Просмотр содержимого документа
«Здоровье человека и окружающая среда»
Ф.И.О. Бакирова Р.Ш.
Предмет биология
Класс 11
Тема : Здоровье человека и окружающая среда.
Цель: Усвоение учащимися важности формирования экологической
Культуры и безопасности жизнедеятельности человека.
Задачи: 1.Формирование у учащихся понятий «здоровье человека»,
«адаптация человека»; показать необходимость в изучении
индивидуальных адаптивных возможностей человека.
2.Подвести учащихся к выводу о влиянии окружающей среды
На здоровье человека.
3.Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Оборудование: интерактивная доска, диск «Зеленый пакет».
Методы работы:1.Словесный (рассказ, беседа )
2.Частично поисковый
3.Наглядно-образный
Много есть чудес на свете,
Человек- их всех чудесней.
Софокл «Антигона»
Мы ничего не знаем о мире,
Вне его отношения к человеку.
И.Гете.
Ход урока:
Учитель: Со здоровьем человека издавна связывали свое благополучие, счастье, возможность полноценно трудиться и жить. На разных этапах развития человеческого общества формировались свои представления о здоровье.
1.История становления экологии человека. ( рассказ , с элементами беседы)
Учитель: Великий мыслитель и философ Аристотель писал: «Здоровье человека – счастье .Высшее счастье заключается в превосходной мудрости. Человеческое счастье раскрывается в благоразумии и добродетели. Наслаждение человека –в деятельности, а физическое состояние должно сочетаться с душевной активность».Еще древние греки наделили мифического бога врачевания Асклепия (в римской мифологии Эскулапа) двумя дочерьми –Панакеей (Панацеей) и Гигиеей . Первой была отведена роль лечения болезней людей, второй-профилактика болезней у здоровых путем использования полезных и устранения вредных факторов среды обитания, а также формирования здорового образа жизни. Результаты эмпирических наблюдений выражались в виде обычаев ,традиций ,законов и религиозных правил .Позднее они суммировались в научных трудах Гиппократа(знаменитого врача древности).В своих трудах «О воздухе , воде и местности», «О здоровом образе жизни» он писал , что болезнь есть результат жизни, противоречащий природе, поэтому врач, чтобы выполнять свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает. На Востоке выдающуюся роль в изучении влияния внешней среды на здоровье человека сыграл знаменитый ученый Абу Али Ибн Сина, известный как Авиценна. Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ ,правильном питании, уходе за детьми и т. д . Он впервые указал на возможность распространения болезней через почву и воду. В 15-16 веках внешняя среда и условия жизни людей признаются ведущими в возникновении и развитии болезней .Врач и астроном Дж. Фракасторо обобщает наблюдения над путями распространения инфекций и пишет трактат «О заразных болезнях»(1546 г), а врач Б .Рамаццини - трактат о болезнях, обусловленных профессиями людей(«О болезнях ремесленников»1700 г.)В дальнейшем, развитие науки, культуры, общественной жизни . способствовало в необходимости точных исследований влияния факторов внешней среды на здоровье человека.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье-состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Работа с диском. Раздел «Ценности» подраздел «Здоровье и окружающая среда»
2.Показатели здоровья.
А.рождаемость-измеряется числом рожденных детей за год на 1000 человек;
Б.смерность-(в том числе смертность детей 1 года жизни)-число смертей за год на 1000 человек населения;
В.средняя продолжительность жизни( для мира в целом в 2000 году составляла для мужчин-64 года, для женщин-74 года)
Г.прирост популяции
Д.Ворасно-половая структура населения
Е.физическое развитие
Ж.Заболеваемость.
Вопрос к классу: 1.От чего зависит здоровье человека?
З Окружающая среда (20%)
Д (загрязнение воздуха, воды ,почвы, смены
О атмосферных явлений, излучения)
Р Наследственность (20 %)
О (предрасположенность к наследственным В заболеваниям)
Ь Образ жизни (50 %)
Е (условия труда и отдыха, физкультура,
вредные привычки, питание , микроклимат)
Здравоохранение (10 %)
(качество и своевременность оказания
медицинской помощи)
(в скобках доля влияния)
Учитель: ученые считают, что средняя видовая продолжительность жизни человека составляет 110-115 и даже 120-140 лет. Однако в действительности, в результате воздействия многих биологических и социально-экологических факторов , она значительно ниже.
Вопрос к классу:1.Что же препятствует сохранению здоровья человека?(работа в группах с диском «Зеленый пакет».
1 группа - информацию о загрязнении воздуха.
2 группа – информация о загрязнении пищи и воды.
3 группа- информация о загрязнении почвы
Работа с диском. Раздел Ценности. Подраздел «Здоровье и окружающая среда» «Препятствия на пути к здоровью» «Загрязнение воздуха воды, почвы»
3.Факторы, влияющие на здоровье человека.
Вопрос к классу : 1.Какие факторы наиболее отрицательно влияют на здоровье человека?
