kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

5 класс. Рабочая программа по биологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Животные. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека Бактерии. Многообразие бактерий. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

  Л/Р  "Простейшие аквариума".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«5 класс. Рабочая программа по биологии.»


Пояснительная записка


1. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:


 основные признаки живой природы;


 устройство светового микроскопа;


 основные органоиды клетки;


 основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;


 ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;


 существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы;


 основные среды обитания живых организмов;


 природные зоны нашей планеты, их обитателей;


 предков человека, их характерные черты, образ жизни;


 основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;


 правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;


 простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.


Учащиеся должны уметь:


 объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;


 характеризовать методы биологических исследований;


 работать с лупой и световым микроскопом;


 узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;


 объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;


 соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;


 определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;


 различать изученные объекты в природе, на таблицах;


 устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;


 объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека;


 проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;

 сравнивать различные среды обитания;


 характеризовать условия жизни в различных средах обитания;


 сравнивать условия обитания в различных природных зонах;


 выявлять черты приспособленности живых организмов к определѐнным условиям;


 приводить примеры обитателей морей и океанов;


 наблюдать за живыми организмами;


 объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;


 объяснять роль растений и животных в жизни человека;


 обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;


 соблюдать правила поведения в природе;


 различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;


 вести здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь:


 проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;


 ставить учебную задачу под руководством учителя;


 систематизировать и обобщать разные виды информации;


 составлять план выполнения учебной задачи:


 использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;


 самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин;


 находить и использовать причинно-следственные связи;


 строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;


 выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту;


 работать в соответствии с поставленной задачей;


 составлять простой и сложный план текста;


 участвовать в совместной деятельности;


 работать с текстом параграфа и его компонентами.


Личностные результаты обучения:


 проявлять ответственное отношение к учению;


 владеть основами экологической культуры


 осознавать ценности здорового образа жизни;


 проявлять эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде


2. Содержание учебного предмета, курса. (ФГОС)



Содержание программы

Биология.

(35 часов, 1 час в неделю)


  1. Живые организмы. (13 часов)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Животные. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека Бактерии. Многообразие бактерий. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

Л/Р "Простейшие аквариума".


  1. Общие биологические закономерности (20 часов)


Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Биосфера - глобальная экосистема. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Границы биосферы. Круговорот и превращения энергии в биосфере. Экскурсия в краеведческий музей, лесотундру.

Л/Р "Устройство светового микроскопа"


Проектная деятельность (2 часа)

Выполнение проекта «Школа юных экологов»
















Циклограмма тематического контроля



сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

контрольных

работ





1




1

зачетов










самостоятельных работ










лабораторных работ

1





1




практических работ










сочинений





























Календарно-тематическое планирование



п/п

урока

в

четвер

ти

Наименование разделов, тем

Содержание урока

СОТ

(технологии)

Формы

контроля

Дата

Кор

рекция

1.

1.

3. Общие биологические закономерности.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Что такое природа? Единство живой и неживой природы.

Технология проблемного диалога

Работа в парах. Взаимоконтроль.




2.

2

Влияние экологических факторов на организмы.

Явления природы и их взаимосвязь. Причины разных природных явлений (сезонность, ветер, гроза...), и следствия возможных изменений.

Технология проблемного диалога

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



3.

3

Экосистемная организация живой природы. Л/Р № 1 "Устройство светового микроскопа"

Макро- и микромир.

Л/Р № 1 "Устройство светового микроскопа". Изучение микропрепаратов. Поиск информации и подготовка сообщений об истории создания прибора.

Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

Работа в парах. Взаимоконтроль.




4

4

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Общие биологические закономерности»

Тест «Устройство микроскопа», Проект «От микро - до макро-»

Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

Выполнение теста по индивидуальным карточкам, работа с терминами по учебнику. Ответы на вопросы по фильмам.



5

5

1. Живые организмы.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.

Науки о природе. Представления о природе в древности.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



6

6

Методы изучения живых организмов.

Методы изучения природы: наблюдения. Наблюдения в быту. (Кипение воды, поведение животных)

Технология проблемного диалога




7

7

Методы изучения живых организмов: эксперимент

Методы изучения природы: эксперимент. "Гипотеза". Планирование эксперимента. Выводы на основе результатов эксперимента.

Технология проблемного диалога

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



8

8

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Познание природы человеком."

Обобщающая беседа "Как человек познает природу"

Проект "Световые явления в природе"

Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

Выполнение теста по индивидуальным карточкам,

проект.



9

9

3. Общие биологические закономерности. Отличительные признаки живых организмов.

Свойства тел.

