Завершающий урок из курса растения в 7 классе. Урок обобщения и закрепления знаний. Ребята, в ходе экскурсии, повторяют морфологические знания, знания о процессах происходящих в растениях их роль в природе и для человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экскурсия в весенний парк»
Методическая разработка урока биологии в 7 классе
Тема: Экскурсия в весенний парк
Цель: закрепить и обобщить знания о растениях Задачи экскурсии: -закрепить знания о растениях, их жизненных формах
- закрепить знания детей о сезонных изменениях - развивать способность чувствовать красоту окружающего мира, развивать нравственное и экологическое мышление; - воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, гордость за красоту родной природы.
-укреплять физическое и психологическое здоровье учеников.
Предварительная подготовка детей:
- проведение беседы, где сообщается цель экскурсии и план ее проведения, рассказ об объекте;
-инструктаж правила поведения на улице и при переходе дороги
(не отходить далеко от группы; не сорить; внимательно слушать учителя;
переходить улицу по регулируемому пешеходному переходу;
при переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить;)
-правила поведения в парке (нельзя оставлять и бросать мусор;
нельзя рвать цветы; не трогай домиков животных, их детёнышей; не разоряй птичьи гнезда; нельзя уничтожать грибы, даже если они несъедобные; не шуми;
нельзя обрывать паутину и убивать пауков; не разорять муравейники;
не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок);
не разжигай костры в лесу, не делай новых кострищ; беречь труд работников парка; учиться наблюдать в природе).
- вспомнить множество поговорок, примет, пословиц и стихов о весне;
Ход экскурсии.
1.Вводная беседа.
-Ребята, сегодня у нас будет не обычное занятие, а занятие - экскурсия.
Мы отправимся в парк, где мы будем закреплять знания полученные за курс растения
-Оглянитесь вокруг! Как можно назвать все, что нас окружает? - Что вы видите по дороге? (Дети перечисляют) - А назовите мне названия этих растений в каких жизненных формах они представленны
Отгадайте загадку.
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица. Нам в подарок принесла, То, что всем понравится: Зелень - листьям, Нам - тепло, Волшебство - Чтоб все цвело. Вслед ей прилетели птицы - Песни петь все мастерицы. Догадались, кто она? Эта девица - ... (Весна)
-Посмотрите вокруг. Какие слова из загадки соответствуют тому, что вы видите?
- Подумайте, кто и что нас сейчас будет встречать в весеннем парке? (Деревья, кустарники, травянистые растения, птицы и т. д.)
2.Коллективное наблюдение.
- Вот мы пришли в парк.
Мы входим в лес и сразу чувствуем, что деревья, птицы, насекомые, первая трава затаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может мы станем ломать ветки и срывать кору, раним березу, чтобы напиться сока, и не заклеим рану, а она истечет соком, как истекает кровью раненый человек? Может, мы взяли с собой рогатки и будем стрелять птиц? А может быть, первые муравьи станут нашей добычей?
Нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья.
Сегодня мы полюбуемся красотой весеннего леса. Давайте поздороваемся с хозяевами парка и пожелаем им тепла и красоты… Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются вам в ответ. (Дети встают в круг, держась за руки, улыбаются деревьям, голубому небу, солнцу, друг другу). - Послушайте тишину парка. Как вам кажется, парк вам рад?
-Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение? - Раз вам хорошо, значит, и парк вам рад. Приходите сюда всегда, как к другу в гости. Берегите его!
- А теперь подарите друг другу улыбки, поблагодарите товарищей. В чем волшебная сила улыбки? - Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то волшебная улыбка будет всегда к вам возвращаться. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало. И заметнее всего это в парке или лесу. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это поймете.
- Оглянитесь вокруг. Какие деревья вы видите? Что можете о них рассказать?
- Отгадайте , о каких деревьях говорится в загадке.
На лесной опушке Стоят подружки. Платьица белены, Шапочки зелены. (Березы)
Березка.
У красы-березки платье серебрится. У красы-березки зелены косицы. Со двора к березке выскочили козы,
Стали грызть березку, а березка - в слезы. Защищать березку стали мы гурьбою, Чтоб краса-березка выросла большою.
