существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы;
простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;
определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
вести здоровый образ жизни.
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;
работать с текстом параграфа и его компонентами.
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Животные. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека Бактерии. Многообразие бактерий. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.
Л/Р "Простейшие аквариума".
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Биосфера - глобальная экосистема. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Границы биосферы. Круговорот и превращения энергии в биосфере. Экскурсия в краеведческий музей, лесотундру.
№ п/п | № урока в четвер ти | Наименование разделов, тем | Содержание урока | СОТ (технологии) | Формы контроля | Дата | Кор рекция |
1. | 1. | 3. Общие биологические закономерности. Взаимосвязи организмов и окружающей среды | Что такое природа? Единство живой и неживой природы. | Технология проблемного диалога | Работа в парах. Взаимоконтроль. | | |
2. | 2 | Влияние экологических факторов на организмы. | Явления природы и их взаимосвязь. Причины разных природных явлений (сезонность, ветер, гроза...), и следствия возможных изменений. | Технология проблемного диалога | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
3. | 3 | Экосистемная организация живой природы. Л/Р № 1 "Устройство светового микроскопа" | Макро- и микромир. Л/Р № 1 "Устройство светового микроскопа". Изучение микропрепаратов. Поиск информации и подготовка сообщений об истории создания прибора. | Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) | Работа в парах. Взаимоконтроль. | | |
4 | 4 | Повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Общие биологические закономерности» | Тест «Устройство микроскопа», Проект «От микро - до макро-» | Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) | Выполнение теста по индивидуальным карточкам, работа с терминами по учебнику. Ответы на вопросы по фильмам. | | |
5 | 5 | 1. Живые организмы. Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. | Науки о природе. Представления о природе в древности. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
6 | 6 | Методы изучения живых организмов. | Методы изучения природы: наблюдения. Наблюдения в быту. (Кипение воды, поведение животных) | Технология проблемного диалога | | | |
7 | 7 | Методы изучения живых организмов: эксперимент | Методы изучения природы: эксперимент. "Гипотеза". Планирование эксперимента. Выводы на основе результатов эксперимента. | Технология проблемного диалога | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
8 | 8 | Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Познание природы человеком." | Обобщающая беседа "Как человек познает природу" Проект "Световые явления в природе" | Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) | Выполнение теста по индивидуальным карточкам, проект. | | |
9 | 9 | 3. Общие биологические закономерности. Отличительные признаки живых организмов. | Свойства тел. Знакомство с устройством рычажных весов и определение с их помощью массы тел. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
10 | 1 | Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. | Свойства веществ. Состояния веществ. | Технология проблемного диалога | Оценка устных ответов по терминам. | | |
11 | 2 | Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. | Изменения состояния веществ. Чистые вещества и смеси. Получение чистых веществ из смеси двух твердых. | Технология проблемного диалога | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
12 | 3 | Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. | Атом. Как устроен атом. Знакомство с размерами атомов. | Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) | Оценка устных ответов по терминам. | | |
13 | 4 | Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. | Химические элементы, входящие в состав живых организмов. | Технология проблемного диалога | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
14 | 5 | Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. | Многообразие веществ. Простые и сложные вещества. | Технология проблемного диалога | Оценка устных ответов по терминам. | | |
15 | 6 | Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. | Органические и неорганические вещества. Определение наличия крахмала в различных продуктах с помощью йода. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
| 7 | Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Строение веществ" | Активная беседа: "Что вы узнали?". Тест "Вещества и их свойства". Отчет учеников о домашних опытах. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
16 | 1 | 1. Живые организмы. Клеточное строение организмов. | Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли | Технология проблемного диалога | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группе, само- и взаимоконтроль | | |
17 | 2 | Клеточное строение организмов. | Проект «Мастерская клетки» | Проектной деятельности | | | |
18 | 3 | Разнообразие организмов. | Многоклеточный организм. Изучение микропрепаратов различных клеток с помощью светового микроскопа. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
19 | 4 | "Контрольная работа № 1 " | Повторение, обобщение, контроль знаний по теме "Элементарная единица жизни" | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
20 | 5 | Растения. Клетки, ткани и органы растений. | Многообразие живого. Царство растения. | Технология проблемного диалога | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
21 | 6 | Животные. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Л/Р № 2 "Простейшие аквариума" | Простейшие. Изучение простейших с помощью лупы и светового микроскопа. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
22 | 7 | Бактерии. Многообразие бактерий. | Царство бактерии. Вирусы. Роль бактерий и вирусов в природе и жизни человека. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
23 | 8 | Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. | К какому царству относятся грибы? К растения и жили животным? Признаки грибов, черты сходства и отличия с растениями и животными. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
24 | 9 | Обобщающий урок "Многообразие живой природы" | Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Многообразие живой природы". | Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) | Работа в парах. Взаимоконтроль. | | |
25. | 10 | 3. Общие биологические закономерности. Биосфера -глобальная экосистема. | Ближайшая к Земле звезда. Наша планета Земля. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
26 | 1 | Распространение и роль живого вещества в биосфере. | Внешние оболочки Земли. Материки и океаны. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
27 | 2 | Границы биосферы. | Строение земной коры. Разрушение горных пород. Демонстрация коллекции «Горные породы и минералы» | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
28 | 3 | Границы биосферы. | Полезные ископаемые. Почва. Знакомство с полезными ископаемыми региона и их применением. Обсуждение вопросов экологической безопасности добычи полезных ископаемых. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
29 | 4 | Круговорот и превращения энергии в биосфере. | Круговорот воды. Материя. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
30 | 5 | Экскурсия в краеведческий музей | Знакомство с древними экспонатами. | Технология оценивания (правило самооценивания) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль | | |
31 | 6 | Экскурсия «Описание экосистемы лесотундры» | Знакомство с видовым разнообразием экосистемы | Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом) | Работа в парах. Взаимоконтроль. | | |
32 | 7 | Повторение и обобщение знаний по теме «Единство и взаимосвязь окружающего мира» | Групповая работа, Игра «Мир вокруг нас» | Технология проблемного диалога | Работа в парах. Взаимоконтроль. | | |
33 | 8 | Итоговая контрольная работа. | Тестовая работа | Технология оценивания (правило самооценивания) | Тестовый контроль знаний. | | |
34 | 9 | Проектная деятельность «Школа юных экологов» | Участие в сетевом телекоммуникационном проекте «Игровая экология» http://rudocs.com/category/ | Технология проектной деятельности | Защита проектов | | |
35 | | Проектная деятельность «Школа юных экологов» | Участие в сетевом телекоммуникационном проекте «Игровая экология» http://rudocs.com/category/ | Технология проектной деятельности | Защита проектов | | |