Знакомство с устройством рычажных весов и определение с их помощью массы тел.


Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



10

1

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Свойства веществ.

Состояния веществ.

Технология проблемного диалога

Оценка устных ответов по терминам.



11

2

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Изменения состояния веществ. Чистые вещества и смеси.

Получение чистых веществ из смеси двух твердых.

Технология проблемного диалога

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



12

3

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Атом. Как устроен атом. Знакомство с размерами атомов.

Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

Оценка устных ответов по терминам.



13

4

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Химические элементы, входящие в состав живых организмов.

Технология проблемного диалога

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



14

5

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов.

Многообразие веществ. Простые и сложные вещества.

Технология проблемного диалога

Оценка устных ответов по терминам.



15

6

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Органические и неорганические вещества. Определение наличия крахмала в различных продуктах с помощью йода.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль




7

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Строение веществ"

Активная беседа: "Что вы узнали?". Тест "Вещества и их свойства". Отчет учеников о домашних опытах.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



16

1

1. Живые организмы.

Клеточное строение организмов.

Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли

Технология проблемного диалога

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группе, само- и взаимоконтроль



17

2

Клеточное строение организмов.

Проект «Мастерская клетки»

Проектной деятельности




18

3

Разнообразие организмов.

Многоклеточный организм. Изучение микропрепаратов различных клеток с помощью светового микроскопа.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



19

4

"Контрольная работа № 1 "

Повторение, обобщение, контроль знаний по теме "Элементарная единица жизни"


Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



20

5

Растения. Клетки, ткани и органы растений.

Многообразие живого. Царство растения.

Технология проблемного диалога

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



21

6

Животные. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Л/Р № 2 "Простейшие аквариума"

Простейшие. Изучение простейших с помощью лупы и светового микроскопа.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



22

7

Бактерии. Многообразие бактерий.

Царство бактерии. Вирусы. Роль бактерий и вирусов в природе и жизни человека.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



23

8

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека.

К какому царству относятся грибы? К растения и жили животным? Признаки грибов, черты сходства и отличия с растениями и животными.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



24

9

Обобщающий урок "Многообразие живой природы"

Повторение, обобщение и контроль знаний по теме "Многообразие живой природы".

Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

Работа в парах. Взаимоконтроль.




25.

10

3. Общие биологические закономерности.

Биосфера -глобальная экосистема.

Ближайшая к Земле звезда. Наша планета Земля.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



26

1

Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Внешние оболочки Земли. Материки и океаны.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



27

2

Границы биосферы.

Строение земной коры. Разрушение горных пород. Демонстрация коллекции «Горные породы и минералы»

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



28

3

Границы биосферы.

Полезные ископаемые. Почва. Знакомство с полезными ископаемыми региона и их применением. Обсуждение вопросов экологической безопасности добычи полезных ископаемых.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



29

4

Круговорот и превращения энергии в биосфере.

Круговорот воды. Материя.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



30

5

Экскурсия в краеведческий музей

Знакомство с древними экспонатами.

Технология оценивания (правило самооценивания)


Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль



31

6

Экскурсия «Описание экосистемы лесотундры»

Знакомство с видовым разнообразием экосистемы

Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

Работа в парах. Взаимоконтроль.




32

7

Повторение и обобщение знаний по теме «Единство и взаимосвязь окружающего мира»

Групповая работа,

Игра «Мир вокруг нас»

Технология проблемного диалога

Работа в парах. Взаимоконтроль.




33

8

Итоговая контрольная работа.

Тестовая работа

Технология оценивания (правило самооценивания)


Тестовый контроль знаний.



34

9

Проектная деятельность «Школа юных экологов»

Участие в сетевом телекоммуникационном проекте «Игровая экология»

http://rudocs.com/category/


Технология проектной деятельности

Защита проектов



35


Проектная деятельность «Школа юных экологов»

Участие в сетевом телекоммуникационном проекте «Игровая экология» http://rudocs.com/category/


Технология проектной деятельности

Защита проектов








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
5 класс. Рабочая программа по биологии.

Автор: Таранова Елена Анатольевна

Дата: 21.10.2017

Номер свидетельства: 433637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141244"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418067581"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа БИОЛОГИЯ 5 – 9 класс"
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia_programma_biologiia_5_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "531710"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1576183230"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по биологии  7 класс В.В.Латюшин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-v-v-latiushin"
    ["file_id"] => string(6) "168616"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423252240"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Пояснительная записка к рабочей программе по биологии 9 класс УМК В.В. Пасечник"
    ["seo_title"] => string(88) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-biologhii-9-klass-umk-v-v-pasiechnik"
    ["file_id"] => string(6) "267086"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450288117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства