляет обмен веществ?
Фосфора
Магния
Калия
Азота
А4. Что относится к микроэлементам?
Селитра
Бор
Костная мука
Сульфат калия
А5. Как называется внесение удобрений в почву?
Кормление
Подкормка
Минерализация
Питание
А6. Как называются длинные водопроводящие клетки стебля хвойных растений?
Сосуды
Трахеиды
Волокна
Ситовидные трубки
Часть 2. Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1. За счет каких процессов растение получает необходимые органические и минеральные вещества?
А) почвенное питание
Б) транспирация
В) дыхание
Г) фотосинтез
Д) опыление
Е) дыхание
Часть 3.
С1. От каких факторов зависит продуктивность фотосинтеза?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ГИА" 9 класс
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание с...
Рабочая программа по практикуму по математике «Подготовка к ГИА», 9 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, формы контроля, УМК для учителя и ученика, календарно-тематическое планирование....
Программа факультатива для подготовки к ГИА 9 класс
Подготовка и ГИА...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по математике"
Программа составлена на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы. (Приказ Министерства образов...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс Автор: Сапунова Т.В.
Рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ" 11 класс 2014-2015 уч.год
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(225) "Рабочая программа элективного курса по биологии «Решение генетических задач» 10 класс (17 ч. в год, 1 ч. в неделю в полугодие) "
["seo_title"] => string(144) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-biologhii-rieshieniie-ghienietichieskikh-zadach-10-klass-17-ch-v-ghod-1-ch-v-niedieliu-v-polughodiie"
["file_id"] => string(6) "119037"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1413308201"
}
}