- Деревья вырабатывают такое вещество, как фитонциды. Эти вещества губительно действуют на болезнетворные микробы. Предлагаю подышать чистым воздухом.
Еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.
- Каким стал воздух с приходом весны?
- Как красиво весной! Меняется все. И живая природа, и неживая.
- А как изменилась живая природа? (Набухают почки на деревьях. Животные и насекомые просыпаются. Птицы прилетают).
- А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.). - А слышите ли вы птиц? (Да).
- Чем мы можем помочь птицам весной? ( Изготовить скворечники и кормушки для птиц, подкармливать птиц).
- А как изменилась жизнь людей с приходом весны? ( Одежда легче. Начинаются работы на даче).
Подведение итогов наблюдений - Настало время подвести итоги наших наблюдений. Заслушаем информацию о растениях, которых мы сегодня мы увидели в парке (Ответы учащихся). - Какие приметы сложил народ, издавна наблюдая за природой во все времена года?
Вороны купаются ранней весной — к теплу.
Если весной, когда сходит снег, место дороги остается бугром, будет хороший год, а если сперва дорога растает — год будет тяжелый.
Если весной много летит паутины —лето будет жаркое.
Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно — к мокрому лету.
поговорки о весне.
Зима весну пугает, да сама тает.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Красна весна, да голодна.
Весною день упустишь – годом не вернешь.
.Игра – соревнование «Узнай дерево по описанию»
- А сейчас проведем игру-соревнование«Узнай дерево по описанию» (Учитель читает описание деревьев)
1.Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Это одно из самых красивых деревьев России. Её белый ствол даже в жаркие дни остаётся холодным. До 40 литров сока даёт это дерево до распускания почек. Из неё делают мебель, фанеру. Кора этого дерева, береста, -- готовая природная бумага. (Берёза)
2.Это дерево знакомо нам всем с детства. Без неё не обходится ни один новогодний праздник. Круглый год она зелёная, т.к. её листок-иголка живёт 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Её любят птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под этим деревом. Живёт она до 1200 лет. (Ель)
3.Это дерево растёт не только в лесах, но и в парках, садах. Часто сажают её вдоль изгородей домов, чтобы радовала она людей своими белыми пышными соцветиями весной и огненными кистями осенью. Живёт она до 150 лет. Ранней осенью её ягоды горьковато-кислые и жёсткие. Но едва прихватит их первым морозцем, они становятся вкуснее и мягче. Из ягод этого дерева варят варенье и джемы, а мёд с этого дерева душистый и полезный. (Рябина)
4.Это высокое стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой зелёной кроной украшает площади и улицы, скверы и парки нашего города. Оно прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Весной на этом дереве набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка падает с них на землю, раскрываются пахучие блестящие зелёные листочки. В конце мая на дереве созревают коробочки с семенами. Они лопаются и пух, подхваченный ветром, летит вдоль улиц, точно снегом прикрывает землю и деревья. (Тополь)
5.Это дерево не прихотливо к почве, может расти на песчаных почвах. Оно светолюбивое. В лесу из этих деревьев дышится легко. Хвоей этого дерева питаются глухари, из его брёвен строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола этого дерева, которую собирают, надрезая кору. Соком хвои и настоем почек этого растения лечат кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Из смолы древних представителей этого дерева родился янтарь. (Сосна)
- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сколько образов вы сегодня увидели, характеров, настроений, красок! Вы прекрасные фантазеры и настоящие любители природы! Если вам понравилась экскурсия – предлагаю дома рассказать о ней взрослым. А на уроке технологии мы изготовим поделки из природного материала и устроим выставку.
Рефлексивно – оценочная деятельность.
-Получилась ли наша экскурсия такой, какой мы задумали её вначале нашего занятия?
-Что больше всего запомнилось на экскурсии?
-Оцените свою работу на экскурсии: выберите жетон с изображением солнышка, который соответствует вашему настроению в конце нашей прогулки, и объясните свой выбор. (Дети поднимают жетон и анализируют своё настроение).
7. Домашнее задание.
Попросите родителей принести домой ветку с почками любого дерева. Опустите ее в банку с водой и поставьте на подоконник. Понаблюдайте, что произойдет. Сделайте зарисовки или фотографии.