kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Здоровье человека и окружающая среда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа способствует усвоению учащимися важности формирования экологической культуры и безопасности жизнедеятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье человека и окружающая среда»

Ф.И.О. Бакирова Р.Ш.

Предмет биология

Класс 11

Тема : Здоровье человека и окружающая среда.

Цель: Усвоение учащимися важности формирования экологической

Культуры и безопасности жизнедеятельности человека.

Задачи: 1.Формирование у учащихся понятий «здоровье человека»,

«адаптация человека»; показать необходимость в изучении

индивидуальных адаптивных возможностей человека.

2.Подвести учащихся к выводу о влиянии окружающей среды

На здоровье человека.

3.Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Оборудование: интерактивная доска, диск «Зеленый пакет».

Методы работы:1.Словесный (рассказ, беседа )

2.Частично поисковый

3.Наглядно-образный



Много есть чудес на свете,

Человек- их всех чудесней.

Софокл «Антигона»

Мы ничего не знаем о мире,

Вне его отношения к человеку.

И.Гете.



Ход урока:

Учитель: Со здоровьем человека издавна связывали свое благополучие, счастье, возможность полноценно трудиться и жить. На разных этапах развития человеческого общества формировались свои представления о здоровье.

1.История становления экологии человека. ( рассказ , с элементами беседы)

Учитель: Великий мыслитель и философ Аристотель писал: «Здоровье человека – счастье .Высшее счастье заключается в превосходной мудрости. Человеческое счастье раскрывается в благоразумии и добродетели. Наслаждение человека –в деятельности, а физическое состояние должно сочетаться с душевной активность».Еще древние греки наделили мифического бога врачевания Асклепия (в римской мифологии Эскулапа) двумя дочерьми –Панакеей (Панацеей) и Гигиеей . Первой была отведена роль лечения болезней людей, второй-профилактика болезней у здоровых путем использования полезных и устранения вредных факторов среды обитания, а также формирования здорового образа жизни. Результаты эмпирических наблюдений выражались в виде обычаев ,традиций ,законов и религиозных правил .Позднее они суммировались в научных трудах Гиппократа(знаменитого врача древности).В своих трудах «О воздухе , воде и местности», «О здоровом образе жизни» он писал , что болезнь есть результат жизни, противоречащий природе, поэтому врач, чтобы выполнять свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает. На Востоке выдающуюся роль в изучении влияния внешней среды на здоровье человека сыграл знаменитый ученый Абу Али Ибн Сина, известный как Авиценна. Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ ,правильном питании, уходе за детьми и т. д . Он впервые указал на возможность распространения болезней через почву и воду. В 15-16 веках внешняя среда и условия жизни людей признаются ведущими в возникновении и развитии болезней .Врач и астроном Дж. Фракасторо обобщает наблюдения над путями распространения инфекций и пишет трактат «О заразных болезнях»(1546 г), а врач Б .Рамаццини - трактат о болезнях, обусловленных профессиями людей(«О болезнях ремесленников»1700 г.)В дальнейшем, развитие науки, культуры, общественной жизни . способствовало в необходимости точных исследований влияния факторов внешней среды на здоровье человека.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье-состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Работа с диском. Раздел «Ценности» подраздел «Здоровье и окружающая среда»

2.Показатели здоровья.

А.рождаемость-измеряется числом рожденных детей за год на 1000 человек;

Б.смерность-(в том числе смертность детей 1 года жизни)-число смертей за год на 1000 человек населения;

В.средняя продолжительность жизни( для мира в целом в 2000 году составляла для мужчин-64 года, для женщин-74 года)

Г.прирост популяции

Д.Ворасно-половая структура населения

Е.физическое развитие

Ж.Заболеваемость.

Вопрос к классу: 1.От чего зависит здоровье человека?

З Окружающая среда (20%)

Д (загрязнение воздуха, воды ,почвы, смены

О атмосферных явлений, излучения)

Р Наследственность (20 %)

О (предрасположенность к наследственным В заболеваниям)

Ь Образ жизни (50 %)

Е (условия труда и отдыха, физкультура,

вредные привычки, питание , микроклимат)

Здравоохранение (10 %)

(качество и своевременность оказания

медицинской помощи)

(в скобках доля влияния)

Учитель: ученые считают, что средняя видовая продолжительность жизни человека составляет 110-115 и даже 120-140 лет. Однако в действительности, в результате воздействия многих биологических и социально-экологических факторов , она значительно ниже.

Вопрос к классу:1.Что же препятствует сохранению здоровья человека?(работа в группах с диском «Зеленый пакет».

1 группа - информацию о загрязнении воздуха.

2 группа – информация о загрязнении пищи и воды.

3 группа- информация о загрязнении почвы

Работа с диском. Раздел Ценности. Подраздел «Здоровье и окружающая среда» «Препятствия на пути к здоровью» «Загрязнение воздуха воды, почвы»

3.Факторы, влияющие на здоровье человека.

Вопрос к классу : 1.Какие факторы наиболее отрицательно влияют на здоровье человека?

Работа с диском. Раздел «Ценности» «Препятствия на пути к здоровью» «Факторы»

4. Экологические условия на здоровье населения в РК. (проектная работа в группах с использованием диска « Зеленый пакет» )

1группа - Экологические условия и здоровье населения.

2 группа - Основы здравоохранения РК.

3 группа - Программы для оздоровления населения и окружающей среды.

Диск. Раздел «Ценности» »Здоровье и окружающая среда»

«Препятствия на пути к здоровью» «Центральная Азия» «Казахстан»

4.Тест

5.Рефлексия.

-Какую проблему мы решали на уроке?

-Как твое здоровье зависит от твоего образа жизни?

-Какой выбор вы сделали для того . чтобы быть здоровым?

-Что вам на уроке понравилось?

-Какие вопросы вы хотели бы рассмотреть на следующих уроках?



















Дополнительная информация.



Воздействие антропогенных факторов на здоровье человека.

Нарушение состояния здоровья могут быть связаны с недостатком или избытком определенных химических элементов в данной местности. Существуют территории, избыточно насыщенные токсичными элементами: свинцом, таллием, ураном, и др.Есть регионы,»дефицитные» по йоду, фтору, селену. Недостаток этих элементов в организме приводит к развитию так называемых эндемических заболеваний.

Большую опасность для организма имеют ксенобиотики -чуждые организму химические вещества, обладающие общетоксическим , раздражающим и сенсибилизирующим (повышающим чувствительность организма к действию фактора окружающей среды или внутренней среды, например аллерген)действием. Например, установлена высокая чувствительность мужских половых желез к бензолу, марганцу, свинцу ,хлорорганическим соединениям. Ксенобиотики способны оказывать эмбриотропное действие, проявляющееся в гибели плода, нарушение закладки органов (уродства).Химически вещества могут быть мутагенами, вызывающие изменение наследственных свойств у потомства.

химический

элемент

Где обнаруживается

Какие органы поражаются

1.Свинец
















В организме человека содержится-120 мг- в тканях, органах, скелете. В организм человека поступает через кожу и слизистые оболочки, дыхательные пути и пищеварительный тракт. Установлена зависимость между уровнем свинца и кадмия в волосах школьника и степенью их умственного развития.




При интоксикации в первую очередь поражаются -нервная и кроветворная системы. При интоксикации поражается головной мозг, разрушаются эритроциты, атрофия слизистой оболочки тонкого кишечника, угнетения ряда ферментов, за счет вытеснения цинка и меди.



2.Ртуть.
























В организме человека ртуть циркулирует в крови , соединяясь с белками, частично откладывается в печени, селезенке , ткани мозга. Соединение ртути легко проникает в плод через плаценту и в материнское молоко и поэтому опасно для грудных детей. Из организма ртуть выделяется в почки .кишечник, потовые железы. Характерный признак отравления ртутью- появление по краям десен каймы сине-черного цвета.