Работа с диском. Раздел «Ценности» «Препятствия на пути к здоровью» «Факторы»
4. Экологические условия на здоровье населения в РК. (проектная работа в группах с использованием диска « Зеленый пакет» )
1группа - Экологические условия и здоровье населения.
2 группа - Основы здравоохранения РК.
3 группа - Программы для оздоровления населения и окружающей среды.
Диск. Раздел «Ценности» »Здоровье и окружающая среда»
«Препятствия на пути к здоровью» «Центральная Азия» «Казахстан»
4.Тест
5.Рефлексия.
-Какую проблему мы решали на уроке?
-Как твое здоровье зависит от твоего образа жизни?
-Какой выбор вы сделали для того . чтобы быть здоровым?
-Что вам на уроке понравилось?
-Какие вопросы вы хотели бы рассмотреть на следующих уроках?
Дополнительная информация.
Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека.
Нарушение состояния здоровья могут быть связаны с недостатком или избытком определенных химических элементов в данной местности. Существуют территории, избыточно насыщенные токсичными элементами: свинцом, таллием, ураном, и др.Есть регионы,»дефицитные» по йоду, фтору, селену. Недостаток этих элементов в организме приводит к развитию так называемых эндемических заболеваний.
Большую опасность для организма имеют ксенобиотики -чуждые организму химические вещества, обладающие общетоксическим , раздражающим и сенсибилизирующим (повышающим чувствительность организма к действию фактора окружающей среды или внутренней среды, например аллерген)действием. Например, установлена высокая чувствительность мужских половых желез к бензолу, марганцу, свинцу ,хлорорганическим соединениям. Ксенобиотики способны оказывать эмбриотропное действие, проявляющееся в гибели плода, нарушение закладки органов (уродства).Химически вещества могут быть мутагенами, вызывающие изменение наследственных свойств у потомства.
химический
элемент
Где обнаруживается
Какие органы поражаются
1.Свинец
В организме человека содержится-120 мг- в тканях, органах, скелете. В организм человека поступает через кожу и слизистые оболочки, дыхательные пути и пищеварительный тракт. Установлена зависимость между уровнем свинца и кадмия в волосах школьника и степенью их умственного развития.
При интоксикации в первую очередь поражаются -нервная и кроветворная системы. При интоксикации поражается головной мозг, разрушаются эритроциты, атрофия слизистой оболочки тонкого кишечника, угнетения ряда ферментов, за счет вытеснения цинка и меди.
2.Ртуть.
В организме человека ртуть циркулирует в крови , соединяясь с белками, частично откладывается в печени, селезенке , ткани мозга. Соединение ртути легко проникает в плод через плаценту и в материнское молоко и поэтому опасно для грудных детей. Из организма ртуть выделяется в почки .кишечник, потовые железы. Характерный признак отравления ртутью- появление по краям десен каймы сине-черного цвета.
Массовое ртутное отравление «болезнь Минамата » - случилось в Японии 1956г. Заболело 130 чел; 19464-65 годы Агано - заболело 180 человек ,умерло 52.
Поражается центральная нервная система, расстройство речи, нарушение походки, понижение слуха и зрения.
3.Кадмий
4.Хром
5.Медь
Попадает через воздух и воду при добыче и промышленной переработке сырья, при сгорании некоторых видов топлива, сжигании городских отходов, со сточными водами и т.д. Накапливается в живых организмах при длительном воздействии пыли, а также веществ, содержащих повышенное количество металла. Установлено, что в организм взрослого жителя США в сутки поступает 50-60 мг, в Швеции-15-20 мг, в Японии-80 мг кадмия.
Канцерогенное действие зависит от валентности металла : наиболее опасен шестивалентный хром.
Обладает мутагенными свойствами.
Вызывает серьезные заболевания нервной системы и костных тканей. Тяжелое костное заболевание (впервые отмечено в Японии в 1956 году при употреблении отравленного риса), вызвало апатию, боли в теле, повреждение почек, размягчение костей.
Поражает печень, почки, сердце , вызывает рак, аллергию.
При интоксикации поражает печень, легкие, развивается гипертония, аллергия , расстройство нервной системы.
6.ПХБ-полихлорированные,
ПББ-полибромированные
бифенилы
Впервые в Японии в 1968 году массовое отравление маслом , загрязненным ПХБ. Эти соединения стали обнаруживать в окружающей среде в течении последних десятилетий.
Болезнь «Юшо» -мертворожденные дети, заболевание кожи, желудочно-кишечного тракта, селезенки, почек, злокачественные опухоли .Кроме этого потемнение кожи, у детей рожденных у матерей, пострадавших от отравления.
7.Винилхлорид
Это вещество выделяется из упаковочного материала и попадает прямо в пищу, причем его количество прямо пропорционально времени хранения, а также увеличивается с ростом температуры. Особое коварство действия канцерогенных веществ
Образуется при нагревании органического вещества в условиях недостатка кислорода, присутствует в выхлопных газах автомобилей, промышленных газовых выбросах. Обнаруживается в сигаретном дыме и жареных продуктах, в дыме коптилен (при копчении колбас, окороков).