курс "Анатомия и физиология растений и животных" необходим для освоения учащимися фундаментальных основ биологии, углубленного изучения биологических закономерностей и явлений осознанного выбора профессии, связанной с биологией, медициной. особое внимание при изучении курса обращать на подготовку учащихся к сдаче ЕНТ и комплексного тестирования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анатомия и физиологя растений и животных »
Прикладной курс по биологии в 11 классе
« Анатомия и физиология человека»
Всего 34 часа, в неделю 1 час
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования Республики Казахстан по предмету «Биология» и соответствует целям и задачам биологического образования старшей ступени естественно-математического профиля общеобразовательной школы. Курс « Анатомия и физиология человека » необходим для освоения учащимися фундаментальных основ биологии, углубленного изучения биологических закономерностей и явлений, осознанного выбора профессии, связанной с биологией, медициной.
Особое внимание при изучении курса следует обращать на подготовку учащихся
к сдаче ЕНТ и комплексного тестирования.
Содержание курса предусматривает углубление знаний учащихся, полученных при изучении организма человека в 8 классе.
Цели и задачи курса
- дать учащимся определенный объем биологических знаний, умений и навыков; - ознакомить с современными исследованиями в области анатомии и физиологии человека;
- воспитывать у учащихся чувство бережного и внимательного отношения к собственному здоровью и здоровью своих близких;
- расширить кругозор учащихся;
- научить навыкам работы, используя учебники и дидактические материалы.
Ожидаемые результаты
В ходе изучения данного курса у учащихся ожидается расширение знаний по анатомии и физиологии человека. Это обеспечивает более осмысленный подход учащихся к подготовке к ЕНТ, углубление способностей к логическому мышлению, повышение познавательной активности. Ожидается повышение учебной работоспособности учеников, что связано с усилением мотивации обучения.
Формы контроля
С целью контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся используются: 1 .Тестовые задания по материалу курса.
2.Реферативные работы по дополнительным материалам курса. 3.Учебные дискуссии.
Физиологические функции, регуляция функций организма.
1
4
Нервная система и ее свойства. Рефлекс.
1
5
Спинной и головной мозг.
1
6
Вегетативная Нервная система. Железы и гормоны. Нейро-гуморальная регуляция.
1
7
Внутренняя среда организма. Плазма крови.
1
8
Эритроциты, лейкоциты. Иммунитет.
1
9
Движение крови и лимфы. Сердце.
1
10
Движение крови, кровяное давление.
1
11
Гигиена сердечно- сосудистой системы. ПМП при кровотечениях.
1
12
Органы дыхания.
1
13
Газообмен в легких и тканях. Гигиена воздуха. ПМП при нарушении дыхания.
1
14
Пища. Питательные вещества. Пищеварительная система
1
15
Пищеварение в ротовой полости и в желудке.
1
16
Пищеварение в кишечнике. Пищеварительные железы.
1
17
Гигиена питания
1
18
Обмен веществ
1
19
Витамины. Нормы питания.
1
20
Органы выделения. Мочеобразование.
1
21
Кожа. Теплорегуляция.
1
22
Закаливание. Гигиена одежды и обуви.
1
23
Скелет. Кости.
1
24
ПМП при растяжении, вывихе, переломах. Мышцы.
1
25
Работа мышц. Значение физических упражнений для формирования ОДС.
двигательной систе
1
26
Размножение и развитие.
1
27
Эмбриональное и постэмбриональное развитие.
1
28
Органы чувств. Глаз и зрение.
1
29
Формирование зрительного восприятия.
1
30
Слух. Равновесие. Обоняние. Вкус.
1
31
Поведение и психика.
1
32
Внимание и память.
1
33
Речь. Мышление. Сон.
1
34
Характер. Темперамент. Личность.
1
Содержание и структура курса
№
тема
содержание
к-во
час
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата провед.
1
1
1
1
1
Строение, химический состав, физиология клеток.
Органоиды клетки и их функции. Органические и неорганические вещества. Основные жизненные свойства клетки.
1
2
Ткани, органы, системы органов.
Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани. Органы и системы органов.
1
3
Физиологические функции. Регуляция функций организма.
Связь между строением и функциями органов. Функции организма человека. Нервная и гуморальная регуляция функций. Саморегуляция.
1
4
Нервная система и ее свойства. Рефлекс.
Общий план строения и свойства нервной системы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Нервные центры. Условный и безусловный рефлекс.
1
5
Спинной и головной мозг.
Отделы спинного и головного мозга, их функции. Повреждения мозга и последствия.
1
6
Вегетативная Нервная система. Железы и гормо- ны. Нейрогуморальная регуляция.
Строение и деятельность автономной нервной системы. Железы внешней и внутренней секреции. Гормоны и их функции. Нарушения нейрогумо -ральной регуляции.
1
7
Внутренняя среда организма. Плазма крови.
Кровь. Лимфа. Форменные элементы. Плазма. Переливание крови. Группы крови.
1
8
Эритроциты, лейкоциты. Иммунитет.
Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови
1
9
Движение крови и лимфы. Сердце.
Круги кровообращения. Движение лимфы. Строение и работа сердца .Нервная регуляция работы сердца.
1
10
Движение крови, кровяное давление.
Скорость движения крови. Кровяное давление.
1
11
Гигиена сердечно- сосудистой системы. ПМП при кровотечениях.
Гиподинамия. Влияние табака и спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды. Виды кровотечений. Способы остановки кровотечений.
1
12
Органы дыхания.
Что такое дыхание. Функция дыхательной системы. Строение органов дыхания. Дыхательные движения и их регуляция.
1
13
Газообмен в легких и тканях. Гигиена воздуха. ПМП при нарушении дыхания.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание. Нарушение дыхания и его причины.
1
14
Пища. Питательные вещества. Пищеварительная система
Питательные вещества и их функции. Строение и функционирование пищеварительной системы.
1
15
Пищеварение в ротовой полости и в желудке.
Слюна. Пищеварительные ферменты. Глотание. Желудочный сок. Сокоотделение и его регуляция.
1
16
Пищеварение в кишечнике. Пищевар-ные железы.
Печень. Поджелудочная железа. Пищеварениев тонкой и толстой кишке. Всасывание.
17
Гигиена питания
Значение кулинарной обработки пищи. Режим питания. Желудочно-кишечные болезни, глистные заболевания и их предупреждение.
18
Обмен веществ
Обмен воды, минеральных солей. Белков, жиров, углеводов. Пластический и энергетический обмен. Потребность организма в энергии.
19
Витамины. Нормы питания.
Значение витаминов. Основные витамины и их влияние. Сохранение витаминов в пище. Определение норм питания.
20
Органы выделения. Мочеобразование.
Значение выделительных процессов. Строение органов мочевыделения. Образование мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
21
Кожа. Теплорегуляция.
Строение и функции кожи. Гигиена. Регуляция температуры тела. Перегревание. Ожоги, Отморожение.
22
Закаливание. Гигиена
одежды и обуви.
Закаливание. Методы закаливания. Гигиена одежды и обуви.
23
Скелет. Кости.
Строение скелета. Свойства костей и типы их соединения.
24
ПМП при растяжении,
вывихе, переломах.
Мышцы.
ПМП при растяжении, вывихе, переломах.
Строение и функции мышц.
25
Работа мышц. Значение физическихупражнений
для формирования ОДС.
Сокращение мышц. Управление движением. Утомление. Гигиена физического труда. Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.
26
Размножение и развитие.
Типы размножения организмов. Особенности полового размножения. Половые железы человека Оплодотворение.
27
Эмбриональное и постэмбриональное
развитие.
Развитие зародыша. Беременность и ее гигиена. Роды. Развитие после рождения. Возрастная периодизация.
28
Органы чувств. Глаз и
зрение.
Функции органов чувств. Строение анализаторов. Значение зрения. Строение глаза.
29
Формирование зрительноговосприятия.
Оптическая система глаза .Сетчатка. Зрительное восприятие. Гигиена зрения.
30
Слух. Равновесие. Обоняние. Вкус.
Ухо и его функции. Слуховое восприятие. Гигиена слуха. Чувство равновесия. Мышечное чувство. Кожное чувство Обоняние. Вкус. Взаимодействие анализаторов.
31
Поведение и психика.
Психика человека. Поведение. Рефлекторная теория поведения. Условные и безусловные рефлексы. Навыки.
32
Внимание и память.
Внимание. Память. Гигиена умственного труда
33
Речь. Мышление. Сон.
ВНД человека. Мышление. Физиология и гигиена сна.
34
Характер. Темперамент. Личность.
Личность. Характер. Типы темперамента.
Литература и пособия
1.Батуев А.С. учебник для 9 класса « Человек». Москва, « Просвещение », 1994г
2.Д.И. Трайтак и др. биология: Справочные материалы. Москва, «Высшая школа», !991г
3.Т. Л. Богданова. Биология: Задания и упражнения. Москва, «Высшая школа», !991г
4. Л.М. Акшалова. Тестовые задания, ответы по биологии для поступающих в ВУЗы. Кокшетау, 2006г.
5.«Открытая биология». мультимедийное пособие. Москва, «Просвещение»,2008г.
6.ДВД- диски из серии ВВС «Тело человека», «Сверхчеловек»