Массовое ртутное отравление «болезнь Минамата » - случилось в Японии 1956г. Заболело 130 чел; 19464-65 годы Агано - заболело 180 человек ,умерло 52.




Поражается центральная нервная система, расстройство речи, нарушение походки, понижение слуха и зрения.


















3.Кадмий



















4.Хром



5.Медь






Попадает через воздух и воду при добыче и промышленной переработке сырья, при сгорании некоторых видов топлива, сжигании городских отходов, со сточными водами и т.д. Накапливается в живых организмах при длительном воздействии пыли, а также веществ, содержащих повышенное количество металла. Установлено, что в организм взрослого жителя США в сутки поступает 50-60 мг, в Швеции-15-20 мг, в Японии-80 мг кадмия.



Канцерогенное действие зависит от валентности металла : наиболее опасен шестивалентный хром.

Обладает мутагенными свойствами.






Вызывает серьезные заболевания нервной системы и костных тканей. Тяжелое костное заболевание (впервые отмечено в Японии в 1956 году при употреблении отравленного риса), вызвало апатию, боли в теле, повреждение почек, размягчение костей.





Поражает печень, почки, сердце , вызывает рак, аллергию.

При интоксикации поражает печень, легкие, развивается гипертония, аллергия , расстройство нервной системы.


6.ПХБ-полихлорированные,

ПББ-полибромированные

бифенилы




Впервые в Японии в 1968 году массовое отравление маслом , загрязненным ПХБ. Эти соединения стали обнаруживать в окружающей среде в течении последних десятилетий.




Болезнь «Юшо» -мертворожденные дети, заболевание кожи, желудочно-кишечного тракта, селезенки, почек, злокачественные опухоли .Кроме этого потемнение кожи, у детей рожденных у матерей, пострадавших от отравления.

7.Винилхлорид












Это вещество выделяется из упаковочного материала и попадает прямо в пищу, причем его количество прямо пропорционально времени хранения, а также увеличивается с ростом температуры. Особое коварство действия канцерогенных веществ

Состоит в том, что скрытый период длится 15 лет.

Поражаются органы желудочно-кишечного тракта.




8.ПАУ.-полициклические ароматические углеводороды.

Образуется при нагревании органического вещества в условиях недостатка кислорода, присутствует в выхлопных газах автомобилей, промышленных газовых выбросах. Обнаруживается в сигаретном дыме и жареных продуктах, в дыме коптилен (при копчении колбас, окороков).

Любая термическая обработка пищи способствует образованию бензопирена . Бензопирен обладает канцерогенным действием.

Вызывает онкологические заболевания.



















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Здоровье человека и окружающая среда

Автор: Бакирова Рашида Шайкеновна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "0храна окружающей среды"
    ["seo_title"] => string(29) "0khranaokruzhaiushchieisriedy"
    ["file_id"] => string(6) "300526"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456747822"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "0храна окружающей среды"
    ["seo_title"] => string(30) "0khranaokruzhaiushchieisriedy1"
    ["file_id"] => string(6) "300527"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456747829"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока ОБЖ в 6 классе по теме :"Влияние окружающей среды на здоровье человека." "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-obzh-v-6-klassie-po-tiemie-vliianiie-okruzhaiushchiei-sriedy-na-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "241354"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445237934"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Воспитательский час на тему: "Влияние окружающей среды на здоровье" "
    ["seo_title"] => string(77) "vospitatiel-skii-chas-na-tiemu-vliianiie-okruzhaiushchiei-sriedy-na-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "206527"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430208254"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Статья «Защита окружающей среды в Германии, России, Пензенской области»"
    ["seo_title"] => string(81) "stat-ia-zashchita-okruzhaiushchiei-sriedy-v-giermanii-rossii-pienzienskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "296794"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456078648"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства